Тема поэта в творчестве Бориса Пастернака


"Во всём мне хочется дойти

До самой сути...

...........................................

До оснований, до корней,

До сердцевины".

Б. Пастернак

Тема роли поэта и поэзии в обществе, место поэта в мире имеют в русской литературе вековую традицию. Хрестоматийный пушкинский "Пророк", призвавший "глаголом жечь сердца людей", определил позицию художника в обществе на много лет. И Б. Пастернак не обошел молчанием эту тему. Уже у раннего Пастернака есть очень нестандартное образное определение творчества:

"Февраль. Достать чернил и плакать!...........................................И чем случайней, тем вернееСлагаются стихи навзрыд".

Или

"На тротуарах истолкуС стеклом и солнцем пополам,Зимой открою потолку и дам читать сырым углам".

Его образы поэта проходят эволюцию, но никогда идеал художника у Пастернака не связан с трибуной

"Поэзия, я буду клястьсяТобой, и кончу, прохрипев:Ты не осанка сладкогласца,Ты - лето с местом в третьем классе,Ты - пригород, а не припев".

Другими словами, автор не согласен на роль сладкогласца, он и читателю и себе берёт билет в "третьем классе". Пастернаку близка пушкинская эстетика. Под эстетикой художника он понимает "Его представление о роли искусства в истории и о его собственной ответственности перед ней". Со временем это понимание у Пастернака расширяется и в него входят элементы нравственного характера. Символичны строки из "Спекторского":

"Не спите днём. Пластается в длинуДыханье парового отопленья.Очнувшись, Вы очутитесь в пленуГнетущей грусти и смертельной лени.Не сдобровать забывшемуся сномПри жизни солнца, до его захода".

Первые строчки - это слова Пушкина из стихотворения "Сон" (отрывок). Они тоже наставления о необходимости душевной бодрости. Хронологически за "Спекторским" идёт цикл "Второе рождение". Второе рождение - это новое отношение к окружающему миру, но это явление и поэтическое. Поэзия - это вторая действительность, преображенная через метафору. Поэзия возвращает миру первозданность чуда. "Второе рождение" - это второе сотворение мира, откровение поэзии и поэта. И здесь в стихотворении "Мне хочется домой в огромность" звучит прямая перекличка с пушкинским "Пророком". Как и у Пушкина, в центре фигура поэта, рождающегося заново. Возрождение связано с возвращением (у Пушкина "Из пустыни", у Пастернака "С Кавказа") и принятием роли поэта (у Пушкина "глаголом жечь сердца", у Пастернака "...опавшей сердца мышцей" услышать и оживить в слова,

"Как ты ползёшь и как дымишься,Встаёшь и строишься, Москва").

Как у Пушкина не было пропасти между поэзией и прозой, так нет ее и у Пастернака. Не случайно главный герой "Доктор Живаго" - поэт. В стихотворении "Гамлет" утверждается, что поэт всегда в центре жизни, на подмостках:

"Гул затих. Я вышел на подмостки.Прислонясь к дверному косяку,Я ловлю в далёком отголоске,Что случится на моём веку".

Борис Пастернак выполнил миссию поэта: "...весь мир заставил плакать над красой земли..."