Рекомендации по созданию мультимодальных транспортно-логистических центров (МТЛЦ)
Лекция 10 Рекомендации по созданию мультимодальных транспортно-логистических центров (МТЛЦ)
Задача создания мультимодальных транспортно-логистических центров является для Казахстана весьма актуальной. Эффективность обслуживания клиентуры, оперативное управление и координация работы различных видов транспорта многочисленных операторов перевозчиков и экспедиторских компаний в регионах невозможны без создания МТЛЦ. Основные задачи, возлагаемые на МТЛЦ:
- оптимизация и эффективное продвижение грузопотоков по ввозу и вывозу ресурсов и продукции с территории региона;
- координация наиболее эффективного из них, оптимизация транспортной составляющей;
- разработка и внедрение эффективных погрузочно разгрузочных, транспортно-складских, сортировочных, упаковочных средств и современных технологий;
- определение и оптимизация количества и размещения ТЛЦ, их автоматизация и комплексная механизация, оснащение современными компьютерными технологиями;
- создание региональных телекоммуникационных сетей и систем для управления материальными и информационными потоками.
Функционирование МТЛЦ основывается на поэтапном создании вокруг областных центров и крупных городов Казахстана системы терминальных комплексов и логистических центров. При этом усиливается взаимосвязь развития транспорта с развитием других отраслей экономики, определяющая не только требования к транспорту в отношении направлений, объемов и качества перевозок, но и возможности его развития.
В настоящее время необходимо говорить именно о системе мультимодальных транспортно-логистических центров на территории РК, поскольку как бы не важна была роль того или иного мультимодального транспортно-логистического центра, наибольшую эффективность можно получить только от системных скоординированных действий всех крупнейших транспортных центров Казахстана.
Один мультимодальный транспортно-логистический центр способен играть существенную роль в своем экономическом районе, но для эффективной и качественной работы с международными транзитными грузами, экспортными и импортными грузами, перемещаемыми в рамках больше чем данный экономический район, необходимо, что бы аналогичные центры были созданы и в других крупных транспортных центрах, с которыми данный мультимодальный транспортно-логистический центр имеет транспортные связи. Потому что недостаточно, если груз будет эффективно и качественно, в соответствии с международными требованиями, перерабатываться и транспортироваться в зоне влияния того или иного мультимодального транспортно-логистического центра, необходимо, что бы такой же уровень качества и скорости был обеспечен на всем протяжении движения и переработки груза и за пределами зоны влияния этого мультимодального транспортно-логистического центра.
Основной задачей формирования мультимодальных транспортно-логистических центров является
комплексное развитие всех видов транспорта,
терминального и складского хозяйства,
систем информационного, телекоммуникационного и страхового сопровождения грузов на территории мультимодального транспортно-логистического центра.
В силу естественных причин не все виды транспорта одинаково хорошо развиты на территории того или иного транспортного узла, поэтому первоначально упор делается на два три вида наиболее развитого и перспективного транспорта, что позволяет уже на первоначальном этапе получить определенные положительные результаты от начала
реализации программы. Параллельно с этим идет развитие и других видов транспорта, но поскольку они изначально отставали от более развитых видов, то и процесс их становления будет идти более продолжительное время. Вместе с развитием транспорта необходимым условием является развитие (создание) складского и терминального комплекса и всей транспортной инфраструктуры в целом.
Еще одним важным условием для развития мультимодального транспортно-логистического центра выступает наличие единого оператора. Единый оператор мультимодальных перевозок призван отслеживать продвижение груза, скорость, качество и безопасность его доставки, согласованность работы различных видов
транспорта, перевалку с одного вида транспорта на другой. Наличие единого оператора мультимодальных транспортных перевозок существенно упрощает процедуру оформления документов на осуществление грузоперевозок, так как отправитель заключает контракты не с каждым отдельным перевозчиком на различных видах транспорта (железнодорожном, автомобильном, воздушном, морском, речном), а только с одним единым оператором, который в свою очередь имеет контракты на перевозку со всеми перевозчиками, необходимыми для доставки груза получателю.
Права и обязанности оператора мультимодальной перевозки:
1. Оператор мультимодальной перевозки не вправе отказывать в предоставлении услуг по перевозке грузов любому юридическому или физическому лицу, обратившемуся к ним. Отказ в предоставлении услуг оператором мультимодальной перевозки при перевозке грузов не допускается кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством Сторон.
2. Оператор мультимодальной перевозки вправе выбирать оптимальный вид транспорта и маршрут перевозки, если иное не обусловлено договором мультимодальной перевозки.
3. Если иное не установлено в договоре мультимодальной перевозки, груз должен быть перевезен оператором мультимодальной перевозки в нормативный срок.
4. В случае, когда обстоятельства не позволяют перевезти груз, оператор мультимодальной перевозки должен запросить указания у грузовладельца (грузоотправителя). Все указания должны быть квалифицированы как изменения договора мультимодальной перевозки с последующим отнесением всех дополнительных расходов на грузовладельца (грузоотправителя).
В случае, когда обстоятельства, которые не позволяют перевезти груз, привели к продаже груза, все средства, полученные от продажи, за вычетом расходов, связанных с перевозкой и продажей, должны поступить в пользу грузовладельца (грузоотправителя) либо лица, в чьей собственности находился груз.
В случае если обстоятельства, которые не позволяют доставить груз, являются следствием ошибок или упущений оператора мультимодальной перевозки, убытки, вызванные недоставкой или просрочкой в доставке груза, должны быть компенсированы оператором мультимодальной перевозки.
5. Оператор мультимодальной перевозки имеет право удержания груза, который находится в их распоряжении, в обеспечение причитающихся им провозной платы и других платежей по перевозке, если иное не вытекает из существа обязательства.
6. Страхование деятельности оператора мультимодальной перевозки за вред, который может быть причинен участникам транспортного процесса или третьим лицам, при выполнении им своей деятельности является обязательным. Объектом страхования могут быть имущественные интересы оператора мультимодальной перевозки, связанные с его обязанностью возместить вред, вызванный вследствие осуществления своей деятельности.
Учитывая то, что каждый город имеет свои специфические особенности, что развитость транспорта и транспортной инфраструктуры различна в разных городах
процесс формирования мультимодальных транспортно-логистических центров будет идти по разному в каждом конкретном городе. Однако, общие требования, перечисленные выше, являются необходимыми для того, чтобы в транспортном узле начал формироваться мультимодальный транспортно-логистический центр. Общей для всех является также и основная задача комплексное развитие всех видов транспорта, складского и терминального хозяйства, таможенной инфраструктуры, банковских и страховых компаний, технологий информационного сопровождения грузов. Конечной целью формирования мультимодального транспортно-логистического центра будет являться создание не только мощной транспортной и терминально-складской инфраструк-
туры, но и возникновение в этом месте информационного, логистического и сервисного центра, развитие туристического комплекса, подъем (развитие) промышленного производства.
Рассматривая мультимодальные транспортно-логистические центры можно отметить, что по своему значению, по охвату территории они существенно различаются. При их общем значении организации мультимодальных и интермодальных перевозок, обеспечении комплексного подхода к развитию транспортной и распределительной систем, организации взаимосвязей между всеми видами транспорта, имеющимися на территории тяготения к центру, компаниями-операторами перевозок, складским и терминальным комплексом мультимодальные транспортно-логистические центры различаются по уровню концентрации пассажиропотоков, грузопотоков и территории влияния. Данное разделение мультимодальных транспортно-логистических центров зависит от места их расположения, прохождения в зоне их влияния транспортных коридоров, от геополитического положения не только самого центра, но и государства, в котором данный центр расположен.
Можно выделить два типа мультимодальных транспортно-логистических центров. Первые, наиболее крупные центры международного уровня. Данный центр должен обладать развитой транспортной инфраструктурой, на его территории должны быть достаточно развиты и эффективно функционировать несколько видов транспорта и существовать объективные условия для их дальнейшей модернизации и обеспечения комплексной, взаимоувязанной работы всех имеющихся видов транспорта. Необходимо, что бы данный центр был способен (имел необходимый парк транспортных средств, подвижного состава и соответствующие инфраструктуру и технологии) в оперативном режиме осуществлять доставку грузов в пределах зоны своего влияния в прямом, интермодальном и мультимодальном сообщениях. Кроме того, такой центр, для того, что бы являться мультимодальным транспортно-логистическим центром международного значения, должен иметь достаточно развитый складской и терминальный комплекс, способный принять и переработать грузы не только для региона, в котором он расположен, но и транзитные грузы, проходящие через территорию государства. Должна быть развита сеть страховых компаний и банков, способных оказать необходимые услуги во всей зоне влияния данного центра как грузоотправителям и грузополучателям, так и транспортным, складским компаниям. Это страхование грузов и пассажиров, ведение дел в случае наступления страховых выплат, предоставление займов и кредитов на модернизацию транспортной и складской инфраструктуры. Необходимо, что бы в данном центре имелись достаточно крупные компании-операторы перевозок, способные в дальнейшем взять на себя функции единого оператора мультимодальных транспортных перевозок в пределах зоны влияния международного мультимодального транспортно-логистического центра. Важным условием выступает так же наличие учебных учреждений, способных осуществлять подготовку квалифицированных кадров для организации мультимодальных перевозок и работы мультимодального транспортно- логистического центра.
Мультимодальный транспортно-логистический центр международного значения должен иметь через международные транспортные коридоры выходы за границы
Республики Казахстан и являться центром по переработке и транспортировке международных, в том числе транзитных, грузов. Данные узлы должны иметь устойчивые связи с зарубежными мультимодальными транспортными узлами, так как на них будет замкнут международный грузопоток, поступающий из-за рубежа для всего экономического района или государства и аккумулироваться, а в дальнейшем отправляться за рубеж, грузы, предназначенные на экспорт с территории, которую данный мультимодальный транспортно-логистический центр охватывает.
Кроме того, они будут являться узловыми точками, позволяющими собирать информацию, отслеживать и контролировать прохождение международных транзитных грузов, в том числе и контейнеров, обеспечивать весь комплекс услуг для данных грузов, пока они пребывают в зоне влияния данного мультимодального транспортно-логистического центра международного значения.
Второй уровень мультимодальных транспортно-логистических центров узлы внутриреспубликанского значения, зона их влияния один, два, три субъекта Республики Казахстан (область, город). В зависимости от территории, объемов пассажиропотоков и грузопотоков внутриреспубликанский мультимодальный транспортно-логистический центр охватывает от одного до трех регионов. Охват территории тем или иным мультимодальным транспортно-логистическим центром, прежде всего, связан с его экономическим, географическим положением и имеющимися транспортными связями. Внутриреспубликанский мультимодальный транспортно-логистический центр формируется в транспортном узле, способном осуществлять оперативную доставку и переработку грузов в пределах своего региона или нескольких регионов.
На территории Казахстана предпосылки для формирования эффективной системы МТЛЦ имеются в следующих городах: по Северному региону - Астана, Павлодар, Костанай, по Юго-Восточному Алматы, Шымкент, Достык, по Западному - Актау, Актобе и Атырау. Города выбраны не случайно, именно в них намечается рост производительных сил на перспективу и концентрация мощного грузопотока. Северный, Юго-Восточный, Западный регионы обладают присущей только им характерной системой факторов, связей и процессов. Исходя из вышеприведенной классификации МТЛЦ, международные МТЛЦ рекомендуется разместить в городах Астана, Алматы, порт Актау, ст. Достык, а в городах Павлодар, Костанай, Шымкент, Актобе, Атырау МТЛЦ внутриреспубликанского уровня.
Говоря о различных типах мультимодальных транспортно-логистических центров необходимо помнить о комплексном подходе к данному вопросу. Это значит, что международные и внутриреспубликанские мультимодальные транспортно-логистические центры существуют не оторвано друг от друга, а взаимно дополняют друг друга. Геополитический эффект от развития мультимодальных транспортно-логистических центров в Казахстане во-первых, это эффект, от мультимодальных транспортно-логистическим центров в рамках стратегии развития транспортной сети Республики Казахстан; во-вторых, это роль данных центров в работе уже имеющихся международных транспортных коридоров. Следует отметить, что уже сейчас Казахстан играет роль транспортного моста между Европой и Азией и это имеет важное политическое значение. Такая специализация нашей страны в мировой экономической системе позволяет Казахстану существенно влиять на эту систему и играть значительную внешнеполитическую роль. Это, в частности, означает и определенную зависимость тех или иных стран от Казахстана. Выгодное геополитическое положение, контроль над транспортными маршрутами, особенно в точках их пересечения, а такими точками как раз и являются мультимодальные транспортно-логистические центры, позволят Казахстану занять достойное место на международной арене и отстаивать свои внешнеполитические интересы.
Рекомендации по созданию мультимодальных транспортно-логистических центров (МТЛЦ)