Конспект урока физики для 7 класса «Молекулы»
Гусева Людмила Александровна,
Учитель физики и информатики МАОУ лицея № 82, г. Нижний Новгород
Методическая разработка урока
Как устроено вещество, или Был ли прав Демокрит?Физика, 7 класс
Тема урока
Молекулы Тип урока: открытия нового знания.Место урока в системе уроков: Урок относится к разделу
Первоначальные сведения о строении вещества . На изучение темы Молекулы по программе Е. М. Гутника, А. В. Пёрышкина Физика. 7-9 классы отводится 1 час. Тема изучается впервые. В 10 классе при изучении молекулярно-кинетической теории знания по данной теме углубляются, расширяется круг научных понятий.Опорные знания: вещество, материя, физическое явление, физическое тело, наблюдения, опыты, гипотеза.
Знания, полученные на уроке, будут служить базой для изучения тем
Диффузия Движение молекул , Притяжение и отталкивание молекул , Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений , понятия диффузия .Цель урока: Сформировать представление о строении вещества.
Задачи:
Дидактические:
Дать понятие о мельчайшей частице вещества – молекуле.
Объяснить изменение объёма тела при нагревании.
Сформировать представление о размерах молекул.
Рассмотреть свойства и состав молекул разных веществ.
Развивающие:
Обучить физическим приёмам мышления, методам познания.
Развивать умение ставить физические эксперименты.
Развивать эвристическое, творческое и логическое мышление.
Развивать познавательную активность.
Формировать межпредметные связи.
Развивать умения анализировать и делать выводы.
Расширить научный кругозор.
Воспитывающие:
Воспитывать умение логически строить свой ответ.
Формировать учебное сотрудничество.
Формировать научное мировоззрение.
Общеобучающие:
Обучить умению объяснять явления на основе физических знаний.
Формировать умение ставить физический эксперимент и объяснять его.
Продолжить работу по формированию умения работать в группе.
Формировать практические умения при постановке опытов.
Диагностика умений и навыков
К моменту изучения темы
Молекулы учащиеся владеют терминами физическое тело , физическое явление , вещество , материя , знакомы с методами физических исследований, умеют проводить измерения физических величин, умеют делать выводы из опытов.Методы:
Проблемно-поисковый, исследовательский, эвристическая беседа, практическая работа.
Ожидаемый результат урока
В результате учебной деятельности на запланированном уроке учащиеся должны освоить понятие
молекула , представление о строении вещества, умение проводить физический эксперимент для получения новых знаний, умение обобщать и делать выводы.Основной материал
Строение вещества. Молекула. Размеры молекулы. Расстояние между молекулами состав молекул. Атом.
Оборудование для учителя:
- учебник А. В. Пёрышкина
Физика.7 класс , доска, мел, спички.Оборудование для учащихся
- учебник А. В. Пёрышкин
Физика, 7 класс , тетрадь, ручка;- воздушный шарик, ступа, пестик, кусочки мела, стакан, вода, гуашь, установка для демонстрации расширения тел при нагревании, спиртовка, штатив, спиртовка, колба с подкрашенной жидкостью.
Деятельность учителя |
Психологическое обоснование |
I. Организация класса |
|
- Здравствуйте. Сегодня нам с вами предстоит разрешить важную научную проблему. Более 2500 лет назад Демокрит, философ, живший в Древней Греции, задался вопросом: Из чего состоит вещество? |
Создание положительной атмосферы для обучения. Привлечение внимания учеников. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии |
|
- Что называется физическим телом? (Все тела которые нас окружают) |
Актуализация знаний. Выявление связей. |
- Из чего состоят тела? (Из вещества) |
Актуализация знаний. |
III. Построение проекта выхода из затруднения |
|
- А из чего состоят вещества? (Ученики предполагают, строят гипотезы) |
Активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие эвристического мышления. |
- Как мы можем определить, какая из ваших догадок верна? (Понаблюдать поставить опыт) |
Проблемный вопрос. Связь учебной задачи с изученным материалом. |
- Так поступил Демокрит, живший 2500 лет назад. Он предположил, что вещества состоят из мельчайших частиц. |
Привлечение внимания учащихся. Подготовка их к получению новых знаний. |
- Как вы думаете, что он сделал, чтобы проверить своё предположение? (Поставил эксперимент) |
Проблемный вопрос. Связь учебной задачи с изученным материалом. |
- Нам сегодня предстоит проделать путь Демокрита – проверить гипотезу на опыте и вывести физический закон. |
Подготовка детей к изучению новой темы, постановка цели урока. |
Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока: Как устроении вещество, или Был ли прав Демокрит | . (Пишет на доске Ученики записывают в тетрадях).
Формулировка темы урока. |
Запишем нашу гипотезу: (Пишет на доске ученики – в тетрадях). Гипотеза: все вещества состоят из мельчайших частиц. |
Формулировка учебной задачи. |
Чтобы проверить гипотезу о строении вещества, организуем 5 рабочих групп. (Ученики делятся на группы) |
Организация деятельности учащихся по решению учебной задачи. |
IV. Реализация построенного проекта |
|
В каждой группе выберите руководителя, лаборанта, экспериментатора, теоретика, научных сотрудников. (Распределяют роли) |
Организация деятельности учащихся по решению учебной задачи. |
- Руководители научных групп, пожалуйста, возьмите бланки с заданием. (Приложение 2) |
Организация деятельности учащихся. |
- Научные сотрудники, запишите на бланке фамилии и должности в вашей группе. |
Организация деятельности учащихся. |
- На бланках описан эксперимент, который ваша группа будет проводить, чтобы проверить гипотезу о строении вещества. Прочитайте. (Читают) |
Организация деятельности учащихся. Восприятие учащимися учебной задачи. |
- Лаборанты, получите, пожалуйста, необходимое оборудование для эксперимента. (По очереди берут оборудование) |
Организация деятельности учащихся. |
- Экспериментаторы проводят эксперимент, пользуясь помощью учителя. |
Организация деятельности по решению учебной задачи. |
- Научные сотрудники на бланках должны описать: Действия экспериментатора; Наблюдаемые явления; Выводы теоретиков |
Организация деятельности учащихся по решению учебной задачи. |
- Теоретики основывают результаты эксперимента и делают выводы о строении вещества и его свойствах. |
Организация деятельности учащихся по решению учебной задачи. |
- Приступайте к работе. Руководители контролируют ход работы; Лаборанты собирают установку; Экспериментаторы проводят опыты; Теоретики анализируют наблюдения и делают выводы; Научные сотрудники фиксируют ход эксперимента и выводы теоретиков. |
Учебное действие – анализ. Поисковая и практическая деятельность учащихся. |
- Группа №1 вы готовы представить результаты? (Группа №1 выходит к доске) |
Проверка готовности класса к работе. |
- Опишите, какой эксперимент вы проводили, и какие выводы сделали? (Научные сотрудники сдают письменный отчёт учителю. Руководители докладывают о результатах эксперимента.) |
Вербализация физического явления. Теоретический анализ экспериментальной деятельности. |
- Молодцы! Вы все хорошо поработали. |
Эмоциональная оценка. |
- Ваши эксперименты помогли доказать гипотезу? |
Анализ результатов деятельности. |
- Вот и Демокрит доказал свою гипотезу опытами, и в результате сформулировал теорию о строении вещества – молекулярно-кинетическую теорию. Частицы, из которых состоят вещества, он назвал молекулами. |
Учебное действие – обобщение. Вербализация физического явления. |
- Запишите в тетрадях: Молекула – это мельчайшая частица вещества. |
Теоретическое определение физического понятия. |
- Раз молекула – это мельчайшая частица вещества, значит ли это, что молекулу нельзя разделить на более мелкие частицы? (Нет. (Некоторые учащиеся знакомы с понятием атома). |
Подготовка учащихся к восприятию новых знаний. |
- А почему тогда говорят, что молекула – это мельчайшая частица вещества, а не атом? (Предположения учеников) |
Проблемный вопрос. Учебное действие – анализ. |
- Дело в том, что молекулы одного и того же вещества одинаковые, а разных веществ - имеют разный состав. Из одних и тех же атомов можно построить молекулы разных веществ. Например: Молекула кислорода О2 состоит из двух атомов кислорода (рисует на доске). Молекула озона О3 состоит из трёх атомов кислорода. Атомы одни и те же, а вещества разные. Поэтому молекула считается мельчайшей частицей вещества. |
Переключение внимания учащихся с абстрактных понятий на визуальное восприятие. Учебное действие – сравнение. Формирование представлений о строении и составе молекул. |
- Запишите: Молекулы одного вещества одинаковы. |
Учебное действие – операция абстрагирование. |
- Что мы уже знаем о молекулах? (То, что молекула – мельчайшая частица вещества, молекулы одного вещества одинаковы, молекулы не меняют размер.) |
Закрепление знаний. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний. |
- Эти знания о молекулах и составляют учение о молекулах – молекулярно-кинетическую теорию. |
Учебное действие – обобщение. |
- Начертите в тетради таблицу (Приложение 1, слайд 2). Запишем 1 положение МКТ. |
Учебное действие – операция абстрагирование. |
Раздаёт каждому ученику текст поэмы Тита Лукреция Кара О природе (вещей | Приложение 3 +слайд 3)
Подготовка к зрительному восприятию информации. |
- О природе вещей люди задумывались задолго до Демокрита. Сохранилось более древнее сочинение философа Тита Лукреция Кара О природе вещей | . Послушайте, как он размышлял о составе вещества (Приложение 3).
Зрительное и слуховое восприятие информации. |
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
|
- Найдите здесь доказательства первого положения МКТ? |
Поисковая деятельность учащихся. |
VI. Реализация построенного проекта |
|
- А что происходит с телами при нагревании? (Они увеличиваются) |
Вербализация зрительных ощущений. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний. |
- Группа №2, объясните на основе МКТ. почему тела при нагревании увеличиваются? (Выступление Группы №2) |
Вербализация физического явления. Теоретический анализ экспериментальной деятельности. |
- Молодцы вы очень наблюдательны. |
Эмоциональная оценка. |
- Группа №3, справедлив ли вывод группы №2 для вашего опыта? (Выступление группы №3) |
Вербализация физического явления. Теоретический анализ экспериментальной деятельности. |
- Под таблицей запишите: При нагревании расстояние между молекулами увеличивается, при охлаждении – уменьшается |
Перевод экспериментальных действий в теоретическую форму. Учебное действие – абстрагирование. |
Запишем 2 положение МКТ: (Приложение 1, слайд 2) |
Вербализация физического понятия. |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
|
Найдите в поэме Лукреция Кара доказательства второго положения МКТ? |
Поисковая деятельность учащихся. |
VIII. Реализация построенного проекта |
|
- Группа №4, доказывает ли ваш опыт 2 положение МКТ? (Выступление Группы №4) |
Вербализация физического явления. Теоретический анализ экспериментальной деятельности. |
- Молодцы! Вы отлично справились с заданием. |
Эмоциональная оценка. |
IX. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
|
Запишем 3 положение МКТ: (Приложение 1, слайд 2) |
Вербализация физического понятия. |
X. Реализация построенного проекта |
|
- Группа №5, расскажите, что вы наблюдали в ходе эксперимента и как взаимодействуют молекулы друг с другом? (Выступление группы №5) |
Вербализация физического явления. Теоретический анализ экспериментальной деятельности. |
- Всё верно. |
Подтверждение. |
XI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
|
Найдите в поэме Лукреция Кара доказательства третьего положения МКТ? |
Ученое действие – анализ, абстрагирование. |
XII. Рефлексия учебной деятельности |
|
- Давайте сформулируем наше сегодняшнее открытие. Какова была наша гипотеза? Подтвердилась ли она? Как мы смогли её подтвердить? |
Подведение итогов урока. Акцентирование внимания учащихся на знаниях, полученных на уроке. Учебное действие – обобщение. |
- Как вы думаете, насколько это открытие для людей и почему? (Например, люди смогли объяснить многие явления на основе МКТ) |
Осознание значимости своей деятельности учащимися. Учебное действие - анализ, обобщение. |
- Но почему тогда все физические тела не распадаются на отдельные молекулы, а существуют как единое целое? (Выдвигаются гипотезы) Природу этого явления мы выясним на следующем уроке. А сейчас – домашнее задание. |
Подготовка к восприятию учебного материала на следующих уроках. |
XIII этап. Домашнее задание |
|
- Запишите задание на дом: §7, 8, ? после §; Заполнить таблицу в тетради примерами из поэмы О природе вещей | или собственными;
Постановка задачи по закреплению учебного материала для самостоятельного выполнения дома. |
Домашнее задание:
§7,8, вопросы;
Выучить записи в тетради
ПАСПОРТ МОЛЕКУЛЫ
ЛАТ. ИМЯ
МЕСТО ОБИТАНИЯ
Из чего состоит вещество или Был ли прав Аристотель?
Гипотеза:
Все вещества состоят из мельчайших частиц.
Основные положения молекулярно-кинетической теории:
Все тела состоят из молекул, между которыми есть промежутки.
Молекулы непрерывно и хаотически движутся.
Молекулы взаимодействуют между собой.
Оформление доски
Самоанализ урока
Использованные материалы
А. В. Пёрышкин
Физика.7 класс , М: Дрофа, 2015Тит Лукреций Кар
О природе вещей . URL: classics/bibliotheca/lucretius. htm (дата обращения: 16.07.2014)Изображения в презентации:
Слайд 1:
Data/Files/_plugins/information/391146/11940601_11940636.jpg
Прочие изображения: Организатор клипов Microsoft.