Внешнеэкономическая инфраструктура России, как признак социально-экономического развития и модернизации экономики

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБКРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени С.М. Кирова»

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Мировая экономика».

На тему №:90 «Внешнеэкономическая инфраструктура России, как признак социально-экономического развития и модернизации экономики».

Выполнил_________ Вырин Николай Дмитриевич

ФЭУ 2 курс 3 группа

№ зачетной книжки: 612163

Проверил_________ доцент: Тростинская В.П.

Санкт-Петербург

2014

Оглавление

1.Актуальность работы

2.Введенике

3. Понятие внешнеэкономической политики государства

4. Социально-экономическое развитие России

5.Модернизация экономики

6.Заключение

7.Список используемой литературы

Актуальность работы

Актуальность моей темы очень высока и будет оставаться такой ещё очень долгое количество времени. Ведь этот аспект очень важен для нашей страны. За счёт природных богатств мы очень активно ведём внешнеэкономическую политику и она являются большей частью нашей бюджета и именно благодаря ей активно происходит социально-экономическое развитие страны и модернизация экономики страны.

Введение

Внешнеэкономическая политика (ВЭП) любого государства является важной, а в ряде случаев и определяющей частью его общей внешней политики. Зачастую государство формирует свои внешнюю политику и внешнеполитические связи исходя главным образом из требований ВЭП, а те или иные важные политические решения и инициативы являются уже следствием внешнеэкономических закономерностей.

История развития Европейского Союза - яркое тому доказательство. Острая потребность европейских государств в объединении их экономических пространств, в создании единого товарного, трудового и финансового рынка привела к жесткой политической интеграции с созданием Европарламента и других наднациональных общеевропейских политических структур. Практически осуществленные четыре степени свободы: свобода перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы ставят на повестку дня новые политические интеграционные решения, вплоть до введения единого общеевропейского паспорта.

В то же время ВЭП тесно увязана с внутренней экономической и социальной стратегией. Основные принципы ВЭП должны отражать особенности экономической ситуации в стране и соответствовать основным положениям внутренней социально-экономической политики государства. Имеет место и обратная связь, так как ВЭП существенно влияет на содержание и темпы осуществления внутренней экономической политики, поскольку внешнеэкономические связи могут служить весьма эффективным средством, содействующим реализации внутренних социально-экономических программ. Результаты практического осуществления ВЭП могут реально воздействовать на структуру и динамику инвестиций, темпы и эффективность общественного производства и т.д.

Понятие внешнеэкономической политики государства

Внешнеэкономическая политика государства - это целенаправленная и комплексная программа действий законодательной и исполнительной властей по развитию повышению эффективности внешнеэкономических связей, реализуемая как во внутренней финансово-производственной сфере через инвестиционную, таможенную и налоговую политику, так и сфере внешнего обмена путем повышения коммерческой эффективности экспортных, импортных, валютных и иных внешнеэкономических операций. Очевидно, что основными задачами законодательной власти является разработка и принятие необходимой и достаточной договорно-правовой базы для нормальной деятельности всех субъектов ВЭД, а исполнительной власти - практическая работа по реализации ВЭП через организационные структуры ВЭД и контроль за надлежащим исполнением правовых норм ведения ВЭД всеми ее участниками. Причем формирование и совершенствование организационных структур, через которые практически осуществляется ВЭД, само по себе является важным и эффективным элементом ВЭП государства.

Формирование ВЭП должно осуществляться на основе глубокого анализа и максимально полного учета целого ряда важнейших факторов: блока внутренних социальных, экономических и правовых факторов, а также блока внешних факторов.

К группе основных внутренних факторов следует отнести:

уровень развития и структуру производственных сил страны;

состояние природных ресурсов и климатических условий;

• количественный и структурный баланс внутреннего производства и потребления или, другими словами, количественную и структурную характеристику внутреннего рынка;

• валютно-финансовое положение страны;

• количественный и профессиональный состав экономически активног населения.

Анализ перечисленных внутренних факторов дает необходимые основание и исходные данные для формирования самых общих принципов ВЭП по следующим структурным направлениям:

• экспортная политика, включая нормы, регулирующие экономическое и техническое сотрудничество с зарубежными странами;

импортная политика;

валютное регулирование;

принципы внутреннего финансирования экспортных и импортных операций;

регулирование внешнего финансирования экспортных и импортных операций и иностранных инвестиций;

• регулирование российских инвестиций за рубежом.

С учетом перечисленных выше внутренних факторов формируется ВЭП самого общего уровня, обусловленная общенациональными интересами страны. Можно выделить ВЭП государства еще двух уровней:

Регионального уровня, когда общие принципы ВЭП этого уровня должна вестись с учетом конкретных правовых и экономических условий взаимодействия РФ с региональными политическими и союзами стран: СНГ, ЕС, АТЭС и др. Разработка ВЭП этого уровня должна вестись с учетом международной политической и экономической ситуации, а также обязательств государства, вытекающих из участия его в международных соглашениях и договорах;

Странового уровня, когда учитываются особенности всего комплекса взаимоотношений с каждой конкретной страной, т.е. вся совокупность внешних факторов, а именно: взаимодополняемость экономики РФ и экономики рассматриваемой страны; уровень развития производственных сил страны и их структура; экономическая и социально-политическая ситуация в стране; объем и структура внутреннего производства и потребление состояние платежного баланса рассматриваемой страны;

особенности финансово-кредитных отношений РФ с этой страной; особенности правового регулирования ВЭД страны (режим ВЭД), включая наличие обязательств, вытекающих из ее участия в международных соглашениях и договорах.

Результаты анализа всех перечисленных факторов позволяют сформировать реально обоснованную внешнеэкономическую политику по отношению к рассматриваемой стране, т.е. адаптировать общие принципы ВЭП к условиям взаимодействия РФ с конкретной страной.

Основные средства государственного регулирования ВЭД и реализации: ВЭП

Основные средства государственного регулирования ВЭД и реализации ВЭП можно подразделить на три группы:

международные договоры и соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве;

экономические средства регулирования;

неэкономические или административные средства регулирования.

Международные договоры и соглашения.

Одним из эффектных средств государственного регулирования ВЭД являются двусторонние и многосторонние международные договоры и соглашения; в первом случае они подписываются с отдельными странами, а во втором - с группой стран или интеграционной группировкой. В настоящее время одной из важнейших задач Правительства РФ остается совершенствование договорно-правовой базы торгово-экономических отношений страны исходя из решения о преемственности России в отношении прав и исполнении обязательств по международным договорам Советского Союза. В последние годы Минторгом, МИД России и другими причастными ведомствами проводилось активная работа по анализу условий международных договоров СССР с целью их адаптации к современным возможностям и потребностям страны, а также разработке новых российских международных соглашений, призванных регулировать торгово-экономические связи РФ с зарубежными странами. Как и ранее, международные договоры РФ о торговле, платежных отношениях, транспортном обеспечении товарооборота и проч. остаются одним из важнейших средств государственного регулирования ВЭД и реализации ВЭП России во взаимоотношениях с другими государствами, в этих соглашениях фиксируется как основные общеэкономические принципы российской ВЭП, так и ее особенности на регионально-страновом уровне, что фактически представляет собой правовую основу для организации двусторонних ВЭС со страной - партнеров по данном соглашению.

В соглашении находят отражение все условия, которые страны- партнеры по данному соглашению представляют друг другу на взаимной основе и которые определяют правовые особенности их взаимоотношений во внешнеэкономической сфере. Прежде всего фиксируется взаимное представление режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Этот режим понимается как комплекс представляемых товарам и услугам на таможенной территории первой страны условий (уровень таможенных пошлин, внутреннее налогообложение, административное регулирование и др.), которые должны быть не хуже условий, предоставляемых любой другой третьей стране.

Важным элементом соглашения является платежные условия, определяющие технологию расчетов за взаимопоставляемые товары и услуг. Может быть зафиксирована валюта цен контактов, валюта платежа, а также меры по избежанию возможных потерь при изменении курса валюты платежа.

Среди основных условий двусторонних соглашений имеется пункт о статусе Торгового представительства РФ в стране-партнере, предусматривающий его экстерриториальность, возможность использования шифровальной связи, дипломатической почты и другие условия.

Экономические средства государственного регулирования ВЭД. К основным формам экономического регулирования экспортных и импортных операций в условиях рыночной экономики следует отнести таможенно-тарифное регулирование, внутреннее налогообложение, а также регулирование обменного курса национальной денежной единицы. Решающая роль в организации государственного регулирования внешнеторговых операций принадлежит таможенным тарифам. Переход в основном к экономическим методом регулирования ВЭД потребовал более глубокой проработки таможенного законодательства РФ.

К экономическим средствам регулирования ВЭД можно отнести государственное регулирование курса национальной валюты. Манипуляция курсом национальной валюты по отношению к тем или иным иностранным валютам, можно достаточно эффективно влиять на объемы, динамику и географические направления ВЭД. Так снижение курса национальной валюты по отношению к валюте, в которой формируется валютные поступления от экспертных операций, дает преимущество экспортерам за счет соответствующего увеличения эквивалентной денежной массы в национальных денежных единицах и наоборот.

Неэкономические средства регулирования ВЭД.

Несмотря на декларируемый приоритет экономических методов регулирования ВЭД, полностью перейти на эти средства на данном этапе экономических реформ невозможно по следующим причинам:

нерешенность главного социально-политического вопроса современной жизни страны - вопроса о праве собственности на средства производства, включая собственность на землю и недра. Участия частного капитала сводиться в основном к перераспределению и реализации на внешнем рынке производственной продукции. Это главное противоречие современной социально-экономической жизни страны является причиной громадных экономических потерь;

значительной доли государственного сектора в российской экономике, вследствие чего распределение продукции не всегда осуществляется только из соображений экономической эффективности и целесообразности, а применяются во внимание также доводы социально-политические, вопросы государственной безопасности и проч.

К неэкономическим методам следует отнести количественные ограничения, а также сертификацию, технические нормы и стандарты. В практике используются следующие основные формы количественных ограничений:

• запрет экспорта того или иного товара для исправления баланса производства и потребления на внутреннем рынке;

запрет импорта для защиты интересов внутреннего производства и облегчения платежного баланса;

контингентирование и квотирование, применяемое в настоящее время только при поставках по государственным заказам;

лицензирование поставок вооружения, товаров двойного применения, наркотических средств, ядовитых материалов и оборудования, драгоценных металлов и других товаров особого назначения.

Одним из средств нетарифного регулирования экспортных и импортных операций является также сертификация экспортируемой и импортируемой продукции. Это сертификация соответствия или качества и сертификация происхождения товара.

Сертификация соответствия на промышленную продукцию и оборудование выдается Государственным комитетом по стандартизации и метрологии РФ (Госстандарт РФ) или его территориальными органами - центрами стандартизации и метрологии на основании контроля качества и испытаний продукции, выполненных в системе Госстандарта РФ или аккредитованных при нем специализированных лабораториях.

Сертификат подтверждает соответствие фактических характеристик импортируемой продукции техническим и качественным параметрам, декларируемым зарубежным поставщиком, и предъявляется импортером в таможенные органы при оформлении импорта.

В целом российская система сертификации обеспечивает охрану жизни и здоровья своих граждан, растительного и животного мира страны. Осуществляется активная работа по проведению национальных технических норм и стандартов в соответствии с требованиями ВТО о технических барьерах, санитарных и фитосанитарных нормах и т.д.

Технические стандарты и нормы могут быть весьма эффективным средством административного регулирования внешнеторговых товаропотоков. Государственные технические нормы и стандарты, устанавливаемые официальными органами в законодательном порядке, определяют технический уровень и особенности эксплуатационных характеристик изделий, допускаемых к использованию на национальном рынке.

Промышленное развитие страны жестко контролируют соблюдение этих норм и правил, ограждая тем самым свой национальный рынок от проникновения некачественных товаров и нежелательной конкуренции. Эти и многие другие технические барьеры существенно осложняют реализацию целого ряда перспективных товаров российского экспорта на западных рынках, особенно продукции машиностроительных отраслей, и требуют значительных валютных и временных затрат на преодоление этих барьеров.

Социально-экономическое развитие России

Россия в основном восстановилась после глубокого социально-экономического кризиса 2008- 2009 гг. Вместе с тем в послекризисный период страна, как известно, перешла на сниженную траекторию экономического развития. Прирост основных показателей сократился, грубо говоря, почти в два раза. На этом общем фоне сниженной траектории движения вперед с 2012 г. происходит новое заметное сокращение темпов роста валового внутреннего продукта, промышленного производства и других показателей. Не приведет ли этот новый тренд 2012 г., как предсказывают некоторые эксперты, к худшим результатам в последующие годы? Понятно, что в поиске ответа на этот вопрос, в первую очередь, следует разобраться в причинах нового феномена нашего социально-экономического развития.

Прошло три года после кризисного 2009 г. К настоящему времени превышен по валовому внутреннему продукту, примерно, на 4%, по индексу промышленного производства на 5%, по сельскому хозяйству на 6%, по грузообороту транспорта на 2%, по розничной торговле на 13%, по внешнеторговому обороту, экспорту и импорту на 15-20%, по инвестициям в основной капитал на 4%, по реальным доходам на 12%. Восстановлен минимальный уровень безработицы, достигнутый в докризисные годы. Основные макроэкономические показатели докризисного года в среднем восстановлены за два года, а в 2012 г. докризисный уровень по ним заметно превзойден. По итогам 2012 г., по-видимому, будет достигнут также уровень 2008 г. по вводу жилья. Объем кредитов предприятиям и организациям народного хозяйства на начало 2009 г. составил 12,9 трлн руб., а в сентябре 2012 г. 20,2 трлн руб., рост на 57,6%. Но производственные цены промышленности возросли за это время на 62,8%. Таким образом, с начала 2009 г. до сентября 2012 г. объем кредитов в реальном выражении снизился на 3%.

Доходы федерального бюджета в номинальном выражении возросли с 9,3 трлн руб. в 2008 г. до 12,7 ожидаемых в 2012 г., т. е. на 37%. В то же время производственные цены в промышленности за это время выросли на 59%, а индекс потребительских цен составил 34%. Так что в реальном выражении доходы федерального бюджета, которые примерно наполовину идут на выплату заработной платы, довольствия военнослужащим, пенсий, стипендий, пособий, а наполовину затрачиваются на приобретение различных промышленных изделий, на строительство зданий, на перевозку грузов, еще не восстановились и, скорее всего, учитывая небольшой прирост доходов бюджета, намеченный на 2013 г., восстановятся только в 2014 году.

Значительно хуже обстоит дело с восстановлением фондового рынка России, объем которого в период кризиса снизился с 1,5 трлн дол. примерно до 400 млрд дол., а сейчас колеблется вблизи отметки 1 трлн дол. По всей вероятности, он восстановится в 2014 г., а может быть, в 2015 г. Не восстановились и централизованные резервные фонды нашего государства. Международные, золотовалютные резервы достигли уровня 520 млрд дол., в то время, как до кризиса их максимальный уровень составлял 597 млрд дол. Не восстановился и наш Резервный фонд, из которого в период кризиса были изъяты 2,9 трлн руб. в 2009 г. и 1,6 трлн руб. в 2010 г., которые пошли на пополнение доходной части федерального бюджета. Ему, как и фондовому рынку, потребуется, по-видимому, еще 2-3 года для полного восстановления. Профицит бюджета, существовавший до кризиса и сложившийся в 2008 г. на уровне 1,85 трлн руб., сменился в результате кризиса дефицитом бюджета.

В целом с восстановлением российской экономики после кризиса дело вроде бы обстоит неплохо, и это несмотря на то, что из 20 крупнейших держав нашей планеты, представленных на Мировом саммите, в России наблюдался самый глубокий кризис по показателям сокращения ВВП, инвестиций, внешнеторгового оборота, доходов бюджета, фондового рынка. Да и по уровню безработицы мы в кризис опередили большинство стран, немногим уступая США и еврозоне по полной безработице, но сравнявшись или даже превосходя их по полной и частичной безработице. Отток капитала в результате кризиса из России также был самым большим. За пять лет 2008-2012 гг., он составил 370 млрд дол.

Как было отмечено, Россия в основном восстановилась после глубокого социально-экономического кризиса, достигнув и даже превзойдя наиболее существенные докризисные показатели развития народного хозяйства. Вместе с тем надо заметить, что понятие «восстановление после кризиса» не сводится только к достижению докризисных показателей. Не менее важно создать условия экономического и социального роста, а они, увы, пока далеки от восстановления. В результате кризиса Россия перешла на новую сниженную траекторию социально-экономического развития.

Среднегодовой рост валового внутреннего продукта в России составил около 4%, промышленности 5%, грузооборота транспорта 4%, розничной торговли 6%, инвестиций 7%, реальных доходов 3%. Эти темпы в среднем, примерно, вдвое ниже среднегодового экономического роста, достигнутого в России за пять лет, предшествующих кризису за 2003-2007 гг.

Особенно в послекризисный период замедлился прирост финансовых ресурсов в реальном выражении, скорректированный на индекс инфляции. Это замедление по показателям финансовых результатов прибыль минус убыток деятельности всех предприятий и организаций, по объему кредитов для предприятий и организаций, по доходам бюджета и другим показателям составило не 1,5-2 раза, как по основным макроэкономическим показателям, а 3-5 и более раз. А ведь именно финансовые средства это те «дрожжи», на которых растет экономика и социальная сфера. Такой замедленный прирост финансовых ресурсов обрекает страну на сниженные темпы социально-экономического развития.

Мы привели данные в основном по финансовым ресурсам, формируемым внутри страны, правда, в том числе и под воздействием внешнеэкономических финансовых потоков. А как обстоит дело с притоком финансовых средств извне? Здесь важнейший источник экспортная выручка. В кризис 2009 г. она сократилась на 168 млрд дол. США, с 471 млрд в 2008 г. до 303 млрд в 2009 г., или на 55%. Затем экспортная выручка увеличилась в 2010 г. на 97 млрд дол. на 33%, а в 2011 г. она увеличилась еще на 125 млрд дол. на 32%. В 2012 г. ее увеличение составило менее 4%, примерно 20 млрд дол. Всего, таким образом, за три года экспортная выручка увеличилась на 245 млрд дол. США.

Большой прирост экспортной выручки в 2010 и 2011 гг. был связан, прежде всего, с сильным ростом экспортной цены на нефть, главный товар российского экспорта, выручка от которого превышает половину всего экспорта страны. Цена за баррель нефти в 2010 г. составила 78 дол. США в сравнении с 69 дол. в 2009 г. В 2011 г. она выросла в небывалых размерах, до 109 дол. США. Соответственно в огромной мере вырос и наш экспорт в долларовом выражении. Большой размер полученной страной дополнительной валюты из-за повышения цен на нефть и на другие сырьевые товары в 2010-2011 г. не привел к сколь-нибудь заметному приросту макроэкономических показателей нашей страны, как это наблюдалось в предкризисный период. Во многом это связано с тем, что приток валюты через экспорт, так или иначе, резко сокращался из-за оттока капитала.

В 2012 г. цена на нефть не изменилась, а осталась на среднем уровне 109 дол. Этим объясняется необыкновенно малая сумма прироста российского экспорта, чего не наблюдалось с 2000 г., кроме, естественно, 2009 г., когда выручка сократилась. По экспорту за три года пришло 245, а за счет оттока капитала мы лишились 188 млрд дол. США. Так что остаток составил всего 60 млрд дол., который по отношению к объему валового продукта России составил всего 3%. Такая сумма не могла существенно повлиять на ускорение социально-экономического развития, тем более что для латания дыр, которые образовались в финансовой сфере в связи с кризисом и масштаб которых измеряется сотнями миллиардов долларов, эта сумма крайне мала. Напомню, что мы потеряли 211 млрд золотовалютных резервов, 168 млрд экспортной выручки. Огромен был и отток капитала, да и профицита бюджета мы лишились в размере, примерно, 70 млрд дол., а наш резервный фонд «похудел» в период кризиса, примерно, на 150 млрд. Что на фоне этих потерь получение суммы в 60 млрд долларов?!

Я, может быть, злоупотребляю цифрами, обрушивая их в таком количестве на читателя, но у экономиста нет более доказательного способа попытаться количественно оценить протекающие экономические процессы. И главный из этих процессов, драматический для нас, россиян, это переход на вдвое сниженную траекторию социально-экономического развития.

Эта траектория, при которой рост благосостояния для большинства народа незаметен, потребности людей в лучшей жизни растут быстрее, чем в среднем 3-процентный рост их реальных доходов. Надо также иметь в виду: если в среднем доходы растут на 3%, то это значит, что у 55-60% идет снижение реальных доходов, а прирост в 3% получается за счет роста доходов, главным образом, у 20-процентной группы населения с наибольшими доходами.

Это подтверждается статистикой доходов по пяти 20%-ным группам населения с разной их величиной. Если взять динамику по годам процента от суммарного дохода всего населения, который падает на каждую из пяти 20-процентных групп населения, то картина будет удручающая. Нижняя 20-процентная группа населения в 80-е годы имела 10% всех денежных доходов, а сейчас ее доля сократилась до 5%. Доля следующей, примыкающей к нижней 20-процентной группе сократилась, примерно, с 15% до менее чем 10%. Группа населения со средними доходами, третья по счету тоже сократилась с 19 менее чем до 15. И даже благоприятная четвертая группа, примыкающая к группе с высшими доходами, в 1990 г. имела 24% всех доходов, а сейчас немногим более 22%. Совершенно ясно, кто является единственным лидером в приросте денежных доходов населения не только в абсолютном, но и в относительном размере, это пятая группа населения с наибольшими доходами. В 1980 и 1990 гг. она концентрировала 33% всех доходов, а сейчас на ее долю приходится 48%, и она уверенно идет к 50-процентному рубежу.

Легко посчитать средний уровень доходов на душу населения в каждой из групп. Вся сумма доходов населения в 2011 г. составляла 35,2 трлн руб. Так что в среднем на душу населения в месяц приходится 20 712 руб. На первую группу населения с низкими доходами из 35 трлн доходов приходится 1,8 трлн, а населения в каждой группе 28,6 млн человек. Одну цифру делим на другую и получаем, что в среднем на душу в нижней группе приходится около 6,4 тыс. руб. среднедушевого дохода в месяц. Что касается высшей пятой группы, то из 35 трлн руб. на нее приходится 16,7 трлн руб., или 58,4 тыс. руб. на душу в месяц. Так что 1% роста дохода у нижней группы составляет 64 руб. в месяц, а у высшей группы 584 руб. в 9 раз выше.

Но дело в том, что верхняя группа и в процентном отношении растет быстрее, и поэтому получает в 10 и более раз больший прирост дохода на душу в абсолютном выражении в рублях, чем один человек в нижней группе. Все это я привожу, чтобы доказать простой тезис - если реальные доходы растут на 3%, то больше чем у половины населения идет сокращение благосостояния.

До сих пор мы говорим о денежном доходе, но надо принять во внимание и разное влияние инфляции на реальные доходы высоко и низкообеспеченных граждан. Ведь главные составные части инфляции - это оплата жилищно-коммунальных услуг, тарифы на которые ежегодно повышаются, и инфляция по продовольственным товарам, где она сильнее всех, именно эти две статьи занимают около 70% всех расходов малоимущих семей, в то время как у высокообеспеченных семей эти же две статьи занимают только 30%. Так что большой рост цен на жилищно-коммунальные услуги и продовольствие больше ухудшает жизнь малообеспеченных в сравнении с высокообеспеченными. Это также надо учитывать.

Времена правления Л. И. Брежнева - вторая половина 70-х годов и начало 80-х годов получили название «времена застоя». Если проанализировать статистику того времени, то произошло заметное замедление экономического роста. Но все же все эти годы валовой внутренний продукт, реальные доходы ежегодно в среднем увеличивались, примерно, так же, как сейчас, по 3-4%. Значительная часть людей чувствовали себя обездоленными, брошенными, люди не видели перспективы, их потребности намного опережали рост доходов, а главное у значительной части семей сокращались реальные доходы, правда, в меньшем размере, чем сейчас, потому что не было таких разрывов в доходах, как в настоящее время. Тогда разница в среднем доходе пятой и первой группы составляла немногим более трех раз, а сейчас она составляет более девяти раз.

Ясно, что нас никак не могут устроить эти низкие темпы экономического развития и вызываемые ими сниженные темпы социального развития. Как же нам переломить ситуацию и ускорить социально-экономическое развитие страны, которое, на мой взгляд, сейчас является наиболее злободневной и важной задачей?

Для этого, прежде всего, надо разобраться в причинах, которые породили перевод огромного хозяйства огромной страны на вдвое меньшие темпы экономического и социального роста. Главная причина состоит в том, что коренным образом изменились условия социально-экономического развития в ходе кризиса 2008-2009 годов.

Во-первых, вместо притока капитала, который в 2006 г. составил 43 млрд дол., а в 2007 г. 82 млрд дол., с 2008 г. начался интенсивный отток капитала, который за пять лет не показал динамику к сокращению. С большой вероятностью этот отток будет продолжаться и дальше. Важнейшая его причина огромный внешний корпоративный долг наших предприятий, организаций и банков перед зарубежными инвесторами. Этот долг накануне кризиса превысил 500 млрд дол. и вынудил в самой острой его фазе возвращать иностранным инвесторам 100 и более млрд дол. в год, не получая взамен притока капитала из-за кризиса ликвидности и долгов, который обострился в окружающих Россию странах, ее торговых и финансовых партнерах, прежде всего, разумеется, в Европе. В кризис этот долг немного сократился, но в последующие годы он опять стал ежегодно расти и опять восстановился. И поэтому каждый год мы должны, практически, по 100 млрд дол. возвращать проценты по этому долгу и часть «тела» долга по кредитам, срок которых истек. В докризисный период такого большого корпоративного долга у России не было, и мы в таких объемах деньги на Запад в погашение долгов не переводили.

Другая причина - изменение динамики цен на нефть и другие виды сырья и материалов, которые составляют основу нашего экспорта и определяют приток валюты в страну по этой линии. За десять лет с 1998 г. по 2008 г. цена за баррель нефти выросла с 12 дол. до 95 дол., примерно, в 8 раз. Сейчас за три года 2010-2012 гг. цена за баррель нефти выросла в 1,6 раза, и ее рост пока прекратился. В среднем ежегодно темп роста цены на нефть, даже после ее сильного падения в 2009 г., составил немногим более 15%, в то время как, например, с 2002 г. по 2008 г. цена на нефть ежегодно росла на 25-30%, почти вдвое быстрее. Эксперты уверены, что в будущем цена на нефть вряд ли будет расти более 5-10% в год. При этом цена на нефть к 2020 г. при этих, казалось бы, скромных предположениях достигнет 200-300 дол. за баррель, что сейчас трудно себе представить. Если же экстраполировать динамику роста цен на нефть докризисного периода, то цена на нефть должна была бы к 2020 г. составить 700-900 дол. за баррель, что никому не приснится даже в страшном сне.

В докризисный период, особенно в последнее пятилетие перед кризисом, колоссальный приток валюты в страну по экспорту, прогрессивно возраставшему каждый год из-за роста цены на нефть, наполовину обеспечивал темпы социально-экономического развития страны. Сейчас этот источник роста снизился. В лучшем случае некоторое повышение цен на нефть и другие виды сырья в перспективе, через 10-15 лет обеспечит экономический рост на 10, может быть, максимум на 15%, не более, чем 1% в год. В худшем случае, если цена на нефть несколько сократится, скажем, до 70-80 дол. за баррель, нефтяной экспорт станет тормозом развития и его темпы очень быстро просто «сойдут на нет».

Еще один важнейший фактор - это резкое снижение инвестиций, более чем на 16% в ходе кризиса и их медленное трехлетнее восстановление до докризисного уровня. Меньшее вложение средств в народ- ное хозяйство, которое мы наблюдали в 2009-2011 гг., замедляет наше развитие, и это влияние продлится еще несколько лет, поскольку не создавались большие заделы на будущее из-за отсутствия инвестиций.

Кстати, экспортная выручка, которая ежегодно росла на 15-20% в докризисный период, давала средства для роста импорта и, прежде всего, импорта оборудования, главной статьи нашего импорта, занимающей до половины его объема. Это закупаемое оборудование было основным источником технологического обновления отдельных отраслей народного хозяйства. Было проведено техническое переоснащение российской металлургии и трубной промышленности, создана современная телекоммуникационная отрасль, во многом обновились заводы энерго и электромашиностроения и т. д. Сейчас из-за того, что экспорт практически перестал расти, перестал расти и импорт, и возможности технического обновления сокращаются.

Выше я приводил цифры огромных валютных потерь в период кризиса. Если посчитать все потери по максимуму, то их сумма превысит 1 трлн дол., что «обескровило» нашу экономику. Мне нравится выражение «обескровило», связанное с кровеносной системой. Ведь если вдуматься, финансовые средства - это кровь, поддерживающая жизнь всей экономики и социальной сферы. Кризис именно «обескровил» нашу экономику, и мы далеко еще не восстановили тот уровень «крови», который необходим для того, чтобы двигать экономику вперед. Поэтому наши темпы закономерно снизились, и, к сожалению, если не будет принято энергичных мер, не мобилизуются ресурсы и резервы, они и дальше могут снижаться.

Их тянет вниз не только дефицит финансовых ресурсов, который возник в стране после кризиса: сократилась прибыль организаций, которую можно было бы использовать на развитие, не восстановился еще реальный объем бюджетных доходов и расходов, в бедственном положении находится фондовый рынок, через который можно было перераспределять и получать значительные денежные ресурсы; низкие темпы демонстрирует система кредитования предприятий и организаций, наши возможности заимствования финансовых средств на западных финансовых рынках из-за рецессии в Западной Европе тоже сократились. Поэтому нас ждут нелегкие времена и трудности, скорее всего, будут усугубляться. В этом отношении яркий пример вторичное замедление темпов социально-экономического развития в 2012 г., которое приблизило траекторию нашего экономического роста к нулевой отметке.

Модернизация экономики

Россия обладает некоторыми относительными преимуществами, в том числе низким уровнем государственного долга, высоким уровнем экономической активности населения и более высокой, по сравнению со странами ОЭСР, долей выпускников средних школ, собирающихся продолжить свое образование в системе высшей школы. В таких областях,

как космические технологии, Россия является лидером. Но, с другой стороны, экономика отличается низким уровнем производительности, крайним неравенством, невысокими результатами в области здравоохранения и охраны окружающей среды, низким уровнем доступности и использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и неоднозначными результатами в образовании. Развитию деловой среды препятствует

слабость право применения и широко распространенная коррупция. Руководством России неоднократно подчеркивалась важность модернизации и диверсификации экономики,

а также снижения зависимости государственного бюджета от нефтегазовых доходов. Признается также и значение институционального укрепления. Реализуемые инициативы направлены, в частности, на повышение эффективности системы государственного управления, снижение коррупции и стимулирование инноваций. Поскольку значительная часть разрыва в уровне жизни связана с низким уровнем производительности, его

сокращению могли бы существенно содействовать структурные и институциональные реформы. Повышение производительности важно и потому, что быстро стареющее население будет становиться бременем для потенциального уровня занятости, а значит, и для потенциала роста, даже с учетом немалых возможностей, связанных с повышением пенсионного возраста. Продолжает оставаться актуальными совершенствование

основ макроэкономической политики, в частности для более эффективной защиты экономики от колебаний цен на нефть. С окончанием кризиса бюджет страны

стал еще более уязвимым к изменениям в ценах на нефть, а несвязанный с нефтью дефицит стремительно вышел за отметку в 10% ВВП. Необходима постепенная

консолидация, опирающаяся на укрепление налогово-бюджетных основ. Она должна включать последовательную реализацию нового бюджетного правила, принятого в конце 2012 года, который привязывает будущие бюджеты к долгосрочным прогнозам средней цены на нефть (см. главу Укрепление налогово-бюджетных основ). Кредитно-денежная политика за последние 12 лет позволила добиться постепенного снижения инфляции.

Однако переход на низко инфляционную политику, характеризующуюся большей гибкостью обменного курса как основного буфера для внешних шоков, а также

Повышением опоры на ставки центрального банка, чреват своими трудностями. Успех такого подхода зависит также от дальнейшего углубления финансового рынка,

что позволило бы усилить связь планируемых ставок с реальной действительностью.

Усиление правового государства, сокращение коррупции и развитие конкуренции за счет менее ограничительного регулирования товарных рынков будет способствовать

значительному улучшению деловой среды и эффективности экономики. Совершенствование делового климата и Усиление конкуренции. Необходимо

совершенствовать управление государственными предприятиями и содействовать большей открытости для прямых иностранных инвестиций. Также немаловажным является обеспечение доступа к долгосрочному финансированию, в особенности малых и средних предприятий. Для этого необходимо развитие частного финансового сектора.

Заключение

Россия активно использует свои природные ресурсы и геополитическое положения для увеличения бюджета страны, который и тратится на социально-экономическое развитие страны и модернизацию экономики. Если правительство будет и дальше следовать тем путём, которое избрало, то темпы роста развития экономики будут лишь увеличиваться, поскольку необходимые программы для развития и модернизации проводятся, а деньги на их реализацию мы получаем, благодаря продаже природных ресурсов другим странам.

Список литературы

  1. Богомолов О.Т. «Мировая экономика в век глобализации» учебник/ М.: ЗАО «Издательство «Экономика» 2007-359с.
  2. Бурмистров В.Н. Холопов К.В. «Внешняя торговля РФ» учебник/ М. 200- 242с.
  3. Кудров В.М. «Мировая экономика» учебник/ Издательство БЕК, 2000.- 464с.

Внешнеэкономическая инфраструктура России, как признак социально-экономического развития и модернизации экономики