Сказкотерапия


Сказкотерапия

Значение сказки в воспитании детей тяжело переоценить. Сказка не только источник народной мудрости, но и неиссякаемый источник развития эмоциональной сферы творческих способностей ребенка. Сказка обогащает социальный и предметный опыт ребенка, показывает способы разрешения моральных ситуаций; и к тому же в ней всегда побеждает добро.

Народная педагогика, отраженная в сказках, заложила образцы русской речи.

Авторская сказка продолжает традиции народной и также незаменима в развитии ребенка.

Рассмотрим значение сказки:

- образец русской речи;

- воспитатель чувств;

- развитие речи;

- самосознание.

Сказка в жизнедеятельности ребенка:

- сфера "Природа" - экологическое воспитание, речевое развитие;

- сфера "Культура" - ознакомление с народными традициями, обычаями, речевое развитие;

- сфера "Люди" - правовое воспитание, другие люди;

- сфера "Я сам" - чувства (мораль), здоровый образ жизни; гендерное воспитание и т. д.

Сказкотерапию можно назвать "детским" методом, потому что она обращена к чистому и восприимчивому началу каждого ребенка. Сказок великое множество, но все сказки в гендерном отношении можно разделить на 3 группы:

- мужские (главный герой персонаж мужского пола);

- Женские (главный герой персонаж женского пола);

- Смешанные (2 главных героя).

Сказки формируют в будущих мужчинах такие черты, как умение противостоять трудностям, мужество, отвагу, бесстрашие. Например: "Три поросенка" и "Колобок" - адекватное восприятие реальности, представление о враге и безопасности, желание победить врага.

Слагаемые успеха: крепкое убежище, объединение сил, использование собственного преимущества и слабых сторон противника, удача.

"Маша и медведь", "Хаврошечка", "Морозко" - способность создания комфортной сферы, желание найти достойного партнера, т. е. выбрать лучшее.

Смешанные - взаимовлиянии мужественности и женственности, их гармонии.

В экологическом воспитании сказка относительно новое явление: она по сути своей противоположна природной действительности, в ней "невозможное возможно; в ней происходят нереальные события, невозможные превращения.

В природе, наоборот, все взаимосвязано, для нее характерно течение в определенном русле и строгая смена закономерных явлений, событий.

Природа - структура, в которой все взаимосвязано, все определяется причинно-следственными связями. Животные, герои сказок, часто ведут себя как люди (речь). Формирование у детей реалистических представлений о природе только через сказку невозможно. Именно поэтому в экологическом воспитании ведущим методом является наблюдение, эксперимент, практика. Но сказка, представленная сочетанием образного слова с иллюстрацией, театрализацией, оказывает большое влияние на эмоции детей. Поэтому хорошо подобранная сказка станет хорошим дополнением к наблюдениям за живыми объектами в природе, экологическое содержание сказок всегда реально, а фантастические образы и события делают сказку увлекательной и интересной.

Например: сказки "12 месяцев" С. Маршака; "Под кустом" Н. Павловой; Б. Заходера "Серая звездочка", "Про всех на свете" и другие. "Репка", "Курочка Ряба" - решение экологических задач.

Речевое развитие:

- композиционное построение сказки (зачин, завязка, развитие событий с кульминацией, развязка);

- изобразительно-выразительные средства текста, особенности интонации (выражение отношения к содержанию);

- особенности рассказывания сказки: плавно, неторопливо, много повторов;

- Анализ сказки;

- самый веселый, грустный эпизод;

- эмоциональное состояние героев;

- личное отношение;

- важность каждого слова;

("Сестрица Аленушка и братец Иванушка" - козленочек жалобнехонько закричал; "Морозко" - дрожит, озноб ее пробирает, чуть дух переводит, чуть-чуть языком шевелит);

- смысловое значение слов;

- пословицы и поговорки (Лиса и журавль - Как аукнется, так и откликнется);

- разрешение проблемных ситуаций;

- обращение к личному опыту;

- вопросы к сказке продумать;

- драматизация, инсценизация и т. п.

Для развивающей деятельности дидактические игры:

"Да - нет" Характеристика героев. Мальчик - с пальчик:

маленький, скромный, трудолюбивый. Да или нет?

Красный зеленый

Характеристика поступков действий.

Лиса съела колобка? (Да).

Хорошо сделала лиса? Почему?

"Доскажи словечко" - досказать фразу из сказки: Шла лисичка по дорожке и нашла... (скалочку); пословицу.

"Вспомни имя" - Василиса... (прекрасная, премудрая); Поросята (ниф-ниф, ...).

"Как в сказке говорится" - по картинкам подобрать эпитет (трава-мурава, муравушка и т. д.).

"Ответь на вопрос" - пословицей или поговоркой.

Без чего не вытащить рыбку из пруда?

В какие сани не следует садиться? И т. д.

Работа над сказкой должна заключаться не только в чтении и формальном ответе на вопросы, а в проживании смысла сказки, ее обыгрывании; это и продолжение сказки, замена концовки, замена ситуаций, замена проблемы или версийность ее, замена характера персонажей сказок, составление сказки с другими персонажами, составление сказки.