Сказкотерапия
Сказкотерапия
Значение сказки в воспитании детей тяжело переоценить. Сказка не только источник народной мудрости, но и неиссякаемый источник развития эмоциональной сферы творческих способностей ребенка. Сказка обогащает социальный и предметный опыт ребенка, показывает способы разрешения моральных ситуаций; и к тому же в ней всегда побеждает добро.
Народная педагогика, отраженная в сказках, заложила образцы русской речи.
Авторская сказка продолжает традиции народной и также незаменима в развитии ребенка.
Рассмотрим значение сказки:
- образец русской речи;
- воспитатель чувств;
- развитие речи;
- самосознание.
Сказка в жизнедеятельности ребенка:
- сфера "Природа" - экологическое воспитание, речевое развитие;
- сфера "Культура" - ознакомление с народными традициями, обычаями, речевое развитие;
- сфера "Люди" - правовое воспитание, другие люди;
- сфера "Я сам" - чувства (мораль), здоровый образ жизни; гендерное воспитание и т. д.
Сказкотерапию можно назвать "детским" методом, потому что она обращена к чистому и восприимчивому началу каждого ребенка. Сказок великое множество, но все сказки в гендерном отношении можно разделить на 3 группы:
- мужские (главный герой персонаж мужского пола);
- Женские (главный герой персонаж женского пола);
- Смешанные (2 главных героя).
Сказки формируют в будущих мужчинах такие черты, как умение противостоять трудностям, мужество, отвагу, бесстрашие. Например: "Три поросенка" и "Колобок" - адекватное восприятие реальности, представление о враге и безопасности, желание победить врага.
Слагаемые успеха: крепкое убежище, объединение сил, использование собственного преимущества и слабых сторон противника, удача.
"Маша и медведь", "Хаврошечка", "Морозко" - способность создания комфортной сферы, желание найти достойного партнера, т. е. выбрать лучшее.
Смешанные - взаимовлиянии мужественности и женственности, их гармонии.
В экологическом воспитании сказка относительно новое явление: она по сути своей противоположна природной действительности, в ней "невозможное возможно; в ней происходят нереальные события, невозможные превращения.
В природе, наоборот, все взаимосвязано, для нее характерно течение в определенном русле и строгая смена закономерных явлений, событий.
Природа - структура, в которой все взаимосвязано, все определяется причинно-следственными связями. Животные, герои сказок, часто ведут себя как люди (речь). Формирование у детей реалистических представлений о природе только через сказку невозможно. Именно поэтому в экологическом воспитании ведущим методом является наблюдение, эксперимент, практика. Но сказка, представленная сочетанием образного слова с иллюстрацией, театрализацией, оказывает большое влияние на эмоции детей. Поэтому хорошо подобранная сказка станет хорошим дополнением к наблюдениям за живыми объектами в природе, экологическое содержание сказок всегда реально, а фантастические образы и события делают сказку увлекательной и интересной.
Например: сказки "12 месяцев" С. Маршака; "Под кустом" Н. Павловой; Б. Заходера "Серая звездочка", "Про всех на свете" и другие. "Репка", "Курочка Ряба" - решение экологических задач.
Речевое развитие:
- композиционное построение сказки (зачин, завязка, развитие событий с кульминацией, развязка);
- изобразительно-выразительные средства текста, особенности интонации (выражение отношения к содержанию);
- особенности рассказывания сказки: плавно, неторопливо, много повторов;
- Анализ сказки;
- самый веселый, грустный эпизод;
- эмоциональное состояние героев;
- личное отношение;
- важность каждого слова;
("Сестрица Аленушка и братец Иванушка" - козленочек жалобнехонько закричал; "Морозко" - дрожит, озноб ее пробирает, чуть дух переводит, чуть-чуть языком шевелит);
- смысловое значение слов;
- пословицы и поговорки (Лиса и журавль - Как аукнется, так и откликнется);
- разрешение проблемных ситуаций;
- обращение к личному опыту;
- вопросы к сказке продумать;
- драматизация, инсценизация и т. п.
Для развивающей деятельности дидактические игры:
"Да - нет" Характеристика героев. Мальчик - с пальчик:
маленький, скромный, трудолюбивый. Да или нет?
Красный зеленый
Характеристика поступков действий.
Лиса съела колобка? (Да).
Хорошо сделала лиса? Почему?
"Доскажи словечко" - досказать фразу из сказки: Шла лисичка по дорожке и нашла... (скалочку); пословицу.
"Вспомни имя" - Василиса... (прекрасная, премудрая); Поросята (ниф-ниф, ...).
"Как в сказке говорится" - по картинкам подобрать эпитет (трава-мурава, муравушка и т. д.).
"Ответь на вопрос" - пословицей или поговоркой.
Без чего не вытащить рыбку из пруда?
В какие сани не следует садиться? И т. д.
Работа над сказкой должна заключаться не только в чтении и формальном ответе на вопросы, а в проживании смысла сказки, ее обыгрывании; это и продолжение сказки, замена концовки, замена ситуаций, замена проблемы или версийность ее, замена характера персонажей сказок, составление сказки с другими персонажами, составление сказки.