Особенности учебно-воспитательной работы со слепоглухими школьниками

Лекция № 6.

Тема: Особенности учебно-воспитательной работы со слепоглухими школьниками.

Цель: Сформировать понятие об основных направлениях учебно-воспитательной работы со слепоглухими школьниками.

План:

  1. Этапы речевого развития слепоглухих.
  2. Приобщение к общественно-полезному труду.
  3. Нравственное и эстетическое воспитание слепоглухих.
  4. Развитие психомоторики и физическое воспитание слепоглухих детей.

Самая острая проблема слепоглухонемоты — общение. Его хронический дефицит ощущается при обучении слепоглухонемых. Это объясняется тем, что слепоглухонемой учащийся может воспринимать только обращенную персонально к нему контактную речь. Однако дактильно-контактный способ общения требует больших физических усилий, так как дактилирующие пальцы учителя, встречая сопротивление считывающей руки ученика, быстро устают. Кроме того, наличие трех учеников в группе не позволяет учителю одновременно вести работу со всеми учащимися даже при условии дактилировання двумя руками. Один из троих учащихся обязательно выпадет из сферы непосредственного педагогического воздействия. Можно, конечно, при объяснении материала двум ученикам предложить третьему выполнять задание самостоятельно, но это не всегда бывает оправдано. Если же учесть, что каждого ученика нужно индивидуально опросить, рассказать ему новый материал, ответить на вопросы, проверить письменные работы, выполненные на уроке брайлевским шрифтом, то малоэффективность обучения группы слепоглухонемых учащихся с применением дактильно-контактного способа общения станет очевидной.

В общественной работе среди слепоглухонемых дефицит живого общения еще более возрастает. Ограниченность дактильно-контактного способа общения препятствует эффективному проведению массовых мероприятий. Вот как проводились комсомольские собрания, беседы, коллективные читки газетных и журнальных материалов, выполненных средствами обычной печати. На стульях, поставленных в ряд, рассаживались слепоглухонемые воспитанники. Сообщение передавалось выступающим к соседу и далее от звена к звену этой живой цепи, в буквальном смысле из рук в руки. Однако каждый, составляющий эту цепь, принимая информацию, интерпретирует ее в соответствии со своим уровнем развития и уже в таком виде передает дальше, искаженную и перефразированную. Но иного способа нет. И если цепь длинная (пять и более человек), то информация до последнего звена доходит в столь измененном виде, что серьезное мероприятие обращается в известную детскую игру «испорченный телефон». Между тем перед школой слепоглухонемых стоит задача добиться гармонического развития личности учащихся при условии их группового воспитания и обучения. Мы же сталкиваемся с непреодолимым дефицитом информации, который накладывается на уже имеющуюся у части слепоглухонемых детей педагогическую запущенность.

Уже в первые годы существования Загорской школы для слепоглухонемых встал вопрос об интенсификации общения воспитанников путем разработки специальных технических средств.

Разработкой и применением этих средств стали заниматься в начале текущего столетия. Первыми появились специальные технические средства индивидуальной коммуникации: переговорный диск, переговорная перчатка, механический коммуникатор, телетакторный телефон.

Переговорный диск представляет собой вращающийся на оси диск, по периметру которого расположены изображения дактильных букв, а на поверхности — обычные буквы. Для передачи сообщения слепоглухонемому зрячий собеседник подводил под руку слепоглухонемого дактильные буквы, совпадающие по значению с нанесенными на поверхности круга. Слепоглухонемой считывает их с помощью осязания.

Применялась и специальная перчатка, на ладонной стороне которой располагались буквенные знаки. Перчатка надевалась на руку слепоглухонемого, заучившего порядок расположения знаков. Для передачи сообщения зрячий в определенной последовательности касался знаков на перчатке, а слепоглухонемой расшифровывал эти касания. Оба указанных устройства применялись для связи слепоглухонемых с людьми, не владеющими специальными средствами общения.

Механический коммуникатор И. А. Соколянского представляет собой портативное устройство, в корпусе которого расположены подвижные штыри. При нажатии кнопок, размещенных на панели устройства, соответствующие им штыри приходят в движение и слегка выступают над поверхностью панели-такто-ра, образуя буквы под воспринимающим пальцем слепоглухонемого. Это устройство предполагает знание собеседником шрифта Брайля.

В практике обучения слепоглухонемых все перечисленные устройства не применялись, потому что процесс передачи сообщений с их помощью очень замедлен и требует контактного общения, для чего передающий и воспринимающий должны находиться рядом. Эти способы передачи информации по удобству и скорости не лучше обычного писания печатных букв на ладони слепоглухонемого.

Дальнейшее развитие технических средств шло по линии разработки электрических устройств, которые позволили решить такие актуальные задачи, как: а) передача информации слепоглухонемым на расстояние; б) передача информации одновременно группе слепоглухонемых; в) обеспечение прямой, обратной и взаимной связи; г) автоматическое перекодирование с брайлевского шрифта на плоскопечатный и наоборот; д) строчная индикация информации как в виде рельефно-точечных знаков, так и в образах букв, воспринимаемых зрячими; е) повышение скорости передачи и приема информации; ж) запись и хранение информации на магнитной ленте.

К электрическим устройствам относится прежде всего телетакторный телефон, разработанный под руководством И. А. Соколянского в 40-х гг. Телефон состоит из двух пультов, соединенных многожильным кабелем. На каждом из пультов имеется шестиклавишная клавиатура, электромеханический тактор и шестиламповое световое табло. Устройство обеспечивает двухстороннюю связь. С его помощью могут переговариваться слепоглухонемые между собой и зрячеслышащие со слепоглухонемыми. Однако зрячеслышащим для общения по телефону необходимы навыки использования брайлевской клавиатуры, что требует специальной подготовки.

Для передачи информации группе слепоглухонемых с 1966 г. пытались применить телетактор, сконструированный И. А. Соколянским. Центральный пульт телетактора предназначен для передачи информации от докладчика к слепоглухонемым слушателям; он снабжен шестью передающими клавишами и соединен с десятью индивидуальными пультами. При нажатии клавишей в определенной комбинации на индивидуальных пультах появляются соответствующие выпуклые брайлевские буквы, образуемые выступающими над поверхностью такторов металлическими штырьками. Слепоглухонемой читает эти буквы, двигая указательным пальцем по тактору.

Первые же испытания на практике выявили, однако, непригодность аппарата для использования в процессе уроков; мало подходил он и к условиям комсомольских собраний. Дело и том, что на уроках и собраниях требовалась, помимо прямой связи, которую обеспечивал аппарат, обратная связь и взаимосвязь.

Первый телетактор прямой, обратной и взаимной связи (сокращенно ТЕПРОИВС) был разработан и изготовлен в Загорской школе слепоглухонемых в 1968 г. Его внедрение в практику уроков позволяло педагогу без большого физического напряжения объяснять учебный материал одновременно неограниченному числу слепоглухонемых учащихся. В качестве вызывного устройства использованы вентиляторы, подсоединенные к каждому, из пультов. Достаточно педагогу нажать на центральном пульте кнопку, как включался вентилятор соответствующего индивидуального пульта и поток воздуха устремлялся на ученика, которому надлежало отвечать. Взаимная связь позволяла всем ученикам группы слушать ответ товарища, считывая с тактора, дополнять и исправлять его, печатая па клавиатуре индивидуального пульта. Таким образом, ТЕПРОИВС впервые позволил ввести в практику школы слепоглухонемых фронтальные методы работы.

Однако разработка приборов и ее воплощение в условиях школы требовали большого напряжения сил и наличия своей материально-технической базы. Возникла необходимость в кооперации.

Одним из детищ этой кооперации явился «Специализированный класс», успешно заменивший цепочку «испорченного телефона». Он состоял из центрального пульта, расположенного стационарно в головной части подковообразного стола, и индивидуальных пультов, размещенных на его периферии. К столу подсоединялся второй подковообразный стол с пятью индивидуальными пультами таким образом, что внутри двух «подков» на стуле размещался оператор. Между всеми пультами обеспечивалась прямая, обратная и взаимная связь. На центральном пульте, кроме брайлевской клавиатуры, имелась клавиатура обычной плоскопечатной машинки, что позволяло общаться со слепоглухонемыми любому грамотному человеку, даже не владеющему навыками работы на брайлевской клавиатуре. Стало возможным приглашать на комсомольские собрания, встречи, беседы интересных людей, а в период подготовки выпускников школы к поступлению в институты — организовывать встречи с преподавателями вузов и учеными. «Специализированный класс» снабжен сигнализацией, которая представляет собой систему кнопок и вибраторов. Нажатием кнопки на индивидуальном пульте любой из присутствующих мог включить вибратор центрального пульта и сообщить таким образом председателю со» браиия о своем желании выступить. Ведущий собрание поворотом соответствующего рычага включал в сеть обратной связи индивидуальный пульт слепоглухонемого, желающего выступить, и тот, работая на клавиатуре, передавал свое выступление всем присутствующим.

Затем появился «Комплект брайлевских строк». Необходимость в разработке этого аппарата вызвана тем, что все уже существующие специальные технические средства общения выдавали на такторе под считывающий палец слепоглухонемого одиночную букву, исчезающую прежде чем появлялась следующая. Такой принцип подачи информации на тактор приводил к побуквенному ее считыванию, нарушалась сигнальность восприятия текста. Около каждого ученика имеется вентилятор, который потоком воздуха при нажатии соответствующей кнопки на центральном пульте сигнализирует о том, что именно этому ученику надлежит отвечать на вопрос, заданный группе.

Внедрение в практику «Комплекта брайлевских строк» полностью удовлетворяло принципу сигнальности восприятия. Слепоглухонемые получили возможность считывать с тактора информацию так же, как читают они брайлевские книжные тексты. Значительно увеличилась скорость считывания.

Все испытания новых технических средств и их внедрение проходили с участием самих учащихся. Каждый из учащихся старшей группы письменно излагал свои соображения по результатам испытаний. Вот выдержка из одного отчета.

«13 ноября мы побывали во Владимирском пединституте, где испытывали новый аппарат «Комплект брайлевских строк». Аппарат отличается от прежних тем, что в нем применена новая методика считывания — такторы имеют целые строки. Еще одно оригинальное новшество в аппарате — это магнитограф, с помощью которого можно записывать и воспроизводить сообщения, однажды воспроизведенные на строках.

Каковы же преимущества нового аппарата? Он позволяет приучать учеников к повседневному чтению книг и развивать скорость чтения. Еще одно преимущество комплекта — возможность неоднократного прочитывания одной и той же строки для ее более прочного запоминания. Я, например, лучше запоминаю предложение или новые слова, если несколько раз прочту их. Аппарат позволяет два или более раз пробегать пальцами но написанному, что избавляет собеседника от лишних повторений. Но главное —увеличение скорости считывания».

Изучение плоско-графического и точечно-выпуклого алфавита.

Для слепоглухонемых учащихся важную роль играют средства, фиксирующие информацию, которые служат не только для ее сохранения, но и являются одним из немногих способов общения между слепоглухонемыми людьми и слепоглухонемыми и зрячеслышащими.

Существует несколько видов приборов, фиксирующих информацию но системе Брайля с помощью грифеля.

Одним из наиболее распространенных приборов является 18-строчечное металлическое устройство размером 240Х 180 мм, в каждой строчке которого имеется по 24 клетки. На этом приборе может быть записано около 400 знаков без смены бумаги. Прибор состоит из двух металлических пластин. На нижней пластине выдавлены шеститочия, расположенные в строчку; в верхней пластине вырезаны клетки, по расположению соответствующие шеститочиям нижней пластины. Для письма лист бумаги вкладывается между этими пластинами и закрепляется при помощи зубцов, находящихся на раме прибора. Запись производят грифелем, выдавливая точки на плотной перфокарточной бумаге, употребляемой в школах слепых для письма. На приборе пишут справа налево, переходя от одной строчки к другой.

Приборы для письма по Брайлю используются в школе слепоглухонемых для выполнения чертежей, схем, графиков, составления черновиков по различным предметам, но особое применение приборы находят во время экскурсий, прогулок, предметных уроков, когда приходится вести записи вне школы. Однако такие металлические приборы весят от 600 до 700 г, поэтому пользоваться ими на экскурсиях неудобно. Предпочтительнее малогабаритные приборы из оргстекла, размером 170x85 мм и весом 38 г. Эти приборы содержат 28 клеток и вмещают 140 знаков.

Более эффективное средство, фиксирующее информацию по системе Брайля,— пишущая машинка для слепых, печатающая рельефно-точечным шрифтом. По эксплуатационным качествам она превосходит все приборы для письма по Брайлю, позволяя печатать, без остановки по всей площади листа размером 250x380 мм, где умещается около 800 знаков; читать написанное, производить текущий самоконтроль и исправление ошибок, не вынимая листа из машинки; расходовать меньше физической энергии по сравнению с работой грифелем па приборе, увеличивать скорость печатания в среднем до 145 знаков в минуту (при 50 на приборе). Печатающий нажимает клавиши пальцами обеих рук. Количество пальцев, одновременно участвующих в воспроизведении брайлевского знака, зависит от количества точек, составляющих данный знак.

Как основное средство, фиксирующее информацию, брай-левские машинки типа «Ласточка», «Пихта» используются, в младших и средних классах школы, где еще нецелесообразно вводить плоскопечатные машинки из-за низкого уровня грамотности учащихся, которым необходимо осуществлять частый самоконтроль, что возможно лишь при письме по Брайлю. В старших классах брайлевские машинки используются при написании черновиков по литературе, русскому языку, вычислительных операциях по математике, фиксации промежуточных результатов лабораторных работ по физике, химии, при ведении дневниковых записей. Важное место брайлевские машинки занимают в сфере общения внутри коллектива слепоглухонемых посредством стенной печати и переписки, которая в жизни данной категории детей играет большую роль, чем в жизни зря-чеслышащих, когда широко используется звуковая речь.

Очень важным техническим средством фиксации информации являются плоскопечатные машинки со стандартным шрифтом типа «Украина», «Башкирия», применяемые в педагогическом процессе школы слепоглухонемых. Удобны они также при общении слепоглухонемых детей со зрячими и слабовидящими через стенную печать, для переписки с родными и знакомыми. Обучение слепоглухонемых печатанию на плоскопечатных машинках дает им в руки еще один, пожалуй, самый понятный для окружающих способ общения, так как дактильная речь и брайлевское письмо доступны лишь ограниченному кругу лиц, а искусственная звуковая речь слепоглухонемых с ее неизбежными недостатками требует тренированного слуха.

Плоскопечатные машинки позволяют интенсифицировать процесс обучения и освобождают педагогов от неквалифицированного труда по переводу письменных работ учащихся с брайлевского текста на плоский. Плоскопечатный текст можно проверить значительно быстрее, чем брайлевский, что увеличивает долю урочного времени, используемого учениками непосредственно на выполнение упражнений и дактилыюе общение с учителем; при этом увеличивается частота обратных связей.

Ученики под руководством педагогов овладевают десяти-пальцевым методом печатания, не требующим зрительного контроля при работе на клавиатуре. С самого начала обучения от детей требуется максимальная самостоятельность в работе с машинкой н в ее обслуживании. Некоторым специфическим приемам приходится обучать специально. Так, для выравнивания листа бумаги при закладывании его в машинку слепоглухонемых детей обучают вращать вал до тех пор, пока вставляемый лист не появится с другой стороны вала. Затем ученик при помощи рычага освобождает вал и соединяет обе поперечные кромки листа до полного их выравнивания. Наконец вал каретки возвращается в рабочее состояние.

Обучение слепоглухонемых детей печатанию на плоскопечатной машинке на первом этапе нуждается в применении специальных приспособлений. Например, граница хода каретки слышащими людьми определяется по звонку, что недоступно слепоглухонемым. Поэтому буквы у них часто вылезают за пределы листа и при остановке каретки слово оказывается в самом неудобном для переноса положении. Для устранения этого недочета полезно снабдить машинку приспособлением, позволяющим предупредить слепоглухонемого об окончании строки до остановки каретки. Приспособление представляет собой консоль с пластиной, выдающейся в сторону печатающей руки; консоль укреплена с правой стороны каретки. Одновременно со звонком эта пластина касается руки ученика, предупреждая его о предстоящей остановке каретки.

Имеются и другие приспособления, позволяющие слепоглухонемым без особых затруднений обучаться печатанию на плоскопечатных машинках. С приобретением учащимися достаточных навыков эти приспособления становятся ненужными и снимаются с машинки.

Опыты показали, что при печатании на плоскопечатной машинке ученик затрачивает меньше усилий и меньше утомляется, чем при печатании па брайлевской машинке, потому что усилие от нажима на клавиши плоскопечатной машинки почти в три раза меньше, чем от нажима на клавиши брайлевской. Следует добавить, что количество опечаток при работе на плоскопечатных машинках не превышает количества опечаток при работе слепоглухонемых учащихся на брайлевских машинках. В этом случае компенсацией зрительного контроля является двигательный самоконтроль, основанный на комплексе кинестетических ощущений.

Таким образом, применение плоскопечатных машинок при обучении слепоглухонемых позволяет: 1) интенсифицировать педагогический процесс; 2) обеспечить своевременную оценку действий учащихся и увеличить частоту обратных связей; 3) снизить физическую утомляемость учащихся; 4) высвободить добавочное время для дополнительного общения учителя с учениками на уроке; 5) освободить учителя от неквалифицированного и утомительного труда по переводу брайлевских текстов.

Средства, фиксирующие информацию, используются также как дополнительные узлы в специальных технических средствах. Так, в «Комплекте брайлевских строк» применяют приставку-магнитограф, которая позволяет автоматически фиксировать всю проходящую через устройство информацию. Магнитограф обеспечивает протоколирование собраний, запись лекций и бесед, проводимых со слепоглухонемыми учащимися учителями и преподавателями вузов. Возможность длительного сохранения фиксированных лекций и бесед позволяет слепоглухонемым неоднократно возвращаться к ним для тщательного изучения. Подключенная в режим воспроизведения приставка-магнитограф выдает информацию через устройство на его строчные такторы.

Приобщение к общественно-полезному труду.

Роль общественно полезного труда в жизни слепоглухонемых трудно переоценить. Наличие у слепоглухонемого навыков общественно полезного труда, активная реализация этих навыков в быту делают его независимым и в то же время нужным человеком. Общественно полезный труд служит естественным стимулом к установлению и упрочению взаимосвязей слепоглухонемых людей, предопределяет потребность общения между ними и окружающими.

Общественно полезный труд охватывает разные стороны жизни воспитанников и преследует цели обслуживания не только отдельных групп, но коллектива в целом. К общественно полезному труду слепоглухонемых детей начинают приучать после того, как они освоят лексику, необходимую для обыденного общения в рамках индивидуального и коллективного самообслуживания.

В основе общественно полезного труда слепоглухонемых лежат следующие принципы:

1) коллективизм, взаимопомощь и сотрудничество;

2) повседневность и систематичность;

3) развитие активности, инициативы и самостоятельности в труде;

4) постепенность в приобщении к труду, развитие интересов и склонностей слепоглухонемых воспитанников в труде;

5) организация многопланового труда для слепоглухонемых;

6) индивидуальная медицински обоснованная дозировка заданий.

Тотально слепоглухонемому ребенку доступны многие операции по общественно полезному труду, но не всегда он может самостоятельно закончить ту или иную операцию. В таких случаях опираются на взаимопомощь детей, дифференцируя эту взаимопомощь по характеру и степени дефектов.

Основы развития у слепоглухонемого ребенка чувства сотрудничества закладываются с первых же дней его специального обучения. С первых дней слепоглухонемой ребенок привыкает к постоянному сотрудничеству со взрослыми и в этом сотрудничестве знакомится с разделением усилий. Система «воспитатель — воспитанник» характерна для периода первоначального обучения слепоглухонемого ребенка, когда закладываются основы человеческой психики. Весь период становления ребенка, в том числе и тотально слепоглухонемого, немыслим без сотрудничества и разделения труда в рамках самообслуживания. Переход от индивидуального самообслуживания к коллективному также происходит в сфере совместной разделенной деятельности, только более разносторонней и усложненной. Это все более укрепляет привычку к сотрудничеству, тягу к коллективу. В полную меру необходимость чувствовать рядом локоть товарища проявляется у слепоглухонемого в общественно полезном труде. Поэтому сфера общественно полезного труда особенно благоприятна для развития широкой коллективной деятельности, сопровождающейся сотрудничеством и взаимопомощью слепоглухонемых детей.

Практика показывает, что в среде слепоглухонемых воспитанников еще в период коллективного самообслуживания стихийно формируются отношения бытовой взаимопомощи. Эти отношения с течением времени крепнут и обращаются в прочную дружбу, взаимопомощь и поддержку в различных жизненных ситуациях. Такие отношения следует всячески поддерживать, рассматривая их как зародыш будущих трудовых коллективов. Однако воспитатель должен постоянно держать в поле зрения жизнь этих объединений и устранять возможность возобладания в них негативных тенденций.

Некоторым приемам взаимопомощи и сотрудничества слепоглухонемых детей обучают специально. При этом составляют пары или группы систематически сотрудничающих детей. Так, в области сельскохозяйственных работ разметку гряд или борозд лучше поручать слабовидящим глухонемым учащимся, а тотально слепоглухонемые могут успешно проводить борозды по заранее натянутому шнуру и выравнивать поверхности гряды после высева в борозды семян. Мелкие семена, сливающиеся по цвету с почвой, воспитателю лучше высевать самому, а посадку крупных семян гороха, фасоли, подсолнуха, редиски поручать тотально слепоглухонемым и слабовидящим глухонемым учащимся.

Транспортировку и засыпку в парники перегноя также целесообразно проводить в сотрудничестве слабовидящих глухонемых и тотально слепоглухонемых учащихся. При этом загружать носилки может тот и другой, а при передвижении идущий впереди слабовидящий глухонемой выбирает направление движения.

Вполне доступны слепоглухонемому ребенку работы в теплице и оранжерее. Теплицу и оранжерею для общественно полезного труда необходимо иметь потому, что там можно проводить сельскохозяйственные работы и наблюдения в течение всего года и в любую погоду. Это особенно важно для тотально слепоглухонемых, у которых при низкой температуре притупляется осязание и ухудшается возможность восприятия. При работе в теплице даже тотально слепоглухонемые учащиеся, ориентируясь по натянутому шнуру, могут правильно высаживать репчатый лук, корневища петрушки, рассаду огурцов и помидоров. Для выдерживания равного расстояния между растениями можно пользоваться обыкновенной палочкой. Тотально слепоглухонемые в состоянии успешно рассаживать и подвязывать стебли помидоров и огурцов, собирать в теплице урожай.

Высадка цветочной рассады в оранжерее, уход за этой рассадой под руководством воспитателя при условии сотрудничества и взаимопомощи между детьми также доступны слепоглухонемым, если правильно спланировать коллективный труд. Тотально слепоглухонемые дети могут ухаживать за садом, собирать урожай. Надо сказать, что сад и ягодник больше всего привлекают дошкольников и младших школьников. Бывают случаи самовольного вторжения воспитанников в пределы сада и ягодника. Это следует использовать для воспитательной работы с детьми, привития им чувства справедливости и уважения к аналогичным желаниям своих товарищей. В таких случаях детей не изгоняют. Разумнее организовать их для сбора фруктов или ягод в пользу коллектива.

Общественно полезный труд —это труд бескорыстный. Он не связан с выдачей денег на руки воспитанникам, не обращен на оперативное удовлетворение нужд отдельных воспитанников продуктами труда, а направлен на обеспечение потребностей всего коллектива. В сфере общественно полезного труда происходит разрыв между трудовыми усилиями и подкреплением: такого разрыва не было при индивидуальном и коллективном самообслуживании. Поэтому общественно полезный труд должен быть систематическим. Иначе нельзя добиться успешного формирования трудовых навыков, а главное, инициативы и самостоятельности в труде. Ведь выполнение операций по общественно полезному труду не приносит актуального подкрепления в виде удовлетворения личной нужды ребенка. Только через систематичность и повседневность общественно полезного труда в коллективе можно выработать у слепоглухонемого ребенка устойчивую привычку к труду и обратить ее в человеческую потребность. Самой благодатной базой, предопределяющей повседневность и систематичность труда, является уход за животными.

Тотально слепоглухонемой ребенок не всегда может наблюдать за проявлением активности окружающих, не знает о существовании стимулов, побуждающих их к активности. Как уже говорилось, он может находиться в постоянном неведении относительно того, что день обычного человека состоит из постоянно чередующейся деятельности. Ведь слепоглухонемой в состоянии судить только о той деятельности, которая осуществляется при непосредственном контакте. Как только контакт нарушается, взрослый или зрячеслышащий сверстник исчезает из поля зрения слепоглухонемого. Поэтому слепоглухонемого ребенка специально обучают активности в бытовом труде. Ребенок поел — его привлекают к уборке посуды со стола. Пользуясь одеждой, он всегда должен содержать ее в порядке, вешать или складывать в определенное место. С самого начала работы со слепоглухонемым ребенком у него воспитывают стойкую привычку к порядку, которая, сделавшись потребностью, стала бы внутренним стимулом, одной из сторон его повседневной деятельности. Слепоглухонемой ребенок постоянно находится в системе поручений, заполняющих весь его день.

Привлекая слепоглухонемого ребенка к общественно полезному труду, формируя у него навыки этого труда, необходимо обеспечить такую его организацию, которая позволила бы проявлять воспитанникам самостоятельность во всякой трудовой деятельности. Здесь следует идти двумя путями: по пути организации внешних условий деятельности и по линии внутренней регуляции труда (его мотивировка, направленность с помощью определения ближних и дальних целей, изменение смысла труда, организация сотрудничества и распределения функций).

Во-первых, необходим строгий постоянный порядок расположения всех объектов приложения труда, определенное местонахождение инструментов, инвентаря и материалов, участков для отходов и отбросов. Все эти места должны быть доступны слепоглухонемому ребенку в любое время. Во всем этом расположении ребенка ориентируют специально, чтобы при желании он всегда мог самостоятельно приступить к труду. Слепоглухонемому необходимо хорошо знать дорогу в огород, сад, теплицу, оранжерею, птичник, крольчатник и к другим местам работы. Он должен иметь четкое представление о том, где можно взять тот или иной хозяйственный инвентарь, инструменты и материалы, куда можно отнести отходы и отбросы, чтобы не захламлять помещение и двор. Желательно укрепить везде таблички с надписями брайлевским и крупным плоскопечатным шрифтами. Такие надписи делают на двери теплицы, оранжереи, птичника, крольчатника и т. д.

Во-вторых, слепоглухонемых обучают специальным приемам работы, которые не требуют зрительного контроля и таким образом позволяют избегать помощи окружающих в процессе труда. Эти приемы могут у воспитанников появиться стихийно. Надо их подмечать, развивать и знакомить с ними других детей. Полезно обучить воспитанников широко пользоваться инструментальным осязанием. Это особый вид осязания, который часто применяется в практической жизни слепыми и слепоглухонемыми, когда они не входят в непосредственный телесный контакт с предметом, а осязают его с помощью другого предмета или инструмента. Характерный пример такого вида осязания — трость слепого, которой он ощупывает дорогу. Инструментальное осязание формируется у слепоглухонемого ребенка с первых шагов жизни. Умение находить ложкой в тарелке пищу — это инструментальное осязание; работа грифелем на приборе для письма по Брайлю и печатание на брайлевской машинке основаны на инструментальном осязании; работа лопатой, молотком также требует инструментального осязания.

Общественно полезный труд слепоглухонемых организуют по индивидуальным физическим нагрузкам с учетом медицинских рекомендаций, выдаваемых офтальмологом в письменном виде воспитателям на каждого слепоглухонемого воспитанника.

Нравственное и эстетическое воспитание слепоглухих.

Тотальная слепоглухонемота, создавая особые условия формирования личности ребенка, не препятствует направленному обогащению его морально-этическими ценностями, выработанными человечеством. Более того, здесь не встречается помех, известных нам при обучении и воспитании обычных детей, на которых воздействуют часто в противоположных направлениях школа, семья и улица. В случае тотальной слепоглухонемоты морально-этическое воздействие на ребенка сводится на начальном этапе к одному педагогу, затем — к группе детей, с которыми живет и учится воспитанник. Других каналов для восприятия морально-этических норм у него нет.

Отсутствие помех, с одной стороны, упрощает дело воспитания, с другой — ограниченность чувственного опыта и скудость связей с внешним миром усложняют его. Поэтому слепоглухонемые учащиеся особенно нуждаются в специальном, целенаправленном и всестороннем морально-этическом воспитании, в котором ничего не должно быть забыто и оставлено без внимания.

Необходимость специально организованного морально-этического воспитания слепоглухонемых связана с тем, что отсутствие каналов информации о поведении окружающих людей не позволяет детям усваивать самостоятельно по подражанию морально-этические нормы. Известны многочисленные случаи, когда у выпавших из сферы педагогического воздействия слепоглухонемых наблюдались различные поведенческие аномалии. Это происходит потому, что слепоглухонемой человек не может самостоятельно повседневно сверять свое поведение с морально-этическими нормами, проявляющимися в поведении других людей. Поэтому уже в школьный период необходимо дать каждому слепоглухонемому ребенку устойчивую нравственную основу.

Наиболее скрыта от слепоглухонемых мотивация поступков окружающих людей. Слепоглухонемые в состоянии воспринимать лишь внешнюю сторону, а внутренний смысл поступков часто оказывается вне их самостоятельного восприятия, и они не могут осмыслить каждый конкретный поступок в цепи событий, его предваряющих. Слепоглухонемые не в состоянии следить за развитием взаимоотношений людей, потому что информация доходит до них отрывочно. Они не могут визуально наблюдать за человеческими отношениями, судить о них, сопоставляя свидетельства очевидцев, чему мешают языковые пороги и имеющаяся у некоторых слепоглухонемых задержка словесного мышления.

Неудивительно, что умозаключения слепоглухонемых порой страдают излишней прямолинейностью, категоричностью, необъективностью, что создает мнение о печально известной «психологии слепоглухонемых». Специальная педагогическая работа, направленная на привитие слепоглухонемым умения наблюдать за отношениями людей, судить об их поступках, исходя из объективных причин и скрытых мотивов, умения сопоставлять и анализировать известные факты, стремления получать разъяснения из первоисточников, позволяет избегать поспешности и необъективности в суждениях.

Нравственность слепоглухонемого ребенка должна иметь прочную основу. Этой основой является коллективный труд, долг по отношению к коллективу и обществу в целом. Только тогда осуществляется эффективное нравственное воспитание слепоглухонемых, так как с позиций конкретного коллективного труда, его условий и требований возможно внедрять в сознание слепоглухонемого воспитанника морально-этические нормы и устранять вероятность нравственных аномалий. В условиях систематического коллективного труда можно выработать реальные морально-этические эталоны, сделать их критериями при оценке мотивов в поступках людей.

Трудовые отношения сотрудничества и взаимопомощи создают благоприятную почву для морально-этического воспитания. Они позволяют каждому из слепоглухонемых самоутвердиться в труде, научиться уважать труд и людей труда, выработать ответственность за свою деятельность. Повседневный труд исключает иждивенческие настроения, позволяет формировать гармонически развитую личность, проникнутую коммунистическими убеждениями и мотивированными с точки зрения коммунистической морали поступками.

Для тотально слепоглухонемого ребенка отсутствуют не только позитивные, но и негативные морально-этические эталоны. Их он тоже не в состоянии воспринимать по подражанию. Поэтому отклонения от нормы, наблюдающиеся у слепоглухонемых, носят специфический характер. Так, они могут издавать громкие крики, пугающие окружающих, делать гримасы, не соответствующие ситуации и их собственному настроению, совершать действия, считающиеся в обществе неприличными. К сожалению, несообразности в поведении слепоглухонемых часто становятся заметны лишь тогда, когда они попадают в общество обычных людей. В массе же подобных сверстников эти странности в поведении сглаживаются, и обслуживающий персонал, включая и педагогический, привыкает к ним и не проводит достаточной коррекционной работы.

Слепоглухонемой должен крепко усвоить навыки опрятности. Общение слепоглухонемого ребенка с окружающими людьми значительно выигрывает от его привлекательного внешнего вида. И наоборот, неопрятность и неаккуратность сильно вредят социализации и адаптации слепоглухонемых в трудовых коллективах.

Этика человеческих отношений формируется у слепоглухонемых прежде всего в зависимости от отношений, которые складываются у них с людьми близкого окружения.

Эстетическое воспитание трудно представить без непосредственного восприятия человеком явлений живой природы, произведений искусства. Как научиться понимать красоту, не имея представления о многообразной палитре красок, гармонии звуков?

У слепоглухонемого все восприятие мира переориентировано на осязание и отчасти обоняние.

Слепоглухонемого ребенка обучают восприятию скульптуры, предварительно научив его осязать и воспринимать объекты живой природы. Обучение начинается с регулярных уроков лепки, на которых воспитанников учат воссоздавать образы предметов и объектов природы, животных, людей, воспринятых с натуры. Уроки лепки позволяют не только формировать у слепоглухонемых навыки работы с пластилином, знакомить с ваянием, но и проводить коррекционную работу по представлениям об окружающем мире, выявлять степень адекватности имеющихся у них понятий о реальной действительности.

Произведения скульптуры должны быть повседневно доступны для слепоглухонемых учащихся. Поэтому в интерьере школы обязательно должна быть скульптура. Желательно, чтобы это были скульптурные группы, отражающие различную деятельность и взаимоотношения людей. Скульптуры животных, различные эпизоды из их жизни, знакомые слепоглухонемым по текстам учебников и художественных произведений, должны занять достойное место в оформлении школьного двора и игровых площадок.

Огромное воспитательное значение имеют экскурсии в музеи, где представлена скульптура.

Широкие возможности для проникновения в мир прекрасного предоставляет слепоглухонемому художественная литература. Она наравне со скульптурой является самым доступным для слепоглухонемых видом искусства, произведения которого они могут не только воспринимать, но и творить сами. Свидетельством тому — литературное творчество О. И. Скороходовой и выпускника Загорской школы Александра С.

Когда мы говорим о музыке, то предполагаем царство звуков, их гармонию и совсем забываем, что музыка — это и вибрация воздуха, возникающая при звучании инструмента, вибрация самого инструмента, пола, на котором он стоит. Для обычных людей ощущение вибрации не играет роли при восприятии музыки, между тем вибрация передает ритм, темп, силу и высоту звучания. По-видимому, можно говорить о гармонии не только музыки, но и вибрационных ощущений. Вот эта-то гармония и доступна слепоглухонемым. Специалисты уже привыкли к тому, что слепоглухонемые приобретают транзисторные приемники на первые полученные за работу в мастерской деньги. Положив на транзистор пальцы, воспитанники с увлечением слушают музыку. Тотально слепоглухонемой Виктор К. всегда мог безошибочно ответить на вопрос, какую музыку передают по радио и кто поет, мужчина или женщина. Правильно поступают родители, которые дарят своим слепоглухонемым детям транзисторы. Это с детства приучает их к вибрационному восприятию музыки.

Не только восприятие музыкальной вибрации доступно слепоглухонемым, обладают они и музыкальной памятью.

Одним из средств эстетического воспитания могут быть театрализованные игры-импровизации с малой группой воспитанников. Здесь проигрываются эстетически оформленные актуальные моменты их коллективной жизни. Особенно важно, что такие игры-импровизации включают в себя пантомимические средства, воспринимающиеся детьми как выражение чувств, мыслей, утверждение коллективных ценностей и актуальных

проблем.

Из сказанного ясно, что область прекрасного многоаспектна для слепоглухонемых детей. Искусство формирует эмоциональный строй души, придает трудовому воспитанию творческую одухотворенность. Начала эстетического воспитания коренятся в общении слепоглухонемого ребенка с природой благодаря целостной, гармоничной связи ребенка со всем окружающим его в природе, в сопереживании всему растущему и живущему, без чего не могут формироваться чувства бескорыстия, доверчивости в общении с окружающими людьми.

Огромную роль играет связь эстетической культуры с результатами труда воспитанников. Это важнейший фактор социализации личности.

Отсутствие эстетических переживаний — причина душевной черствости, лени, общей апатии.

Развитие психомоторики и физическое воспитание слепоглухих детей.

Нет более жалкого человеческого существа, чем слепоглухонемой, лишенный двигательной активности. Невольно поднимается возмущение против тех, кто его окружает, кто из чувства мнимой и чрезвычайно вредной жалости опережает все его желания и тем самым обрекает слепоглухонемого на полурастительное существование. Привыкая к постоянному обслуживанию со стороны окружающих, к исполнению всех своих желаний и капризов, такой ребенок становится крайне эгоцентричным и нетерпимым в среде сверстников.

Физическое воспитание слепоглухонемых детей — непременное условие их гармонического развития. Вместе с тем это одна из сложнейших проблем тифлосурдопедагогики.

Известно, что двигательная активность тотально слепоглухонемых учащихся в среднем в 4,7 раза ниже, чем двигательная активность учащихся массовых школ. Двигательная инертность слепоглухонемых связана с боязнью самостоятельного передвижения, невозможностью принимать участие в популярных среди обычных сверстников подвижных играх.

Слепоглухонемой ребенок, если не стимулировать его двигательную активность, может месяцами не покидать помещения. В таких условиях трудно ожидать от него успехов в учебе. Он остается вялым, сонливым, безразличным. В. А. Сухомлинский сталкивался с подобными явлениями при обучении обычных детей: «Многолетние наблюдения показали, что так называемое замедленное мышление — это во многих случаях следствие общего недомогания, которого не чувствует и сам ребенок, а не каких-то физиологических изменений или нарушений функций клеток коры полушарий... В большинстве случаев оказывается, что мы имеем дело с тем нарушением обмена веществ, которое возникает в результате длительного пребывания в комнате. При этом нарушении ребенок теряет способность к сосредоточенному умственному труду».

Стабильный режим, предусматривающий длительное пребывание на воздухе, сопровождаемое активным трудом и отдыхом,— вот средство, которое способно вывести ребенка из этого состояния.

Одновременное отсутствие зрения и слуха налагает серьезные ограничения и на участие слепоглухонемых школьников в спорте. Такие виды спорта, как футбол, волейбол, баскетбол, хоккей и многие другие, неприемлемы для слепоглухонемых. Между тем у подавляющего их большинства наблюдается ослабление мышечной системы, отставание в формировании моторных функций, нарушение координации движений и равновесия. Все это требует усиленных занятий физкультурой для общего укрепления мышечной системы учащихся и специальных занятий по преодолению вторичных физических дефектов.

Физическое воспитание слепоглухонемых начинается в дошкольный период с преодоления боязни передвижения, с развития самостоятельной ориентировки и формирования двигательных навыков. Воспитатель ориентирует детей в комнате, где они живут, в классе, в котором учатся, в здании и во дворе школы; добивается, чтобы они самостоятельно находили дорогу.

Уже в приготовительной группе слепоглухонемые воспитанники включ-аются в ежедневную коллективную утреннюю зарядку, а в период занятий активно участвуют в физкультпаузах. В начальных классах проводятся регулярные уроки физкультуры, куда включаются элементы лечебной гимнастики. На занятиях инструктор по физкультуре добивается четкого, согласованного выполнения движений всеми участниками. Для этого к каждому тотально слепоглухонемому учащемуся прикрепляется слабовидящий глухонемой, который посредством телесного контакта предоставляет тотально слепоглухонемому возможность подражать своим движениям. Началом и концом каждого упражнения может служить команда инструктора, подаваемая с помощью удара палкой по вибрирующему полу.

Физическое воспитание слепоглухонемых детей — не только средство улучшения их соматического состояния, укрепления мышечной системы, но и средство компенсации и коррекции множественного дефекта. Например, развитие навыков ориентировки позволяет слепоглухонемому обходиться без зрительного контроля при самостоятельном передвижении.

Дополнительно ограничивают двигательную активность слепоглухонемых детей медицинские рекомендации, которыми устанавливаются допустимые при различных заболеваниях глаз физические нагрузки. Так, противопоказаны резкие движения, прыжки, длительные наклоны корпуса с наклоном головы вниз после экстракции катаракты. Допустимые физические нагрузки для каждого слепоглухонемого воспитанника устанавливаются индивидуально и в связи с этим определяются подходящие ему гимнастические упражнения и виды спорта. Каждый воспитатель, каждый учитель, работающий со слепоглухонемыми, обязан знать медицинские рекомендации для каждого из своих учеников и следить за изменением этих рекомендаций.

Для регулярных уроков физкультуры составляется специальная программа, учитывающая не только физические особенности слепоглухонемых, медицинские рекомендации, но и уровень языкового развития учащихся, с тем чтобы им можно было объяснить характер и назначение каждого упражнения, довести до сознания его пользу.

В качестве наиболее приемлемых для слепоглухонемых видов спорта и спортивных упражнений можно назвать следующие: бег на короткие дистанции по натянутой вдоль дорожки веревке, плавание, катание на роликовых коньках, гребля, перетягивание каната, катание на спаренном велосипеде. Среди зимних видов спорта на первом месте стоят лыжи, затем — катание на санках. На лыжах слепоглухонемые ходят охотно и могут преодолевать расстояния до 10—15 километров. Единственное условие для занятий слепоглухонемыми лыжным спортом— глубокая четкая лыжня, которая служит им направляющей. Слепоглухонемые могут участвовать в соревнованиях по лыжному спорту. В развитии двигательной активности слепоглухонемых большую роль играют дни здоровья, которые проводятся не реже одного раза в месяц. В эти дни организуются туристские походы с ночлегами в палатках, готовится пища на костре. Школьники выезжают на автобусе к ближайшим водоемам, в лес. Зимой предпринимают лыжные походы на дальние дистанции, проводят соревнования.

Использование спаренного велосипеда позволяет приобщать слепоглухонемых и к этому виду спорта. Спаренный велосипед представляет собой два велосипеда, рамы которых соединены накрепко тремя металлическими перемычками. Одновременно соединены тягами и рули. На одном из велосипедов едет слабовидящий глухонемой, на другом — тотально слепоглухонемой. Движением велосипеда управляет слабовидящий глухонемой, а тотально слепоглухонемой прилагает основную долю усилий для передвижения.

При езде на спаренном велосипеде используется тот же принцип разделения обязанностей по характеру и степени сенсорных нарушений, который практикуется у слепоглухонемых в общественно полезном труде. Спаренный велосипед — не единственный пример такого разделения обязанностей в спорте. И катание на лодках требует такого разделения: слабовидящий глухонемой, сидя за рулем, управляет лодкой, тотально слепоглухонемой гребет. В туристских походах происходит многоплановое разделение обязанностей. Слабовидящие глухонемые заготавливают хворост, ходят за водой, варят пищу на костре, а тотально слепоглухонемые устанавливают палатки, чистят картошку, разжигают костер.

Необходимо подмечать стремление слепоглухонемых использовать обычное спортивное оборудование и инвентарь, приспосабливать их к своим возможностям и помогать воспитанникам в этом деле. Слепоглухонемые воспитанники привлекаются к ремонту спортивного инвентаря, подготовке его к эксплуатации и хранению по окончании сезона. Несмотря на стремление специалистов, работающих со слепоглухонемыми, разнообразить их досуг, вводить в него подвижные игры, развлечения, связанные с движением, последних явно не хватает. Особенно мало таких, в которых слепоглухонемой мог бы участвовать самостоятельно, не пользуясь посторонней помощью. Необходимо продолжать их разработку, так же как и разработку специальных технических средств спорта для слепоглухонемых.

Вопросы СЕМИНАРА.

  1. Особенности организации учебно-воспитательной работы специальных учреждений для слепоглухих.
  2. Особенности основных направлений учебно-воспитательной работы в спец.учреждениях для слепоглухих школьников.
  3. Этапы речевого развития слепоглухих.
  4. Приобщение к общественно-полезному труду.
  5. Нравственное и эстетическое воспитание слепоглухих.

Особенности учебно-воспитательной работы со слепоглухими школьниками