Введение в методику развития речи

PAGE 15

Вводная лекция Исследования

Условные обозначения:

– чтение с заданием: выделить важное по смыслу;

– предельно внимательное чтение определений, цитат с выделением ключевых слов, словосочетаний,предложений, абзацев и

т.д.;

– применить графический способ организации информации;

обратить внимание;

{ключевые слова в определении понятия;

– важная информация;

– сохрани в письменной форме;

– не упустить эти положения;

–руководство к воплощению на практике.

ТЕМА 1: Введение в методику развития речи

Компетентностная направленность изучения темы

Задание: прочитайте, подчеркните важные, с вашей точки зрения, слова, словосочетания, предложения, абзацы.

Материал темы «Введение в методику развития речи», изучаемой в курсе современной «Теории и методики развития речи дошкольников», является методической базой для выработки профессиональных компетенций будущих педагогов в курсах теории и технологии методики развития речи детей. Теоретические знания и навыки. полученные при изучении темы, позволят эффективно организовать работу нацеленную на понимание теоретических основ, на которых базируется современная методика обучения родному языку; систематизировать имеющиеся знания; расширить кругозор; получить представление о новых идеях, нашедших реализацию в практике дошкольных учреждений, познакомить с различными точками зрения на ту или иную проблему как залог вашей творческой активности. Внимание будущих педагогов акцентируется на том, что стратегию современного обучения родному языку составляет его направленность не только на формирование определённых знаний. умений и навыков. но и на воспитание и развитие личности ребёнка. его мышления, интересов, осознанного и бережного отношения к языку и речи.

Совершенствование профессиональной подготовки педагогов по обучению детей родному языку предусматривает углублённые знания в области лингвистики, лежащих в основе формирования речевой деятельности детей и в освоении методики развития речи детей.

Главным является в курсе данной дисциплины выделение методов и приёмов обучения, которые могут использоваться педагогами с учётом возраста и индивидуальных особенностей детей.

Подготовка реферативного обзора темы будет способствовать становлению общенаучной компетенции, содержанием которой является способность анализировать информацию с разных точек зрения, выделять в ней главное, структурировать, оценивать, представлять в доступном виде для других в форме устного сообщения на семинарском занятии, тем самым позволит вам усовершенствовать владение научным стилем речи и навыками публичных выступлений, работа с таблицами будет способствовать формированию умений обрабатывать материал, интерпретировать данные с использованием современных информационных технологий, работа с дополнительной научной литературой и выполнение специальных заданий разовьёт умение анализировать результаты научных исследований и применять их результаты при решении конкретных исследовательских задач.

Кейс 1.

Введение в методику развития речи

1.1. Общие сведения о речи

. Задание 1.Прочитайте определения речи, её назначение в человеческом обществе, выделите ключевые слова, сопоставьте с другими определениями, сделайте вывод: что такое речь.

« Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. речь используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки её результатов, помогает в познании окружающего мира. Благодаря ей человек приобретает, усваивает знания и передаёт их. Речь – средство {воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирование вкусов, удовлетворения потребностей в общении.

Человек, будучи по своей природе Существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен делиться мыслями, переживаниями, сопереживать, искать понимания и т.д. В целом речь имеет основополагающее значение в становлении человеческой личности (Так интерпретирует определение речи Н.А. Стародубова, ссылаясь на формулировку Т.А. Ладыженской).

  • В энциклопедии «Русский язык» имеется следующее определение: «Речь – конкретное говорение, происходящее в звуковой (включая внутреннее {проговаривание) или письменной форме. Под речью принято понимать как {сам процесс говорения, так и результат этого процесса, ,т.е. и речевую деятельность и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом.

Общая характеристика речи обычно даётся через противопоставление её языку». (Русский язык.Энциклопедия. Гл. ред. Ф.П. Филин. – М.: «Советская энциклопедия», 1979. – 432. С.255.).

М.Р. Львов даёт такое определение: «Р Е Ч Ь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства. Речью называют общение с помощью языка <…>. Термин р е ч ь имеет три значения:

а) речь как процесс, как деятельность, например: механизмы речи; ребёнок начинает говорить, он овладевает речью; речь льётся свободно;

б) речь как результат, как продукт речевой деятельности, синоним – текст, например: анализ речи 6-го ребёнка; образцы речи высокой культуры; в) речь как жанр устного, ораторского выступления: Полный текст речи депутата Н.Н. опубликован в газетах; блестящая речь, произнесённая на суде адвокатом (Львов М.Р.).

Когда и как появилась речь? Этот вопрос интересует учёных всегда. Существует несколько теорий о происхождении и сущности языка и речи. Вы их рассматривали в курсе русского языка. Здесь даются только названия ряда теорий. Задание 2. На основе изученного материала в курсе современного русского языка сделайте «Кластер».

Инструкция: кластер – это графический способ организации учебного материала в форме блоков-идей, «гроздьев», «паучков», отражающих смысловые единицы текста.

Теории о происхождении языка и речи:

1.Звукоподражательная

2. Междометная.

3. Рабочая теория (теория трудовых выкриков).

По мнению современных отечественных лингвистов,. зарождение и первые этапы развития речи (языка) протекали в двух направлениях: в реальном социально значимом взаимодействии членов коллектива и в игровых культовых проявлениях.

Б.В.Якушин считает, что одной из причин превращения нечленораздельного звукового сопровождения действия является увеличение разнообразия реальных (трудовых, боевых) ситуаций, в которых оказывался первобытный человек. <…> Другая не менее важная причина – осуществление ритуально мифологической функции звуковой коммуникации. От звукового сопровождения синкретического действа, в центре которого была пантомима, первобытный человек переходил к созданию сложной системы магических текстов, несущих в себе информацию об окружающем мире и способе организации взаимоотношений с этим миром. Звуковое сопровождение магических обрядов постепенно приобретало вид словесных формул, которые передавались от одного поколения к другому.

Постепенно наряду с элементарным озвучением действий стали появляться слова-предложения с последующим вычленением групп подлежащего и сказуемого и т.д. Так возникла членораздельная речь.

Речь выполняет три ф у н к ц и и: общения, познания и регулятора поведения. Различные функции речи совмещаются, переплетаются. Наукой доказано, что без речевого общения человеческое существо не может стать полноценным человеком.

Задание 3. Приведите примеры – случаи детей, попавших в логово животных (феномен Маугли), «синдром госпитализма».

Речь по наследству не передаётся.

Речь помогает в познании окружающего мира. Усваивая новые слова, новые грамматические формы, человек расширяет своё представление об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях. С помощью слова ребёнок получает от взрослых знания – сначала элементарные, а потом всё более глубокие.

Речь влияет на поведение человека. Первыми словами-регуляторами поведения становятся слова «можно», «нельзя «надо». Они пробуждают самосознание, тренируют волю, дисциплинируют. Когда ребёнок поймёт эти слова, а также такие слова, как «доброта», «отзывчивость», «заботливость» и др., они станут программой формирования его нравственных принципов. Ребёнок «впитает» в себя их содержание, т.е. научится поступать в соответствии с ними. (Л.П. Федоренко).

  • Исключительное значение имеет речь в установлении контакта с другими детьми. Отсюда следует вывод:овладение речью должно быть своевременным (с первых дней после рождения) и полноценным (достаточным по объёму языкового материала).
  • Существуют две ф о р м ы р е ч и : устная и письменная, между ними много общего.

По свидетельству лингвистов обе формы речи «связаны тысячами переходов друг в друга». Эту связь психологи объясняют тем, что в основе обеих форм речи лежит внутренняя речь, являющиеся основой формирования мысли.

Таблица 1

Различия устной и письменной речи

Устная речь

Письменная речь

Звуковое оформление речи

Графическое изображение

В основе лежат слуховые ощущения, идущие от органов речи

Основную роль играют зрительные и моторные (от движения пишущей руки) ощущения

Говорящий и слушающий не только слышат, но часто и видят друг друга

Пишущий не видит и не слышит того, кому предназначена его речь, он может лишь мысленно представлять себе будущего читателя

Во многих случаях зависит от реакции слушателей и может изменяться в соответствии с ней

Не зависит от реакции адресата

Говорящий говорит набело,

Исправляя по ходу изложения лишь то, что сумеет заметить в процессе речи

Пишущий может неоднократно возвращаться к написанному и многократно совершенствовать его

Использует такие средства воздействия на слушателя, как интонация, мимика, жесты

Не имеет вспомогательных средств, способствующих пониманию её содержания

Свободный порядок слов

Нормированная, устойчивая

1.2. Предмет методики развития речи,

её научные основы

Задача: осмысление основных теорий, идей базисных наук, принципиально важных

для методики развития речи дошкольников

Задание: внимательно читаете с тем, чтобы, осмыслив, выполнить задание по теме.

Методика развития речи стоит в ряду педагогических наук.

Предметом её изучения является процесс обучения языку и его практическому использованию.

Методика призвана разрабатывать эффективные средства, методы и приёмы развития речи, вооружать ими педагогов дошкольных учреждений. Методика развития речи как науки.

Методологической основой методики развития речи является теория познания, теория о роли языка в жизни и развитии общества, в формировании личности.

Методика развития речи считается прикладной наукой, так как она ориентирована на решение практических задач: на поиск путей оптимизации обучения, на разработку обоснованных рекомендаций, на создание конкретных материалов для участников процесса обучения – воспитателей и детей. Все эти материалы (программы, пособия, рекомендации и т. п.) должны быть результатом теоретических исследований Одна из важнейших задач методики как науки состоит в том, чтобы пересмотреть существующую систему обучения родному языку, чтобы найти в ней уязвимые места, понять причины негативных явлений и с современных теоретических позиций определить пути.. и способы улучшения практики обучения родному языку, по мысли М.С.Соловейчик.

На решение большей части методических вопросов методологические концепции влияют не прямо, а косвенно – через те науки, из которых методика черпает принципиально важную для неё информацию. Ведущими из них являются языкознание (лингвистика), психология, педагогика и физиология, являющиеся фундаментом, теоретической базой методики развития речи.

Лингвистическую основу методики составляет учение о языке как знаковой системе на лексическом, фонетическом и грамматическом уровнях.

Лингвистика даёт возможность разобраться в понятиях, и прежде всего в таких, как «язык» и «речь», которые в обыденной жизни употребляются как синонимы.

Допишите: « Предметом изучения методики развития речи является поцесс обучения языку и его практическому использованию.

Методика призвана разрабатывать эффективные средства, методы и приёмы развития речи, вооружать ими педагогов дошкльных учреждений.………..

«Методологической основой методики развития речи является теория познания, теория о роли языка в жизни и развитии общества, в формировании личности.Методика как наука осуществляет своё развитие на основе теории познания. Научные проблемы ставятся, исходя из практики,…практикой же проверяют правильность их решения. Понимание того, что язык есть важнейшее средство человеческого общения что он возник из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми, помогает определять цели обучения родному языку в детском саду, уточнять их в соответствии с требованиями, предъявляемыми обществом.» (с.10) ,<…>………

«Одна из важнейших задач методики как науки состоит в том, чтобы пересмотреть существующую систему обучения родному языку, найти в ней уязвимые места, понять причины негативных явлений и с современных теоретических позиций определить пути и способы улучшения практики обучения родному языку; воспитатель должен хорошо знать научные основы методики.……… .

Язык и речь отражают две стороны одного и того же явления – общения людей. Но между ними существуют и различия.

  • Задание: найдите, прочитайтё, затем запишите сопоставления «языка» и «речи». Скопируйте таблицу.

Слово в речи, по мнению А.А. Реформатского, – это слово, сейчас (или вчера) сказанное. Слово в языке – это отвлечённый образец. Это нечто абстрактное, но проявляющееся в конкретном.

ЯЗЫК – ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА знаков. Он хранится в памяти каждого человека. Речь – это действие и его продукт, это деятельность людей. Речь всегда мотивирована, т.е. вызвана обстоятельствами, ситуацией, она всегда имеет определённую цель, направлена на решение каких- либо задач.

Обзор современных исследований в области речевого развития детей как определённая ступень в становлении методики развития речи

  • Прочитайте.Выделите главное.

Подготовьтесь рассказать с примерами из практики, ответить на вопросы и выполнить задания.

Назовите виды речевой деятельности и направление в обучении в устной речи.

Психологическую основу методики составляют концепции и конкретные учения общей и возрастной психологии, в частности психологии детей дошкольного возраста.

Основополагающей для методики развития речи является концепция «развивающего обучения», выдвинутая Л С. Выготским и разработанная психологами его школы: А.Н.Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, П.Я.Гальпериным, В.В. Давыдовым и др.; идея о том, что обучение, опираясь на достигнутый уровень детского развития, должно опережать его, вести за собой, является принципиально важной для решения многих методических вопросов.

«Важной для методики развития речи является теория речевой деятельности. Под речевой деятельностью понимается активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения» (Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб пособие для студ. высш. учеб заведений /

Н.А. Стародубова. – 2-изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. –256. С.12).

Психологи определили условия осуществления речевой деятельности:

1) потребность высказывания, желание вступить в речевое общение;

2)содержание речи, для развития речи детей нужна тщательная подготовка материала речевых упражнений, рассказов и пр.;

3) средства языка (слова, словосочетания, различные обороты речи.

Различают 4 вида речевой деятельности:

говорение, слушание, аудирование (понимание),

чтение и письмо.

Дошкольная методика имеет дело с устной речью

Обучение речи в дошкольных учреждениях ведётся в двух взаимосвязанных направлениях, к которым они относятся:

1)совершенствование собственной речевой деятельности;

2)формирование отдельных речевых умений, создающих базу для обогащения речевой деятельности :

– умение по заголовку, по началу и другим внешним признакам

определить тему, дальнейший ход событий;

– умение выделять элементы высказывания: отдельные факты, микротемы;

– умение ориентироваться в ситуации общения, т.е. осознавать,

о чём будет высказывание, кому оно адресуется, зачем создаётся;

– умение планировать содержание высказывания;

– умение реализовывать намеченный план, т.е. раскрывать тему и развивать основную мысль;

– умение контролировать соотнесение высказывания замыслу, ситуации общения, и т. д . Обозначьте умения

Обозначьте умения

  • Данные умения служат ориентировочной основой действий педагога при организации работы по развитию речи детей.

Н.И. Жинкин, опираясь на исследование, открыл «тайны слияния звуков при чтении – прежде чем произнести тот или иной звук наш артикуляционный аппарат готовится к этому действию, настраиваясь на произнесение звука, каждый предыдущий звук в потоке речи произносится с позиции последующего. Д.Б. Эльконин перенёс это открытие на процесс чтения. В результате было выведено правило обучения чтению: при чтении слога необходимо формировать у детей умение ориентироваться на ту букву. которая обозначает гласный звук.

В определении содержания и пути развития речи дошкольников используются данные психологии о возрастных и индивидуальных особенностях речи с учётом уровня её развития на каждом возрастном этапе, особенности психических процессов и свойств личности дошкольников.

Закончите предложение: « Под речевой деятельностью понимается : «

активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения» .

…при чтении слога необходимо формировать у детей умение ориентироваться на ту букву, которая обозначает гласный звук………….

Педагогическая основа методики развития устной

речи дошкольников

Задание: выделите главные мысли, докажите их значимость материалами из данного текста.

Методика развития речи использует основные понятия и термины педагогики

( «цели», «задачи», «методы», «приёмы» и т.д.), а также её положения, касающиеся закономерностей, принципов и средств воспитания и обучения.

Важной для методики является проблема способов организации познавательной деятельности детей. Значительное место на занятиях должна занимать продуктивная, поисковая или частично-поисковая деятельность детей; только в такой деятельности у детей можно формировать основы самостоятельности мышления, творчества и в целом содействовать развитию личности каждого ребёнка.

Решение различных дидактических вопросов всегда находится в прямой зависимости от тех задач, которые ставит перед дошкольными учреждениями общество на том или ином этапе своего развития. дидактические идеи могут быть реализованы лишь через методические системы. Так обеспечивается взаимосвязь дидактики и частной методики, в том числе и методики развития речи.

Физиологическая основа методики развития речи

Прочитайте,выделите в тексте ответы на вопросы:

1) Иван Петрович Павлов подчёркивал, что основной задачей мозга является восприятие и переработка сигналов, поступающих из внешнего мира. …

2) И.П.Павлов назвал первой сигнальной системой: «Отражение в мозге дейсвительности в форме непосредственных ощущений»;…

  1. вторую сигнальную систему составляют «слова» …

Физиологическую основу методики составляет учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах, объясняющее механизмы формирования речи.

И.П. Павлов подчёркивал, что основной задачей мозга является восприятие и переработка сигналов, поступающих из внешнего мира. Мозг животных отвечает лишь на так называемые непосредственные раздражители: на то, что животное сейчас видит, слышит, обоняет и т.д. Отдельные ощущения или комплексы ощущений являются сигналами, по которым животное ориентируется в окружающем мире. Одни сигналы предупреждают об опасности, другие – о получении пищи и т.д. Отражение в мозге действительности в форме непосредственных ощущений И.П. Павлов назвал первой сигнальной системой. По его мнению, первая сигнальная система есть и у людей, и у животных, так как и люди, и животное имеют ощущения, представления и впечатления оттого, что их окружает, с чем они соприкасаются в мозге не только в форме ощущений, представлений, впечатлений, но и в форме ощущений, представлений, впечатлений, но и в Форме особых условных знаков – слов. Слова составили вторую сигнальную систему действительности.

Изучение высшей нервной деятельности ребёнка показывает, что проявление первой сигнальной системы в «чистом виде» можно наблюдать лишь на первом году жизни, когда малыш ещё не понимает слов и не говорит сам. В этот период его поведение определяется тем, что доступно слуху, зрению, вкусу и т.п. Затем начинает развиваться вторая сигнальная система. Она накладывает отпечаток на все непосредственные сигналы действительности. С возрастом роль словесных сигналов возрастает, что объясняет принцип наглядности, соотношение наглядного и словесного в процесс обучения детей родному языку.

Обобщая сказанное, можно отметить, что, опираясь на концепции, ведущие положения и понятийный аппарат представленных наук, методика развития речи разрабатывает теорию обучения родному языку, создаёт на её основе программы, методические пособия для воспитателей и с помощью этих конкретных материалов соединяет теорию и практику.

Вопрос и задание для повторения

  1. Перечислите основные теории, идеи базисных наук, которые принципиально важны для методики развития речи дошкольников.(Язык и речь отражают две стороны одного и того же явления – общения людей).
  2. Как связаны между собой психическое и речевое развитие детей? (При определении содержания и путей развития речи дошкольников используются данные детской психологии о возрастных и индивидуальных особенностях речи, учитывются уровни её развития на каждом возрастном этапе и особенности психических процессов и свойств личности дошкольников).

1. 3. Краткий исторический обзор становления

отечественной методики развития речи как науки

Познакомьтесь с кратким обзором и выполните задание.

  1. Каким проблемам большое внимание уделил Л.Н. Толстой? (Он искал средства обучения, которые стимулировали бы развитие речи и творческих сил детей. Таким стимулирующим моментом он считал показ детям не только продукта, но и самого процесса творчества. Темы сочинений должны быть тесно связаны с опытом, эмоциональными переживаниями ребёнка. В учебно-воспитательной работе обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёка).

  1. Почему К.Д. Ушинского называют основоположником методики развития речи, а Е.Н. Водовозову его продолжателем? (Педагог сделал центральным в своём учении – учение о родном языке, изложил основные теоретические положения о роли родного языка в формировании человека в своих книгах. Ушинский ратовал за то, чтобы начинать обучение не на иностранном, а именно на родном языке, причём начинать задолго до школьного обучения. Е.Н.Водовозова, вслед за К.Д. Ушинским, придерживалась принципа народности воспитания, была сторонницей использования в воспитании детей русской народной речи; особое внимание уделяла литературе).

3. В чём актуальность теоретических положений, сформулированных Е.И. Тихеевой? (Е.И Тихеева разделяла взгляды К.Д. Ушинского и Л.Н.Толстого.Её позиция – воспитание во всём многообразии должно осуществляться на фоне родного языка. Она первая из последователей К.Д. Ушинского употребила термин «обучение речи» в применении к дошкольному возрасту; создала свою систему обучения родному языку детей в дошкольных учреждениях).

4.Какова роль Е.А. Флёриной в создании и развитии научно-педагогической школы по проблемам речевого воспитания и приобщения детей к культуре через восприятие художественного слова?(На первое место выдвигала содержание речи, необходимость достаточного личного опыта ребёнка; среди речевых задач выделяла расширение лексикона, обогащение структуры речи,работу над чистым произношением,культурой речи, её выразительностью, знакомство с художественной литературой, развитие детского словесного творчества, овладение различными формами живого слова. Важными факторами речевого развития она считала социальную среду и организацию развивающей среды в детском учреждении).

восприятие художественного слова?

5.Назовите основные направления исследований в области речевого речевого развития развития детей.(1.Исследования возрастных срезов речи детей раннего возраста и поступающих в школу; 2. Исследования отдельных сфер языка и их отражения в речи;3.Исследования речи детей в фило- и онтогенезе; 4. Исследования механизмов речи в их развитии; 5.Исследования по видам творческой деятельности; 6.Исследования особенностей восприятия художественных произведений; 7. Исследования возможностейк обучению грамоте).

Задание и вопросы для повторения.

1.Почему К.Д. Ушинского называют основоположником методики развития речи,а Е.Н.Водовозову его прдолжателем?.

2. В чём актуальность теоретических положений, сформулированных Е.И.Тихеевой?

3.Какова роль Е. А. Флёриной в создании и развитии научно-педагогической школы

по проблемам речевого воспитания и приобщения детей к культуре через восприятие художественного слова. Выделите существенное и выразите в устной речи.

Начало научной разработки вопросов обучения детей родному языку в русской педагогике положили видные деятели народного образования и литературы, такие, как: М.В.Ломоносов, И.И Бецкой, В.Ф. Одоевский, В.Г.Белинский, Н.А. Добролюбов, Л.Н. Толстой и др. Все они выступали за воспитание и обучение детей на родном языке с раннего возраста, доказывали роль родного языка в развитии ребёнка, разрабатывали основы педагогической науки.

Большое внимание проблемам речевого развития и творчества детей уделял Л.Н. Толстой (1828 – 1910). Он искал средства обучения, которые стимулировали бы развитие речи и творческих сил детей. Одним из таких средств Л.Н. Толстой считал интересные, тщательно подготовленные уроки по всем предметам и особенно написание детьми сочинений. В статье «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» писатель показал, как можно пробудить у детей желание сочинять. По его мнению, таким стимулирующим моментом является показ детям самого процесса творчества. Создание первых сочинений в ходе совместной работы учителя и учеников: дети радовали писателя наблюдательностью, остроумием, умением внимательно относиться к людям, находить нужные, меткие слова. Он предупреждал неуверенность, поощрял активность каждого. Писатель показывал, как выбрать из многих мыслей одну, облечь её в слова, запомнить определить ей место, не пропускать и уметь соединять с последующим.

Успех сочинения зависит от подбора темы, их подбирать, учитывая особенности детей, их интересы, переживания.

Много внимания писатель уделял детскому чтению, создал «Азбуку» и «Книги для чтения». Рассказы в них используются и сегодня в дошкольных учреждениях. Писатель рекомендовал беседы по прочитанному. Настоятельно учитывал индивидуальные особенности каждого ребёнка. Творческое рассказывание и ознакомление с художественной литературой оказало большое влияние на методику обучения детей.

Особое место среди прогрессивных педагогов XIXв занимает К.Д Ушинский (1824 – 1870). Учение о родном языке – главное в его обширном творчестве. Основные положения о роли родного языка в формировании человека К.Д. Ушинский изложил в книгах «Родное слово», «Детский мир», «Человек как предмет воспитания». Во-первых, по его мнению, язык – это результат воздействия на человека объективного мира и отношения человека к нему. Язык возник из потребности человека. . Во-вторых, язык – это труд бесконечно долгих трудов человечества. В-третьих, язык отражает многовековой опыт духовной жизни народа, который передаётся посредством языка последующим поколениям. В-четвёртых, язык выступает важнейшим народным наставником. Усваивая родной язык, каждое новое поколение усваивает мысли и чувства предшествующих поколений, овладевает тем духовным богатством, которое заключено в нём. Язык знакомит с обществом, с его историей, характерами людей, народной поэзией, учит любить отечество, чувствовать себя частью народа.

Эти положения являются стержнем его педагогической концепции и определяют разработанную им методику обучения детей родному языку. Педагог за то, чтобы начинать обучение на родном языке, чтобы «он пустил глубокие корни в духовную природу» ребёнка. Для этого необходимо:

  1. развить дар слова, т.е. развить у детей способность самостоятельно выразить свою мысль;
  2. усвоить формы языка, выработанные как народом, так и литературой;
  3. практически усвоить грамматику, своеобразную логику языка, чтобы правильно выражать свои мысли. Все три цели достигаются одновременно. Для этого он предложил целостную стройную систему обучения родному языку: определил содержание, разработал принципы, средства и методы обучения; показал способы работы, обеспечивающие развитие речи, а также мышления, нравственных и эстетических чувств ребёнка. К.Д.Ушинский неоднократно подчёркивал, что овладение родным языком должно начинаться задолго до школьного обучения. вВ работе с малолетними детьми рекомендовал проводить «уроки» не более 30 минут, прерываясь на игры, пение народных песен и проводя другие формы работы (рассказы по картинкам из детской жизни, которые приучают детей отвечать на вопросы, рассказывать связно, ясно, непринуждённо; упражнения на сравнение предметов, подготавливающее детей к чтению и письму).

Взгляды К.Д. Ушинского на родной язык и его роль в духовном становлении ребёнка имеют основополагающее значение для выделения методики развития речи в самостоятельную науку. Его идеи нашли горячий отклик среди таких видных деятелей дошкрльного воспитания, как А.С. Симонович, Е.Н. Водовозова, Е.И. Конради и др.

Ученицей и последовательницей К.Д.Ушинского была Е.Н. Водовозова (1844 – 1923). 1871 году вышла в свет её главная педагогическая работа «Умственное и нравственное развитиедетей от первого проявления сознания до школьного возраста», предназначенная для воспитателей и родителей. По мнению педагога, в воспитании и развитии маленького ребёнка особое значение имеет родной язык. Она также была сторонницей использования в воспитании детей русской народной речи: сказок, загадок, пословиц, поговорок, потешек, народных песен, считая их богатейшим и ценнейшим материалом дляразвития речи ребёнка, для воспитания любви к своему языку, своему народу, своей Родине.

Она предложила примерное распределение материала по возрастам, программу наблюдений за предметным миром и природой, методические рекомендации по использованию русского фольклора.

Е.Н.Водовозова выступала против формального заучивания новых слов при обучении детей родному языку. Она считала, что каждое новое слово, особенно в младшем возрасте, должно связываться с конкретными впечатлениями детей, за каждым словом должен стоять конкретный образ; возражала против употребления в разговоре с ребёнком слов,ему непонятных, требовала «чистоты и правильности русского языка» в семье и детских садах.

Большое внимание Е.Н.Водовозова придавала методам обучения родному языку, особенно беседам, которые она считала неотъемлемой частью жизни детей. По её мнению, беседа должна сопровождать прогулки, экскурсии, наблюдения, повседневную жизнь ребёнка. ею была разработана тематика бесед, предложила их образцы, дала практические указания к проведению бесед с детьми.

Огромное внимание уделяла литературе. Сама будучи писателем, она сформулировала требования к детской книге с т.з. педагога, изложила свои взгляды на сказку, дала рекомендации по заучиванию стихотворений и басен.

Многие методические указания Е.Н. Водовозовой не устарели.

Благодаря усилиям отечественных педагогов прошлого складывалось общее представление об элементах теории речевого развития детей, определялисьеё цели, задачи, формировались принципы, разрабатывалась методика первоначального обучения детей.

Однако в самостоятельную отрасль педагогической науки методика развития речи детей дошкольного возраста начала складываться лишь в 20–30-е гг.XX в. Это объяснялось массой организацией детских садов и возникновением теории общественного дошкольного образования.

На первых съездах по дошкольному воспитанию была выдвинута задача всестороннего воспитания детей с учётом современной жизни.

В 1938 г. было выпущено «Руководство для воспитателя детского сада», в котором развитие речи выделилось в самостоятельный раздел. Главное внимание в нём уделялось культуре речевого общения, выразительности речи. В качестве основных средств решения задач выдвигались чтение и рассказывание. Однако разработка содержания методики требовала продолжения. Большую роль в этом сыграла Е.И. Тихеева (1867 – 1944). Проблема родного языка была в центре её внимания. Разделяя взгляды К.Д.Ушинского и Л.Н. Толстого, она следовала принципу народного воспитания, который стал основой обучения родному языку.

Е.И. Тихеева считала язык «наставником рода человеческого, великим педагогом» Её позиция – воспитание во всём многообразии должно осуществляться на фоне родного языка. Она первая из последователей К.Д. Ушинского употребила термин « обучение речи» в применении к дошкольному возрасту. Е.И. Тихеева поставила перед педагогами одну из главных задач речевого развития детей. По ее мнению, родной язык не наука. Его цель не сообщать знания, а служить духовному развитию, развивать способность понимания чужой речи и умения своей речью передавать свой внутренний мир.

Е.И. Тихеева создала свою систему обучения родному языку детей в дошкольных учреждениях, ведущими принципами которой являются следующие:

– деятельностный подход к развитию речи – речь развивается в деятельности, и прежде всего в игре, через игру, в труде;

– взаимосвязь развития речи с другими сторонами воспитания личности ребенка умственными, сенсорными, эстетическим, физическим воспитанием);– наглядность в обучении– язык ребенка развивается наглядным путем, и только среди вещественного мира каждое новое слово будет становиться достоянием ребёнка в связи с ясным конкретным представлением;

постепенность и повторность. Е.И. Тихеева советовала постепенно переходить от перечисления предметов к перечислению признаков и качеств предметов, от индивидуальных бесед к коллективным; от восприятия незнаковых предметов к предметам знакомым но неаблюдаемым в данный момент и т.д.

много внимания Е.И. Тихеева уделяла отбору содежания речи. Основными условиями обогащения речи она считала социальную жизнь, природу, окружающую детей обстановку, дидактический материал.

По мнению педагога, важным средством речевого развития дошкольников является обучение на специальных занятиях. В числе основных требований к занятиям она выдвигала связь их с интересами и опытом детей, «живое их проведение», возможности двигаться экспериментроватьэкспериментировать. Наиболее полно Е.И Тихеева разработала Занятия по обогащению словаря и по «живому слову».

Е.И.Тихеева, как и К.Д. Ушинский, была против слишком раннего обучения детей иностранному языку. Она считала, что ребёнка следует предварительно хорошо подготовить.

Большой интерес представляют разработанные Тихеевой средства, методы и приёмы обучения детей родному языку, многие из которых хорошо используются в практике дошкольных учреждений и сегодня.

Значительное влияние на развитие методики оказала Е.А. Флёрина.(1889 – 1952). Обучение родному языку она рассматривала в русле традиций отечественной методики.

На первое место Е.А.Флёрина выдвигала содержание речи. Она считала, что лдля обогащения содержания речи необходим достаточный личный опыт ребёнка. Самые продуктивные методы накопления опыта, по мнению Флёриной, наблюдения, игра, труд, эксперимент. Чем чётче, конкретнее и эмоциональнее осуществляется накопление опыта, тем успешнее и с большим интересом дети опираются на него в разговорах и беседах. Среди речевых задач Флёрина выделяла расширение лексикона, обогащение структуры речи, работу над чистым произношением, культурой речи, её выразительностью, знакомство с художественной литературой, развитие детского словесного творчества, овладение различными формами живого слова. Важным фактором речевого развития она считала социальную среду и организацию развивающей среды в детском учреждении.

Флёриной принадлежит заслуга создания системы работы по ознакомлению детей с худо- жественной литературой, приобщению их к искусству слова. Ею определено значение художественной литературы в воспитании дошкольников, выделены особенности детского восприятия литературных произведений, выявлены критерии отбора произведений, дана классификация детских книг по тематическому принципу, детально разработана методика художественного чтения и рассказывания в зависимости от возраста детей.

Идеи Е.И.Тихеевой и Е.А.Флёриной нашли воплощение в программных документах, в

которых раскрываются подробно задачи речевого развития.

В 1962 г. вышла «Программа воспитания в детском саду», согласно которой дети должны учиться говорить на лучших образцах родной речи.В ней впервые была разработана программа ( в том числе и по развитию речи) для 4-летних детей ( 2-я младшая группа), введено новое название группы 6-летних детей («подготовительная к школе»), предусмотрена подготовка к грамоте, программный материал по развитию отдельных качеств речи отнесён к определённым видам деятельности детей. Однако задачи по связной речи в этой программе были сформулированы недостаточно конкретно, что затрудняло контроль за работой…..

В 1984г. была издана «Типовая программа обучения и воспитания в детском саду». В ней более детально разработан раздел «Развитие речи», в котором произведено разграничение задач развития речи и ознакомления с окружающим; заново сформулированы конкретные задачи воспитания звуковой культуры речи, словарной работы, формирования грамматического строя речи и элементарного осознания языковых явлений; усилено внимание к работе над смысловой стороной слова; работа по развитию связной речи включена со 2-й младшей группы.

XX век характеризуется не только усовершенствованием программно-методических документов, но и появлением научных исследований, которые условно можно разделить на несколько направлений:

–исследования возрастных срезов – речь детей раннего возраста, речь детей, поступающих в школу, и пр.(Н.М. Щелованов,Н.М. Аксарина, Г.М. Лямина, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова и др.

– исследования отдельных сфер языка и их отражения в речи (фонетики, лексики, грамматики, связной речи) в виде возрастных срезов, в перспективном развитии, в условиях различнх влияний (Е.И.Радина, Л.А.Пеньевская, М.М.Конина, В.В. Гербова, В.И.Логинова, Е.М.Струнина,А.М.Леушина, В.И. Яшин, Ф. А. Сохин, О.С.Ушакова, Н.Ф.Виноградова, М.М.Алексеева,А.И.Максимов, Э.П.Короткова, А.М. Бородич, А.Г. Арушанова, В.И. Ядэшко,М.С. Лаврик и др.);

– исследования речи детей в фило- и онтогенезе (П.С. Выготский, М.И. Лисина, А.А.Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев, А.Г. Рузская и др.);

– исследовании по видам творческой деятельности ( Л.А. Пеньевская, Р.И. Жуковская, А П. Усова, О.И. Соловьёва, Н.С. Карпинская, М.М. Конина, О.С. Ушакова, Л.В. Ворошнина, Н.А. Орланова, О. Н Сомкова, О.В. Акулова и др.);

– исследования особенностей восприятия художественных произведений (Р.И. Жуковская, О И Соловьёва; А.В. Запорожец, Н. С. Карпинская, Л.А.Пеньевская, Л.М. Гурович, Л.А. Талер, А.И. Полозова, В.Н. Андросова и др.);

– исследования осознания языка и речи (Д.Б. Эльконин, С.Н. Карпова, Ф.А. Сохин, Г.П.Белякова, Г.А. Тумакова, Л.Е.Журова, М.М. Алексеева и др.);

– исследования возможностей к обучению грамоте (А.И. Воскресенская. Д.Б. Эльконин, Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская и др.)

Поиск нового содержания и форм обучения родной речи продолжается.

Литература

1.Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для суд.высш. учеб. заведений /Н.А. Стародубова. – 2-е изд.,испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 256.

2.Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошколников / М.М. Алексеева, В.И.Яшина. – М., 1997

3. Бородич А М. методика развития речи детей / М., 1974.

4. Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. / Т.А.Ладыженская. – М.,1998.

5. Львов М. Р. Основы развития речи / М.Р.Львов. – М., 2002.

6.Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С.Ушакова ./М, 2001.

7. Львов М.Р. Язык и речь // Нач.школа. – 2000. – № 1. – С. 83 – 86.

.8.Львов М Р. Виды речи // Нач.школа. – 2000. – №5. – С. 76 – 81.

9. Львов М.Р. Речевое развитие человека. – 2000. – №6. – С.98 – 105

положения

Введение в методику развития речи