Особенности процесса социализации младшего школьника в учебной деятельности

Лекция 4. Особенности процесса социализации младшего школьника в учебной деятельности

Вопросы:

  1. Задачи и особенности обучения в школе I ступени.
  2. Учебная деятельность: понятие и особенности в младшем школьном возрасте.
  3. Социальная направленность учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
  4. Становление социальной активности младшего школьника в процессе учебной деятельности.

Вопрос 1. Задачи и особенности обучения в школе I ступени.

Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2005. – 383 с.

В недалеком прошлом (вплоть до середины XX века) начальная школа представляла собой замкнутый цикл обучения элементарным навыкам чтения, счета и письма. Развитие психолого-педагогической науки и образования привели к тому, что начальная школа стала начальным этапом обучения ребенка в общеобразовательной школе (школой I ступени, начальным общим образованием), стала решать более важные и широкие задачи:

  • Создать условия для овладения учениками учебной деятельностью, ее основными способами.
  • Подвести учащихся к предметному обучению в основной школе в логике научных знаний (так, овладение навыками чтения и письма – это вхождение ученика в науку о языке как средстве мышления и общения).
  • Создать условия для интеллектуального развития учащихся и развития мотивов учения.

С поступлением в школу жизнь ребенка меняется практически кардинальным образом, что проявляется в следующих особенностях начального школьного обучения:

  • Впервые в жизни ребенок начинает осуществлять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность – деятельность учения. Учебная деятельность является общественной по своему содержанию (посредством нее ученик овладевает всеми богатствами культуры и науки, накопленными человечеством); по смыслу (ребенку она нужна, чтобы стать полноценным членом социума; социуму необходим гражданин, владеющий учебной деятельностью); по форме (подчиняется принятым в социуме нормам, реализуется в созданных социумом образовательных учреждениях). Учитель и другие представители социума оценивают ребенка, исходя из того, насколько успешно он реализует новую социальную позицию – позицию ученика.
  • Пребывание ребенка в школе подчиняется обязательным для всех правилам и нормам, регулирующим не только индивидуальную деятельность ребенка (сидеть, не горбясь; чертить поля в тетрадях и др.), но и коллективную учебную деятельность в классе (не шуметь; внимательно, не перебивая выслушивать товарища и д.), и его взаимодействие с педагогом (поднимать руку перед ответом; при необходимости задавать вопросы и др.).
  • В школе начинается освоение ребенком научной картины мира(т.е. от ознакомления с отдельными предметами и явлениями окружающей действительности, с их внешними свойствами и отношениями – к их сущности и взаимосвязи), наук как систем и совокупности научных понятий (в дошкольном возрасте дети усваивают эмпирическое представление о букве как значке – в начальной школе усваивают понятие буквы как знака, отражающего звук на письме).
  • В начальной школе радикально меняется вся система отношений с воспитывающими взрослыми: взаимодействие учителя и ученика реализуется при помощи особых средств и способов учебного сотрудничества и общения. Младшему школьнику необходимо овладеть этими средствами и способами.

Вопрос 2. Учебная деятельность: понятие и особенности в младшем школьном возрасте.

Воронцов А.Б.,, Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. – М.: Издатель Рассказов А.И., 2004 г. – 304 с.

Педагогическая психология. Электронный учебник –Электронный ресурс. - http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/5.html

Основоположниками теории учебной деятельности явились отечественные психологи Д.Б.Эльконин и Вас.Вас.Давыдов, опиравшиеся на представления о культурном развитии ребенка Л.С.Выготского и деятельностный подход А.Н.Леонтьева. Экспериментальная апробация данной теории осуществлялась в середине прошлого века в экспериментальных школах г.Москвы и г.Харькова. Обучение по новой в то время системе дало результаты, казавшиеся в то время чудом, т.к. учебные достижения обыкновенных детей оказались равными достижениям детей одаренных.

Исследования тех лет доказали, что учебная деятельность не возникает в школе сама собой, а ее нужно создавать. Создание учебной деятельности учащихся – задача педагогов, а чтобы ее решить, необходимо иметь представление о том, что такое учебная деятельность и каковы ее особенности применимо к различным этапам образования.

"Учебная деятельность" (УД) - достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике.

1. УД - синоним научения, учения, обучения.

2. В классической советской психологии и педагогике УД определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий.

3. В трактовке направления Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность - это один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия.

Основные особенности учебной деятельности:

  1. Предметом учебной деятельности и ее результатом является сам ребенок, т.к. она развивает человека: превращает его в субъекта деятельности, т.е. человека, способного к самоизменению.
  2. Развивающий характер учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте объясняется тем, что ее содержанием являются теоретические знания.
  3. В учебной деятельности теоретические понятия не подаются ученикам в готовом виде, а усваиваются ими путем решения учебных задач (самостоятельной поисковой и эвристической деятельности). Таким образом, учебная деятельность младших школьников организуется педагогом при помощи так называемых развивающих образовательных технологий (проблемно-поисковых, коммуникативно-диалоговых, моделирующего обучения).
  4. Учебная задача, «запускающая» учебную деятельность, - это такая учебная проблема, решение которой позволяет ученику овладеть общим способом решения конкретно-практических задач.Примером такой задачи может служить следующая:

Если: вода - воды, то какую безударную гласную надо написать в словах: п?дписать и (в) пол?

  1. Учебная деятельность требует особых форм для своего осуществления – учебного сотрудничества и учебного общения. В начальной школе речь идет об учебном сотрудничестве и общении учителя и учеников, а также учеников друг с другом.
  2. Учебная деятельность имеет следующую структуру:
  • Первый важнейший элемент в ее структуре – учебно-познавательные мотивы (внутренние мотивы учения. Становление таких мотивов, или учебной мотивации, - важнейшая задача начальной школы. От их сформированности зависит успешность дальнейшего обучения ребенка. В начальной школе становление учебной мотивации может произойти только в том случае, когда ученикам интересны как содержание учения (учебный материал), так и сам процесс учения.
  • Следующий очень важный компонент учебной деятельности – это принятие или самостоятельная постановка учебной задачи. Принять учебную задачу – значит воспротивиться знакомому, переставшему работать способу деятельности. Для этого учитель ставит перед детьми конкретно-практическую задачу, которую нельзя решить старым способом (создает проблемную ситуацию, которая в дидактике РО получила название ситуация "разрыва"). Для овладения данным компонентом учебной деятельности в системах РО существуют уроки особого типа – уроки постановки учебной задачи (пример урока на тему «Буква как знак звука»).
  • Важный компонент учебной деятельности – учебные действия, входящие в состав способа решения учебной задачи. Современный стандарт НОО называет их универсальными учебными действиями (УУД) в силу того, что они работают на различном предметном материале: регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД. В их ряду особое место занимают действия самоконтроля и самооценки. В процессе овладения учебной деятельностью младший школьник должен овладеть способами контроля не только собственных учебных достижений (контроль по результату), но и выполнения операций, входящих в состав УУД (контроль по процессу). Главная форма контроля в учебной деятельности – это контроль по процессу (пооперационный контроль). Функция оценки в учебной деятельности – определить, освоил ли ученик способ решения задачи, все входящие в него УУД.
  1. Существует ряд особенностей в становлении учебной деятельности у детей различного возраста и этапа обучения. В младшем школьном возрасте происходит постепенный переход ребенка от игровой к учебной деятельности, в силу чего учебная деятельность начинает строиться учителем постепенно, не отказывая ребенку в других видах деятельности: игровой, спортивной, художественной, конструктивной и др. Сначала учебная деятельность осуществляется классом совместно работающих детей, т.е. имеет место коллективная (или совместно распределенная) учебная деятельность, и в начальной школе ребенок может стать субъектом коллективной учебной деятельности. Постепенно она начинает осуществляться самостоятельно каждым учеником, и в основной средней школе может произойти становление ученика как субъекта индивидуальной учебной деятельности. Таким образом, становление всей учебной деятельности в начальной школе не может произойти, в силу чего с начальной школой в теории учебной деятельности связывается I этап развивающего обучения. О том, что младший школьник выступает субъектом коллективной учебной деятельности, является наличие у него контрольно-оценочной самостоятельности, т.е. умений оценивать и контролировать себя и других в учебной деятельности. Сначала происходит становление действия самооценивания, а потом самоконтроля учебной деятельности, причем формирование самооценки и самоконтроля идет от оценивания и контроля за действиями и достижениями других (взаимооценивание и взаимоконтроль) к оцениванию и контролю своих собственных учебных действий и достижений. На основе сформировавшейся контрольно-оценочной самостоятельности в основной средней школе может произойти становление учебной самостоятельности ученика (II этап РО).

Вопрос 3. Социальная направленность учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2005. – 383 с.

Учебная деятельность выступает важным фактором социализации детей младшего школьного возраста.

Отметим наиболее значимые для успешной социализации изменения в ребенке, происходящие в процессе овладения учебной деятельностью. Большинство из них связаны со становлением новой социальной позиции -внутренней позиции ученика. Составляющие этой позиции:

  1. Изменения в мотивационной сфере ребенка: от внешних социальных мотивов, в основе которых лежит потребность в новых впечатлениях, к внутренним познавательным мотивам, движимым последовательно развивающейся потребностью: в исследовании, в разрешении противоречий, в поиске истины:

Уровни мотивации

потребность в поиске истины

потребность в разрешении противоречий

потребность в исследовании

потребность в новых впечатлениях

Обретая устойчивость, мотивы высоких уровней превращаются по мере социального развития личности из учебных в мотивы жизнедеятельности, мотивы личностного роста, обусловливая активность человека в социуме.

  1. Учебная деятельность невозможна без овладения учениками многообразными способами решения познавательных задач: предметными и универсальными. Очевидно, что оперирование этими способами - неотъемлемый аспект социальной жизни любого человека, занимающего активную (субъектную) жизненную позицию.
  2. Особенности социализации ребенка младшего школьного возраста во многом определяются изменениями в психических процессах, прежде всего в мыслительной сфере. Активное влияние интеллекта в это время сказывается на развитии всех психических процессов. Изменяется характер восприятий: внешние восприятия (зрительные, слуховые, тактильные и др.) становятся более осознанными и дифференцированными; начинает развиваться внутреннее восприятие, связанное с возникновением интереса к собственной внутренней жизни, однако полного понимания себя ребенок еще не достигает. Внимание также принимает все более выраженный интеллектуальный характер, становится более управляемым, приобретая такое качество, как произвольность. Память из механической превращается в думающую. Развивается смысловое запоминание и произвольная память. Совершенствуется воображение ребенка, становясь все более творческим, логичным и богатым.

Вопрос 4. Становление социальной активности младшего школьника в процессе учебной деятельности.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.

теоретическое рефлексивное мышление

внутренняя позиция школьника

Д.Б.Эльконин. Детская психология. – М.: Академия, 2005, с. 363

умения самоконтроля и самооценки

способы учебного общения

Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск : Пеленг, 1993.С.106

развитая эмоционально-чувственная сфера.

Зеньковский В.В. Психология детства.- Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1995.

ЛюблинскаяА.А.Детская психология. – М.: Просвещение, 1971.

Задание: Ознакомьтесь с другими характерными особенностями развития эмоционально-чувственной сферы младших школьников (включая нравственные и эстетические чувства) по другим первоисточникам, в том числе:

1. Зеньковский В.В. Психология детства.- Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1995.

2. ЛюблинскаяА.А.Детская психология. – М.: Просвещение, 1971.

Под социальной активностью вообще понимается способность личности к проявлению субъектных качеств, активной жизненной позиции в процессе социализации. С позиций деятельностного подхода социальную активность человек проявляет прежде всего в тех видах деятельности, которые выступают ведущими на различных этапах его возрастного развития. Как известно, ведущей в младшем школьном возрасте выступает учебная деятельность, именно через нее ребенок входит во взрослую жизнь, овладевает новой, по-настоящему взрослой социальной ролью – ролью ученика. В силу этого большинство качеств социально активной личности младшего школьника формируются в процессе овладения ребенком учебной деятельностью.

В свое время В.В.Давыдов отметил, что в процессе учения ребенок систематически овладевает содержанием развитых форм общественного сознания (науки, искусства, морали, права), по сути своей имеющих теоретический характер. Полноценное усвоение такого содержания невозможно без формирования теоретического рефлексивного мышления. Развитая форма данного вида мышления – условие сознательного преобразования человеком окружающей действительности, т.е. становления его как личности творческой, а, значит, социально активной.

Д.Б.Эльконин утверждал, что учебная деятельность – это деятельность, побуждаемая мотивами собственного роста, собственного совершенствования. Становление указанной группы мотивов, их приоритет по отношению к внешним социальным мотивам учения, с которыми ребенок приходит в школу, говорит о том, что новая (внешняя) социальная позиция школьника перерастает в новую внутреннюю позицию школьника (человека, стремящегося к познанию, совершенствованию себя и окружающей действительности). Сформированность внутренней позиции школьника выступает основой для становления впоследствии активной жизненной позиции человека в будущем.

Важную роль учебная деятельность играет в становлении у младших школьников умений самоконтроля и самооценки, наличие которых говорит о способности личности к саморазвитию и активной жизнедеятельности. Традиционно функции контроля и оценивания реализовывались педагогом, в результате рефлексивные умения учащихся развивались чрезвычайно слабо. В случае, когда эти функции частично делегируются учащимся, а оценивание учителем учебных достижений детей носит содержательный (развернутый) характер, создаются условия для становления у учеников умений контролировать собственную учебную деятельность и оценивать ее результаты. Не зря поэтому безотметочное обучение в начальной школе признается необходимым условием построения развивающего образовательного процесса.

Г.А.Цукерман считает, что одним из показателей сформированности учебной деятельности является способность школьника осуществлять учебное общение в системах «Взрослый-Ребенок» и «Ребенок-Ребенок». Во взаимодействии со взрослым младший школьник отходит от школярского, имитативного общения, в основе которого абсолютизация его роли и авторитета, ожидание от него готовых решений и ответов. Общение с учителем обретает инициативный характер, когда ребенок обнаруживает инициативу, приглашает к сотрудничеству учителя. В процессе учебного общения со сверстниками происходит становление “коллективного субъекта учебной деятельности” (В.В.Давыдов), когда младшие школьники овладевают навыками аргументации и отстаивания собственной точки зрения, выслушивания собеседников, принятия совместных с ними решений. Таким образом закладываются основы межличностного общения на последующих этапах возрастного становления человека, когда ему нужно будет утверждаться в качестве субъекта в таких формах общения, как интимно-личностное, учебно-профессиональное и профессиональное.

Важную роль в становлении социальной активности младших школьников играет эмоционально-чувственная сфера, в структуре которой претерпевают изменения многие виды чувств: индивидуальные и социальные, высшие. В сфере индивидуальных чувств, связанных с отношением ребенка к самому себе, ребенок утверждается в осознании своей силы или слабости в связи с собственной школьной успешностью-неуспешностью, отношением к нему учителя и одноклассников. Приоритет чувств, связанных с отношением к себе как сильному, успешному – основа становления творческой активности и самостоятельности, развития таких волевых личностных качеств, как упорство, настойчивость. В процессе учебной и внеучебной деятельности развиваются такие социальные чувства, как симпатия, отзывчивость, антипатия. Именно они выступают основой становления в дальнейшем таких свойств социально активной личности, как эмпатийность и толерантность.

В младшем школьном возрасте дальнейшее развитие претерпевает сфера высших чувств: познавательных, моральных (нравственных), эстетических. Правильное овладение детьми учебной деятельностью сопровождается развитием познавательных чувств, связанных с радостью узнавания нового, получением удовлетворения от преодоления трудностей в решении учебных задач. Это опосредует возникновение у младших школьников учебных и познавательных интересов, без которых немыслима социальная активность учащихся.

Все чувства, переживаемые человека в целом можно разделить на позитивные и негативные. Для нормального становления социальной активности необходимо наличие у человека опыта переживания каждой группы чувств. Однако характер человеческой жизнедеятельности определяется балансом в пользу тех или иных чувств. Преобладание опыта переживания негативных чувств обусловливает выбор человеком жизненной стратегии, получившей условное название «неудачник». Преобладание опыта положительных переживания – основа жизненной стратегии «победитель». Особенно в этом плане важен ранний эмоционально-чувственный опыт (в дошкольном и младшем школьном детстве) в силу такого его качества, как чрезвычайная устойчивость.

Особенности процесса социализации младшего школьника в учебной деятельности