Факторы развития человека в детстве
Лекция 2. Факторы развития человека в детстве
Вопросы:
- Процесс развития человека: понятие, результат, противоречия и условия.
- Роль наследственности в развитии ребенка.
- Роль среды в развитии личности ребенка.
- Воспитание и его влияние на развитие детской личности.
- Деятельность как важный фактор развития личности ребенка.
Вопрос 1. Процесс развития личности: понятие, противоречия и условия. |
Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб.пособие для студ.пед.колледжей. М.: Гуманитизд.центр ЛВАДОС, 2000. С. 34-53 |
Развитие это процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Результат развития становление человека как биологического вида (физическое развитие) и как социального существа (психический, интеллектуальный и духовный рост). Под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми человек может стать личностью. Личностью можно назвать человека, достигшего такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность (т.е. способным внести посильный вклад в сокровищницу материальных и духовных ценностей своего социума и человечества в целом). Стихийно человек не может стать личностью. Личностью человек становится путем целенаправленного и продуманного воспитания. Движущая сила развития борьба противоречий, т.е. столкнувшихся в конфликте противоположных сил. Например, развитием человека движет конфликт потребностей человека и его возможностей. Человек не ищет и не придумывает подобных противоречий, он противоречив по своей природе, и его потребности изменяются постоянно. Различают следующие виды противоречий в развитии человека:
Если противоречия это то, что движет развитие изнутри и извне, то условия развития это комплекс причин, от которых зависят результаты развития человека. Различают:
Определяя процесс развития человека, внутренние и внешние условия тесно переплетаются: психофизиологические особенности человека позволяют ему влиять на среду, а среда и воспитание могут изменять психику и физиологию человека. В силу этого Л.С.Выготский говорил, например, о социальной ситуации развития человека. Таким образом, из всех условий развития человека, наиболее значимыми выступают наследственность, среда и воспитание (поэтому их еще называют факторами развития человека). |
Вопрос 2. Роль наследственности в развитии ребенка. |
|
Наследственность это передача от родителей детям определенных врожденных качеств и особенностей. Различают биологическую и социальную наследственность. Носители биологической наследственности гены. Наследственные программы развития человека складываются из двух частей: детерминированной и переменной (вариативной). Жестко детерминированными в человеке являются видовые задатки человека (задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления); внешние признаки, передающиеся от родителей (конституция, цвет глаз, волос и др.); особенности нервной системы; психофизиологические патологии, передающиеся от родителей к детям (шизофрения, гемофилия, эндокринные расстройства (например, карликовость) и др.От родителей дети также наследуют задатки, или потенциальные возможности для развития различных способностей. При наличии необходимых внешних условий задатки развиваются в способности (так, общие задатки к интеллектуальной деятельности развиваются в соответствующие способности; специальные спортивные задатки в спортивные способности и т.п.).Сегодня в педагогике сильна точка зрения таких ученых, как М.Монтессори, К.Лоренц, Э.Фромм, суть которой в том, что моральные задатки также биологически обусловлены. Т.е. ребенок рождается с потенциальной склонностью к агрессии, жестокости, алчности, доброте, честности и т.п. Переменная частьбиологической наследственной программы это её обширнейшие области, дополняемые воспитанием человека и им самим (самовоспитанием). Таким образом, необходимость воспитания и самовоспитания (саморазвития) заложена в человеке природой. Так, все нормальные люди обладают высокими потенциальными возможностями физического и психического развития и неограниченными возможностями духовного развития. Это подтверждается тем фактом, что унаследованные ребенком задатки (интеллектуальные, музыкальные, художественные, математические и др.) могут развиться или остаться нереализованными в силу условий жизни, воспитания, потребностей общества и самого человека. Социальная наследственность это социально-психологический опыт всех тех, кто окружает новорожденного ребенка. На подсознательном, подражательном уровне он усваивает особенности их речи, привычки, особенности поведения, нравственные качества и т.д. |
|
Вопрос 3. Роль среды в развитии личности ребенка. |
|
Среда развития это те условия, которые окружают человека и оказывают влияние на его развитие. Среда бывает 3 видов: - биологическая (климат); - социальная (общество); -педагогическая (семья, учителя, коллектив). По интенсивности контактов каждый из указанных видов среды может относиться к ближней и дальней среде. Так, дальними средами являются биологическая и социальная. А педагогическая среда является ближней. Уровень развития ребенка свидетельствует прежде всего о характере и влиянии ближней среды. Однако человек достигает наиболее высокого уровня своего развития, когда ближняя и дальняя среды не противоречат друг другу, предоставляют наиболее благоприятные условия для развития. Решающее влияние на развитие человека в детском возрасте оказывает семья. Кризис современной семьи первопричина роста преступности среди несовершеннолетних, а также многих негативных общественных явлений.Роль семьи тем больше, чем младше ребенок. Наиболее велика она в дошкольном возрасте, в силу чего среда семейного воспитания должна быть наиболее насыщена благоприятными условиям для развития ребенка (это д.б. разнообразная предметно-прстранственнаяи академическая среда, благотворная среда общения и взаимоотношений). В младшем школьном возрасте возрастает роль таких составляющих педагогической среды, как личность учителя и коллектив сверстников (одноклассников). При том, что роль семьи в развитии ребенка не уменьшается, чрезвычайно велик авторитет учителя для ученика начальных классов (в психологии это влияние назвали «эффектом ореола»), а также мнение коллектива о его учебных и личностных достижениях (младший школьник по природе коллективист). При том, что ребенок еще не в состоянии быть полноправным членом большого социума, важно понимать, что в начальной школе начинается его «вхождение» в эту дальнюю среду, в силу чего родителям и учителям необходимо направлять и корректировать этот процесс. По вопросу соотношения влияния среды и наследственности на развитие человека в науках о человеке нет единства: часть ученых (преимущественно российских) отдают предпочтение влиянию среды, другие ученые (преимущественно зарубежные) считают, что 60-80% факторов приходится на наследственность. Скорее всего «доля» влияния наследственности и среды у каждого человека своя, т.к. развитие каждого человека неповторимо. |
|
Вопрос 4. Воспитание и его влияние на развитие детской личности. |
|
Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. вливаясь в человеческое общество. Для этого влияние наследственности и среды должно дополняться воспитанием человека. Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Становление полноценной личности происходит именно благодаря воспитанию.Воспитание это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. Сила воспитания зависит в таких его качествах, как целенаправленность, систематичность и квалифицированность руководства. Однако слабость воспитания по сравнению с наследственностью и средой заключается в том, что оно основывается на сознании человека и его участии в запланированных воспитательных мероприятиях, в то время как среда и наследственность действуют бессознательно и подсознательно. Лозунг «воспитание может все», с которым ранее выступала педагогика, себя не оправдал. При неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды эффективность воспитания незначительна. Достижение результатов воспитательного процесса, как правило, оттянуто во времени. Кроме того, в воспитании трудно гарантировать достижение запланированных результатов. Рассмотрим требования к воспитанию в связи с необходимостью его влияния на процесс развития личности человека:
|
|
Вопрос 5. Деятельность как важный фактор развития личности ребенка. |
|
Деятельность это все многообразие занятий человека, все то, что он делает. Из глубины веков дошли до нас мудрые наблюдения народа: «Скажите мне, что и как делает ребенок, и я скажу вам, каким он вырастет», «Ни один бездельник еще ничего не достиг», «Сколько пота столько успеха», «Человек сам кузнец своего счастья», «По труду и честь» и др. Т.о., в процессе деятельности происходит всесторонее и полноценное развитие личности человека. Однако чтобы это произошло, необходимы следующие условия:
|
Лекция 3. Закономерности и особенности развития младшего школьника
Вопросы:
1. Закономерности и особенности детского развития.
. Особенности развития ребенка в младшем школьном возрасте.
Вопрос 1. Закономерности и особенности детского развития. |
Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб.пособие для студ.пед.колледжей. М.: Гуманитизд.центр ЛВАДОС, 2000. С. 34-53 |
Учителю начальной школы необходимо знать следующие закономерности детского развития:
А. В более молодом возрасте физическое развитие ребенка идет быстрее и интенсивнее; с возрастом тем развития замедляется. Наиболее сензитивные периоды физического развития (по убыванию): дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст. Б. физически ребенок развивается неравномерно: в одни периоды быстрее, в другие медленнее. В. каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе. В целом части тела развиваются неравномерно и непропорционально.
А. Между возрастом ребенка и темпами духовного развития обратно пропорциональная зависимость: чем ниже возраст, тем выше тем духовного развития. Б. духовное развитие детей протекает неравномерно: в отдельные периоды одни качества формируются быстрее, а другие медленнее (так, в дошкольном возрасте интенсивно развиваются восприятие ребенка, воображение и эмоционально-чувственная сфера; в младшем школьном возрасте быстрее идет развитие познавательной сферы личности (словесно-логического мышления, внимания, памяти). В. существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных составляющих духовного развития ребенка. Такие периоды называют сензитивными (Л.С.Выгоский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин). Причина сензитивности в неравномерности развития и том, что некоторые свойства личности могут складываться лишь на основе уже сформировавшихся свойств и опыта ребенка. (так, сензитивность младшего школьного возраста в плане развития словесно-логического мышления объясняется тем, что оно может развиться, только если у ребенка сложились в дошкольном детстве наглядно-образное мышление и речь. Младший школьный возраст сензитивен для развития интеллектуальных, нравственных и социальных качеств личности, что должно выступать ориентиром в построении учебно-воспитательного процесса в начальной школе). Г. Приобретая по мере роста ребенка устойчивость и постоянство, духовные качества личности сохраняют при этом пластичность, т.е. возможность изменения. Пластичность дает возможности для перевоспитания ребенка, а также для компенсации, когда более слабые функции компенсируются более сильными (например, слабая память может быть компенсирована более высокой организацией познавательной деятельности). |
Вопрос 2. Особенности развития ребенка в младшем школьном возрасте. |
|
) период первого округления (от 1 года до 4 лет), для к-рого характерно ежегодное значительное увеличение веса при относительно небольшом росте тела в длину; 2) период первого вытяжения (от 5 до 7 лет), характеризующийся заметным ростом тела в длину при относительно слабом увеличении его веса; 3) период второго округления (от 8 до 10 лет); 4) период второго вытяжения (от 11 до 16 лет) и 5) третий период округления или период созревания (от 16 до 20 лет).
|
Возрастными границами младшего школьного возраста в отечественной психологии считают 6(7) (11) лет. К 6 годам в основном готов к систематическому школьному обучению, о чем может свидетельствовать наличие у него следующих показателей готовности:
Учителю следует также знать наиболее характерные особенности физического, психического и социального развития ребенка в младшем школьном возрасте.
Замедляется физический рост ребенка и заметно увеличивается его вес («период второго округления»). Скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Интенсивно развивается мышечная система, появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком письма.
3.Особенности социального развития:
|