Факторы развития человека в детстве

Лекция 2. Факторы развития человека в детстве

Вопросы:

  1. Процесс развития человека: понятие, результат, противоречия и условия.
  2. Роль наследственности в развитии ребенка.
  3. Роль среды в развитии личности ребенка.
  4. Воспитание и его влияние на развитие детской личности.
  5. Деятельность как важный фактор развития личности ребенка.

Вопрос 1. Процесс развития личности: понятие, противоречия и условия.

Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб.пособие для студ.пед.колледжей. –М.: Гуманитизд.центр ЛВАДОС, 2000. –С. 34-53

Развитие –это процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Результат развития –становление человека как биологического вида (физическое развитие) и как социального существа (психический, интеллектуальный и духовный рост).

Под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми человек может стать личностью. Личностью можно назвать человека, достигшего такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность (т.е. способным внести посильный вклад в сокровищницу материальных и духовных ценностей своего социума и человечества в целом). Стихийно человек не может стать личностью. Личностью человек становится путем целенаправленного и продуманного воспитания.

Движущая сила развития –борьба противоречий, т.е. столкнувшихся в конфликте противоположных сил. Например, развитием человека движет конфликт потребностей человека и его возможностей. Человек не ищет и не придумывает подобных противоречий, он противоречив по своей природе, и его потребности изменяются постоянно. Различают следующие виды противоречий в развитии человека:

  • Общие (универсальные), движущие развитием всех людей. Прежде всего, это противоречия между потребностями человека (материальными и духовными) и возможностями их удовлетворения;
  • Индивидуальные, характерные для каждого конкретного человека (например, между желанием человека сделать карьеру и имеющимся у него уровнем образования);
  • Внутренние (несогласие с собой, выражающееся в индивидуальных побуждениях). Например, типичные пары таких противоречий: «хочу» - «могу», «знаю –не знаю», «можно» - «нельзя», «есть» -«нет».
  • Внешниепротиворечия, порожденные взаимодействием человека с окружающим миром, с другими людьми, обществом.

Если противоречия –это то, что движет развитие изнутри и извне, то условия развития –это комплекс причин, от которых зависят результаты развития человека. Различают:

  • Внутренние условия развития человека –это физиологические и психические свойства человека.
  • Внешние условия развития человека –это среда, в которой живет и развивается человек, а также воспитание, которое он получает.

Определяя процесс развития человека, внутренние и внешние условия тесно переплетаются: психофизиологические особенности человека позволяют ему влиять на среду, а среда и воспитание могут изменять психику и физиологию человека. В силу этого Л.С.Выготский говорил, например, о социальной ситуации развития человека.

Таким образом, из всех условий развития человека, наиболее значимыми выступают наследственность, среда и воспитание (поэтому их еще называют факторами развития человека).

Вопрос 2. Роль наследственности в развитии ребенка.

Наследственность –это передача от родителей детям определенных врожденных качеств и особенностей. Различают биологическую и социальную наследственность. Носители биологической наследственности –гены. Наследственные программы развития человека складываются из двух частей: детерминированной и переменной (вариативной). Жестко детерминированными в человеке являются видовые задатки человека (задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления); внешние признаки, передающиеся от родителей (конституция, цвет глаз, волос и др.); особенности нервной системы; психофизиологические патологии, передающиеся от родителей к детям (шизофрения, гемофилия, эндокринные расстройства (например, карликовость) и др.От родителей дети также наследуют задатки, или потенциальные возможности для развития различных способностей. При наличии необходимых внешних условий задатки развиваются в способности (так, общие задатки к интеллектуальной деятельности развиваются в соответствующие способности; специальные спортивные задатки –в спортивные способности и т.п.).Сегодня в педагогике сильна точка зрения таких ученых, как М.Монтессори, К.Лоренц, Э.Фромм, суть которой в том, что моральные задатки также биологически обусловлены. Т.е. ребенок рождается с потенциальной склонностью к агрессии, жестокости, алчности, доброте, честности и т.п.

Переменная частьбиологической наследственной программы –это её обширнейшие области, дополняемые воспитанием человека и им самим (самовоспитанием). Таким образом, необходимость воспитания и самовоспитания (саморазвития) заложена в человеке природой. Так, все нормальные люди обладают высокими потенциальными возможностями физического и психического развития и неограниченными возможностями духовного развития. Это подтверждается тем фактом, что унаследованные ребенком задатки (интеллектуальные, музыкальные, художественные, математические и др.) могут развиться или остаться нереализованными в силу условий жизни, воспитания, потребностей общества и самого человека.

Социальная наследственность –это социально-психологический опыт всех тех, кто окружает новорожденного ребенка. На подсознательном, подражательном уровне он усваивает особенности их речи, привычки, особенности поведения, нравственные качества и т.д.

Вопрос 3. Роль среды в развитии личности ребенка.

Среда развития –это те условия, которые окружают человека и оказывают влияние на его развитие.

Среда бывает 3 видов:

- биологическая (климат);

- социальная (общество);

-педагогическая (семья, учителя, коллектив).

По интенсивности контактов каждый из указанных видов среды может относиться к ближней и дальней среде. Так, дальними средами являются биологическая и социальная. А педагогическая среда является ближней. Уровень развития ребенка свидетельствует прежде всего о характере и влиянии ближней среды. Однако человек достигает наиболее высокого уровня своего развития, когда ближняя и дальняя среды не противоречат друг другу, предоставляют наиболее благоприятные условия для развития.

Решающее влияние на развитие человека в детском возрасте оказывает семья. Кризис современной семьи –первопричина роста преступности среди несовершеннолетних, а также многих негативных общественных явлений.Роль семьи тем больше, чем младше ребенок. Наиболее велика она в дошкольном возрасте, в силу чего среда семейного воспитания должна быть наиболее насыщена благоприятными условиям для развития ребенка (это д.б. разнообразная предметно-прстранственнаяи академическая среда, благотворная среда общения и взаимоотношений). В младшем школьном возрасте возрастает роль таких составляющих педагогической среды, как личность учителя и коллектив сверстников (одноклассников). При том, что роль семьи в развитии ребенка не уменьшается, чрезвычайно велик авторитет учителя для ученика начальных классов (в психологии это влияние назвали «эффектом ореола»), а также мнение коллектива о его учебных и личностных достижениях (младший школьник по природе коллективист). При том, что ребенок еще не в состоянии быть полноправным членом большого социума, важно понимать, что в начальной школе начинается его «вхождение» в эту дальнюю среду, в силу чего родителям и учителям необходимо направлять и корректировать этот процесс.

По вопросу соотношения влияния среды и наследственности на развитие человека в науках о человеке нет единства: часть ученых (преимущественно российских) отдают предпочтение влиянию среды, другие ученые (преимущественно зарубежные) считают, что 60-80% факторов приходится на наследственность. Скорее всего «доля» влияния наследственности и среды у каждого человека своя, т.к. развитие каждого человека неповторимо.

Вопрос 4. Воспитание и его влияние на развитие детской личности.

Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. вливаясь в человеческое общество. Для этого влияние наследственности и среды должно дополняться воспитанием человека. Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Становление полноценной личности происходит именно благодаря воспитанию.Воспитание –это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Сила воспитания зависит в таких его качествах, как целенаправленность, систематичность и квалифицированность руководства. Однако слабость воспитания по сравнению с наследственностью и средой заключается в том, что оно основывается на сознании человека и его участии в запланированных воспитательных мероприятиях, в то время как среда и наследственность действуют бессознательно и подсознательно. Лозунг «воспитание может все», с которым ранее выступала педагогика, себя не оправдал. При неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды эффективность воспитания незначительна. Достижение результатов воспитательного процесса, как правило, оттянуто во времени. Кроме того, в воспитании трудно гарантировать достижение запланированных результатов.

Рассмотрим требования к воспитанию в связи с необходимостью его влияния на процесс развития личности человека:

  1. Воспитание может обеспечить развитие человека, если будет учитывать заложенные природой задатки. В этом проявляется принцип природосообразности воспитания, обоснованный еще в эпоху античности, возрожденный великим чешским педагогом Я.А.Коменским в 17 в., развитый его последователямиЖ.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинским и др. Забвение принципа природосообразности стало причиной кризиса воспитания во многих странах. Констатируя ослабление здоровья школьников, ухудшение нравственности и психическую неуравновешенность детей, современные педагоги признают свои ошибки и прибегают к учениям педагогов-классиков. Немецкий педагог, профессор Л.Гурлитт написал в этой связи: «Культура, полученная ценой физического калечения, ничего не стоит и куда вреднее некультурности… Все наше воспитание, если оно выращивает нам столько физических калек, узкогрудых, близоруких, малокровных, нервных, а потому и безвольных и раздраженных людей, идет по ложной дороге…». Увеличение сроков начального образования в нашей стране, разработка здоровьесберегающих образовательных технологий –демонстрация стремления вернуть принцип природосообразности в систему отечественного образования.
  2. Л.С.Выготский доказал, что только то воспитание результативно, которое идет впереди развития, т.е. цели и методы воспитания должны не только соответствовать «зоне актуального развития» ребенка, но и ориентироваться на уровень, на который ребенок должен перейти («зону ближайшего развития»). Таким образом, становлению личности способствует только воспитание, ведущее за собой развитие. Так, для полноценного эстетического развития в младшем школьном возрасте дети должны знакомиться не только с доступными их восприятию образцами художественного творчества (детским фольклором, сказками, комиксами, песнями, мультфильмами), но и высокохудожественными произведениями искусства (литературы, живописи, музыки, народными промыслами и др.).

Вопрос 5. Деятельность как важный фактор развития личности ребенка.

Деятельность –это все многообразие занятий человека, все то, что он делает. Из глубины веков дошли до нас мудрые наблюдения народа: «Скажите мне, что и как делает ребенок, и я скажу вам, каким он вырастет», «Ни один бездельник еще ничего не достиг», «Сколько пота –столько успеха», «Человек сам кузнец своего счастья», «По труду и честь» и др. Т.о., в процессе деятельности происходит всесторонее и полноценное развитие личности человека. Однако чтобы это произошло, необходимы следующие условия:

  1. Деятельность должна быть организована и разумно направлена, что возможно только при условии внешнего руководства (например, со стороны педагога).Учеников необходимо вовлекать в такие соответствующие их возрасту виды деятельности, как познавательная (учебная), общественная, трудовая, спортивная, художественная, техническая. Важную роль в развитии детской личности играет также такой особый вид деятельности, как общение. Для различных возрастных этапов характерны различные виды деятельности в качестве ведущих. Ведущими они являются в силу того, что именно в них происходит становление основных возрастных новообразований личности ребенка. Так, ведущей в младшем школьном возрасте выступает учебная (учебно-познавательная) деятельность, в силу чего основной целью начального образования является создание условий для овладения учениками основными способами учебной деятельности (способами самостоятельного учения). Важную роль в развитии личности младшего школьника играет учебное общение в таких его формах, как учебное общение с учителем и учебное общение со сверстниками.
  2. Деятельность должна быть активной, т.е. выполняться с желанием и инициативой, нравиться и приносить удовольствие ребенку. Психология и медицина доказали, что активная деятельность никогда не утомляет и не ведет к перегрузкам, активная деятельность –это всегда деятельность самого ребенка. Источником активной деятельности человека выступают его потребности и мотивы. Сложность в том, что потребности и мотивы деятельности в период интенсивного становления человека очень подвижны и переменчивы, и массовое школьное образование не всегда успевает за этими переменами. Что касается учебной деятельности, то она направляется двумя группами мотивов –внешними (широкие социальные мотивы) и внутренними (познавательные мотивы). Когда дети приходят в школу, источником их активной учебной деятельности выступают внешние мотивы (желание иметь красивые школьные принадлежности; ходить в школу, как старшие дети; получать высокие отметки). Однако постепенно действие внешних мотивов ослабевает, падает и активность детей. Задача и мастерство учителя состоит в том, чтобы внешние мотивы учения школьников переросли во внутренние, т.е. чтобы развились познавательные мотивы, проявляющиеся в интересе к содержанию познаваемого и самому процессу познания. Этому во многом способствует построение образовательного процесса в начальной школе на основе развивающего подхода.

Лекция 3. Закономерности и особенности развития младшего школьника

Вопросы:

1. Закономерности и особенности детского развития.

. Особенности развития ребенка в младшем школьном возрасте.

Вопрос 1. Закономерности и особенности детского развития.

Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб.пособие для студ.пед.колледжей. –М.: Гуманитизд.центр ЛВАДОС, 2000. –С. 34-53

Учителю начальной школы необходимо знать следующие закономерности детского развития:

  1. Закономерности физического развития:

А. В более молодом возрасте физическое развитие ребенка идет быстрее и интенсивнее; с возрастом тем развития замедляется. Наиболее сензитивные периоды физического развития (по убыванию): дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст.

Б. физически ребенок развивается неравномерно: в одни периоды быстрее, в другие медленнее.

В. каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе. В целом части тела развиваются неравномерно и непропорционально.

  1. Закономерности духовного развития (в основе которого психическое, нравственное и социальное развитие человека, т.е. его внутренний мир («внеэмпирические свойства» по В.В.Зеньковскому):

А. Между возрастом ребенка и темпами духовного развития обратно пропорциональная зависимость: чем ниже возраст, тем выше тем духовного развития.

Б. духовное развитие детей протекает неравномерно: в отдельные периоды одни качества формируются быстрее, а другие медленнее (так, в дошкольном возрасте интенсивно развиваются восприятие ребенка, воображение и эмоционально-чувственная сфера; в младшем школьном возрасте быстрее идет развитие познавательной сферы личности (словесно-логического мышления, внимания, памяти).

В. существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных составляющих духовного развития ребенка. Такие периоды называют сензитивными (Л.С.Выгоский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин). Причина сензитивности в неравномерности развития и том, что некоторые свойства личности могут складываться лишь на основе уже сформировавшихся свойств и опыта ребенка. (так, сензитивность младшего школьного возраста в плане развития словесно-логического мышления объясняется тем, что оно может развиться, только если у ребенка сложились в дошкольном детстве наглядно-образное мышление и речь. Младший школьный возраст сензитивен для развития интеллектуальных, нравственных и социальных качеств личности, что должно выступать ориентиром в построении учебно-воспитательного процесса в начальной школе).

Г. Приобретая по мере роста ребенка устойчивость и постоянство, духовные качества личности сохраняют при этом пластичность, т.е. возможность изменения. Пластичность дает возможности для перевоспитания ребенка, а также для компенсации, когда более слабые функции компенсируются более сильными (например, слабая память может быть компенсирована более высокой организацией познавательной деятельности).

Вопрос 2. Особенности развития ребенка в младшем школьном возрасте.

) период первого округления (от 1 года до 4 лет), для к-рого характерно ежегодное значительное увеличение веса при относительно небольшом росте тела в длину; 2) период первого вытяжения (от 5 до 7 лет), характеризующийся заметным ростом тела в длину при относительно слабом увеличении его веса; 3) период второго округления (от 8 до 10 лет); 4) период второго вытяжения (от 11 до 16 лет) и 5) третий период округления или период созревания (от 16 до 20 лет).


Виды и этапы развития мышления: Практически-действенное М. –наглядно-образное М. –словесно-логическое (теоретическое) М. –гипотетико-рассуждающее М. (Д.Б.Эльконин)

Возрастными границами младшего школьного возраста в отечественной психологии считают 6(7) –(11) лет. К 6 годам в основном готов к систематическому школьному обучению, о чем может свидетельствовать наличие у него следующих показателей готовности:

  • Стремление к общественно значимой деятельности;
  • Способность управлять своим поведением;
  • Умение делать простые обобщения;
  • Практическое владение речью;
  • Умение налаживать взаимосвязи и сотрудничество с другими людьми.

Учителю следует также знать наиболее характерные особенности физического, психического и социального развития ребенка в младшем школьном возрасте.

  1. Особенности физического развития:

Замедляется физический рост ребенка и заметно увеличивается его вес («период второго округления»). Скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Интенсивно развивается мышечная система, появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком письма.

  1. Особенности психического развития:
  2. Совершенствуется нервная система благодаря тому, что интенсивно развиваются большие полушария головного мозга (вес мозга ребенка достигает веса мозга взрослого человека). Этим объясняется сензитивность возраста к интеллектуальному развитию ребенка.
  3. Изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему уступает возбуждению. Этим объясняется слабая произвольность поведения и психических функций ребенка.
  4. Восприятие младших школьников по-прежнему отличается неустойчивостью и неорганизованностью, малой диффернцированностью, но в то же время остротой и свежестью. Поэтому ребенок может путать цифры ( 6 и 9), буквы (Ь и Ъ с Р), но при этом с живым любопытством относится к окружающей его действительности, очень эмоционален. Опираясь в учебно-воспитательном процессе на все имеющиеся у ребенка органы восприятия, на доминирующую в этом возрасте потребность в познании окружающего мира, учитель может развить как познавательную активность, так и познавательную деятельность ученика.
  5. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво и ограничено по объему. Поэтому учителю надо использовать средства, развивающие внимание учеников, мотивирующие их учебно-познавательную деятельность, приучающие их к волевым усилиям, ответственности.
  6. Память играет важную роль в познавательной деятельности младшего школьника, т.к. у него высоко развита способность механического (дословного) запоминания. Однако дети легко запоминают только интересный, эмоционально окрашенный материал и не умеют подчинять свою память задачам обучения (слабая произвольность). В начальной школе необходимо, чтобы наглядно-образная память детей превратилась в «понимающую, думающую» память, чтобы у детей выработались навыки самоконтроля и самооценки, а также способность к волевым усилиям при заучивании материала.
  7. Мышление у приходящего в школу ребенка развито слабее, чем восприятие и память. Однако именно в школе мышление развивается наиболее интенсивно, превращаясь из наглядно-образного (когда, по словам К.Д.Ушинского, ребенок «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями») в абстрактно-логическое (когда ребенок начинает понимать и устанавливать причинно-следственные связи). Мышление развивается в тесной связи с развитием речи, поэтому особое внимание учителю необходимо обращать на обогащение словарного запаса детей и способности устно и письменно излагать свои мысли.
  8. Мотивационно-волевая сфера в младшем школьном возрасте отстает от интеллектуальной. Воля не сформирована, мотивы не осознаются. Повышенная чувствительность преобладает над доводами разума, поэтому дети совершают множество необдуманных действий. В учебно-воспитательном процессе необходимо создавать условия для развития у школьников мотивов учения, умений целеполагания (осознанный мотив –цель), воспитания воли (ответственности, целеустремленности, настойчивости).
  9. Рефлексивная сфера личности в младшем школьном возрасте характеризуется наличием у детей некоторой общей самооценки. Уровень общей самооценки (адекватный, завышенный или заниженный) в этом возрасте зависит от того, как ребенка и его деятельность, поведение оценивали родители и другие значимые взрослые. В начальной школе, в учебной деятельности происходит становление конкретной самооценки ребенка (оценивание себя ребенком за конкретные результаты учебной деятельности). Базисом для ее становления выступает имеющаяся общая самооценка. Важную роль в развитии общей и конкретной самооценки младшего школьника играет учитель. Для адекватного развития рефлексивной сферы личности необходимо, чтобы педагог не только сам оценивал деятельность учеников, но и приучал их к самостоятельному оцениванию и контролю собственных учебных достижений. В начальной школе должно произойти становление контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников, что может быть достигнуто посредством безотметочного обучения.

3.Особенности социального развития:

  1. Социальное (личностное) развитие младших школьников происходит в условиях новой социальной ситуации развития: появляется новая фигура «другого значимого взрослого» - учителя, отношения с которым необходимо строить на основе добровольного подчинения и учебного сотрудничества; отношения со сверстниками (одноклассниками) выстраиваются на основе равенства и сотрудничества в рамках новых видов деятельности –учебной деятельности и учебного общения; ребенок вливается в целую систему коллективов (общешкольного, классного) и через них –в коллективную учебную и общественную деятельность. Необходимыми результатами социального развития в этом возрасте должны стать: становление ученика как субъекта коллективной учебной деятельности и учебного общения с учителем и сверстником; выработка навыков общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь, и др.); становление нравственного поведения и духовно-нравственных качеств личности; становление социальных чувств (социального стыда, чувства терпимости (толерантности), чувства ответственности и др.).
  2. Современные дети младшего школьного возраста, выросли в противоречивом («пестром») социуме, для которого характерны как позитивные, так и негативные тенденции. Среди позитивных: демократизм и плюрализм в сфере социальных отношений, наличие широких возможностей для социального развития человека. Среди негативных: социальное расслоение и обострение социальных противоречий, пагубное влияние СМИ (доминирование недетского телевидения, проповедующего агрессию и насилие, засилие чужеродных программ на детских телеканалах), вседозволенность, бескультурье и падение нравов. Дети аккумулировали в себе все хорошее и все плохое, что есть в этих процессах. Большая часть детей стали более развитыми, свободными в выражении собственных чувств. При этом кругозор современных детей слишком эклектичен (дети часто владеют обширной, но непонятной и ненужной им информацией); склонны к проявлению агрессии, жестокости и нетерпимости; возросшие материальные потребности детей направляют их социальное поведение, в основе которого кредо «любой ценой» и др. Необходим учет подобных особенностей социального развития современных детей при построении образовательного процесса в начальной школе.
  3. У нас в стране, как и во всем мире получило широкое распространение такое новое явление в развитии детей, как акселерация. Так назвали ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. В педагогике акселерация связывается не столько с ускоренными темпами физического развития, сколько с рассогласованием процессов физиологического созревания и социализацией личности. Это несоответствие проявляется так: тело растет быстрее, чем созревают психические функции, являющиеся основой интеллектуальных, социальных, нравственных качеств. До появления акселерации (60-70-е г.г. прошлого века) физиологическое развитие и процесс социализации детей и подростков были сбалансированными. В наше время к 13-15 годам у девочек и к 14-16 годам у мальчиков физиологическое развитие организма в основном завершается, чего нельзя сказать о духовном развитии. Выросший организм требует удовлетворения всех «взрослых» физиологических потребностей, в т.ч. половых, подросток ищет пути их удовлетворения, которые подсказывает ему его неокрепший ум. Нравственные последствия акселерации (прежде всего это распространение половых контактов среди несовершеннолетних) являются резко отрицательными. Чтобы минимизировать эти последствия в подростковом возрасте, на этапе младшего школьного детства необходимо особое внимание уделять психическому, духовному и социальному развитию детей.

Факторы развития человека в детстве