Теоретические основы социализации личности ребенка в системе начального образования

Лекция 1. Теоретические основы социализации личности ребенка в системе начального образования

1.Общее понятие социализации, ее сущность.

2. Виды социализации.

3. Содержание и факторы социализации.

4. Институты социализации

Вопрос 1. Общее понятие социализации, ее сущность.

http://dictionary.fio.ru/article.php?id=101212

http://www.nuru.ru/socio/039.htm

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis - общественный) - процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.Термин "С." заимствован из политэкономии; применительно к развитию человека стал использоваться в последней трети 19 в., когда американский социолог Ф.Г. Гиддингс в книге "Теория социализации" (1887) употребил его в значении, близком к современному.

Сущность С. состоит в сочетании приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества. Результатом оптимального соотношения указанных процессов становится успешная социализация человека. При успешной С. человек адаптируется к обществу и в то же время способен противостоять его негативным воздействиям. Результатом неуспешной социализации является превращение человека в так наз. жертву С., т.е. человека, полностью идентифицирующего себя с обществом (конформиста), или не адаптированного к обществу (девианта). Cоциализированность имеет "мобильный характер", она может превратиться из успешной в неудачную и в этом случае возможность вновь достичь успеха зависит от способности личности адаптироваться к новым условиям. Т.о.возникло понятие "ресоциализация" как изменение ставших неадекватными ценностей человека в соответствии с новыми социальными предписаниями.

Вопрос 2. Виды социализации.

http://dictionary.fio.ru/article.php?id=101212

Различают несколько видов социализации. В зависимости от характера участия государства и общества в процессе социализации человека выделяют следующие виды социализации:

- стихийная С., содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными условиями, сложившимися в обществе;

- относительно направляемая С., когда государство предпринимает экономические, законодательные, организационные меры, объективно влияющие на жизненный путь граждан (определение этапов, видов, сроков и обязательного минимума содержания образования, возраста и сроков службы в армии, возраста выхода на пенсию и т.д.) ;

- относительно социально контролируемая С.- планомерное создание обществом и государством условий для развития (воспитания) человека; самоизменения человека (более или менее сознательного).

В зависимости от времени, места и участников процесса социализации различают следующие её виды:

Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, или малая социальная группа, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с ребенком тесными личными отношениями (родители, друзья. На этапе первичной социализации ребенок познает и адаптируется к различным социальным ролям (сына, внука и др.) и социальным ценностям.

Вторичная социализация происходит уже вне дома, в условиях большой социальной группы (детский сад, школа, вуз, профессиональный коллектив и др.). Вторичную социализацию человека осуществляют те, кто связан с ним формально-деловыми отношениями. На данном этапе социализации происходит включение (интериоризация) социальных ролей во внутренний мир человека. В результате складывается система ценностей и внутренних регуляторов поведения личности.

Досрочная социализация представляет из себя «репетицию» будущих социальных отношений. Например, социальную роль школьника ребенок начинает «примеривать» на себя в процессе предшкольной подготовки.

Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, в подростковом возрасте, когда общение со сверстниками играет приоритетную роль в жизни ребенка, он активно перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.

Гендерная социализация — процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола. Так, взрослея, мальчики учатся быть мальчиками, а девочки учатся быть девочками.

Ресоциализация — это процесс изменения сложившихся ранее моделей поведения, системы ценностей и приобретения новых. Процесс ресоциализации вынуждены проходить люди, жизнь которых меняется коренным образом (беженцы, заключенные и др.).

Вопрос 3. Содержание и факторы социализации.

http://dictionary.fio.ru/article.php?id=101212

Содержание процесса С. – это совокупность ценностей, норм, знаний и способов деятельности, которыми человек овладевает в процессе С.

Характер содержания С.определяется особенностями тех социальных ролей, которыми должен овладеть человек для успешного вхождения в общество. В силу того, что таких ролей множество, содержание процесса социализации носит комплексный характер. Так, содержание полоролевой (гендерной) социализации составят знания, необходимые для девочки (женщины) и мальчика (мужчины), а также способы их поведения, деятельности.

Специфика содержания процесса социализации определяется также особенностями задач различных этапов возрастного развития человека. Так, важную роль в социализации человека играет дошкольный возраст, на этапе которого ребенок должен овладеть способами эмоционального общения с близкими взрослыми, имитативного общения с другими взрослыми, способами манипуляции с различными предметами, в т.ч. игрушками, способами игровой деятельности. Все это составляет содержание процесса социализации ребенка в дошкольном возрасте. Неовладение данным содержанием создаст трудности на этапе младшего школьного возраста, когда ребенку надо будет овладеть способами инициативного учебного общения со сверстниками и учителями, способами учебной деятельности, которые, в свою очередь, составляют содержание процесса социализации ребенка младшего школьного возраста.

Будет процесс С. успешным или нет, зависит от множества причин, получивших в науке название «факторы социализации». Вся совокупность факторов С. может быть разделена на две большие группы: внутренние и внешние (А.В. Мудрик). К внутренним факторам С. традиционно относится наследственность. Современные науки о человеке, стоящие на духовно ориентированных позициях, в ряду внутренних факторов С. выделяют такие, как душа и Дух, носителем которых человек является по воле Бога.

Внешние факторы, влияющие на С., можно объединить в четыре группы:

- мегафакторы - космос, планета, мир;

- макрофакторы - страна, этнос, общество, государство;

- мезофакторы - условия С. больших групп, выделяемых по месту или типу поселения (регион, село, город), по принадлежности к сетям массовой коммуникации (радио, телевидение и т. п.), по принадлежности к той или иной субкультуре (этнические установки, традиции);

- микрофакторы (семья, соседство, группы сверстников, воспитательные, общественные, религиозные организации и т. п.).

Вопрос 4. Институты социализации.

Институт социализации (от лат. institutum - установление, учреждение)- исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная в нормах морали (нравственности), права система общественных отношений, например, семья, образование, государство, религия, право, собственность, наука, экономика, политика, армия и т.д. Наличие и действенность данной системы общественных отношений придает процессу социализации человека институализированный, т.е. организованный, устойчивый, характер.

Основные социальные институты (см.слайд)

Семья как социальный институт выполняет такие важные социальные функции, как воспроизводство членов социума и осуществление их первичной социализации. Члены семьи объединяются в единое целое на основе общего быта, общих интересов, общих чувств и стремлений. Первичная социализация ребенка протекает успешно, если члены семьи связаны взаимной моральной ответственностью, взаимопомощью, обеспечивают не только материальное благополучие ребенка, но его образование, психофизиологическое развитие, становление богатого внутреннего мира.

Важным социальным институтом выступает образование. Его основной социальной функцией является систематическое обучение и воспитание и развитие членов общества. Образование как социальный институт существует в двух формах: формальное образование и неформальное образование. Формальное образование подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений и организаций, осуществляющих процесс обучения; во-вторых, существование определенного официального образца, которому подчиняется образовательный процесс в учреждениях образования (образовательного стандарта, учебного плана, образовательных и учебных программ и пр.). Неформальное образование – это несистематизированное обучение человека знаниям и навыкам, которые он стихийно усваивает в процессе общения с окружающей социальной средой и путем индивидуального приобщения к культурным ценностям (например в семье или другой социальной группе).

Религия как социальный институт определяется в качестве системы верований, символов, ценностей и практик, которые обеспечивают группу людей решением вопросов, относящихся к сфере предельных категорий человеческого бытия (рождения и смерти, добра и зла, смысла человеческого бытия и др.). Выделяют четыре основные функции религии в обществе: интегративная; регулятивная; психотерапевтическая; коммуникативная. Интегративная функция проявляется в том, что религиозные символы, ценности, обряды и обычаи способствуют сплоченности, устойчивости и стабильности общества. Регулятивная функция религии заключается в том, что она поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный – через деятельность церковных организаций, так и неформальный, осуществляемый самими верующими. Психотерапевтической функция осуществляется через отправление религиозного культа - богослужения, молитвы, ритуалы, обряды и т.п., имеющие успокоительное, утешительное воздействие на психику человека. Коммуникативная функции проявляется по отношению к самим верующим, которые осуществляют общение в двух планах: общение с Богом и общение друг с другом.

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Теоретические основы социализации личности ребенка в системе начального образования