Категории детей с проблемами в социализации и социально-педагогическая работа с ними
Лекция 5. Категории детей с проблемами в социализации и социально-педагогическая работа с ними |
Вопросы:
|
Вопрос 1. Понятие социально-педагогической деятельности и ее объекта. |
Социальная педагогика. Курс лекций. / Под общей редакцией М.А.Галагузовой. М.: Владос, 2000. 415 с. Отклонения от чего? От нормы. Нормой считается некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней. |
Под социально-педагогической работой, или деятельностью, понимается разновидность педагогической деятельности, направленной на оказание помощи ребенку в процессе его социалиации и на создание условий для его самореализации в обществе. Специфика социально-педагогической деятельности (ее отличие от педагогической_ проявляется в ряде характерных показателей: - она всегда адресна, т.е. направлена на конкретного ребенка, и локальна, т.е. ограничена временным промежутком; - объект социально-педагогической деятельности ребенок с проблемами в социализации; - она осуществляется не только в учреждениях образования, но и социально-педагогических учреждениях, и учреждениях социальной службы. Проблемы при вхождении социум испытывают дети, у которых наблюдаются те или иные отклонения в развитии (физическом, социальном, психологическом). В ряду отклонений (девиаций) от нормального развития человека в детском возрасте различают: -физические отклонения, определяемые по медицинским показателям состояния здоровья ребенка. Процесс социализации детей с отклонениями в физическом развитии происходит с особыми сложностями и требует особых способов педагогической поддержки; - психические отклонения связаны с умственным развитием ребенка и его эмоционально-волевой сферы (это дети с ЗПР, умственно отсталые дети (олигофрены), дети с нарушениями речи, одаренные дети); - педагогические отклонения. К группе детей с подобными отклонениями относятся дети, не получившие образования вообще или окончившие одну или не все обязательные образовательные ступени, а также дети, не получившие профессионального образования; - социальные отклонения, или отклонения от общепринятых правил поведения. В научной литературе для обозначения этой категории детей используют также термины «трудные», «трудновоспитуемые», «дети с асоциальным (девиантным) поведением». К этой категории относят также детей, оставшихся без попечения родителей (дети-сироты и социальные сироты). Следует отметить, что любое отклонение не существует в чистом виде, оно, как правило, сочетается с другими видами отклонений, поэтому для обозначения данной категории детей существуют термины: «дети с проблемами в социализации» и «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации». |
Вопрос 2. Виды социально-педагогической деятельности. |
Различают два основных направления социально-педагогической деятельности с детьми указанных выше категорий. Каждое из направлений характеризуется особыми видами социально-педагогической деятельности: - деятельность по профилактике явлений дезадаптации, повышению уровня социальной адаптации детей посредством их личностного развития; - деятельность по социальной реабилитации детей, имеющих те или иные отклонения от нормы. Социально-педагогическая профилактика должна осуществляться во всех учреждениях, где проводится массовая работа с детьми, в силу чего реализуется в следующих видах социально-педагогической деятельности: социально-педагогическая деятельность в учреждениях образования; социально-педагогическая деятельность в детских общественных объединениях и организациях; социально-педагогическая деятельность в учреждениях творчества и досуга; социально-педагогическая деятельность в местах летнего отдыха детей; социально-педагогическая деятельность в конфессиях. Виды реабилитационной социально-педагогической деятельности определяются теми категориями детей, с которыми ведется работа: социально-педагогическая деятельность с детьми-инвалидами; социально-педагогическая деятельность с детьми с ЗПР; социально-педагогическая деятельность с детьми, имеющими педагогические отклонения; социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения. Особняком стоит социально-педагогическая деятельность с семьей в силу того, что педагогическое взаимодействие с семьей носит как профилактический, так и реабилитационный характер, а также обязательна при работе с любыми категориями детей с проблемами в социализации. |
|
Лекция 6. Содержание и формы социально-педагогической работы в начальной школе |
|
Вопросы:
|
|
Вопрос 1. Содержание социально-педагогической работы в начальной школе. |
Методика и технологии работы социального педагога. / Под ред. М.А.Галагузовой, Л.В.Мардахаева. М.: ACADEMIA, 2002. 191 с. |
Для каждого вида социально-педагогической работы характерно особое содержание. В качестве примера рассмотрим содержание социально-педагогической деятельности, которая осуществляется в общеобразовательной школе. Традиционно решение социальных проблем учащихся возлагалось в школе на классного руководителя. В изменившихся социальных и образовательных условиях возникла необходимость решать указанные проблемы на профессиональном уровне, в силу чего в школе стали создаваться социальные службы. В содержание работы школьной социальной службы входят: выявление общих и частных социальных проблем учащихся школы; изучение (диагностика) индивидуальных особенностей детей с проблемами; оказание помощи учителю в работе с учеником, группой, родителями; социальная защита детей с проблемами; подготовка, проведение и оценка социально-педагогических мероприятий с отдельными учениками, группами учеников, родителями; сотрудничество с органами социальной защиты, отделами по работе с несовершеннолетними и др. учреждениями в интересах решения социальных проблем учащихся. Социальная служба должна органично входить в организационную структуру школу, в силу чего ее возглавляет директор, ею управляет заместитель директора по социально-правовым вопросам, ведущим специалистом является социальный работник (решает вопросы соц.защиты ученика и учителя), воспитательной работой руководит зам.директора во учебно-воспитательной работе. Непосредственную работу осуществляют психолог и социальный педагог. Содержание социально-педагогической работы каждого субъекта школьной социальной службы обладает собственной спецификой. Кроме того, содержание социально-педагогической деятельности всех ее субъектов различается в зависимости от возрастных особенностей учащихся. Так, в начальной школе эта работа носит в большей степени профилактический характер, т.е. направлена на привитие здоровых привычек, учебных и навыков жизнедеятельности, воспитание личностных качеств, необходимых для успешной социализации. Профилактика проявляется также в том, что выявляются дети, находящиеся в так называемой «пограничной зоне» (между нормой и отклонением в развитии) в силу особенностей психофизиологического развития, а также ситуации в семье. Важность профилактической работы в начальной школе объясняется том, что если к 11-12 годам у ребенка сформированы привычки здорового поведения, то он уже достаточно устойчив к неблагоприятным социальным воздействиям. Активную роль в организации профилактической социально-педагогической работы с младшими школьниками должен играть учитель начальных классов в силу специфики его отношений с детьми. |
Вопрос 2. Формы социально-педагогической работы с детьми младшего школьного возраста |
|
Различают следующие формы организации социально-педагогической деятельности: индивидуальная и групповая. В начальной школе присутствуют обе эти формы. Однако в случае, когда речь идет о профилактике отклонений в поведении детей (агрессивность по отношению к миру людей и природы, ложь, бродяжничество, пристрастие к алкоголю и наркотикам, криминальное поведение), то более эффективной является групповая форма. Объясняется это тем, что в силу своих возрастных особенностей ребенок младшего школьного возраста это прежде всего общественник, для которого значимо мнение коллектива. В рамках коллективной формы организуется информирование детей о возможных видах отклоняющегося поведения и их последствиях (совместные просмотр мультипликационных, кино- и видеоматериалов, прочтение литературных источников с последующим обсуждением, анализ ситуаций из опыта социальной жизни детей и др.виды работы). Важно, чтобы воздействие коллектива не превратилось в грубое вторжение во внутренний мир отдельных детей. Социальный педагог и учитель не должны отказываться от индивидуальной формы социально-педагогической деятельности, иначе она перестанет быть адресной. В индивидуальном воздействии особенно нуждаются дети с ЗПР, а также те, образ жизни и поведение которых требует коррекции (не посещающие школу, склонные к бродяжничеству, суициду и проституции, проявляющие признаки раннего пристрастия к алкоголю и наркомании). |