Международные организации (МО)
Лекция №2
11.09.2014
Международные организации (МО)
1. Международная межправительственная организация это добровольное объединение суверенных государств или МО, созданных на основе межгосударственного договора или резолюции МО общей компетенции для координации деятельности государств конкретной области сотрудничества, имеющая соответствующую систему главных и вспомогательных органов, обладающие автономной волей, отличных от воль его членов.
Любая МО обладает следующими 6 признаками:
создание в соответствии с международным правом, если МО создана неправомерно или его деятельность противоречит МП, то учредители такой организации должны быть признаны ничтожными;
учреждения на основе международного договора, как правило МО создаются на основе международного договора, объектом такого договора являются субъекты сторон договора и самой МО. Сторонами учредительного акта являются суверенные государства;
осуществление сотрудничества в конкретных областях деятельности. МО создаются для координации усилий государств в той или иной области: в политической - ОБСЕ, в военной НАТО, в научно-технической Европейская организация ядерных исследований, в экономической ЕС;
наличие соответствующей организационной структуры. Этот признак является одним из важных признаком МО. Он подтверждает постоянный характер организации и тем самым отвечает ее от многочисленных других форм международного сотрудничества. Межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и необходимую систему главных и вспомогательных органов. Исполнительными органами являются советы;
наличие прав и обязанностей МО. Права и обязанности любой организации закреплены в общей форме в ее учредительном акте в резолюциях высших и исполнительных органов;
самостоятельные международные права и обязанности организации. Именно сама организация как субъект международного права вправе избирать наиболее рациональные средства и методы деятельности, в этом случае государства-члены осуществляют контроль за тем правомерно ли МО использует свою автономную волю.
2. Неправительственные организации (НПО) это организации, учреждаемые ФЛ или ЮЛ из разных государств для осуществления международной деятельности некоммерческого характера в целях достижения определенных целей и интересов.
НПО обычно по месту их нахождения имеют статус ЮЛ, но не обладают международной правосубъектностью. НПО по своей предметной функциональности могут быть объединениями профессионального, спортивного, профсоюзного характера, но и по отдельным отраслям экономики, но тогда они учитываются в качестве международных экономических НПО.
Наиболее важными чертами правосубъектности являются следующие качества:
признание качества международной личности со стороны субъектов МП;
наличие обособленных прав и обязанностей;
право на свободное выполнение своих функций;
право на заключение договоров;
участие в создании норм МП.
3. Членство в МО.
Как правило, в учредительных актах организаций содержатся следующие положения о категориях членов и категориях вступления и выхода их этих организаций:
категории членов МО. Для Западной доктрины характерно разделение членов МО на две категории: полноправные (государства) и неполноправные (несамоуправлямые территории и некоторые суверенные государства) члены;
условия вступления в организацию. Учредительные акты практически всех организаций устанавливают, что прием в члены организации открыт для всех государств, как правило, члены организации подразделяются на две категории: первоначальные и другие члены. Первоначальные это государства, участвующие в разработке и принятии учредительного акта организации. Для них устанавливаются несколько более льготные условия вступления;
права и обязанности членов организации. Анализ учредительных актов и деятельность МО показывает, что права и обязанности государств-членов можно объединить в две категории: индивидуальные и коллективные. Любой член организации может обладать индивидуальными правами и обязанностями, как партнер такой организации или член организации. Как правило, индивидуальные права и обязанности закрепляются в учредительных актах и решениях МО. Коллективные права и обязанности членов закреплены в учредительном акте или резолюциях МО. Такого рода права и обязанности имеют общих адресатов, то есть обращены всем членам или другим членам организации и предписывают принять совместные действия, затрагивающие интересы всех участников организации. Права и обязанности членов можно объединить в три группы:
права и обязанности, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права;
П и О, непосредственно касающиеся участия государств во внутренней текущей деятельности организации;
П и О, связанные с соблюдением основных положений учредительного акта организации
4. Интерпол, Interpol сокращённое название (с 1956 года) Международной организации уголовной полиции(фр. Organisation Internationale de Police Criminelle, OIPC, англ. International Criminal Police Organization, ICPO) международная организация, основной задачей которой является объединение усилий национальных правоохранительных органов стран-участниц в области борьбы с общеуголовной преступностью.
Конституцией Интерполу «строго запрещено» заниматься вмешательством или деятельностью политического, военного, религиозного и расового характера (статья 3 Конституции).
В 1914 году при активном участии князя Монако Альбера I в княжестве состоялся 1-й Международный конгресс уголовной полиции, в котором приняли участие полицейские из 14 стран (включая Россию). На конгрессе была одобрена инициатива о создании международной комиссии уголовной полиции, однако Первая мировая война помешала исполнению планов.
В 1923 году в Вене, на 2-м Международном конгрессе уголовной полиции была создана Международная комиссия уголовной полиции для координации усилий отдельных стран в борьбе с общеуголовной преступностью. Формально Комиссия продолжала свою деятельность и в годы Второй мировой войны. Однако, по Уставу председателем Комиссии являлся глава полиции страны нахождения, которой изначально являлась Австрия, с 1938 года фашистская Германия (с момента аншлюса присоединения Австрии к фашистской Германии), штаб-квартира Интерпола была перенесена в Берлин, а президентами этой организации были генералы СС Райнхард Гейдрих (19401942), Артур Небе (19421943) и Эрнст Кальтенбруннер (19431945).[1] (англ.) В результате большинство стран прекратили своё участие и фактически Интерпол перестал существовать как международная организация.[2]{ (англ.)
Воссоздание Интерпола произошло лишь в 1946 году с переносом штаб-квартиры в Париж. Действующий устав принят в 1956 году. Он же утвердил новое название организации «Международная организация уголовной полиции Интерпол».
Позднее, в 1989 году штаб-квартира Интерпола была перенесена в Лион одновременно со строительством в этом городе суперсовременного комплекса Генерального секретариата.
На настоящий момент Интерпол объединяет 190 государств, включая Российскую Федерацию. Интерпол вторая в мире международная межправительственная организация по количеству стран-членов после ООН. 77-я сессия Генеральной Ассамблеи Интерпола состоялась в России в Санкт-Петербурге 7-10 октября 2008 года.
Высшим органом является Генеральная ассамблея (собирается ежегодно), председательствует на которой избираемый президент Интерпола (с 2008 по 2012 года представитель Сингапура Цю Вэньхуэй[en]), с 2012 по 2016 года представительница Франции Мирей Балестрази (фр. Mireille Balestrazzi) первая в истории Интерпола женщина-президент).
Текущая работа возложена на постоянно действующий Генеральный секретариат, руководит которым Генеральный секретарь (с 2000 года Рональд Ноубл, Ronald K. Noble США; в 2010 году переизбран на третий срок с 2010 по 2015 гг.).
Трижды в год собирается совещательный орган Интерпола Исполнительный комитет, который избирается Генеральной ассамблеей в составе 13 человек. Основные функции Исполкома контроль за работой Генерального секретаря и исполнением решений Генеральной ассамблеи, а также подготовка программ работы организации и вынесение их на рассмотрение Генеральной ассамблеи.
С 1946 года официальный печатный орган журнал «International Criminal Police Review».
Местонахождение постоянно действующих центральных органов Интерпола Лион, Франция.
В каждой из стран, входящих в Интерпол, в структуре национальных правоохранительных органов созданы Национальные центральные бюро (НЦБ), являющиеся органами по взаимодействию национальных правоохранительных органов с НЦБ Интерпола других стран и Генеральным секретариатом Интерпола.
Основной задачей является координация усилий отдельных стран и проведение единой политики в области борьбы с общеуголовной преступностью.
Среди других основных задач можно отметить координацию международного розыска, а также борьбу с: торговлей людьми, организованными преступными сообществами, контрабандой наркотиков, преступлениями в сфере экономики и высоких технологий, фальшивомонетничеством, подделкой ценных бумаг и детской порнографией.
В последнее время большое внимание уделяется общественной безопасности и борьбе с терроризмом.
В 1991 году в структуре центрального аппарата МВД СССР на правах управления было создано Национальное Центральное Бюро Интерпола орган, осуществляющий непосредственное взаимодействие правоохранительных и других государственных органов СССР с полицией зарубежных стран и Генеральным секретариатом Интерпола.
Российская Федерация является правопреемницей СССР, который был принят в Интерпол 27 сентября 1990 года на сессии Генеральной ассамблеи в Оттаве [3].
Начальник Национального центрального бюро Интерпола МВД России генерал-майор полиции Александр Васильевич Прокопчук.
Международные организации (МО)