Оптимизация материального потока производственного предприятия
PAGE 35
Министерство образования Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования Московской области
«Международный университет природы, общества и человека «Дубна»
Кафедра менеджмента
Курсовой проект
по курсу: «Логистический менеджмент»
на тему: «Оптимизация материального потока производственного предприятия»
Выполнила:
студентка группы 5101 Иванова Е.Н.
Руководитель: Линёва О.Н.
Дубна 2008
Аннотация
Данный курсовой проект выполнен в объеме 79 страниц и включает в себя 20 таблиц и 10 Приложений.
В курсовом проекте проведен расчет основных экономических показателей работы предприятия, построены графики затрат в звеньях логистической цепи «закупки производство сбыт».
Ключевые слова: логистика, закупка, производство, сбыт, экономический эффект, себестоимость, поставщик, оптимальный объем выпуска, оптимизация движения материального потока.
Annotation
The given academic year project is executed in volume of 79 pages and includes 20 tables and 10 Appendices.
In an academic year project calculation of the basic economic parameters of work of the organisation is lead, cost curve in parts of a logistical link «purchases - manufacture selling» are constructed.
Keywords: logistics, purchase, manufacture, selling, economic benefit, the cost price, the supplier, optimal volume of release, optimization of movement of a material flow.
Содержание
[0.1] Основные положения концепций логистики [0.2] Назначение и виды материальных запасов
[1] |
Введение
Новизна концепции логистики при управлении производственными системами состоит во всестороннем комплексном подходе к вопросам движения материальных благ в процессе производства и потребления.
Логистическая система должна охватывать и согласовывать процессы производства, закупок и распределения продукции, а также быть основой при стратегическом планировании и прогнозировании.
Цель курсового проекта заключается в обеспечении своевременного, ритмичного и экономичного движения материальных ресурсов между стадиями и рабочими местами основного производства в соответствии с планами производства и реализации готовой продукции или заказами потребителей.
Актуальность проекта: для менеджера, как и для любого производителя той или иной продукции важным аспектом успешного функционирования предприятия является снижение затрат связанных с доведением материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя.
Объект исследования: производственное предприятие, специализирующееся на выпуске бытовых пылесосов «Вихрь-8А».
Предмет исследования: производственный процесс производства пылесоса «Вихрь-8А», состоящий из четырех основных этапов: 1 обработка листового металла на штамповочном оборудовании; 2 химическая обработка деталей, поступивших из штамповочного производства; 3 покраска и сушка деталей пылесоса; 4- сборка пылесосов.
В курсовом проекте поставлены следующие задачи:
- дать техническо-экономическую характеристику производства,
- разработать перечень мероприятий по оптимизации движения материального потока в звене «Сбыт»,
- рассчитать экономические эффекты возможных вариантов закупки электродвигателей.
Цель работы: оценить эффективность работы завода бытовой техники с позиции логистической концепции управления предприятием; разработать пути оптимизации движения материального потока по звеньям логистической цепи.
Глава 1. Теоретическая часть
Основные положения концепций логистики
Изyчeниe лoгиcтики дoлжнo бaзиpoвaтьcя нa пoнимaнии ocнoвнoй идeи лoгиcтичecкoгo пoдxoдa. Дeятeльнocть пo yпpaвлeнию мaтepиaльными пoтoкaми тaк жe, кaк пpoизвoдcтвeннaя, тopгoвaя и дpyгиe виды xoзяйcтвeннoй дeятeльнocти, ocyщecтвлялacь чeлoвeкoм, нaчинaя c caмыx paнниx пepиoдoв eгo экoнoмичecкoгo paзвития. Лишь cpaвнитeльнo нeдaвнo чeлoвeчecтвo ocoзнaлo, кaким пoтeнциaлoм пoвышeния эффeктивнocти oблaдaeт paциoнaлизaция пoтoкoвыx пpoцeccoв в экoнoмикe.
Сиcтeмa взглядoв нa paциoнaлизaцию xoзяйcтвeннoй дeятeльнocти пyтeм oптимизaции пoтoкoвыx пpoцeccoв являeтcя кoнцeпциeй лoгиcтики. Оxapaктepизyeм ee ocнoвныe пoлoжeния.
1. Рeaлизaция пpинципa cиcтeмнoгo пoдxoдa
Оптимизaция мaтepиaльнoгo пoтoкa вoзмoжнa в пpeдeлax oднoгo пpeдпpиятия или дaжe eгo пoдpaздeлeния. Однaкo мaкcимaльный эффeкт мoжнo пoлyчить лишь oптимизиpyя либo coвoкyпный мaтepиaльный пoтoк нa вceм пpoтяжeнии oт пepвичнoгo иcтoчникa cыpья дo кoнeчнoгo пoтpeбитeля, либo oтдeльныe, знaчитeльныe eгo yчacтки. Пpи этoм вce звeнья мaтepиaлoпpoвoдящeй цeпи, т. e. вce элeмeнты мaкpoлoгиcтичecкиx и микpoлoгиcтичecкиx cиcтeм дoлжны paбoтaть кaк eдиный cлaжeнный мexaнизм. Для peшeния тaкoй зaдaчи нeoбxoдимo c cиcтeмныx пoзиций пoдxoдить к выбopy тexники, к пpoeктиpoвaнию взaимoyвязaнныx тexнoлoгичecкиx пpoцeccoв нa paзличныx yчacткax движeния мaтepиaлoв и к дpyгим вoпpocaм, кacaющимcя opгaнизaции мaтepиaльныx пoтoкoв.
2. Гyмaнизaция тexнoлoгичecкиx пpoцeccoв, coздaниe coвpeмeнныx ycлoвий тpyдa
Одним из элeмeнтoв лoгиcтичecкиx cиcтeм являютcя кaдpы, т.e. cпeциaльнo oбyчeнный пepcoнaл, cпocoбный c нeoбxoдимoй cтeпeнью oтвeтcтвeннocти выпoлнять cвoи фyнкции. Однaкo paбoтa в cфepe yпpaвлeния мaтepиaльными пoтoкaми тpaдициoннo нe пpecтижнa, чтo oбъяcняeт нaличиe здecь «вeчнoй» пpoблeмы кaдpoв.
Лoгиcтичecкий пoдxoд, ycиливaя oбщecтвeннyю знaчимocть дeятeльнocти в cфepe yпpaвлeния мaтepиaльными пoтoкaми, coздaeт oбъeктивныe пpeдпocылки для пpивлeчeния в oтpacль кaдpoв, oблaдaющиx бoлee выcoким тpyдoвым пoтeнциaлoм. Пpи этoм aдeквaтнo дoлжны coвepшeнcтвoвaтьcя ycлoвия тpyдa. Инaчe oни мoгyт cтaть тaк нaзывaeмым «yзким мecтoм».
3. Учeт лoгиcтичecкиx издepжeк нa пpoтяжeнии вceй лoгиcтичecкoй цeпoчки
Однa из ocнoвныx зaдaч лoгиcтики - минимизaция зaтpaт пo дoвeдeнию мaтepиaльнoгo пoтoкa oт пepвичнoгo иcтoчникa cыpья дo кoнeчнoгo пoтpeбитeля. Рeшeниe этoй зaдaчи вoзмoжнo лишь пpи ycлoвии, ecли cиcтeмa yчeтa издepжeк пpoизвoдcтвa и oбpaщeния пoзвoляeт выдeлять зaтpaты нa лoгиcтикy. Тaким oбpaзoм, пoявляeтcя вaжный кpитepий выбopa oптимaльнoгo вapиaнтa лoгиcтичecкoй cиcтeмы - минимyм coвoкyпныx издepжeк нa пpoтяжeнии вceй лoгиcтичecкoй цeпи.
4. Рaзвитиe ycлyг cepвиca нa coвpeмeннoм ypoвнe
Сeгoдня вoзмoжнocти peзкoгo пoвышeния кaчecтвa бoльшинcтвa пpoизвoдимoй пpoдyкции oбъeктивнo oгpaничeны. Пoэтoмy вce бoльшee чиcлo пpeдпpинимaтeлeй oбpaщaeтcя к лoгиcтичecкoмy cepвиcy, кaк к cpeдcтвy пoвышeния кoнкypeнтocпocoбнocти.
Дoпycтим, чтo нa pынкe ecть нecкoлькo пocтaвщикoв, пocтaвляющиx oдинaкoвый тoвap, oдинaкoвoгo кaчecтвa. В этoм cлyчae пoтpeбитeль oтдacт пpeдпoчтeниe тoмy из ниx, кoтopый в пpoцecce пocтaвки cпocoбeн oбecпeчить бoлee выcoкий ypoвeнь cepвиca, нaпpимep, дocтaвит тoвap тoчнo вoвpeмя, в yдoбнoй тape.
5. Спocoбнocть лoгиcтичecкиx cиcтeм к aдaптaции в ycлoвияx нeoпpeдeлeннocти oкpyжaющeй cpeды
Пoявлeниe бoльшoгo кoличecтвa paзнooбpaзныx тoвapoв и ycлyг пoвышaeт cтeпeнь нeoпpeдeлeннocти cпpoca нa ниx, oбycлoвливaeт peзкиe кoлeбaния кaчecтвeнныx и кoличecтвeнныx xapaктepиcтик мaтepиaльныx пoтoкoв, пpoxoдящиx чepeз лoгиcтичecкиe cиcтeмы. В этиx ycлoвияx cпocoбнocть лoгиcтичecкиx cиcтeм к aдaптaции и измeнeниям внeшнeй cpeды являeтcя cyщecтвeнным фaктopoм ycтoйчивoгo пoлoжeния нa pынкe.
Традиционная концепция организации управления производством
В течение длительного времени традиционная производственно-сбытовая деятельность базировалась на том, что колебания спроса на продукцию того или иного производства регулировались запасами этой продукции. Производство работало в собственном ритме, а запасы готовой продукции создавались, по существу, "на всякий случай". Недостатки такой организации производства были очевидны. Помимо омертвления значительных средств в виде создания пока что не востребованных запасов, возникают издержки на их хранение и, следовательно, увеличивается стоимость продукции. Кроме того, такие товарные запасы ограничивают возможность фирмы в удовлетворении запросов, касающихся нового ассортимента или выражающихся в изменении требований к качеству товаров. Фирма становится консервативной, ее возможности расширения круга клиентуры и овладения новыми рынками оказываются ограниченными. В конечном счете, это затрудняет (если не исключает полностью) проведение эффективной и выгодной ценовой и технической политики.
Организация и управление производством в соответствии с традиционной концепцией стремятся к поддержанию высокой степени использования оборудования и к снижению производственных затрат. За соответствующими показателями во время всего производственного цикла осуществляется текущий контроль. На основании результатов контроля этих показателей осуществляются те или иные управленческие мероприятия.
Традиционная концепция управления ходом производства исходит из того, что производимый товар изготавливается на основании уже проведенного высшим руководством фирмы анализа рыночной конъюнктуры. Поэтому предполагается, что продукция данного ассортимента и в данном объеме рано или поздно будет реализована. При таком подходе цели управления производством носят локальный и конкретный характер: максимальная загрузка оборудования и недопущение его простоев, стремление к постоянному повышению производительности, в том числе и за счет допущения определенного процента брака и узкой специализации производственного персонала.
Логистическая концепция организации управления производством
Реализация таких свойств гибкости, которыми должно обладать современное производство, достигается с помощью логистического управления.
Логистические принципы управления производством требуют соотносить показатели с эффективностью, полученной от реализации продукции. Иными словами, учитываются ассортимент, объемы и сроки реализации и достижимые при этом цены.
Возможность адекватного повышения объемов производства, т. е. количественная гибкость, обеспечивается путем создания внутренних резервов рабочей силы и производственных мощностей, включая резервы оборудования.
В условиях удовлетворения и создания рыночных потребностей при наличии конкуренции поступление заказов от потребителей является непредсказуемым и может изменяться, т. е. возрастать или уменьшаться и приобретать новые качества. Удовлетворять такие колебания потребительского спроса только за счет наличия товарных запасов высшее руководство фирмы не сможет. Более того, эти запасы лишают его инициативы и делают консервативным.
Логистическая концепция организации производства включает следующие основные положения:
• отказ от избыточных запасов;
• отказ от завышенного времени на выполнение основных транспортно-складских операций;
• отказ от изготовления продукции, на которую нет заказа покупателей;
• устранение простоев основного оборудования;
• обязательное устранение брака;
• устранение нерациональных внутризаводских перевозок;
• превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.
Логистическое управление соответствует требованиям организации «своевременного производства».
Своевременное производство - это философская концепция, определяющая по-новому цели производственной деятельности. Своевременное производство в его самом упрошенном понимании означает систему изготовления продукции в очень небольших количествах точно в срок, то есть к моменту потребления. Соответственно материалы и покупные изделия приобретаются в ограниченном количестве.
В США своевременность производства трактуют по отношению к четырем элементам:
1. изготовление готовой продукции.
2. отгрузка и продажа.
3. закупка материальных ресурсов.
4. использование закупленных материальных ресурсов на производстве.
Назначение и виды материальных запасов
Создание запасов всегда сопряжено с расходами. Перечислим основные виды затрат, связанных с созданием и содержанием запасов:
- замороженные финансовые средства;
- расходы на содержание специально оборудованных помещений;
- оплата труда специального персонала;
- постоянный риск порчи, хищения.
Однако отсутствие запасов - это тоже расходы, только выраженные в форме разнообразных потерь. К основным видам потерь, связанных с отсутствием запасов, относят:
- потери от простоя производства;
- потери от отсутствия товара на складе в момент предъявления спроса;
- потери от закупки мелких партий товаров по более высоким ценам.
Несмотря на то, что содержание запасов сопряжено с определенными затратами, предприниматели вынуждены их создавать, так как отсутствие запасов может привести к еще большей потери прибыли.
Перечислим основные мотивы, которыми руководствуются предприниматели, создавая материальные запасы: возможность колебания спроса на товар; сезонные колебания спроса на некоторые виды товаров; скидки при покупке крупной партии товаров; спекуляция; снижение издержек, связанных с размещением и доставкой заказа; вероятность нарушения установленного графика поставок; снижение издержек, связанных с производством единицы изделия; возможность равномерного осуществления операций по производству и распределению; возможность немедленного обслуживания покупателей; сведение к минимуму простоев производства из-за отсутствия запасных частей; упрощение процесса управления производством.
На пути превращения сырья в конечное изделие и последующего движения этого изделия до конечного потребителя создаются два основных вида запасов: запасы производственные; запасы товарные.
Запасы производственные - запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей сферы материального производства, предназначенные для производственного потребления. Цель создания производственных запасов - обеспечить бесперебойность производственного процесса.
Запасы товарные - запасы готовой продукции у предприятий-изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, т.е. на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути.
Взаимосвязь звеньев логистической цепи
В настоящее время коммерческие отношения формируются в условиях высокой конкуренции, неопределенности и неустойчивости рыночной среды. Для того чтобы добиться успеха в предпринимательской деятельности, уже недостаточно использовать лишь маркетинговые подходы, требуется применение современных высокоэффективных способов и методов управления потоковыми процессами. Наиболее прогрессивным научно-прикладным направлением в данной области является логистика.
Практика показывает, что компании, использующие логистику добились преимущества перед конкурентами и значительно увеличили прибыль за счет снижения затрат связанные с сокращением производственных издержек в области ресурсного потенциала. Прохождение товара по различным техническим операциям производственного процесса занимает около 90% всех временных затрат. Применение логистики позволяет существенно сократить временной интервал на всех стадиях производственного цикла. Сокращение времени происходит в первую очередь в производственном процессе между приобретением сырья, материалов и доставкой готового продукта потребителю.
Особенность логистики заключается в системном рассмотрении совокупности всех звеньев производственного процесса с позиций единой цепи, которая имеет название «логистическая система». Взаимодействие отдельных звеньев этой цепи осуществляется на техническом, технологическом, экономическом, финансовом, методологическом уровнях. Сокращение затрат на ресурсы и минимизация временных затрат достигается за счет оптимизации сквозного управления материальными и информационными потоками.
Материальный поток на пути от склада материальных ресурсов до склада готовой продукции проходит в основном производстве ряд звеньев: «закупка производство сбыт».
Организация производственного процесса начинается с закупки необходимых средств производства: сырье, материалы, комплектующие.
Закупочная логистика занимается организацией всех видов деятельности, связанных с получением материальных ресурсов и услуг от поставщиков: закупку, доставку, приемку, временное хранение материальных ресурсов. Закупка это важная составляющая логистической цепи по двум основным причинам:
1) от цены и качества материальных ресурсов, своевременности их поставок зависит эффективность производственного процесса (отсутствие брака, сбоев, простоев, низкая себестоимость), качество готовой продукции и, в конечном итоге, качество обслуживания потребителей;
2) на закупку приходится значительная доля общих расходов предприятия (в среднем, около 60 %), поэтому даже небольшие улучшения в этой области могут принести существенные выгоды.
Цель закупочной логистики создание надежного и беспрерывного материального потока в организацию с максимально возможной экономической эффективностью. Основу экономической эффективности составляет поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам.
К основным задачам закупочной логистики относят:
- информационные: определение потребности в материальных ресурсах; исследование рынков закупок; задача выбора поставщика;
- задачи реализации;
- задачи интеграции и координации закупок с производством, сбытом, складированием, транспортированием, а также с поставщиками (анализ отношений с поставщиками, отбор поставщиков для организации долгосрочного сотрудничества, соблюдение правил работы с поставщиками; обсуждение ассортимента, объемов, сроков, цены, требований по качеству, упаковке, таре).
Таким образом, эффективная организация снабжения предприятия материальными ресурсами является основой для повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности предприятия.
Материальный поток на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит звено «производства».
Целью управления звеном «производство» является снижение затрат и повышение качества продукции в процессе преобразования материального потока в технологических процессах производства готовой продукции. Важность эффективного решения задач логистики в звене «производство» определяется снижением себестоимости, времени выполнения заказов, оперативным реагированием на изменения рыночного спроса по количеству и ассортименту продукции и, в конечном счете, повышением эффективности функционирования и конкурентоспособности предприятия.
К общим задачам производственной логистики относятся:
- планирование и производства на основе прогноза потребностей в готовой продукции и заказов потребителей;
- разработка планов-графиков производственных заданий цехам и другим производственным подразделениям;
- разработка графиков запуска-выпуска продукции, согласованных со службами закупки и сбыта;
- оперативное управление производством и организация выполнения производственных заданий;
- контроль за количеством и качеством готовой продукции;
- участие в разработке и реализации производственных нововведений;
- контроль за себестоимостью производства готовой продукции.
Важность сбытовой логистики определяется тем, что улучшение работы в сфере распределения товаров не требует таких больших дополнительных капиталовложений, как, например, освоение выпуска нового товара, и при этом обеспечивает высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости, сокращения времени выполнения заказа, соблюдения согласованного графика поставок. Денежные средства, вложенные в сферу сбыта, влияют на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства. То есть высокая конкурентоспособность зависит не от величины капитальных вложений, а от умения правильно организовать логистический процесс.
Задачи сбытовой логистики:
- планирование процесса реализации товара;
- организация получения и обработки заказа;
- выбор вида упаковки, принятие решений о комплектации;
- организация отгрузки продукции;
- организация доставки и контроль транспортирования;
- организация послереализационного обслуживания.
Можно сделать вывод о том, что производственная логистика, являясь одной из функциональных подсистем интегрированной логистики, решает вопросы организации движения материальных ресурсов и управления им непосредственно между стадиями производственного процесса, включая подачу сырья и материалов на рабочие места. То есть в узком смысле занимается планированием, организацией внутрипроизводственной транспортировки, складированием и поддержанием запасов сырья, материалов и незавершенного производства на стадиях заготовки, обработки и сборки готовой продукции, т. е. в целом представляет собой регулирование производственного процесса в пространстве и во времени.
Глава 2. Практическая часть
1. Краткая технико-экономическая характеристика предприятия
1.1 Характеристика выпускаемой продукции
Завод бытовой техники (ЗБТ) специализируется на выпуске бытовых пылесосов «Вихрь-8А», который по своим техническим данным относится к стандартным моделям. Большинство вспомогательных операций осуществляются вручную, что влияет на качество их изготовления. Кроме того, пылесосы «Вихрь-8А» обладают недостатками:
- значительная масса изделия,
- высокий уровень шума при работе,
- необходимость частичной разборки и последующей сборки корпуса для удаления собранной пыли и мусора.
На рисунке 1 и 2 (см. приложение 1) представлены графики объемов выпуска пылесосов заводом на 2001 2003 г.г. Анализ динамики выпуска продукции по месяцам свидетельствует о существенном спаде производства и крайне неравномерном выпуске пылесосов по месяцам года. Это объясняется в основном неритмичностью поставок сырья, материалов и комплектующих изделий.
Несвоевременная поставка сырья, материалов и комплектующих изделий вызвана рядом причин, основными из которых являются:
- нарушение договорных обязательств,
- расторжение договоров из-за высоких цен на комплектующие изделия,
- отсутствие должной системы планирования производства.
Приведенные перечень причин, объясняющий спад производства пылесосов и неравномерность их выпуска, указывает на проблемы материально-технического снабжения, а не сбыта продукции. Но следует так же отметить, что в настоящее время с развитием рыночных отношений возникают проблемы, связанные и со сбытом продукции, не отвечающей мировым стандартам.
1.2 Особенности технологического процесса производства продукции
Технологический процесс производства пылесосов «Вихрь-8А» сводится к четырём основным этапам.
Первый этап обработка листового металла на штамповочном оборудовании.
Второй этап химическая обработка деталей, поступивших из штамповочного производства.
Третий этап покраска и сушка деталей пылесоса.
Четвёртый этап сборка пылесосов.
Ниже рассматриваются особенности технологического процесса на каждом участке.
Штамповочный участок
Штамповочный участок предприятия является самым материало- и энергоёмким производством, во многом определяющим себестоимость продукции.
На штамповочном участке изготовляются основные детали для пылесоса:
верхний и нижний корпуса;
защитная чашка двигателя;
металлическое перекрытие.
Исходным сырьём для изготовления указанных деталей является листовое железо размером 1,0 2,0 м и толщиной в пределах 0,5-1,0 мм.
Основные операции производства деталей показаны на рис. 3 (см. приложение 2).
Участок обезжиривания и сушки
Химическая обработка деталей, поступивших из штамповочного производства, осуществляется с помощью агрегата обезжиривания и сушки, на котором детали обрабатываются водно-щелочным раствором и горячей водой. После обезжиривания детали подаются в электрокалорифер, где они сушатся воздухом при температуре 100 градусов по Цельсию. Основные операции обезжиривания и сушки деталей показаны на рис. 4 (см. приложение 2).
Участок покраски и сушки
Пройдя химическую обработку, металлические детали пылесоса поступают на этот участок.
Основные операции покраски и сушки металлических деталей пылесоса показаны на рис. 5 (см. приложение 2).
Сборочный участок
Готовые к сборке детали пылесоса подаются на сборочный участок. Сборка пылесосов производится вручную. Для перемещения изделий от одного рабочего места к другому используется сборочный конвейер.
После сборки пылесосы проходят испытание на электробезопасность, а затем измеряется их производительность.
Собранные и прошедшие испытание пылесосы упаковывают в коробки и отправляют на склад готовой продукции.
Основные операции сборки пылесосов показаны на рис. 6 (см. приложение 2).
1.3 Характеристика звеньев логистической цепи предприятия
Звено «Закупки»
В современной экономической ситуации, когда отсутствуют централизованные поставки и предприятие должно само заботиться о заключении договоров на выгодных для себя условиях, значение службы снабжения значительно возросло. От нее зависит возможность нормального функционирования предприятия.
Завод бытовой техники является некрупным предприятием, работающим, в основном, на привозном сырье. Таким образом предприятие полностью зависит от поставщиков. В себестоимости продукции завода доля покупных изделий, сырья и материалов составляет 69,8% , причем число комплектующих очень велико.
Кроме основного вида сырья листового железа, поставляются также электродвигатели, гофрированные пластмассовые шланги, фильтры, резиновые прокладки, различные виды металлического прутка, краски, ГСМ, картонные упаковки и т. д. Для пылесоса «Вихрь - 8А» номенклатура покупных изделий и материалов включает более 200 наименований. Вся эта продукция поступает из различных регионов (рис. 7 и 8, см. приложение 3).
Основными узкими местами звена «Закупки» являются:
несвоевременные поставки сырья, материалов и комплектующих изделий;
нехватка складских площадей;
нехватка транспортных средств;
отсутствие должной системы управления запасами.
В отчётном году из-за несвоевременной поставки такого важного комплектующего изделия, как электродвигатель от Красноармейского и Миасского заводов, ЗБТ простаивал 21 день. А в результате недостаточной оперативности в обработке и поступлении информации руководству экономические потери были равноценны 1 часу простоя завода в день.
Структура затрат звена «Закупки» приведена в таблице 1.
Графики затрат в звене «Закупки» в зависимости от объёма месячной партии выпуска пылесосов представлены на рис. 9 (см. приложение 4), из которого видно, что суммарные затраты на единицу продукции имеют возрастающий характер. Это обусловлено следующими причинами:
увеличивается грузопоток материальных ресурсов и, как следствие, количество необходимых транспортных средств для их доставки;
возрастает объем складских работ, что приводит к увеличению затрат на приём, обработку, содержание, систематическую проверку и учёт состояния материальных ресурсов на складе;
необходимостью отыскания дополнительных складских площадей и транспортных средств (при обращении к услугам сторонних организаций) при объёмах месячной партии выпуска пылесосов более 8000 шт.
Указанные выше причины приводят к возрастанию влияния условно-переменных затрат на себестоимость работ в звене «Закупки», а также к ступенчатому характеру роста условно-постоянных затрат.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что для минимизации своих затрат звено «Закупки» заинтересованно в снижении объёмов выпуска пылесосов.
Затраты в звене «Закупки»
Таблица 1
Месяц |
Выпуск продукции, шт. |
Заработная плата, тыс руб. |
Складские расходы, тыс. руб. |
Транспортные расходы, тыс. руб. |
Услуги сторонних организаций, тыс. руб. |
Прочие расходы, тыс. руб. |
Суммарные затраты, тыс. руб. |
Затраты на ед. продукции, руб./шт. |
Январь |
14050 |
135 |
7748,484 |
1825,58 |
1716,755 |
194,181 |
11620 |
827 |
Февраль |
15000 |
135 |
8606,288 |
2037,968 |
2549,359 |
215,585 |
13544,2 |
903 |
Март |
18000 |
135 |
9831,722 |
2341,378 |
5097,499 |
246,162 |
17651,761 |
981 |
Апрель |
22400 |
135 |
11699,872 |
2796,494 |
9309,307 |
292,027 |
24232,7 |
1082 |
Май |
14700 |
135 |
8116,114 |
1916,603 |
2001,928 |
203,354 |
12372,999 |
842 |
Июнь |
13000 |
135 |
6768,137 |
1582,852 |
944,291 |
169,72 |
9600 |
738 |
Июль |
9150 |
135 |
4746,171 |
1082,225 |
- |
119,268 |
6082,664 |
665 |
Август |
13800 |
135 |
7258,311 |
1704,216 |
1380,523 |
181,95 |
10660 |
772 |
Сентябрь |
9205 |
135 |
5113,801 |
1173,348 |
185,335 |
128,441 |
6735,925 |
732 |
Октябрь |
2750 |
135 |
1253,685 |
217,505 |
- |
32,124 |
1638,314 |
596 |
Ноябрь |
6345 |
135 |
2908,021 |
627,109 |
- |
73,403 |
3743,533 |
590 |
Декабрь |
10290 |
135 |
5849,062 |
1355,294 |
502,817 |
146,787 |
7988,96 |
776 |
Итого |
148690 |
1620 |
79899,668 |
18660,572 |
23687,814 |
2003,002 |
125871,056 |
847 |
Звено «Производство»
Взаимодействие логистической системы с процессом производства осуществляется по двум направлениям. Во-первых, производство должно регулярно пополнять запасы готовой продукции в системе распределения (звене «Сбыт») и удовлетворять потребности покупателя. И, во-вторых, производство зависит от системы материального обеспечения (звена «Закупки»). В этих условиях мобильность и гибкость системы управления предприятием становятся решающим фактором, определяющим эффективность функционирования звена «Производство».
Основными узкими местами звена «Производство» являются:
нерациональное использование производственных мощностей;
недостаток площадей для складирования деталей на штамповочном участке;
неправильное хранение некоторых материалов;
большое количество отходов в штамповочном производстве и на малярном участке;
остановки основного производства из-за несвоевременных поставок комплектующих изделий.
Структура затрат звена «Производство» включает в себя (табл. 2):
заработную плату основных рабочих (17,05%);
цеховые расходы (50,2%);
общезаводские расходы (27,15%);
прочие производственные расходы (5,53%);
потери от брака (0,01%).
Затраты в звене «Производство»
Таблица 2
Месяц |
Выпуск продукции, шт. |
Заработная плата, тыс руб. |
Цеховые расходы, тыс. руб. |
Общезаводские расходы, тыс. руб. |
Прочие производствен-ные расходы, тыс. руб. |
Потери от брака, тыс. руб. |
Суммарные затраты, тыс. руб. |
Затраты на ед. продукции, руб./шт. |
Январь |
14050 |
3859,386 |
3982 |
6192,318 |
1157,233 |
22,065 |
15213,002 |
1083 |
Февраль |
15000 |
3720,05 |
5786,4 |
5736,017 |
1157,233 |
24,522 |
16424,222 |
1095 |
Март |
18000 |
3921,716 |
8141 |
5736,017 |
1157,233 |
28,387 |
18984,353 |
1055 |
Апрель |
22400 |
4238,835 |
12118 |
6380,02 |
1157,233 |
34,672 |
23928,76 |
1068 |
Май |
14700 |
3800,72 |
8042 |
6253,419 |
1157,233 |
23,009 |
19276,381 |
1311 |
Июнь |
13000 |
3336,56 |
9191 |
5684,926 |
1157,233 |
18,912 |
19388,631 |
1491 |
Июль |
9150 |
2998,445 |
4325 |
4887,65 |
1157,233 |
12,608 |
13380,936 |
1462 |
Август |
13800 |
3277,894 |
14758,2 |
5684,926 |
1157,233 |
20,488 |
24898,741 |
1804 |
Сентябрь |
9205 |
3215,564 |
9280,2 |
5177,534 |
1157,233 |
13,877 |
18844,408 |
2047 |
Октябрь |
2750 |
3275,316 |
4828,6 |
5684,926 |
1157,233 |
4,019 |
14950,094 |
5436 |
Ноябрь |
6345 |
3861,964 |
14472,4 |
5684,926 |
1157,233 |
8,266 |
25184,789 |
3969 |
Декабрь |
10290 |
3417,23 |
31258,6 |
5116,433 |
1157,233 |
16,059 |
40965,555 |
3981 |
Итого |
148690 |
42923,68 |
126183,4 |
68219,112 |
13886,796 |
226,884 |
251439,872 |
1691 |
Из таблицы 2 выбираются затраты, соответствующие максимальному и минимальному значениям объемов месячного производства. По этим данным определяется ставка переменных расходов:
Тогда уравнение полных затрат имеет вид:
где Зi полные затраты в i-ом периоде, тыс. руб.,
А величина условно-постоянных затрат, тыс. руб.,
Vi объем производства в i-ом периоде, шт.
Отсюда можно рассчитать условно-постоянную составляющую затрат:
А = Зi - ВVi.
Рассмотрим применение данного метода для разделения суммарных затрат звена «Производство» на условно-постоянную и условно-переменные части:
1) ставка переменных расходов:
2) условно-постоянная составляющая затрат:
А (V=2750 шт./мес.)=14950,094-2750*0,457=13693,344 тыс. руб.,
А (V=22400 шт./мес.)=23928,76-22400*0,457=13691,96 тыс. руб.
Среднее значение условно-постоянных затрат:
Аср.=(13693,344+13691)/2=13692,652 тыс. руб.
3) уравнение суммарных затрат звена «Производство» имеет вид:
Зi =13692,652+0,457Vi.
Графики затрат в звене «Производство» в зависимости от объёма месячной партии выпуска пылесосов представлены на рис. 10 (см. приложение 5). В связи с незакономерным изменением затрат в звене «Производство» относительно объёма выпуска продукции для их разделения на условно-постоянную и условно-переменную части использован метод высшей и низшей точек, суть которого заключается в следующем.
Расчет затрат звена «Производство» методом высшей и низшей точек
Таблица 3
Объем выпуска продукции, шт. |
Суммарные затраты, тыс. руб. |
Затраты на ед. продукции, руб./шт. |
2750 |
14949,402 |
5436 |
6345 |
16592,317 |
2615 |
9150 |
17874,202 |
1953 |
9205 |
17899,337 |
1945 |
10290 |
18395,182 |
1788 |
13000 |
19633,652 |
1510 |
13800 |
19999,252 |
1449 |
14050 |
20113,502 |
1432 |
14700 |
20410,552 |
1388 |
15000 |
20547,652 |
1370 |
18000 |
21918,652 |
1218 |
22400 |
23929,452 |
1068 |
Анализируя графики затрат в звене «Производство», можно сделать вывод, что для минимизации своих затрат данное звено стремится к увеличению размеров партий выпуска продукции, так как при этом снижаются условно-постоянные затраты на единицу продукции.
Звено «Сбыт»
Сбытовой деятельностью на ЗБТ занимается сбытовой отдел. Поставки готовой продукции потребителям осуществляются как по договорам, так и по письмам. Вследствие того, что из своего транспорта ЗБТ имеет только один грузовик «КАМАЗ», который используется, в основном, для доставки сырья, материалов и комплектующих изделий, отгрузка готовой продукции осуществляется либо транспортом заказчика, либо по железной дороге в контейнерах с оплатой франко-станцией назначения, то есть большую часть транспортных расходов оплачивает покупатель.
Основными узкими местами звена «Сбыт» являются:
отсутствие маркетинговых исследований рынка сбыта пылесосов;
нехватка транспортных средств.
География сбыта пылесосов «Вихрь-8А», выпускаемых ЗБТ, довольно велика. На рис. 11 и 12 (см. приложение 6) показаны схемы потоков готовой продукции завода по России и странам СНГ. Как видно, транспортные расходы составляют значительную долю розничной цены пылесоса, что существенно снижает его конкурентоспособность, а нехватка собственных транспортных средств приводит к снижению качества обслуживания оптовых покупателей и их числа.
Характеристика рынков сбыта ЗБТ показана в таблице 4. Оценка практических продаж отчётного года позволяет сделать следующие выводы:
1) завод имеет довольно низкий уровень обслуживания рынка покупателей, потребности рынка (266000 шт./год) были удовлетворены всего на 55,89% (148690 шт./год);
2) доля продаж по России составила 88,1% в их общем объёме;
3) основными рынками сбыта являлись Санкт-Петербург (29,9%), Москва и Московская область (21,5%).
Прогноз возможных продаж пылесосов ЗБТ в следующем году приводит к такому заключению:
1) объём продаж может увеличиться на 63310 шт.;
2) доля российских рынков сбыта в их общем объёме уменьшится на 7%, значительно может снизиться объём продаж в Санкт-Петербурге (на 9,6%) и Москве (на 4%), что объясняется усилением конкуренции со стороны западных производителей пылесосов;
3) доля рынка сбыта стран СНГ возрастёт до 18,9%. Увеличение сбыта на Украину, Казахстан, Молдову, Закавказье и Белоруссию объясняется углублением экономического кризиса и дальнейшим спадом производства в этих странах, в результате чего относительно невысокая цена пылесоса «Вихрь-8А» значительно повышает конкурентные позиции ЗБТ.
Характеристика рынков сбыта
Таблица 4
Рынки сбыта |
Объем продаж за отчетный год |
Возможный объем продаж в следующем году |
||||
возможный |
фактический |
тыс. шт. |
% |
|||
тыс. шт. |
% |
тыс. шт. |
% |
|||
Санкт-Петербург |
123 |
46,24 |
44 |
29,9 |
43 |
20,3 |
Ленинградская область |
17 |
6,39 |
10 |
6,9 |
15 |
7,1 |
Москва и Московская область |
19 |
7,14 |
32 |
21,5 |
37 |
17,5 |
Северо-Западный регион |
18 |
6,77 |
7 |
4,8 |
11 |
5,2 |
Поволжье |
15 |
5,64 |
4 |
2,7 |
8 |
3,8 |
Центрально-Черноземный район |
13 |
4,89 |
5 |
3,5 |
6 |
2,8 |
Центральный район |
10 |
3,76 |
3 |
2,1 |
8 |
3,8 |
Сибирь |
10 |
3,76 |
6 |
4,2 |
10 |
4,7 |
Северный Кавказ |
10 |
3,76 |
7 |
4,9 |
7 |
3,3 |
Волго-Вятский район |
4 |
1,5 |
5 |
3,5 |
8 |
3,8 |
Урал и Предуралье |
3 |
1,13 |
4 |
2,7 |
9 |
4,2 |
Дальний Восток |
2 |
0,75 |
2 |
1,4 |
10 |
4,7 |
Итого по России |
244 |
91,73 |
131 |
88,1 |
172 |
81,1 |
Средняя Азия |
7 |
2,63 |
5 |
3,5 |
7 |
3,3 |
Украина |
4 |
1,5 |
2 |
1,6 |
8 |
3,8 |
Молдова |
3 |
1,13 |
3 |
1,9 |
6 |
2,8 |
Казахстан |
3 |
1,13 |
2 |
1,4 |
7 |
3,3 |
Закавказье |
3 |
1,13 |
2 |
1,4 |
5 |
2,4 |
Белоруссия |
2 |
0,75 |
3 |
2,1 |
7 |
3,3 |
Итого по СНГ |
22 |
8,27 |
18 |
11,9 |
40 |
18,9 |
Всего |
266 |
100 |
148,69 |
100 |
212 |
100 |
Структура себестоимости пылесоса «Вихрь 8-А» в отчетном году
Таблица 5
Статьи затрат |
Значение, руб./шт. |
1. Сырье и материалы |
1757 |
2. Покупные изделия и полуфабрикаты |
5549 |
3. Затраты звена «Закупки» |
847 |
4. Затраты звена «Производство» |
1691 |
5. Затраты звена «Сбыт» |
528 |
6. Полная себестоимость |
10372 |
7. Оптовая цена |
12023 |
8. Прибыль |
1651 |
Графики затрат в звене «Сбыт» в зависимости от объёма месячной партии выпуска пылесосов представлены на рис. 13 (см. приложение 7). Они показывают, что сбытовые затраты на единицу продукции, как и затраты на единицу продукции в звене «Закупки» возрастают. Данное увеличение сбытовых затрат на единицу продукции объясняется в основном расходами на рекламу, а точнее ступенчатым характером возрастания условно-постоянной составляющей этих затрат. В результате и зависимость суммарных затрат на единицу продукции звена «Сбыт» носит возрастающий характер.
Затраты в звене «Сбыт»
Таблица 6
Месяц |
Выпуск продукции, шт. |
Заработная плата, тыс руб. |
Складские расходы, тыс. руб. |
Транспортные расходы, тыс. руб. |
Расходы на рекламу, тыс. руб. |
Прочие расходы, тыс. руб. |
Суммарные затраты, тыс. руб. |
Затраты на ед. продукции, руб./шт. |
Январь |
14050 |
90 |
3945,948 |
887,948 |
2144,735 |
492,297 |
7560,928 |
538 |
Февраль |
15000 |
90 |
4351,923 |
994,149 |
2889,521 |
543,607 |
8869,2 |
591 |
Март |
18000 |
90 |
4933,213 |
1145,864 |
3751,036 |
616,908 |
10537,021 |
585 |
Апрель |
22400 |
90 |
5892,342 |
1396,194 |
6623,61 |
737,854 |
14740 |
658 |
Май |
14700 |
90 |
4119,407 |
933,463 |
2314,443 |
514,287 |
7971,6 |
542 |
Июнь |
13000 |
90 |
3479,988 |
776,576 |
1092,78 |
434,656 |
5874 |
452 |
Июль |
9150 |
90 |
2520,86 |
516,246 |
296,184 |
312,711 |
3736,001 |
408 |
Август |
13800 |
90 |
3712,504 |
827,262 |
1537,257 |
462,977 |
6630 |
480 |
Сентябрь |
9205 |
90 |
2695,247 |
561,76 |
509,472 |
334,701 |
4191,18 |
455 |
Октябрь |
2750 |
90 |
864,183 |
83,858 |
0 |
103,804 |
1141,845 |
415 |
Ноябрь |
6345 |
90 |
1794,247 |
326,608 |
0 |
221,085 |
2431,94 |
383 |
Декабрь |
10290 |
90 |
3044,021 |
652,79 |
719,391 |
378,681 |
4884,883 |
475 |
Итого |
148690 |
1080 |
41353,883 |
9102,718 |
21878,429 |
5153,568 |
78568,598 |
528 |
Таким образом, звено «Сбыт», как и звено «Закупки» на заинтересовано в увеличении объемов выпуска пылесосов, что противоречит интересам производственных подразделений предприятия.
2. Разработка мероприятий по оптимизации движения материального потока предприятия
2.1 Определение оптимальной партии выпуска продукции
Для определения оптимальной партии выпуска продукции необходимо согласовать противоречивое поведение затрат в звеньях логистической цепи «закупки-производство-сбыт». Для этого требуется определить в них оптимальные затраты. Минимум суммы затрат в звеньях логистической цепи и будет представлять их оптимальные значения.
С целью отыскания оптимальных затрат в звеньях логистической цепи и определения оптимальной партии выпуска пылесосов строят зависимости затрат на единицу продукции по звеньям «Закупки», «Производство» и «Сбыт» от объёма выпускаемой заводом продукции зависимости ЗЗ, ЗП, ЗС соответственно на рис. 14 (см. приложение 8). На этом же рисунке показаны затраты предприятия на сырьё, материалы, покупаемые изделия и полуфабрикаты в расчёте на единицу продукции (зависимость ЗМ). На основании данных зависимостей строят графики суммарных затрат логистической цепи (зависимость ЗД) и полных затрат на производство и реализацию продукции (зависимость ЗД+ ЗМ).
Из рис. 14 видно, что минимальное значение суммарных затрат логистической цепи на единицу продукции (т. А1) равно 2448 руб./шт., а минимальное значение полных затрат на производство и реализацию пылесосов на единицу продукции (т. А2) 9754 руб./шт. данным затратам соответствует оптимальная месячная партия выпуска пылесосов, равная 14050 единицам (168600 штук в год).
Изменения в структуре себестоимости пылесоса и расчёт экономического эффекта (прибыли) при оптимальном объёме выпуска продукции представлены в табл. 7.
Как следует из табл. 7, фактические затраты в логистической цепи «закупкипроизводствосбыт» составляют:
Зд=847+1691+528=3093 руб./шт.
Таким образом, при оптимальном объёме выпуска пылесосов затраты в логистической цепи «закупкипроизводствосбыт» снижаются на:
Изменения в структуре себестоимости пылесоса «Вихрь 8-А» при оптимальном объеме выпуска
Таблица 7
Статьи затрат |
Vф=148690 шт./год |
Vо=168600 шт./год |
тыс. руб. |
||
1. Сырье и материалы |
1,757 |
1,757 |
2. Покупные изделия и полуфабрикаты |
5,549 |
5,549 |
3. Затраты звена «Закупки» |
0,847 |
0,827 |
4. Затраты звена «Производство» |
1,691 |
1,083 |
5. Затраты звена «Сбыт» |
0,528 |
0,538 |
6. Полная себестоимость |
10,372 |
9,754 |
7. Оптовая цена |
12,023 |
12,023 |
8. Прибыль |
||
на единицу продукции |
1,651 |
2,269 |
на весь выпуск |
245487,19 |
382553,4 |
Рассмотрим возможные пути устранения основных причин недовыпуска пылесосов.
2.2 Выбор варианта закупки электродвигателей
Несвоевременная поставка такого важного комплектующего изделия, как электродвигатель, является наиболее узким местом в процессе закупки исходных материальных ресурсов. Исследования рынка закупок показали, что в будущем году есть возможность заключить договор на поставку электродвигателей с новыми поставщиками. Возможные поставщики электродвигателей в будущем году представлены в таблице 8. Характеристика этих поставщиков показывает наличие различий в условиях поставок, а именно:
в объёмах поставок и возможных недопоставок;
цене электродвигателя, влияющей на материальные затраты;
затратах в звене «Закупки».
Поэтому экономическая оценка возможных вариантов закупки электродвигателей должна учитывать влияние всех перечисленных различий в условиях поставок.
Фактический экономический эффект (прибыль) от функционирования предприятия в отчётном году уже учитывает потери ЗБТ из-за недопоставок электродвигателей. Значит, для приведения фактического и оптимального экономических эффектов к сопоставимому виду и при расчёте оптимального экономического эффекта требуется учитывать реальные условия, в которых функционирует предприятие. Это предполагает необходимость учёта влияния указанных выше факторов закупки электродвигателей при обеспечении оптимального объёма производства и сбыта продукции.
Возможные поставщики электродвигателей в будущем году
Таблица 8.
Поставщики |
Объем поставки |
Условия поставки |
Миасс и Красноармейск |
до 100% |
Невысокая ритмичность. Цена двигателя 1400руб. По экспертным оценкам, возможна недопоставка двигателей в том же количестве, что и в предыдущем году. |
Санкт-Петербург, АО «Электросила» |
до 100% |
Невысокая ритмичность. Цена двигателя 1800руб. Затраты в звене «Закупки» уменьшаются в 2 раза. По экспертным оценкам, возможна недопоставка двигателей в количестве, необходимом для работы завода в оптимальных условиях в течение 20 дней. |
Финляндия |
до 30% |
Высокая ритмичность. Цена двигателя 2800руб. Затраты в звене «Закупки» увеличиваются в 1,5раза относительно фактического уровня. |
В этом случае затраты на производство и сбыт продукции не изменяются, т.е. объём производства и сбыта остаётся оптимальным, а изменяются затраты на закупку материальных ресурсов и их стоимость. Таким образом, планируемый оптимальный и фактический экономические эффекты приводятся к сопоставимому виду. Экономическая оценка возможных вариантов закупки электродвигателей у различных поставщиков произведена в табл. 9. В качестве идеального варианта выбран вариант закупки оптимальной партии электродвигателей (равной оптимальному объёму выпуска пылесосов) у прошлогодних поставщиков (Красноармейского и Миасского заводов) без учёта потерь из-за недопоставок. Относительно идеального варианта закупки электродвигателей и рассчитаны изменения экономического эффекта (прибыли) предложенных вариантов.
Экономическая оценка возможных вариантов закупки электродвигателей у различных поставщиков
Таблица 9
Наименование показателей |
Поставщики |
||||||
Идеальный вариант |
Красноармейск и Миасс |
СПб, «Электросила» |
Красноармейск, Миасс и Финляндия |
СПб, «Электросила» и Финляндия |
|||
1. Оптимальный объем выпуска, шт./год |
168600 |
||||||
2. Объем поставки: % шт./год |
100 168600 |
100 168600 |
100 168600 |
70 118020 |
30 50580 |
70 118020 |
30 50580 |
3. Число рабочих дней в году |
264 |
||||||
4. Число дней простоя в году |
- |
21 |
20 |
21 |
- |
20 |
- |
5. Объем недовыпуска за дни простоя, шт./год |
- |
13411 |
12773 |
9388 |
- |
8941 |
- |
9388 |
8941 |
||||||
6. Необходимый объем заказов, обеспечивающий оптимальный объем выпуска: шт./год шт./мес. |
168600 14050 |
182011 15168 |
181373 15114 |
127408 |
50580 |
126961 |
50580 |
177988 14832 |
177541 14795 |
||||||
7. Затраты на закупку необходимого объема заказов, тыс. руб./шт. |
0,827 |
0,866 |
0,864 |
0,857 |
0,856 |
||
8. Изменение цены на электродвигатель, тыс. руб./шт. |
- |
- |
+0,400 |
- |
+1,400 |
+0,400 |
+1,400 |
9. Изменение затрат в звене «Закупки»: - из-за закупок большими партиями, тыс. руб./шт. - по условиям поставки, тыс. руб./шт. |
- - |
+0,0078 - |
+0,0074 -0,423 |
+0,006 - |
- +1270,5 |
-0,0058 -0,423 |
- +1270,5 |
10. Себестоимость пылесоса с учетом изменения цены электродвигателя и затрат на его закупку: - на единицу продукции, тыс. руб./шт. - на весь выпуск, тыс. руб./год |
9,754 1644524,4 |
9,762 1645873,2 |
9,738 1641826,8 |
9,76 1151875,2 |
12,424 628405,92 |
9,725 1147744,5 |
12,424 628405,92 |
1780281,12 |
1776150,42 |
||||||
11. Оптовая цена пылесоса, тыс. руб./шт. |
12,023 |
||||||
12. Выручка от продажи всего выпуска, тыс. руб./год |
2027077,8 |
||||||
13. Прибыль: - на единицу продукции, тыс. руб./шт. - на весь выпуск, тыс. руб./год |
2,269 382553,4 |
2,261 381204,6 |
2,285 385251 |
2,263 267079,26 |
-0,401 -20282,6 |
2,298 271209,96 |
-0,401 -20282,6 |
246796,7 |
250917,4 |
||||||
14. Изменение экономического эффекта: - на единицу продукции, тыс. руб./шт. - на весь выпуск, тыс. руб./год |
- - |
-0,008 -1348,8 |
+0,016 +2697,6 |
-0,407 -68620,2 |
-0,372 -62719,2 |
Расчеты показывают, что из всех возможных вариантов наиболее эффективным является вариант закупки электродвигателей на Санкт-Петербургском предприятии АО «Электросила»:
2.3 Применение вычислительной техники для повышения оперативности обработки информации
В решении проблемы оптимизации движения материального потока решающую роль играет фактор времени, в частности оперативность поступления информации о перемещении материальных ресурсов руководству предприятия. На заводе сбор и обработка суточной информации производятся вручную и только на следующий день, в результате чего снижается оперативность, а значит, и ценность информации.
Повышение оперативности обработки и поступления информации руководству может быть обеспечено посредством автоматизации процесса сбора и обработки информации.
Годовой экономический эффект от применения вычислительной техники определяется по формуле:
,
где ЭВ.Т. годовой экономический эффект от применения вычислительной техники, руб./год;
снижение приведённых затрат, получаемое в результате применения вычислительной техники, руб./год;
ЗВ.Т. дополнительные приведённые затраты, связанные с приобретением, установкой и обслуживанием вычислительной техники, руб./год.
Снижение приведённых затрат происходит вследствие экономии на трудовых ресурсах и повышения оперативности принятия управленческих решений:
,
где экономия на трудовых ресурсах в результате автоматизации процесса сбора и обработки информации, руб./год;
экономия в результате повышения оперативности доступа к информации и принятия управленческих решений, руб./год.
Экономия, получаемая вследствие повышения оперативности доступа к информации и принятия управленческих решений, обусловлена снижением простоев завода с 1 до 0,5 часа в день и соответственно снижением потерь из-за недовыпуска за время простоев.
Рассчитаем экономию, получаемую в результате повышения оперативности доступа к информации и принятия управленческих решений:
где годовой фонд рабочего времени завода, ч/год;
снижение простоев завода, ч/год;
экономический эффект (прибыль) на единицу продукции, получаемый при оптимальной партии выпуска продукции, руб./шт.
Годовой фонд рабочего времени ЗБТ при 14-часовом рабочем дне:
ФР = 264*14 = 3696 ч/год.
Снижение простоев завода при внедрении вычислительной техники:
= 264*(1-0,5) = 132 ч/год.
Тогда
= 168600/3696*132*2,269 = 13662,62 тыс. руб./год.
Расчёт годового экономического эффекта от применения вычислительной техники в процессе сбора и обработки информации о перемещении материальных ресурсов произведён в табл. 11 по данным табл. 10.
Исходные показатели для расчета эффективности применения вычислительной техники
Таблица 10
Показатели |
Единица измерения |
Значение |
Суточный объем входной информации |
знак/сут. |
1118 |
Стоимость ручной обработки информации |
руб./ч |
136 |
Время ручной обработки суточного объема информации |
ч/сут. |
3 |
Коэффициент, учитывающий дополнительные затраты времени на логистические операции |
доли ед. |
1,2 |
Стоимость машинной обработки информации |
руб./ч |
170 |
Дополнительные приведенные затраты, связанные с приобретением вычислительной техники |
руб./год |
310329 |
Простои завода при ручной обработке информации |
ч/сут. |
1 |
Простои завода при машинной обработке информации |
ч/сут. |
0,5 |
Расчет годового экономического эффекта от применения вычислительной техники
Таблица 11
Показатели |
Единица измерения |
Значение |
1. Суточный объем входной информации |
знак/сут. |
1118 |
2. Годовой объем входной информации |
знак/год |
295152 |
3. Стоимость ручной обработки информации |
руб./ч |
136 |
4. Время ручной обработки суточного объема информации |
ч/сут. |
3 |
5. Норма выработки на одного учетного работника |
знак/ч |
372,67 |
6. Коэффициент, учитывающий дополнительные затраты времени на логистические операции |
доли ед. |
1,2 |
7. Затраты на ручную обработку информации |
руб./год |
129253,24 |
8. Стоимость машинной обработки информации |
руб./ч |
170 |
9. Затраты машинного времени |
ч/год |
263,99 |
10. Затраты на автоматизированную обработку информации |
руб./год |
44878,3 |
11. Экономия на трудовых ресурсах в результате автоматизированной обработки информации |
руб./год |
84374,94 |
12. Дополнительные приведенные затраты, связанные с приобретением вычислительной техники |
руб./год |
310329 |
13. Экономия, получаемая в результате повышения оперативности принятия управленческих решений |
руб./год |
13662620 |
14. Годовой экономический эффект от применения вычислительной техники: - на весь выпуск - на единицу продукции |
руб./год руб./шт. |
13436665,94 79,7 |
Из таблицы 11 следует, что снижение оптимальных затрат в логистической цепи вследствие повышения оперативности обработки информации может в следующем году составить:
2.4 Экономический эффект от оптимизации движения материального потока
Рассмотренные выше мероприятия по оптимизации движения материального потока показывают, что ЗБТ имеет значительные резервы повышения эффективности. Экономический эффект на единицу продукции, получаемый при оптимизации движения материального потока, определяется по формуле:
Изменение экономического эффекта на единицу продукции в результате проведения мероприятий по оптимизации движения материального потока показано в табл. 12.
Изменение экономического эффекта после проведения мероприятий по оптимизаций движения материального потока
Таблица 12
Статьи затрат |
Изменение в затратах, руб./шт. |
Итого |
||
ЗД-ЗОД |
||||
1. Сырье и материалы |
|
|
|
|
2. Полуфабрикаты |
|
+400 |
|
+400 |
3. Звено «Закупки» |
-20 |
+7,4 |
|
-435,6 |
- |
-423 |
- |
||
4. Звено «Производство» |
-608 |
|
-79,7 |
-687,7 |
5. Звено «Сбыт» |
+10 |
|
|
+10 |
Итого |
-618 |
-15,6 |
-79,7 |
-713,3 |
На основании данных таблицы 12 рассчитаем:
руб./шт.;
= + 7,4 423 79,7 = - 495,3 руб./шт.;
= - (400 + (-495,3)) = +95,3 руб./шт.
Отсюда экономический эффект (прибыль) на единицу продукции, получаемый от оптимизации движения материального потока, равен:
12023 + 95,3 7306 2448 = 2364,3 руб./шт.
Мероприятия по оптимизации движения материального потока в звене «Сбыт»
Поскольку ЗБТ имеет в своем распоряжении только один грузовик «КАМАЗ», который используется, в основном, для доставки сырья, материалов и комплектующих изделий, то отгрузка готовой продукции осуществляется либо транспортом заказчика, либо по железной дороге в контейнерах с оплатой франко-станцией назначения, то есть большую часть транспортных расходов оплачивает покупатель. Кроме того основными узкими местами звена «Сбыт» являются:
отсутствие маркетинговых исследований рынка сбыта пылесосов;
нехватка транспортных средств.
В связи с вышеизложенным предлагаются следующие мероприятия:
1. с целью повышения конкурентоспособности продукции завода следует закупить дополнительные транспортные средства или заключить договор аренды транспортных средств с соответствующими фирмами, т.к нехватка собственных транспортных средств приводит к снижению качества обслуживания оптовых покупателей и их числа;
2. выявить наиболее активный рынок потребителей бытовой техники (категорию населения, районы, регионы) и завоевать его за счет проведения маркетинговых исследований рынка сбыта пылесосов;
3. выстроить разумную рекламную политику ЗБТ, поскольку в себестоимости пылесосов расходы на рекламу составляют 27,85%. А с ростом объема выпуска пылесосов расходы на рекламу возрастают;
4. повысить уровень обслуживания рынка покупателей. Следует принять во внимание, что потребности рынка были удовлетворены всего на на 55,89% (148690 шт./год) при необходимом уровне, равном 266000 шт./год;
5. экономика стран СНГ переживает кризис и спад производства, поэтому необходимо воспользоваться ситуацией и внедрить бытовую технику по невысокой цене и в большом объеме на рынки стран Украины, Молдовы, Белоруссии и др.
3. Разработка мероприятий по оптимизации использования материального потока предприятия
3.1 Снижение отходов штамповочного производства
Для производства заготовок верхнего и нижнего корпусов пылесоса «Вихрь-8А» (2 заготовки на один пылесос) в настоящее время используются стальные листы (рис. 15, см. приложение 9), но возможно использование и стальной ленты (рис. 16, см. приложение 9). В этом случае процент отходов в общем объёме используемого металла снижается с 36 до 28%, что обусловлено отсутствием мерной полосы на стальной ленте.
Расчет стоимости одной заготовки корпуса пылесоса при использовании стального листа и стальной ленты приведен в таблице 13.
Снижение отходов штамповочного производства при замене стального листа на стальную ленту
Таблица 13
Показатели |
Единица измерения |
Стальной лист |
Стальная лента |
1. Масса металла, требующегося для производства одной заготовки (с учетом отходов) |
кг |
1,59 |
1,43 |
2. Масса заготовки |
кг |
1,02 |
1,02 |
3. Процент отходов в общей массе используемого металла В том числе: - мерная полоса - отходы в металлолом |
% |
36 10 26 |
28 - 28 |
4. Масса отходов на одну заготовку В том числе: - мерная полоса - отходы в металлолом |
кг |
0,57 0,16 0,41 |
0,41 - 0,41 |
5. Покупная стоимость металла, идущего на одну заготовку(с учетом отходов) |
руб. |
79,5 |
71,5 |
6. Продажная стоимость отходов на одну заготовку В том числе: - мерная полоса - отходы в металлолом |
руб. |
6,09 2,4 3,69 |
3,69 - 3,69 |
7. Стоимость одной заготовки с учетом реализационных отходов |
руб. |
73,41 |
67,81 |
8. Изменение экономического эффекта: - на одну заготовку - на единицу продукции - на весь выпуск |
руб. руб./шт. руб./шт. |
- - - |
5,6 11,2 1888320 |
Экономический эффект от применения стальной ленты определяется снижением расхода листового железа для изготовления заготовок корпусов пылесоса и, как следствие, снижением стоимости закупаемых материальных ресурсов, которое, по данным табл. 13, составило:
Эои1=-Змои1=11,2 руб./шт.
3.2 Снижение брака заготовок
При замене стального листа на стальную ленту потери от брака заготовок корпусов пылесоса снижаются с 4 до 1%. Это обусловлено в основном тем, что разрезание стального листа на заготовки более трудоёмко, чем разрезание стальной ленты (рис. 15 и 16, см. приложение 9).
Расчёт потерь из-за брака заготовок корпусов пылесоса при использовании стального листа и стальной ленты по данным табл. 14 и 15 представлен в табл. 16.
Замена стального листа на стальную ленту приводит к увеличению экономического эффекта на единицу продукции, получаемого ЗБТ вследствие снижения брака в штамповочном производстве:
Эои2=-Зои2=4 руб./шт.
Отходы и брак в штамповочном производстве
Таблица 14
Показатели |
Единица измерения |
Стальной лист |
Стальная лента |
1. Масса металла, требующегося для производства одной заготовки (с учетом отходов) |
кг |
1,59 |
1,43 |
2. Масса заготовки |
кг |
1,02 |
1,02 |
3. Процент отходов в общей массе используемого металла В том числе: - мерная полоса - отходы в металлолом |
% % % |
36 10 26 |
28 - 28 |
4. Процент брака |
% |
4 |
1 |
5. Покупная стоимость 1 кг листового железа |
руб. |
50 |
|
6. Продажная стоимость 1 кг: - мерной полосы - металлолома |
руб. руб. |
15 9 |
Использование отходов штамповочного производства для изготовления крепежных скоб
Таблица 15
Показатели |
Единица измерения |
Значение |
1. Количество скоб, изготовленных из отходов металла, идущего на одну заготовку: - прямоугольные - «уголок» |
шт. шт. |
20 8 |
2. Масса одной скобы - прямоугольные - «уголок» |
кг кг |
0,009 0,01 |
3. Продажная цена одной скобы |
руб. |
5 |
4. Себестоимость одной скобы |
руб. |
3,2 |
Дополнительные условия:
число рабочих дней в месяце 22,
продолжительность рабочего дня 14 часов,
доля затрат на закупку электродвигателей в общей сумме затрат звена «Закупки» 0,2.
Снижение брака в штамповочном производстве при замене стального листа на стальную ленту
Таблица 16
Показатели |
Единица измерения |
Стальной лист |
Стальная лента |
1. Масса металла, требуемого для производства одной заготовки (с учетом отходов) |
кг |
1,59 |
1,43 |
2. Процент брака |
% |
4 |
1 |
3. Масса металла, расходуемого из-за брака, на одну заготовку |
кг |
0,064 |
0,014 |
4. Покупная стоимость металла, расходуемого из-за брака, на одну заготовку |
руб. |
3,2 |
0,7 |
5. Продажная стоимость металла (в металлолом), расходуемого из-за брака, на одну заготовку |
руб. |
0,6 |
0,1 |
6. Потери от брака в расчете на одну заготовку |
руб. |
2,6 |
0,6 |
8. Изменение экономического эффекта: - на одну заготовку - на единицу продукции - на весь выпуск |
руб. руб./шт. руб./шт. |
- - - |
2 4 674400 |
3.3 Использование отходов штамповочного производства
При использовании стальной ленты для изготовления корпусов пылесоса отходы составляют 28%. Для повышения эффективности функционирования штамповочного участка и всего завода в целом, а также для более рационального использования листового железа целесообразно найти применение получаемым отходам.
Так, из них можно производить крепёжные скобы 2-х видов: «уголок» и прямоугольные. Расположение скоб (заготовок для скоб) на стальной ленте показано на рис. 17 (см. приложение 10). При таком расположении заготовок для скоб из отходов металла, идущего на изготовление одного корпуса пылесоса, можно получить 20 прямоугольных скоб и 8 «уголков».
Экономический эффект данного мероприятия определяется прибылью, получаемой от реализации крепёжных скоб и отходов в металлолом. В расчётах экономического эффекта от использования штамповочного производства необходимо учитывать снижение стоимости отходов в металлолом, которая была учтена при замене стального листа на стальную ленту. В этом случае прибыль от реализации крепёжных скоб будет не увеличиваться на величину стоимости металлолома, а уменьшаться за счёт снижения последней.
Расчёт прибыли, получаемой ЗБТ при использовании отходов штамповочного производства для изготовления крепёжных скоб, представлен в табл. 17.
Использование отходов штамповочного производства для изготовления крепежных скоб
Таблица 17
Показатели |
Единица измерения |
Значение |
1. Количество скоб, изготовленных из отходов металла, идущего на одну заготовку: - прямоугольные - «уголок» |
шт. шт. |
20 8 |
2. Масса одной скобы - прямоугольные - «уголок» |
кг кг |
0,009 0,01 |
3. Масса скоб, изготовленных из отходов металла, идущего на одну заготовку: В том числе: - прямоугольные - «уголок» |
кг |
0,18 0,08 |
4. Масса отходов в металлолом на одну заготовку: - без изготовления крепежных скоб - при изготовлении крепежных скоб |
кг |
0,41 0,15 |
5. Продажная стоимость отходов в металлолом на одну заготовку: - без изготовления крепежных скоб - при изготовлении крепежных скоб |
руб. руб. |
3,7 1,4 |
6. Изменение продажной стоимости отходов в металлолом в расчете на одну заготовку |
руб. |
-2,3 |
7. Продажная цена одной скобы |
руб. |
5 |
8. Себестоимость одной скобы |
руб. |
3,2 |
9. Прибыль от реализации одной скобы |
руб. |
1,8 |
10. Прибыль от реализации крепежных скоб, изготовленных из отходов металла, идущего на одну заготовку |
руб. |
50,4 |
11. Изменение экономического эффекта: - на одну заготовку - на единицу продукции - на весь выпуск |
руб. руб./шт. руб./шт. |
48,1 96,2 16219320 |
Увеличение экономического эффекта на единицу продукции, получаемого ЗБТ вследствие использования отходов штамповочного производства для изготовления крепёжных скоб, составляет:
Эои1=-Зои1=96,2 руб./шт.
3.4 Экономический эффект от оптимизации использования материального потока
Разработка мероприятий по оптимизации использования материальных ресурсов показывает, что при их проведении ЗБТ может существенно повысить эффективность своего функционирования.
Изменение экономического эффекта на единицу продукции вследствие проведения мероприятий по оптимизации использования материального потока показано в таблице 18.
Изменение экономического эффекта после проведения мероприятий по оптимизации использования материального потока
Таблица 18
Статьи затрат |
Изменение в затратах, руб./шт. |
Итого |
||
Эои1 |
Эои2 |
Эои3 |
||
1. Сырье и материалы |
-11,2 |
- |
- |
-11,2 |
2. Полуфабрикаты |
- |
- |
- |
- |
3. Звено «Закупки» |
- |
- |
- |
- |
4. Звено «Производство» |
- |
-4 |
-96,2 |
-100,2 |
5. Звено «Сбыт» |
- |
- |
- |
- |
Итого |
-11,2 |
-4 |
-96,2 |
-111,4 |
На основании данных таблицы 18 рассчитаем:
,
Отсюда экономический эффект (прибыль) на единицу продукции, получаемый от оптимизации использования материального потока, равен:
Эои = -(-11,2-100,2) = 111,4 руб./шт.
4. Оптимизация материального потока предприятия
Анализ движения и использования материального потока, а также разработка мероприятий по их оптимизации позволяют дать количественную оценку эффективности функционирования ЗБТ в отчётном году.
Изменения в структуре себестоимости пылесоса «Вихрь-8А» после проведения мероприятий по оптимизации материального потока представлены в таблице 19. На рис. 13 показаны изменения суммарных затрат логистической цепи «закупки производство сбыт» на единицу продукции (точка Б1) и полных затрат предприятия на единицу продукции (точка Б2).
Для оценки эффективности функционирования ЗБТ рассчитаем традиционный и логистический показатель эффективности.
Традиционный показатель эффективности определяется по формуле:
,
где Э экономический эффект (прибыль) на единицу продукции, руб./шт.,
С себестоимость единицы продукции, руб./шт.
В отчетном году традиционный показатель эффективности составил:
.
После проведения мероприятий по оптимизации материального потока в будущем году он может составить:
.
Традиционный показатель эффективности показывает, что в будущем году при оптимизации материального потока с каждых 1000 руб. затрат можно будет получать 246 руб. прибыли, что на 89 руб. больше, чем в отчетном году.
Оценим эффективность функционирования материального потока ЗБТ с позиции логистической концепции управления по выражению
.
Для этого рассчитаем потенциальный экономический эффект (прибыль), который может быть получен при оптимизации материального потока:
ЭО = ЭОД + ЭОИ = 2364,3 + 111,4 = 2475,7 руб./шт.
Отсюда, логистический показатель эффективности материального потока ЗБТ равен:
Данный показатель характеризует качество движения и использования ограниченных ресурсов предприятия. Он позволяет заключить, что в отчетном году ЗБТ реализовал свои возможности только на 66,7%, в результате чего им было недополучено:
с каждого проданного пылесоса:
Э = ЭО ЭФ = 2475,7 1651 = 824,7 руб./шт.,
в течение года:
ЭГ = VО * ЭО VФ* ЭФ =168600*2475,7-148690*1651 = 171915830 руб.
Итоговые показатели, характеризующие движение и использование материального потока ЗБТ, сведены в таблице 20.
Изменения в структуре себестоимости пылесоса «Вихрь-8А» после оптимизации материального потока
Таблица 19
Статьи затрат |
Vф=148690 шт./год |
Vо=168600 шт./год |
1. Сырье и материалы |
1,757 |
1,7458 |
2. Покупные изделия и полуфабрикаты |
5,549 |
5,949 |
3. Затраты звена «Закупки» |
0,847 |
0,4114 |
4. Затраты звена «Производство» |
1,691 |
0,9031 |
5. Затраты звена «Сбыт» |
0,528 |
0,538 |
6. Полная себестоимость |
10,372 |
9,6475 |
7. Оптовая цена |
12,023 |
12,023 |
8. Прибыль |
||
на единицу продукции |
1,651 |
2,3755 |
на весь выпуск |
245487,19 |
400509,3 |
Итоговые показатели оптимизации материального потока
Таблица 20
Период |
Условное обозначение показателя |
Единица измерения |
Значение |
||
Отчетный |
VФ |
шт,/год |
148690 |
||
ЗД |
руб./шт |
3093 |
|||
ЗМ |
руб./шт |
7306 |
|||
ЗД + ЗМ |
руб./шт |
10399 |
|||
ЭФ |
руб./шт |
1651 |
|||
руб./руб |
159 |
||||
Планируемый |
VО |
шт,/год |
168600 |
||
ЗО.Д |
руб./шт |
2448 |
|||
ЗМ |
руб./шт |
7306 |
|||
Эо.д. |
Зм.о.д |
Зм.о.д1 |
руб./шт |
+400 |
|
Зм.о.д2 |
руб./шт |
- |
|||
Зо.д |
Зо.д1 |
руб./шт |
-415,6 |
||
Зо.д2 |
руб./шт |
-79,7 |
|||
Эо.и. |
Зм.о.и |
Зм.о.и.1 |
руб./шт |
-11,2 |
|
Зм.о.и.2 |
руб./шт |
- |
|||
Зм.о.и.3 |
руб./шт |
- |
|||
Зо.и |
Зо.и.1 |
руб./шт |
- |
||
Зо.и.2 |
руб./шт |
-4 |
|||
Зо.и.3 |
руб./шт |
-96,2 |
|||
ЗО |
руб./шт |
1952,7 |
|||
ЗМ.О. |
руб./шт |
7694,8 |
|||
ЗО + ЗМ.О.. |
руб./шт |
9647,5 |
|||
ЭО |
руб./шт |
2475,7 |
|||
руб./руб |
0,246 |
||||
- |
руб./руб |
0,089 |
|||
Э = ЭО ЭФ |
руб./шт |
824,7 |
|||
доли ед. |
0,667 |
Заключение
В данном курсовом проекте была оценена эффективность работы завода бытовой техники с позиции логистической концепции управления предприятием, разработаны пути оптимизации движения материального потока.
Была изучена характеристика выпускаемой продукции, особенности технологического процесса производства пылесосов, а так же характеристика звеньев логистической цепи «закупки производство сбыт».
На основе имеющихся данных разработаны мероприятия по оптимизации движения и использования материального потока предприятия.
Для определения оптимальной партии выпуска продукции были построены графики затрат в зависимости от объема выпускаемой продукции в каждом звене логистической цепи предприятия, определены оптимальные затраты.
По данным графика определена: оптимальная месячная партия выпуска пылесосов, равна 14050 единицам, т.е Vo 168600 штук в год ; экономический эффект (прибыль) при оптимальном объёме выпуска продукции составил 2269 руб./шт.
Для производства заготовок верхнего и нижнего корпусов пылесоса «Вихрь-8А» используются стальные листы, но возможно использование и стальной ленты. В этом случае процент отходов в общем объёме используемого металла снижается до 28%. Экономический эффект от применения стальной ленты определяется снижением расхода листового железа для изготовления заготовок корпусов пылесоса и, как следствие, снижением стоимости закупаемых материальных ресурсов, которое составило 11,2 руб./шт.
Замена стального листа на стальную ленту приводит к увеличению экономического эффекта на единицу продукции, получаемого ЗБТ вследствие снижения брака в штамповочном производстве на 4 руб./шт.
Увеличение экономического эффекта на единицу продукции, получаемого ЗБТ вследствие использования отходов штамповочного производства для изготовления крепежных скоб, составляет 96,2 руб./шт.
Отсюда экономический эффект (прибыль) на единицу продукции, получаемый от оптимизации использования материального потока, равен 111,4 руб./шт.
Анализ движения и использования материального потока, а также разработка мероприятий по их оптимизации позволяют дать количественную оценку эффективности функционирования ЗБТ в отчётном году.
В отчетном году традиционный показатель эффективности составил 0,159. После проведения мероприятий по оптимизации материального потока в будущем году он может составить 0,246. То есть в будущем году при оптимизации материального потока с каждых 1000 руб. затрат можно будет получать 246 руб. прибыли, что на 89 руб. больше, чем в отчетном году.
Согласно расчетам потенциальный экономический эффект (прибыль), который может быть получен при оптимизации материального потока, составит 2475,7 руб./шт.
Отсюда логистический показатель эффективности функционирования материального потока ЗБТ показывает, что в отчетном году ЗБТ реализовал свои возможности только на 66,7%, в результате чего им было недополучено в течение года 171915830 руб.
Расчеты показали, что проведение мероприятий по оптимизации материального потока ЗБТ целесообразно и необходимо для достижения наилучшего финансового положения предприятия, получения дополнительной прибыли.
Глоссарий основных экономических понятий
Выручка общая сумма денежных средств, полученных предприятием, организацией, предпринимателем от продажи товаров, выполнения работ и оказанных услуг.
Готовая продукция продукция, прошедшая полный производственный цикл и технический контроль на данном предприятии, полностью упакованная, сданная на склад или отгруженная потребителю (торговому посреднику).
Звено логистической системы - экономически и (или) функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или построения логистической системы, выполняющий локальную цель, связанную с определенными логистическими операциями или функциями.
Информационный поток совокупность циркулирующих в логистической системе, а также между этой системой и внешней средой сообщений, сопровождающих материальный поток.
Логистика - наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Логистическая система - это экономическая система, состоящая из взаимодействующих подсистем и элементов, выполняющих логистические функции (операции) и объединенных общностью целей и интересов, реализующихся путем управления материальными и сопутствующими им другими экономическими потоками.
Логистическая цепь - множество звеньев логистической системы, линейно упорядоченных по материальному (информационному, финансовому) потоку с целью проектирования определенного набора логистических функций и (или) издержек.
Материальный поток сырье, полуфабрикаты, готовые изделия, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций (разгрузка, укладка на поддоны, перемещение и т.п.) и отнесенные к определенному интервалу времени.
Оптимальный объем продаж - объем продаж, который позволяет получить максимальную прибыль с учетом существующего спроса и сложившейся структуры затрат на предприятии.
Переменные затраты изменяются прямо пропорционально росту объема производства (сырье, основные материалы, расход топлива, энергии на технологические цели и т. д.).
Полная себестоимость - это затраты на производство и реализацию продукции.
Поставщик - предприятие, осуществляющее поставку машин, оборудования, комплектующих изделий при сооружении промышленных, инфраструктурных и других объектов.
Прибыль - результирующий показатель хозяйственной деятельности пред-ятия, главная цель предпринимательской деятельности. В условиях рыночных отношений - это превращенная форма прибавочной стоимости.
Прямые затраты - расходы строго целевого назначения, их включают в себестоимость единицы продукции методом прямого счета. Например, заработная плата основных производственных рабочих, затраты на основные материалы и т. п.
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Технологический процесс совокупность последовательно выполняемых операций, образующих вместе единый процесс преобразования исходных материалов в нужный продукт.
Фонд рабочего времени - планируемое время работы одного рабочего в течение года, квартала, месяца.
Цена - денежное выражение стоимости, экономическая категория, позволяющая косвенно измерить величину затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.
Чистая прибыль - это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.
Список используемых источников