Классификация методов управления и стратегическое планирование
Лекция . Классификация методов управления и стратегическое планирование
На стадии появления проблемы или задачи принятия решения, планирования деятельности, организации производства и других проблем происходит оценка ситуации. Она начинается со сбора факторов, их классификации по степени значимости и изучении, в соответствии с определенными приоритетами.
Для градостроительных условий действий организаций к таким факторам могут быть отнесены особенности городских и местных структур управления и их политика, специфика организаций и предприятий, с которыми устанавливаются взаимосвязи, специфика инвестирования в области, регионе, наличие биржевых и коммерческих организаций по профилю, развитость рынка услуг, материалов и т. д. К этим же условиям относятся и экономические и налогово-законодательные факторы, весьма существенно влияющие на проектно-строительную деятельность в области или районе
После этапа оценки ситуации следует этап критериальной оценки предложений с выходом на оптимальное решение (планирование). Это один из самых сложных и ответственных этапов, на котором производится выбор и оценка из некоторого числа альтернатив наиболее предпочтительный в данных условиях.
Лучшие решения в сфере строительства определяются по таким параметрам:
- сроки окупаемости капиталовложений в строительство объекта;
- прирост доходов или прибыли поэтапно;
- минимизация текущих затрат на эксплуатацию, производство;
- максимизация производительности труда (например, высокая сборность готового изделия дом с минимальным количеством отделочных работ).
Лица, принимающие решения управленцы, директора предприятий или группа с делегированными полномочиями менеджеров (совет директоров), называются субъектами управленческих решений.
Управление, как целенаправленный и активный процесс включает сбор, систематизацию и передачу информации; выработку (обоснование) и принятие решения; его преобразование в различные формы команд (устную, письменную, приказ и др.) и обеспечение выполнения а также анализ эффективности принятого решения и возможную последующую его корректировку.
Управление реализуется через комплекс его функций.
Основные функции управления :
- планирование;
- организация;
- координация;
- контроль.
Организация функция управления, за которой стоит формирование структурных подразделений с их целями, планами и материально-ресурсной базой: материалами, зданиями и оборудованием, персоналом, денежными средствами и др.
Координация одна из центральных функций управления. Позволяет осуществлять взаимосвязь между подразделениями, находить выходы из конфликтных ситуаций, достигая бесперебойной и согласованной деятельности всей организации и ее звеньев. Характер связи зависит от вида координируемых процессов: люди, ресурсы, финансы или производство. В качестве методов используются совещания и симпозиумы, отчеты и теле-радио коммуникации, компьютерная связь и документация.
Контроль относится к одной из наиболее развитых функций управления. Представляет собой задачу осуществления учета, контроля и анализа результатов деятельности организации, подразделений и сотрудников в количественном и качественном отношении. Должен выступать как элемент обратной связи между отдельными функциональными составляющими и управленческими структурами. Стратегическая направленность контролирующих инстанций, служб должна всегда ориентироваться на результат, реальный и своевременный, который является итогом проделанной работы, плана, решения.
В самом простейшем виде процесс управления заключается в непрерывной работе с банками информации или в поле информативности.
Моделирование состояния объекта управления один из этапов процесса управления, цель которого: анализ информации моделирование разработка решений (планирование) организация управления по выполнению решений (планов) контроль процесса выполнения (мониторинг) и далее сначала, то есть идет процесс повторения цикла на новом качественном уровне или с иными целями и задачами (планами).
Процессы управления в теории менеджмента опираются на общенаучные методы, которые включают систему подходов: моделирование и экспериментирование, экономико-математические методы и социологические.
Теория управления разработала методы как систему правил, приемов и подходов в области управления человеческим обществом в целом, а также организации структур, в которые объединяются индивиды.
Государственной академией управления, предлагаются следующие методы:
- системно-комплексный (структурирование проблем, цели, решения, вариантные предложения и установления взаимосвязей между элементами структур). Метод применяется с привлечением достижений смежных наук, изучающих проблемы управления (системотехники и математики, психологии и социологии, и др.) на основе междисциплинарной интеграции;
- метод моделирования, как частный случай системно-комплексного подхода при решении задач повышенной сложности. В процессе работы с этим методом создается структурно-логическая модель и изучаются ее функциональные (целевые) параметры, отрабатываются формы решения проблем с учетом взаимосвязей и влияния сред.
-метод экспериментирования заключается в применении ряда моделей при работе с обучаемой группой, заключается в возможности решения многоцелевых задач; при этом попутно отрабатываются психолого-педагогические проблемы и изучаются методы управления различным контингентом участников.
К элементам организационной структуры управления относятся различные управленческие звенья, деятельность которых регламентируется отдельными положениями. В современных условиях выделяют шесть основных организационных структур управления предприятием:
- линейную;
- линейно-штабную;
- функциональную;
- дивизиональную;
- матричную;
- множественную.
Линейная это такая структура, между элементами которой существуют только одноканальные взаимодействия, каждый подчиненный имеет только одного руководителя, который выполняет все административные и другие функции в соответствующем подразделении. Используется на небольших предприятиях с несложной технологией производства.
Линейно-штабная структура предусматривает создание при линейном руководстве специальных функциональных служб (штабов), которые помогают ему решать определенные производственные задачи и формировать соответствующие управленческие решения.
Функциональная структура также предусматривает наличие штабов, но их персонал имеет не только право совещательного голоса, но и право руководства и принятия решений.
Дивизиональная структура управления строится не по функциональным признакам, а по принципу группирования производственных подразделов по виду продукции, группам потребителей, месту расположения.
Матричная структура предусматривает создание наряду с линейными руководителями и функциональным аппаратом управления временных проектных групп, которые формируются из специалистов функциональных подразделов и занимаются созданием новых видов продукции.
Множественная структура управления используется современными компаниями, которые включают ряд предприятий. В ее основе лежит объединение разных организационных структур управления.
Планирование - это процесс установления целей и выбор наиболее эффективных способов их достижения.
В практике функционирования отечественных предприятий существует система планирования, которая заключается в разработке и взаимосогласованности планов разных видов.
Стратегические планы определяют наиболее отдаленную перспективу, являются совокупностью взаимосогласованных методов и действий, которые отражают долгосрочные цели и основные направления деятельности с обоснованием ресурсного обеспечения.
Тактические планы отличаются от стратегических целью разработки, содержанием, сроками. Являются более узкими, чем стратегические, они детализируют их.
Стратегия генеральная комплексная программа действий, которая определяет приоритетные проблемы, цели и распределение ресурсов для их достижения
Усиление функции стратегического планирования и хозяйствования поддерживается в структурах управления комплексом мер: группами инноваций, программно-целевыми методами, новыми принципами управления, которые обеспечивают стратегию разработки планов в режиме централизованного управления и децентрализацию их реализации.
Аналог такой управленческой модели может быть применен для горисполкомов и местных советов, сочетающих управленческо-законодательную и исполнительную власть. Тактическое или оперативное управление должно применяться на уровне внедрения конкретных мероприятий, программ и строительства объектов.
Стратегический план совокупность обоснованных целей развития города с учетом заданных приоритетов и механизмов их достижения.
Достижение поставленных целей предусматривается через разработку долгосрочных программ развития города и их реализации, с использованием принципов управления проектированием. Мониторинг городской среды содержит систему количественных и качественных показателей, которые отражают стратегические направления городского развития города.
Прогнозирование осуществляется путем разработки и интеграции комплексных и целевых программ (проектов) в направлении, которое создается при разработке стратегических целей городского развития. Прогнозирование должно опираться на перспективный прогноз городских ресурсов.
Результатом перспективного планирования городского развития (сроком на 3-5 лет) является документ, сформированный на основе целевых муниципальных программ и содержащий:
- мероприятия по социально-экономическому развитию города, за счет муниципальных ресурсов;
- план деятельности органов местного самоуправления и других экономических субъектов, направленные на решение общегородских проблем, путем объединения ресурсов.
В рамках перспективного комплексного плана социально-экономического развития, формируется годовой комплексный план.
Финансово-экономический прогноз развития города является основой для формирования плана доходной и расходной частей городского бюджета на очередной финансовый год. А согласно годовому комплексному плану социально-экономического развития города, разрабатывается перечень мероприятий для включения их финансирования в проект городского бюджета
Классификация методов управления и стратегическое планирование