Москва в жизни и творчестве А. С. Пушкина на уроках литературы в 7-м классе


Приступая к изучению жизни и творчества А. С. Пушкина в 7-м классе, мы постарались определить возможности включения дополнительных материалов по теме «Москва в жизни и творчестве русских писателей».

Тема «Пушкин в Москве» вызывает большой интерес учащихся, так как даёт возможность перенестись в отдалённую от нас эпоху, увидеть любимого поэта в кругу его друзей на знакомых улицах Москвы, посетить памятные места Москвы, связанные с жизнью поэта.

На первом уроке могут прозвучать материалы о детстве и юности А. С. Пушкина в Москве, изложенные учителем. Короткое вступительное слово учителя даёт возможность выяснить, какую роль сыграла Москва в жизни и творчестве поэта. Здесь он родился, здесь прошли его детские годы. В Москве у Пушкина было много друзей, с которыми поэта связывали широкие литературные и общественные интересы. Здесь он познакомился со своей будущей женой Натальей Николаевной Гончаровой и обвенчался с ней в церкви Большого Вознесения. Москва не стала постоянным местом жительства Пушкина, и всё-таки поэт “блуждающей судьбы”, всю жизнь бывший “на больших дорогах”, имел свою единственную родину — и в буквальном, и в более широком смысле слова: с Москвой оказались связанными и жизнь его, и поэзия.

Если вопрос о городе, в котором родился Пушкин, никогда не вызывал сомнений и было известно место, где поселились мать и отец Александра Сергеевича в 1799 году по приезде своём в Москву — бывшая Немецкая улица в Немецкой слободе, — то вопрос о доме, в котором родился будущий поэт, оставался долгое время открытым. Лишь в 1879 году в приходской книге церкви Богоявления была обнаружена запись от 8 июня 1799 года о рождении сына Александра у майора Сергея Львовича Пушкина, проживавшего во дворе коллежского регистратора Скворцова. Так был найден дом, в котором родился Пушкин. На его месте находится здание школы, где установлена мемориальная доска, школа носит имя Пушкина, а во дворе школы — бюст юного Пушкина работы скульптора Балашовой.

Детство Пушкина прошло в районе Чистых прудов, в Немецкой слободе, в Большом Харитоньевском переулке, где семья Пушкиных снимала квартиры. Первые воспоминания детства связаны с Юсуповым садом, где часто бывал Пушкин со своей няней. Каменные палаты дворца Юсупова сохранились до наших дней. Поэт не раз будет мысленно возвращаться в те места, где прошло его детство, где он получил первые жизненные впечатления и впервые испытал радость вдохновения.

В стихотворении «В начале жизни школу помню я», написанном осенью 1830 года, наряду с “землетрясением, няней, отъездом матери в деревню” и другими событиями тех лет упоминается и Юсупов сад, который так любил маленький Пушкин.

И часто я украдкой убегал

В великолепный мрак чужого сада,

Под свод искусственный порфирных скал...

Всё наводило сладкий некий страх

Мне на сердце; и слёзы вдохновенья

При виде их рождались на глазах.

Покинув Москву в 1811 году, Пушкин расстался с нею на долгие пятнадцать лет: это было время учения в Лицее, жизни в Петербурге, ссылки на юг, а затем в Михайловское. Детскими годами заканчивается постоянная жизнь Пушкина в Москве. В дальнейшем можно будет говорить только о приездах поэта в наш город и кратковременном его проживании в нём. Известно, что, начиная с 1826 года, Пушкин шестнадцать раз приезжал в Москву. Эти приезды были различны и по продолжительности, и по значению и месту их в жизни поэта. На карте Москвы можно и сейчас найти многие дома, где Пушкин жил во время этих приездов.

Далее следует остановиться на причинах возвращения Пушкина в Москву. Он, по приказу Николая I, выехал из Михайловского, где отбывал ссылку, и приехал в Москву 8 сентября 1826 года. Сразу же по приезде в Москву поэт оказался в желанной для него атмосфере дружеского общения, светских забот, развлечений и напряжённого творческого труда. Поэт привёз в Москву своё новое произведение — драму «Борис Годунов», которую впервые прочёл перед своими друзьями в доме своего друга С. А. Соболевского, а потом дважды — 10 сентября и 12 октября — в доме своего дальнего родственника и начинающего поэта Д. В. Веневитинова. О том, какое сильное впечатление произвело это чтение на друзей Пушкина, свидетельствует воспоминание историка и литератора М. П. Погодина: “Октября 1, поутру, спозаранку мы собрались все к Веневитинову и с трепещущим сердцем ожидали Пушкина... Какое действие произвело на всех нас это чтение, передать невозможно...” Эти чтения доставили поэту истинное удовлетворение, “одобрения людей избранных” были ему достойной наградой.

История «Бориса Годунова» имела в Москве своеобразное продолжение: первые экземпляры только что вышедшего (январь, 1831) произведения Пушкин препроводил своему московскому другу П. Я. Чаадаеву с надписью: “Вот, мой друг, то из моих произведений, которое я люблю больше всего. Вы прочтёте его, так как оно написано мною, и скажете мне своё мнение о нём”.

При изучении творчества А. С. Пушкина в 7-м классе мы обращаемся к теме «Москва в творчестве Пушкина» в драме «Борис Годунов». Предложенный в учебнике отрывок из драмы «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» даёт возможность обратиться к конкретному историческому материалу, отражённому в драме «Борис Годунов», и обратить внимание на особенности пушкинской трагедии: она охватывает большой период времени — семь лет, в ней отражаются многие исторические события, действие переносится из Москвы за границу, в Польшу, на поля сражений, опять в Москву. В Москве разворачиваются все ключевые сцены трагедии. Уже первая сцена — «Кремлёвские палаты» — вводит нас в обстановку Москвы XVI века, воссоздаёт колорит эпохи.

Наряжены мы вместе город ведать,

Но, кажется, нам не за кем смотреть:

Москва пуста; вослед за патриархом

К монастырю пошёл и весь народ.

Во второй сцене — «Красная площадь», в третьей сцене — «Девичье поле. Новодевичий монастырь». Затем действие переносится в Чудов монастырь, в дом Шуйского, в царские палаты Кремля, в Царскую думу, на площадь перед собором в Москве, на Лобное место. Всё овеяно стариной, всё хранит память о сложнейшей обстановке, острой политической борьбе на рубеже XVI–XVII столетий. Перенестись в то далёкое от нас время поможет небольшой экскурс в прошлое Москвы. Что же представляла собой Москва во времена царствования Бориса Годунова?

К началу XVI века строительство стен и башен Кремля было в основном завершено. В 1584–1591 годах под руководством мастера Фёдора Савельева были возведены мощные стены Белого города, которые огибали дугой Кремль и Китай-город. С размахом велось и строительство церквей. Среди храмов, воздвигнутых в конце XVI века, — Успенский собор Троице-Сергиева монастыря, каменные соборы в Донском и Пафнутьево-Боровском монастырях, церковь Николы Явленного на Арбате...

Московский Кремль к концу XVI века приобретает вид, близкий к современному. Суровый и неприступный, защищённый со всех сторон водными преградами, за высокими стенами которого возвышались терема и соборы, колокольни и звонницы, Кремль был как бы Капитолием Москвы.

Центр кремлёвского ансамбля составляет Соборная площадь. На её северной стороне расположен величественный Успенский собор, бывший главным на Руси и сыгравший значительную роль в отечественной истории. В нём оглашались государственные акты, удельные князья приносили присягу верности Москве, позже венчались на царство русские князья и цари. На бровке Кремлёвского холма расположен белоснежный Архангельский собор — усыпальница московских князей и русских царей. Ансамбль дополняется Благовещенским собором, построенным в 1489 году псковскими мастерами. Он служил домовой церковью московским князьям, а позже — царям. В иконостасе сохранились работы знаменитых художников средневековой Руси: Феофана Грека, Прохора с Городца и Андрея Рублёва. Древнейшей гражданской постройкой Москвы является и Грановитая палата. В ней проходили в старину торжественные церемонии приёма иностранных посольств, заседали земские соборы. Иван Грозный праздновал здесь присоединение Казани к Русскому государству, а Пётр I — победу русских войск над Карлом XII под Полтавой. В архитектурный ансамбль Соборной площади входит и церковь Ризположения, возведённая в 1484–1485 годах.

Главенствующее же место в архитектурном ансамбле Кремля занимает колокольня, прозванная Иваном Великим. Наиболее впечатляющее сооружение старой Москвы было возведено в 1505–1508 годах и надстроено почти столетие спустя по указанию царя Бориса Годунова. Более двухсот лет «Иван Великий» был самым высоким в Москве, по особому государеву указу запрещалось строить здания выше его.

С именем Бориса Годунова связано также строительство многих монастырей Москвы, например, Донского, который прикрывал подступы к Москве с юго-востока, юго-запада и юга. В эту систему монастырей-крепостей входили Новоспасский, Симонов, Данилов и Новодевичий монастыри, выполнявшие функции передовых фортов.

Рассказ о древней Москве мы завершаем теми историческими событиями, которые были положены в основу трагедии «Борис Годунов». Последние годы правления Бориса Годунова были омрачены голодом, охватившим страну, и “смутами”, вспыхнувшими на южных окраинах государства. Положение усугублялось тем, что в соседней Литве объявился самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия — последнего сына Ивана Грозного, якобы “чудесно спасшегося” в Угличе от убийц, подосланных Борисом Годуновым. На самом деле царевич, страдавший “падучей болезнью”, трагически погиб при невыясненных обстоятельствах ещё в 1591 году. Выдавал же себя за царевича беглый монах московского Чудова монастыря Григорий Отрепьев, вошедший в историю как Лжедмитрий I. Пользуясь поддержкой польско-литовских магнатов, он в 1604 году с отрядом авантюристов начал “поход на Москву”. Внезапная смерть Бориса Годунова в 1605 году и последовавший за ней династический кризис позволили самозванцу захватить столицу. Однако меньше чем через год он был убит в результате боярского заговора, поддержанного восставшими москвичами.

Затем мы читаем сцену «Ночь. Келья в Чудовом монастыре». Переходя к ней, мы отмечаем приём контраста, которым Пушкин пользуется в трагедии постоянно. Только что была сцена царского торжественного выхода в Кремлёвских палатах. Богатые боярские одежды, величественная фигура царя, патриаршая мантия Иова, на сцене много людей, много света и блеска. А здесь — тёмная и бедная келья инока, озарённая светом лампады, Пимен в строгой рясе монаха, спящий Григорий. Усилить впечатление от прочитанной сцены помогает иллюстрация «В келье Пимена», созданная художником С. Галактионовым в 1827 году. Она прекрасно передаёт величие духа летописца, значительность совершаемого им под сводами кельи.

В заключение урока предлагаем учащимся определить значение образа Пимена в идейно-композиционном отношении. Его рассказ даёт мысль Григорию о возможности предпринять смелую авантюру; его осуждение Бориса подготовляет суд народа над царём; народный приговор прозвучит уже не в келье, а всенародно на площади перед собором — устами юродивого: “Нельзя молиться за царя-ирода”. В разбираемой сцене намечается завязка трагедии: Пимен рассказывает об убийстве царевича Дмитрия в Угличе, и у Григория возникает мысль объявить себя царевичем Димитрием.

Учащимся предлагается следующее задание: подготовить инсценированное чтение сцены в Чудовом монастыре, подумать над вопросом: “Как проявились характеры Пимена и Григория в этой сцене?”, прочитать сцену «Кремлёвские палаты», написать сочинение «Каким я представляю Пимена в Чудовом монастыре».