Структурная схема проектируемой компьютерной сети, для автоматизации предприятия путем внедрения технологии CtP и системы NetWorkFlow i2i System от Horizon

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики информация выступает как один из важнейших товаров. Новейшие достижения в области микроэлектроники привели к новым концепциям в организации информационных служб. Успех коммерческой и предпринимательской деятельности связан с муниципальными, банковскими, биржевыми информационными системами, информатизацией оптовой и розничной торговли, торговых домов, служб управления трудом и занятостью, созданием банка данных рынка товаров и услуг, развитием центров справочной и аналитико-прогнозной информации, электронной почты, электронного обмена данными и др. Как правило, работа этих систем базируется на компьютерных сетях различной архитектуры или их объединениях, получивших название корпоративных сетей.

Любая компьютерная система, состоящая из нескольких компьютеров, наверняка перерастет в более сложную систему, которая потребует высокоскоростного обмена данными между компьютерами с сервисными возможностями. Такой обмен не может быть организован при помощи стандартных простых средств операционных систем (ОС) и прикладных программ, а требует организации принципиально новой информационной структуры - сети.

Задание состоит в проектировании компьютерной сети как основы комплекса технических средств информационной системы на предприятии, занимающейся полиграфией.

В данной дипломной работе необходимо разработать структурную схему проектируемой компьютерной сети, на основе которой будем автоматизировать предприятие путем внедрения технологии CtP и системы NetWorkFlow i2i System от Horizon. Таким образом, на основе исходных данных об автоматизируемых функциях и основных требований к комплексу технических средств мы спроектируем компьютерную сеть для информационной системы в нашей предметной области. Далее будет проведён расчёт экономической эффективности от внедрения сети.

Обоснование потребности проектирования компьютерной сети.

Компьютерная сеть - набор аппаратных средств и алгоритмов, которые обеспечивают соединение компьютеров и других периферийных устройств (принтеров, дисковых контроллеров и т.п.), расположенных на сравнительно небольшой территории (одного предприятия, офиса, одной комнаты), и позволяющих совместно использовать информационные ресурсы, периферийные устройства, обмениваться данными.

Естественно, основные задачи фирмы, занимающейся дизайном и рекламой, могут решаться и без сети. В этом случае:

  1. Перенос информации с одного компьютера на другой осуществляется при помощи съемных носителей информации.
  2. Доступ к глобальной сети может производиться только с одного компьютера, имеющего модем.
  3. Взаимодействие между сотрудниками предприятия осуществляется только в форме личного контакта.
  4. В организации имеется несколько периферийных устройств, однако ими оборудованы не все компьютеры. Чтобы воспользоваться периферийным устройством, нужно применить съемный носителей информации и освободить на некоторое время компьютер, к которому подключено данное устройство.

Отсутствие сети на предприятии сделает невозможным ее эффективное функционирование, и кроме того повлечёт за собой многочисленные затраты:

  • Во-первых, в отсутствие сети невозможно быстро обмениваться данными между различными отделами, а также между различными ПК в пределах одного здания. Этот недостаток вызовет затраты времени на перенос информации с одного компьютера на другой.
  • Во-вторых, без сети невозможно будет быстро связаться с организациями, взаимодействующими с предприятием. Это также значительно снизит эффективность работы организации.
  • В-третьих, отсутствие сети в фирме повлечёт за собой значительные затраты на приобретение различных устройств для каждого компьютера и дорогостоящего программного обеспечения.
  • В-четвёртых, без сети невозможно эффективно осуществлять доступ к глобальным ресурсам всемирной сети Internet и использовать средства электронной почты (E-mail), которые значительно повысят эффективность работы организации.

Задачи, которые позволяет выполнять компьютерная сеть:

совместная работа с документами;

упрощение документооборота: вы получаете возможность просматривать, корректировать и комментировать документы, не покидая своего рабочего места, не организовывая собраний и совещаний, отнимающих много времени;

сохранение и архивирование своей работы на сервере, чтобы не использовать ценное пространство на жестком диске ПК;

простой доступ к приложениям на сервере;

облегчение совместного использования в организациях дорогостоящих ресурсов, таких как принтеры, жесткие диски и приложения (например, текстовые процессоры или программное обеспечение баз данных).

Исходя из всех многочисленных возможностей, которые открывает пользователям сеть, а также особенностей информации, используемой в работе предприятия, можно выявить потребности проектирования компьютерной сети в данной организации.

Итак, проектирование сети для предприятия обусловлено следующими причинами:

  1. В рамках работы данного предприятия необходимо оптимизировать технологический процесс про средствам увеличения количества рабочих станций по всем отделам предприятия. Естественно, что такой большой массив компьютеров необходимо объединить в сеть.
  2. Для наиболее эффективного функционирования организации в ее работе необходимо участие внешних по отношению к предприятию служб: телексная (телетайпная) связь, почтовая корреспонденция, электронные доски объявлений, а также выход в региональные (глобальные) сети и использование их услуг. Взаимодействие со всеми этими службами позволяет организовать компьютерная сеть.
  3. Сеть в данной организации поможет избежать многочисленных затрат (времени, денежных ресурсов, информации), проявляющихся в отсутствие сети.
  4. На основе компьютерной сети будет производиться автоматизация производства путем внедрения технологии CtP и системы NetWorkFlow i2i System.


РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ПРОИЗВОДСТВЕ

Современные информационные системы продолжают возникшую в конце 70-х гг. тенденцию распределенной обработки данных. Начальным этапом развития таких систем явились многомашинные ассоциации – совокупность вычислительных машин различной производительности, объединенных в систему с помощью каналов связи. Высшей стадией систем распределенной обработки данных являются компьютерные сети различных уровней – от локальных до глобальных. В данном разделе будет рассмотрено понятие ИТ, компьютерные сети, программное обеспечение и их роль в производстве

1.1. Понятие информационных технологий

Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а не что иное, как процессы [1]. Под процессом следует понимать определённую совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализовываться с помощью совокупности различных средств и методов. Под технологией материального производства понимают процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала. Технология изменяет качество или первоначальное состояние материи в целях получения материального продукта. Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др., а значит, процесса её переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию. Тогда справедливо следующее определение. Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Цель технологии материального производства - выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы.

Цель ИТ - производство информации для её анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого - либо действия. Известно, что, применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресурсу, можно получить разные изделия, продукты. То же самое будет справедливо и для технологии переработки информации.

Современное производство требует высоких скоростей обработки информации, удобных форм ее хранения и передачи. Необходимо также иметь динамичные способы обращения к информации, способы поиска данных в заданные временные интервалы; реализовывать сложную математическую и логическую обработку данных. Управление крупными предприятиями, управление экономикой на уровне страны требуют участия в этом процессе достаточно крупных коллективов. Такие коллективы могут располагаться в различных районах города, в различных регионах страны и даже в различных странах. Для решения задач управления, обеспечивающих реализацию экономической стратегии, становятся важными и актуальными скорость и удобство обмена информацией, а также возможность тесного взаимодействия всех участвующих в процессе выработки управленческих решений. С появлением ЭВМ эта задача стала решена в виде компьютерной сети и программного обеспечение, обеспечивающие обмен информации.

1.2. Компьютерные сети

Компьютерные сети отнюдь не являются единственным видом сетей, созданным человеческой цивилизацией. Даже водопроводы Древнего Рима можно рассматривать как один из наиболее древних примеров сетей, покрывающих большие территории и обслуживающих многочисленных клиентов. Другой, менее экзотический пример – электрические сети. В них легко можно найти все компоненты любой территориальной сети: источники ресурсов – электростанции, магистрали – высоковольтные линии электропередач, сеть доступа - трансформаторные подстанции, клиентское оборудование – осветительные и бытовые электроприборы.

Установка сетей и сетевых компьютерных систем – это только два примера ориентированных на завтрашний день методов работы и концепций в области допечатных процессов. Функционирование систем и сетей и их применение обеспечивают сегодня эффективность как производственных, так и экономических показателей. Поэтому сетевым технологиям отводится все больше внимания, в том числе и в полиграфической промышленности. Прежде всего представляется все более насущной задача объединения в сеть всех участков допечатной стадии (а для создания "сетевой полиграфии" объединение в сеть всех подразделений типографии).

Компьютерные сети, называемые также вычислительными сетями, или сетями передачи данных, являются логическим результатом эволюции двух важнейших научно-технических отраслей современной цивилизации – компьютерных и телекоммуникационных технологий. С одной стороны, сети представляют собой частный случай распределенных вычислительных систем, в которых группа компьютеров согласованно выполняет набор взаимосвязанных задач, обмениваясь данными в автоматическом режиме. С другой стороны, компьютерные сети могут рассматриваться как средство передачи информации на большие расстояния, для чего в них применяются методы кодирования и мультиплексирования данных, получившие развитие в различных телекоммуникационных системах.

Компьютерная (вычислительная) сеть – совокупность компьютеров и терминалов, соединённых с помощью каналов связи в единую систему, удовлетворяющую требованиям распределённой обработки данных [2]. Основное назначение любой компьютерной сети – предоставление информационных и вычислительных ресурсов подключенным к ней пользователям. Компьютерные сети являются высшей формой многомашинных ассоциаций. Выделим основные отличия компьютерной сети от многомашинного вычислительного комплекса.

Первое отличие – размерность. В состав многомашинного вычислительного комплекса входят обычно две, максимум три ЭВМ, расположенные преимущественно в одном помещении. Вычислительная сеть может состоять из десятков и даже сотен ЭВМ, расположенных на расстоянии друг от друга от нескольких метров до десятков, сотен и даже тысяч километров.

Второе отличие – разделение функций между ЭВМ. Если в многомашинном вычислительном комплексе функции обработки данных, передачи данных и управления системой могут быть реализованы в одной ЭВМ, то в вычислительных сетях эти функции распределены между различными ЭВМ.

Третье отличие – необходимость решения в сети задачи маршрутизации сообщений. Сообщение от одной ЭВМ к другой в сети может быть передано по различным маршрутам в зависимости от состояния каналов связи, соединяющих ЭВМ друг с другом.

Объединение в один комплекс средств вычислительной техники, аппаратуры связи и каналов передачи данных предъявляет специфические требования со стороны каждого элемента многомашинной ассоциации, а также требует формирования специальной терминологии.

Абоненты сети – объекты, генерирующие или потребляющие информацию в сети. Ими могут быть отдельные ЭВМ, комплексы ЭВМ, терминалы, промышленные роботы, станки с числовым программным управлением и т.д. Любой абонент сети подключается к станции. Станция – это аппаратура, которая выполняет функции, связанные с передачей и приёмом информации. Совокупность абонента и станции принято называть абонентской системой

Для организации взаимодействия абонентов необходима физическая передающая среда. На базе физической передающей среды строится коммуникационная сеть, которая обеспечивает передачу информации между абонентскими системами. Такой подход позволяет рассматривать любую компьютерную сеть как совокупность абонентских систем и коммуникационной сети.

В зависимости от территориального расположения абонентских систем вычислительные сети можно разделить на три основных класса:

- глобальные сети (WAN – Wide Area Network);

- региональные сети (MAN – Metropolitan Area Network);

- локальные сети (LAN – Local Area Network).

Глобальная вычислительная сеть объединяет абонентов, расположенных в различных странах, на различных континентах. Взаимодействие между абонентами такой сети может осуществляться на базе телефонных линий связи, радиосвязи и систем спутниковой связи. Глобальные вычислительные сети позволят решить проблему объединения информационных ресурсов всего человечества и организации доступа к этим ресурсам.

Региональная вычислительная сеть связывает абонентов, расположенных на значительном расстоянии друг от друга. Она может включать абонентов внутри большого города, экономического региона, отдельной страны. Обычно расстояние между абонентами региональной вычислительной сети составляет десятки – сотни километров.

Локальная вычислительная сеть объединяет абонентов, расположенных в пределах небольшой территории. В настоящее время не существует четких ограничений на территориальный разброс абонентов локальной вычислительной сети. Обычно такая сеть привязана к конкретному месту. К классу локальных вычислительных сетей относятся сети отдельных предприятий, фирм, банков, офисов и т.д. Протяженность такой сети можно ограничить пределами 2 - 2,5 км.

Объединение глобальных, региональных и локальных вычислительных сетей позволяет создавать многосетевые иерархии. Они обеспечивают мощные, экономически целесообразные средства обработки огромных информационных массивов и доступ к неограниченным информационным ресурсам. Локальные вычислительные сети могут входить как компоненты в состав региональной сети, региональные сети – объединяться в составе глобальной сети и, наконец, глобальные сети могут также образовывать сложные структуры.

А вот потребность в соединении компьютеров, находящихся на большом расстоянии друг от друга, к этому времени вполне назрела. Началось все с решения более простой задачи — доступа к компьютеру с терминалов, удаленных от него на многие сотни, а то и тысячи километров. Терминалы соединялись с компьютерами через телефонные сети с помощью модемов. Такие сети позволяли многочисленным пользователям получать удаленный доступ к разделяемым ресурсам нескольких мощных компьютеров класса суперЭВМ. Затем появились системы, в которых наряду с удаленными соединениями типа терминал-компьютер были реализованы и удаленные связи типа компьютер-компьютер. Компьютеры получили возможность обмениваться данными в автоматическом режиме, что, собственно, и является базовым механизмом любой вычислительной сети. На основе этого механизма в первых сетях были реализованы службы обмена файлами, синхронизации баз данных, электронной почты и другие, ставшие теперь традиционными сетевые службы.

Таким образом, хронологически первыми появились глобальные сети (Wide Area Networks, WAN), то есть сети, объединяющие территориально рассредоточенные компьютеры, возможно находящиеся в различных городах и странах. Именно при построении глобальных сетей были впервые предложены и отработаны многие основные идеи и концепции современных вычислительных сетей. Такие, например, как многоуровневое построение коммуникационных протоколов, технология коммутации пакетов, маршрутизация пакетов в составных сетях.

Глобальные компьютерные сети очень многое унаследовали от других, гораздо более старых и распространенных глобальных сетей — телефонных. Главным результатом создания первых глобальных компьютерных сетей был отказ от принципа коммутации каналов, на протяжении многих десятков лет успешно использовавшегося в телефонных сетях [3].

Выделяемый на все время сеанса связи составной канал с постоянной скоростью не мог эффективно использоваться пульсирующим трафиком компьютерных данных, у которого периоды интенсивного обмена чередуются с продолжительными паузами. Натурные эксперименты и математическое моделирование показали, что пульсирующий и в значительной степени не чувствительный к задержкам компьютерный трафик гораздо эффективней передается сетями, использующими принцип коммутации пакетов, когда данные разделяются на небольшие порции — пакеты, — которые самостоятельно перемещаются по сети за счет встраивания адреса конечного узла в заголовок пакета.

1.3. Программное обеспечение компьютерных сетей.

Сегодня подготовка макетов к печати поражает своей скоростью, кроме того, она достаточно проста. Но, тем не менее, простота это кажущаяся, и только профессионал может учесть все факторы, влияющие на работу, и решить проблемы в комплексе и достаточно быстро. Никогда не стоит забывать о том, что компьютерные технологии не всемогущи и не столь совершенны, как может показаться. Центром любой деятельности, в том числе и с помощью компьютера, по-прежнему остается человек, а человеческий фактор – это основной параметр, непременно учитывая который можно что-то хорошо выполнить.

Программные средства – это всего лишь инструмент, который необходимо освоить для подготовки макетов. Необходимо также знать принципы образования изображений. Самое же главное – это доскональное знание теории цвета и цветовоспроизведения, теории копирования (репродуцировния) и собственно используемой технологии.

Для успешного использования программных инструментов необходимы базовые знания по работе каждой из используемых программ. Для допечатной подготовки существует ряд программ, которые позволяют выполнить весь комплекс работ, а именно: программы для обработки полутоновых изображений (как правило, фотографий), программы для обработки векторных изображений (логотипы и тому подобная информация), программы для верстки изображения (совмещение текста и графики), дополнительные программы для проверки в процессе работы.

1.3.1. Программы для обработки растровых изображений. Такие программы основаны на использовании поэлементного представления изображений. Они позволяют обрабатывать фотографические изображения, служат дизайнерским целям (создание коллажей, любых художественных работ) и выполняют цветокоррекцию изображений.

Самой популярной и, наверное, наиболее профессиональной программой такого рода давно уже стал пакет Adobe Photoshop. Вообще de facto программы фирмы Adobe уже давно стали стандартом в области допечатной обработки изображений.

Поэлементная структура подразумевает, что все изображение разбито на маленькие квадратики, которые являются отдельными объектами. Это позволяет воспроизводить мельчайшие изменения цвета и структуры, поэтому такая графика и способна передать фотографические изображения.

Для растровых изображений существуют параметры, которые изначально нужно задавать в зависимости от характера выполняемой работы. Такими параметрами являются цветовая модель в совокупности с профайлом цветовоспроизводящего устройства и разрешение.

Понятие цветовой модели заключается в том, что та или иная цветовая модель характеризуется глубиной цвета для элементов изображения и числом цветовых каналов.

Глубина цвета характеризует количество информации, приходящейся на один элемент. Число битов информации, используемых для описания цвета, зависит от цветовой модели изображения.

В основном при обработке изображений используются две основные модели – RGB и СMYK, имеющие три и четыре канала соответственно. Обычно на каждый канал приходится 8 бит информации, поэтому изображения в RGB являются 24-битными, а CMYK — 32-битные, т.е. размер CMYK-файлов на 33% больше, чем размер файлов в модели RGB.

Это касается цветных иллюстраций, для черно-белых же используется один канал. Черно-белые изображения могут быть штриховыми и полутоновыми. В первом случае используется один бит на канал (черное или белое), во втором – в осемь бит (шкала серого). Поэтому однобитные изображения именуются как Bitmap, а восьмибитные – Grayscale.

Разрешение также влияет на размер файла. Оно определяет размер элементов, а главное – их количество на единицу длины. Например, разрешение 300 ppi (pixels per inch) означает, что на отрезке в один дюйм расположено 300 элементов.

Основное требование к растровым изображениям заключается в том, что значение их так называемого выходного разрешения должно быть в полтора-два раза больше, чем значение линиатуры напечатанного изображения [4]. Это связано, прежде всего, с принципом перевода изображения из поэлементной структуры в растровую, где растровая точка образуется из нескольких элементов. К примеру, наиболее часто используемое разрешение изображения в 300 элементов/дюйм соответствует линиатуре 150 линий/дюйм. Если использовать меньшее разрешение, т.е. отличающееся от соотношения 2:1, то при растрировании можно получить дефект в виде пилообразного контура. Таким образом, золотой серединой является соотношение 2:1

В упомянутых разрешениях и кроется, кстати, нежелательность использования изображений из Интернета, которые редко бывают с разрешением большим 72 ppi. Когда мы увеличим разрешение такого изображения, например, до 300 ppi, мы ничего хорошего не получим. Картинка будет размазанной. Для решения этой проблемы в программе Photoshop существуют специальные фильтры (об этом ниже).

Помимо того что программа Photoshop решает множество чисто технических задач в допечатной подготовке, она обладает значительным количеством инструментов для разработки дизайна. Однако для решения сугубо дизайнерских задач возможностей этой программы порой бывает недостаточно, даже если использовать многочисленные дополнительные фильтры (plug-in).

Для разработки дизайна можно использовать программы так называемой «фрактальной» графики, где изображение представлено не элементами, а «фракталами» — участками изображения, имитирующими, например, мазок кисти. Такой принцип дает гораздо большие возможности для имитации живописи и других художественных работ. Пример такой программы — Painter.

Также можно использовать более удобную в «рисовальном» плане, чем Photoshop, программу Corel Photo Paint.

1.3.2. Программы для обработки векторных изображений. Программы данного типа наиболее широко используются в допечатной подготовке, особенно во флексографии. В первую очередь, такие программы находят применение на этапе дизайна, где требуется создать логотип, выполнить совмещение текста и различной графики.

На сегодня наиболее популярны Adobe Illustrator, Corel Draw и Macromedia FreeHand. Каждая программа обладает своими специфическими особенностями: достоинствами и недостатками.

Особенностью макетов для флексографии является то, что здесь верстка может производиться не в специализированных программах (Quark Xpress, Adobe PageMaker или InDesign), а прямо в пакетах векторной графики. Ведь в данном случае верстка подразумевает не совмещение текста и графики (как в издании), а размещение макетов по печатному полю. Верстка в специализированных программах, напротив, может создать проблемы.

Считается, что наиболее популярным является пакет Corel Draw. Но это не совсем верно. Здесь играет роль человеческий фактор. К примеру, всем известное «противостояние» Москвы и Петербурга. Да, Corel (просторечное название этой программы по названию фирмы-разработчика) популярен, но в петербургской среде, в Москве же больше используют Adobe Illustrator.

Программа Corel Draw является весьма простой для освоения, и, как говорится в ее рекламе, «интуитивно понятной». В этом кроется ее всеобщая популярность — программа осваивается буквально за день. В ней довольно просто создавать сложные изображения, и, с точки зрения дизайна, эта программа дает сто очков вперед любой другой. Да, на первый взгляд это действительно так, но если профессионально освоить Adobe Illustrator и Macromedia FreeHand, то программе можно сказать «прощай» за ненадобностью. И все же негативно относиться к Corel не стоит, т.к. при профессиональном подходе нет ничего проще, чем начать делать макет в Corel, продолжить в Illustrator, а закончить во FreeHand.

Многие используют Corel для того, чтобы сгенерировать различного рода штрих-коды. Противники Corel заявляют, что генерация часто проходит некорректно и большинство штрих-кодов не читается. Однако генерация происходит абсолютно корректно, а некорректными могут оказаться последующие действия: во-первых, часто штрих-код не читается из-за того, что неправильно импортирован в другую программу, во-вторых, нельзя масштабировать уже сгенерированный штрих-код, даже пропорционально, очень велика вероятность того, что соотношение штрихов поменяется и возникнут проблемы.

Самым главным недостатком Corel является нестабильность работы. Другой недостаток — наличие искажений уже при самом рисовании. К примеру, на каком-нибудь остром угле может появиться длинное продолжение этого угла, которого на самом деле нет. Если распечатать такое изображение на принтере при помощи Win-GDI-драйвера, то данный дефект тоже будет напечатан, а при записи PS-файла этого длинного продолжения не будет. А если, к примеру, упомянутая распечатка утверждена заказчиком или дизайнер воспринимает этот объект как элемент своего творчества, то при готовом тираже могут возникнуть проблемы.

Поэтому использование данной программы должно ограничиваться лишь этапом дизайна, а для окончательного формирования макета лучше обратиться к Illustrator или FreeHand.

Программа Adobe Illustrator сделана действительно для профессионалов. И в этом есть достоинства и недостатки. Основное достоинство – развитая Система управления цветовоспроизведением и другие системы, которые позволяют достоверно видеть, каким получится напечатанный макет (программа, к примеру, показывает, каким будет конечный цвет при наложении объектов, печатаемых разными красками — overprint preview). Программа обладает массой возможностей, но эти возможности требуют длительного изучения. Основной недостаток программы — ее сложность, но раз освоив эту программу, можно позабыть о многих проблемах.

Среди других недостатков — большая ресурсоемкость. Программа работает сравнительно медленно, даже если стоит самая мощная графическая станция. Поддержка только одной страницы документа тоже не говорит в пользу этой программы, но это, в общем, не является таким уж серьезным препятствием в создании макетов, потому что многостраничность векторных программ это скорее удовлетворение прихоти пользователей, чем реальное требование. К тому же всегда можно воспользоваться программой для верстки Adobe InDesign, которая интегрирована с Illustrator.

Самой продуктивной программой, является Macromedia FreeHand. Любые операции эта программа проводит с поражающей быстротой, в отличие от Corel Draw не дает искажений. Случаются, конечно, сбои, но это скорее исключение, чем правило. Программа обладает всем необходимым для быстрого создания макета.

Несмотря на то, что программа изначально была ориентирована на создание интернет-публикаций, для полиграфии она, что называется, «подходит на все 100%». Удобство использования связано, прежде всего, с продуманной идеологией работы с «цветом». В данном контексте слово «цвет» неслучайно взято в кавычки – FreeHand не может оперировать собственно цветовыми координатами, но лишь компонентами той или иной цветовой модели (RGB- or CMYK-combinations). Здесь очень удобно сортировать «цвета» и избавляться от ненужных. Среди множества объектов с различными «цветами» можно быстро выбрать нужные и «перекрасить» любой из них. Легко обходятся «подводные камни», связанные с появлением компонентов нерабочей цветовой модели (частое явление при конверсии макета из другой программы).

Правда, за такие удобства приходится платить и некоторыми недостатками. Самые существенные из них следующие: плохая Система управления цветовоспроизведением, невозможность прикрепления профайла устройства к рабочему файлу (и, соответственно, невозможность конверсии из охвата в охват), а также невозможность использования растровой графики с «пустыми», незакрашиваемыми, участками. Такие файлы приходится помещать в специальные маски, чтобы через такие «пустые» места «проглядывала» остальная графика.

Колоссальным недостатком Adobe Illustrator и Macromedia FreeHand является «неумение» этих программ работать собственно с цветом, то есть с цветовыми координатами объектов изображений. Ведь порой до последнего момента остается неясным, каким способом будет тиражировано данное изображение и какой профайл печатного оборудования следует выбрать при финальной подготовке макета.

В общем, каждая из перечисленных программ по-своему вносит удобства в работу. Налаженный механизм конверсии из одной программы в другую способствует разработке макета без каких-либо существенных искажений.

1.3.3. Дополнительные программные средства. Помимо перечисленных программ есть несколько таких, которые делают работу производительнее и эффективнее.

В первую очередь, это Adobe Type Manager, которая позволяет наладить работу шрифтов. Здесь можно подключать новые шрифты, сортировать их и выбирать, какие нужны сейчас для использования, а какие нет.

Есть несколько способов систематизации шрифтов. Шрифты необходимо разделить на группы по их начертанию. Это шрифты с прямоугольными засечками (брусковые), с обычными засечками, без засечек и декоративные. Попутно можно составить каталог шрифтов, который будет представлять собой распечатку всех групп шрифтов, установленных на данной машине.

Во флексографии не имеет значения, к какому типу принадлежит шрифт: True Type или Type1. Перед записью PS-файла все тексты следует перевести «в кривые» (outlines), т.к. обычно используется небольшое количество текстовой информации.

Для использования таких оригиналов, как различные библиотеки изображений, понадобится программа, которая позволит быстро просмотреть необходимые фотографии. Для этого подходит программа ACDSee. К сожалению, программа плохо отображает цветовой состав изображения и вносит существенные искажения, когда изображения представлены в цветовой модели CMYK, но для адекватного представления существует Photoshop.

В данном разделе было рассмотрено понятие ИТ. Целью информационной технологии является производство информации для её анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого – либо действия. Также было рассмотрено значение компьютерных сетей в производстве. Функционирование сетей и их применение обеспечивают сегодня эффективность как производственных, так и экономических показателей. Программные средства – это всего лишь инструмент. Для успешного использования программных инструментов необходимы базовые знания по работе каждой из используемых программ.

РАЗДЕЛ 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ЧПКФ «ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОЛИГРАФПЛЮС»

Любое современное предприятие пытается идти в «ногу со временем» и использовать в своей деятельности передовые технологии и передовую технику. Для этого необходимы и современные кадры, владеющие передовыми достижениями науки и техники. Не является исключением и предприятие ЧПКФ «Издательство «ПолиграфПлюс».

В данном разделе будет рассмотрено структура предприятия, которая состоит их трех этапов: допечатные процессы, печатные процессы и послепечатные процессы. Так же будет рассмотрено полиграфическое оборудование, используемое на предприятии.

ЧПКФ «Издательство «ПолиграфПлюс» занимается изготовлением печатной продукции такой как книги и брошюры, листовки и буклеты, календари, визитки, плакаты, этикетки, самоклеющиеся этикетки, бланки, наклейки, папки, журналы, а также выпуск журналов и газет и др.

Любое предприятие характеризуется протекающими в нем процессами. Полиграфические процессы это регламентированная последовательность технологических операций, проводимых с использованием технических средств изготовления печатной продукции и направленных на производство полиграфических изданий [4].

Полиграфические процессы делятся на следующие этапы:

- Допечатная подготовка;

- Печатные процессы;

- Послепечатные процессы.

В приложении А показан план здания с сегментацией полиграфических процессов.

2.1. Допечатная подготовка

Допечатная подготовка охватывает этапы работ, начиная от идеи оформления, подготовки текстовой информации, изобразительных оригиналов и графики и заканчивая изготовлением готовых печатных форм, которые используются для печати тиража.

Информационное содержание и профессиональное графическое оформление печатной продукции одновременно являются основой и для публикаций в области электронных средств информации, например, домашних страниц в Интернете или на других информационных носителях. Поэтому кроме понятия "допечатные процессы" появилось понятие о домедийной подготовке – premedio. Этим термином обозначают цифровую подготовку текста и изображения, пригодных для вывода на любой конечный носитель информации. Как представлено на рис. 2.1, собственно допечатным процессам может предшествовать подготовительный этап домедийной подготовки.

Рисунок 2.1 – Полиграфические процессы предприятия

В допечатных процессах произошли значительные изменения, связанные с переходом от традиционных к цифровым технологиям. Тем не менее, в течение пока непродолжительной переходной стадии фотоформа как носитель информации используется еще многими предприятиями. Не исключение и ПФКФ «Издательство «ПолиграфПлюс».

2.1.1. Традиционные допечатные процессы. Традиционные допечатные процессы разделяются на такие процессы:

- Наборные процессы;

- Монтаж;

- Изготовление печатных форм и контроль качества.

Наборные процессы. Исходной информацией для набора является авторская рукопись. Однозначность и отсутствие ошибок в тексте являются более важными, чем формальные и эстетические моменты его оформления. Необходимую корректуру лучше всего проводить при подготовке рукописи. В целях унификации корректура должна осуществляться в соответствии с инструкциями, ее регламентирующими (например, в соответствии с DIN 16511 или ISO 5776).

Ввод текста – первый этап процесса изготовления набора. Все чаще эту работу выполняет автор. Так как оборудование и программное обеспечение для обработки текстовых данных на компьютере весьма разнообразны, в типографии может возникнуть проблема совместимости массивов данных, полученных из разных источников. Поэтому полиграфические предприятия должны иметь большое количество программ (фильтров импорта) для преобразования документов, поступающих в разных цифровых форматах, в приемлемую для последующей обработки форму. После ввода текста следует его обработка, которая реализует особенности оформления, заданные макетом, таких как выбор шрифта и его кегля, длины строк, окон для последующего включения иллюстраций и т.д. Особенности макета задаются автором и издательством или согласовываются совместно автором, издательством и типографией.

После обработки следует вывод текста. Оформленные текстовые блоки отображаются на пленке или бумаге. В этом виде они подлежат верстке, т. е. объединению с полутоновыми изображениями и графикой, и, в итоге, получаются сверстанные полосы. Если вёрстка текстовой и изобразительной информации выполняется электронными способами, то на фотопленку или бумагу выводится готовая полоса. Цифровые данные полос являются необходимой исходной точкой для осуществления дальнейших процессов вывода информации, например, по технологиям "Компьютер – фотоформа", "Компьютер – печатная форма" и цифровой печати DI и т.п., или для использования в электронных средствах информации.

Корректура экспонированного набора является трудоемким и дорогостоящим процессом, поэтому ее следует по возможности избегать. По этой причине в процессе работы до вывода текста на фотопленки, формный материал или на печать в цифровой машине многократно выполняется корректура, с помощью распечатки на бумаге текста обрабатываемого в цифровом виде. Авторская корректура проводится в гранках, доставляемых автору. После выполнения корректуры следует верстка полос. Правильное размещение иллюстраций, расположение подписей, наличие сносок, ссылок на другие страницы, колонтитулов и колонцифр – это главный предмет процесса корректуры при верстке.

Монтаж. Совмещение текста и изображений на полосе происходит в процессе "верстки". При традиционном способе изготовления печатных форм исполнитель вручную в соответствии с макетом монтирует полосу из текста и изображений, обычно представленных в виде фрагментов фотоформ.

Фрагменты укладывают на монтажную основу в нужном положении и закрепляют. От точности и тщательности монтажа напрямую зависит качество печати. Ошибки приводки, обусловленные этим этапом, в последующей печати уже почти невозможно исправить. Монтаж фотоформ производится на специальном столе. Его рабочей поверхностью служит стеклянная пластина, подсвечиваемая снизу рассеянным светом. Две перемещающиеся по сторонам перпендикулярные линейки позволяют производить точный монтаж.

При подготовке к монтажу на поверхность стола сначала кладут миллиметровку на прозрачной основе, затем монтажную основу, которую закрепляют липкой лентой. Монтажная основа – это прозрачная пленка со стабильными размерами, нечувствительная к влаге, стойкая к механическим воздействиям, а также обладающая антистатическими свойствами. Хорошо зарекомендовала себя лавсановая основа толщиной 0,15 мм. Для монтажа фотоформ средних и больших форматов применяется основа толщиной 0,3 мм.

Фотоформы монтируются обязательно эмульсионным слоем вверх, чтобы при заключительном копировании на чувствительные слои были обращены друг к другу и могли быть проэкспонированы без рассеяния экспонирующего излучения. Фрагменты фотоформы (текст и изображения) укладываются на монтажный стол в соответствии с макетом и закрепляются на монтажной основе жидким клеем или липкой лентой. Для этого фрагменты фотоформы обрезаются по краям до нужного размера. Части пленок недолжны перекрываться на монтажной основе, так как при последующем копировании в местах перекрытия фрагментов нарушается прямой контакт фотоформы с формной пластиной. В результате светорассеивания при экспонировании пластины в местах перекрытия появляются непропечатанные участки (рис. 2.2).

Рисунок 2.2 – Непрокопирование, являющееся следствием перекрытия фотоформ

В офсетной печати чаще всего используются позитивные формные пластины. Для копирования на эти пластины необходим монтаж. При позитивном монтаже встречаются трудности обеспечения качества из-за наличия краев обреза фрагментов пленок, осевшей пыли и частиц, а также царапин и др. При копировании они переносятся на формный материал как элементы изображения, так как они поглощают свет.

Лента для закрепления фотоформ на монтажной основе представляет собою узкую ленту толщиной 0,05 мм с односторонним клеевым слоем. Для позитивного монтажа используют прозрачные или светло-голубые прозрачные липкие ленты. Несмотря на их небольшую толщину, они все же мешают плотному контакту фотоформы с формной пластиной, что приводит к непропечатанным участкам на копиях. Липкую ленту размещают только на достаточно широких полях фотоформ без изображения. Между краем изображения и краем липкой ленты должно быть расстояние не менее 5 мм.

Монтаж многоцветных изображений выполняют особенно аккуратно. От точности монтажа непосредственно зависит результат приводки на печатном оттиске. Прежде всего обращают внимание на избежание ошибок, связанных с параллаксом, возникающим при наблюдении совмещаемых цветоделенных изображений под углом. Применение лупы (с делениями) или микроскопа позволяет выполнять монтаж более точно благодаря увеличению элементов изображения.

При монтаже цветоделенных фотоформ зарекомендовали себя две технологии:

  • основной монтаж. Сначала изготовляется основной монтаж цветоделенной фотоформы той краски, которая содержит наиболее четко выраженные детали изображения. Затем он служит образцом оригиналом для монтажа всех остальных цветоделенных фотоформ на другую монтажную основу. Между основным монтажом и находящимся в работе размещается матовая пленка, придающая серый фон основному монтажу;
  • монтаж по копии. С помощью этого способа достигается лучшее качество приводки. На полимерной пленке, на которую предварительно нанесен эмульсионный слой, изготавливается позитивная или негативная копия основного монтажа. Светочувствительный слой окрашен в голубой или красно-голубой цвет, не препятствующий прохождению излучения. На эту пленку монтируются следующие по порядку цветоделенные фотоформы.

При позитивном копировании неровности, имеющиеся по контуру обрезки, и мелкие загрязнения удаляются посредством рассеивающих свет стекол/пленок, размещаемых со стороны основы фотоформы (рис. 2.3).

В газетном производстве часто используется монтаж негативов. В этом случае печатающие элементы на фотоформе являются прозрачными. При монтаже негативных фотоформ применяют темнокоричневую или черную липкую ленту. Площадь монтажа целиком покрывается пленкой для кадрирования. При освещении монтажного стола излучением видимого диапазона система пленок остается прозрачной. Однако участки, закрытые кадрирующей маской становятся непрозрачными для излучения УФ диапазона. Участки, соответствующие изображению, на пленке для кадрирования вырезаются. Таким образом исключается появление дефектов, возникающих при позитивном копировании из-за наличия пыли и контуров обрезки.

Рисунок. 2.3 – Экспонирование частиц пыли в процессе записи на формные пластины:

a) копирование без матовой пленки;

б) копирование с матовой пленкой, предупреждающей запись пылинок

К негативному монтажу предъявляются требования по оптической плотности. Необходимо, чтобы будущие печатающие элементы имели высокую прозрачность (D<0,05), а пробельные элементы – достаточную оптическую плотность (D>2,5).

Поскольку ручная приводка четырехкрасочных изображений при негативном монтаже сложна и способствует увеличению числа ошибок, она преимущественно используется при выполнении однокрасочных работ. Более удобным является метод, согласно которому растровые изображения копируются на формную пластину после того, как предварительно уже проведена запись с текстовых и штриховых фотоформ, т.е. копирование растровых фотоформ осуществляется в процессе второго экспонирования. Так как участки, соответствующие растровым изображениям, при первом копировании текстовых и штриховых фотоформ зачернены, на этих участках формная пластина при экспонировании остается незасвеченной. И наоборот, при копировании с растровых фотоформ остальные участки кадрируют, и они становятся непрозрачными для УФизлучения. Это делается для того, чтобы в процессе второго экспонирования не разрушить уже проэкспонированные участки, содержащие текст и/или штриховое изображение.

Контроль качества готового монтажа осуществляется посредством изготовления светокопий. Контроль нужно выполнять очень тщательно, так как на стадии монтажа еще можно внести необходимые изменения без больших дополнительных затрат времени, финансов и отвлечения рабочего персонала.

Изготовление печатных форм и контроль качества. Печатные формы отличаются друг от друга в зависимости от того, для какого вида печати они изготавливаются: плоской офсетной, высокой/флексографской, глубокой или трафаретной. Далее дается описание различных способов изготовления печатных форм с применением соответствующих технологий.

Непосредственно в ходе изготовления печатной формы оригинал-макет (обычно фотоформа) оптическим методом переносится на незасвеченную формную пластину. Для этого используется либо метод контактного копирования, либо метод проекционной записи. В формных процессах проекционная съемка применяется для регистрации оригинал-макета, выполненного на прозрачной или непрозрачной основе, например, оригиналмакета, изготовленного методом выклеивания. Печатная форма изготавливается для каждой из основных красок конкретного печатного процесса, синтез цвета в котором базируется на использовании однокрасочных (цветоделенных) изображений.

В процессе контактного копирования светочувствительный слой проявленного фотографического изображения (фотоформы) приводится в контакт с копировальным (эмульсионным) слоем неэкспонированной формной пластины. Как правило, для создания необходимого контакта используется вакуумный прижим. Запись осуществляется в масштабе 1:1, при этом исходное зеркальное изображение фотоформы в результате копирования преобразуется в прямое и, наоборот, прямое изображение – в зеркальное.

Проекционный метод копирования является более гибким как с точки зрения предоставляемых возможностей изменения масштаба, так и с точки зрения преобразования зеркальности и, следовательно, является универсальным методом копирования.

После облучения или экспонирования формной пластины возможно применение промежуточных этапов (например, нагревания). Промежуточные операции выполняются перед проведением операции проявления с использованием предназначенных для данного формного материала физических и химических процессов. В заключение печатная форма проходит этап отделки, т.е., например, обжигается (для повышения тиражестойкости) или консервируется (например, гуммируется для повышения сохранности и обеспечения печатных свойств).

2.1.2 Цифровые допечатные процессы. Цифровые допечатные процессы разделяются на такие процессы:

- Процессы цифрового растрирования;

- Монтаж печатных листов и спуск полос.