Проблема выбора и личной ответственности в романе «Мастер и Маргарита»




Роман (бессмертное произведение) «Мастер и Маргарита» по праву считается лучшим произведением Михаила Афанасьевича Булгакова. Бесспорно, это одно из самых интересных и захватывающих произведений литературы XX века. Роман (бессмертное произведение) можно назвать сатирической летописью жизни Москвы 20—30-х годов. В нем, помимо прочих проблем, затронута Проблема выбора и личной ответственности. Булгаков заставляет своих героев выбирать и с помощью этого выбора раскрывает личность персонажа.



Выбирать в романе приходится всем: от Иешуа до Мастера.



Давайте посмотрим, какой выбор приходится сделать Иешуа (этому булгаковекому Иисусу). Его схватили за речи против существующей власти. Он мог бы сохранить себе жизнь, опровергнув донос. Морально Понтий Пилат был ведь на его стороне, но Иешуа сам подписал себе приговор, сказав, что любая власть является насилием и что настанет время, когда никакая власть не станет нужна. Тем самым, мне кажется, он показал прокуратору и всем остальным, что в частном случае он против и их власти, против «великой и прекрасной власти императора Тиверия». Этого Пилат не смог ему простить, даже если бы очень захотел, ведь эти крамольные слова слышал не только он, И если бы прокуратор Иудеи пропустил слова Иешуа мимо ушей, то навлек бы на себя подозрения в инакомыслии. Этот сильный и властный человек был поставлен перед выбором: отправить Иешуа Га-Ноцри в Кесарию, то есть оправдать, признав душевнобольным и невменяемым, или же утвердить приговор. Пилат уже придумал мотив оправдания наивного и несчастного странствующего философа, но он не верил в предсказанное Иешуа царство истины и справедливости, не верил в то, что ему воздастся за доброе дело. Поэтому-то он и встал на сторону зла и трусости, утвердив смертный приговор.



Но не только евангельские герои отвечают за свои грехи. Хотя они далеко не такой тяжести, как преступление Пилата. Стоило Берлиозу только подумать о том, чтобы сообщить куда следует о явной ненормальности встретившегося ему иностранца-собеседни-ка, и его судьба уже была предрешена. Но он ведь мог этого не сделать. А он поступил самоуверенно, за что и поплатился головой.



Конферансье Бенгальского постигла та же печальная участь. А за что? Всего лишь за напрасную болтовню, без которой он вполне мог бы и обойтись, но не захотел...



Буфетчика Андрея Фокича сгубила жадность. Воланд предсказал ему смерть через девять месяцев в первой поликлинике МГУ и посоветовал потратить отложенные деньги и доживать жизнь со всеми удовольствиями. Но Андреи Фокич захотел пожить подольше, потратить деньги на лечение. Это ему не удалось: деньги пропали в сломанном доме. Ответственность за это он понес только перед собой: ведь хуже-то он сделал только себе.



Если вдуматься поглубже, Воланду в Москве делать уже нечего, ему почти некого совращать на путь зла. Все и так уже ему преданы полностью. В Москве 30-х годов все так же процветают воровство, доносительство, взяточничество. Остаются единицы колеблющихся в выборе пути. Одна из них — Маргарита, но в конце концов и здесь дьявол торжествует: Маргарита отдает ему душу, становится ведьмой. Она получает возможность отомстить всем, кто мешал ее Мастеру жить и творить. Но ведь это не просто так. Она с лихвой заплатила дьяволу своей прежней жизнью, столь безрадостной и полной страданий.



А что же Мастер? Мастер струсил, выбрал малодушный и более легкий путь: он просто сбежал от трудностей, уйдя в сумасшедший дом. Кроме того, он сжег свой роман, написать который уже было смелостью. Он просто струсил, так же, как и Пилат.



Через весь роман Михаил Афанасьевич Булгаков пройес мысль о том, что человек всегда сам может выбрать свой путь: может покориться обстоятельствам, а может и бороться с ними. И в конце концов ответственность за все совершённые поступки будет тяжким бременем лежать на самом человеке. Он обязательно заплатит за свои поступки, если не головой, то своей последующей жизнью.



Главная же мысль Булгакова заключается в том, что сделать правильный выбор невозможно без веры. Неважно, во что верить, глазное — вера. Человек не должен никому и ничему подчиняться (как Иешуа Га-Ноцри). Личность — в центре мироздания. Поэтому-то у человека есть полная свобода выбора, но вся ответственность лежит только на нем.