Бытовая деталъ как средство характеристики персонажа в русскои классической литературе (Н. В. Гоголь)
Каждый человек по-своему индивидуален и неповторим. Это прекрасно понимали все русские писатели и поэтому стремились показать своих героев с разных точек зрения, дать максимально полное их описание. Как правило, характеристика героя начиналась с его портрета, внешности; затем рисовалась та обстановка, в которой он жил, и те вещи, которые его повседневно окружали.
Так, Н. В. Гоголь в поэме «Мертвые души» показал образы пяти помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. Все это разные люди: каждый из них имел свои собственные черты характера, свою манеру говорить, одеваться, действовать; у всех была разная внешность, разная обстановка в доме и усадьбы тоже разные. Но есть то, что их объединяло: все они изображены Гоголем сатирически и по одному и тому же плану. И в этом изображении важная роль принадлежит бытовой детали. Возьмем, например, первого героя, к которому приезжает Чичиков,— Манилова.rn', 'rn
Прежде всего Гоголь обращает наше внимание на усадьбу помещика. Дом Манилова «стоял на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть». Возле дома находились «пять-шесть берез» с «жиденькими вершинами». Под двумя из них «видна была беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления». Уже в этом описании видны две главные черты Манилова: бесхозяйственность (дом стоит на неудобном месте, продуваемый ветрами) и склонность к пустому мечтательст-ву (на это указывает название беседки).
Под стать дому была и обстановка в нем: «В его доме вечно чего-нибудь недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево; но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею». На стол вместе с дорогим подсвечником «из темной бронзы с тремя античными грациями» подавался вечером «медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале». Но этого, казалось, не замечал ни сем Манилов, ни его жена, ни слуги: для них это было в порядке вещей. Любимыми занятиями Манилова были курение трубки и мечтание «бог знает о чем». В его кабинете «всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую постоянно читал уже два года». Поместьем своим он не занимался, «даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою». Манилов не знает даже, сколько у него умерло крестьян. Как мы видим из этого описания, Гоголь рисует своего героя с явной иронией и даже насмешкой.
А вот Собакевич показан уже явно сатирически. Внешне он показался Чичикову похожим «на средней величины медведя»: его фрак «был совершенно медь-вежьего цвета», сам он ступал вкривь и вкось, наступая беспрестанно на чужие ноги, и даже звали его Михаилом Семеновичем. Его главная черта — грубая практичность. Поэтому, например, его дом имел не четыре колонны, как хотел того архитектор, а три: Собакевичу этого показалось вполне достаточным. Все вещи в комнате походили на своего хозяина: «все было прочно, неуклюже», «в углу гостиной стояло бюро на четырех ногах, совершенный медведь». Даже дрозд в клетке чем-то напоминал Собакевича. На картинах, украшавших стены комнаты, были изображены «люди крепкие и здоровые», каким был сам помещик, В этом описании дома Собакевича проявилось авторское отношение к герою — саркастическая насмешка.
В романе И. А. Гончарова «» дается описание «домашнего костюма» главного героя: «на нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат»; «туфли на нем были длинные, мягкие и широкие». Почему же писатель начинает знакомить нас со своим героем с такого подробного описания его одеясды? Потому что она как нельзя более точно выражает основу жизни Ильи Ильича — полусонное существование. Именно в таком халате было удобнее всего предаваться праздным размышлениям на мягком, покойном диване. Обстановка комнаты полностью соответствовала этому образу жизни Обломова. На первый взгляд, она казалась «прекрасно убранною»: в ней «стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковой материей», «красивые ширмы». Но более опытный глаз замечал, что эта дорогая обстановка была лишь своеобразной декорацией, внешним соблюдением приличий, а на самом деле Обломов мало интересовался вещами и смотрел на них «холодно и рассеянно». В кабинете героя было плохо прибрано: на стенах кое-где была паутина, зеркала не протерты, вчерашний ужин не убран. Но все это почти не волновало Илью Ильича. Эти вещи, как и халат, туфли, слуга Захар, квартира, которую он снимал, являлись как бы раковиной, в которую он прятался от жизни. Герой хранил и берег свой покой — физический и душевный, и привычные вещи помогали ему в этом. Эту обстановку дополняла выкуренная трубка, книги с запыленными страницами, прошлогодняя газета. Как напоминает все это обстановку в кабинете Манилова! И это не случайно: оба героя были в чем-то похожи, хотя жили в разное время.
Таким образом, как мы видим, Бытовая деталь — описание предметов, окружавших героя,— служит яркой и наглядной его характеристикой. Порой вещь говорит о своем владельце намного больше, чем самое подробное описание.
Сочинение по литературе на тему: Бытовая деталь как средство характеристики персонажа в русской классической литературе