Методология комплексного обследования физического состояния молодежи

Содержание

Введение

3

1 Характеристики «физическое развитие» и «физическая подготовленность»

4

2 Тесты в физкультурно-оздоровительной и спортивной практике

6

3. Методология комплексного обследования физического состояния молодежи

10

3.1. Функциональные показатели физического развития

11

3.2. Показатели физического развития. Общие правила и методика антропометрических измерений

12

3.3. Критерии физической подготовленности

16

4. Мониторинг физического состояния молодежи

20

Заключение

23

Список литературы

23


Введение

Физическое развитие – процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни.

Физическая и функциональная подготовленность – конечные результаты овладения определенными двигательными навыками и повышения уровня работоспособности организма, необходимые для освоения или выполнения человеком целевых видов деятельности.

Физическая подготовленность – характеризует возможности функциональных систем организма спортсмена, ее можно условно подразделить на: общую – предполагает разностороннее развитие физических качеств, акцентируется на 1-2 курсах, контроль в вузе осуществляется по обязательным тестам; вспомогательную – служит функциональной основой для успешной работы над развитием специальных физических качеств в конкретном виде спорта; специальную – характеризует уровень развития тех физических качеств, возможностей органов и систем организма, с которыми связаны достижения в избранном виде.


1 Характеристики «физическое развитие» и «физическая подготовленность»

В общем смысле физическим развитием человека называют процесс изменения естественных морфо-функциональных свойств его организма в течение жизни. Термин «физическое развитие» в антропометрической трактовке означает совокупность некоторых морфологических и функциональных признаков, которые характеризуют в основном конституцию организма и поддаются относительно простому измерению. К ним относятся показатели роста, веса, окружностей тела, жизненная ёмкость лёгких, спирометрии, динамометрии, гибкости, артериального давления и частоты сердечных сокращений (пульса).

Физическое развитие, помимо естественных факторов онтогенеза, в значительной степени зависит от направленных воздействий физического воспитания. Последние выступают в качестве специального фактора рационального регулирования физического развития, особенно в отношении молодого организма.

На протяжении жизненного цикла индивидуальное физическое развитие человека формируется под воздействием конкретных условий, но имеет общие для всех «критические» периоды. Наибольшее изменение форм тела и функциональных возможностей организма наблюдается в периоды, предшествующие зрелому возрасту. Именно в этот период лучше

решать задачи по оптимизации физического развития человека.

Термин «физическая подготовленность», в первую очередь, характеризует функциональные возможности человеческого организма и применяется тогда, когда подчёркивается прикладная направленность физического воспитания по отношению к трудовой, военной, спортивной или иной деятельности.

В процессе физического воспитания и спортивной тренировки различают общую и специальную физическую подготовку (ОФП и СФП) и, соответственно, обозначают их терминами: «общая физическая подготовленность» и «специальная физическая подготовленность». Первая представляет собой неспециализированный процесс физического воспитания, направленный на создание базы для последующего успеха в различных видах спортивной деятельности. Вторая – это разновидность физического воспитания с углублённой специализацией в конкретной деятельности.

Известно, что современный характер труда во многом изменяет место и функции человека в процессе труда, предъявляет к нему всё повышающиеся требования.

Например, современное военное дело требует весьма специфических функциональных параметров физической подготовленности воина, и в этом большую роль играет специализированная военно-прикладная физическая подготовка.

Определение состояния физического развития и физической подготовленности всегда было актуальным для специалистов в области физического воспитания и спорта. Особенно много исследований было проведено на контингенте детей школьного возраста, в том числе и в Ростовской области.

Основные результатирующие показатели физического развития были получены на основе методики Д.И. Арон и А.В. Ставицкой путём проработки исходного материала методом корреляционной связи, для чего они пользовались построением корреляционных решёток, а отдельные признаки физического развития (рост сидя, спирометрия и динамометрия) были изучены путём построения и решения вариационных рядов по способу моментов. Результатом этого исследования стала разработка стандартов физического развития школьников городских поселений Ростовской области в возрасте 8–18 лет, которые долго использовались в практической деятельности педиатров, школьных врачей, врачей подростковых кабинетов и других лечебно-профилактических учреждений.


2 Тесты в физкультурно-оздоровительной и спортивной практике

Слово «тест» латинского, французского и английского происхождения обозначает пробу, определение ценности, качественное или количественное испытание. Благодаря тестированию преподаватель-тренер может своевременно оценить результаты учебно-воспитательного и тренировочного процесса, внести необходимые коррективы в его планирование, выявить состояние перетренированности у занимающихся физической культурой.

Большинство исследователей в области физического воспитания и спорта сходятся во мнении, что тесты должны быть простыми по исполнению и информативными. Выбор тестов должен быть тщательно продуманным, а ознакомление участников с тестами – готовить их к самоконтролю за собственной тренированностью. Важно, чтобы занимающийся физической культурой и спортом для самооценки своих достижений мог самостоятельно применять изученные тесты, фиксировать и анализировать спортивные достижения. Мониторинг (регулярное отслеживание по одним и тем же параметрам) динамики спортивных достижений позволяет выявить эффективность тренировки и обнаружить слабые и сильные стороны физической подготовленности занимающихся. Систематическое проведение проверки достижений способствует тому, что занимающиеся сознательно и активно участвуют в учебно-тренировочном процессе, тем самым повышая уровень своей физической подготовленности. Тесты способствуют воспитанию целеустремлённости у занимающихся.

Преподавателю или тренеру регулярное использование тестов даёт возможность своевременно замечать недостатки в подготовленности занимающихся, вносить необходимые корректировки в планирование тренировочного процесса или программу занятий, реально оценивать уровень достижений в целом эффективно управлять учебно-тренировочным процессом.

В результате сопоставления методик, характеризующих физическое развитие, было выявлено следующее:

1) во всех батареях тестов применяются одинаковые показатели соматометрических признаков (длина и масса тела, окружность грудной клетки);

2) более полно проводится обследование человека тестирование в «ЕВРОФИТ», поскольку оно включает тестирование спирометрии, динамометрии, длины конечностей, показателей работоспособности, которых нет в других программах обследования.

При рассмотрении тестов, характеризующих физическую (двигательную) подготовленность, отмечено, что:

1) в количественном отношении батарея тестов была: несколько перегружена, в ней для определения пяти основных физических качеств человека использовалось 12 тестов, в то время как в других аналогичных программах их включается 7-8;

2) практически во всех системах тестирования (кроме «ЕВРОФИТ») нарушен так называемый «блочный» принцип системы тестов, а также принцип практической употребляемости тестов.

Некоторые исследователи обращают внимание на тот факт, что в настоящее время в России отсутствует единая система оценки физической подготовленности, с помощью которой можно было бы определить её уровень на различных этапах онтогенеза, а также сравнить физическую подготовленность людей различного пола, возраста и места проживания. Критикуя существующие тесты по физической подготовленности, они предлагают учёным и практикам включиться в разработку комплексного тестирования физической подготовленности молодёжи, которое удовлетворяло бы следующим основным требованиям:

– давать адекватную оценку физическим возможностям человека;

– быть валидным и надёжным;

– использовать единый комплекс тестовых упражнений для различных контингентов населения;

– включать минимальное количество тестовых упражнений, охватывающих возможно большее число функциональных систем и мышечных групп;

– обеспечивать подбор упражнений, позволяющих выполнять тестирование с высокой степенью регламентации и точностью измерения результатов;

– позволять соотносить тестовые результаты людей с различными морфо-функциональными особенностями;

– обеспечивать простоту выполнения тестовых упражнений и не требовать применения сложного технического оборудования.

Для интерпретации результатов была предложена интегральная оценка физической подготовленности человека, основанная на переводе многомерной системы измерений (секунды, метры, количество повторений) в одномерную.

По мнению специалистов, этим требованиям будет отвечать комплексный тест, включающий бег на 100 метров, подтягивание на перекладине, прыжок в длину с места, бег на 1000 метров.

Поиск интегрального показателя и соответствующих средств повышения физической подготовленности позволил исследователям Т.С. Гильмутдинову и В.А. Уварову высказать интересную идею об использовании полиатлона в качестве базового вида спорта для физической подготовки молодёжи. Полиатлон как вид спорта создан в 1992 г., является продолжением существовавшего в Советском союзе спортивного комплекса ГТО («готов к труду и обороне») и включает в себя бег, плавание, метание гранаты и стрельбу из пневматического оружия.

За основу критериев оценки физической подготовленности при этом берётся система выполнения разрядов по полиатлону для возрастных групп, начиная с 8-летнего возраста. Призывникам соответствует уровень III спортивного разряда, проходящим службу – II спортивного разряда и офицерскому составу – I спортивного разряда в одном из вариантов троеборья или классического пятиборья полиатлона.

Высокий положительный перенос полиатлона обеспечивается прикладным характером включённых в него видов (пулевой стрельбы, метания гранаты, плавания, бега на выносливость или лыжной гонки) и доступностью их для широкого круга населения. Разработанные таблицы оценки для различных возрастных групп позволяют использовать полиатлон как систему единого тестирования уровня физической подготовленности на всех этапах подготовки молодёжи, включая прохождение воинской службы.

Повышение спортивной квалификации и участие в соревнования различного масштаба даёт возможность занимающимся, по мнению разработчиков этого подхода, постоянно поддерживать высокий уровень потребности совершенствования физической подготовленности.

В то время как ведётся поиск оптимальной батареи тестов, определяющих уровень физической подготовленности молодёжи, зарубежными специалистами в области спорта также ведётся подобная работа. Так, например, Кеннет Купер, крупнейший специалист профилактической медицины, подробно исследуя физиологические функции занимающихся в разных условиях тренировок, стремится выразить их количественными характеристиками. Отсюда его системы оценок по очкам разных видов физических упражнений, составленные на основании исследований потребления кислорода.


3. Методология комплексного обследования физического состояния молодежи

Чтобы получить объективные данные о физическом состоянии молдого человека, необходимо проводить контрольные испытания с помощью контрольных упражнений, или тестов. Определённая система использования контрольных упражнений и называется тестированием.

Контрольные упражнения – это стандартизированные по содержанию, форме и условиям выполнения двигательные действия, применяемые с целью определения физического состояния занимающихся на данный период обучения.

Система контрольных упражнений должна удовлетворять следующим требованиям:

– давать возможность каждый раз проводить испытания в стандартной обстановке;

– быть доступной для выполнения независимо от степени подготовленности испытуемых;

– измеряться в объективных показателях (секундах, сантиметрах, килограммах, количестве повторений и т.п.);

– отличаться простотой измерения и оценки;

– характеризоваться наглядностью результатов исследования.

Система контрольного тестирования должна быть регулярной. Оптимальным считается троекратное годовое тестирование: исходный, промежуточный и конечный результаты.

В исследованиях, как правило, применяют не одно контрольное упражнение, а несколько. При разработке документов индивидуального мониторинга, характеризующего изменение физического состояния человека

в ходе занятий физической культурой, учитывается ряд показателей: функциональных, физического развития, физической подготовленности.

К функциональным показателям относят: артериальное давление и частоту сердечных сокращений (пульс).К показателям физического развития: длину (рост) тела стоя (см); массу (вес) тела (кг); жизненную ёмкость легких (см); окружность грудной клетки (см); кистевую динамометрию (кг); наклон туловища вперёд (см).

К показателям физической подготовленности: бег на скорость (30 м,

60 м, 100 м); бег на выносливость (300 м, 500 м, 1000 м, 2000 м, 3000 м,

12-минутный); прыжок в длину с места; подтягивание в висе; поднимание-опускание туловища.

3.1. Функциональные показатели физического развития

Артериальное давление (АД) (систолическое и диастолическое).

Для измерения артериального давления применяются различные аппараты (сфигмоманометры, тонометры), принцип действия которых одинаков.

Для получения точных данных необходимо соблюдать ряд правил.

Артерия должна быть на уровне сердца, а нулевая точка манометра – на уровне исследуемой артерии. Манжету (стандартная ширина для взрослых –13–14 см) плотно накладывают на обнажённое плечо, не сдавливая его.

В манжете создаётся давление на 20–30 мм рт. ст. выше того, при котором исчезает пульс. Затем давление в манжете медленно уменьшают.

Систолическое давление отмечается по манометру в момент появления первых отчётливых звуков в плечевой артерии ниже манжеты (артерия выслушивается фонендоскопом); диастолическое – при исчезновении шумов по мере дальнейшего выпускания воздуха (декомпрессии) из манжетки аппарата.

Как правило, проводят 2-3 измерения и записывают последние стойкие цифры. Аускультативный метод позволяет получать достаточно точные результаты. Величины АД, полученные по методу Короткова, следует указывать с точностью до 5 мм рт. ст.11

Определение ЧСС – один из наиболее простых, доступных и достаточно информативных показателей функционального состояния кровообращения.

ЧСС измеряется при прощупывании (пальпации) височной, сонной, лучевой, бедренной артерий, по чревной пульсации и сердечному толчку, а

также при аускультации (выслушивании сердца). Могут использоваться и инструментальные методы (электрокардиография, сейсмокардиография, фонокардиография и т.д.).

ЧСС в покое удобно определять пальпаторным методом на лучевой артерии. Для этого накладываются 2-3 пальца разноимённой кисти на область запястья (в месте, где отчётливо прощупывается биение пульса).

Пульс рекомендуется подсчитывать в покое (в положении сидя) за 1 минуту после предварительного пятиминутного отдыха.

После физической нагрузки ЧСС лучше подсчитывать в области височной, сонной артерии или в месте проекции верхушечки сердца (область IV-V межреберья под грудной мышцей). Измерение проводится тотчас (в первые 10 секунд) после окончания нагрузки. В более позднем периоде оно менее достоверно, так как в течение первой минуты восстановительного периода происходит значительное снижение ЧСС.

3.2. Показатели физического развития. Общие правила и методика антропометрических измерений

Поза обследуемого. Измеряемый должен находиться в естественной для него позе; всякие телодвижения во время измерений недопустимы; голова фиксируется так, чтобы верхний край козелка ушной раковины и нижний край глазницы находились в одной горизонтальной плоскости.

При всех антропометрических измерениях испытуемый должен обнажиться до трусов или плавок и быть босым. Обязательным элементом обследования является письменная фиксация результатов.

Место для измерения. При массовых обследованиях лучше использовать для раздевания и измерений отдельные смежные помещения с постоянной комнатной температурой. Пол должен быть ровным, а освещение –достаточным.

Время обследования. Лучшее время для проведения антропометрических измерений – утром, натощак или через 2-3 часа после приёма пищи.

При проведении измерений в середине дня или в вечернее время измеряемому рекомендуется провести перед обследованием 10–15 минут в положении лёжа (при усталости больше), поскольку к этому времени длина тела человека уменьшается на 2–4 см, что связано со снижением тонуса мышц, поддерживающих позвоночный столб в вертикальном положении.

Организация обследования. При массовых антропометрических измерениях необходима одновременная работа нескольких исследователей.

Испытуемый должен последовательно переходить от одного исследователя к другому с бланком-картой записи результатов измерений. По окончании обследования следует уточнить записи и устранить возможные неточности. Для одновременного обследования желательно подбирать группы одного пола и возраста, не допускать переохлаждения испытуемых, сохранять уважительность и такт в обращении с ними.

Антропометрический инструментарий. Продольные размеры тела измеряют антропометром, поперечные размеры тела во фронтальной и сагитальной плоскостях – большим толстотным циркулем, с согнутыми или

прямыми ножками, а также большим и малым штанговыми и скользящими циркулями. Обхватные размеры тела измеряют сантиметровой лентой, из-готовленной из материала, который не растягивается. В противном случае её следует менять на новую после каждых 50 испытуемых. Толщину кожно-жировых складок измеряют с помощью специальных приборов – калиперов, которые позволяют проводить измерения при стандартном задаваемом давлении (10 г/мм2).

Антропометрические измерения с помощью антропометра, скользящих и штанговых циркулей производятся с точностью до 1 мм. Измерения сантиметровой лентой с ценой деления 0,5 см – с точностью до 0,5 см.

Вес тела определяется на медицинских весах с точностью до 50 г, а на напольных – до 0,5 кг.

Точность определения жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ) гарантируется заводом-изготовителем спирометра и указывается в паспорте прибора.

Все приборы и инструменты, используемые в антропометрических измерениях, должны иметь указания о проверке в местных органах Комитета стандартов. Для проверки антропометров и циркулей нужно иметь металлическую рулетку. Медицинские весы и динамометры проверяют путём контрольного взвешивания разных стандартных грузов (гирь, блинов от штанги, гантелей и др.), спирометр – с помощью газометра или путём заливки (через трубу, в которую обычно делается выдох) воды известной ёмкости.

Длина тела стоя измеряется от верхушечной точки до горизонтальной ровной платформы ростомером или антропометром. В первом случае испытуемый должен стоять, соединив пятки, смотреть прямо перед собой, касаться ростомера пятками, ягодицами, лопатками. Во втором случае исследователь стоит справа от измеряемого, держит антропометр в правой руке и устанавливает его строго вертикально в срединной вертикальной плоскости; линейку направляет на верхушечную точку и фиксирует её ле-вой рукой (линейка должна плотно касаться темени).13При определении длины тела можно воспользоваться и сантиметровой лентой, прикреплённой к стене на уровне одного метра над полом, а вместо планшетки – линейкой, которая накладывается на высшую точку темени обследуемого. Данные роста указываются в сантиметрах с точностью до 0,5.

Масса (вес) тела. Измерение веса тела производится медицинскими весами рычажной системы, а при их отсутствии – напольными.

Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ). Определение жизненной ёмкости лёгких (произвольной максимальной вентиляции) производится с помощью водяных и сухих спирометров. После 5–10 минут абсолютного покоя

производят первое измерение. Всего проводят три измерения. Из них записывается самое большое значение в миллилитрах (мл). Во время измерения испытуемый находится в положении стоя, нос зажат его пальцами или специальным зажимом.

Окружность грудной клетки. Ширина грудной клетки и её подвижность (респираторная экскурсия) измеряются с помощью 150-сантиметровой гибкой ленты, которая с равномерным натяжением прилегает к телу. При измерении лента проходит на спине под нижними углами лопаток, по бокам грудной клетки и на сосках (у мужчин) или по верхнему краю грудной железы (у женщин). При этом руки испытуемого свободно опущены; грудная клетка находится в среднем положении дыхательной экскурсии (ширина грудной клетки). Затем испытуемому предлагают возможно глубже вдохнуть. Измеряющий свободно пропускает длинный конец измерительной ленты в правой руке и следит за движением грудной клетки. Конец ленты в левой руке даёт возможность определить максимальную окружность грудной клетки (положение вдоха). Во время глубокого выдоха лента натягивается возможно больше (но не настолько, чтобы она затягивала грудную клетку) – так определяется минимальная окружность грудной клетки (положение выдоха). Запись производится в сантиметрах (см). Разность обоих значений и есть мера подвижности грудной клетки.

Кистевая динамометрия измеряется ручным динамометром Матье-Колье (для дошкольников и школьников 1–3 классов с тарировкой на 30 кг,а для остальных – на 90 или 120 кг). Исходное положение испытуемого: стоя, рука прямая с динамометром отведена в сторону. Во время измерения ни динамометр, ни кисти не должны касаться тела. Не разрешается делать резких движений, сходить с места, сгибать и разгибать руку. Выполняется по две попытки: сначала правой, а затем левой рукой. Регистрируются лучшие результаты.

Наклон туловища вперёд (из положения стоя). Измерение гибкости проводится прибором Е.П. Васильева или размеченной в сантиметрах планкой с фиксатором. На уровне опорной площадки, плоскость которой должна располагаться выше уровня пола, на измерительной линейке ставится нулевая отметка «0»; все цифровые отметки от нуля вверх будут со знаком минус (не более 15 см), а от нуля вниз – со знаком плюс (до 35 см).

Для измерения степени возможного наклона туловища вперёд испытуемый становится на скамейку и принимает основную стойку. Затем, не сгибая ног в коленных суставах, он плавно наклоняется вперёд до предела, проталкивая фиксатор, сохраняя это положение в течение двух секунд. Тест проводится дважды, лучший результат фиксируется в сантиметрах. Если испытуемый нарушает правила выполнения теста, ему предоставляется право на дополнительную попытку.

3.3. Критерии физической подготовленности

Бег на скорость (30 м, 60 м, 100 м). Исходное положение – высокий старт, передний носок на линии старта. Выполнение – без стартовых колодок и ямок, без посторонней помощи на старте. Одновременно может стартовать столько испытуемых, сколько есть секундомеров или судей секундометристов. Подача команд – согласно правилам соревнований.

Оценка – время бега засекается в секундах и десятых долях секунды. Бег на выносливость (300 м, 500 м, 1000 м, 2000 м, 3000 м). То же, что и при беге на скорость. Бег на выносливость можно проводить как на стадионе, так и на безопасной, хорошо размеченной трассе.

Бег на выносливость – 12-минутный (тест К. Купера). Задача испытуемого – преодолеть в смешанном передвижении с высокого старта (беге и ходьбе) или беге возможно большее расстояние за отведённое время.

Тест лучше проводить на дорожке стадиона, размеченной по кругу с точностью до 5 метров. В то время как одна группа выполняет испытание в беге, другая ведёт учёт преодолённого расстояния (количество полных кругов и метраж неполного круга). Затем они меняются ролями. Старт и финиш подаются звуковым сигналом. Время фиксируется в минутах и секундах.

Прыжок в длину с места выполняется на размеченной резиновой дорожке или на площадке. Исходное положение – полуприсед, ступни параллельно, руки назад. Выполнить три попытки подряд. Регистрируется лучший результат.Подтягивание в висе выполняют представители мужского пола. Исходное положение – вис на прямых руках на ширине плеч, хват сверху. По команде «можно» испытуемый подтягивается до положения, когда подбородок поднимается над уровнем перекладины. Тест прекращается, если испытуемый делает остановку более 2-х секунд или же если не удаётся зафиксировать положение подбородка над перекладиной два раза подряд. При подтягивании запрещается делать махи ногами и рывки. Результатом является число успешных подтягиваний.

Поднимание-опускание туловища можно выполнять из двух исходных положений. Первое – положение лёжа на спине, руки за голову, ноги закреплены. Второе – положение лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги закреплены. При первом исходном положении правильным исполнением считается переход в положение сидя, руки за головой, и возвращение в исходное положение. При втором исходном положении необходимо перейти в положение сидя, руки движутся к пяткам, и затем вернуться в исходное положение. Регистрируется количество правильно выполненных повторений. При этом следует учитывать тот факт, что хорошо физически подготовленные испытуемые могут этот тест выполнять длительное время (до 30 и более минут), и поэтому рекомендуется его ограничивать оптимальным временным отрезком.

Правильно проведённое тестирование служит залогом верной оценки физического развития и физической подготовленности занимающихся.

Относясь к числу важных профессиональных навыков, тестовый контроль позволяет специалисту правильно дозировать физические нагрузки, более точно давать задания для повышения стандартов подготовленности занимающихся физической культурой и спортом. Использование грамотно подобранной «батареи» тестов (а мы описали один из лучших на сегодняшний день наборов) даёт возможность отслеживать изменение показателей и езультатов в процессе занятий физическими упражнениями по одним и тем же параметрам, что обеспечивает сопоставимость результатов. Хорошее знание тестов и методик их проведения позволяет эффективно обучать занимающихся простейшим способам самоконтроля, что повышает их культуру работы над телом.


4. Мониторинг физического состояния молодежи

Мониторинг физического состояния – регулярное отслеживание по одним и тем же параметрам динамики функциональных показателей, показателей физического развития и физической (двигательной) подготовленности. Лучше такое отслеживание осуществлять с помощью единого документа, включающего «батарею» тестов.

– во-первых, способствовать формированию устойчивого интереса молодёжи к занятиям физической культурой и спортом;

– во-вторых, осуществлять оперативный контроль за индивидуальной динамикой физического состояния каждого занимающегося;

– в-третьих, развивать навыки самостоятельных физкультурных занятий.

Мониторинг физического состояния в оптимальном варианте включает три группы основных показателей: функционального состояния организма, физического развития и физической подготовленности. По каждому виду испытаний на основании рекомендаций медиков и педагогов подбираются так называемые «должные нормы» как «эталонная база» для сравнения.

Решению задачи создания прочной мотивации для занятий служит то, что каждый показатель, содержащийся в такого рода документе, отражается в динамике. Это позволяет занимающимся оценивать абсолютную и относительную величину достигнутого улучшения результатов, что создаёт эффект соревновательности как с самим собой, так и с товарищами по группе, стимулирует к регулярным самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Выявленные отставания в каком-либо из видов испытаний нацеливают занимающихся на улучшение результатов в конкретном виде, для чего целесообразно использовать соответствующие программы развития основных физических качеств. В процессе работы над достижением оптимального уровня физической подготовленности происходит развитие навыков самостоятельных физкультурных и спортивных занятий.

В методике внедрения мониторинга следует выделить три основных направления: обучение самоконтролю за динамикой физического состояния; овладение занимающимися методикой самостоятельных занятий; освоение способов самооценки эффективности физкультурно-спортивных занятий.

Обучение занимающихся методике самоконтроля за своим физическим состоянием следует начинать в процессе определения исходного уровня показателей, включённых в программу мониторинга. Полученные навыки необходимо закреплять на учебных и внеучебных занятиях, при организации и проведении массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в образовательном учреждении.

Важным материальным условием успешности процесса обучения является доступность инструментария для измерений, который должен находиться в местах проведения учебных занятий по физической культуре и физическому воспитанию, в местах массового проживания и в домашней обстановке занимающихся.

Текущему контролю за динамикой физической подготовленности следует уделять большое внимание. Важно научить занимающихся оценке физической нагрузки по пульсу. Комплекс мероприятий по обучению молодёжи методике само- и взаимоконтроля должен решать задачу повышения осознанности их занятий, своеобразной «ликвидации физкультурной безграмотности».

Решая задачу освоения занимающимися методики самостоятельных занятий, важно давать методическую информацию и рекомендации обще-оздоровительного характера, методические программы по совершенствованию физической подготовленности, помогать им овладевать методикой комплексного развития основных физических качеств.

Поскольку физическое воспитание в образовательных учреждениях решает три функциональные задачи: оздоровительную, воспитательную и образовательную, то и во внеучебных формах работы должна быть создана соответствующая система педагогических воздействий.

Одной из них может быть использование рекомендаций общеоздоровительного характера, информирование о значении для укрепления здоровья и улучшения физического состояния правильного планирования режима дня, рационального питания, соблюдения правил личной гигиены, объяснение роли физкультурных занятий на свежем воздухе и закаливания.

Важно ознакомить занимающихся с результатами современных исследований по гигиене учебного труда и характеру воздействия вредных привычек на состояние здоровья и успеваемость. Желательно, чтобы полученные сведения молодые люди смогли проверить на собственном опыте, используя механизмы мониторинга своего физического состояния.

Таким образом, самостоятельные занятия и их результаты, отмеченные в листе тестирования, могут служить своеобразным механизмом првращения абстрактного знания в убеждение, подкреплённое личным опы-том физкультурно-спортивных занятий.

Навыки самостоятельных занятий, полученные занимающимися в процессе изучения, освоения методических рекомендаций и индивидуальных консультаций с преподавателем, должны дополнительно проверяться и в ходе самостоятельной оценки уровня тренированности организма.

От эффективности целенаправленного использования средств физической культуры и спорта на учебных занятиях и во внеучебное время в динамике обучения можно следить по результатам сравнения конечных показателей с исходными, сопоставления их с должными нормами и определения прироста в процентах.

Безусловно, большую роль во внедрении мониторинга играет консультативная и контролирующая деятельность преподавателя (инструктора) как на учебных занятиях, так и при проведении внеучебной работы по физическому воспитанию.

Преподавателя физического воспитания, тренера или инструктора, да и самих занимающихся мониторинг физического состояния вооружает методологией комплексного обследования, знаниями по негативному влиянию вредных привычек на организм, правильному построению режима дня и соблюдению правил личной гигиены, о возможностях и путях физического самосовершенствования.

Заинтересованность и целенаправленность самостоятельных занятий учащейся молодёжи по программе мониторинга позволяет увеличить их физкультурно-оздоровительную двигательную активность до 8–12 часов в неделю, то есть до оптимального уровня.

Передовая педагогическая практика показывает, что внедрение мониторинга физического состояния в образовательных учреждениях повышает ответственность молодёжи за сохранение своего здоровья, уровень физической культуры, интерес и осознание жизненной необходимости в систематических занятиях физическими упражнениями и видами спорта на протяжении всей последующей жизни.


Заключение

По итогам учебного года во всех образовательных учреждениях, а также в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования каждому обучающемуся выставляется оценка его физической подготовленности, в выпускных классах (курсах) проводятся контрольные проверки.

Федеральная целевая комплексная программа развития физической культуры и формирования основ здорового образа жизни к числу первоочередных задач относит физическое воспитание всех возрастных групп детей и молодёжи, что невозможно без анализа их физического состояния и мониторинга физической подготовленности. В этих документах прямо предлагается проводить ежегодное тестирование физической подготовленности детей и учащейся молодёжи в соответствии с установленными государственными нормативами.

Совершенно очевидно, что при этом необходимо отслеживать в возрастной динамике и показатели физического развития.

Преподаватель (учитель) физической культуры два раза в «течение учебного года проводит тестирование учащихся на основе единых тестовых упражнений, организует систему индивидуальных занятий занимающихся, тем самым формируя навыки основ здорового образа жизни.

Таким образом, в стране создаются необходимые условия для улучшения физического развития и физической подготовленности молодёжи.

Однако разработка методологии и методики оценки физического развития и физической подготовленности всё ещё далека от завершения, и не все предлагаемые варианты удовлетворяют практических работников.


Список литературы

1. Зазулина, Е.В. Методические приёмы исследований физического развития и физической подготовленности молодёжи : учеб.-метод. пособие / Е.В. Зазулина, В.В. Степанова. – Шахты : ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2013. –23 с.

2. Буянов, В. Н Физическая культура и спорт: учебное пособие/ В. Н Буянов, И. В. Переверзева. – Ульяновск :УлГТУ, 2011. – 310 с

PAGE 2

Методология комплексного обследования физического состояния молодежи