Система управления отходами в России
Содержание
Заключение
Список литературы
Введение
Накопление отходов стало наиболее острой экономической, ресурсной и экологической проблемой. Количество образующихся и перерабатываемых отходов является не только показателем его экономического потенциала, но также характеризует уровень развития общества. Количество отходов на душу населения продолжает расти, в настоящее время мы уже наблюдаем загрязнение и захламление отходами всех сред и даже околоземного пространства.
Эта проблема требует немедленного решения. В частности, особого внимания требуют процессы, предшествующие образованию отходов, т.е. важно предусмотреть количество и пути утилизации образующихся отходов уже на стадии планировки любой производственной или хозяйственной деятельности. Необходимо отдавать предпочтение легко утилизируемым материалам, создавать условия для вторичного использования сырья. Коренное решение проблемы заключается в последовательном и поэтапном усовершенствовании системы управления отходами, которая включают в себя сбор, обработку, транспортировку отходов, выделение вторичных ресурсов, их переработку и утилизацию неиспользуемых отходов. Системы обращения с отходами, направленные на максимально возможное их использование, оказывают комплексное влияние на хозяйство и экологическую ситуацию городов, позволяя получить экономический выигрыш и уменьшить ущерб населению, окружающей среде и природным ресурсам, связанный с вывозом, захоронением или утилизацией отходов.
На решение проблемы отходов во многих развитых странах в последние годы были направлены огромные материальные и финансовые ресурсы, приняты организационные меры на государственном и региональном уровнях, создана экономическая, нормативно-правовая и технологическая база.
Необходимо отметить, что в России проблеме отходов в последнее время уделяется больше внимания. Однако работы в данном направлении идут более медленными темпами, чем хотелось бы, что связано, прежде всего, с кризисными явлениями в экономике и финансовым дефицитом. Современное состояние обращения с отходами во многих регионах России может быть охарактеризовано сегодня как кризисное. Остро стоит проблема утилизации отходов и в Астраханской области.
Серьезное внимание необходимо уделить созданию и развитию региональных и муниципальных систем управления отходами, поскольку многие территории, города и другие населенные пункты Российской Федерации характеризуются значительными экономическими, социальными и экологическими ущербами из-за образования и вредного воздействия большого количества отходов.
Целью работы является
Для реализации это цели необходимо решение следующих задач:
Глава1. Опыт развитых стран в системе управления отходами
Проблема переработки отходов становится самой актуальной в современном мире. В связи с этим к 2010 г. в Европейских странах запланирован полный отказ от полигонального захоронения отходов. Развитые страны производят всех мировых отходов планеты (1/6 часть населения). Половина всех отходов производится в США, а политика этой страны превращает развивающиеся страны в производственные свалки.
Система управления отходами в экономически развитых странах прошла следующие этапы развития:
- Начало 70-х годов. Открытое размещение отходов на мелких свалках.
- Конец 70-х годов. Строительство полигонов, представляющих собой инженерные сооружения с ведением мониторинга и утилизацией биогаза.
- 80-е годы. Развитие системы сбора полезных компонентов, становление рынка вторичного сырья.
- 90-е годы. Включение в систему переработки отходов механической сепарации с целью отделения органической составляющей и последующего его компостирования.
- Современная схема переработки ТБО. Отбор вторичного сырья, отделение органики с целью компостирования и сухих фракций с целью сжигания, и захоронения остатков (10% от первоначального объема).
В странах с развитым экологическим законодательством до половины капитальных расходов при строительстве заводов по сжиганию отходов уходит на плату за захоронение золы. Например, во Франции в среднем на одного человека образуется около 1 кг отходов в сутки и они обеззараживаются следующим образом: захоронение 51%; сжигание без рекуперации энергии 11%; сжигание с рекуперацией 27%; компостирование 7%; повторное использование после сортировки 4%.
В настоящее время существует тенденция увеличения стоимости сбора и обезвреживания отходов вследствие постоянного ужесточения законодательства, регламентирующего обращение с отходами. В соответствии с законодательством Франции ответственность за сбор и обезвреживание бытовых отходов возложено на муниципалитеты, а за обезвреживание промышленных отходов на их производителей.
Во Франции в течение 20 лет осуществляется селективный сбор отходов. Собирается стекло, пластик, отработанные машинные масла и растительные отходы. В соответствии с существующими законами каждый департамент обязательно имеет план уничтожения отходов, который разрабатывается с привлечением компетентных организаций (государственных и частных).
За рубежом биогаз все чаще рассматривают как альтернативный источник энергии. В мировой практике добыча и утилизация биогаза началась уже с 70-х гг. Образование и использование биогаза может продолжаться в течение 20-25 лет после прекращения захоронения отходов на полигоне. В середине 70-х гг. в разгар мирового энергетического кризиса на отходы стали смотреть как на дополнительный источник энергии. В США и Германии было посчитано, что вовлечение всех отходов в энергетическое использование покрыло бы энергетическое потребление этих стран на 2-3%. Невысокая эффективность энергетического использования несортированных отходов объясняется их низкой теплотворной способностью. А главный недостаток прямого сжигания необработанных отходов связан с серьезной опасностью загрязнения атмосферы.
За рубежом нормируются наиболее опасные загрязнители: тяжелые металлы (суммарно и по отдельности цинк, кадмий, свинец, медь, ртуть), органические вещества (дибензодиоксины, дибензофураны), а также хлористый и фтористый водород. В то же время в нашей стране регламентировано содержание в составе отходящих газов от сжигания отходов содержание только четырех вредных компонентов: твердых частиц (пыли), оксидов серы, углерода и азота. На зарубежных заводах для обеспечения норм реализуется двухстадийная очистка отходящих газов, а в России только 1 стадия очистки с помощью электрофильтров.
Кроме того за рубежом серьезное внимание уделяется мероприятиям по минимизации опасных выбросов с отходящими газами. В США, например, в 1991 г. вступил в силу закон, в соответствии с которым отходы запрещается сжигать без их предварительной сортировки. Результаты исследований показали, что выделение металлов из отходов перед их сжиганием на порядок снижает их содержание в отходящих газах. Режим сжигания отходов не может быть произвольным и должен обеспечить разложение образующихся из некоторых пластмасс опасных веществ. Практика эксплуатации зарубежных заводов показывает, что эти вещества на 99,9% разлагаются при температуре от 900 до 1000 , в то же время на наших заводах температура сжигания не превышает 800 (прежде всего из-за неподготовленности отходов к сжиганию).
Помимо сжигания в мировой практике нашли применение еще три метода переработки отходов (рис.1.):
Рис.1. Методы переработки отходов
Каждый из этих методов имеет свои преимущества и недостатки, свои оптимальные области применения, зависящие от состава отходов и региональных условий.
Многие инструменты государственной политики в области управления вторичными материальными ресурсами, практиковавшиеся в СССР, не утратили своей актуальности. Аналогичные формы управления сегодня используются или планируются к использованию в развитых странах мира. Речь прежде всего идет о странах ЕС, где некоторые из этих инструментов стали применяться на практике уже в 1990-х 2000-х годах не только на государственном, но и на межгосударственном уровне в качестве основополагающих для обеспечения охраны окружающей среды и устойчивого развития.
Все развитые страны мира пришли к заключению о необходимости усиления государственного регулирования в области сбора и переработки отходов и о том, что ответственность за управление отходами должна быть сконцентрирована на национальном уровне. В структуре государственного аппарата стран ЕС имеются специально уполномоченные для этого органы.
Все более широкие масштабы за рубежом принимает практика государственного нормирования уровня сбора и переработки наиболее распространенных видов отходов. Как правило, эта задача решается в рамках государственных (национальных) программ с выделением существенных финансовых ресурсов на эти цели. В соответствии с Шестой программой действий ЕС в области окружающей среды, принятой в 2002 году, была поставлена задача снизить в странах ЕС к 2010 году количество захораниваемых отходов на 20% в сравнении с 2000 годом, а к 2020 году на 50%. В России же с 2005 года полностью отменена подпрограмма «Отходы» ФЦП «Экология и природные ресурсы», в рамках которой хотя бы отчасти решались некоторые проблемы переработки отходов.
Широкое распространение за рубежом получили методы экономического стимулирования сбора и переработки отходов с помощью целевого субсидирования, льготного кредитования и налогообложения, предоставления льгот по транспортным тарифам, ускоренного списания амортизационных отчислений, использования залогово-возвратных и других механизмов.
Значительное внимание в развитых странах уделяется внедрению системы ответственности производителей продукции (предпринимателей) за сбор и переработку своей продукции и ее упаковки после их использования; аналогом этого подхода в условиях административно-командной экономики СССР была «отраслевая ответственность». С 1994 года «ответственность производителей» в странах ЕС (на межгосударственном уровне) была введена в отношении отходов упаковки, с 2003 года началось постепенное внедрение принципа ответственности в отношении выведенных из эксплуатации автотранспортных средств, с 2007 года в отношении продукции электротехнической и радиоэлектронной промышленности.
Основные целевые установки по нормативам ответственности производителей продукции регламентируются следующими специальными директивами Парламента и Совета Европейского союза:
94/62/ЕС упаковка и отходы упаковки,
2000/53/ЕС транспортные средства, выведенные из эксплуатации,
2002/96/ЕС отходы электротехнического и электронного оборудования.
В соответствии с целевыми установками этих директив (табл. 1) планируется последовательное наращивание уровня сбора и переработки отходов и постепенный отказ от практики их захоронения.
Таблица 1
Целевые установки Парламента и Совета ЕС по уровню сбора и переработки продукции, в отношении которой установлена «ответственность производителя продукции»
Год введения нормы |
Норма использования |
Норма рециклинга |
|
Упаковка |
2001 |
5065% |
2545% |
2008 |
min 60% |
5580% |
|
Автотранспортные средства (АТС) |
2006 |
85% |
80 |
2015 |
95% |
85% |
|
Старые АТС, выпуска до 1980 года |
2006 |
75% |
70% |
Электрорадиотехника |
2007 |
70-80% |
50-70% |
Таким образом, мировая тенденция сводится к трем основным направлениям решения проблемы отходов:
1 создание принципиально новых и современных производственных технологий с целью резкого сокращения возможностей образования отходов;
2 создание экономически и экологически приемлемых современных способов переработки отходов;
3 разработка экономических способов использования отходов в качестве сырья.
С некоторой долей условности можно констатировать, что путь глубокого реформирования всей системы управления отходами, который выбрала Россия еще в конце 1980-х годов, в целом оказался верным. Об этом свидетельствуют первые, хотя и достаточно скромные (по причине начавшейся перестройки хозяйственного механизма) успехи этой реформы, а также зарубежная практика, развивавшаяся в аналогичном направлении. Все это заставляет внимательно присмотреться к накопленному у нас и за рубежом опыту в этой области.
Глава 2. Система управления отходами в России
В России вопросы организации сбора и переработки отходов остаются фактически бесхозными, поскольку не входят в перечень полномочий ни одного из федеральных ведомств. Ростехнадзор, в соответствии со своим Положением, контролирует только негативное воздействие отходов на окружающую среду. Органы местного самоуправления, на которые в законодательном порядке возложена вся ответственность за организацию сбора и переработки отходов, не в состоянии решить эту задачу в отношении «нерентабельных» отходов, пока не будет реформирована система государственного регулирования в этой области.
Система управления отходами прошла пять этапов развития от открытого размещения на мелких свалках до современной схемы переработки с отбором вторичного сырья, отделением органики с целью компостирования и сухих фракций с целью сжигания и захоронением остатков. В странах Европы происходит уже переход на пятый этап, к 2010 г. запланирован полный отказ от полигонального захоронения отходов. В России же только начался переход от первого этапа ко второму, т.е. к полигональному захоронению. Выявление причин этого кризисного состояния убеждает в том, что современная организационно-экономическая схема менеджмента является не достаточно эффективной, она не способна обеспечить радикальное оздоровление сложившейся практики обращения с отходами.
Необходимо отметить, что, с одной стороны, Россия обязана соблюдать установленные в странах ЕС требования по ответственности производителей при экспорте своей продукции в эти страны, и следовательно, российские экспортеры несут в связи с этим определенные затраты. С другой стороны, Россия несет значительные финансовые потери от отсутствия правовых механизмов использования аналогичной ответственности зарубежных поставщиков продукции из стран ЕС для организации сбора и переработки их продукции после использования на территории России. В особой мере это актуально для сбора и переработки ввезенных в Россию автомобилей, аккумуляторов, автомобильных шин, мобильных телефонов и другой продукции электротехнической и радиоэлектронной промышленности, а также для поступающей с импортируемой продукцией упаковки.
Ежегодно на территории страны образуется более 90 млн. т различных отходов. Между тем, в настоящее время лишь несколько десятков видов отходов подлежат переработке и повторному использованию. В связи с этим накопление отходов на территории Российской Федерации продолжает увеличиваться. В отвалах, хранилищах, на полигонах, санкционированных и несанкционированных свалках накоплено огромное количество твердых отходов производства и потребления, причем под складирование занято более 250 тыс. гектар земельной площади.
При этом до настоящего времени в России, по большому счету, нет ни одного предприятия по обезвреживанию и захоронению промышленных и бытовых отходов, полностью отвечающего всем предъявляемым требованиям и, следовательно, практически все предприятия такого рода нельзя считать экологически безопасными.
Причинами накопления значительного количества промышленных отходов на территориях промплощадок, на свалках, в золоотвалах и др. явились:
несовершенство технологических процессов промышленных предприятий;
явный недостаток технологий по переработке отходов;
низкое качество сырья;
отсутствие системного подхода к проблеме утилизации отходов;
неразвитость экономических механизмов управления отходами.
Результаты анализа существующих производств предприятий, например, Волжского бассейна свидетельствует о том, что в ближайшее время рассчитывать на обеспечение высокого уровня ресурсосбережения и их экологической безопасности не представляется возможным, прежде всего, из-за отсутствия или ограниченного числа аналогов малоотходных или безотходных технологических процессов и больших капитальных вложений, необходимых для их реализации.
В общем плане в России государственную политику в области обращения с отходами определяют четыре федеральных закона:
1. “Об охране окружающей среды” (от 10.01.02);
2. “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (от 30.03.99);
3. “Об экологической экспертизе” (от 23.11.95);
4. “Об отходах производства и потребления” (от 24.06.98).
Объективно следует отметить, что не оправдала себя практика механического переноса в российские условия западных технологий, поскольку российские отходы являются значительно более сложным объектом для переработки, чем отходы западных стран.
Для России возможности использования различных технологий обращения с отходами вследствие объективных экономических, социальных, природных, производственных причин имеют свою специфику. Очень важно также учитывать особенности различных регионов страны.
Критерии выбора оптимальных технологий определяются комплексным характером проблемы отходов и базируются на экономических, экологических и ресурсных требованиях, которым отвечает проектирование и строительство комбинированных заводов.
В России НИИ ресурсосбережения разработана технология комплексной переработки отходов, пригодная для условий большинства городов средней и серверной зоны страны. Технология предусматривает предварительную механизированную сортировку отходов (извлечение черных и цветных металлов, выделение части балластных компонентов и т.д.) термообработку обогащенной и подсушенной органической фракции при температуре 900 1000°С, переработку обогащенных шлаков сжигания в камни строительного назначения, двухстадийную современную газоочистку.
Особенность технологического процесса НИИР использование обогащения, как объединяющего процесса в комбинации с термообработкой и переработкой шлаков. Предварительная сортировка улучшает процесс сжигания, повышает производительность оборудования, улучшает состав отходящих газов и шлаков. Завод, работающий по комбинированной технологии, дает всего 15% отходов (по массе).
Комбинированный процесс использует все преимущества отдельных технологий и в то же время нивелирует их недостатки. Отходящие газы не представляют в проектируемых условиях разовой или долговременной большой экологической опасности.
Комбинированные заводы для городов с относительно небольшой численностью населения (до 600 тысяч жителей) могут быть полностью укомплектованы оборудованием (в том числе котельными), производящимися в России и странах СНГ. Можно ориентироваться на отечественные котлы высокой производительности, рабочее проектирование которых ведется институтом атомного машиностроения. Последними промышленными экспериментами в области термообработки отходов являются многообещающие отечественные исследования по использованию металлургических печей Ванюкова (сжигание в слое барботируемого шлакового расплава). Сравнительный выбор стандартного котлоагрегата или печи Ванюкова для термообработки отходов может быть выполнен на стадии ТЭО.
Экономическим, экологическим и ресурсным требованиям переработки отходов в наибольшей степени отвечает проектирование и строительство комбинированных заводов. Предлагаемая технология комплексной переработки отходы на этих заводах отработана в промышленном и промышленно-экспериментальном масштабе и рассчитана на использование серийно производимого и нестандартного оборудования.
Технология предусматривает предварительную сортировку отходы с извлечением ценных и удалением части балластных компонентов, термообработку обогащенных и подсушенных отходов, переработку шлаков сжигания в камни строительного назначения, эффективную двухстадийную очистку отходящих газов.
Готовой продукцией таких заводов является: металлолом трех видов (черный, оловосодержащий и лом алюминия), шлакоцементные камни строительного назначения и отпускаемый потребителям пар; возможно получение компоста, а также композиционных термопластов (ТЭП), изготавливаемых на базе отходов полиэтилена, каучука, латекса и др. материалов. В зависимости от процентного сочетания исходных материалов и времени их переработки получается широкая гамма термоэластопластов, использование которых возможно в различных областях хозяйственной деятельности: кровельные материалы (рулонные, штучные и листовые), тара (мешки, ящики, коробки), фигурное литье и др. По ряду полученных материалов проведена комплексная проверка их свойств, показавшая высокую эластичность, долговечность, стойкость к различным агрессивным средам и воздействиям и др. факторам.
Характеристика продукции, получаемой из отходов по различным технологиям, и экономические показатели технологий переработки на перерабатывающих заводах (по данным НПО “Экотехпром”) приведены в таблицах 2 и 3.
Таблица 2.
Характеристика продукции, получаемой из отходов, при использовании различных технологий их переработки (производительность завода 240 тыс. т/год)
Технология |
Годовой выпуск продукц. |
Продукция |
||||||
Черный лом |
Оловосодержащий лом |
Лом алюминия |
Компост |
Шлак (шлаков. расплав) |
Пар |
Итого |
||
Сжигание |
т млн. долл |
5000 0,5 |
260000Гкал 5,2 |
5,7 |
||||
Сортировка |
т млн. долл |
4250 0,85 |
2800 1,12 |
960 0,768 |
2,738 |
|||
Сортировка+ сжигание |
т млн. долл |
4250 0,85 |
2800 1,12 |
960 0,768 |
40000 0,2 |
260000Гкал 0,2 |
8,138 |
|
Компостирование |
т млн. долл |
6000 1,2 |
155000 1,55 |
2,75 |
||||
Сортиров.+ компостирование |
т млн. долл |
4250 0,85 |
2800 1,12 |
960 0,768 |
105000 3,675 |
6,413 |
||
Комплексная переработка |
т млн. долл |
4250 0,85 |
2800 1,12 |
960 0,768 |
105000 3,675 |
30000 0,15 |
130000Гкал 2,6 |
9,163 |
Таблица 3.
Ориентировочные удельные экономические показатели различных технологий переработки отходов
Показатели |
Технологии |
||||||
Складирование на полигоне |
Сжигание |
Компостирование |
Сортировка |
Сортировка + сжигание |
Сортировка + компосриторование |
Комплексная переработка |
|
Удельные капитальные вложения (на 1 т отходы), долл./т |
47 |
280 |
90 |
50 |
330 |
100 |
240 |
Удельные эксплуатационные затраты (на 1т отходы), долл./т |
30 |
9,9 |
10 |
3,2 |
12,8 |
8,7 |
13,5 |
Неутилизируемая фракция (подлежит захорнению), |
100 |
30 |
30 |
95 |
15 |
55 |
8 |
Общие удельные затраты, долл./т |
30 |
46,6 |
28 |
36,7 |
50,3 |
35,2 |
39,9 |
Суммарная реализация продукции из 1 т отходы, долл./т |
0 |
23,7 |
11,4 |
11,4 |
33,9 |
26,7 |
38,2 |
Эксплуатационные затраты с учетом возмещения за счет реализации продукции, долл./т |
-30 |
-22,9 |
-16,6 |
-25,3 |
-16,4 |
-8,5 |
-1,7 |
2.1. Масштабы образования отходов в России
Ежегодно в России образуется:
отходов промышленного производства более 3 млрд. т.;
ТБО более 40 млн. т.;
осадков сточных вод промышленных предприятий и коммунального сектора (влажностью 9596%) 80100 млн. т.;
свиного навоза и птичьего помета (влажностью 9597%) сотни млн. т.;
строительных отходов, включая отходы от сноса зданий и замусоренный грунт, десятки млн. т.
Более 90% промышленных отходов возникает в процессе добычи и обогащения полезных ископаемых (табл.4.).
Таблица 4
Наиболее распространенные виды многотоннажных отходов: показатели образования и использования (оценочные данные на 2005 год).
Наименование отхода |
Образование (в млн т) |
Уровень использования (в %) |
Отходы добычи и обогащения |
2 7003 200 |
35,2 |
Лом черных металлов |
33,5 |
82,9 |
Золы и шлаки ТЭС |
29,8 |
10,3 |
Галитовые отходы |
29,4 |
14,0 |
Шлаки доменные |
17,7 |
72,8 |
Древесные отходы |
14,4 |
52,5 |
Фосфогипс |
14,0 |
16 |
Шлаки сталеплавильные |
7,4 |
41,8 |
Макулатура |
3,8 |
31,7 |
Пиритные огарки |
1,5 |
40,5 |
Щелоки сульфитные |
0,95 |
68,4 |
Шины изношенные |
1,1 |
10,0 |
Полимерные отходы |
0,7 |
11,4 |
Текстильные отходы |
0,37 |
50,4 |
Отработанная серная кислота |
0,29 |
82,8 |
Стеклобой |
0,6 |
34,2 |
Ртутьсодержащие отходы |
0,004 |
40,5 |
В России наблюдается устойчивый количественный рост отходов, и никаких принципиальных изменений этой тенденции в обозримом будущем не предвидится. Это очевидным образом связано с ростом объема промышленного производства и уровня конечного потребления. При этом отходы потребления будут расти быстрее, чем отходы производства, из-за опережающего роста продукции конечного потребления в первую очередь бытовой, компьютерной и радиоэлектронной техники, предметов домашнего обихода, одежды, автомобилей и т. д.
2.2. Экономические особенности построения системы управления отходами в России
Россия, переживающая всеобъемлющую деструкцию централизованной системы управления в политике и экономике, переходит к децентрализованным методам управления отходами.
Система управления отходами в городах страны состоит из трех составляющих: подсистемы сбора отходов, подсистемы транспортировки отходов и подсистемы переработки и утилизации отходов. Ограничителями в рассматриваемой системе являются объемы финансовых, материальных ресурсов, географические особенности. При создании системы управления отходами должны быть решены следующие основные задачи:
разработка нормативно-правовой базы и ее своевременное обновление;
нормирование форм собственности участников системы управления;
разработка финансового механизма;
разработка методов контроля за работой системы управления.
Нормативная база по управлению отходами в современной России только создается, поэтому работа с отходами в основном регламентируется региональными актами, конкретизирующими рамочный Федеральный закон “Об отходах производства и потребления”.
До начала перестройки вся система управления отходами была строго централизованной. Приватизация системы началась с транспортных предприятий, затем появились частные полигоны для складирования отходов, а сейчас начинается приватизация предприятий сбора отходов. Фактором, определяющим темпы приватизации, является экономическая выгода, базирующаяся на тарифной политике. Идеально построенная децентрализованная система должна быть самоокупаемой и строиться следующим образом:
по расчетным данным определяются тарифы для сбора, тарифы для транспортировки, тарифы для переработки;
расчетные тарифы устанавливаются только для государственных предприятий. Частные предприятия вправе устанавливать любые собственные тарифы;
государственное регулирование должно осуществляться только на уровне налогового лицензионного, технического, санитарного, экологического контроля за предприятиями, работающими в области санитарной очистки;
взаимодействие между территориальными органами должно осуществляться только на уровне согласования тарифов, согласования размеров взаимного кредитования, общей налоговой политики.
Централизованная система управления отходами предполагает государственную форму собственности для предприятий, осуществляющих сбор, транспортировку, переработку всех видов отходов. При достижении определенной степени развития общества такая система становится неэффективной.
Децентрализованная система обращения с отходами предполагает в каждой подсистеме наличие самостоятельных предприятий, не управляемых директивно из единого центра. Городские муниципальные власти формируют тарифную политику, определяют перечень правовых, технических, временных условий для всех участников системы, создают некоторое, желательно, минимальное количество контрольных органов. Отбор предприятий осуществляется среди лицензированных предприятий.
Централизованная система имеет преимущество при решении разовых, чрезвычайных задач. С ростом объемов производства в ней трудно контролировать целевое использование средств. Децентрализованная система требует такой степени экономического развития общества, при которой каждое предприятие и гражданин в состоянии оплачивать переработку производимых ими отходов.
Децентрализованная система управления отходами включает в себя предприятия различных форм собственности, конкурирующих между собой. Они могут выполнять как комплекс всех этапов обращения с отходами, так и некоторый этап, например, только вывоз отходов.
Введение децентрализованных систем эффективно при выполнении нескольких условий:
во-первых, это установление прав собственности на все элементы системы управления отходами;
во-вторых, это обязанность производителя оплатить самому стоимость обращения с отходами
в-третьих, это жесткий контроль со стороны государства за участниками всей системы.
Внутри городов России контроль за обращением с отходами осуществляют муниципальные власти.
В условиях автономии региональных администраций большое значение принимает согласование их действий, т. к. большая часть отходов образуется в скученности городов, но вывозится за их территории. Сравнительный анализ технологий переработки отходов показывает, что 100% переработка отходов с использованием высоких технологий в России сейчас невозможна из-за экономических соображений.
Приоритетным методом обезвреживания отходы в ближайшие десять лет остается захоронение на полигонах. Вместе с тем, интенсивно будут внедряться методы сепарации и компостирования отходов.
При комплексном рассмотрении вопросов переработки отходов с учетом долгосрочной перспективы преимущества методов складирования по сравнению со сжиганием становятся не так очевидны. Поэтому продолжается исследование методов термической переработки отходов, в частности, в России развиваются методы плазменного сжигания, сжигания в шлаковом расплаве, сжигание отходов вместе с углем на электростанциях.
Реформы, в том числе децентрализация систем обращения с отходами становятся необходимостью, когда существующая система становится хронически убыточной.
Существующие в России тарифы на сбор и переработку отходов делают систему обращения с отходами не жизнеспособной. Реформа системы безусловно должна сопровождаться повышением тарифов, но одновременно необходима ее децентрализация, направленная на повышение эффективности использования средств и качества обслуживания. Децентрализация системы обращения с отходами сопровождается приватизацией отдельных ее звеньев.
В любом государстве приватизация имеет смысл только при постоянном контроле со стороны государственных органов и невысоком уровне коррупции. Разумная приватизация, к примеру, снижает сохранение качества питьевой воды, приватизация при высоком же уровне коррупции разрушает систему водоснабжения.
Децентрализация системы обращения с отходами в России идет медленно. Можно предположить, что давно ожидаемое экономическое оживление в России приведет к обострению проблемы отходов, а неконтролируемая децентрализация усилит опасность превращения России в импортера отходов.
Проблему отходов, нужно решать, учитывая экономическое, политическое и моральное состояние общества. При условии общего поступательного развития экономики России, политической стабильности и уменьшения коррупции децентрализация есть более прогрессивная форма обращения с отходами.
В области транспортировки отходов процент предприятий различной формы собственности велик и механизм контроля за их деятельностью отработан.
Экономическая слабость страны не позволяет приватизировать высокотехнологичные заводы по переработке отходов. Созданные уже частные полигоны по складированию отходов ухудшили экологическую ситуацию в пригородах и совместными усилиями городских и областных администраций необходимо в ближайшие годы навести порядок, усилить.
Дальнейшая децентрализация и приватизация в России целесообразна при усилении роли государственного регулирования.
2.3. Использование отходов как вторичных материальных ресурсов в России
Любые отходы можно рассматривать в качестве вторичных материальных ресурсов (ВМР), поскольку они могут быть использованы в хозяйственных целях, либо частично (т. е. в качестве добавки), либо полностью замещая традиционные виды материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, причем главной особенностью таких ресурсов является их постоянная воспроизводимость в процессе материального производства, оказания услуг и конечного потребления.
В Российской Федерации ВМР используются практически во всех отраслях промышленности. При этом масштабы и степень переработки различных видов ВМР значительно варьируют в зависимости от ресурсной ценности отходов, от экологической ситуации, обусловленной их свойствами как загрязнителей среды, и самое главное от конкретных экономических условий, определяющих рентабельность использования отходов в том или ином виде производства.
Так, традиционные виды вторичного сырья лом и отходы металлов, высококачественные отходы полимеров, текстиля, макулатуры легко поддаются сбору и переработке. Напротив, сложные многокомпонентные отходы, а также загрязненные отходы практически не перерабатываются. К последним относятся смешанные и загрязненные нефтепродукты, изношенные шины, отходы упаковки из ламинированной бумаги, осадки и шламы очистных сооружений, гальваношламы и т. п.
В качестве вторичного сырья отходы наиболее полно используются в металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности, при производстве строительных материалов (рис. 2). Некоторые виды продукции изготавливаются полностью или почти целиком из вторичного сырья, это некоторые виды бумаги и картона, изделия широкого хозяйственного потребления из полиэтилена (ящики, ведра, поливочные шланги, пленка и т. д.).
Рис. 2. Оценка доли вторичного сырья в производстве важнейших видов промышленной продукции
Средний коэффициент использования отходов в качестве вторичного сырья в России можно оценить примерно в одну треть, что в 22,5 раза ниже, чем в более развитых странах. При этом необходимо иметь в виду, что в нашей стране многие виды отходов практически вообще не используются в хозяйственных целях. Так, уровень переработки ТБО в среднем по России не превышает 45%. Плохо перерабатываются золы и шлаки ТЭС, фосфогипс, изношенные шины, полимерные отходы, осадки очистных сооружений, жидкий свиной навоз и птичий помет. Эта ситуация имеет двоякие последствия: во-первых, промышленность несет значительные потери материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), содержащихся в отходах, во-вторых, продолжается интенсивное накопление неиспользуемых отходов в окружающей среде каждый год примерно 6070% от их возникшего объема, или, в абсолютных показателях, 22,5 млрд. т. в год.
Столь слабое вовлечение отходов в хозяйственный оборот объясняется во многих случаях высокими затратами на их сбор и подготовку к переработке. Это понижает рентабельность переработки отходов либо вовсе делает ее убыточной для предпринимателей. В первую очередь сказанное относится к отходам потребления, при том что в них зачастую содержатся хорошо рециркулируемые материалы: черные и цветные металлы, термопласты, резина, волокнистое картонно-бумажное сырье.
Каковы же причины, приводящие к столь высоким затратам на сбор и переработку отходов потребления? Это, во-первых, необходимость создания специальной производственной инфраструктуры, включающей пункты сбора вторсырья и заготовительные предприятия; во-вторых, трудоемкость сортировки и дезагрегации сложных отходов на отдельные компоненты по видам материала, а также их чистки, мойки и дезинфекции, проверки на наличие радиоактивных и других опасных материалов; в-третьих, значительный расход энергии на их дробление и выпуск из них вторичного сырья или полуфабрикатов; и наконец, в-четвертых, снижение производительности оборудования из-за наличия в перерабатываемых отходах примесей и мусора (особенно это относится к переработке полимерных отходов).
Экономические стимулы, которые могли бы побудить предпринимателей заняться сбором и переработкой «нерентабельных» ВМР, также довольно низки. Вызвано это относительно низкой конкурентоспособностью товаров, произведенных с использованием отходов, поскольку даже при относительной дешевизне соотношение цена/качество для них менее благоприятно, чем у продукции, изготовленной только из природного сырья. В первую очередь это относится к широкому ассортименту продукции из отходов термопластов и резины (таре, поливочным шлангам, полимерной пленке, изделиям технического назначения из термопластов и резины), регенерированным моторным маслам, туалетной бумаге из макулатуры и т. д. Спрос на такую продукцию нередко остается довольно низким даже при существенном до 50% и более снижении цены на нее.
Высокая обеспеченность промышленности России сырьевыми ресурсами, их доступность на фоне высоких мировых цен также не способствует развитию активности в сфере переработки отходов.
В целом, даже при наличии серьезных технологических трудностей можно утверждать, что недостаточный уровень использования вторичных материальных ресурсов в России обусловлен в первую очередь не технологическими факторами, а несовершенством институциональных основ в этой области, прежде всего нормативно-правовых механизмов. Поэтому интенсифицировать использование отходов в качестве ВМР можно, лишь создав для этого более благоприятные организационные, нормативно-правовые и экономические условия, что, на наш взгляд, потребует значительного усиления государственного регулирования в этой области.
2.4. Практика управления отходами в СССР
За три последние десятилетия экономическая и политическая ситуация в России коренным образом изменилась, тем не менее мы не вправе игнорировать значительный опыт государственного контроля над системой управления отходами, который был накоплен в нашей стране в 197080-х годах. Руководство сбором и переработкой отходов (равно как ресурсосбережением в целом) осуществлялось тогда на общесоюзном (федеральном) уровне специальными подразделениями Госплана и Госснаба. Для информационного обеспечения государственного управления велась подробная и строго формализованная статистическая отчетность как общая, так и по различным категориям отходов; кроме того, составлялась ведомственная статистическая отчетность по объемам образования и использования отходов добычи и обогащения полезных ископаемых.
В СССР широко применялось программно-целевое планирование и нормирование уровня сбора и переработки важнейших видов вторичного сырья с помощью государственных общесоюзных, республиканских, а также отраслевых программ по вторичным материальным ресурсам. Была создана довольно мощная специальная производственная инфраструктура для сбора и промышленной переработки основных видов вторичного сырья по всей территории СССР. Высокий уровень затрат на сбор и переработку «нерентабельных» отходов производства компенсировался установившейся в то время практикой включения этих затрат в себестоимость основной продукции соответствующих отраслей промышленности.
С 1986 года была введено общее положение, согласно которому «организация, ответственная за разработку новых видов материалов или продукции, одновременно должна была разрабатывать технологию их повторного использования или переработки после истечения срока службы или эксплуатации, предусматривая создание соответствующих мощностей одновременно с созданием мощностей по производству материалов или продукции» (Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 23.05.86 г.).
Для решения инженерных проблем переработки отходов в рамках ГКНТ СССР и отраслевых министерств были созданы специальные научно-технические программы. К разработке соответствующих технологий и оборудования были привлечены десятки научно-исследовательских институтов. В 1975 году специально для этих целей был учрежден Всесоюзный научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт вторичных ресурсов (ВИВР) Госснаба СССР (ныне ФГУ НИЦПУРО). К 1990 году институтами страны было создано и внедрено немало технологических линий для сбора и переработки макулатуры, текстильных, полимерных и древесных отходов, изношенных шин, стеклобоя, отработанных нефтепродуктов, ртутьсодержащих ламп и гальванических элементов, металлургических и теплоэлектроэнергетических шлаков, гальваношламов и других отходов.
С помощью перечисленных мер в 1980-х годах сбору и переработке основных многотоннажных видов отходов удалось придать промышленный масштаб, а заготовка и подготовка к производству некоторых видов отходов в ряде материалоемких отраслей промышленности были выделены по существу в самостоятельные подотрасли.
Только в системе «Союзвторглавресурсов» Госснаба СССР в 1980-х годах функционировало 527 предприятий вторичных ресурсов и 5 677 приемных пунктов по заготовке вторичного сырья от населения, в том числе предприятия по переработке макулатуры, вторичного текстильного сырья, вторичного полимерного сырья и др.
Государственная политика в области сбора и переработки отходов предусматривала высокие темпы увеличения коэффициента их хозяйственного использования. При этом по большинству позиций использование отходов в качестве ВМР росло более высокими темпами, чем образование отходов.
Специальной государственной программой было предусмотрено увеличение использования важнейших видов ВМР в период с 1986 до 2000 год в среднем более чем в два раза. В соответствии с Комплексной программой научно-технического прогресса СССР, к 2010 году уровень переработки большинства видов отходов должен был повыситься значительно (по некоторым видам отходов даже приблизиться к 100%). В первую очередь это относилось к лому черных и цветных металлов, отработанным нефтепродуктам, пиритным огаркам, шлакам черной и цветной металлургии, лигнину, макулатуре, текстильным, полимерным, кожевенным и древесным отходам производства. Уровень переработки зол и шлаков ТЭС предполагалось поднять до 59%, ТБО до 3550%, изношенных шин до 82100%, фосфогипса до 6082%. Для достижения этих целей планировалось проведение широкомасштабных НИОКР и введение в строй отраслевыми министерствами необходимых производственных мощностей.
В процессе реформирования экономики, начиная с 1991 года, все созданные в 197080-х годах инструменты государственной политики в области управления вторичными материальными ресурсами были упразднены. Разработанные к настоящему времени новые методы государственного регулирования в области обращения с отходами несовершенны и в принципе не могут обеспечить существенных сдвигов в деле использования отходов как ВМР.
2.5. Предложения по реорганизации системы управления отходами в России
Чтобы стимулировать в нашей стране процесс сбора и переработки отходов и создать для этого более благоприятные условия, представляется целесообразным принять следующие меры:
- Ввести законодательное положение, согласно которому хозяйственное использование отходов в качестве ВМР становится специально выделенным объектом государственного регулирования, наделив при этом одно из федеральных министерств или ведомств полномочиями по осуществлению государственной политики в этой области.
- Ввести систему всеобщей ответственности за организацию сбора и переработки отходов, возложив эту ответственность на хозяйствующих субъектов как собственников отходов производства, физических лиц как собственников образующихся у них бытовых отходов, органы муниципального управления как на субъектов хозяйственной деятельности, организующих сбор, вывоз, переработку и захоронение отходов.
Необходимо также ввести в России правовую норму, устанавливающую ответственность производителей за организацию сбора и переработки определенных видов выпускаемой ими продукции после ее использования потребителем, а также использованной в производстве упаковки. Этой юридической нормой в первую очередь должны быть охвачены следующие виды продукции:
нефтепродукты (различные масла, технологические охлаждающие жидкости);
автотранспортная техника (автомобили и их прицепы, автобусы, мотоциклы);
продукция электротехнической и радиоэлектронной промышленности (холодильники, морозильники, электрические плиты, стиральные машины, пылесосы, швейные машины, мелкие бытовые приборы домашнего обихода, осветительные ртутные приборы, гальванические источники электроэнергии, телевизионная и компьютерная техника, звуко- и видеозаписывающая аппаратура, средства телефонной и радиотелефонной связи, игрушки и спортивный инвентарь с электрическими и электронными компонентами, измерительные приборы и т. д.).
Чтобы дать хозяйствующим субъектам дополнительный стимул к вовлечению отходов в хозяйственный оборот, нужно создать нормативно-правовые условия для более эффективного использования природоохранных механизмов и инструментов государственного регулирования разрешительной системы размещения отходов с установлением лимитов, платежей за размещение отходов, лицензирования, государственной экологической экспертизы. В частности, указанные инструменты и механизмы можно было бы использовать для введения ограничений на захоронение общераспространенных ВМР, экономического поощрения сбора и переработки отходов, стимулирования технического перевооружения производственной базы.
Особые нормативно-правовые условия следует также создать для применения традиционных методов государственного регулирования предпринимательской деятельности в данной сфере. Так, желательно было бы установить ряд льгот:
льготы по налогу на прибыль, инвестируемую в создание производств по переработке ВМР или в техническое перевооружение в этой области;
льготы по налогу на землю производственно-заготовительных предприятий и пунктов сбора наиболее распространенных видов вторичного сырья;
снижение нормы амортизации для оборудования по сбору и переработке ТБО, отходов полимерной тары и упаковки, алюминиевых банок, стеклобоя, изношенных автомобильных шин, ртутьсодержащих ламп и гальванических элементов;
льготы по арендной плате за производственные помещения для предприятий, осуществляющих сбор и переработку вторичного сырья;
льготы по тарифам на железнодорожные перевозки отходов, предназначенных для использования в качестве вторичного сырья.
Нормативы льгот в этой области, порядок их обоснования и установления должны регламентироваться специальным (налоговым) законодательством.
Целесообразно было бы на основе отмененной 4 года назад. Федеральной программы «Отходы» создать новую целевую программу национального уровня, в рамках которой можно было бы сосредоточить имеющиеся ресурсы и последовательно решить накопившиеся проблемы в данной области.
Предложенные меры должны способствовать формированию особой организационно-производственной инфраструктуры, способной к саморегуляции. Устойчивость такой системы должна обеспечиваться за счет покрытия убытков от организации сбора и переработки «нерентабельных» отходов потребления с помощью уже имеющихся и предложенных выше механизмов государственного регулирования предпринимательской и природоохранной деятельности. Кроме того, для стимулирования спроса на продукцию, изготовленную с применением «нерентабельных» отходов, следует более интенсивно использовать механизмы государственного и муниципального заказов.
Как представляется, наиболее рациональной формой введения предложенных выше нормативно-правовых положений могло бы стать принятие специального федерального закона «О вторичных материальных ресурсах». Проект этого ФЗ был подготовлен, в частности, ФГУ НИЦПУРО в 2004 году по заказу Минпромнауки России.
В 2006 году ФГУ НИЦПУРО и ОАО «НТК “Механобртехника”» по заказу Минпромэнерго России подготовили новый вариант Концепции данного закона, предусматривающий установление норм прямого действия по уровню ответственности производителей за сбор и переработку своей продукции после использования ее потребителями.
Введение ФЗ «О вторичных материальных ресурсах» не потребует отмены ФЗ «Об отходах производства и потребления», но будет лишь дополнять его в части обращения с отходами как с вторичными материальными ресурсами.
Таким образом, в России экономика отходов в настоящее время находится в неудовлетворительном состоянии. Чтобы кардинально исправить положение, необходимо реформировать государственную политику в этой области, существенно усилив государственное регулирование сбора и переработки отходов, прежде всего отходов конечного потребления, поскольку работа с такими отходами по большей части нерентабельна и не дает предпринимателям приемлемой для них прибыли. Реальные предпосылки для такой реформы существуют в виде апробированного в 1980-х годах отечественного и, позднее, зарубежного опыта. Предлагаемый подход основан на принципе «загрязнитель платит» и на распределении ответственности за сбор и переработку отходов на всех членов российского общества.
Глава 3. Совершенствование системы управления отходами в регионах
3.1. Недостатки современной системы управления отходами в регионах
Как уже указывалось, современное состояние управления отходами в регионах может быть охарактеризовано как кризисное. Данное положение принимается представителями администрации различных уровней, хозяйственными организациями, профессиональным сообществом и населением регионов.
Однако степень кризиса существенно различается в городах и сельских территориях. На территориях крупных городов он пока проявляется не в такой большой степени за счет усилий городских администраций по сбору, транспортировке и захоронению отходов, поддержанию определенного уровня эксплуатации городских полигонов. Необходимо отметить, что именно крупные города являются инициаторами улучшения ситуации в управлении отходами в регионах. На других территориях регионов кризис проявляется явно уже сегодня и обещает в ближайшем будущем принять катастрофические формы и размеры.
Попытки выявить причины этого кризиса убеждают в том, что современная организационно-экономическая схема управления отходами является не достаточно эффективной, она не способна обеспечить радикальное оздоровление сложившейся практики обращения с отходами.
К числу основных недостатков современной системы управления отходами относится несогласованность в ней интересов городов и регионов. Фактически в регионах существуют по две изолированные друг от друга системы управления отходами: городская и региональная. Их деятельность практически не согласуется и не координируется.
Используемые сегодня экономические и управленческие механизмы не способны адекватно реагировать на постоянно изменяющуюся ситуацию. Это представляется опасным в связи с тем, что динамика ее развития направлена в сторону анархичности в сфере перераспределения потоков отходов и сопровождающих их финансовых средств.
Современная система управления отходами не обеспечена необходимым нормативно-правовым фундаментом, что приводит к слабости контроля над деятельностью в сфере обращения с отходами. Принуждение к осуществлению нормативных мероприятий, прежде всего, в части эксплуатации полигонов осуществляется крайне редко, фактически от случая к случаю.
Поиск первопричин, порождающих весь узел перечисленных проблем, приводит к представлению о том, что одна из них заключается в финансах. Деньги, которые сопровождают отходы на всех этапах их жизненного цикла от момента образования до момента обезвреживания, определяют все, что происходит с отходами. И частота первичного сбора отходов, и степень извлечения вторичных материалов, методы конечной переработки и т. п., все это зависит от объемов финансовых средств, поступающих в сферу обращения с отходами и механизмов управления ими. Отсюда, финансы представляются тем основным элементом системы управления отходами, преобразование и усовершенствование которого позволит оздоровить современную ситуацию в целом.
Вместе с интенсивными политико-экономическими преобразованиями российского общества существенно трансформировались и принципы финансирования системы управления отходами.
В условиях плановой экономики, катастрофическое состояние объектов по захоронению отходов предопределялось действующими организационно-экономическими, финансовыми и нормативно-правовыми механизмами. Исключение составляли лишь те объекты, которые удавалось успешно “пробивать” необходимое финансирование в силу личных качеств руководителей или в связи с каким-либо особым статусом предприятия. К числу последних может быть отнесен, например, ряд мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов страны, которые обезвреживали незначительную часть городских потоков отходов.
В условиях рыночной экономики механизмы финансирования различных объектов, связанных с обращением с отходами существенно иные. Прежде всего, действует принцип “загрязнитель платит”. В случае с отходами это означает, что все платежи за удаление, обезвреживание и захоронение отходов ложатся на плечи предприятий и населения. Во-вторых, рассчитывать на безвозвратные инвестиции со стороны государства, как правило, не приходится. В роли инвесторов выступают финансовые организации, которые лишь выделяют коммерческие кредиты для строительства объектов.
Принципиально важной чертой системы управления отходами в условиях рыночной экономики является жесткое регулирование потоков отходов и связанных с ними финансов, которое позволяет избегать конкуренции между “дешевыми” и “дорогими” методами обезвреживания и переработки отходов.
Сегодня в России и в том числе в регионах имеет место переходный этап от плановой к рыночной экономике. В сфере обращения с отходами он проявляется механизмами смешанных типов, характерными как для первой, так и для второй систем. В целом структура тарифа, к сожалению, осталась неизменной с доперестроечных времен. Однако экологические проблемы стали приоритетными. В связи с этим в ряде регионов рекомендуются к разработке и внедрению в хозяйственную практику дорогостоящие объекты сортировки и переработки отходов.
Следует отметить, что основным признаком рыночных отношений в сфере обращения с отходами является острая конкуренция за отходы, возникшая в последнее десятилетие. Отходы стали ценным товаром, за которым в буквальном смысле слова идет охота. В современных условиях отходы это деньги! Их новый статус обусловлен тем, что поток отходов непрерывен и также непрерывен поток финансовых платежей за их сбор, транспортировку, сортировку, обезвреживание, переработку, захоронение.
Современная конкуренция за отходы в регионах носит неорганизованный характер. Фактически она развивается по законам “дикого рынка” и имеет ряд негативных характерных особенностей. Прежде всего, подавляющее большинство участников рынка придерживается принципа “быстрых денег”. Это приводит к минимизации затрат на эксплуатацию и развитие полигонов. Природоохранные мероприятия финансируются по остаточному принципу только в крайних ситуациях под страхом угрозы закрытия объектов. До сих пор законодательно не определено, кто конкретно отвечает за загрязнения окружающей природной среды, возникающие в постэксплуатационный период. В таких условиях ожидать, что организации, ответственные за захоронение отходов, будут серьезно озабочены долгосрочными стратегическими задачами, не приходится.
Исключение могут составлять лишь некоторые полигоны, находящиеся в собственности городов. Однако поток отходов на эти объекты в последнее время уменьшился в связи с тем, что они оказались неконкурентоспособными в борьбе с полигонами-однодневками, а попросту, стихийными свалками. Последние характеризуются отсутствием природоохранных сооружений, низкой культурой эксплуатации, что приводит к существенному снижению тарифов за прием отходы. Городские же объекты, которые по своим характеристикам ближе к современным экологическим и технологическим требованиям, имеют более высокий тариф.
Таким образом, сегодня во многих регионах страны сформировался стихийный рынок, который функционирует в соответствии с законом минимизации затрат на обезвреживание и захоронение отходов. Он предопределяет усиленный приток отходов в зоны пониженного тарифа, на объекты экологически и технологически неподготовленные для интенсивной эксплуатации. В то же время объекты, предназначенные для этого простаивают, вследствие чего на территории регионов усиливается экологическая напряженность.
Анализ существующих организационно-экономических схем управления отходами в крупных городах России позволяет сделать следующие выводы:
в городах частично введен принцип “загрязнитель платит”;
тарифы за сбор, транспортировку и захоронение отходов не достаточны для обеспечения экономической устойчивости и жизнеспособности предприятий, так как они не позволяют формировать фонды рекультивации, реконструкции и развития, их достаточно лишь для осуществления текущей эксплуатации объектов;
сложившиеся условия стимулируют интенсификацию притока отходов на объекты с пониженным тарифом за захоронение отходы;
негосударственный и немуниципальный сектор рынка отходов городов остается вне требуемого учета и нормативно-правового регулирования;
не решаются вопросы сортировки и переработки отходов, что приносит экономический и экологический вред.
В целом складывается парадоксальная ситуация, когда административно-территориальные образования региона тратят различные средства на проведение одних и тех же по технологическому составу операций. Это означает, что каждое из них соблюдает экологические и технологические нормативы лишь в той степени, в которой считает необходимым.
Таким образом, при неизменности системы управления отходами можно ожидать значительного увеличения количества экологически и технологически неблагополучных объектов по захоронению отходов на территории различных регионов. Другими словами, такая законсервированная система управления отходами будет развиваться в направлении усиления негативного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы регионов и вызовет, в конечном счете, большой экономический ущерб.
Представленный анализ ситуации показывает, что ключевым явлением, определяющим распределение потоков отходов на территории регионов, является стихийная конкуренция между объектами по захоронению отходов, которая происходит в условиях неясной нормативно-правовой базы, слабого государственного и общественного контроля, отсутствия реальных механизмов принуждения к проведению нормативных мероприятий, экономической непроработанности и финансовой запутанности. Фактически, такая практика неизбежно приводит к победе “плохих” полигонов и других объектов над “хорошими” и дальнейшей деэкологизации процесса захоронения отходов на территории различных регионов.
3.2. Система управления отходами в Астраханской области
Остро стоит проблема утилизации отходов и в Астраханской области. К настоящему времени на территории области скопилось 3 млн. т всех видов отходов. При этом большинство из них разместилось на несанкционированных свалках. Мусор не сортируется, места его расположения не огорожены, свалки нередко горят, на них отсутствует система сбора, очистки и фильтрации. На полигонах разместились токсичные отходы. А места захоронения бытового мусора стали питательной средой для грызунов и насекомых.
Надо также отметить, что географическое положение и природные условия Астраханской области усугубляют проблему, т.к. влияние токсичных отходов на здоровье человека и окружающую среду не локализуется, а наоборот природные условия способствуют распространению загрязняющих веществ (http://www.obzorupakovki.ru/news/63635).
С целью предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья необходимо создавать на территории области мусороперерабатывающие комплексы. Предприятия будут производить переработку твердых бытовых отходов (далее - ТБО) путем сортировки и первичной обработки отработанных фракций с целью их последующего использования в качестве сырья при производстве других видов продукции. Переработка ТБО является одной из важнейших проблем муниципального жилищно-коммунального хозяйства. Учитывая, что захоронение ТБО на полигонах представляет потенциальную опасность загрязнения дельты Волги химическими и бактериологическими отходами, необходимость строительства предприятий по переработке ТБО актуальна. Строительство комплексов, предусматривающих организацию производства с применением современных технологий и высокопроизводительного оборудования, позволит обеспечить высокую степень переработки ТБО. При этом сырье будет поставляться на комплексы также из близлежащих муниципальных образований. Практика использования предприятий по переработке ТБО показывает их высокую рентабельность и экономическую эффективность. При сравнительно небольших капитальных вложениях окупаемость вновь создаваемых предприятий не превышает пяти лет (http://www.jur-portal.ru/work.pl?act=law_read&subact=948182&id=123394).
По данным инвентаризации объектов захоронения и хранения отходов на территориях города и 439 населенных пунктов Астраханской области выявлено более 440 свалок отходов, из которых около 300 - несанкционированных, 7 полигонов отходов, из них 6 полигонов ТБО и 1 полигон промышленных отходов (рис.3).
На несанкционированных свалках размещаются твердые бытовые отходы, отходы из жилищ, формируемые населением, отходы потребления на производстве подобные бытовым, мусор уличный, выборочно мусор строительный и металлолом.
Неблагоприятная экологическая ситуация сложилось с утилизацией жидких нечистот и хозяйственно-бытовых сточных вод из выгребных ям неканализованной части города, размещаемых в настоящее время на иловых (сливных) картах южных очистных сооружениях биологической очистки канализации. В данное время требуется их ликвидация и строительство сливных насосных станций в соответствии с требованиями строительных норм и правил.
Рис. 3. Инвентаризация объектов захоронения и хранения отходов
Для решения проблемы нужны срочные организационно-правовые меры, разработка соответствующих законодательных актов и областных целевых программ. Срочные необходимые меры по исправлению создавшегося положения предусмотрены в областной целевой программе "Отходы производства и потребления", которая была разработана в 2004 г. В частности, она была разработана с целью реализации следующих мер: создание системы управления обращением с отходами, внедрение новых технологий по их переработке, внедрение механизма сбора мусора у населения, строительство специальных полигонов и, наконец, мини-цехов и мусороперерабатывающего завода.
Финансирование данных мероприятий предусматривается как за счет бюджетов всех уровней, так и внебюджетных источников, включая средства предприятий. Некоторые фирмы Астраханской области согласились принять участие в этой программе. Кстати, есть еще один вариант поиска источников финансирования - это участие в различных грантах и федеральных целевых программах.
Для преобразования системы управления отходами также необходимы новые технологии. Так, было принято распоряжение губернатора Астраханской области от 07.11.2007. N 351 - р «О мерах по внедрению новейших технологий сбора, сортировки и переработки твердых бытовых отходов». Основной целью принятия данного нормативно-правового акта стало признание соответствующим приоритетом государственной политики исполнительных органов государственной власти Астраханской области в социально-экономической сфере проекта ООО "Керамзитный завод" по созданию комплекса переработки твердых промышленно-бытовых отходов с использованием промышленных установок "Русский реактор" (http://www.astrakodeks.ru/astra/160_stat.html).
В связи с тем, что Черноярский район имеет аграрную направленность, отходы формируемые на его территории носят, главным образом, бытовой характер (4 кл. опасности) (рис.4).
Рис.4. Основные составляющие вывозимых на свалки отходов (по массе)
В связи с тем, что основными составляющими вывозимых на свалки района отходов является органика, то в наибольшей степени проблема их утилизации решается методом компостирования.
Особого внимания требует к себе пластик. Этот вид отходов не разлагается в естественных условиях, легко перемещается ветрами по территории свалок и за их пределами. Пластик нельзя сжигать, поскольку при его горении выделяются высокотоксичные вещества. Устранение этого вида отходов может быть решена путем организации на территории района приемного пункта предприятий по утилизации отходов полиэтиленовой пленки и пластиковых изделий. Ближайшие перерабатывающие предприятия: ООО «Октан» г. Ахтубинск, Астраханский филиал ОАО «Регистратор НИКойл», г. Нариманов.
Проект по переработки пластиковых отходов в стройматериалы осуществляется в Астрахани с 2007 года (рис.5).
Рис.5. Утилизация пластиковых отходов
Большую популярность получила идея утилизации пластиковых отходов с последующей переработкой в строительные материалы, реализованная в одноименном инвестиционном проекте предпринимателя Тихонова И.И. Ассортимент производимых из пластика материалов черепица и тротуарная плитка - будет в перспективе расширен, кроме того, параллельно с производством планируется оказание населению услуг по проведению кровельных работ. Государственная поддержка будет использована для приобретения дополнительного оборудования и субсидирования процентной ставки по кредиту. (http://www.cleandex.ru/articles/2008/03/18/ residueutilization20).
Для решения проблемы утилизации отходов с 1 января 2009 года компания «Астрахань ЭкоСервис» начала новый вид деятельности сбор и прессование картона. В последние годы среди отходов увеличилась доля картона и гофротары. Торговые комплексы и рынки забрасывают картонной упаковкой близлежащие контейнерные площадки, тем самым создают мусорные завалы и загрязняют окружающую среду. Для создания нового производства компания закупила прессовальное оборудование российского производства, автомобиль-погрузчик и построила эстакаду для загрузки в автомобили спрессованных тюков из картона (вес одного тюка до 300 кг). Превращение картона во вторичное сырье начинается со сбора упаковки. Спецмашины «Астрахань ЭкоСервис» забирают картон и гофротару в торговых точках города и доставляют его в оборудованный для прессования цех. В цехе привезенные картонные коробки разбирают и затем прессуют, уменьшая их объем в 5-10 раз. После прессования тюки обвязывают и хранят на складе для последующей реализации потребителям. Вторичное сырье планирует реализовывать в Астраханской области и в соседних регионах.
Также одной из мер решения проблемы с отходами стало строительство в Астраханской области на территории села Солянка Наримановского района новейшего мусороперерабатывающего комплекса. По плану новый полигон и мусоросортировочный комплекс приступят к приему и переработке мусора в конце 2009 года. Комплекс для сортировки и переработки твердых бытовых отходов будет иметь проектную мощность 150 тысяч тонн в год.
Отличие этой системы обращения с отходами от существующей в России заключается в обеспечении всех стадий движения отходов от контейнера до полигона новейшими технологиями, оборудованием и максимальной переработкой отходов. Первоначальный объем мусора и отходов уменьшается практически в пять раз. Захоронение же на полигоне составляет менее 20% от всего объема ТБО.
Таким образом, региональная система управления отходами требует коренного изменения, учитывающего как опыт передовых стран, так и новейшие российские достижения в области переработки и утилизации отходов, а также пересмотра законодательной базы в этой сфере.
3.3. Экономические аспекты совершенствования региональной системы управления отходами
Необходим новый комплексный подход, призванный радикальным образом оздоровить ситуацию. Он должен, сохраняя основные преимущества рыночных отношений, обеспечить реальную управляемость потоков отходов и стимулировать прогрессивное экономически выгодное и экологически приемлемое развитие технологии сбора, транспортировки, сортировки, обезвреживания, переработки и захоронения отходов в целом. Другими словами, новый комплексный подход предполагает следующие основные положения:
в первую очередь, уточнение общепринятых расчетов платы за размещение отходов и затрат на захоронение и переработку отходов;
переход от принципа минимизации к принципу оптимизации затрат на захоронение отходов (установление единого тарифа на захоронение отходов на всей территории конкретного региона);
обеспечение финансовой самостоятельности и устойчивости полигонов отходов (предприятия накапливать необходимые фонды и осуществлять целевое использование этих фондов);
взаимную увязку инвестиционного, инновационного и эксплуатационного циклов полигонов отходов и других объектов, связанных с обращением с отходами, должна обеспечиваться механизмами совершенствования управления отходами;
создание системы, обеспечивающей управляемость потоков отходов во всем регионе и стимулирующей полигоны к развитию.
Новые организационно-экономические схемы управления отходами в крупных городах и регионах в целом, в первую очередь, призваны обеспечить эффективное управление основными по массе и экономической значимости потоками отходов в регионах. Они выстраивают взаимодействие между регионом, городом, районами, предприятиями и населением в сфере обращения с отходами.
В дальнейшей перспективе по мере роста числа перерабатывающих, сортировочных и транспортных предприятий и полигонов процедура выбора объектов для сбора, транспортировки, сортировки, переработки и захоронения отходов в регионах должна носить объективный характер и осуществляться посредством тендерных торгов, которые будут проводиться среди вышеуказанных предприятий. Победителями тендеров могут быть предприятия, отвечающие определенным экономическим, технологическим, экологическим и социальным требованиям, деятельность которых не противоречит социальной, экономической, природоохранной и ресурсной политике, принятой в соответствующем регионе. Именно конкурсные торги будут служить инструментом развития полигонов и других предприятий, связанных с отходами, так как при невыполнении тендерных условий квоты на отходы им выделяться не будут. Таким образом, не только полигоны и другие предприятия, но также и административный центр региона, органы муниципального управления будут определять уровень их технологического и экологического совершенства, а также направление их дальнейшего развития, учитывающего экономические, социальные, экологические, ресурсные особенности региона.
Новые организационно-экономические схемы управления отходами в регионах предполагают также, что и платежи за размещение отходов будут поступать в предполагаемые к созданию специальные целевые фонды, которые будут расходоваться, в частности, на развитие полигонов и ликвидацию негативных последствий их многолетней “дикой” эксплуатации.
Глава 4. Механизмы совершенствования системы управления отходами
Управление отходами начинается с изменения взгляда на то, чем являются бытовые отходы. Известному эксперту по проблеме отходов Полу Коннетту принадлежит формулировка, выражающая этот новый взгляд: «Мусор это не вещество, а искусство смешивать вместе разные полезные вещи и предметы, тем самым определяя им место на свалке». Традиционные подходы к проблеме отходов ориентировались на уменьшение опасного влияния на окружающую среду путем изоляции свалки от грунтовых вод, очистки выбросов мусоросжигательных заводов и т.д. Основа концепции управления отходами состоит в том, что отходы состоят из различных компонентов, которые не должны смешиваться между собой, а утилизироваться отдельно друг от друга наиболее экономичными и экологически приемлемыми способами.
Система предполагает, что в дополнение к традиционным способам неотъемлемой частью утилизации отходов должны стать мероприятия по сокращению количества отходов, вторичная переработка отходов и компостирование. При этом предполагается, что способствовать эффективному решению проблемы отходов может комбинация нескольких взаимодополняющих программ и мероприятий, а не одна технология, пусть даже самая современная.
Для каждого конкретного региона необходим выбор определенной комбинации подходов, учитывающей местный опыт и местные ресурсы. План мероприятий в системе управления отходами основывается на изучении потоков образующихся в разных отраслях производства (в том числе в быту) отходов, оценке имеющихся вариантов и включает осуществление небольших экспериментальных проектов, позволяющих собрать информацию и приобрести опыт.
В настоящее время управление отходами регулируется отдельными положениями законов, нормативных документов, постановлений и правил в области охраны окружающей среды и обращения с отходами.
Использование комплекса различных методов переработки отходов, ориентированного на региональное и отраслевое применение, составляет систему управления отходами. Она должна строится в виде иерархической структуры, в которой приоритет отдается методам, уменьшающим образование отходов, их повторному использованию и переработке, что позволяет снизить объем отходов, подлежащих захоронению или уничтожению.
Иерархия начинается с сокращения отходов «у источника». Здесь подразумевается уменьшение общего количества отходов и уменьшение их токсичности и иных вредных свойств. Сокращение отходов достигается путем переориентации производителей и потребителей на продукты и упаковку, приводящую к меньшему количеству отходов.
Следующий уровень вторичная переработка (включая компостирование) «рециклинг» - позволяет наиболее полно использовать сырье и материалы и сокращать количество образуемых отходов.
Третий уровень «рекуперация» - это переработка материалов, включая компостирование органического вещества, переплавку стекла, металла, пластика и др. формы рекуперации полезных материалов.
При этом рециклинг возвращение отходов в тот же технологический процесс, который привел к их образованию, а рекуперация это использование отходов после обработки или без таковой в других технологических процессах и для получения энергии.
Четвертый уровень это извлечение энергии. Мусоросжигание может использоваться для производства электроэнергии. Современные мусоросжигательные заводы оборудуются системами очистки выбросов, генераторами электроэнергии, используемыми в комбинации с другими методами.
Пятый уровень захоронение на полигонах остается необходимым для отходов, не подлежащих вторичной переработке, несгораемых или сгорающих с выделением токсичных веществ
Использование разнообразных сочетаний рециклизации, переработки, компостирования и сжигания объемов отходов приводит к наиболее эффективному функционированию системы и конечном счете к уменьшения количества образующихся отходов.
При этом структура управления отходами должна быть организована таким образом, чтобы она имела возможность адаптации к изменяющимся условиям в экономической и технологической сфере, то есть развиваться и усовершенствоваться по мере изменения подходов к управлению и методик переработки материалов. Элементы гибкости, мобильности и последовательности, обеспечивающие развитие системы управления отходами на базе результатов и опыта предшествующих этапов ее разработки и эксплуатации, представляют условия для ее саморазвития.
Концепция создания системы управления отходами предусматривает разработку комплекса связанных в единое целое организационно-управленческих, правовых, нормативно-методических, технических и экономических средств по обращению с отходами, ведение мониторинга отходов, реализацию перспективных научных разработок, направленных как на повышение технического уровня переработки отходов, так и на создание и внедрение малоотходных технологий.
Одним из основных направлений в этой области является совершенствование информационного обеспечения и подготовка специалистов по обращению с отходами. В некоторых отраслях промышленности и в ряде регионов разработаны и функционируют автоматизированные банки данных по отдельным видам отходов. Однако отсутствие единой системы накопления, хранения информации и обращения с нею существенно затрудняет возможности функционирования системы управления отходами.
При этом отмечается, что при разработке системы государственного (и регионального) управления отходами следует исходить из того, что объектами управления являются как все источники образования отходов, так и их потребители, а управляющее воздействие должно осуществляться по трем стратегическим направлениям:
- создание условий для снижения количества отходов;
- обеспечение роста объемов использования отходов;
- создание экологически безопасных условий хранения и захоронения отходов.
В условиях рыночной экономики приоритет должен принадлежать правовым, нормативным и экономическим методам управления, то есть можно использовать как методы экономического стимулирования, так и методы экономического воздействия.
В настоящее время производители отходов не несут всю полноту экономического и социального бремени по их уничтожению, перекладывая его на общество. Поэтому производитель отходов должен компенсировать полную общественную стоимость обращения с отходами. Это будет стимулировать производителя к внедрению технологий, снижающих производство отходов. Чтобы и у производителя, и у населения появились стимулы к уменьшению производства отходов, необходимо, где это возможно, увязать платы с реальным объемом отходов, отправляемых на захоронение. Такая схема может эффективно работать при условии использования административных и штрафных санкций одновременно, а также в сочетании с другими методами интегрированной системы.
Основные принципы экономического регулирования, закрепленные законодательно, следующие:
- Уменьшение количества отходов за счет внедрения мало- и безотходных технологий и вовлечение в хозяйственный оборот отходов, образующихся в процессе производства.
Однако переработка некоторых видов отходов невыгодна одному предприятию, так как требует определенных усилий по сбору и хранению специальных технологий и производственных мощностей по их переработке (например, люминесцентные лампы).
- Платность размещения отходов. Она представляет собой форму компенсации ущерба, наносимого окружающей среде, и состоит из платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов и платы за сверхлимитное размещение из прибыли предприятия.
- Экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами. Основными рычагами экономического стимулирования должны являться налоговые и кредитные льготы тем природопользовательям, которые осуществляют мероприятия по ресурсосбережению и переходу на чистое производство.
Организация кадров предполагает профессиональную подготовку специалистов различных отраслей промышленности, связанных с проблемами образования, обезвреживания и использования отходов.
К решению проблемы управления отходами целесообразно привлечь, или, по крайней мере, учесть мнение всех заинтересованных сторон, в том числе:
- представительную и исполнительную власть;
- население и общественные организации;
- ведомства государственного контроля (отделения Госкомэкологии, СЭС и т.д.);
- руководителей предприятий по утилизации ТБО (свалок и т.д.);
- транспортников;
- руководителей предприятий по переработке вторсырья;
- представителей СМИ.
Однако всю основную работу должны проводить специалисты в области экологии. Из представителей названных групп можно создать консультационный комитет или рабочую группу по отходам, работа которой должна состоять в выработке основных направлений комплексного плана управления отходами.
В дальнейшем для осуществления тех или иных программ по утилизации ТБО возможно создание других, более практически ориентированных структур, например, муниципальных или кооперативных предприятий по сбору отходов, переработке вторсырья и т.д. Иногда эти структуры могут пересекать административно-территориальные границы: быть межрайонными или межобластными.
4.1. Управление отходами на муниципальном уровне
На муниципальном уровне управлением отходами должны заниматься местные власти. В частности, предусматривается существование специально уполномоченных органов власти. Полномочия их определены ФЗ «Об отходах производства и потребления». Данные организации должны координировать все взаимоотношения в сфере обращения с отходами, например, лицензировать деятельность в этой области.
Одним из основных направлений программ утилизации отходов должно быть накопление местного опыта. Осуществляя недорогие проекты в небольших масштабах, например экспериментальные программы раздельного сбора и переработки вторсырья, власти и общественность могут расширить свой опыт в областях, с которыми они прежде не были знакомы.
Основные аспекты руководства решением проблемы ТБО представлены на рис 6.
Проектно-конструкторская и технологическая документация должна охватывать весь цикл обращения с отходами и опираться на уже разработанные и/или внедренные новейшие технологические процессы переработки отходов, а также предусматривать заключение договоров с лицензированными предприятиями, занимающимися их переработкой.
Построенные в цепочку от начального пункта образования отходов, до конечного захоронения остаточных компонентов эти предприятия будут фактически покупать «продукцию» от предприятия предшествующего уровня и «продавать» свою продукцию предприятию следующего уровня.
Рис. 6. Основные аспекты руководства решения проблемы отходов.
Городские (бытовые) отходы также являются неотъемлемой частью системы управления. Управленческие решения в данном случае касаются вопросов размещения контейнерных площадок, организации раздельного сбора и удаления отходов, создание специализированных предприятий по переработке или обезвреживанию отходов и т.п.
При этом селективное обращение (раздельный сбор и хранение каждого вида отходов отдельно от других) является основой экономически и экологически эффективного использования отходов в качестве сырья для каких-либо производств.
В рамках системы управления отходами следует учитывать разделение отходов на классы в зависимости от их опасности:
1-й класс чрезвычайно опасные;
2-й класс высокоопасные;
3й класс умеренно опасные;
4й класс малоопасные;
В России в настоящее время принято выделение пяти классов опасности отходов (Приказ МПР РФ №511 от 06.06.01 г.). На табл.5 Представлены нормативы платы за размещение отходов.
Таблица 5.
Нормативы платы за размещение 1т. отходов на территории предприятия в пределах установленных лимитов размещения отходов (руб).
Виды отходов |
Единица измерений |
Нормативы платы за размещение 1т. отходов (руб). |
1й класс токсичности |
Т |
14000 |
2й класс токсичности |
Т |
6000 |
3й класс токсичности |
Т |
4000 |
4й класс токсичности |
Т |
2000 |
нетоксичные |
м3 |
115 |
Как видно из таблицы, эти нормативы платы невозможно назвать адекватными, т.к. вред наносимый здоровью людей и окружающей среде вследствие размещения отходов вообще нельзя оценить. Перевод в денежные показатели производится с целью реализации процесса управления рисковыми факторами и непосредственно системой управления отходами. Но все же необходимо отметить, что для более успешной реализации процесса управления данные размеры сумм должны быть значительно увеличены.
4. 2. Геоинформационные системы в управлении отходами
Как показывает практика, для эффективного функционирования системы управления отходами необходимо оперировать очень большими объемами разнородной информации, часть из которой привязана к определенной точке в географическом пространстве и постоянно изменяется. Поэтому необходимы усовершенствование информационного обеспечения в данной сфере, а также возможность удобного представления информации для получателя.
Кроме того, на этапе обработки и анализа информации требуется предусмотреть возможность связывания разнородных данных друг с другом, сравнения, анализа их на основе таблиц, схем, графиков, карт и т.п. Поэтому одной из основных задач в системе управления отходами становится разработка многоцелевой информационной автоматизированной для накопления и визуализации данных, а также создание единого информационного пространства для системного анализа информации и эффективного управления отходами.
Наиболее полно этим требованиям отвечают геоинформационные системы (ГИС). В современной трактовке ГИС это автоматизированная информационная система, предназначенная для обработки пространственно-временных данных, основой интеграции которых служит географическая информация. В состав современных ГИС входят модули для трехмерного анализа и проектирования, генерации планов, автоматического документирования проектов и выбора оптимальных вариантов.
ГИС может выступать в роли связующего звена при взаимодействии всех административных служб города (или региона), функционирующих в системе управления отходами. В задачи такой системы можно включить:
- обеспечение учета (сбор, хранение) всех сведений об отходах в городе, включая источники отходов, систему сбора отходов, транспортировки, переработки, утилизации и захоронения;
- своевременное предоставление необходимой информации контролирующим органам и заинтересованным организациям;
- обмен информацией в системе и т.п.
Любой проблемно-ориентированной ГИС является цифровая географическая карта региона. Учитывая структуру и задачи системы управления отходами, такие карты должны образовывать следующие слои:
- географические объекты региона;
- населенные пункты;
- автодорожную сеть;
- железные дороги;
- административно-территориальное деление и т.д.
Можно добавить слои с информацией о геологическом строении почв, гидрологическом режиме и т.п. для оценки экологического состояния природной среды в районах размещения отходов, для подбора мест расположения будущих мусороперерабатывающих заводов и т.д. Необходимо иметь слои с информацией об источниках образования отходов производства и потребления и базы данных по предприятиям, осуществляющим и переработку и захоронение. Она может быть представлена слоем объектов с указанием их местоположения на карте региона. Атрибутивная таблица данных, связанная с каждым объектом системы обращения с отходами, может содержать следующую информацию: наименование предприятия, его адрес и регистрационный номер; серия и номер лицензии; виды отходов, образующихся на данном предприятии; разрешенные виды деятельности (захоронение, сжигание, переработка и т.п.); техническое оснащение предприятия и т.п.
Кроме того, в систему управления отходами входят мусороперегрузочные станции, информация о которых также должна быть внесена в ГИС.
Отдельным блоком в ГИС должны быть отражены данные о предприятиях, занимающихся переработкой отходов. Учитывая, что эти предприятия обладают своей особой спецификой, информацию о них следует выводить отдельно для каждого. Структура атрибутивных данных может включать следующую информацию: наименование предприятия и его адрес; мощность, технологическое оборудование; сведения о процессах переработки отходов и предприятия, поставляющих их; виды получаемого продукта; стоимость закупки отходов и цена готовых изделий; отрасли реализации готового продукта и т.д.
Заключение
Провозглашавшийся в течение длительного времени лозунг безотходных технологий был лишь опасной иллюзией. Безотходных процессов и технологий не может быть в принципе, как и в живой природе, с той лишь разницей, что в природе отходы одного процесса являются сырьем для другого и, таким образом, в результате кругооборота веществ природа функционирует в суммарном безотходном потоке.
Основой кардинального решения проблемы твердых бытовых отходов является их промышленная переработка, обеспечивающая комплексное решение вопросов обезвреживания, утилизации и ликвидации отходов, оптимальное решение экологических вопросов как за счет создания малоотходного производства и уменьшения нагрузки на окружающую среду, так и за счет существенной экономии природных ресурсов и энергии при создании вторичной продукции из отходов в смежных отраслях промышленности.
Список литературы
Безопасное обращение с отходами. Сборник нормативно-методической документации. СПб.: ООО Компания «Интеграл» (Санкт-Петербург)
Луценко В.В. Особенности отечественного правового регулирования в области обращения с отходами. - М.: Наука, 2012. - 174 с.
Трифонова Т.А., Селиванова Н.В., Ильина В.И. Экологический менеджмент. М.: Академический проспект, 2008. - 320с.
Новиков А.Н., Суворовцева Е.С. Инновационно-инвистиционная сфера в системе управления отходами производства и потребления. - Санкт-Петербург, 2009. - 169с.
Бабанин И. Оценка эффективности раздельного сбора отходов // ТБО. 2006. № 10.
Лопатин В.Н. Менеджмент и маркетинг в экологии. - М.: Наука, 2011. - 132 с.
Организация структуры принятия решения для управления отходами (УО)
Оценка местных проблем отходов
Оценка объема и состава отходов в настоящем и будущем
Оценка существующих методов утилизации
Формулировка проблемы
Постановка целей и задач утилизации отходов
Оценка существующих вариантов утилизации отходов и возможные их интеграции
Подготовка населения, программы населения и организация участия
Изучение финансирования проекта
Разработка, выполнение и мониторинг плана УО
Оценка новых альтернатив УО
Сортировка с извлечением ценных и вредных веществ
Ферментация с получением биогаза
Компостирование с получением удобрений или биотоплива
Методы переработки отходов
Система управления отходами в России