Выявление уровня социальной психологической защиты студентов, определение факторов и средств их развития

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ….................................................................................................... 3 — 4

Глава 1. Социальная защита студентов................................................... 5 — 7

1.1. Понятие социальной защиты …............................................................. 5 — 6

1.2. Социальная защита в Российской Федерации....................................... 6

1.3. Социальная защита молодежи................................................................ 6 — 7

1.4. Социальная адаптация студентов …...................................................... 7 — 8

Глава 2. Психологическая защита студентов …..................................... 9 — 10

2.1. Понятие психологической защиты ….................................................... 9 — 12

2.2. Механизмы психологической защиты …...............................................12 — 15

Глава 3. Социально-психологические феномены и динамические

процессы в малой группе …....................................................................... 16 — 30

3.1. Социальная психология и ее интересы к малым группам ….............. 16 — 18

3.2. Определение малой группы и ее границы …........................................ 18 — 21

3.3. Динамические процессы в малой группе …......................................... 21 — 30

3.3.1. Общая характеристика динамических процессов …........................ 21 — 23

3.3.2. Психологическая теория коллектива …............................................. 23 — 27

3.3.3. Стадии и уровни развития малой группы ….................................... 27 — 30

Глава 4. Эксперимент …............................................................................. 31 — 45

4.1. Этапы исследования …........................................................................... 31

4.2. Эмпирическая база исследования.......................................................... 31 — 33

4.3. Результаты исследования ….....................................................................

Заключение …...................................................................................................

Список использованной литературы..............................................................

Введение

Реальная жизнь, как известно, вещь весьма сложная: многогранная, запутанная, непредсказуемая и т.д. Только в школьных задачниках все задачи имеют решения, при этом одно и только одно верное. В реальной жизни, где причинно-следственные связи давно сплелись в бесконечно сложный клубок, человек слишком часто сталкивается со сложными и лишь частично понятными явлениями. При этом он может управлять сам собой лишь до некоторой степени. Человек сам не знает своих возможностей, и это обстоятельство слишком часто губит его. Это с одной стороны.
С другой стороны, с самого раннего возраста человек понимает, что управлять своим настроением, даже своими эмоциями можно с помощью мыслей. Вспомнил смешной анекдот - настроение немного улучшилось. Внушил себе, что скоро найдешь клад или богатого супруга(у), - настроение совсем хорошим стало. Равно и наоборот: вспомнил грустную историю - расстроился, вспомнил про свой плохой внешний вид - совсем плохо стало на душе.
Эти два обстоятельства и рождают вкупе тот феномен, который назвали психологической защитой. В сложных жизненных ситуациях - когда или уже нет сил решать замысловатые задачи, или когда эти задачи в принципе не могут быть решены, или по иной причине - вступает (может вступить) психологическая защита.

Современному обществу необходимы люди, способные не только сосуществовать с окружающей средой, но и реализовывать свой внутренний потенциал в ней. Однако большая часть современной молодежи неспособна приспосабливаться и развиваться в условиях изменяющейся действительности. Выявление механизмов психологической защиты, ускорение процессов адаптации студентов к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление психолого-педагогических условий оптимизации данного процесса – чрезвычайно важные задачи. От того, как долго по времени и по различным затратам происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов, процесс их профессионального становления.

Актуальность исследования. Перемены в обществе, обуславливающие смену жизненных ориентиров и ценностей, приводят к глубоким личностным изменениям. В связи с этим актуализируется проблема профессиональной подготовки педагогов, адаптивных к меняющимся обстоятельствам образовательной среды и умеющих содействовать адаптации учащихся (студентов) (А.А. Бодалев, С.В. Дроздов, Н.Н. Мельникова, А.А. Налчаджян, Р.В. Овчарова, А.В. Петровский, Н.А. Свиридов, Б.А. Сосновский, А.Н. Сухов, А.В. Филлипов, В.Д. Шадриков и др.).

Весь период обучения в педагогическом ВУЗе можно разделить на последовательные этапы подготовки к профессиональной деятельности: начальный, основной, заключительный. Во-первых, в каждом из них организационные и содержательные характеристики учебной деятельности имеют свои особенности, вследствие чего можно выделить три относительно самостоятельных вида учебной деятельности: учебно-познавательную, учебно-исследовательскую, учебно-профессиональную. Во-вторых, студенческая группа в своем становлении проходит в ходе обучения все этапы развития малой группы. Следовательно, актуализация и изменение уровня социальной психологической защиты происходит в течение всего периода обучения студентов в ВУЗе. Поэтому необходимо выявить структуру, факторы и средства развития уровня социальной психологической защиты, что и составляет проблему нашего исследования.

Цель исследования — выявление уровня социальной психологической защиты студентов, определение факторов и средств их развития.

Объектом исследования является процесс изучения уровня социальной психологической защиты студентов в ходе всего ВУЗовского обучения.

Предмет исследования - функционирование и развитие уровня социальной психологической защиты студентов педагогического ВУЗа в процессе обучения.

Глава 1. Социальная защита студентов

1.1. Понятие социальной защиты

Социальная защита — система мер, направленных на соблюдение прав человека, на удовлетворение его социальных потребностей.

Меры социальной защиты

  • Меры по преодолению безработицы.
  • Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий.
  • Выплата пособий на детей.
  • Поддержка многодетных семей.

Формы социальной защиты

  • Социальное страхование.
  • Социальная помощь.

Модели социальной защиты

  • Немецкая (бисмарковская).
  • Английская (бевериджская).

Немецкая модель предусматривает обеспечение социальных прав в соответствии с отчислениями, которые уплатил человек на протяжении всей активной жизни. Для семей с ограниченными возможностями существуют различные государственные программы.

Английская модель предусматривает предоставление социальной помощи в минимальных размерах независимо к принадлежности к какой-либо категории.

Виды социальной защиты

Государственные формы:

  • Доступное здравоохранение;
  • Льготы;
  • Доступное образование;
  • Пенсионное обеспечение;
  • Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;
  • Меры социальной поддержки;

Негосударственные формы:

  • Добровольное социальное страхование;
  • Благотворительность;
  • Частные системы здравоохранения и др.

Социальная защита включает три основных формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.

1.2. Социальная защита в Российской Федерации

В Российской Федерации за социальную защиту отвечает Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, которое на данный момент возглавляет Максим Анатольевич Топилин.

Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на федеральном, региональном и местном уровнях.

Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации
  • Фонд социального страхования Российской Федерации
  • Фонд обязательного медицинского страхования

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА - забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования. Социальная помощь (социальная защита, социальное обеспечение) проявляется в виде пенсий, пособий, предоставления материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях. Твердо гарантированную систему материального обеспечения нетрудоспособных называют социальным страхованием.

1.3. Социальная защита молодежи

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА МОЛОДЕЖИ — комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального экономического норматива для различных категорий молодого поколения, поддержанию жизнеобеспечения в соответствии с социальными стандартами, гармоничному развитию и формированию благоприятных условий воспитания, образования и социализации молодого поколения в соответствии со стратегической доктриной России. Социальная защита молодежи включает: социально-экономическое обеспечение, страхование, социальную поддержку, которые осуществляются за счет федерального, регионального и местного (муниципального) бюджетов, а также негосударственных фондов. Концептуальной основой социальной защиты молодежи является разрабатываемая и реализуемая на всех уровнях государственная молодежная политика.

1.4. Социальная адаптация студентов

«Нормативное» функционирование защитных механизмов обеспечивает стабильность упорядоченной индивидуальной картины мира, настолько истинной и настолько искаженной, насколько это задано общепринятыми стандартами. Поведение индивида при этом характеризуется целенаправленностью и последовательностью и оценивается обществом как нормальное, а межличностные конфликты в повседневной жизни не создают угрозу позитивному «образу Я» и не переходят во внутриличностные конфликты, так как защитные механизмы «эффективно» справляются с ними. С другой стороны, считает Е.С. Романова, если эмоциональная напряженность достигает чрезвычайно сильной выраженности, то защитные механизмы личности начинают использоваться или сверхинтенсивно, или, напротив, не справляются с ней (невыраженность защит), в результате чего появляется социально-психологическая дезадаптация.
Социальные аспекты адаптации
Социальная адаптация – процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Различают активную и пассивную социальные адаптации.
Показателем успешной социальной адаптации является высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом.
Показателем неуспешной социальной адаптации является перемещение индивида в иную социальную среду либо отклоняющееся поведение.
Социальная адаптация – как приспособление человека к условиям социальной среды – предполагает:
1. адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;
2. адекватную систему отношений и общения с окружающими;
3. способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
4. способность к самообслуживанию и самоорганизации, к взаимообслуживанию в коллективе;
5. изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.
Психологический комфорт, психическое здоровье – фундамент развития личности. Уверенность есть эмоциональное и когнитивное приятие своих возможностей в системе межличностных отношений. Самооценка – возможность оценивать свои навыки и умения в системе социального функционирования. Основными задачами являются: предупреждение и разрешение межличностных внутригрупповых проблем, повышение самооценки, снижение уровня тревожности студентов, стимулирование творческого потенциала студента, улучшение психологической грамотности студентов 1-го курса, профилактика девиантного поведения, связанного с трудностями адаптации.

Глава 2. Психологическая защита студентов

2.1. Понятие психологической защиты

Защитный механизм (психологическая защита) — понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Защитные механизмы лежат в основе процессов сопротивления.

История понятия

Термин был впервые введён Фрейдом в 1894 году в работе «Защитные нейропсихозы» и был использован в ряде его последующих работ для описания борьбы Я против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов. Изначально Зигмунд Фрейд подразумевал под ним в первую очередь вытеснение, но в 1926 году, в приложении к работе «Торможения, симптомы и тревожность», он возвращается к старому понятию защиты, утверждая, что его применение имеет свои преимущества: «поскольку мы вводим его для общего обозначения всех техник, которые Я использует в конфликте и которые могут привести к неврозу, оставляя слово „вытеснение“ для особого способа защиты, лучше всего изученного нами на начальном этапе наших исследований». Позднее был более детально разработан другими психоаналитиками, в первую очередь Анной Фрейд. На данный момент это понятие, в той или иной форме, вошло в практику большинства психотерапевтов, независимо от направления психологии, которого они придерживаются.

Долгое время отечественная психология не признавала существование психоанализа, что, в свою очередь, оказало определенное влияние на разработку проблемы психологической защиты. Так, в 50–70-е гг. сам термин «защита» избегался или подменялся другими терминами: «психологический барьер»; «защитная реакция»; «компенсаторные механизмы» и т.д.
Позднее психологическую защиту стали рассматривать либо в границах теории установки (как реорганизацию системы установок), либо в пределах теории деятельности (как временный отказ от деятельности). И лишь начиная с известной статьи Ф.В. Бассина «О силе» «Я» и «психологической защите», вышедшей в журнале «Вопросы философии», стали активно обсуждаться те или иные особенности психологической защиты. Помимо этого, Ф.В. Бассин впервые в отечественной психологии ввел понятие «психологической защиты», обобщив функцию этой категории одновременно как в индивидуальном, так и в социальном плане.

Содержание понятия

Функциональное назначение и цель психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречиями между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными (интериоризированными) требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику.

Понятие «психологические защиты» изначально прорастает из психоанализа и до сегодняшнего дня преимущественно рассматривается в рамках общей психологии в психоаналитической канве. Психологическая защита - специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Психологические защиты, по определению, выполняют функции самосохранения и осуществляя адаптивную перестройку восприятия и оценки, приводят к внутренней согласованности, равновесию и эмоциональной устойчивости, поддерживают целостность самосознания, без которых в принципе невозможно говорить о позитивном результате адаптационного процесса.

Согласно представлению ряда отечественных психологов (Ф.В. Бассин, В.К. Мягер, Е.С. Романова, Е.Т. Соколова и др.), психологическая защита является нормальным, повседневно работающим механизмом человеческого сознания, защищающим его от дезорганизующих влияний психической травмы. Основная функция защиты заключается в снятии эмоционального напряжения. Причем данные авторы предлагают делать различие между патологической психологической защитой (или «ненормативным», «неэффективным» функционированием защитных механизмов), приводящей к социально-психологической дезадаптации, и нормальной профилактической психологической защитой (или «нормативным», «эффективным» функционированием психологических защит), постоянно присутствующей в нашей повседневной жизни и способствующей социально-психологической адаптацией индивида.
Адаптация молодого человека в высшем учебном заведении является важным составным элементом в системе учебной деятельности. Процесс адаптации чрезвычайно динамичен и его успех во многом зависит от механизмов психологической защиты. То есть каждый человек по-разному относится к одним и тем же событиям, а один и тот же воздействующий стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию. Таким образом, изучение механизмов психологической защиты у студента в разнообразных учебных условиях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.

Характеристики

Психоаналитики Кэлвин Холл и Гарднер Линдсей выделяли две основные характеристики защитных механизмов:

  1. Отрицание или искажение реальности
  2. Действие на бессознательном уровне

Искажению и отрицанию подвергается восприятие не только внутренней, но и внешней реальности: «„Я“ может защищать себя и незнанием о существовании определенных нужд и инстинктов, и незнанием о существовании внешних объектов». Для психотерапии особенно важна первая характеристика, так как именно она может приводить к социальной дезадаптации и другим проблемам.

Чаще всего люди используют защитные механизмы не по одному, а в комплексе. Кроме того, большинство людей имеют склонность «предпочитать» одни защиты другим, как если бы их применение происходило по привычке.

2.2. Механизмы психологической защиты

Классификация

Не существует общепризнанной классификации защитных механизмов психики, хотя многие авторы публиковали свои собственные. Основные претензии к большинству классификаций — это либо недостаточная полнота (критикующий не находит в классификации важный для него психический процесс, который он относит к защитным), либо излишняя полнота (критикующий находит в классификации много психических процессов, которые не относит к защитным или вообще не выделяет как самостоятельные процессы). Это, по всей видимости, связано с тем, что минимизация отрицательных переживаний есть вообще естественная потребность любого живого организма (в частности человека), и с некоторым допущением любой психический процесс можно признать направленным на достижение этой цели. Необходимость в выделении отдельных защитных механизмов связана с практической потребностью психологов в выделении и описании наиболее универсальных из неосознаваемых защитных процессов.

Большинство современных психологов признают определённый набор защитных механизмов, названия которых стали почти универсальными. Защитные механизмы принято подразделять на уровни (от двух до четырёх), но единого мнения о принципах этого разделения и о том, куда какую защиту относить, до сих пор нет. В данной случае за основу взята классификация, описанная в книге Нэнси Мак-Вильямс, в которой выделяется 2 уровня защитных механизмов по степени их «примитивности», в зависимости от того, насколько сильно их применение мешает индивиду адекватно воспринимать реальность.

На современном этапе развития отечественной психологии одной из наиболее удачных попыток интеграции значительной части теоретического и эмпирического знания о защитных механизмах в единую концепцию является системная теория защиты (1991), созданная Е.С. Романовой на основе «структурной теории защит «Эго»» Р. Плутчика, Х. Келлермана, Х.Г. Конта (1979). Согласно данной концепции, механизмы психологической защиты являются продуктами онтогенетического развития и научения. Они развиваются как специфические средства социально-психологической адаптации и предназначены для совладания с эмоциями различной модальности: отрицание – принятие, подавление – страх, регрессия – удивление, компенсация – печаль, проекция – отвержение, замещение – гнев, интеллектуализация – предвидение, реактивное образование – радость. Механизмы психологической защиты обладают свойствами смежности (отрицание – реактивное образование – подавление и т.д.) и полярности (отрицание – проекция, подавление – замещение, компенсация – реактивное образование, регрессия – интеллектуализация), а также различаются по критерию примитивности – сложности в зависимости от времени образования в онтогенезе и участия сознания в их актуальном функционировании (отрицание – примитивный, бессознательный; компенсация – зрелый, осознанный). Индивид может использовать любой комплекс защит.

Первичные защитные механизмы

  • Всемогущий контроль — восприятие себя как причины всего, что происходит в мире.
  • Диссоциация — отделение себя от своих неприятных переживаний.
  • Интроекция, в частности Идентификация с агрессором — бессознательное включение в свой внутренний мир воспринимаемых извне взглядов, мотивов, установок и пр. других людей.
  • Отрицание — полный отказ от осознания неприятной информации.
  • Примитивная идеализация — восприятие другого человека как идеального и всемогущего.
  • Примитивная изоляция, в частности защитное фантазирование — уход от реальности в другое психическое состояние.
  • Проективная идентификация — когда человек приписывает кому-либо роль, основанную на своей проекции.
  • Проекция — ошибочное восприятие своих внутренних процессов как происходящих извне.
  • Расщепление Эго — представление о ком-либо как о только хорошем или только плохом, с восприятием присущих ему качеств, не вписывающихся в такую оценку, как чего-то совершенно отдельного.
  • Соматизация или Конверсия — тенденция переживать соматический дистресс в ответ на психологический стресс и искать в связи с такими соматическими проблемами медицинской помощи.

Вторичные защитные механизмы

  • Аннулирование или Возмещение — бессознательная попытка «отменить» эффект негативного события путём создания некоего позитивного события.
  • Вытеснение, Подавление или Репрессия — активное, мотивированное устранение чего-либо из сознания.
  • Вымещение, Замещение или Смещение — бессознательная переориентация импульса или чувства с первоначального объекта на другой.
  • Игнорирование или Избегание — контроль и ограничение информации об источнике пугающего психологического воздействия либо искажённое восприятие подобного воздействия, его наличия или характера.
  • Идентификация — отождествление себя с другим человеком или группой людей.
  • Изоляция аффекта — удаление эмоциональной составляющей происходящего из сознания.
  • Интеллектуализация — неосознанное стремление контролировать эмоции и импульсы на основе рациональной интерпретации ситуации.
  • Компенсация или Гиперкомпенсация — прикрытие собственных слабостей за счёт подчеркивания сильных сторон или преодоление фрустрации в одной сфере сверхудовлетворением в других сферах.
  • Морализация — поиск способа убедить себя в моральной необходимости происходящего.
  • Отыгрывание, Отреагирование вовне или Разрядка — снятие эмоционального напряжения за счет проигрывания ситуаций, приведших к негативному эмоциональному переживанию.
  • Поворот против себя или Аутоагрессия — перенаправление негативного аффекта по отношению к внешнему объекту на самого себя.
  • Раздельное мышление — совмещение взаимоисключающих установок за счёт того, что противоречие между ними не осознаётся.
  • Рационализация — объяснение самому себе своего поведения таким образом, чтобы оно казалось обоснованным и хорошо контролируемым.
  • Реактивное образование — защита от запретных импульсов с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений.
  • Реверсия — проигрывание жизненного сценария с переменой в нём мест объекта и субъекта.
  • Регрессия — возврат к ребячливым, детским моделям поведения.
  • Сексуализация или Инстинктуализация — превращение чего-то негативного в позитивное за счёт приписывания ему сексуальной составляющей.
  • Сублимация — перенаправление импульсов в социально приемлемую деятельность.

Глава 3. Социально-психологические феномены и динамические

процессы в малой группе

3.1. Социальная психология и ее интересы к малым группам

Что же касается интереса социальной психологии к малым группам, то он настолько велик, что в каком-то смысле всю традиционную социальную психологию можно рассматривать как социальную психологию малых групп. Существует ряд причин, как объективных, так и субъективных, почему малая группа стала своеобразным фокусом интереса социальной психологии. М.Г.Ярошевский справедливо характеризует причины этого явления как моменты познавательной ситуации в психологии 20-го века.

Во-первых, это общее усложнение общественной жизни, вызванное усиливающейся дифференциацией видов человеческой деятельности, усложнением общественного организма. Сам факт включения людей в многочисленные образования по видам их деятельности, по характеру их общественных связей становится настолько очевидным, что требует пристального внимания исследователей. Можно сказать, что роль малых групп объективно увеличивается в жизни человека, в частности, потому, что умножается необходимость принятия групповых решений на производстве, в общественной жизни и так далее.

Во-вторых, более специальной причиной является тот факт, что проблема малой группы оказалось на перекрестке, который образован пересечением психологии и социологии. Поэтому образование социальной психологии на стыке этих двух наук покрыло собой прежде всего именно денную сферу реальности. К сказанному можно добавить еще и третью причину – методологического порядка. Сама специфика социально-психологического знания как бы оправдывает преувеличенный интерес к малой группе. Потребность в получении все более других точных фактов, успехи экспериментального метода в других отраслях психологии заставляют социальную психологию искать такой адекватный объект, где были приложимы экспериментальные методы, частности метод лабораторного эксперимента. Малая группа оказалась той самой единицей анализа, где более всего возможен и уместен эксперимент, что как бы помогло социальной психологии утвердить свое право на существование в качестве экспериментальной дисциплины.

Все названные причины обострения интереса к малым группам имеют определенный резон. Однако при некоторых условиях законный интерес к малым группам перерастает в абсолютизацию их значения. Именно это и произошло в 20-е – 30-е годы в социальной психологии США, где позже стали разрабатываться голоса о переоценке значения малых групп в ущерб исследованию социально- психологической стороны массовых социальных процессов. Таким образом, ситуация в этой области исследования весьма противоречива. С одной стороны, поставлены многие действительно важные вопросы, проведены сотни часто весьма интересных и изощренных в техническом отношении экспериментов, изучены в деталях многочисленные процессы и эффекты малых групп. С другой стороны, - не говоря уже об отсутствии интеграции этих данных, об отсутствии адекватных теоретических схем, - многие элементарные вопросы оказываются нерешенными. Это часто коренные проблемы, определение исходных принципов, так что отсутствие ясности по ним представляется даже парадоксальным в условиях бесконечного множества проведенных исследований.

В частности, до сих пор является дискуссионным вопросом о самом определении малой группы, о ее наиболее существенном признаке ( а следовательно, о принципах выделения малых групп ). Также не решен вопрос о количественных параметрах малой группы, нижнем и верхнем пределах. Одна из причин этого заключается, несомненно, в отсутствии единого теоретического подхода ; проблема малой группы в равной степени интересует представителей разных теоретических ориентаций , а пестрота и противоречивость интерпретаций стимулирует, по-видимому, сохранение белых пятен в самых кардинальных частях разработки проблемы. Таким образом, ситуация, с которой столкнулась социальная психология, требует серьезного пересмотра положения в области, казалось бы, детально разработанной.

3.2. Определение малой группы и ее границы

Итак, первый вопрос, который необходимо решить, приступая к исследованию малых групп, это вопрос о том, что же такое малая группа, каковы ее признаки и границы? Если выбрать из бесчисленных определений малых групп наиболее подходящее, то оно сводится к следующему:

“ Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов”. Это достаточно универсальное определение, не претендующее на точность дефиниции и носящее скорее описательный характер, допускает самые различные толкования, в зависимости от того, какое содержание придать включенным в него понятиям.

Например, в системе интеракционистской ориентации, где исходным понятием является понятие “ взаимодействия”, фокус в этом определении усматривается именно в том, что малая группа это определенная система взаимодействия, ибо слова общая социальная деятельность толкуются здесь в интеракционистском смысле. Для этого в этом определении отыскивается другой опорный пункт, не важно, на основе общей деятельности или простого взаимодействия, но в группе возникают определенные элементы групповой когнитивной структуры – нормы и ценности, что и есть самое существенное для группы.

Это же определение в отечественной социальной психологии наполняется новым содержанием: установление факта сразу же задает группу как элемент социальной структуры общества, как ячейку в более широкой системе разделения труда. Наличие в малой группе общей социальной деятельности позволяет интерпретировать группу как субъекта этой деятельности и тем самым предлагает теоретическую схему для этого последующего исследования. Для того чтобы именно эта интерпритация приобрела достаточную определенность, можно в приведенном определении выделить самое существенное и значимое, а именно: малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.

В этом определении содержатся в самом виде основные признаки малой группы, выделяемые в других системах социально-психологического знания, и вместе с тем четко проведена основная идея понимания группы с точки зрения принципа деятельности.

При таком понимании малая группа – это группа, реально существующая не в вакууме, а в определенной системе общественных отношений, она выкупает как субъект конкретного вида социальной деятельности, как звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры.

Определения фиксирует и специфический признак малой группы, отличающий ее от больших групп, общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов. Распространенный в психологии термин ” контактная группа “ приобретает здесь конкретное содержание: малая группа – это не просто любые контакты между людьми, но контакты, в которых реализуются определенные общественные связи и которые опеделены совместной деятельностью.

Теперь необходимо расшифровать количественные характеристики малой группы, ибо сказать: немногочисленная по составу группа – значит предложить тавтологию. В литературе довольно давно идет дискуссия о нижнем и верхнем пределах малой группы. В большинстве исследований число членов малой группы колебалось между 2 и 7 при модальном числе 2 (упомянуто в 71% случаев). Этот подсчет совпадает с представлением, имеющим широкое распространение, о том, что наименьшей малой группой является группа из двух человек – так называемая “ диада ”.

Хотя на уровне здравого смысла представляется резонной мысль о том, что малая группа начинается с диады, с ней соперничает другая точка зрения относительно нижнего предела малой группы, полагающая, что наименьшее число членов малой группы не два, а три человека. И тогда, следовательно, в основе всех разновидностей малых групп лежат так называемые триады.

Спор о том, диада или триада есть наименьший вариант малой группы, может быть также бесконечным, если не привести в пользу какого- то из подходов веских аргументов. Есть попытки привести такие аргументы в пользу триады как наименьшей единицы малой группы. Опираясь на экспериментальный опыт исследования малых групп как субъектов и объектов управления, авторы приходят к следующим выводам. В диаде фиксируется лишь самая простейшая, генетическая первичная форма общения – чисто как подлинный субъект деятельности, поскольку в ней практически невозможно вычленить тот тип общения, который опосредован совместной деятельностью: в диаде в принципе неразрешим конфликт, возникший по поводу деятельности, так как он неизбежно приобретает характер чисто межличностного конфликта.

Присутствие в группе третьего лица создает новую позицию- наблюдателя, что добавляет существенно новый момент к возникающей системе взаимоотношений: этот третий может добавить нечто к одной из позиций в конфликте, сам будучи не включен в него и потому представляя именно не межличностное, а деятельное начало. Этим создается основа для разрешения конфликта и снимается его личностная природа, будучи заменена включением в конфликт деятельных оснований. Эта точка зрения находит определенную поддержку, но нельзя сказать, что вопрос решен окончательно.

Практически все равно приходится считаться с тем фактом, что малая группа начинается либо с диады, либо с триады. В пользу диады высказывается до сих пор большое направление исследований, именуемое теорией диадического взаимодействия. В нем выбор диады как модели малой группы имеет и более принципиальное значение. Применение аппарата математической теории игр позволяет диаде проигрывать многочисленные ситуации взаимодействия. И хотя сами по себе предложенные решения представляют интерес, их ограниченность состоит именно в том, что группа отождествляется с диадой, и допустимое в случае построения модели упрощение оказывается упрощением реальных процессов, происходящих в группе. Естественно, что такой методологический принцип, когда диада, причем лабораторная, объявлена единственным прообразом малой группы, нельзя считать корректным.

Поэтому в литературе иногда высказывались о том, что диаду вообще нельзя считать малой группой. Так, в одном из европейских учебников по социальной психологии введена глава с названием “ Диада или малая группа? “, где авторы настаивают на том, что диада – это еще не группа. Таким образом, дискуссия по этому вопросу не окончена.

3.3. Динамические процессы в малой группе

3.3.1. Общая характеристика динамических процессов

Исследования малых групп имеет в качестве своей предпосылки характеристику некоторой “ статистики “ группы : определение ее границ, состава, композиции. Но естественно, что главной задачей социально – психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы. Рассмотрение их важно с двух точек зрения: во –первых, необходимо выяснить, как общие закономерности общения и взаимодействия реализуется именно в малой группе, потому что здесь создаются конкретная ткань коммуникативных, интерактивных и перцептивных процессов; во – вторых, нужно показать, каков механизм, посредствам которого малая группа доводит до личности всю систему общественных влияний, в частности, содержание тех ценностей, норм, установок, которое формируются в больших группах. Вместе с тем важно выявить и обратное движение, а именно : каким образом активность личности в группе реализует усвоенные влияния и осуществляет определенную задачу. Значит, важно дать как бы сечение, срез того, что происходит в малых группах.

Но это только один аспект проблемы. Другая, не менее важная задача состоит в том, чтобы показать как развивается группа, какие этапы она проходит в своем развитии, как модифицируются на каждом из этапов различные групповые процессы. Поэтому репертуар тех явлений, которые могут быть отнесены к динамическим процессам малой группы, намного шире, чем он определялся, например, в школе групповой динамики.

Здесь уместно сказать, о том, что сам термин групповая динамика может быть употреблен в трех различных значениях. Прежде всего данным термином обозначается определенное направление исследования малых групп в социальной психологии, то есть школа К. Левина. Естественно, что при этом имеет в виду не только набор изучаемых в этой школе проблем, но и весь свойственный ей концептуальный строй, то есть определенная форма решения этих проблем.

Второе значение термина связано с обозначением определенных методик, которыми можно пользоваться при изучении малых групп и которые преимущественно были разработаны в школе Левина.

Однако эти методики в дальнейшем часто используются и в других теоретических схемах, поэтому второе значение термина не обязательно привязано к школе Левина, а скорее к специфическим видам лабораторного эксперимента, в ходе которого выявляются различные характеристики групп. Групповая динамика в данном случае – особый вид лабораторного эксперимента, специально предназначенный для изучения групповых процессов. Но может быть и третье употребление понятия, когда термином групповая динамика обозначается в отличие от степени группы совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую- нибудь единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, то есть ее развитие.

Важнейшим из таких процессов является следующее. Прежде всего процесс образования малых групп, причем сюда могут быть отнесены не только непосредственные способы формирования группы, но и такие психологические механизмы, которые делают группу группой, например феномен группового давления на индивида. Далее, это традиционно рассматриваемые в групповой динамике процессы групповой сплоченности, лидерства принятия групповых решений с той поправкой, что вся совокупность процессов его не исчерпывается лишь феноменом лидерства и принятия группового решения, а включает в себя еще многие механизмы. Другой аспект динамических процессов представлен явлениями групповой жизни, возникающими при развитии совместной деятельности. В качестве своеобразного итога развития группы может быть рассмотрено становление такой специфической ее стадии, как коллектив. Процесса образования коллектива – в социально- психологическом разрезе может быть поэтому отнесены также и динамическим процессам, происходящим в группе.

3.3.2. Психологическая теория коллектива

Проблема развития группы получила свое специфическое решение в психологической теории коллектива. Особенность именно такого подхода продиктован двумя обстоятельствами. С одной стороны, определенной традицией исследования коллектива в отечественной науке. Эта традиция в свою очередь имеет два источника. Первый – постановка проблемы коллектива в марксистском обществоведении, где ей придано определенное идеологическое содержание. В работах Маркса впервые была высказана мысль о том, что коллектив – специфическая форма организации людей социалистического общества. Для Маркса подлинная коллективность невозможна в условиях существования антагонистических классов, коллективный труд как труд свободный основан на общественной собственности. Следовательно, подлинная коллективность, в полном смысле этого слова, может быть реализована лишь в социалистическом обществе, и, соответственно, коллективы могут быть формой организации людей только в таком обществе. Согласно Марксу, буржуазное общество знает лишь разнообразные групповые образования, которые, естественно, не могут дать материал для анализа специфических характеристик коллектива.

Такая общая идеологическая преамбула обусловила и второй источник названной традиции, активные исследования коллектива в различных отраслях обществоведения в 20 – 30-е годы. Пафос исследований заключается именно в подчеркивании совершенно особой природы тех реальных групп, которые возникали в различных звеньях общественного организма в нашей стране. Это явило себя и в обыденном употреблении самого понятия коллектив. Широкое значение этого понятия, распространенное в нашем обществе, относится практически к любым группам в рамках отдельного предприятия, учреждения, отрасли промышленности, географического района и так далее. Давно завоевали право на существование такие выражения, как “ коллектив машиностроительного завода “, “ коллектив научно- исследовательского института “ и прочие.

Общий признак всех перечисленных групп заключается именно в том, что это специфические образования социалистического общества, и, таким образом термин употреблялся в обыденной речи и в официальной политической и идеологической литературе. Социальная психология, исследуя проблемы группы, в определенном смысле слова тоже вписалась в указанный контекст, развитие группы было интерпретировано как достижение ею высшей стадии, какова и была названа коллективом.

Чисто научное содержание специфики развиваемого подхода обусловлено тем, что для социальной психологии было важно выделить в широком значении термина именно тот аспект, который может быть исследован ее средствами, в рамках ее концептуальных схем. Чтобы определить этот аспект, следует вспомнить об общем принципе подхода к группе в отечественной социальной психологии. Выделение в социологическом анализе, объективно существующие социальные группы здесь изучаются как субъекты деятельности, то есть прежде всего с точки зрения именно психологических характеристик этого субъекта. Иными словами, выявляются те черты группы, которые воспринимаются членами данной группы как признаки некоторой психологической общности. Поскольку вычленение психологических характеристик группы осуществляется на основе принципа деятельности, поскольку социально – психологическое исследование группы предполагает как рассмотрение уровней развития ее деятельности, так и роли этой совместной деятельности в формировании психологической общности, определения деятельности всех групповых процессов.

Особое качество группы, связанной общей деятельностью, есть продукт развития группы. Тот факт, что это особое качество группы, высший уровень ее развития было обозначено термином коллектив, есть лишь дань упомянутой традиции. Хотя в сегодняшних условиях нашего общества предложенное в марксистском употреблении понятие коллектив весьма спорно, в обыденной речи сохраняется. Нет оснований отказаться от него и в социальной психологии, учитывая отмеченную специфику его содержания.

Что же касается разработки проблемы в истории отечественной науки, то там содержится много полезного, в частности в работах А. С. Макаренко, где наряду с решением педагогических проблем коллектива совершенно четко был обозначен и тот специфически социально- психологический аспект исследования, который впоследствии был принят советской психологией. Важнейший признак коллектива, по Макаренко, - это не любая совместная деятельность, а социально- позитивная деятельность, отвечающая потребностям общения. Поэтому первым признаком коллектива как группы особого рода является именно его направленность, которая обеспечивает особое качество личностей, в него входящих, а именно – их целеустремленность , что и позволяет создать организацию с соответствующими органами управления и выделение лиц, уполномоченных на выполнение определенных функций.

Природа отношений в коллективе обладает особым свойством, признанием важнейшей роли совместной деятельности в качестве фактора, образующего коллектив и определяя всю систему отношений между его членами. Такой подход предполагает сразу же и необходимость развития коллектива, неизбежность ряда стадий, которые он проходит, и по мере прохождения которых все названные качества полностью развертываются.

Характеризуя эти стадии, А. С. Макаренко создал достаточно четкую картину того, каким образом можно обеспечить движение коллектива по ступеням. Важнейшим условием является непрерывное развитие тех самых общественно значимых целей, ради которых создан коллектив. Это предполагает, что должны быть обрисованы особые линии развития коллектива, разработана диалектика требований. Успешное сочетание всех этих факторов создает в коллективе такую атмосферу, которая наилучшим образом соответствует развитию личностей, входящих в него.

Красной нитью во всех рассуждениях у А. С. Макаренко проходит мысль о том, что успех внутренних процессов, протекающих в коллективе, может быть обеспечен только в том случае, если все нормы взаимоотношений, вся организация деятельности внутри коллектива строятся на основе соответствия этих образцов более широкой системе социальных отношений, развивающихся в обществе в целом.

Коллектив не является замкнутой системой, он включен во всю систему отношений общества, и поэтому успешность его действий может быть реализована лишь в том случае когда нет рассогласования целей коллектива и общества.

Сегодня можно считать, что большинство исследователей согласны в определении основных признаков коллектива. Если отвлечься от некоторого разнообразия терминологии, то можно выделить те характеристики, которые называются различными авторами как обязательные признаки коллектива. Прежде всего это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели.

Во-вторых, это наличие добровольного характера объединения, причем под добровольностью здесь понимается не стихийность образования коллектива, а такая характеристика группы, когда она не просто задана внешними обстоятельствами, но стала для индивидов, в нее входящих, системой активно построенных ими отношений на базе общей деятельности.

Существенным признаком коллектива является его целостность, что выражается в том, что коллектив выступает всегда как некоторая система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления. Наконец, коллектив представляет собой особую форму взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.

3.3.3. Стадии и уровни развития малой группы

В отечественной социальной психологии существует несколько моделей развития группы, которые фиксируются в особые стадии или уровни в этом движении.

Одна из наиболее развернутых попыток подобного рода, как это уже отмечалось, содержится в психологической теории коллектива, разработанной А. В. Петровским. Она представляет группу как состоящую из трех слоев, каждый из которых характеризуется определенным принципом, по которому в нем строятся отношения между членами группы.

В первом слое реализуются прежде всего непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости , во втором слое эти отношения определения характером совместной деятельности, в третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы, и, таким образом, его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив.

Последующая разработка как теоретических представлений, так и экспериментальной практики позволила более четко выявить главную идею всей концепции, а именно положение о том, что деятельное отношение выступает как система образующий признак коллектива.

С этой точки зрения были внесены уточнения в анализ многоуровневого строения группы, главным образом с целью иерархии различных процессов, происходящих в группе. Авторы предпочитают в последней редакции рассматривать уровни групповой структуры в обратном порядке, начиная с характеристики ядерных отношений. Центральное звено групповой структуры образует сама предметная деятельность группы. Она задана той более широкой социальной структурой, в которую данная группа включена.

Эта предметная деятельность в данном случае есть обязательно социально-позитивная деятельность. Доказать достаточную степень ее развития можно при помощи трех выделенных критериев: 1) оценка выполнения групповой основной общественной функции, например, успешное участие в общественном разделении труда; 2) оценка соответствия группы социальным нормам; 3) оценка способности обеспечить каждому ее члену возможности для полноценного развития личности.

Диагностика уровня развития группы предполагает качественно-количественную оценку каждого из этих параметров. В ряде экспериментальных исследований прослежена зависимость всех процессов, протекающих в группе, от ядерного слоя ее деятельности. Этот слой представляет собой непсихологическое образование, но позволяет связать с психологическими процессами, проявляющимися на следующих слоях, совокупность тех общественных отношений, в которых данная группа существует.

Второй слой групповой структуры представляет собой фиксацию отношений каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям и задачам. Названный ранее ценностно-ориентированное единство, сокращенно ЦОЕ этот слой позже описывается не только как совпадение ценностей, касающихся совместной деятельности, но и как развитие определенной мотивации членов группы, эмоциональной идентификации с группой и прочее. Принципиально важным является, таким образом, рассечение всей системы групповых отношений этого уровня на два слоя, на только что охарактеризованный слой, где фиксированы отношения к деятельности, и третий слой, фиксирующий собственно межличностные отношения, опосредованные деятельностью. Именно этот слой описан наиболее подробно в экспериментальных исследованиях вскрыт целый ряд специфических феноменов, которые отсутствуют в тех группах, где это деятельное определение не развито. Наконец, выделяется четвертый слой групповой структуры, где фиксируются поверхностные связи между членами группы. Это те же межличностные отношения, однако та их часть, которая построена на непосредственных эмоциональных контактах, где ни цели совместной деятельности, ни общезначимые для группы ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора, определяя личные контакты членов группы. Хотя полного отсутствия какого бы ни были определения не удалось установить, тем не менее преобладающий здесь способ отношений в наименьшей степени связан с общей деятельностью группы.

Это представление о многоуровневой структуре групповых отношений позволяет рассмотреть путь, проходимый каждой группой, как последовательное включение совместной деятельности в определении многообразных контактов между членами группы. Не следует упрощать вопрос и представлять себе каждый этап в развитии какой-либо конкретной группы как присутствие в ней одного какого-то слоя отношений. Напротив, развитие группы не означает, что более низкие слои отношений здесь исчезают, но означает лишь такое существенное их преобразование, которое делает невозможным объяснение групповых процессов только с точки зрения процессов, происходящих в низшем слое.

Предложенный подход к вопросу содержит в себе реализацию, с одной стороны, определенного ответа на идеологический норматив. Но вместе с тем, содержит попытку дать дальнейшую разработку проблемы группы в социально-психологическом знании. Будет справедливо рассмотреть такую попытку как опыт построения специальной социально-психологической теории коллектива.

Нельзя сказать, что все исследования коллектива в отечественной социальной психологии идут в русле этой концепции. Однако основные идеи, представленные в ней, разделяются большинством авторов. В частности, сама идея определенных стадий развития группы, выделенных на основе уровней развития деятельности, получила широкое признание. В разработке данной проблемы Л. И. Уманским идея стадий сочетается с выделением некоторых обязательных параметров группы, применительно к которым и замеряется уровень ее развития. В качестве таких обязательных параметров называются: направленность коллектива, организованность, подготовленность и психологическая коммуникативность. Далее устанавливается континуум реальных групп – от момента объединения ранее незнакомых людей ради определенной совместной деятельности и до того периода существования этой группы, когда ее можно назвать коллективом, то есть до момента ее социальной зрелости. Отличие одной стадии от другой прослеживается по каждому из выделенных параметров. С некоторыми допущениями три стадии развития группы и превращения ее в коллектив в данной схеме соответствуют тем трем слоям, которые были выявлены А. В. Петровским и на основании которых была разработана идея разной степени деятельного определения всей системы отношений группы на соответствующих уровнях ее развития.

Глава 4. Эксперимент

4.1. Этапы исследования

Исследование проводилось в три этапа:

I. Подготовительный этап:

  • определение целей и задач исследования;
  • выбор объекта и предмета исследования;
  • выдвижение основных гипотез исследования;
  • изучение научной литературы по проблеме исследования.

II. Констатирующий этап:

  • подбор методов и методик научного исследования;
  • изучение состояния проблемы в отечественной и зарубежной психологии;
  • диагностика психического состояния, связанного с адаптацией к условиям обучения в вузе студентов младших курсов;

III. Заключительный этап:

  • обработка полученных результатов;

1.2. Эмпирическая база исследования

Эмпирическое исследование осуществлялось в январе и феврале 2015 года и проходило в условиях группового тестирования, в письменной форме. Результаты фиксировались на специально подготовленных регистрационных бланках. Процедура исследования была следующей: участникам были розданы бланки для ответов и тексты методик, которые содержали четкие инструкции по выполнению тестов. Инструкции также были озвучены экспериментатором с подробным разъяснением основных нюансов.

Тестирование проводилось для каждой группы в отдельности. Для снижения влияния внешних факторов членов группы просили в аудитории разместиться по одному за столом.

В комплекс психодиагностических методик были включены:

1) методика, позволяющая изучить психологическую защиту у студентов;

2) методики, изучающие особенности психологического климата в студенческих группах.

Наиболее целесообразным явился следующий блок методик:

а) опросник Плутчика-Келлермана-Конте (Life Style Index) предназначен для определения структуры психологической защиты. Он включает девяносто два утверждения, описывающих чувства, поведение и реакции людей в определенных жизненных ситуациях. При обработке данных, полученных на тестировании, выявлялась напряженность основных восьми защитных механизмов (вытеснение, регрессия, замещение, отрицание, проекция, компенсация, гиперкомпенсация, рационализация) в процентах, а также общая напряженность психологических защит (ОНЗ). (Приложение № 1)

б) опросник для диагностики уровня развития малой группы содержит 27 утверждений, которые охватывают самые разные стороны взаимоотношений в учебной группе. Испытуемым предлагалось оценить, в какой степени каждое из предложенных для оценки утверждений характерно для данного коллектива. (Приложение № 2)

в) тест «Пульсар» (Интегральная самооценка уровня развития группы как коллектива) (Л.Г. Почебут) позволяет оценить уровень самооценки коллектива по таким содержательным характеристикам как подготовленность к деятельности, направленность, организованность, активность, сплоченность, интегративность, референтность. В опроснике представлены названия качеств с раскрытием их содержания. В бланке для ответов приведена шкала, в соответствии с которой требовалось оценить развитие каждого качества в данной группе, отметив нужный балл (от 12 до 1) (Приложение № 3)

г) Методика «Определение опосредованной групповой сплоченности и ценностно-ориентационного единства' (ЦОЕ) группы» (В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриева) использовался для выявления степени сплоченности группы через оценку выраженности ориентации ее членов на деловые (Д), моральные (М) или эмоциональные (Э) качества. Групповая сплоченность, опосредованная целями и задачами совместной деятельности, определяется процентным соотношением величин «Д», «М», и «Э». Если «Д» и «М» преобладают, то групповая сплоченность считается высокой. (Приложение № 4)

4.3. Результаты исследования

а) По результатам теста Плутчика Келлермана Конте - Методика Индекс жизненного стиля (Life Style Index, LSI) (Приложение № 1)

Вывод: в группе преобладает механизм психологической защиты рационализация (интеллектуализация)

б) По результатам теста «Диагностика уровня развития малой группы» (Приложение № 2)

Вывод: по мнению большинства участников опроса уровень развития нашей группы называется «Мерцающий маяк», что является средним уровнем развития малой группы.

в) по результатам теста «Пульсар» (Интегральная самооценка уровня развития группы как коллектива) (Л.Г. Почебут) (Приложение № 3)

Вывод: Согласно результатам теста «Пульсар» группа является достаточно зрелой.

г) по результатам теста Методика «Определение опосредованной групповой сплоченности и ценностно-ориентационного единства' (ЦОЕ) группы» (В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриева) (Приложение № 4)

Вывод: По мнению участников группы и результатам теста, сплоченность в группе средняя.

Заключение


Результаты исследования позволяют реально оценить сложившуюся психолого-педагогическую ситуацию в студенческом социуме.
В защитных процессах обычно участвует не один, а сразу несколько защитных механизмов. Однако их совместное участие предопределяет целостную реакцию на ситуацию с целью более эффективной психологической адаптации. В то же время каждый из механизмов выявленных у студентов вносит свой особый вклад в организацию защитного процесса. Согласно исследованиям в группе преобладает механизм психологической защиты рационализация (интеллектуализация); уровень развития нашей группы называется «Мерцающий маяк», что является средним уровнем развития малой группы; группа является достаточно зрелой; сплоченность группы — средняя.

Список использованной литературы:

1. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. – М., 2001. – С. 220.
2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – П., 2004. – 270 с.

3. http://psylab.info/Методика_%22Индекс_жизненного_стиля%22

4. Гришина В. В., Лушин П.В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. - М., 1990.

5. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом. Учебное пособие/Под ред. С. А. Багрецова. - М., 1999.

6. Донцов А. И. Проблемы групповой сплоченности. - М., 1979.

7. Чернышев А. С. Психологические основы педагогической практики студентов. - М.,2000.

8. Кружкова О.В., Шахматова О.Н. "Психологические защиты личности: учебное пособие". - Екатеринбург: Издательство Росгоспрофпедуниверситет, 2006, 153 стр.

9. http://psycabi.net/testy/310-oprosnik-plutchika-kellermana-konte-metodika-indeks-zhiznennogo-stilya-life-style-index-lsi-test-dlya-diagnostiki-mekhanizmov-psikhologicheskoj-zashchity#ixzz3VgplEeCr

10. Лабораторный практикум по общей и социальной психологии/Под ред. В. П. Фоминых. - Чебоксары,1998

11. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. Сб.научных трудов/ Под.ред. А. Л. Журавлева, Е. В. Журавлевой. - М., 1995.

12. Парыгин Б. Д. Социально-психологический климат коллектива: Пути и методы изучения. - Л., 1981

13. Реан А. А., Когоминский Я. Л. Социальная педагогическая психология. - М., 1999.

14. Социально-психологический климат коллектива. Спецпрактикум по социальной психологии/Под ред.Ю. М. Жукова.- М., 1984.

15. Фетискин Н. П., Миронова Т. И. Социально-психологическая диагностика личности и группы. - М. -Кострома, 2001.

PAGE 37

Выявление уровня социальной психологической защиты студентов, определение факторов и средств их развития