Изучение анализа финансовой устойчивости и анализ типов, коэффициентов финансовой устойчивости и кредитоспособности предприятия ООО «Снежный барс»

Содержание

[0.1] 2.1. Краткая характеристика предприятия

[0.2] 2.2. Анализ организационной структуры предприятия.

[0.3] 2.3. Анализ финансового состояния компании.


Введение

В рыночных условиях залогом выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит его финансовая устойчивость. Она отражает состояние финансовых ресурсов предприятия, при котором есть возможность свободно маневрировать денежными средствами, эффективно их использовать, обеспечивая бесперебойный процесс производства и реализации продукции, учитывать затраты по его расширению и обновлению.

Финансовая устойчивость обусловлена как стабильностью экономической среды, в рамках которой осуществляется деятельность предприятия, так и от результатов его функционирования, его активного и эффективного реагирования на изменения внутренних и внешних факторов.

Актуальность темы заключается в том, что обеспечение финансовой устойчивости любой коммерческой организации является важнейшей задачей ее менеджмента. Финансовое состояние организации можно признать устойчивым, если при неблагоприятных изменениях внешней среды она сохраняет способность нормально функционировать, своевременно и полностью выполнять свои обязательства по расчетам с персоналом, поставщиками, банками, по платежам в бюджет и внебюджетные фонды и при этом выполнять свои текущие планы и стратегические программы.

Финансовые возможности организации практически всегда ограничены. Задача обеспечения финансовой устойчивости состоит в том, чтобы эти ограничения не превышали допустимых пределов. В то же время необходимо соблюдать обязательное в финансовом планировании требование осмотрительности, формирования резервов на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, которые могли бы привести к утрате финансовой устойчивости.

Предпосылкой обеспечения финансовой устойчивости организации является достаточный объем продаж. Если выручка от реализации продукции или услуг не покрывает затрат и не обеспечивает получения необходимой для нормального функционирования прибыли, то финансовое состояние организации не может быть устойчивым.

Благодаря анализу существует возможность исследовать плановые, фактические данные, выявлять резервы повышения эффективности производства, оценивать результаты деятельности, принимать управленческие решения, вырабатывать стратегию развития предприятия.

Таким образом, заметна значимость финансовой устойчивости в деятельности предприятия, а также постоянного поддержания ее на определенном благоприятном для организации уровне, и разработке мероприятий, способствующих эффективному росту финансовой устойчивости компании.

Цель курсовой работы – изучение анализа финансовой устойчивости и анализ типов, коэффициентов финансовой устойчивости и кредитоспособности предприятия ООО «Снежный барс».

В теоретической части курсовой работы необходимо раскрыть понятие, факторы и информационную базу финансовой устойчивости предприятия.

В аналитической части произвести в таблицах необходимые расчеты для анализа финансовой устойчивости, оценить положительные и отрицательные изменения, разработать направления совершенствования деятельности, резервы предприятия ООО «Снежный барс».


Глава 1. Теоретические основы анализа финансовой устойчивости предприятия

1.1. Понятие финансовой устойчивости предприятия и факторы, влияющие на нее

Своеобразным зеркалом стабильно образующегося на предприятии превышения доходов над расходами является финансовая устойчивость. Она отражает такое соотношение финансовых ресурсов, при котором предприятие, свободно маневрируя денежными средствами, способно путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также затраты по его расширению и обновлению. Определение границ финансовой устойчивости предприятия относится к числу наиболее важных экономических проблем в условиях перехода к рынку, ибо непосредственная финансовая устойчивость может привести к неплатежеспособности предприятия и отсутствию у него средств для расширения производства, а избыточная – будет препятствовать развитию, отягощая затраты предприятия излишними запасами и резервами. Следовательно, финансовая устойчивость должна характеризоваться таким состоянием финансовых ресурсов, которое соответствует требованиям рынка и отвечает потребностям развития предприятия.

Финансовая устойчивость – характеристика, свидетельствующая о стабильном превышении доходов над расходами, свободном маневрировании денежными средствами предприятия и эффективном их использовании, бесперебойном процессе производства и реализации продукции. Финансовая устойчивость формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности и является главным компонентом общей устойчивости предприятия.

Финансовая устойчивость предприятия предопределяется влиянием совокупности внутренних и внешних факторов.

  1. Внутренние факторы, влияющие на финансовую устойчивость.

Успех или неудача предпринимательской деятельности во многом зависит от выбора состава и структуры выпускаемой продукции и оказываемых услуг. При этом важно не только предварительно решать, что производить, но и безошибочно определить, как производить, т. е. по какой технологии и по какой модели организации производства и управления действовать. От ответа на эти "что?" и "как?" зависят издержки производства.

Для устойчивости предприятия очень важна не только общая величина издержек, но и соотношение между постоянными и переменными издержками.

Переменные затраты (на сырье, энергию, транспортировку товаров и т. д.) пропорциональны объему производства, постоянные же (на приобретение и (или) аренду оборудования и помещений, амортизацию, управление, выплату процентов за банковский кредит, рекламу, оклады сотрудников и проч.) – от него не зависят.

Другим важным фактором финансовой устойчивости предприятия, тесно связанным с видами производимой продукции (оказываемых услуг) и технологией производства, является оптимальный состав и структура активов, а также правильный выбор стратегии управления ими. Устойчивость предприятия и потенциальная эффективность бизнеса во многом зависит от качества управления текущими активами, от того, сколько задействовано оборотных средств и какие именно, какова величина запасов и активов в денежной форме и т. д.

Следует помнить, что если предприятие уменьшает запасы и ликвидные средства, то оно может пустить больше капитала в оборот и, следовательно, получить больше прибыли. Но одновременно возрастает риск неплатежеспособности предприятия и остановки производства из-за недостаточности запасов. Искусство управления текущими активами состоит в том, чтобы держать на счетах предприятия лишь минимально необходимую сумму ликвидных средств, которая нужна для текущей оперативной деятельности.

Следующим значительным фактором финансовой устойчивости является состав и структура финансовых ресурсов, правильный выбор стратегии и тактика управления ими. Чем больше у предприятия собственных финансовых ресурсов, прежде всего прибыли, тем спокойнее оно может себя чувствовать. При этом важна не только общая масса прибыли, но и структура ее распределения, и собственно – та доля, которая направляется на развитие производства. Отсюда оценка политики распределения и использования прибыли выдвигается на первый план в ходе анализа финансовой устойчивости предприятия. В частности, исключительно важно проанализировать использование прибыли в двух направлениях: во-первых, для финансирования текущей деятельности – на формирование оборотных средств, укрепление платежеспособности, усиление ликвидности и т. д.; во-вторых для инвестирования в капитальные затраты и ценные бумаги.

Большое влияние на финансовую устойчивость предприятия оказывают средства, дополнительно мобилизуемые на рынке ссудных капиталов. Чем больше денежных средств может привлечь предприятие, тем выше его финансовые возможности; однако возрастает и финансовый риск – способно ли будет предприятие своевременно расплачиваться со своими кредиторами? И здесь большую роль призваны играть резервы как одна из форм финансовой гарантии платежеспособности хозяйствующего субъекта.

Итак, с точки зрения влияния на финансовую устойчивость предприятия определяющими внутренними факторами являются:

  1. отраслевая принадлежность субъекта хозяйствования;
  2. структура выпускаемой продукции (услуг), ее доля в спросе;
  3. размер оплаченного уставного капитала;
  4. величина и структура издержек, их динамика по сравнению с денежными доходами;
  5. состояние имущества и финансовых ресурсов, включая запасы и резервы, их состав и структуру.
  6. Внешние факторы, влияющие на финансовую устойчивость.

Термин "внешняя среда" включает в себя различные аспекты: экономические условия хозяйствования, господствующую в обществе технику и технологию, платежеспособный спрос потребителей, экономическую и финансово-кредитную политику правительства РФ и принимаемые ими решения, законодательные акты по контролю за деятельностью предприятия, систему ценностей в обществе и др. Эти внешние факторы оказывают влияние на все, что происходит внутри предприятия.

Существенно влияет на финансовую устойчивость и фаза экономического цикла, в которой находится экономика страны. В период кризиса происходит отставание темпов реализации продукции от темпов ее производства. Уменьшаются инвестиции в товарные запасы, что еще больше сокращает сбыт. Снижаются в целом доходы субъектов экономической деятельности, сокращаются относительно и даже абсолютно масштабы прибыли. Все это ведет к снижению ликвидности предприятий, их платежеспособности. В период кризиса усиливается серия банкротств.

Падение платежеспособного спроса, характерное для кризиса приводит не только к росту неплатежей, но и к обострению конкурентной борьбы. Острота конкурентной борьбы так же представляет собой немаловажный внешний фактор финансовой устойчивости предприятия.

Серьезными макроэкономическими факторами финансовой устойчивости служат, кроме того, налоговая и кредитная политика, степень развития финансового рынка, страхового дела и внешнеэкономических связей; существенно влияет на нее курс валюты, позиция и сила профсоюзов.

Экономическая и финансовая стабильность любых предприятий зависит от общей политической стабильности. Значение этого фактора особенно велико для предпринимательской деятельности в России. Отношение государства к предпринимательской деятельности, принципы государственного регулирования экономики (его запретительный или стимулирующий характер), отношения собственности, принципы земельной реформы, меры по защите потребителей и предпринимателей не могут не учитываться при рассмотрении финансовой устойчивости предприятия.

Наконец, одним из наиболее масштабных неблагоприятных внешних факторов, дестабилизирующих финансовое положение предприятий в России, является на сегодняшний день инфляция.

1.2. Информационная база анализа финансовой устойчивости предприятия

Одним из требований современных условий бизнеса является создание информационной базы, которая учитывала бы требования национального, а также международных стандартов финансовой отчетности. Проблемой является то, что для многих компаний показатели доходов и прибылей, составленные по национальным стандартам и международным значительно отличаются. Такая разница имеет значительное влияние на принятие решений особенно иностранных инвесторов по поводу инвестирования средств в компанию. Потому формирование информационной базы анализа и контроля для обеспечения управления финансовыми ресурсами компаний является одним из приоритетных заданий в современных условиях.

Основными источниками информации анализа финансовой устойчивости являются данные бухгалтерского учёта и бухгалтерской (финансовой) отчётности. Из форм бухгалтерской отчётности используют:

1. Бухгалтерский баланс, форма № 1, где отражаются нераспределённая прибыль или непокрытый убыток отчётного и прошлого периодов (раздел III пассива);

2. Отчёт о прибылях и убытках, форма № 2, составляется за год и по внутригодовым периодам.

Центральной формой бухгалтерского учета является бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс характеризует финансовое положение предприятия на определенную дату и отражает ресурсы предприятия в единой денежной оценке по их составу и направлениям использования, с одной стороны (актив), и по источникам их финансирования – с другой (пассив).

Бухгалтерский баланс состоит из двух частей: актив и пассив. Баланс содержит подробную характеристику ресурсов предприятия.

Активы предприятия отражают инвестиционные решения, принятые компанией за период ее деятельности. В основе расположения статей баланса лежит критерий ликвидности (способности превращения средств предприятия в денежную наличность), являющийся одним из наиболее важных показателей финансового состояния предприятия.

Принципиальным для финансового анализа является разделение активов на долгосрочные и краткосрочные.

Долгосрочные активы – это средства, которые используются в течение более чем одного отчётного периода, приобретаются с целью использования в хозяйственной деятельности и не предназначены для продажи в течение года. Долгосрочные активы представлены в первом разделе баланса «Внеоборотные активы».

Краткосрочные активы или оборотные средства (активы) – это средства, использованные, проданные или потребленные в течение одного отчётного периода, который, как правило, составляет один год. Оборотные активы представлены в балансе во втором разделе актива.

Очень важно из состава оборотных средств выделить следующие группы ресурсов: денежные средства; краткосрочные финансовые вложения; дебиторская задолженность; материально-производственные запасы.

Наиболее ликвидная часть оборотных активов – денежные средства. К ним относятся: денежные средства в кассе и денежные средства в банках, включая денежные средства в валюте. Денежные средства используются для текущих денежных платежей.

Краткосрочные финансовые вложения отражают инвестиции предприятия в ценные бумаги других предприятий, в облигации, а также предоставленные займы на срок не более года. Покупка этих ценных бумаг производится не с целью завоевания рынков сбыта или распространения влияния на другие компании, а в интересах выгодного помещения временно свободных средств.

Следующая статья баланса – дебиторская задолженность, т.е. причитающиеся фирме, но еще не полученные ею средства. В составе оборотных средств отражается дебиторская задолженность, срок погашения которой не превышает одного года. Дебиторская задолженность учитывается в балансе по фактической стоимости реализации, т.е. исходя из той суммы денежных средств, которая должна быть получена при погашении этой задолженности.

Материально-производственные запасы – это материальные активы, которые предназначены для: продажи в течение обычного делового цикла; производственного потребления внутри предприятия; производственного потребления в целях дальнейшего изготовления реализуемой продукции.

В эту статью включаются сырье и материалы, незавершенное производство, готовая продукция, а также другие статьи, которые характеризуют краткосрочные вложения денежных средств предприятия в хозяйственную деятельность, предшествующую реализации продукции.

Анализ статьи «Материально-производственные запасы» имеет большое значение для эффективного управления финансами.

Далее обобщим информацию об основных средствах предприятия и прочих внеоборотных активах. В этой группе средств выделяются основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения.

Основные средства (активы) – это средства длительного пользования, имеющие материальную форму. В эту категорию средств включаются здания и сооружения, машины и оборудование, транспорт и др. На все статьи реальных основных средств начисляется амортизация. Как правило, все статьи этого раздела баланса включаются в отчётность по их первоначальной стоимости, под которой понимаются все затраты на приобретение этих средств, доставку и монтаж.

Нематериальные активы – активы, не имеющие физически осязаемой формы, но приносящие предприятию доход. К неосязаемым активам относятся: патенты, товарные знаки, торговые марки, авторские права, лицензии, затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, затраты на разработку программного обеспечения. На нематериальные активы начисляется износ, как и на другие средства, срок службы которых превышает один год.

Долгосрочные финансовые вложения, т.е. вложения в ценные бумаги других компаний, облигаций и кредиты другим предприятиям на срок более одного года. Вместе со статьей краткосрочных финансовых вложений данная статья отражает деятельность предприятия на финансовом рынке.

В пассиве баланса отражаются решения предприятия по выбору источника финансирования.

Выделяют следующие группы статей пассива: собственный капитал; краткосрочные обязательства; долгосрочные обязательства;

Краткосрочные обязательства – это обязательства, которые покрываются оборотными активами, или погашаются в результате образования новых краткосрочных обязательств. Краткосрочные обязательства погашаются обычно в течение сравнительно непродолжительного периода (обычно не более одного года). В краткосрочные обязательства включаются такие статьи, как: счета и векселя к оплате; долговые свидетельства о получении предприятием краткосрочного займа; задолженность по налогам; задолженность по заработной плате; часть долгосрочных обязательств, подлежащая выплате в текущем периоде.

Долгосрочные обязательства – это обязательства, которые должны быть погашены в течение срока, превышающего один год. Основными видами долгосрочных обязательств являются долгосрочные займы и кредиты, облигации, долгосрочные векселя к оплате, обязательства по пенсионным выплатам и выплатам арендных платежей при долгосрочной аренде.

Следующим показателем является собственный или, если предприятие является акционерной компанией, акционерный капитал.

В составе собственного капитала необходимо выделить долю его отдельных составляющих, а также отразить динамику его состава и структуры за последние периоды. Необходимость раздельного рассмотрения статей собственного капитала связана с тем, что каждая из них является характеристикой правовых и иных ограничений способности предприятия распорядиться своими активами.

Уставный капитал – стоимостное отражение совокупного вклада учредителей (собственников) в имущество предприятия при его создании. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации уставным капиталом обладают акционерные общества и другие коммерческие организации (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью). Только в акционерных обществах (АО) уставный капитал разделен на доли, выраженные в акциях, удостоверяющих имущественные права акционеров.

Юридическое значение уставного капитала акционерного общества состоит, прежде всего, в том, что его размер определяет те пределы минимальной имущественной ответственности, которую имеет и несет акционерное общество по своим обязательствам.

Добавочный капитал – составляющая собственного капитала в его настоящей трактовке – объединяет группу достаточно разнородных элементов: суммы от дооценки внеоборотных активов предприятия; безвозмездно полученные ценности; эмиссионный доход акционерного общества и др.

Резервы формируются в соответствии с законодательством, учредительными документами и принятой на предприятии учётной политикой. Основным источником формирования резервов (фондов) является чистая прибыль.

Резервный капитал формируется в соответствии с установленным законом порядком и имеет строго целевое назначение. В условиях рыночной экономики резервный капитал выступает в качестве страхового фонда, создаваемого для целей возмещения убытков и обеспечения защиты интересов третьих лиц в случае недостаточности прибыли у предприятия.

Информация о величине резервного капитала в балансе предприятия имеет или должна иметь чрезвычайно важное значение для внешних пользователей бухгалтерской отчётности, которые рассматривают резервный капитал предприятия как запас его финансовой прочности.

Нераспределенная прибыль представляет собой прибыль, остающуюся после выплаты налогов и других платежей и формирования резервов (фондов). По экономическому содержанию нераспределенная прибыль настолько близка к резервам, что ее рассматривают в качестве свободного резерва. Средства резервов (фондов) и нераспределенной прибыли помещены в конкретное имущество или находятся в обороте. Их величина характеризует результат деятельности предприятия и свидетельствует о том, насколько увеличились активы предприятия за счет собственных источников.


Глава 2. Анализ деятельности ООО «Снежный барс»

2.1. Краткая характеристика предприятия

Компания «Снежный барс» была основана 1 октября 2003 года. «Снежный барс» является крупнейшим производителем компьютерной техники Республики Бурятия со сложившимися традициями и устоявшимися корпоративными стандартами.

Компания видит свою миссию в том, чтобы всю мощь компьютерных технологий сделать максимально доступной для населения Байкальского региона.

Производство компьютеров торговой марки «Снежный барс» сертифицировано в соответствии с требованиями «Госстандарта РФ на производство системных блоков». Весь модельный ряд системных блоков «Снежный барс» проходят термотест, который специалисты проводят при пиковых нагрузках в течение 4 часов при температуре 45 градусов в термокамере, которая на территории Сибири есть только у компании «Снежный барс».

Помимо тщательного тестирования, вся выпускаемая продукция подвергается контролю, предпродажной проверке, имеет санитарно-эпидемологические заключения Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

За время своего существования розничное направление компании «Снежный барс» из одного торгового зала на ул. Терешковой превратилось в сеть из 13 в нескольких городах Байкальского региона. Магазины расположены в Улан-Удэ, Иркутске, Агинском, Гусиноозерске, Кяхте, Слюдянке, Селенгинске, Усолье-Сибирское, Саянске. Но самое главное, что произошло за это время, магазины «Снежный барс» получили известность за особенное отношение к своим покупателям.

Преимуществами компании в розничной торговле являются: низкая цена на предлагаемый товар, его достойное качество, грамотность персонала и максимальная открытость для потребителя. В 2009 году магазины компании «Снежный раз» были удостоены знаком «Доверия потребителей» Бурятской ассоциации потребителей.

Оптовое направление компании является одним из лидеров рынка субдистрибьюции компьютерной техники Байкальского региона. Дилер, становясь партнером компании «Снежный барс» получает одни из самых выгодных на сегодняшний день условий: выигрывает по цене, выигрывает по ассортименту, пользуется товарным кредитом, получает рибейты. Все это позволяет дилерам «Снежный барс» успешно конкурировать на рынке компьютерной розницы и корпоративных продаж в малый и средний бизнес.

Корпоративный отдел компании «Снежный барс» имеет огромный положительный опыт работы с крупнейшими предприятиями и организациями Республики Бурятия, в числе которых государственные учреждения, производственные структуры, финансовые структуры и торговые фирмы. Более 30 000 наименований компьютерной и цифровой техники, оргтехники, комплектующих и расходных материалов в наличии и под заказ, доставка товара по Республике Бурятия, прилегающим к ней районам и отдельным близлежащим городам собственным транспортом, гарантийное и постгарантийное обслуживание всей продаваемой техники собственным сертифицированным сервисным центром, а также конкурентные цены удовлетворят даже самых взыскательных клиентов.

Технико-экономические показатели позволяют проанализировать динамику экономического развития компании и выявить важнейшие факторы, оказавшие влияние на эти тенденции.


Таблица 2.2.1.

Основные финансово-экономические показатели работы

Показатели

Отчетный период

2011 г. к 2009 г., %

2009 г.

2010 г.

2011 г.

1

2

3

4

5

Объем реализации продукции, руб.

1 668 232

2 067 027

2 264 051

35,71

Себестоимость проданных товаров, руб.

1 376 155

1 730 025

1 900 175

38,08

Среднесписочная численность работников, чел.

123

135

137

11,38

Среднемесячная зарплата, руб.

14 550

16 980

17 230

18,42

Фонд оплаты труды, тыс.руб.

19 826

24 431

29 339

47,98

Фондоотдача

16,24

13,47

14,83

8,87

Чистая прибыль, т.р.

57 033

72 092

80 344

40,87

Рентабельность, %

4,79

4,78

4,74

-1,04

По данным таблицы мы видим что в 2011 году по отношению к 2009 году произошло увеличение всех показателей, это связано с открытием новых торговых точек как по Республике Бурятия, так и в Иркутской области. Это позволило нам увеличить не только объем реализованной продукции, но и создать новые рабочие места.

2.2. Анализ организационной структуры предприятия.

Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами определяется сравнением фактического количества работников по категориям и профессиям с плановой потребностью. Особое внимание уделяется анализу обеспеченности предприятия кадрами наиболее важных профессий. Необходимо анализировать и качественный состав ресурсов по квалификации. В таблице 2.2.1. представлен анализ среднесписочного состава по категориям работников.


Таблица 2.2.1

Структура персонала по категориям

Наименование категории работников

Периоды

Структура, %

2009г.

2010г.

2011г.

2009г.

2010г.

2011 г.

1.Административный персонал

7

9

10

5,7

6,7

7,3

2.Специалисты

110

120

121

89,4

88,9

88,3

3. Технический персонал

6

6

6

4,9

4,4

4,4

Итого

123

135

137

100

100

100

Данные таблицы 2.2.1. свидетельствуют, что среднесписочная численность работников за три анализируемых года увеличилась на 22 человека и в 2011 году составила 137 человек. Увеличение среднесписочной численности обеспечено расширением организации и открытием филиалов в городе Улан-Удэ. Этим объясняется и непостоянная структура численности. Увеличение среднесписочной численности произошло по категориям административный персонал – на 2 человека, «специалистов» на 11 человек, по категории «технический персонал» изменений не было. Анализ структуры среднесписочной численности показывает, что самый большой удельный вес занимают «специалисты»: 2009 г. – 89,4%, 2010г. – 88,9%, 2011г. – 88,3%, к ним относятся работники следующих профессий: менеджеры по продажам, менеджер по закупкам, программисты, администраторы, кассиры, бухгалтер и т.д.

Удельный вес работников, которые отнесены к категории «административный персонал» следующий: 2009 г. – 5,7%, 2010г. – 6,7 %, 2011г. – 7,3%. К ним относятся: руководитель организации, директора магазинов, начальники отдела поставок и закупок. Категория работников «технический персонал» в структуре численности занимает: 2009 г. – 4,9%, 2010г. -4,4%, 2011г. – 4,4%. К ним относятся уборщицы, охрана.

Организационная структура компании является линейно-функциональной. (Приложение 2)

Эта структура является самой распространенной структурой иерархического типа, широко используется во всем мире. Функциональные подразделения могут сами отдавать распоряжения нижестоящим звеньям, но не по всем, а по ограниченному кругу вопросов, определенному их функциональной специализацией.

Основу этой структуры составляет, помимо линейного принципа руководства, специализация управленческой деятельности по функциональным подразделениям организации (маркетинг, производство, финансы, экономика, персонал и т. д.), а также «шахтный» принцип построения, который означает, что на каждой функциональной подсистеме формируется иерархия служб («шахта»), пронизывающая организацию сверху донизу.

Достоинства:

- улучшение координации в функциональных областях;

- уменьшение дублирования в функциональных областях.

Недостатки:

- отсутствие взаимодействия на горизонтальных уровнях;

- «эффект бутылочного горла». Суть его в том, что развитие преимущественно вертикальных связей в рамках функционального подхода поднимает решение проблем различных уровней управления до ее главного руководителя. В результате, попытки руководителя сконцентрироваться на решении стратегических задач тонут в оперативной работе, в текучке.

Вывод: линейно-функциональные структуры управления наиболее эффективны там, где аппарат управления выполняет рутинные, часто повторяющиеся и редко меняющиеся задачи и функции, т. е. в организациях, функционирующих в условиях решения стандартных управленческих проблем.

Организационная структура компании ориентирована на потребителя. Наша компания производит определённый ассортимент товаров, который отвечает запросам потребителей. Организационные структуры, ориентированные на покупателя, в равной степени характерны для торговых фирм, торгующих оптом и в розницу. Также в компании есть корпоративный отдел, который занимается обслуживанием корпоративных клиентов. Данная организация является централизованной, так как руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений. Для нашей компании с целью повышения эффективности ее работы подходят следующие основные элементы рациональной бюрократии:

1) четкое разделение труда на основе должностных инструкций.

2) иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий руководитель контролируется вышестоящим и подчиняется ему.

3) наличие обобщенных формальных правил и стандартов работы, обеспечивающих однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей. Например, правила обслуживания клиентов и выполнения заказов, предоставление отчетов о ежедневных оборотах магазина, правила регистрации заказов и т.п.

4) осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями.

2.3. Анализ финансового состояния компании.

Анализ финансового состояния предприятия начинают с оценки имущественного положения организации и источников его образования. Для оценки имущественного положения предприятия необходимо изучить изменение состава и структуры его имущества, определить влияние изменения имущественного положения на финансовое состояние предприятия.

Для выявления динамики изменения отдельных составляющих баланса формируется вспомогательная таблица - "Анализ изменения статей баланса". Значения в данной таблице определяются как разница значений статей баланса на текущую и предыдущую отчетные даты.

Если сгруппировать баланс по однородным статьям, для удобства чтения, то получим агрегированный баланс. Бухгалтерский баланс служит индикатором для оценки финансового состояния предприятия. Итог баланса носит название валюты баланса и дает ориентировочную сумму средств, находящуюся в распоряжении предприятия.

Представим также структуру агрегированного баланса в процентном соотношении к валюте баланса:

Таблица 2.3.1

Агрегированный баланс, структура агрегированного баланса в процентном соотношении к валюте баланса (тыс. руб.)

АКТИВ

2009

2010

2011

2009

2010

2011

%

Внеоборотные активы

212035

222531

234114

60,8%

56,3%

47,9%

Оборотные активы

136675

172944

254164

39,2%

43,7%

52,1%

Запасы и затраты

64123

77040

73971

18,4%

19,5%

15,1%

Краткосрочная дебиторская задолженность

26490

57101

39749

7,6%

14,4%

8,1%

Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения

46062

38803

140328

13,2%

9,8%

28,7%

Баланс

348710

395475

488278

100,0%

100,0%

100,0%

ПАССИВ

Собственный капитал

148381

220473

299036

42,6%

55,7%

61,2%

Долгосрочные пассивы

114143

917

1663

32,7%

0,2%

0,3%

Краткосрочные пассивы

86186

174085

187579

24,7%

44,0%

38,4%

Баланс

348710

395475

488278

100,0%

100,0%

100,0%

Таблица 2.3.1 наглядно показывают нам, как изменилась динамика основных разделов баланса. На представленном графике зафиксировано как ежегодно менялась структура баланса в процентном соотношении к итогу баланса организации. Анализируя график, мы видим, что у нашей организации в структуре баланса выросла доля оборотных активов и значительно возросла доля собственного капитала (61,2% в 2011 г. против 55,8% в 2010 г., и против 42,6% в 2009 г.), что является положительным фактором для финансового состояния любого предприятия.

Анализ ликвидности и платежеспособности. Критериями оценки финансового состояния предприятия выступают платежеспособность и его ликвидность.

Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств организации ее активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени ликвидности и расположенных в порядке убывания их ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам погашения и расположенными в порядке возрастания сроков. Задача анализа ликвидности баланса возникает в связи с необходимостью давать оценку платежеспособности организации, т.е. ее способности своевременно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам

Сгруппируем статьи баланса по данным группам и составим таблицу соотношения активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения:


Таблица 2.3.2

Таблица соотношения активов

Активы по степени ликвидности

На конец отчетного периода, тыс. руб.

Прирост с нач. года, %

Пассивы по сроку погашения

На конец отчетного периода, тыс. руб.

Прирост с начала года, %

Излишек/
недостаток
платеж. средств
тыс. руб.,
(гр.2 - гр.6)

А1

140328

+11,6

П1

69971

-38

+70357

А2

39749

+6,5

П2

117608

-77859

А3

71529

+34

П3

1663

+90,7

+69866

А4

234114

+121,1

П4

296478

+3,1

-62364

В таблице 2.3.2:

А1 – высоколиквидные активы (денежные средства + краткосрочные финансовые вложения);

А2 – быстрореализуемые активы (краткосрочная дебиторская задолженность);

А3 – медленнореализуемые активы (запасы + долгосрочная дебиторская задолженность + прочие оборотные активы – РБП + НДС);

А4 – труднореализуемые активы (внеоборотные активы);

П1 – наиболее срочные обязательства (привлеченные средства + текущая кредиторская задолженность);

П2 – среднесрочные обязательства (краткосрочные кредиты и займы);

П3 – долгосрочные обязательства;

П4 – постоянные пассивы (СК – БП – НДС к зачету).

Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву.

Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения:

А1 П1; А2 П2; А3 П3; А4 П4.

Изучение соотношений этих групп активов и пассивов за несколько периодов позволит установить тенденции в структуре баланса и его ликвидности. Следует отметить, что к такой ликвидности предприятие пришло только в конце 2010 года, получив хороший финансовый результат и увеличив ДС в 3,5 раза по отношению к 2009 году.

Сопоставление ликвидных средств и обязательств позволяет вычислить следующие показатели:

1. Текущая ликвидность, которая свидетельствует о платежеспособности (+) или неплатежеспособности (–) организации на ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени:

2. Перспективная ликвидность — это прогноз платежеспособности на основе сравнения будущих поступлений и платежей.

Таблица 2.3.3

Расчеты текущей и перспективной ликвидности

ГОД

Текущая ликвидность

ТЛ = (А1 + А2) — (П1 + П2)

Перспективная ликвидность

ПЛ = А3 - П3

2009

-126576

62922

2010

-78181

74037

2011

-7502

69866

Как видно из представленной таблицы 2.3.3, текущая ликвидность предприятия в динамике улучшалась, на конец 2011 года предприятие имеет недостаток ликвидных средств только в размере 7502 тыс. руб., но в избытке имеет перспективные активы – 69866 тыс. руб. Несмотря на то, что первое неравенство не соблюдается, текущая платежеспособность предприятия удовлетворительна. Просроченной кредиторской задолженности не имеется. Предприятие рассчитывается в сроки, оговоренные по договору с поставщиками.

В целом, анализ ликвидности баланса соответствует хорошему показателю, наблюдается устойчивый рост текущей ликвидности.

Теперь перейдем к анализу относительных финансовых показателей ликвидности и платежеспособности. Рассчитаем коэффициенты и занесем их в таблицу 2.3.4.

Анализ ликвидности баланса по относительным показателям

Таблица 2.3.4.

Наименование коэффициента

Значение коэффициента

2009

2010

2011

Коэффициент абсолютной ликвидности (0.2-0.25)

0,53

0,22

0,75

Коэффициент промежуточной (быстрой) ликвидности (0.8-1))

0,84

0,55

0,96

Коэффициент текущей (общей) ликвидности (1.5- 2)

1,59

0,99

1,35

Коэффициент покрытия оборотных средств собственными источниками формирования (%)

0,37

-0,01

0,26

Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности (больше 1)

1,42

0,46

1,02

Как видно из таблицы 2.3.4, коэффициент абсолютной и промежуточной ликвидности соответствует оптимальным значениям, а коэффициент абсолютной ликвидности даже превышает рекомендуемый показатель. Остальные показатели в динамике 3 лет, как видно из таблицы, к концу 2011 года значительно улучшились.

Сведем расчеты в таблицу 2.3.5, полностью отображающую ликвидность Общества, достаточность капитала и оборотных средств за 3 финансовых года.

Показатели ликвидности, достаточности капитала и оборотных средств ООО «Снежный Барс», тыс. руб.


Таблица 2.3.5

Показатель

Методика расчета

2009

2010

2011

Собственные оборотные средства, тыс. руб.

Капитал и резервы – целевые финансирование и поступления + доходы будущих периодов – внеоборотные активы

-63 654

-2058

64922

Индекс постоянного актива

(Внеоборотные активы + долгосрочная дебиторская задолженность) / (Капитал и резервы – целевые финансирование и поступления + доходы будущих периодов)

1,43

1,01

0,87

Коэффициент текущей ликвидности

(Оборотные активы – долгосрочная дебиторская задолженность) / (Краткосрочные обязательства (не включая доходы будущих периодов))

1,59

0,99

1,35

Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности

(Оборотные активы – запасы – налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям – долгосрочная дебиторская задолженность) / (Краткосрочные обязательства (не включая доходы будущих периодов))

0,84

0,55

0,96

Коэффициент автономии собственных

(Капитал и резервы – целевые финансирование и поступления + доходы будущих периодов) / (Внеоборотные активы + оборотные активы)

0,43

0,56

0,61

По результатам анализа можно сделать выводы:

В 2010 и 2011 годах величина собственных оборотных средств отрицательна, так как капитальные вложения в указанные периоды в основном финансировались за счет заемных средств и частично за счет собственных оборотных средств. В 2011 г. величина данного показателя положительна, это означает полное финансирование внеоборотных активов (основных средств и нематериальных активов) собственными средствами предприятия.

Наблюдается снижение коэффициента «Индекс постоянного актива» и его стремление к рекомендуемому значению, так на конец 2011 г. он составил 0,87, а в 2009 г. – 1,43.

Коэффициент автономии собственных средств показывает долю собственного капитала в активах и характеризует степень финансовой зависимости от кредиторов. В 2009 году коэффициент автономии собственных средств составил 0,43. В 2010, 2011 году величина данного показателя составила 0,56 и 0,61 соответственно, что обусловлено увеличением нераспределенной прибыли.

Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность краткосрочной и долгосрочной задолженности предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения его срочных обязательств. В 2009 году величина коэффициента больше 1, это означает, что денежные средства и предстоящие поступления от текущей деятельности покрывают текущие долги. А в 2010 величина данного коэффициента составила 0,99, вследствие увеличения краткосрочных обязательств на 102 % в 2010 году по сравнению с предыдущим годом. В 2011 году коэффициент текущей ликвидности увеличился по сравнению с прошлым годом на 0,37 % за счет увеличения оборотных активов.

Коэффициент быстрой ликвидности оценивает, какую долю текущих краткосрочных обязательств может погасить предприятие, если его положение станет критическим. Оптимальное значение данного показателя от 0,8-1,0.

Анализируя вышеизложенное, приходим к заключению, что на сегодняшний день предприятие имеет ликвидную структуру баланса и способно рассчитаться по своим обязательствам.

Анализ финансовых результатов и собственного капитала.

Экономическая эффективность деятельности предприятия выражается показателями рентабельности (доходности). Показатели рентабельности представляют собой важные характеристики факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия, поэтому они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия с различных позиций.

Экономический смысл значения данного показателя состоит в том, что он характеризует прибыль, получаемую вкладчиками капитала с каждого рубля средств, вложенных в предприятие.

Рассчитаем показатели рентабельности и их изменения и сведем их в таблицу:

Таблица 2.3.6

Показатели рентабельности

Наименование показателя

2009

2010

2011

2010 к 2009

2011 к 2010

%

Общая рентабельность (чистая рентабельность), %

4,74

4,78

4,79

0,04

0,01

Рентабельность продаж, %

3,4

3,48

3,55

0,08

0,07

Рентабельность валовой прибыли, %

16,07

16,3

17,5

0,27

1,2

Затратоотдача, %

5,59

5,40

5,60

-0,19

0,2

Рентабельность собственного капитала, %

47,58

39,09

50,93

8,49

11,84

Рентабельность перманентного капитала, %

21,72

32,56

26,72

10,84

-5,84

Рентабельность оборотных активов, %

41,73

41,69

41,7

-0,04

0,01

Общая рентабельность производственных фондов, %

46,65

44,07

46,99

-2,58

2,92

Рентабельность всех активов (экономическая), %

16,36

16,23

16,45

1,3

2,2

Коэффициент устойчивости экономического роста, %

30,44

32,7

34,87

2,26

2,17

Рентабельность финансовых вложений, %

0,00

7,35

7,69

7,35

0,34

Рентабельность основной деятельности, %

17,51

16,30

18,07

-1,21

1,77

Рентабельность производства, %

19,22

19,28

19,35

0,06

0,07

Как видно из данных таблицы 2.3.6. показатели рентабельности положительны.

Рентабельность имущества характеризует прибыль, получаемую предприятием с каждого рубля, вложенного в активы, независимо от источников привлечения средств. Увеличение показателя свидетельствует о повышении спроса на продукцию предприятия и о рациональном использовании активов.

Увеличение показателей рентабельности и прежде всего показателя рентабельности активов свидетельствует о конкурентоспособности предприятия и говорит о необходимости сохранять контроль по сокращению затратной части баланса, необходимости поддержания точной маркетинговой политики и показателей деловой активности.

Если составить сравнительный анализ Отчета о прибылях и убытках, то можно сделать заключение о финансовых результатах предприятия за отчетный период:

Таблица 2.3.7

Отчет о прибылях и убытках ООО «Снежный Барс»

Наименование показателя

2009

2010

2011

Абс. изм.

Отн. изм.

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

1668232

2067027

2264051

595819

35,72%

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

1376155

1730025

1900175

524020

38,08%

Валовая прибыль

292 077

337 002

363 876

71 799

24,58%

Коммерческие расходы

143 542

168 847

186 396

42 854

29,85%

Управленческие расходы

60 225

67 768

67 604

7 379

12,25%

Прибыль (убыток) от продаж

88 310

100 387

109 876

21 566

24,42%

Проценты к получению

0

2 731

2 891

2 891

0,00%

Доходы от участия в других организациях

0

449

0

0

0,00%

Прибыль (убыток) до налогообложения

79 854

98 749

107 205

27 351

34,25%

Отложенные налоговые активы

-5 714

-177

-133

5 581

-97,67%

Отложенные налоговые обязательства

-383

283

35

418

-109,14%

Текущий налог на прибыль

-16 724

-26 763

-26 763

-10 039

60,03%

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

57 033

72 092

80 344

23 311

40,87%

Как видно из таблицы 2.3.7. выручка ООО «Снежный Барс» постоянно растет, это благоприятный фактор, показывающий, что продукция пользуется спросом. Темп прироста выручки за три года составил 35,72%.

Следует также отметить, что организация, при расширении своей хозяйственной деятельности, увеличении внеоборотных активов, пыталась сокращать управленческие, коммерческие и операционные расходы для улучшения финансовых показателей. Это доказывает тот факт, что темпы прироста дополнительных расходов относительно невелики по отношению к выручке. Коммерческие расходы повысились всего на 29,8%, управленческие расходы – на 12,25%. Это улучшает показатели рентабельности продаж.

Определенно можно сказать, что предприятие добилось улучшение финансовых показателей, а именно увеличение чистой прибыли, за счет интенсивного метода – сокращение издержек и дополнительных расходов, сопровождающих основную деятельность.

Одной из ключевых задач анализа финансового состояния предприятия является изучение показателей, отражающих его финансовую устойчивость. Она характеризуется стабильным превышением доходов над расходами, свободным маневрирование денежными средствами и эффективным их использованием в процессе текущей деятельности.

Финансовая устойчивость предприятия – это такое состояние его ресурсов, которое обеспечивает развитие предприятия преимущественно за счет собственных средств при сохранении платежеспособности и кредитоспособности при минимальном уровне предпринимательского риска.

Экономическое содержание, которое вкладывается в понятие «финансовая устойчивость», - это достаточность средств предприятия для нормального кругооборота капитала (отдельных статей финансового и инвестиционного циклов). Составим таблицу изменений абсолютных показателей за 3 года по отношению к предыдущему году и определим показатель финансовой ситуации, а также какие произошли изменения и темпы прироста:

Таблица 2.3.8

Анализ финансовой устойчивости по абсолютным показателям

Показатели

2009

2010

2011

В асб выраж

Темп прироста (%)

1.Источники собственных средств

148381,0

220473,0

299036,0

150655

101,53

2.Внеоборотные активы

212035,0

222531,0

234114,0

22079

10,41

3.Источники собственных оборотных средств для формирования запасов и затрат

-63654,0

-2058,0

64922,0

128576

-201,99

4.Долгосрочные кредиты и займы

114143,0

917,0

1663,0

-112480

-98,54

5.Источники собственных средств, скорректированные на величину долгосрочных заемных средств

50489,0

-1141,0

66585,0

16096

31,88

6.Краткосрочные кредитные и заемные средства

0,0

123527,0

117608,0

117608

0,00

7.Общая величина источников средств с учетом долгосрочных и краткосрочных заемных средств (строка 610)

50489,0

122386,0

184193,0

133704

264,82

8. Величина запасов и затрат (З+НДС), обращающихся в активе баланса

64123,0

77040,0

73971,0

9848

15,36

9.Излишек источников собственных оборотных средств

-127777,0

-79098,0

-9049,0

118728

-92,92

10.Излишек источников собственных средств и долгосрочных заемных источников

-13634,0

-78181,0

-7386,0

6248

-45,83

11.Излишек общей величины всех источников для формирования запасов и затрат

-13634,0

45346,0

110222,0

123856

-908,43

12. З-х комплексный показатель (S) финансовой ситуации

(0;0;0)

(0;0;0)

(0;0;1)

В результате за 2009-2011 гг. мы наблюдаем на нашем предприятии кризисное финансовое состояние, вызванное превышением величины запасов и затрат над величиной имеющихся источников их формирования (как собственного капитала, так и кредитов). В 2011 году величина собственного капитала увеличивается, и по трехкомпонентному показателю финансового состояния предприятие вышло в разряд «допустимо неустойчивое состояние» из «кризисно-неустойчивое состояние».

Перейдем теперь к относительным показателям.

Рассчитаем репрезентативные показатели финансовой устойчивости предприятия и запишем в таблицу 2.3.9:

Таблица 2.3.9

Анализ финансовой устойчивости по относительным показателям

Наименование финансового коэффициента

2009

2010

2011

Коэффициент автономии (финансовой независимости)

0,43

0,56

0,61

Коэффициент отношения заемных и собственных средств (финансовый рычаг). Капитализация

1,35

0,79

0,63

Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных средств.

0,64

0,78

1,09

Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования

-0,47

-0,01

0,25

Коэффициент финансирования (отношение собственных и заемных средств)

0,74

1,26

1,58

Коэффициент финансовой устойчивости

0, 43

0,56

0,61

Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными средствами

0,79

-0,01

0,90

Коэффициент имущества производственного назначения

0,79

0,76

0,63

Коэффициент долгосрочно привлеченных заемных средств

0,43

0,00

0,01

Коэффициент краткосрочной задолженности

0,00%

0,00%

62,15%

Коэффициент кредиторской задолженности

43,02%

99,48%

36,97%

Дадим оценку некоторым из основных показателей.

Как показывают данные таблицы 2.3.9, динамика коэффициента капитализации положительна и свидетельствует об улучшении финансовой устойчивости организации. Этот коэффициент показывает, сколько на 1 рубль собственных средств, вложенных в активы, организация привлекла рублей заемных средств. За анализируемый период, данный показатель изменился в лучшую сторону – это означает снижение использования заемных средств, снижение кредиторской задолженности. В 2011 г. на 1 рубль собственных средств пришлось 0,63 руб. заемных средств.

Однако коэффициент соотношения собственных и заемных средств дает лишь общую оценку финансовой устойчивости. Этот показатель необходимо рассматривать в увязке с коэффициентом обеспеченности собственными средствами. Он показывает, в какой степени оборотные активы имеют источником покрытия собственные оборотные средства. Уровень этого коэффициента является сопоставимым для организаций разных отраслей. Независимо от отраслевой принадлежности, степень достаточности собственных оборотных средств для покрытия оборотных активов одинаково характеризует меру финансовой устойчивости. В тех случаях, когда коэффициент соотношения собственных и заемных средств > 50%, можно говорить, что организация не зависит от заемных источников средств при формировании своих оборотных активов. Когда этот показатель < 50%, особенно если значительно ниже, необходимо оценить в какой мере собственные оборотные средства покрывают хотя бы производственные запасы и товары, так как они обеспечивают бесперебойность деятельности организации. Нижняя же граница этого коэффициента – 0,1. Как показывают данные таблицы, у анализируемой организации за 3 года он очень низок, его значение отрицательно. Это означает, что организация финансировалась в основном за счет заемных средств.

Коэффициент финансовой независимости показывает удельный вес собственных средств в общей сумме источников финансирования. Его оптимальное значение – от 0,4 до 0,6. Значение этого показателя в нашей организации находится в границах оптимального значения.

Этот вывод подтверждает и значение коэффициента финансирования, который показывает, какая часть деятельности финансируется за счет собственных средств, а какая – за счет заемных. Показатель данного коэффициента должен быть 0,7; оптимальный = 1,5. Данный коэффициент за отчетный период увеличился и составил 158 % против 74 % в 2007 году.

Коэффициент финансовой устойчивости в 2010 году тоже достиг оптимального значения – 0,61. Он показывает, какая часть актива финансируется за счет устойчивых источников.

Таким образом, расчет показателей устойчивости подтвердил, что предприятие на конец отчетного периода стало обладать финансовой самостоятельностью, в отличие от прошлых лет, когда организация находилась в сильной зависимости от кредиторов, инвесторов и других источников привлеченных средств. Но явно наблюдается тенденция к улучшению финансового состояния предприятия – в динамике 3 финансовых лет многие показатели изменились в лучшую сторону, что говорит об уменьшении заемных средств, увеличении капитализации финансовой независимости и устойчивости компании.


Заключение

Для предприятия любой формы собственности и любых масштабов хозяйственной деятельности существенно управление хозяйственной деятельностью, определение стратегии, а так же планирование. Но так как единой для всех предприятий стратегии не существует и поэтому каждое предприятие, желающее выжить в жестких условиях рынка, вырабатывает свою собственную стратегию на основе анализа внешней среды, собственного потенциала, основываясь на целях и миссии организации.

ООО «Сеть магазинов «Снежный Барс» является коммерческой организацией, существующей в виде общества с ограниченной ответственностью, действует на рынке компьютерных технологий с 2003г. Основной деятельностью является продажа и установка и сервисное обслуживание компьютеров.

В динамике финансовых результатах можно отметить следующие изменения:

Как показал анализ финансового состояния ООО «Снежный Барс», большинство показателей на конец отчетного периода стали соответствовать оптимальным или близки к ним. Структура баланса так же имеет положительную динамику.

Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения:

А1 П1; А2 П2; А3 П3; А4 П4.

Как говорилось во второй главе, у ООО «Снежный Барс» имеется излишек высоколиквидных активов на 70357 тыс. руб. Даже если учесть невыполнение второго неравенства, предприятие может погасить среднесрочные обязательства за счет высоколиквидных активов. В этой ситуации высоколиквидные активы могут погасить обязательства по группам П1 и П2.

Финансовое состояние анализируемого предприятия по трехкомпонентному показателю на конец 2011 г. не соответствует требуемому, а сопряжено с нарушением платежеспособности, но при котором все же сохраняется возможность восстановления равновесия, т.е. S = {0,0,1}. В данном случае, за счет пополнения источников собственных средств, за счет сокращения дебиторской задолженности, ускорения оборачиваемости запасов организация может восстановить платежеспособность.

Некоторые относительные показатели ликвидности, платежеспособности и рентабельности у нашего предприятия не соответствуют требуемым. Если анализировать относительные показатели, то получение оптимального результата сводится к изменению числителя или знаменателя.

Анализ ликвидности баланса показал, что коэффициент текущей ликвидности не соответствует требуемому. Оптимальный показатель = 1,5-2. На конец отчетного периода он равен 1,35.

Относительные показатели финансовой устойчивости соответствуют предъявляемым, кроме коэффициента маневренности.

Насколько эффективно предприятие использует свои средства, нам говорят показатели деловой активности. За 3 отчетных годы мы наблюдаем ускорение оборачиваемости в оборотах за один день и уменьшения количества дней, за которые и происходит этот оборот. Однако на конец 2010 года мы наблюдаем снижение отдачи у основных средств и у собственного капитала.

В результаты анализа внешних и внутренних факторов выделены основные проблемы, стоящих перед ООО «Снежный Барс»:

-недостаточное качество услуг исходя из результатов анализа требований потребителей,

-недостаточное освоение инновационных технологий, разработок в сфере компьютеров;

- недостаточный систематический сбор и анализ информации о динамике потребностей действительных и потенциальных клиентов предприятия;

- недостаточная разработка и реализация новых видов услуг с целью обновления ассортимента и дальнейшей дифференциации услуг.

Итак, из динамики приведенных показателей видно, что наблюдается устойчивый рост стоимости компании и улучшение эффективности его деятельности. Проанализировав ряд показателей у ООО «Снежный Барс» за 2009-2011 гг., прослеживается четкая тенденция заметного улучшения финансового состояния предприятия: его рентабельности, деловой активности, прибыльности, ликвидности и финансовой устойчивости. Поскольку наше предприятие является успешно развивающимся, постольку было затруднительно предложение мероприятий, посвященных улучшению финансового состояния предприятия.


Список литературы

Источники опубликованные:

Гражданский кодекс Российской Федерации, Ч.1, принят Гос. Думой 17.07.98 г.

Налоговый кодекс Российской Федерации, Ч.1, принят Гос. Думой 16.07.98 г.

Литература:

Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб: Издательство "Питер", 2007.

Ассэль Г. Маркетинг: Принципы и стратегия. Учеб. для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2007._ 348с.

Баринов А.В., Харченко В.Л. « Стратегический менеджмент» М.: учебник Инфра-М 2009г.

Барышев А. Ф. Маркетинг: Учебник. – М.: Академия, 2002. – 208 с.

Быстров В.Ф. Основы маркетинга: Учебное пособие для экон. вузов. – СПб.: Питер, 2006 – 142с.

Ващекин Н.П. Маркетинг: Учеб. – М.: ИД ФБК-Пресс, 2003. – 323 с.

Вествуд Джон. Маркетинговый план. – СПб.: Питер, 2002. – 142 с.

Видякин В.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. Политэкономия. _ М.: Промо-Медиа, 2003. – 596 с.

Виханский О. С, Наумов А.И. Менеджмент (человек, стратегия, организация, процесс) Учебник – Москва 2005 г. Инфра-М.

Вольдер Б.С. Стратегический менеджмент: Учебно-практическое пособие. – М.: Изд-во МФА, 2005. – 246 с.

Гайдаенко Т.А. Проблемы применения методик и анализа маркетинговой среды предприятия // Вестник Московского Университета. Серия 6. Экономика. – 2003. - №5. – с. 108-127.

Голубков Е.П. Современные тенденции развития маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. – 2004. -№1. – с.15-24.

Гордон Я.Х. Маркетинг партнерских отношений. СПб.: Питер, 2006. – 405 с.

Дурович А.П., Копанев А.С. Маркетинг: Учебное пособие / под общей ред. Горбылевой З.М. – М.: Экономпресс, 2009. – 400 с.

Дюков И. Стратегия развития бизнеса. Практический подход. – СПб.: Питер, 2009

Ефремов В.С. Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование // Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. - №2. – с. 57-59.

Захарченок В.И. Оценка и анализ конкурентоспособности предприятия // Машиностроитель. – 1999. - №11. – с. 13 -17.

Индивидуальные стратегии предложения труда: теория и практика / С.А. Баркалов, Д.А. Новиков, С.С. Попов. М.: ИПУ РАН, 2002.

Кащеев Р. SWOT – анализ в разработке маркетинговой стратегии // Управление компанией. – 2002. №4. – с. 81-86.

Комаров Е. Организационные и дезорганизационные методы управления как составляющие

Коробейников О.П. Трифилова А.А. Стратегическое поведение: от разработки до реализации // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. - №2.- с.35-42.

Костин И.М., Фасхиев Х. а. Измерение конкурентоспособности предприятия / Тезисы докладов Международной научно-практической конференции «Менеджмент организации XXI». – Наб. Челны.: КамПИ, 2007. – с. 115-117.

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Изучение анализа финансовой устойчивости и анализ типов, коэффициентов финансовой устойчивости и кредитоспособности предприятия ООО «Снежный барс»