УСТНЫЙ ЭКЗАМЕН: реферат и ответ по билетам
Защита реферата
Одной из форм устной итоговой аттестации по литературе учащихся 11-х классов является реферат. Цель данного вида аттестационной работы — проверка умения осмыслять исходный текст, ориентироваться в литературе, выбирать из неё необходимую информацию и на основе этого создавать собственный новый текст как литературно-критического, так и литературоведческого характера. Реферат по литературе должен быть создан на основе нескольких исходных текстов, объединённых общей темой и сходными проблемами исследования.
Объём школьного реферата жёстко не регламентируется, так как зависит от содержания анализируемых книг и от их количества. В практике современной школы текст реферата содержит от 10 до 25 компьютерных страничек. Компьютерный вариант должен отвечать следующим требованиям: оформлен на листах формата А4, размер шрифта — 12, через полтора интервала.
Структура школьного реферата следующая: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение и список реферируемой литературы.
Данный вид работы предлагается учащимся, имеющим годовую оценку по литературе “4” и “5”.
Реферат по литературе кроме оценки (письменной рецензии) руководителя — учителя литературы — может иметь внешнюю оценку (учителей-словесников, работающих в данной школе, преподавателей филологических факультетов вузов, представителей родительской общественности, имеющих гуманитарное образование).
Доклады учащихся 11-х классов на городских конференциях школьников по литературе приравниваются к одной из форм итоговой аттестации по литературе.
Примерные темы рефератов
1. Образ Екатерины Великой глазами историков, художников и писателей XVIII–XIX веков.
2. Исповедь как средство самохарактеристики героя в произведениях писателей XIX века.
3. Тема дома и бездомья в русской литературе 80–90-х годов XX века как продолжение философской традиции XIX века.
Структура билетов для сдачи экзамена по литературе за курс средней (полной) школы в 2006/2007 учебном году (для школ с учебным планом обучения литературе не более четырёх часов в неделю)
Вопрос 1. Жизненная философия Фамусова. Актуальность этой философии в годы создания комедии и сегодня. Прочитайте наизусть монолог одного из героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Вопрос 2. Анализ текста.
И. А. Бунин
Последний шмель
Чёрный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жильё человечье
И как будто тоскуешь со мной?За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди — и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля. (1916)
1. Каковы главные образы и картины, созданные в стихотворении?
2. Объясните смысл повтора слова “последний” (“последние дни” и в названии стихотворения).
3. В чём особенность звукового рисунка стихотворения в первых двух строках?
4. В каком цикле И. А. Бунина проходит тема скоротечности жизни и красоты?
Структура билетов для сдачи экзамена по литературе за курс средней (полной) школы в 2006/2007 учебном году (для школ с учебным планом обучения литературе не менее пяти часов в неделю)
Вопрос 1. Как две элегии А. С. Пушкина («Я пережил свои желанья…» и «Безумных лет угасшее веселье…») отражают творческую эволюцию автора? Прочитайте одно из предложенных стихотворений наизусть.
Вопрос 2. Анализ текста.
И. С. Тургенев. Певцы (фрагмент)
Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся рукой. Все так и впились в него глазами, особенно рядчик, у которого на лице, сквозь обычную самоуверенность и торжество успеха, проступило невольное, лёгкое беспокойство. Он прислонился к стене и опять положил под себя обе руки, но уже не болтал ногами. Когда же наконец Яков открыл своё лицо — оно было бледно, как у мёртвого; глаза едва мерцали сквозь опущенные ресницы. Он глубоко вздохнул и запел... Первый звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди, но принёсся откуда-то издалека, словно залетел случайно в комнату. Странно подействовал этот трепещущий, звенящий звук на всех нас; мы взглянули друг на друга, а жена Николая Иваныча так и выпрямилась. За этим первым звуком последовал другой, более твёрдый и протяжный, но всё ещё видимо дрожащий, как струна, когда, внезапно прозвенев под сильным пальцем, она колеблется последним, быстро замирающим колебаньем, за вторым — третий, и, понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилась заунывная песня. “Не одна во поле дороженька пролегала”, — пел он, и всем нам сладко становилось и жутко. Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем-то болезненным; но в нём была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. Песнь росла, разливалась. Яковом, видимо, овладевало упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью; голос его не трепетал более — он дрожал, но той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя, и беспрестанно крепчал, твердел и расширялся. Помнится, я видел однажды, вечером, во время отлива, на плоском песчаном берегу моря, грозно и тяжко шумевшего вдали, большую белую чайку: она сидела неподвижно, подставив шелковистую грудь алому сиянью зари, и только изредка медленно расширяла свои длинные крылья навстречу знакомому морю, навстречу низкому, багровому солнцу: я вспомнил о ней, слушая Якова. Он пел, совершенно позабыв и своего соперника, и всех нас, но, видимо, поднимаемый, как бодрый пловец волнами, нашим молчаливым, страстным участьем. Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слёзы; глухие, сдержанные рыданья внезапно поразили меня... Я оглянулся — жена целовальника плакала, припав грудью к окну. Яков бросил на неё быстрый взгляд и залился ещё звонче, ещё слаще прежнего; Николай Иваныч потупился, Моргач отвернулся; Обалдуй, весь разнеженный, стоял, глупо разинув рот; серый мужичок тихонько всхлипывал в уголку, с горьким шёпотом покачивая головой; и по железному лицу Дикого-Барина, из-под совершенно надвинувшихся бровей, медленно прокатилась тяжёлая слеза; рядчик поднёс сжатый кулак ко лбу и не шевелился... Не знаю, чем бы разрешилось всеобщее томленье, если б Яков вдруг не кончил на высоком, необыкновенно тонком звуке — словно голос у него оборвался. Никто не крикнул, даже не шевельнулся; все как будто ждали, не будет ли он ещё петь; но он раскрыл глаза, словно удивлённый нашим молчаньем, вопрошающим взором обвёл всех кругом и увидал, что победа была его...
1. Тема произведения и особенности её воплощения в данном эпизоде.
2. Место эпизода в структуре произведения.
3. Опорные слова и их значение в композиции произведения и его интерпретации.
4. Художественные особенности произведения.
5. Место темы, проблемы, затронутых в эпизоде, в контексте творчества писателя.