Тема купечества в романе М. Горького “Фома Гордеев”


В программе по литературе за 11-й класс (автор Т. Ф. Курдюмова) при изучении творчества М. Горького на выбор предлагается несколько произведений, в том числе и роман “Фома Гордеев”, который ранее включали лишь в обзор. Между тем роман интересен широкой картиной русской купеческой жизни 90-х годов XIX века. Купеческая тема в курсе школьной программы представлена только пьесами А. Н. Островского, написанными в 60-е годы. Мне показалось интересным сравнить купеческую среду (нравы, обычаи, жизненную философию) этих периодов, разница между которыми 30–40 лет.

Текстуальное изучение романа я разбила на 4 урока. Так как уроки в старших классах, как правило, сдвоенные, предлагаю и соответствующее планирование: 1–2-й уроки – изучение глав 1–6; 3–4-й уроки – изучение глав 7–13.

Вопросы и задания к главам 1–6.

    Каким человеком был отец Фомы? В чём состояла суть отцовской науки? Как проявлялся характер Фомы в общении с разными людьми? В чём состояли поиски собственного “я”? Выпишите из текста выражения, которые вам кажутся афористическими, интересными, спорными.

Вопросы и задания к главам 7–13.

    Какова жизненная философия Якова Маякина? Проследите взаимоотношения Фомы с крёстным отцом после смерти отца. Как складывается судьба Фомы после смерти отца? Почему Фома не пошёл по следам отца? Продолжите работу над интересными, спорными выражениями. Сравните обитателей города Калинова, их быт и нравы в пьесе А. Н. Островского “Гроза” с героями и их взглядами на жизнь в романе М. Горького. Дайте краткую характеристику ровесников Фомы: Ежова, Любы Маякиной.

Уроки 1–2. Сын своего отца

1. Купец в государстве – первая сила, потому что с ними миллионы.

2. Нет уж, я сам себе место выберу.

Ц е л ь: Обсудить содержание глав 1–6 по предложенным ранее вопросам. Выяснить, как и под влиянием кого и чего формировались характер и мировоззрение Фомы Гордеева.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

Краткое содержание вступительного слова может быть таким. В романе М. Горького “Фома Гордеев” представлена широкая картина русской жизни, современником которой был сам автор. Горький показывает купеческую среду на сломе веков. Герой необычен: он рвёт со своим окружением, бурно и трагически протестует против лжи и лицемерия, пытается найти в жизни свою дорогу, своё “я”. В конце концов спивается и очень просто может стать обитателем ночлежки, подобной той, что Горький показал в пьесе “На дне”.

II. Анализ содержания романа.

    Горький начинает свой роман с рассказа об отце Фомы – Игнате Гордееве. Почему?

– Расскажите о нём (происхождение, социальное положение, образ жизни, отличительные черты характера).

– Что роднит Игната Гордеева с Диким и Кабановой из пьесы Островского “Гроза”? Какую вы увидели разницу?

    Как складываются отношения Фомы с отцом? Какой была отцовская наука жизни, которую он преподал Фоме?

“Надо учить тебя жить-то”, – часто говорил отец сыну.

– Учащиеся должны назвать несколько таких правил, цитируя текст, например:

– “...ты им хозяин, они твои слуги, так и знай”;

– “...ты хозяин, и потому волен делать, что хочешь”;

– “...ум имей хоть маленький, но свой”;

– “...нужно с разумом жалеть...”

И так далее.

Обобщение (может сделать или учитель, или учащиеся). Главное, чему учил отец Фому, – быть хозяином, добиваться своего, невзирая на средства.

    Как проявляется характер Фомы в общении с разными людьми?

– Взаимоотношение с первыми школьными друзьями (Ежов, Смолин);

– пренебрежительное отношение к бедным;

– первое ощущение власти над людьми и силы денег (случай с воровством яблок);

– странности характера (мечтательность, самокопание);

– стремление жить не по указке (поиски “себя” и своего места в жизни).

    Обратить внимание учащихся на эпиграфы к уроку.

III. Обобщение учителя.

Г л а в н а я м ы с л ь: Фома – белая ворона в своей среде.

Уроки 3–4

Что вы сделали? Не жизнь вы сделали – тюрьму... Не порядок вы устроили – цепи на человека выковали. Душно, тесно, повернуться негде живой душе... Погибает человек!

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

Фома, отвергая устоявшиеся, прежние жизненные правила, начинает поиски своего места в жизни.

II. Продолжение обсуждения романа.

    Уроки Якова Маякина.

– Каких жизненных принципов придерживается крёстный отец Фомы, чему он учил крестника?

Учащиеся отвечают, цитируя: “Буду я тебя, Фома, учить; самую настоящую, верную науку преподам я тебе... и ежели ты её поймёшь – будешь жить без ошибок”; “Жизнь, брат Фома, очень просто поставлена: или всех грызи, или лежи в грязи”.

– Как нарастает неприязнь Фомы к Якову Тарасовичу?

“А умён... умнее отца... умнее, но – хуже”, – думает Фома о нём. Почему?

– Как и чем заканчиваются их отношения и вместе с этим купеческая деятельность Фомы?

– Какое значение для понимания идейного содержания романа имеет сцена купеческого гулянья на новом пароходе купца Кононова? (Обязательное чтение речи Якова Маякина и Фомы Гордеева.)

– Каким в словах Фомы предстаёт купечество?

    В романе М. Горький, помимо Фомы, рисует образы ещё нескольких молодых людей – ровесников главного героя, выходцев из этой же купеческой среды. Зачем, по-вашему, автор рассказывает о Любе Маякиной, Африкане Смолине, Тарасе Маякине, Николае Ежове? (Учащиеся делают сообщения о каждом из этих героев.) Обобщение.

Все эти образы даны для сопоставления с главным героем. Одни из них примирились с окружающей их действительностью. Неудовлетворённость их жизнью – явление временное, дань моде. Они более образованны (Тарас Маякин, Африкан Смолин), хищническая их натура прикрыта хорошими манерами и европейскими одеждами, но суть их жизненной философии та же: “Или всех грызи, или лежи в грязи”.

Ежов – пустозвон, он очень далёк от народа, который его не понимает, да и он его не понимает. Фома это увидел.

Только он, только Фома Гордеев в своём протесте против волчьих законов своей среды пошёл до конца. Роман (бессмертное произведение)тические, сказочные представления о жизни очень скоро натолкнулись на совершенно другую реальную жизнь, где свои законы, которые он не может понять и объяснить и по которым не хочет жить. Гневно, как умеет, протестует он против лжи, лицемерия, пытается найти своё место в жизни, чтобы чувствовать себя человеком. Мечется в поисках людей, которые живут и думают по-другому. Не найдя, заливает вином страдающую душу, не видит выхода из жизненного тупика, разуверившись во всех и вся.

    Возможное будущее Фомы? (Предположения учащихся с учётом исторического процесса этого периода.)

III. Сопоставление с пьесой Островского “Гроза”.

– Что-нибудь изменилось в купеческой среде спустя 30 лет?

– С кем из героев можно сравнить Фому?

IV. Анализ языка романа.

Языку романа свойственны яркая образность, меткость, афористичность. В процессе чтения учащиеся находили в тексте интересные, спорные, афористические высказывания, которые обсуждались в классе, заставляя ребят о многом задумываться.

Обсуждались, например, такие выражения:

– “Совесть непобедима лишь для слабых духом”;

– “А на земле всегда хорошим (людям) хуже, чем дурным”;

– “Правду только подслушать можно”;

– “Нет на земле человека гаже и противнее подающего милостыню, нет человека несчастнее принимающего её”.

– “Что нужно делать, чтобы спокойно жить, то есть чтобы собой быть довольным?

Для этого нужно жить беспокойно и избегать, как дурной болезни, даже возможности быть довольным собой.

Нужно жить всегда влюблённым во что-нибудь недоступное себе.

Человек становится выше ростом оттого, что тянется кверху”.

(Все выражения предлагаются с обязательным указанием на то, кем, кому и в какой ситуации были сказаны данные слова.)

V. Итоговое сочинение: “Тема купечества в русской литературе”.

Можно предложить самостоятельную работу: “Размышляя над афоризмом...”