УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ

PAGE 4

Тема 2

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ

Основные вопросы:

  1. Поняття інноваційного проекту та його зміст.
  2. Життєвий цикл інноваційного проекту.
  3. Класифікація проектів.

Сегодня управление проектами (УП) – признанная во всем мире профессиональная дисциплина. Использование современной методологии и инструментария УП позволяет обычно сэкономить порядка 50-60 процентов времени и около 50-60 процентов средств, затрачиваемых на реализацию проектов и программ. И это в западных странах, где реализация проектов и программ происходит с гораздо меньшими затратами и потерями, чем у нас. По оценкам специалистов, более 20% мирового ВВП производится на проектной основе.

Проект (от лат. projectus – брошенный вперед, выступающий) – уникальный набор скоординированных действий, направленных на достижение полезного результата необходимого качества в условиях ограниченности используемых ресурсов.

Проект – это уникальная (в отличие от операций) деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска.

Продукт проекта – результат проекта или программы, который обладает определенными потребительскими качествами с точки зрения рынка или заказчика

Разнообразие проектов может проявляться в многочисленности форм, объемов, содержания, многообразии поставленных целей, применяемых ресурсов, моделей финансирования, уровней сложности – выполнимости или невыполнимости, состава исполнителей и многом другом. В целях устранения этой сложности и для удобства рассмотрения различных проектов принято классифицировать их по различным признакам (табл. 2).

Таблица 2


Классификация проектов

Классификационные признаки

Вид проекта

Характеристика

По длительности (срокам реализации)

Краткосрочные

Оперативные проекты предприятия длительностью до 1-го года.

Среднесрочные

Стратегические проекты предприятия и региональные проекты длительностью от 1-го до 3-х лет.

Долгосрочные

Мегапроекты различной направленности длительностью свыше 3-х лет.

По отраслевой принадлежности

Промышленные

Проекты, связанные с введением в эксплуатацию промышленного объекта

Строительные

Проекты строительства зданий и сооружений промышленного, жилищного, социально-культурного назначения

Транспортные

Проекты, связанные с созданием, покупкой, обслуживанием транспортных средств, расширением транспортной инфраструктуры

В сфере образования

Краткосрочные проекты социальной направленности, связанные с комплексом предоставления образовательных услуг, включая профессиональное обучение и переквалификацию персонала

В сфере торговли

Коммерческие проекты, связанные с созданием и функционированием торговой инфраструктуры

Комплексные

Многофункциональные проекты, учитывающие комплекс мероприятий разно отраслевого направления

По характеру привлеченных сторон

Международные (совместные)

Сложные, масштабные проекты с привлечением международных организаций или иностранных участников

Национальные, межрегиональные

Сложные, средние проекты, связанные с развитием национальной экономики

Региональные

Средние проекты региональной значимости

Отраслевые

Разнообразные многофункциональные проекты, охватывающие интересы одной отрасли

Корпоративные

Разнообразные проекты, направленные на достижение корпоративного эффекта

Проекты одного предприятия

Малые и средние разнообразные проекты, осуществляемые одним предприятием

По степени сложности (по классу)

Монопроекты

Отдельные проекты определенного вида, направленные на решение преимущественно одной задачи (обычно в рамках предприятия)

Мультипроекты

Комплексный проект, состоящий из ряда взаимосвязанных монопроектов, объединенных одной целью (например, реформирование существующих и создание новых предприятий). Мультипроект может включать в себя социальные, организационные, технические и иные монопроекты

Мегапроекты

Целевые программы развития регионов, отраслей, включающие ряд моно- и мультипроектов, программы по реформированию экономики страны, развития регионов, отраслей и др. Отличительными чертами мегапроектов являются: их высокая стоимость, сложность организационной структуры управления, множество участников

Классификация по уровню организации (внутри компании)

Внутренние проекты

Заказчики и исполнители принадлежат к одной и той же организации, и вся работа по проекту, выполняется исключительно работниками данной организации. Возможны, например, следующие внутренние проекты: проекты по улучшению качества, проекты, касающиеся логистики; основание высокопроизводительной фабрики; обновление организационной структуры; разработка продукта; планирование производства; введение продукции на новых рынках

Внешние проекты

Работа за пределами предприятия, которая характеризуется внешним заказчиком или исполнителем. Партнеры здесь разрабатывают условия работ на основе юридически надежного договора, выполнение условий которого обязательно

Классификация проектов по степени новизны

Первопроходческие проекты

Технология получения результата является новой для команды проекта

Повторяющиеся проекты

Команде уже приходилась реализовывать подобный проект, но проект не является достаточно хорошо отработанным

Стандартные проекты

Команда периодически реализует данный проект, чаще всего такие проекты представляют собой текущую деятельность предприятия

Уникальные проекты

Технология получения результата является новой для практики реализации проектов когда-либо

Понятие «жизненный цикл инновационного проекта» является исходным понятием для исследования проблем финансирования работ по проекту и принятия соответствующих решений.

Жизненный цикл – цикл реализации программы или проекта с момента зарождения идеи или начала до момента зарождения реализации (рис. 1).

Рис. 1 Жизненный цикл инновационного проекта

Жизненный цикл проекта обычно включает в себя следующие фазы:

1. Концепция (идентификация, инициация);

2. Планирование проекта (разработка);

3. Реализация проекта (выполнение);

4. Завершение проекта.

Проект разворачивается медленно, постепенно усилия достигают пика и затем сходят на «нет» при сдаче проекта заказчику (см. рис. 1).

Каждая фаза, как правило, заканчивается созданием одного или нескольких промежуточных продуктов. Например, фаза концепции может завершаться написанием и последующим утверждением отчета о проведенном обследовании, фаза проектирования может быть завершена сборкой и утверждением опытного экземпляра нового изделия (прототипа) и т.д. Достаточно часто возможно параллельное выполнение работ разных фаз, что вызывает перекрытие фаз и сокращение продолжительности проекта в целом.

В состав фаз входят следующие работы:

1. Фаза концепции. Руководство по управлению проектами определяет концептуальную разработку как «процесс выбора/документирования наилучшего подхода к достижению целей проекта». Этот процесс включает в себя:

  • сбор исходных данных и анализ существующего состояния (предварительное обследование).
  • определение проекта: цели, задачи, результаты; ограничения проекта (временные, бюджетные); основные требования, ограничительные условия, критерии; уровень риска; окружение проекта, потенциальные участники; требуемое время, ресурсы, средства и др.
  • анализ инвестиционных возможностей, обоснование осуществимости (технико-экономическое обоснование)
  • выявление потребности в изменениях (в проекте).
  • определение и сравнительная оценка альтернатив.
  • представление предложений, их апробация и экспертиза.
  • принятие решения о начале проекта или отказе от него.
  • утверждение концепции и получение одобрения для следующей фазы.
  • назначение проект-менеджера.
  • утверждение даты начала проекта.

Начало фазы – фиксация проектной инициативы.

Окончание фазы – утверждение концепции Заказчиком; издание приказа о формировании команды для планирования.

Выходной документ – утвержденная Заказчиком Концепция проекта.

2. Фаза планирования. Разрабатываются основные компоненты проекта, и осуществляется подготовка к его реализации:

  • назначение руководителя проекта и формирование команды проекта;
  • разделение работы на отдельные задачи;
  • структура команды и обязанности ключевых фигур;
  • оценка трудоемкости и срока выполнения каждой задачи;
  • график очередности и продолжительности выполнения задач, разработка расписания;
  • оценка и планирование ресурсов, необходимых для выполнения каждой задачи, управление материально-техническим обеспечением работ, в т.ч. запасами, закупками;
  • организация и проведение торгов, заключение контрактов;
  • детали бюджета, связанные с каждым видом затрат;
  • ситуационные планы для парирования выявленных рисков;
  • детальное проектирование и технические спецификацию.

Начало фазы – составление Рабочего плана проекта.

Окончание фазы – утверждение Сводного плана проекта.

Выходной документ – утвержденный Заказчиком Сводный план проекта.

3. Фаза реализация. На этой фазе происходит реализации разработанного плана проекта, то есть создается материальный продукт (мост, услуга, отчет, вычислительная программа). Например, для проекта запуска нового скоростного трамвая, выполняется укладка путей, проводятся необходимые строительные работы, электрификация маршрута, набор и обучение персонала и т.д.

Работы фазы реализации:

  • выполнение запланированных работ проекта, доведение до всех участников проекта соответствующих плановых;
  • выбор поставщиков – оценка их предложений по критериям стоимости, качества, надежности, непосредственный выбор поставщиков и подрядчиков и заключение контрактов на поставку;
  • контроль контрактов – контроль исполнения заключенных с поставщиками и подрядчиками контрактов;
  • контроль исполнения (выявление возможных отклонений от намеченного плана и оценка их влияние на проект);
  • подтверждение качества – регулярная оценка исполнения проекта с целью подтверждения соответствия утвержденным стандартам качества;
  • управление рисками.

Начало фазы – начало финансирования.

Окончание фазы – подписание акта приемки результата Заказчиком.

Выходной документ – акт приемки результата.

4. Фаза завершения. В группу завершающих процессов входят процессы, используемые для формального завершения всех операций проекта, передачи завершенного продукта другим лицам или закрытия остановленного проекта. Когда эта группа процессов выполнена, она подтверждает, что во всех группах процессов должным образом совершены определенные процессы для закрытия проекта, и формально устанавливает, что проект или фаза проекта окончены.

Работы фазы реализации:

  • ввод в действие объектов, начало их эксплуатации и использования результатов выполнения проекта;
  • перевод персонала, выполнявшего проект, на другую работу;
  • прекращение финансирования проекта;
  • начало работ по внесению в проект серьезных изменений, не предусмотренных первоначальным замыслом (модернизация);
  • обучение персонала заказчика;
  • создание и систематизация архива данных – единой базы данных или базы знаний, в которых накапливается информация по проекту.

Начало фазы – анализ полученных результатов.

Окончание фазы – применение мотивирующих стимулов к команде, внесение изменений в библиотеку проекта.

Выходной документ – обновленная библиотека проектов.

Классификация проекта проводится обычно командой проекта для правильной организации библиотеки проектов. В этом случае облегчается процесс извлечения опыта, если команде проекта предстоит реализация подобных проектов.

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ