ЭЛОКУЦИЯ: ЛЕКСИЧЕСКИЕ И СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ – ТРОПЫ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Тема 5. ЭЛОКУЦИЯ: ЛЕКСИЧЕСКИЕ И СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ – ТРОПЫ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. (2 ч.)

План

1. «Украшательства» речи – риторические (стилистические) фигуры и тропы:

  1. Различные подходы к классификации тропов фигур. Тропы и фигуры
  2. Понятие риторического тропа
  3. Фигуры как особые формы выражения содержания

2. Лексическая культура ораторской речи.

3. Стилистические особенности публичного выступления.

4. Синтаксические и лексические средства изобразительности.

Выразительность может создаваться на уровне всех языковых единиц. В публичной речи и деловом общении часто используют специфические изобразительные средства, делающие высказывание ярким, образным, эмоциональным.

Это так называемые риторические фигуры - зафиксированные обороты речи, слова и выражения в переносных значениях, являющиеся украшением текста. Они обогащают и разнообразят сообщения. В риторике традиционно различались фигуры слова (способ привлечь внимание и определенному месту речи) и фигуры мысли (средства выделить именно данную мысль, которые не менялись от пересказа иными словами).

1.2. Понятие риторического тропа

  1. Тропы - лексические средства выразительности

Троп (от греческого «поворот») оборот речи, употребление слова или выражения в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности.

Обычно разговор о тропах начинают с метафоры.

Метафора – перенос названия с одного предмета на другой по сходству ( в отличие от сравнений это скрытый образ)

4 случая вида метафор:

1) Замена - перенос свойства одного одушевлённого предмета на другой одушевлённый

мы гордые птицы (А.С.Пушкин «Узник»)

(ястребы, голуби)

2) Замена неодушевлённого предмета на неодушевлённый (семена вражды, развилка дорог, загнать в капкан)

3) Замена неодушевлённого предмета на одушевлённый (олицетворение)

4) Замена одушевлённого предмета на неодушевлённый

Сердце страстное пленилось (А.С.Пушкин «К Наталье»)

Все новые волны молодежи приходят в университет ...

Примеры: Софисты – ядовитая поросль, пышные великолепные цветы

богатство греческого духа.

Своими горькими слезами над ними плакала весна.

Колючий свет, совесть грызёт, мысли текут, подошва горы, молоко берёз, перст судьбы, говор волн, птенцы гнезда Петрова.

Эпитет (от греческого «приложение») – художественное, образное определение.

Примеры: буйный ветер, чисто поле, край задумчивый и нежный

Раз, полнощною порою,

Сквозь туман и мрак,

Ехал тихо над рекою

Удалой казак.

(А.С.Пушкин «Казак»)

Сравнение – уподобление одного предмета другому, основанное на общих признаках.

Примеры:

Похвал не слушает она;

Как пальма, смятая грозою,

Поникла юной головой…

Олицетворение – приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств одушевлённых.

Примеры:

О чём ты воешь, ветер ночной,

О чём так сетуешь безумно? (Ф.И.Тютчев)

Опустели злачны нивы,

Хладен ручеёк игривый;

Лес кудрявый поседел;

Свод небесный побледнел.

(А.С.Пушкин «К Наташе»)

Гипербола – художественное преувеличение.

Примеры: И миллионом чёрных глаз

Смотрела ночи темнота… (М.Ю. Лермонтов)

Метонимия (от греческого «переименование, название по-другому»). Метонимию определяют как ассоциацию по смежности. Механизм метонимии заключается в замещении «имени предмета» его признаком или именем другого предмета, находящегося в связи с первым предметом. Типичные отношения между членами метонимии (того, что называют, и того, о чём умалчивают). Метонимия делится на два тропа:

Синекдоха – название (выделение существенного) части предмета, которое переносится на весь предмет:

  1. творец и творение

читать Пушкина (читать произведение Пушкина);

  1. носители признака и признак

«если бы молодость (молодые люди) знала, если бы старость (старики) могла»);

  1. предмет и материал

важная бумага (документ) из управления;

столовое серебро (ложка и серебра);

на золоте едал (А.С.Грибоедов);

  1. содержимое и содержащее

две тарелки съел;

  1. между местом и людьми, находящимися там

но тих был наш бивак открытый (М.Ю.Лермонтов);

(Восток, Запад, Лондон, Париж и под.),

6. предмет, время

учиться до седых волос, любить до гроба;

7. единственное число вместо множественного

Всё спит: и человек, и зверь, и птица.

И слышно было до рассвета, как ликовал француз.

8. множественное число вместо единственного

Все мы глядим в Наполеоны.

Все флаги в гости к нам.

9. часть вместо целого

Эй, шляпа!

10. родовое понятие вместо видового

Садись, светило

11. служащее действие

Пуще всего береги копейку.

2. Перифраза (парафраза) – троп, в котором название предметов заменяется описанием признаков предмета.

Царь зверей (лев), хозяин тайги (медведь), туманный Альбион (Англия), вечный город (Рим), город на Неве (Петербург), лазурный свод (небо) Здравствуй, радость моя!

Принеси мне витую сталь, пронзающую засмоленную голову бутылки (штопор).

Унылая пора! Очей очарованье! (осень)

Выделяют несколько риторических средств, в основе которых лежит ирония.

Ирония (от греческого «притворство») – контраст видимого и скрытого смысла; отличается от настоящего притворства тем, что этот риторический троп, как метафора и метонимия, одновременно вызывает и удерживает в сознании говорящего и адресата сразу два значения слова или выражения: прямое (буквальное) и переносное (противоположное первому). Игра двух значений и создаёт нужный эффект – тонкую, скрытую насмешку.

Откуда, умная, бредешь ты, голова ...

«Скромный» мальчик.

Парадокс (от греческого «неожиданный, странный») – утверждение, изречение, противоречащее на первый взгляд здравому смыслу, но таящее в себе более глубокое значение, чем общепринятое, банальное высказывание, которое служит в парадоксе предметом иронии. В парадоксе сочетаются противоположные значения (антоним + антоним),

Примеры: Тише едешь – дальше будешь.

Подальше положишь – поближе возьмёшь.

Лучшее правительство то, которое меньше всего правит (американский философ Т. Джефферсон).

Парадокс даёт речи изысканность, вызывает удовольствие отточенностью мысли.

Намёк – средство непрямого (косвенного) информирования, недосказанное, но додумываемое адресатом значение.

Примеры: Вы, судьи, уже давно догадались, о чём я хочу сказать или умолчать (Цицерон).

Сущий бес в проказах,

Сущая обезьяна лицом,

Много, слишком много ветрености –

Да таков …

Построить троп можно, если знать его механизм, если стремиться к естественному изяществу. Однако всегда и везде нужно соблюдать чувство меры!

1.3. Фигуры как особые формы выражения содержания

Слово фигура в составе термина «риторическая фигура» соответствует латинскому слову, которое обозначает «оборот речи, очертание, изображение, вид» и греческому слову «схема».

II. Фигуры речи – это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность речи, увеличивается сила её воздействия на адресата.

Подходов к рассмотрению фигур существует много. Самый продуктивный и употребительный в речи – градация фигур, в основе которого лежит повтор.

Повтор – обозначение группы и отдельных конструкций. Повтор в широком смысле заключается в повторении языковых элементов разных уровней.

Коммуникативная функция повтора – повторяемые сегменты фиксируются памятью и влияют на восприятие вопроса, проблемы. Устная речь по причине своей линейности и необратимости не даёт возможности слушающему задержаться на определённой информации. Чтобы дать возможность слушающим зафиксировать информацию, используются повторы.

Для того чтобы речь не казалась однообразной, повторы используются в видоизменённой форме.

На основании данной риторической фигуры бытует мнение: что скажут трижды, тому верит народ.

Повторы делают речь лёгкой, запоминающейся, так как придают ей определённый ритм:

1. Разновидности повторов, создаваемых на разных языковых уровнях:

1) Анафора – единоначалие, повтор одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда.

Примеры: В некотором царстве, в некотором государстве …

Суров закон, суров, но справедлив.

Жди, когда снега метут,

жди, когда жара ... (К.Симонов «Жди меня» )

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель. (А.С.Пушкин «…»)

2) Эпифора – единоокончание, повтор конечных элементов предложения, который позволяет подготовить вывод, следствие.

Примеры: Я шёл долго-долго.

Спереди посмотришь – русский, сзади - русский, а вовнутрь - новый русский.

Без вдохновения бессилен талант, без работы над собой бессилен талант

Мчатся тучи, вьются тучи (А.С.Пушкин «Бесы»)

Ассонанс – повтор гласных звуков.

Маланья болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала.

Примеры: раки-забияки, сычи-трубачи Шипенье пенистых бокалов

Аллитерация – повтор согласных звуков

Примеры:

Пора, пора, перо покоя просит.

3) Полисиндетон – повтор с включением союзов (многосоюзие). Повторяемость союзов позволяет подчеркнуть однородность синтаксических структур и в то же время несоответствие связываемых ими элементов.

Примеры: И художник, и богатые заказчики, и друзья богатых заказчиков, и супруга художника – все довольны. Правда, совесть ропщет.

И жизнь, и слёзы, и любовь….

Кто, кто, а ты-то знаешь… (Р.К.Боженкова).

Люди-то люди, да ждать можно что угодно… (Р.К.Боженкова).

4) Асиндетон – бессоюзие. Позволяет добиться интересных смысловых отношений между словами. При отсутствии союзов возникает возможность создания внутренне свободных структур, дающих необычные ряды с точки зрения структуры и содержания.

Народный дух, законы, ход правленья

Постигли вы верней, чем кто б то ни был. (А.С.Пушкин «Мера за меру»).

5) Симплока – повтор начала и конца фразы (сочетание анафоры и эпифоры).

Пора, мой друг, пора! (А.С.Пушкин «…»).

6) Геменация - троекратный повтор слов

Примеры: А годы шли, шли, шли.

Наша задача – учиться, учиться, учиться.

Стремглав лечу, лечу, лечу (А.С.Пушкин «Гусар»)

7) Полиптотон – повтор слова в разных падежных формах

Примеры: Выборы выборам рознь.

Но человека человек послал к Анчару властным взором (А.С.Пушкин). Дружба дружбой, а служба службой.

8) Плеоназм (анфликация)– повтор синонимов

Примеры: Сколько лет, сколько зим! Разбили в пух и прах. Народный фольклор. Жили-были…

9) Плока (парономазия) - повтор слов, которые называются паронимами. На основе этого явления создаются каламбуры.

Примеры: Мы равноправны, но не равны, ибо разными нас сделала природа. Я приеду в Москву - плачу и плачу. Мой дорогой, очень дорогой портной.

2. Повтор синтаксических конструкций

1) Синтаксический параллелизм - повторение однотипных синтаксических структур. Параллелизм конструкций заставляет не только сопоставлять эти конструкции, но и смысл этих конструкций.

Примеры: Нет человека – нет проблемы. Начал во здравие, кончил – за упокой. Количество преступников растёт – количество жертв падает.

2) Период (позиционный повтор) (от греческого «круг, окружение») - предложение структурно и содержательно завершённое. По структуре период – большое, сложное предложение, которое распадается на две части: первая часть представляет собой параллельно построенные предложения, произносимые с восходящей интонацией, вторая часть – вывод, произносимый с нисходящей интонацией. Их разделяет кульминация, отмечаемая паузой.

Существуют различные типы периодов в зависимости от отношений придаточных и главной части (придаточные временные, условные, определительные и т.д.).

Предложения-периоды используются в текстах, в которых необходимо сделать вывод – в судебных речах, например, где первая часть – перечисление аргументов, вторая – вывод.

Примеры: Если вы будете требовательны к доказательствам обвинения, если трусливость перед тем, что скажут о Вас, не заставит Вас унизиться до устранения рассудительности в Вашем решении – Вы только исполните Вашу миссию. (Пока …, пока …, пока….)

3) Инверсия – обратный порядок слов (существительное + прилагательное, сказуемое + подлежащее). В устной речи инверсия желательна и необходима.

Примеры: Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную.

4) Эллипс – фигура языковой и речевой экономии. Она предполагает выпадание целых фрагментов высказывания: считается, что фрагменты легко могут быть восстановлены по смыслу.

Часто эллипсис употребляется совместно с параллелизмом, что позволяет передать концентрацию мысли на определённых ключевых моментах, выразить однонаправленность концентрации усилий, даёт возможность экономить речевые средства (используется для построения загадок). Примеры: Сумки - на столы. Мы встаем, и тотчас на коня ...

В 20 лет он павлин, в 30 – лев, в 40 – верблюд, в 60- собака, в 80 – ничто.

5) Парцелляция – рубленость фраз, которая достигается за счёт перечисления однородных членов предложения или бессоюзных предложений

Примеры: И земля и огонь … Я вчера сделал доклад. Плохо!

6) Хиазм – фигура речи, состоящая в обратном, перекрёстном («крестообразном») расположении элементов двух словосочетаний, объединённых общим членом (второе в обратном порядке).

Примеры: Свой среди чужих, чужой среди своих.

Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть.

Плохо, когда жена умеет готовить, но не хочет. Но ещё хуже, когда она хочет, но не умеет.

  1. Понятийная группа, в которой делается акцент на мысль

1) Антитеза – фигура контраста, заключающаяся в противопоставлении по значению слов и оборотов. Антитеза – удобная форма для афоризмов, пословиц, поговорок.

Антитеза позволяет экономить речевые средства, выражая глубокое содержание малой формой, она даёт возможность создать серию контрастов. В основе антитезы лежит пара или пары антонимов.

Примеры: Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Горька работа, да сладок хлеб

Любишь кататься – люби и саночки возить.

И ты воздашь моей могиле то, что я сделал твоей колыбели (В.Гюго).

2) Градация (от латинского «постепенное усиление, лестница») – постепенное нарастание (или убывание) признака. В основе лежат языковые или контекстуальные синонимы (минимальное количество - 3).

Примеры: плестись, ползти, тянуться, идти, бежать, нестись, мчаться. У старинушки три сына. Старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак.

Не жалею, не зову, не плачу…(С.А.Есенин)

3) Мейозис – приуменьшение

Примеры: Море по колено.

Я должна получить на экзамене ….

  1. Литота – определение через отрицание.

Примеры: Я не могу не делать этого ….

5) Оксюморон (от греческого «острый и глупый») – соединение несоединимого. Компоненты не столько исключают, сколько противоречат друг другу. Примеры: Счастливый неудачник, опасная безопасность, разобщённое сообщество, расчёты и просчёты, ненормальная «нормализация», живой труп, параллельные кривые, старый новый год, оглушительная тишина, немой крик, передовые отстающие, известные новости.

III Фигуры диалогизации (предложения)

1) Риторический вопрос – утверждение в вопросительной форме. Употребляется в двух видах: как одиночный риторический вопрос для подчёркивания узловых моментов в повествовании и как серия риторических вопросов, блок, группа.

Примеры: Знаете ли вы украинскую ночь? (Н.В.Гоголь).

2) Риторическое восклицание – фигура, используемая для эмоциональности речи, которая подчёркивает смысловую кульминацию.

Примеры: Да здравствует солнце! Да скроется тьма!

3) Риторическое обращение - фигура, используемая для

Примеры: Друзья мои! Прекрасен наш союз! Слушайте, граждане...

4) Сермоцинацио - фигура, служащая для передачи прямой речи

5) Концессио – уступка, важная дипломатическая фигура (введение определённых формул из речевого этикета).

Примеры: Да, конечно, но… Вы правы, но …

6) Экзортацио – похвала, высказанная в прямой или косвенной формуле. Примеры: Людям, мудрым, влиятельным, таким, как вы, судьи…(Цицерон)

  1. Афоризм – яркое, красочное, образное выражение.

Примеры: Мысль изречённая есть ложь.

При соотнесении тропов и фигур, можно сделать вывод, что фигуры более сильные приёмы выразительности, чем тропы, потому что они дают возможность охватить текст целиком как единую структуру, построенную по определённому принципу. Учёные сегодня уже говорят о тропо-фигурах.

Задание:

Внимание: не брать из интернета и из лекции. Другие примеры.

Дать определение тропа, а затем определения следующих фигур с примерами

1.Тропы

Метафора –

Эпитет

Олицетворение –

Гипербола

Метонимия

Синекдоха

Перифраза (парафраза)

Ирония

2. Фигуры как особые формы выражения содержания. Фигуры речи

ПОВТОРЫ, определение, а затем определения повторов

Анафора

Эпифора

Ассонанс

Аллитерация

Полисиндетон

Асиндетон

Симплока

Плеоназм (анфликация

2. Повтор синтаксических конструкций

Синтаксический параллелизм

Инверсия

Эллипс

Парцелляция

Хиазм

Антитеза

Мейозис

Оксюморон

III Фигуры диалогизации (предложения)

1) Риторический вопрос

2) Риторическое восклицание

3) Риторическое обращение -

4)Афоризм

ЭЛОКУЦИЯ: ЛЕКСИЧЕСКИЕ И СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ – ТРОПЫ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ