Международный технологический обмен. Международная торговля услугами

PAGE 11

Тема 8. Международный технологический обмен. Международная торговля услугами.

Вопросы темы:

Международная торговля услугами.

Международный технологический обмен.

Транспортные услуги на мировом рынке.

Международный туризм.

Цели и задачи изучения темы:

Цели изучения темы:

  1. Формирование представлений о сущности, структуре и тенденциях развития международной торговли услугами на мировом рынке.
  2. Анализ особенностей международного технологического обмена и торговли услугами на мировом рынке.
  3. Формирование знаний о роли и значении международной торговли услугами на мировом рынке.

Задачи изучения темы:

  1. Формирование представлений о сущности и тенденциях развития международной торговли услугами.
  2. Выявление специфики и удельного веса в мировой торговли основных секторов мирового рынка услуг.
  3. Формирование знаний об организации и специфике деятельности основных видов международной торговли услугами.
  4. Анализ принципов и способов международного регулирования мирового рынка услуг.

В результате изучения темы Вы должны знать:

  • основные виды торгуемых услуг на мировом рынке;
  • принципы организации международного страхования и его виды;
  • принципы, способы и формы международного обмена технологиями;
  • механизм правовой защиты международного движения услуг на мировом рынке;
  • способы организации морского транспорта на мировом рынке услуг;
  • виды тарифов, применяемых в воздушном и других видах транспорта;
  • роль и место международного туризма на мировом рынке услуг;
  • формы, способы и методы организации международного туристического обмена.

Изучив данную тему, Вы должны уметь:

  • определять роль и значение международной торговли услугами в мировом хозяйстве;
    • давать сравнительную характеристику различных видов международного страхования товаров, грузов, перевозок в международной торговле;
    • определять виды лицензионной торговли в международном обмене технологиями;
    • анализировать содержание и структуру договоров на передачу лицензий в международном обмене услугами;
    • определять способы и формы международной правовой защиты на мировом рынке услуг;
    • оценивать выгоды и недостатки основных видов транспорта для перевозки грузов и пассажиров на мировом рынке услуг;
    • использовать учебную информацию для определения выгодности тарифов, применяемых на мировом рынке услуг;
    • устанавливать соответствие качества туристических услуг требованиям международного рынка.

Изучив данную тему, Вы приобретете навыки:

  • оценки выгод и недостатков основных видов и способ участия стран в международной торговле услугами;
    • определения оптимальных способов использования схем международного страхования на мировом рынке;
    • составления договоров на передачу лицензий в международном обмене технологиями на мировом рынке услуг;
    • анализа методов и форм инжиниринга на мировом рынке услуг;
    • анализа форм и способов международного фрахта судов;
    • сравнительного анализа преимуществ различных видов транспорта на мировом рынке услуг;
    • определения качества туристических услуг на международном рынке.

При изучении темы Вам необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:

международная торговля услугами;

лизинг;

рентинг;

хайринг;

франчайзинг;

Генеральное соглашение по торговле услугами;

франшиза;

лицензия;

ноу-хау;

роялти;

паушальные платежи;

инжиниринг;

фрахт;

коносамент;

корейт;

чартер;

транстур;

ваучер.

Вопрос 1. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ.

Для изучения этого вопроса необходимо:

Прочитать основной теоретический материал по вопросу в пособии "Мировая торговля».

Дополнительный материал Вы найдете в книгах:

1. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. – Ч.1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. - М.: 1997. – Глава 8.

2. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2001. – Глава 9.

3. Дэниелс Дж.Д., Радеба Ли X. Международный бизнес. — М., 1994.

При изучении вопроса выполните следующие инструкции:

Обратите внимание на роль и место торговли услугами в рамках международной торговли. Составьте перечни видов услуг, применяемые ООН и ВТО. Можно ли считать, что с заключением ГАТС начался новый этап в организации мировой торговли услугами?

Проанализируйте состояние рынка рекламных услуг в международной торговле. Какие трансформации происходят на рынке рекламы в связи с широким распространением новых информационных и коммуникационных технологий?

Проанализируйте основные виды страхования на мировом рынке. Проследите взаимосвязь развития мировой торговли услугами и различных видов страхования на мировом рынке. Какие виды страхования приобретают особую актуальность в современную эпоху?

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ВОПРОСУ.

Наряду с международной торговлей товарами (в вещественном понимании этого слова) широко развита и торговля услугами. Международная торговля товарами и торговля услугами тесно связаны между собой. При поставках за рубеж товаров оказывается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Многие виды услуг, поступающих в международный оборот, включаются в экспорт и импорт товаров. В то же время международная торговля услугами имеет некоторые особенности по сравнению с традиционной товарной торговлей.

Основное отличие состоит в том, что услуги обычно не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает ее, например: в виде магнитных носителей для компьютерных программ, различной документации, отпечатанной на бумаге и др. Однако с развитием и распространением Internet существенно снижается необходимость использования для услуг материальной оболочки.

Услуги в отличие от товаров производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В связи с этим зачастую требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. Выделяется четыре способа международной торговли услугами.

1. Трансграничная торговля (cross-border trade), т.е. ситуация, когда продавец и покупатель услуги не перемещаются через границу, се пересекает только услуга. Такой способ продажи услуг значительно приближен к продаже товаров в международной торговле, например предоставление юридических консультаций из-за границы по телефону (или факсу) либо участие в корреспондентской обучающей программе зарубежного учебного заведения.

2. Потребление за границей (consumption abroad), т.е. ситуация, когда потребитель из одной страны приобретает и потребляет услугу на территории другой страны. В этом случае различие по сравнению с торговлей товарами состоит в том, что услуга и продавец услуги не перемещаются через границу, ее пересекает потребитель услуги, например выезд за границу на учебу или для лечения.

3. Торговое присутствие в стране предоставления услуги (commercial presence, либо — right of establishment), т.е. ситуация, когда фирма, предоставляющая услугу, пересекает границу и, находясь на территории данной страны, открывает представительство или дочернюю фирму, через которые осуществляет предоставление услуги. Сама услуга и ее потребитель в данном случае через границу не перемещаются.

4. Присутствие физических лиц, предоставляющих услугу (presence of natural persons providing services), т.е. ситуация, когда услуга заключена непосредственно в деятельности людей, которые приезжают из-за границы в страну, где находится ее потребитель, например приезд из-за границы иностранного архитектора или иностранного персонала заграничного банка, открывающего свое представительство в данной стране.

Услуги очень разнообразны, а сфера их применения расширяется с каждым годом. Одним из показателей развития страны является роль, которую играет сфера услуг в национальной экономике. В табл. 9 приведены данные об объемах международной торговли услугами в 1980—1996 гг.

Таблица 9.

Международная торговля услугами (млн. дол.) *

Год

1985

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

Всего

393450

802785

840599

938799

944730

1029926

1176110

1243359

Развитые страны

316271

663954

700186

776231

762789

803706

904832

953880

Развивающиеся страны

70360

128595

130179

148116

165129

1.93928

228648

240425

Страны с переходной экономикой

6819

10236

10234

14452

16812

32292

42630

49054

* Источник: HANDBOOK of International Trade and Development Statistics, 1996/7. Geneva, 1999.

В соответствии с положениями ВТО все услуги подразделяют на 12 секторов:

услуги для бизнеса;

строительные услуги;

услуги связи (почтовые, курьерские и телекоммуникационные);

дистрибуционные услуги (услуги торговых агентов, розничная и оптовая торговля, франчайзинг);

транспортные услуги;

финансовые услуги;

образовательные услуги;

услуги здравоохранения;

туристические услуги;

рекреационные услуги;

услуги по охране окружающей среды;

услуги, в другом месте не классифицированные

Наиболее неоднородным является сектор услуг для бизнеса, включающий следующие услуги: профессиональные, компьютерные, в сфере исследований и разработок, в сфере оборота недвижимостью, по аренде оборудования без обслуживающего персонала и др.

К профессиональным услугам относятся: правовые, бухгалтерские, по налоговому консультированию, аудиторские, архитектурные,, инженерные, по градостроительному и ландшафтному планированию, услуги медперсонала, стоматологов и ветеринаров, по научно-техническому консультированию.

Услуги по аренде оборудования без обслуживающего персонала в зависимости от предмета аренды подразделяются на четыре группы, связанные: с судами, с самолетами, с иным транспортным оборудованием, с иными машинами и оборудованием.

К прочим услугами для бизнеса относятся услуги: по аренде оборудования с обслуживающим персоналом, рекламные, по изучению рынка и общественного мнения, по консультированию в сфере управления, по консультированию в сфере сельского хозяйства, охоты, лесничества, рыболовства, по консультированию в сфере добычи полезных ископаемых, посредничество в трудоустройстве, охранные, по ремонту оборудования, издательские, полиграфические, переводческие, упаковочные, по уборке зданий, фотоуслуги, по организации съездов и конференций, по проектированию интерьеров.

Сфера услуг обычно в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Урегулирование основных принципов международной торговли услугами было одним из дискуссионных вопросов Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ. До этого времени в международном масштабе регулирование в этой сфере происходило только в рамках специализированных организаций, в том числе кодексов, выработанных в ОЭСР, т.е. практически отсутствовало.

Уже в начале переговоров проявилось противоречие между развитыми и развивающимися странами. Первая группа считала, что торговля услугами должна быть включена в общую систему регулирования международной торговли, а вторая — придерживалась точки зрения, что услуги должны быть отделены от материальных товаров. В результате этого в начале Уругвайского раунда была создана отдельная переговорная группа по услугам. В качестве образца и за основу для переговоров было взято ГАТТ, однако в связи со значительными отличиями в перемещении через границу товаров и услуг было оформлено совершенно новое соглашение — Генеральное соглашение по торговле услугами, ГАТС (General Agreement on Trade in Services, GATS).

ГАТС должно было функционировать отдельно от ГАТТ, но после создания ВТО оно стало одним из элементов этой организации, обязательным для выполнения всеми странами-членами.

В рамках Уругвайского раунда основное внимание уделялось общим вопросам: определение понятий, правовых и институциональных принципов. В отличие от товаров в отношении услуг не существовало однозначного определения понятий «услуги» и «международная торговля услугами». Это вызвало существенные трудности в процессе переговоров, в частности по вопросам либерализации торговли услугами. В конечном счете, понятие «услуги» не было определено, а были только уточнены способы международной торговли услугами и проведена их классификация.

В ходе переговоров каждая страна определила, в отношении каких способов она связывает себя обязательствами по либерализации либо замораживанию ограничений на существующем уровне. Эти обязательства касаются не только барьеров на границе, но и ограничений в функционировании иностранных хозяйствующих субъектов на территории данной страны, а также ограничений свободы потребителей в приобретении услуг от услугодателей, находящихся в другой стране, что существенно отличает принципы регулирования торговли услугами от принципов, действующих в отношении товаров, так как в ГАТТ либерализация касается только устранения барьеров на границе, а не внутри страны.

В соответствии с положениями ГАТС члены ВТО должны придерживаться следующих принципов:

  • обеспечение прозрачности системы регулирования сферы услуг на своей территории;
  • гарантия доступа к национальным процедурам разрешения споров, в особенности к кассационным процедурам в отношении административных решений;
  • не увеличение ограничений в доступе на рынок и следование принципу национального режима, если такое обязательство было внесено в национальный список обязательств;
  • соблюдение процедур разрешения споров во всех областях, регулируемых ВТО, что, среди прочего, означает, что данная страна должна быть готова к возможности ответных действий в ином секторе, чем тот, в котором был нанесен ущерб (cross-retaliation);
  • участие в будущих переговорах о новых аспектах обмена в сфере услуг, а также о содержании национальных списков обязательств.

В то же время каждая страна имеет право:

  • сохранять национальную монополию на предоставление некоторых услуг либо выделять одного или несколько услугодателей, которым предоставляются исключительные или специальные права;
  • ужесточать регулирование сферы услуг в отношении всех услугодателей при соблюдении принципа не дискриминации;
  • сохранять исключения в определенных ситуациях, включая отступления от принципа наибольшего благоприятствования;
  • применять ограничения в целях защиты платежного баланса;
  • использовать различное трактование отечественных и заграничных субъектов, если это продиктовано интересами защиты потребителей, акционеров и т.п., т,е. применять так называемые правила предусмотрительности (prudentials);
  • участвовать в интеграционном объединении с более высоким уровнем либерализации в сфере торговли услугами.

Относительно новой формой торговли услугами является аренда машин и оборудования, которая широко применяется в США с начала 60-х гг.

Аренда (от лат. arrendare — отдавать внаем) — форма хозяйствования, при которой на основе договора между арендодателем и арендатором последнему передаются в срочное возмездное владение и пользование различные объекты, необходимые для самостоятельного ведения хозяйства.

Предметами аренды могут быть земля и иное недвижимое имущество, машины, оборудование, разнообразные товары длительного пользования. Различают три вида аренды:

Рентинг (renting) — краткосрочная аренда на срок от нескольких дней до нескольких месяцев. Предметом рейтинга обычно являются туристские товары, транспортные средства;

Хайринг (hiring) — среднесрочная аренда на срок от нескольких месяцев до года. Предметом хайринга обычно являются транспортные средства, дорожно-строительные машины, монтажное оборудование, сельскохозяйственные машины;

Лизинг (leasing) — долгосрочная аренда на срок более одного года. Предметом лизинга обычно является строительно-монтажное, технологическое оборудование.

В наши дни информация является таким же важным фактором производства, как земля, труд и капитал.

На современном этапе для информационного обеспечения, включая сферу международного и внешнеэкономического прогнозирования, характерны следующие особенности:

1. Значительное увеличение спроса на информацию в 80-х — начале 90-х гг. в условиях замедления темпов экономического развития, ухудшения положения на мировых товарных рынках и обострения конкурентной борьбы. Многие фирмы начали ощущать нехватку информации для управления деятельностью своих предприятий, и прежде всего для выработки рыночной стратегии, разработки долгосрочных программ и выбора перспективных направлений производства и сбыта. Повышение спроса на информацию вызвано также общим усложнением структуры управления компаниями, необходимостью принятия ими аргументированных решений на основе прогнозной информации;

2. Внедрение принципиально новой технологии на базе быстрого развития электронно-вычислительной техники, что позволило в развитых странах создать эффективные национальные и международные информационные сети. О повышении эффективности микросхем и снижении их себестоимости свидетельствует тот факт, что снизилась цена 1 бита — самой мелкой единицы количества информации. Если в 1970-1971 гг. 1 бит, стоил около 1 цента США, то в 1980 г. — 0,1 цента, а в середине 90-х гг. — 0,001 цента. За это время микросхемы в расчете на 1 бит стали в 1000 раз дешевле и во столько же раз эффективнее; быстрое расширение программного обеспечения, составляющего базу новой технологии в информационных системах, даже на фоне общих сравнительно высоких темпов прироста основных составляющих информатики, опережавших в конце 80-х — начале 90-х гг. основные показатели экономического развития (темпы роста ВВП, промышленного производства, внешней торговли). С появлением новых, более сложных ЭВМ стоимость технических средств и программирования в абсолютном значении в целом возрастает, причем затраты фирм на разработку и внедрение информационных систем значительно превышают затраты на приобретение электронно-вычислительной техники.

Важным аспектом функционирования рынка информационных услуг является деятельность компаний — владельцев банков данных и посредников. Владельцами информации являются издательские и исследовательские организации, обладающие мощной финансовой и технической базой, имеющие филиалы и обширную сеть клиентов. Владельцы информации получают от своих филиалов, клиентов и из других источников данные, которые обрабатывают, хранят и на коммерческой основе передают посредникам. В связи с возрастанием объема перерабатываемой информации наиболее сложным вопросом для владельцев является выбор техники и методов обработки, хранения массивов данных и их поиска, для решения которого создается специальное программное обеспечение, вместе с массивами информации составляющее банк данных. Для каждого такого банка вводится соответствующая система организации массивов информации.

В информационный рынок входят деловая, правовая, экологическая, медицинская и другая информация, информация для специалистов и массовая потребительская информация. Мировой рынок информационных услуг подчиняется общим законам конкурентной борьбы между сотнями тысяч взаимодействующих на этом рынке субъектов.

Рынок информационных услуг обычно подразделяется:

  • на глобальный (общепланетарный);
  • на международный (охватывающий группы стран);
  • на национальный (телевидение, радиовещание и другие средства массовой информации);
  • на региональный (теле- и радиопередачи по определенному региону);
  • на локальный (местное радиовещание, местные газеты и журналы);
  • на точечный (информационные сети в учебных заведениях, научных учреждениях, библиотеках, музеях и т.п.).

Примерно 3/4 современного мирового рынка информационных услуг приходится на операции пяти экономически наиболее развитых стран. При этом доля США на мировом рынке информационных услуг составляет свыше 50%, что значительно больше доли этой страны, например, в мировой торговле (12%). На втором месте находится Япония, объем операций купли-продажи информационных услуг в которой в 1995 г. оценивался в 3,5 млрд. дол., т.е. приближался к 10% мирового рынка. Третье место занимает Великобритания. Во всех перечисленных странах основу рынка составляют собственно информационные услуги.

Наиболее динамичной частью мирового информационного рынка является сектор деловой информации, включающий информацию об отдельных товарных рынках и рынках конкретных стран.

Еще одним видом услуг на мировом рынке является реклама.

Реклама играет значительную роль в международной торговле, поскольку на мировых товарных рынках сейчас действует большое количество различных фирм, которым необходимо рекламировать свою продукцию.

Рекламу можно определить как вид деятельности либо произведенную в ее результате продукцию, целью которых является оказание целенаправленного воздействия на выбранную потребительскую аудиторию.

В США и других развитых странах термин «реклама» означает рекламные объявления в средствах массовой информации (в прессе, по радио, телевидению, на щитовой рекламе) и не распространяется на мероприятия, которые проводятся с целью продажи (sales promotion), на престижные мероприятия, нацеленные на завоевание благожелательного отношения общественности (public relations), a также на бурно развивающуюся в последнее время специфическую область рекламной деятельности, суть которой заключается в связях производителя с потребителем (direct — marketing).

В практике российской рекламы, в отличие от западной, понятие рекламы шире. К ней, в частности, относятся выставочные мероприятия, коммерческие семинары, упаковка, печатная продукция (проспекты, каталоги, плакаты и т.д.), распространение сувениров и другие средства стимулирования торговой деятельности.

В зависимости от целей различают следующие виды рекламы:

  • первоначальная;
  • конкурентная;
  • сохранная.

Первоначальная реклама имеет целью ознакомить заранее установленный круг возможных потребителей с новым для данного рынка товаром или услугами путем сообщения подробных сведений о качестве, цене, способе потребления, месте продажи товара или услуги и т.д. Такая реклама должна убедить потребителя в необходимости купить новый товар или воспользоваться услугой.

Конкурентная реклама направлена на то, чтобы выделить рекламируемый товар из массы аналогичных товаров, выпускаемых конкурирующими фирмами, показать его отличительные черты и убедить покупателя купить именно этот товар.

Сохранная реклама имеет целью поддержать спрос на ранее рекламируемый товар, поэтому она носит лишь напоминающий характер. Иногда такая реклама используется как временное воздействие на покупателя для ликвидации излишних запасов товаров на складах производителей или торговцев и сезонной распродажи товаров.

В зависимости от места проведения различают рекламу на внутреннем рынке и экспортную, или внешнеэкономическую, рекламу.

Внешнеэкономическая реклама имеет свои особенности, но в общем цели, принципы и средства рекламирования товаров на внешних рынках во многих случаях те же, что и во внутренней торговле. Особенно это касается так называемых марочных товаров.

К рекламе экспортных товаров предъявляются особые требования. Она должна быть максимально приспособлена к особенностям экономических, культурных и бытовых условий стран, в которые она направлена.

Мировой рынок рекламы — это среда, в которой в условиях конкуренции осуществляются рекламные мероприятия, направленные на экспортирование отечественных товаров и услуг. Современный рынок рекламы характеризуется динамичностью: реклама мгновенно реагирует на события, происходящие на рынке.

Еще одной усиливающейся тенденцией является обострение конкуренции в результате концентрации около половины мировой торговли в руках многонациональных компаний (МНК). На рост конкуренции оказывают влияние также разграничение мира на экономические зоны, а также трудности со сбытом, связанные с повышением требований к качеству и ассортименту продукции, поэтому все острее встает вопрос о более совершенных формах и методах сбыта.

На современном мировом рынке темпы роста расходов на рекламу опережают темпы увеличения выпуска ВНП и инфляции.

Расходы на рекламу достаточно весомы в бюджетах зарубежных фирм. Например, в США только на рекламу в средствах массовой информации тратится более 5% суммарных расходов на производство и реализацию продукции. США стоят на первом месте в мире по расходам на рекламу. При этом наиболее высокими являются затраты на рекламу у производителей лекарств (20% суммарных расходов), парфюмерии и косметики (13,8%), кухонных принадлежностей, спиртных напитков и т. д. Высокий уровень отчислений на рекламу во многом определяется ценами на рекламу на мировом рынке. Например, стоимость одной минуты рекламы во время самых престижных передач ведущих американских телекомпаний (Columbia Broadcasting Systems (CBS), National Broadcasting Systems (NBC), American Broadcasting Company (ABC) достигает 700 тыс. дол.

Спрос на рекламу можно рассматривать, с одной стороны, как спрос рекламодателей, предъявляемый рекламному агентству, а с другой — как спрос потребителей, рекламируемых товаров и услуг.

Международная торговля как товарами, так и услугами, перемещение людей и движение капитала в настоящее время немыслимы без страхования, которое является неотъемлемой частью международных торговых контрактов. При перевозке грузов или поставке промышленного оборудования, инвестировании или обычной поездке за рубеж требуется защита от рисков, непредвиденных обстоятельств. В связи с этим возникает необходимость формирования специального фонда для покрытия убытков, т.е. страхового фонда.

Каждый отдельно взятый хозяйствующий субъект может создать страховой фонд самостоятельно. Однако средств этого фонда может оказаться недостаточно при возникновении значительных убытков. Поэтому более эффективной является система страхования, при которой страховой фонд создается за счет взносов его участников. Размер взносов определяется исходя из вероятности наступления страхового события, что позволяет распределить риск убытков между множеством субъектов и гарантировать им возмещение ущерба в необходимом объеме без изъятия значительных средств из хозяйственного оборота. Аккумулированные средства могут использоваться не только для покрытия убытков, но и для инвестирования в различных формах.

Таким образом, страхование как особый вид хозяйственной деятельности предполагает образование за счет взносов участников экономических отношений целевых фондов для возмещения убытков, возникших в результате страхового случая.

К важнейшим особенностям страхования относятся:

  1. целевое финансирование и использование средств. Материальный ущерб возмещается лишь в строго оговоренных случаях и пределах. В связи с этим, например, страхование валютного риска в результате включения в контракт различных валютных оговорок не входит в понятие «страхование» в его узком смысле как особого вида экономической деятельности, поскольку при этом не создаются целевые фонды и участниками страхования являются контрагенты по одной торговой операции;
  2. вероятностный характер, обусловленный тем, что заранее неизвестны ни срок наступления страхового события, ни размер убытков, ни то, чей конкретно материальный интерес и в какой степени оно затронет;
  3. материальная заинтересованность субъекта страхования в благополучном исходе страхуемого мероприятия. Если же субъект окажется выгодоприобретателем, то финансовое покрытие убытков не должно осуществляться в его пользу.

Вопрос 2. МЕЖДУНАРОДНый технологический обмен.

Для изучения этого вопроса необходимо:

Прочитать основной теоретический материал по вопросу в пособии "Мировая торговля».

Дополнительный материал Вы найдете в книгах:

1. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. – Ч.1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. - М.: 1997. – Глава 8.

2. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2001. – Глава 10.

3. Артемьев И.Е. Рынки технологии в мировом хозяйстве. — М.: Наука, 1992.

При изучении вопроса выполните следующие инструкции:

Обратите внимание на роль и место обмена технологиями в мировой торговле. Какие факторы способствуют увеличению значимости и объемов такого обмена в современных условиях?

Проанализируйте способы передачи лицензий в международном обмене услугами. Особое внимание обратите на основные виды международной торговли лицензиями. Проведите сопоставление с данными об участии различных групп стран в международной торговле лицензиями.

Подготовьте перечень основных видов международного обмена технологиями. Какие виды в наибольшей степени нуждаются в правовой и страховой защите? Как организована международная система правовой защиты в области обмена технологиями?

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ВОПРОСУ

Развитие международного технологического обмена обусловлено существенными различиями в техническом уровне отдельных стран. С другой стороны, знания и техника в отсталых странах должны развиваться в том направлении, в каком они развиваются в передовых странах, поскольку мировое хозяйство как технико-экономическая категория основывается на машинном производстве независимо от уровня развития того или иного национального хозяйства. Таким образом, даже если имеет место автаркическая модель экономики той или иной страны, техническая мысль развивается все равно в том же направлении, что и в более развитых странах. Однако чаще технически отсталые страны развиваются в результате получения новых знаний и технологий извне. Высокие темпы научно-технического прогресса во второй половине XX в. привели к тому, что в течение последних десятилетий для международной торговли характерно вовлечение в товарооборот особого товара — научно-технических достижений, т.е. происходит активный технологический обмен. Понятие международного технологического обмена, как правило, толкуется двояко: в широком смысле под ним подразумевается проникновение любых научно-технических знаний и обмен производственным опытом между странами, а в узком — передача научно-технических знаний и опыта, относящихся к воспроизводству конкретных технологических процессов.

Технологии передаются как коммерческим, так и некоммерческим путем.

Технологический обмен в широком смысле осуществляется, как правило, в некоммерческих формах:

  • научно-технические публикации;
  • проведение выставок, ярмарок, симпозиумов;
  • обмен делегациями и встречи ученых и инженеров;
  • миграция специалистов;
  • обучение студентов и аспирантов;
  • деятельность международных организаций по сотрудничеству в области науки и техники и др.

Технологический обмен в узком значении осуществляется, как правило, в коммерческих формах:

  • передача на условиях лицензионных соглашений прав пользования изобретениями (патенты, ноу-хау, зарегистрированные товарные знаки, промышленные образцы), технической документации;
  • поставка машин и различного промышленного оборудования;
  • оказание технической помощи;
  • инжиниринговые услуги;
  • экспорт комплектного оборудования;
  • подготовка и стажировка специалистов;
  • управленческие контракты;
  • научно-техническое и производственное кооперирование и т.д.

Передача технологии в коммерческих формах подразумевает, что технология является специфическим товаром. Покупатель новой технологии получает в свое распоряжение научно-технические разработки и/или созданные производственно-технологические процессы. Использование таких разработок и процессов в качестве элементов производительного капитала позволяет выпускать товарную продукцию, обладающую повышенной конкурентоспособностью, и получать в течение более или менее продолжительного периода дополнительную прибыль вследствие ее уникальности либо меньших издержек производства в расчете на единицу готовой продукции.

Повышенная конкурентоспособность продукции, производимой с помощью новой технологии, находится в обратной зависимости от масштабов распространения (доступности) данной технологии. Дополнительная прибыль исчезает, как только технические усовершенствования становятся достоянием большинства предприятий данной отрасли или появляется еще более совершенная технология. Чем выше степень монополизации научно-технических знаний и производственно-управленческого опыта, тем сильнее позиции собственника технологии на товарном рынке. Таким образом, вполне понятно стремление стран и отдельных фирм, достигших высокого технического уровня, сохранить свою монополию на новые технологии.

В то же время технология как товар обладает обычно весьма высокой стоимостью, определяемой большими затратами на НИОКР и их внедрение. Перенесение этой стоимости на конечную продукцию происходит постепенно, после того как огромные затраты уже произведены. Собственники новой технологии заинтересованы в возмещении понесенных расходов, что может быть достигнуто либо при расширении собственного выпуска товаров на ее основе, либо при продаже этой технологии, пока она морально не устарела. Все это подталкивает собственника новой технологии к ее возможно большей утилизации как в своем производстве, так и путем продажи другим производителям аналогичных товаров.

Все формы технологического обмена существуют не сами по себе, а обусловлены содержанием технологий и отражают диалектический процесс ее зарождения, расцвета, старения и замены ее новой. Этапам цикла жизни технологий соответствуют ее следующие виды:

1-й этап — уникальная;

2-й этап — прогрессивная;

3-й этап — традиционная;

4-й этап — морально устаревшая.

К уникальным технологиям относятся изобретения и другие научно-технические разработки, защищенные патентами или содержащие ноу-хау, что делает невозможным их использование конкурирующими организациями. Данные технологии обладают новизной, наивысшим техническим уровнем, могут быть использованы в производстве на условиях исключительной монополии. Такие технологии создаются в результате НИОКР и изобретательской деятельности специалистов. При определении цены уникальной технологии на рынке учитывается ее способность создавать максимальную дополнительную прибыль ее покупателю.

К прогрессивным технологиям принадлежат разработки, обладающие новизной и технико-экономическими преимуществами по сравнению с технологиями-аналогами, используемыми потенциальными покупателями новой технологии и их конкурентами. В отличие от уникальной технологии, обладающей абсолютным превосходством над любой технологией в соответствующей отрасли, преимущества прогрессивной технологии имеют относительный характер. Прогрессивность той или иной технологии может проявляться в границах отдельных стран, различных фирм, в разных условиях ее применения. Указанные технологии не защищаются патентами и не обладают ярко выраженными ноу-хау, но достаточно высокие производственные преимущества, обеспечиваемые такими технологиями, гарантируют их покупателям получение дополнительной прибыли. Прогрессивные технологии могут быть созданы в результате не только научно-технической и изобретательской деятельности ученых и инженеров, но и «эволюции» уникальных нововведений, постепенно утрачивающих свою новизну.

Традиционная (обычная) технология представляет собой разработки, отражающие средний уровень производства, достигнутый большинством производителей продукции в данной отрасли. Такая технология не обеспечивает ее покупателю значительных технико-экономических преимуществ и качество продукции по сравнению с аналогичной продукцией ведущих производителей, и рассчитывать на дополнительную (сверх средней) прибыль в данном случае не приходится. Ее преимуществами для покупателя являются сравнительно невысокая стоимость и возможность приобретения проверенной в производственных условиях технологии. Традиционная технология создается, как правило, в результате устаревания и широкомасштабного распространения прогрессивной технологии. Продажа такой технологии обычно осуществляется по ценам, компенсирующим продавцу издержки на ее подготовку и получение средней прибыли.

Морально устаревшая технология относится к разработкам, не обеспечивающим производство продукции среднего качества и с технико-экономическими показателями, которые достигают большинство производителей аналогичной продукции. Использование таких разработок закрепляет технологическую отсталость ее владельцев.

Одним из наиболее распространенных способов передачи технологии является лицензионная торговля.

Термин «лицензия» в переводе с латинского означает разрешение совершать какие-либо действия и в связи с этим используется в различных сферах. Применительно к технологическому обмену он означает разрешение использовать на определенных условиях предметы лицензии, которыми являются:

  • запатентованные изобретения,
  • промышленные образцы,
  • товарные знаки,
  • ноу-хау, т.е. имеющие ценность конфиденциальные сведения, которые не пользуются правовой охраной.

В зависимости от объекта лицензии могут подразделяться на патентные и беспатентные.

Помимо патентных и беспатентных лицензий выделяют самостоятельные («чистые») и сопутствующие. Самостоятельные лицензии предполагают передачу технологии или технических разработок независимо от их материального носителя. Сопутствующие лицензии имеют зависимый характер и предоставляются одновременно с заключением контракта на строительство предприятия, поставку технологического оборудования, оказание консультационных услуг.

Наряду с патентными лицензиями существуют и беспатентные лицензии на ноу-хау (непатентованное научно-техническое достижение и производственный опыт конфиденциального характера), владелец которого обладает естественной монополией в отличие от владельца запатентованного изобретения. Впервые этот термин был применен в США. В буквальном переводе с английского он означает знать как, что является сокращением выражения знать, как это сделать. Первоначально в лицензионные соглашения включались условия, предусматривающие передачу покупателю технических знаний и опыта как производственных секретов продавца, необходимых для реализации права на использование изобретения. Однако с развитием техники значение передачи этой информации стало так велико, что ноу-хау превратилось в самостоятельный объект лицензионных соглашений. В одних случаях ноу-хау — это фактическое изобретение, которое умышленно сохраняется в тайне и не патентуется или является элементом изобретения, не включенным в описание, в других — оно непосредственно связано с изобретением, но само по себе непатентоспособно, поскольку не соответствует требованиям, установленным законодательством. Например, программно-математическое обеспечение ЭВМ было и остается непатентоспособным, как и любые математические формулы, алгоритмы и т.п.

В отличие от запатентованного изобретения ноу-хау не пользуется особой правовой охраной, и поэтому наилучшей формой защиты подобных знаний является коммерческая тайна.

Ноу-хау могут включать:

предметы — образцы изделий, незапатентованные промышленные образцы, машины, приборы, запасные части, инструменты, приспособления и т. д.;

техническую документацию — формулы, расчеты, чертежи, схемы, незапатентованные изобретения и т.д.;

инструкции — пояснения, касающиеся конструкции производства или применения изделия, процесса производства, производственных навыков, практических советов; сведения об организации работы и данные, помогающие в решении экономических вопросов.

Таким образом, понятие ноу-хау достаточно широко, оно охватывает всевозможную техническую и иную информацию, необходимую прежде всего для производства какого-либо изделия, и представляет собой определенную экономическую ценность.

Существует три основных вида лицензий: простая, исключительная и полная.

При продаже простой лицензии продавец (лицензиар) оставляет за собой право самостоятельно использовать объект лицензии, а также предоставлять аналогичные лицензии третьим лицам. Простые лицензии обычно предоставляются в сфере производства товаров широкого потребления, где трудно осуществить точный учет производимой продукции, потребность в которой настолько велика, что наличие нескольких покупателей (лицензиатов) на одном рынке не приводит к столкновению их интересов.

При продаже исключительной лицензии лицензиату предоставляются исключительные права на использование объекта лицензии на условиях, определенных в договоре. Лицензиар уже не может предоставлять аналогичные лицензии третьим лицам, однако может самостоятельно использовать объект лицензии или продавать лицензии третьим лицам на условиях, не противоречащих условиям первого соглашения. Для исключительных лицензий характерно максимальное сужение территории, на которой могут использоваться предусмотренные в соглашении права. Исключительная лицензия наиболее часто применяется в международной практике.

При продаже полной лицензии лицензиар полностью лишается права на использование объекта лицензии в течение срока действия договора. Полные лицензии обычно продаются малыми фирмами.

Продажа лицензий осуществляется посредством заключения лицензионного соглашения.

Охрана прав на изобретения, промышленные образцы и товарные знаки — предмет активного международного регулирования. Основным международным, соглашением в этой области является Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Первая редакция этой конвенции была подписана 11 государствами в Париже в 1883 г. В дальнейшем Конвенция неоднократно пересматривалась и дополнялась. В странах-участницах Парижская конвенция действует в разных редакциях в зависимости от того, какой из ее текстов ратифицирован страной. Участники Конвенции образуют так называемый Международный союз по охране промышленной собственности (Парижский союз).

Парижская конвенция ставит своей целью предоставление более льготных условий для патентования изобретений, промышленных образцов, регистрации товарных знаков иностранными гражданами и не предусматривает создания международного патента, международного промышленного образца и международного товарного знака.

Парижская конвенция регулирует также охрану за границей промышленных образцов и товарных знаков. Срок приоритета для патентования промышленных образцов и товарных знаков составляет 6 месяцев.

Ряд стран — участниц Парижской конвенции подписали в 1891 г. Мадридскую конвенцию о международной регистрации товарных знаков, в соответствии с которой в Международное бюро в Женеве должна подаваться заявка на товарный знак, которая направляется в соответствующие ведомства стран-участниц. Если отказа не последовало, то международная регистрация обеспечивает охрану товарного знака во всех странах-участницах. В 1973 г. в Вене был подписан более широкий Договор о регистрации товарных знаков.

В 1970 г. в Вашингтоне был заключен Договор о патентной кооперации, который предусматривает возможность составления и подачи в национальное ведомство международной заявки в тех случаях, когда заявитель желает обеспечить охрану изобретения в нескольких странах.

Существуют также и региональные соглашения, регулирующие охрану промышленной собственности. В 1973 г. на конференции в Мюнхене была подписана Конвенция, предусматривающая выдачу европейского патента Европейским патентным ведомством на основе унифицированных правил. В каждой стране —участнице Конвенции, за исключением стран ЕС, этот патент действует как национальный, а на территории ЕС (в соответствии с Люксембургской конвенцией 1975 г.) — как патент Сообщества.

Важной формой передачи технологии является поставка комплектного оборудования. Поставка комплектного оборудования представляет собой не только поставку товаров, но и предполагает прежде всего строительство объектов «под ключ», поэтому вместе с оборудованием передаются технологии в виде лицензий и/или ноу-хау,

Наряду с поставками комплектного оборудования в 80-е гг. начали активно использоваться и другие формы технологического обмена, при которых передача технологий осуществляется в основном опосредованно. Эти формы в специальной литературе часто называют новыми формами инвестиций, или неакционерными формами транснационального капитала.

Наиболее простой из этих форм является заключение субконтрактов (subcontracts), суть которых состоит в том, что крупные иностранные фирмы дают заказы небольшим местным фирмам (обычно в развивающихся странах) на производство деталей или конечной продукции.

Контракты «продакшн шэринг» (production-sharing) применяются в основном в нефтяной промышленности. В соответствии с таким контрактом иностранная компания осуществляет, например в развивающейся стране, разведку месторождения и в случае обнаружения запасов, достаточных для коммерческой эксплуатации, предоставляет оборудование, ноу-хау, необходимый персонал, получая за это фиксированную часть продукции. Добываемая нефть подразделяется на «cost-oil» и «profit-oil»: первая (обычно 20-40%) предназначается для возмещения расходов иностранной компании на геологоразведочные работы и организацию добычи нефти, а вторая— представляет собой фактическую прибыль, которая в оговоренной пропорции распределяется между иностранной компанией и государством.

В нефтяной промышленности распространены также контракты «на обслуживание» (service contracts), в соответствии с которыми иностранная компания занимается только геологоразведочными работами и выполняет свой обязательства до момента обнаружения нефти. Существует два типа подобных соглашений. К первому типу относятся контракты, по условиям которых так называемый эксплуатационный риск несет иностранная компания, а все расходы по эксплуатации — государство. В обмен на предоставленные услуги иностранная компания получает право закупать часть добываемой нефти (чаще всего от 20 до 50%) с 3-10%-ной скидкой от уровня мировой цены. Контракты второго типа распространены в странах, обладающих значительными запасами нефти и необходимыми финансовыми ресурсами (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ и др.). В этом случае эксплуатационные риски несет правительство развивающейся страны, а иностранная компания за свой услуги получает вознаграждение в размере фиксированной части (обычно менее 1%) от цены барреля нефти, а также право закупки определенной доли добываемой нефти, но без скидки.

В соответствии с контрактами на управление (management contracts) оперативный контроль за деятельностью предприятия, который обычно осуществляется представителем собственника предприятия, передается другому предприятию. Иностранная фирма определяет важнейшие направления деятельности предприятия. Контракты на управление заключаются в основном до строительства предприятия. В этом случае фирма-менеджер осуществляет общий надзор за его строительством, выбирает подрядчиков и субподрядчиков. Очень часто контракты на управление заключаются одновременно с лицензионными соглашениями.

Маркетинговые контракты аналогичны управленческим контрактам. Местные фирмы передают зарубежной фирме ответственность за продажу своей продукции (или ее части) и, следовательно, контроль за всеми видами деятельности, связанными с .продажей продукции. Плата за эти услуги обычно принимает форму выплаты определенного процента от объема продаж.

По контрактам на оказание технической помощи зарубежные фирмы предоставляют технические услуги, имеющие отношение к какому-либо специфическому аспекту деятельности местной фирмы. Обычно в подобных договорах предусматриваются ремонт и профилактика машин и оборудования, консультации по использованию ноу-хау, устранение аварий и контроль за качеством.

Самостоятельной формой лицензионных соглашений являются контракты на использование товарного знака — франчайзинг (franchising), которые предусматривают предоставление прав на использование торговой марки или фирменного названия, а также оказание услуг по технической помощи, повышению квалификации рабочей силы, организации торговли и управлению.

Самостоятельной и очень распространенной формой международного технологического обмена является инжиниринг, который представляет собой совокупность видов деятельности, направленных на оптимизацию инвестиций или минимизацию затрат, связанных с реализацией проектов различного назначения. Инжиниринг — это услуги по использованию технологических и иных научно-технических разработок. В этом заключается его отличие от лицензионной торговли, где объектом купли-продажи является сама технология. Следовательно, инжиниринг является лишь косвенной формой передачи технологии.

Инжиниринговые услуги можно подразделить на три группы:

1) услуги по подготовке производства:

предпроектные услуги (социально-экономические исследования, изучение рынка, полевые исследования, топографическая съемка, исследование почв, разведка полезных ископаемых, подготовка технико-экономических обоснований и т. п., а также консультации и надзор за проведением указанных работ);

проектные услуги (составление генеральных планов и схем, рабочих чертежей, технических спецификаций и т. п., а также консультации и надзор);

послепроектные услуги (подготовка контрактной документации, ведение проекта, надзор и инспекция за осуществлением работ, управление строительством, приемо-сдаточные работы и т. п.);

2) услуги по организации процесса производства и управлению предприятием;

3) услуги по обеспечению реализации продукции.

Вопрос 3. ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ.

Для изучения этого вопроса необходимо:

Прочитать основной теоретический материал по вопросу в пособии "Мировая торговля».

Дополнительный материал Вы найдете в книгах:

1. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. – Ч.1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. - М.: 1997. – Глава 8.

2. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2001. – Глава 11.

3. Могилевкин И. М. Морское судоходство в мировой экономике и международных отношениях. — М.: Наука, 1992.

При изучении вопроса выполните следующие инструкции:

Обратите внимание на классификации транспортных услуг на мировом рынке. В какой степени торговая специализация стран связана с транспортной специализацией?

Проанализируйте роль и место морского транспорта в мировой транспортной системе. Какие виды фрахтования судов существуют на мировом рынке? Как построен механизм правового регулирования морских перевозок? Что такое «ледовая оговорка»?

Внимательно ознакомьтесь с деятельностью сухопутного, воздушного и речного транспорта на мировом рынке. Какие способы установления тарифов существуют в этих видах транспорта?

Составьте перечень основных статей фрахтового договора. Каким образом условия договора коррелируются с тарифами и иными формами оплаты?

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ВОПРОСУ.

При осуществлении международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение предмета транспортной операции между двумя и более странами.

Транспортные услуги различаются в зависимости от:

1. Вида транспорта: водный (морской и речной); наземный (железнодорожный и автомобильный); воздушный (авиационный); трубопроводный; смешанный;

2. Предмета транспортной операции (груз, пассажир, багаж);

3. Транспортной характеристики товара: сухой (навалочные (уголь, руда), насыпные (зерно, цемент, фосфаты), генеральные (штучные); наливной (нефть и продукты ее переработки, растительные масла, вино и др.);

4. Периодичности перевозки (регулярные и нерегулярные);

5. Порядка прохождения границы (перегрузочные и бесперегрузочные);

6. Вида транспортно-технологической системы (контейнерная, паромная, лихтерная и др.);

7. Вида сообщения (прямое, непрямое и др.).

Обычно процесс доставки товара в международной торговле включает: его перевозку от внутреннего пункта производства до пограничного пункта (порта) страны-экспортера; международную транзитную или морскую перевозку от пункта страны-экспортера до пограничного пункта (порта) страны-импортера (если между данными странами не установлена общая сухопутная граница); транспортировку от пограничного пункта страны-импортера до внутреннего пункта потребления товара.

Транспортные операции считаются международными, если они связаны с перемещением внешнеторговых грузов на внешних относительно страны-продавца и страны-покупателя участках маршрута перевозки.

Международные транспортные услуги, являясь специфическим товаром, продаются и покупаются на международных транспортных рынках, которые различаются в зависимости от видов транспорта, географических районов перевозки и видов перевозимых грузов.

В более широком значении международные транспортные услуги включают помимо непосредственно перевозочной деятельности различные сопутствующие операции: доставка груза от склада отправителя до ближайшего грузового терминала, его погрузка на магистральные транспортные средства, перегрузка на другие виды транспорта в промежуточных пунктах, выгрузка в пункте назначения, временное хранение груза в промежуточных пунктах и переоформление перевозочных документов.

Расходы, связанные с выполнением сопутствующих транспортных операций и затраты по перевозке груза магистральными видами транспорта образуют полные транспортные расходы грузовладельца.

Для защиты своих коммерческих интересов во всех географических пунктах, где осуществляются операции с его грузами, грузовладельцы прибегают к услугам посредников-экспедиторов (в некоторых странах их называют фрахтовыми агентами и др.).

По договору экспедиции грузовладелец поручает экспедитору выполнение точно оговоренных операций с его грузами, например погрузку и выгрузку, хранение груза, оформление грузовых документов. Грузовладелец может доверить экспедитору заключение от его имени и по его поручению договоров с перевозчиками; выполнение расчетов по фрахту с перевозчиками и за стивидорские работы с операторами терминалов; выступление в судах и арбитражах на стороне грузовладельца. Экспедитор по законам многих стран является комиссионером.

Морской транспорт считается наиболее универсальным видом транспорта, который специализируется на обслуживании международной торговли. В системе морского торгового судоходства зародились и получили развитие основные правовые институты и организационные формы международных перевозок грузов и пассажиров. Система экономических и правовых отношений между участниками процесса перевозки на других видах транспорта развивалась в той или иной степени под влиянием международной практики морского торгового судоходства.

В международном судоходстве сложились две формы организации перевозок: линейная (регулярная) и трамповая (нерегулярная).

Международное линейное судоходство организуется морскими перевозчиками на устойчивых географических направлениях международной торговли. Особенностями линейного судоходства являются закрепление судов на данном направлении и их регулярные заходы в определенные порты по заранее объявленному расписанию. Перевозки оплачиваются грузоотправителями по ставкам тарифа, устанавливаемым перевозчиками. Линейные тарифы публикуются в периодической специализированной печати и обычно стабильны в течение длительного времени. Эти тарифы регулируются линейными конференциями, представляющими собой объединения судовладельцев, монополизировавших перевозки грузов на конкретных направлениях. Остальные судовладельцы, эксплуатирующие суда на контролируемых конференциями линиях (аутсайдеры), обычно применяют более низкие тарифы.

Основным документом при оформлении перевозки груза в международном линейном судоходстве является коносамент. Коносамент (bill of lading) — это документ, подтверждающий принятие товара для морской (или речной) перевозки и обязывающий перевозчика выдать товар законному владельцу.

В отличие от линейного в трамповом судоходстве суда эксплуатируются на нерегулярной основе. Они не закрепляются за определенными направлениями, а свободно перемещаются из одной секции фрахтового рынка в другую в зависимости от спроса на тоннаж и от предложения грузов.

В торговом мореплавании применяются следующие виды фрахтования судов:

фрахтование на условиях рейсового чартера (voyage charter), который подразделяется на:

а) фрахтование на один рейс (single voyage), т.е. договор, по которому судовладелец за определенную плату (фрахт) обязуется перевезти .обусловленный груз из одного или нескольких портов отправления в один или несколько портов назначения;

б) фрахтование на последовательные рейсы (consecutive voyages), т.е. договор о перевозках большого количества однородного груза в одном и том же направлении на одном и том же судне;

в) фрахтование по генеральному контракту (general contract), т.е. договор, по которому судовладелец обязуется в течение определенного периода перевезти определенное количество груза;

фрахтование на условиях тайм-чартера (time-charter), которое в зависимости от способа определения продолжительности аренды судна подразделяется на обычный тайм-чартер и круговые рейсы;

фрахтование на условиях бербоут-чартера (bare boat charter), или димайз-чартера (demise-charter), т.е. аренда судна без экипажа.

Договор морской перевозки (договор фрахтования судна) в трамповом судоходстве, заключаемый между морским перевозчиком (фрахтовщиком) и грузоотправителем или грузополучателем (фрахтователем), имеет форму чартера. В большинстве случаев он заключается при помощи посредника или фрахтового брокера.

Основным международным соглашением, определяющим взаимоотношения участников договора морской перевозки и правовой статус коносамента, является Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте (1924 г.).

Брюссельским протоколом 1968 г. в эту Конвенцию были внесены некоторые изменения. Особое внимание в этой Конвенции уделено вопросу об ответственности морского перевозчика за груз.

Морские перевозки пассажиров и багажа регулируются Афинской конвенцией о морских перевозках пассажиров, их багажа, транспортных средств и ручной клади.

По данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО), на долю международного воздушного транспорта приходится более 54% от общего объема всех регулярных авиационных перевозок в мире.

Международным полетом считается всякий полет, при котором воздушное судно пересекает государственные границы двух стран. Международной воздушной перевозкой называется всякая перевозка, осуществляемая на воздушных судах, при которой место отправления и место назначения независимо от того, имелась ли перегрузка или перерыв в перевозке, расположены:

  • на территории двух государств;
  • на территории одного и того же государства, если предусмотрена остановка на территории другого государства.

При международном воздушном сообщении могут перевозиться пассажиры, багаж, груз и почта. Перевозка пассажиров, багажа и груза регулируется двусторонними и многосторонними соглашениями, а также Конвенцией об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшавская конвенция 1929 г.). Международная воздушная перевозка почты осуществляется с соблюдением правил международных почтовых соглашений.

Полеты на международных воздушных линиях по форме их выполнения можно классифицировать:

на регулярные (выполняемые в соответствии с условиями соглашений о воздушном сообщении между государствами);

на нерегулярные (выполняемые на основании специальных разрешений на разовые полеты): дополнительные, специальные, чартерные.

Регулярные рейсы — это рейсы, выполняемые в соответствии с опубликованным расписанием по договорным авиалиниям. В расписании указаны маршрут полета, промежуточные пункты посадок, время вылета и прилета в каждый пункт маршрута, частота движения и тип самолета. Изменение этих условий выполнения регулярных рейсов может быть произведено только при взаимном согласии договаривающихся государств.

Регулярные авиаперевозки оплачиваются по международным авиационным тарифам, опубликованным и неопубликованным.

Регулированием международных авиационных тарифов занимается Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА). Официальные международные авиатарифы опубликованы в справочниках Air Pussenger Tariff (APT) и Air Cargo Tariff (ACT).

Чартерные рейсы — это рейсы, выполняемые в соответствии со специальным контрактом между перевозчиком и заказчиком.

В настоящее время нерегулярные перевозки составляют около 18% от общего объема международных перевозок. Общий объем международных нерегулярных перевозок во всем мире складывается из объема, выполненного чартерными перевозчиками, и объема, выполненного регулярными перевозчиками. Как и регулярные, международные нерегулярные перевозки подразделяются на пассажирские и грузопочтовые.

Самым крупным в мире является международный рынок нерегулярных (чартерных) перевозок, осуществляющий перевозки между 22 западноевропейскими государствами, входящими в Европейскую конференцию гражданской авиации (ЕКАК). В этом случае объем нерегулярных перевозок соизмерим с объемом регулярных перевозок. Чартерные перевозки в Европе выполняются на большие расстояния, чем регулярные перевозки, поэтому объем чартерных перевозок в пассажиро-километрах составляет около 60% от общего объема пассажирских авиаперевозок в Западной Европе. Вторым по емкости после Западной Европы считается международный рынок чартерных перевозок через Северную Атлантику.

Нерегулярные перевозки осуществляются как специализированными чартерными авиакомпаниями, так и регулярными авиакомпаниями.

Все чартерные рейсы выполняются на основе особого договора (контракта) между заказчиком и перевозчиком.

По принадлежности авиакомпании классифицируются на государственные, частные и корпоративные.

Государственными являются авиакомпании бывших социалистических стран, большинство авиакомпаний развивающихся стран, а также отдельные авиакомпании развитых стран, которые были основаны государством или национализированы: British Airways (Великобритания), Air France (Франция), KLM (Голландия) и др. Ряд авиакомпаний являются межнациональными объединениями, которыми владеют совместно несколько государств. Например, скандинавская авиакомпания SAS принадлежит Швеции, Дании и Норвегии.

К частным авиакомпаниям относятся авиакомпании, принадлежащие одному владельцу или семье, — это незначительное число мелких авиакомпаний, а также так называемые комьютерные авиакомпании и авиатакси. Из крупных и средних частных авиакомпаний известна, например, UTA (Франция).

Корпоративными являются компании, владельцами которых формально выступают акционерные общества.

Международные железнодорожные перевозки осуществляются на основании двусторонних и многосторонних соглашений, которые заключаются соответствующими министерствами государств — участников соглашения. Основным документом, которым оформляется железнодорожная перевозка грузов, является железнодорожная накладная.

Крупнейшими по объемам перевозок грузов являются железные дороги Китая, США и России, по грузообороту — США, Китая и России, по перевозкам пассажиров — Японии, Индии и России, по эксплуатационной длине железных дорог — США и Россия, по протяженности электрифицированных магистралей — Россия.

В настоящее время грузооборот железных дорог несколько сокращается в пользу автомобильного транспорта, а пассажирооборот — в пользу авиатранспорта.

Регулированием международных железнодорожных перевозок и согласованием тарифов занимается Центральное бюро международного железнодорожного транспорта (Central Office of International Railway Transport) со штаб-квартирой в Берне (Швейцария). Наиболее универсальными многосторонними соглашениями о международных железнодорожных сообщениях являются Бернские конвенции о перевозке грузов и пассажиров, первоначально заключенные в конце прошлого века. В дальнейшем они неоднократно пересматривались. В настоящее время действует единая Конвенция о международных железнодорожных перевозках в редакции 1980 г., содержащая объединенный текст Бернских конвенций.

Автомобильные перевозки обладают наибольшей эксплуатационной эластичностью по сравнению с другими видами транспорта, так как возможна доставка товара «от двери до двери».

Основным документом, которым оформляется международная автомобильная перевозка, является автомобильная накладная, составляемая в трех экземплярах (грузовладельцу, перевозчику и покупателю).

Тарифы на автомобильные перевозки аналогично железнодорожным тарифам регулируются соответствующими национальными органами и отличаются разнообразием в каждой стране. Автомобильные тарифы устанавливаются в расчете за перевозку 1 т груза в зависимости от расстояния и предусматривают определенные надбавки, скидки и штрафы с установленной суммы.

Международные автомобильные сообщения регулируются Конвенцией о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом и Европейским соглашением о международных автомобильных перевозках опасных грузов, вступившими в силу соответственно в 1961 и 1968 гг.

В целях упрощения таможенных процедур в международных автомобильных сообщениях европейских стран в 1959 г. была заключена Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки международной дорожной перевозки. В 1975 г. была принята ее новая редакция. Участниками данной Конвенции являются практически все европейские страны. На основе этой Конвенции международные автомобильные перевозки осуществляются по системе TIR (Transport International Routine), в соответствии с которой транспорт с книжками международной дорожной перевозки TIR пересекает транзитные границы без проверки грузов. Книжки TIR выдают национальные объединения Международного союза дорожных перевозчиков.

Международные речные сообщения развиты в основном в Европе, где существует сеть рек и каналов с развитой транспортной инфраструктурой.

Международные речные сообщения по р. Дунай регулируются Братиславскими соглашениями, заключенными речными пароходствами придунайских стран. В 1955 г. было заключено Соглашение об общих условиях перевозки грузов по р. Дунай, в 1978 г. Международное соглашение об общих условиях перевозки контейнеров по р. Дунай, в 1979 г. — Соглашение о международных грузовых тарифах. В результате бомбардировок НАТО в Югославии в 1999 г. транспортное сообщение по р. Дунай практически прекратилось.

Некоторые товары попадают в международный торговый оборот с помощью иных средств доставки, например нефть и газ — посредством трубопроводного транспорта (но не только), электроэнергия — посредством электросетей, информационные товары и услуги — посредством телекоммуникации и электронных средств связи. Процесс торговли, в том числе и розничной, многими товарами осуществляется через Internet. В этом случае доставка товаров, имеющих материально-вещественную форму, производится традиционными способами.

Вопрос 4. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ.

Для изучения этого вопроса необходимо:

Прочитать основной теоретический материал по вопросу в пособии "Мировая торговля».

Дополнительный материал Вы найдете в книгах:

1. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. – Ч.1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. - М.: 1997. – Глава 8.

2. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2001. – Глава 12.

При изучении вопроса выполните следующие инструкции:

Проанализируйте роль и место туризма в международном обмене услугами на мировом рынке. Какое место занимает туризм на мировом рынке услуг? Какие факторы обусловливают повышение роли туризма в международной торговле услугами? Каковы особенности туризма как особого вида международного обмена услугами?

Подготовьте перечень организаций, занятых в международном туризме. Проведите сопоставление полученного перечня и видов туристической деятельности.

Проведите анализ видов туристических услуг на мировом рынке. Какие параметры позволяют оценивать объем и качество этих услуг? Проведите сравнительный анализ взаимосвязи развития международного туризма и мировой транспортной системы. Какие выводы можно сделать из полученных материалов?

Продумайте ответ на вопрос: каковы перспективы участия России в международном туризме как страны-донора и как страны-реципиента. Какие факторы, на Ваш взгляд, сдерживают развитие туризма в России?

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ВОПРОСУ.

Туризм занимает значительное место в международных отношениях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики.

Однако информация о развитии международного туризма не является абсолютно точной, поскольку достаточно сложно измерить туристические потоки. Из-за отсутствия единого способа их учета значительно осложняется сопоставление статистических данных между странами.

Кроме того, понятие «туризм» имеет несколько расплывчатый характер. Во-первых, туризмом считается временное перемещение людей из мест, где они обычно проживают и работают, в другие места. Под «временным перемещением» условно понимается период до одного года. Во-вторых, согласно международной статистике к иностранным туристам относятся лица, посещающие другую страну (как минимум с одним ночлегом) с любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране.

Международный туризм оказывает влияние на развитие как отдельных стран, так и мировой экономики в целом. По мере расширения международной торговли и иных форм международных экономических отношений, повышения уровня культуры и образования международный туризм также будет развиваться.

Международный туризм приобрел, начиная с 60-70-х гг., всемирный характер. В результате образовался мировой рынок, в котором участвуют все без исключения страны.

В среднем около 65% всех международных туристических поездок приходится на Европу, около 20% — на Америку и около 15% — на остальные регионы. Подробную статистическую информацию о развитии международного туризма можно найти в статистическом сборнике Yearbook of Tourism Statistics, издаваемом Всемирной туристской организацией (ВТО).

Основными факторами, влияющими на развитие выездного туризма в высокоразвитых странах, являются экономические и социальные, прежде всего рост личных доходов граждан (потенциальных туристов) выше пределов, достаточных для удовлетворения необходимых потребностей.

К субъективным причинам относится деятельность государственных органов, регулирующих порядок въезда-выезда из страны и пребывания на ее территории иностранных граждан и др.

Развитие иностранного туризма в странах, преимущественно принимающих туристов, обусловлено стремлением увеличить приток иностранной валюты и создать новые рабочие места. Многие страны посредством международного туризма пытаются решить проблемы платежного баланса.

По данным Всемирного совета по туризму, за 1993 г. на туризм приходилось 10,1% всемирного ВВП и 10,5% рабочих мест.

Согласно данным ВТО, в мире насчитывается 15 стран, специализирующихся на туристических услугах, в которых поступления от туризма превышают доходы от экспорта нередко во много раз. К ним относятся небольшие островные государства в зоне влажных субтропиков и тропиков — Барбадос, Сейшельские острова и др. У 45 стран поступления превышают 1/4 часть от объема экспорта. Это в основном развивающиеся государства со слаборазвитой экономикой. Исключение составляют Австрия, Испания, Португалия и др.

Под поступлениями от международного туризма понимается плата за товары и услуги, произведенная иностранными туристами во время их пребывания в стране, за исключением выгоды от дополнительной занятости и оплаты международного транспорта.

Туристические услуги составляют значительную часть потребляемых населением услуг и имеют специфический социально-оздоровительный характер, т.е. отдых, возможность развития личности, познания исторических и культурных ценностей, занятия спортом, участия в культурно-массовых мероприятиях и др. Таким образом, туризм сочетает в себе экономический, социальный, гуманитарный, воспитательный и эстетический факторы.

Туристы являются потребителями основных, дополнительных и сопутствующих услуг.

Основные туристические услуги регламентируются договором на туристское обслуживание и путевкой. К таким услугам, как правило, относятся: размещение; питание; транспортные услуги, включая трансферт; экскурсионные услуги.

Дополнительные услуги имеют весьма широкий спектр и занимают при развитой инфраструктуре туризма до 50% от общего объема дохода. К ним относятся: дополнительные экскурсии, не вошедшие в перечень основных услуг; физкультурно-оздоровительные услуги; медицинские услуги; культурно-зрелищные и игровые мероприятия и др.

К сопутствующим услугам относятся: обеспечение сувенирами, туристской символикой; торговое, валютно-кредитное, информационное, конгрессное и прочее обслуживание; услуги специальных видов связи, предоставление индивидуальных сейфов и др.

Между дополнительными и сопутствующими услугами не существует четкой границы. В высокоразрядных отелях число дополнительных и сопутствующих услуг достигает 500.

В результате развития торговли туристическими услугами возникла индустрия туризма, основу которой составляют фирмы, организующие туристические поездки и продажу путевок и туров, предоставляющие услуги по размещению и питанию туристов, их передвижению по стране, а также органы управления, информации, рекламы, предприятия по производству и продаже товаров туристского спроса.

Международный туризм как вид экономической деятельности имеет следующие особенности:

  • в отличие от внешней торговли основан не на обмене товарами и услугами, а туристами, т.е. живыми людьми;
  • туристические услуги не мобильны, они не могут следовать за покупателем и не подлежат хранению;
  • в предложениях отсутствует гибкость.

Для подготовки к семинару:

Продумайте ответы на следующие вопросы:

Какова специфика и основные виды рынка услуг?

Какие изменения произошли в соотношении различных сегментов мировой торговли услугами за последние десятилетия?

Какие факторы оказывают решающе воздействие на динамику и структуру мировой торговли услугами?

Каковы особенности правового регулирования рынка услуг на международном уровне?

Укажите, в чем состоит суть инжиниринговых услуг в международном обмене?

Каково место инжиниринговых услуг в деятельности консорциумов транснациональных корпораций?

Назовите главные тенденции развития современных транспортных отраслей: морского транспорта, железнодорожного, автомобильного?

В чем состоят причины неуклонной потери позиций железнодорожного транспорта по сравнению с автомобильным в начале XXI века?

Дайте характеристику основным формам и механизмам международной передачи технологий.

Определите назначение лицензионного договора как инструмента защиты и передачи интеллектуальной собственности.

Назовите коммерческие и некоммерческие формы передачи технологий и охарактеризуйте их.

Что такое лицензионная политика? Какова отраслевая структура международного обмена лицензиями?

Подготовьте текст для выступления на семинаре, если необходимо, предварительно согласуйте с преподавателем.

Для подготовки к практикуму:

Решите задачи:

1. Как сказался вывод российских войск из Германии на балансе торговли услугами России?

2. Правительство условной страны озабочено тем, что баланс услуг по международным туристическим поездкам сводится ежегодно с отрицательным сальдо. Какие меры можно рекомендовать правительству для улучшения этого баланса?

3. В международном аэропорту турист сдал чемодан в камеру хранения. Является ли услуга по хранению:

торгуемой, если путешественник находится на родине;

неторгуемой, если путешественник находится за границей;

торгуемой, если путешественник является резидентом;

торгуемой, если путешественник является нерезидентом.

Свой выбор объясните.

4. Грузовое судно под флагом Либерии следует из Лондона в Сингапур с заходом в Санкт-Петербург и Владивосток. Этим судном петербургский завод отгрузил станки во Владивосток. Перевозка отечественных станков либерийским судном является для России:

импортом транспортной услуги;

экспортом товара;

арендой перевозчика с экипажем.

Свой выбор объясните.

5. Российское торговое судно с экспортным грузом на борту пришвартовалось на Канарских островах с целью покраски и небольшого ремонта. Ремонт осуществляется совместным российско-испанским предприятием. Услуги по ремонту относятся Россией к:

обеспечивающим и вспомогательным;

экспорту транспортной услуги;

импорту товара;

экспорту товара.

Свой выбор объясните.

6. Охарактеризуйте роль и место России на мировом рынке интеллектуальной собственности и проблемы, ожидающее ее в свете предполагаемого вступления РФ во Всемирную торговую организацию.

Оформите Ваши решения и передайте преподавателю.

CASE STUDY

Россия в 2005 г. экспортировала услуг на 24,5 млрд. долл., а импортировала на 39,4 млрд. долл., в результате чего, как и в прошлые годы, получив отрицательный баланс по торговле услугами. При этом, по данным Всемирного Банка, процент экспортируемых «изобретений» составляет всего 0,2% от совокупного экспорта. Доля «технологически новых или усовершенствованных изделий» в совокупном объеме экспорта составила всего 2,8% за период с 1999 по 2005 гг. по сравнению с 38% в странах ЕС.

Наибольший вклад в несбалансированность операций по нефакторным услугам вносит международный туризм: значительно больше россиян выезжает за рубеж и тратит там свои деньги, нежели приезжает иностранцев в Россию потратить свои деньги здесь. Традиционно дефицитными для России являются также услуги по строительству – более 10% объема строительных работ выполняется иностранными рабочими, число которых стремительно растет. Транспорт – единственный вид российских услуг, где стоимость экспорта превосходит стоимость импорта, обеспечивая активный результат для платежного баланса. Все остальные услуги складываются с платежным дефицитом, намного перекрывающим активное сальдо по транспортным услугам. В 2005 г. актив по транспорту (около 4 млрд. дол.) компенсировал лишь немногим более одной пятой суммарного пассива остальных статей баланса услуг.

ЗАДАНИЯ:

Какие причины объясняют сложившееся положение дел с экспортом и импортом услуг Россией на мировом рынке?

В какой степени на данную ситуацию влияет соотношение внутренних и внешних цен (в частности, на туристические услуги) и обменный курс рубля?

Какие меры Вы могли бы предложить российскому правительству для улучшения состояния дел с балансом услуг в торговом балансе?

Как может повлиять ожидающееся вступление России в ВТО на ситуацию с рынком услуг?

Выполните тестовые задания для самопроверки:

1. Первое место в структуре международных грузоперевозок (в стоимостном выражении) занимает … транспорт (в стоимостном выражении):

автомобильный;

железнодорожный;

морской;

авиационный.

2. Какие два из перечисленных ниже факторов сыграли важнейшую роль для развития международного транспорта в ХХ веке:

неуклонный рост объемов мировой торговли;

научно-технический прогресс в области транспортировки грузов пассажиров;

увеличение числа транспортных коридоров;

международная экономическая интеграция и глобализация;

рост численности населения.

3. Документ, выдаваемый перевозчиком груза его отправителю, удостоверяющий принятие груза к перевозке и содержащий обязательство доставить груз в пункт назначения и передать его получателю называется:

варрант;

коносамент;

тратта;

дорожный чек.

4. Какие три из перечисленных ниже стран являются амыми крупными экспортерами услуг:

КНР;

Сингапур;

Индия;

Республика Корея;

Бразилия;

Нигерия;

Малайзия.

5. Консигнатор, это:

посредник;

экспортер;

гарант сделки;

импортер.

6. Как соотносятся между собой понятия «интеллектуальная собственность» и «промышленная собственность»:

это одно и то же;

интеллектуальная собственность более широкое понятие;

промышленная собственность более широкое понятие;

понятия никак не связаны друг с другом.

7. Основным отличием ноу-хау от охраняемых объектов промышленной собственности (изобретения) является:

более низкий технический уровень;

промышленная неприменимость;

отсутствие новизны;

отсутствие правовой охраны.

8. Выберите правильный вариант:

товарные знаки относятся к промышленной собственности;

товарные знаки относятся к интеллектуальной собственности;

товарные знаки относятся одновременно и к промышленной и к интеллектуальной собственности;

товарные знаки не относятся ни к промышленной, ни к интеллектуальной собственности.

9. Лицензиар – это:

покупатель лицензии;

продавец лицензии;

поручитель при продаже лицензии;

лицо, определяющее размер вознаграждения при продаже лицензии.

10. Роялти – это:

фиксированная сумма, уплачиваемая в строго определенное время;

фиксированная сумма, уплачиваемая в несколько определенных сроков в будущем;

суммы, размер которых будет зависеть от степени использования запатентованного изобретения;

ежемесячный фиксированный доход.

для подготовки к консультации:

Выпишите вопросы, ответы на которые вызвали у Вас затруднения и которые требуют дополнительной консультации и передайте их преподавателю.

Международный технологический обмен. Международная торговля услугами