МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТИКА ФИРМЫ (ПРЕДПРИЯТИЯ)
ТЕМА: 3 МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТИКА ФИРМЫ (ПРЕДПРИЯТИЯ)
1 вопрос (1,10,20)
Маркетинг- вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Концепция маркетинга утверждает, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более продуктивными, чем у конкурентов, способами.
Процесс управления маркетингом ( уметь объяснить схему)
ЗНАТЬ СЕРТИФИКАЦИЯ + её виды)
2 вопрос ( 2,11,21)
Маркетинговая политика предприятия включает в себя разработку частных стратегий по оценке номенклатуры выпускаемой продукции и доведение ее до потребителей соответствующих рынков.
Разработка маркетинговой политики состоит из:
- исследования действующих рынков по объектам изучения;
- формирования ассортиментной политики предприятия;
- формирования спроса и предложения на товар ;
- оценки конкурентоспособности товара и производства.
Исследование рынка включает в себя несколько аспектов. Как известно, рынок состоит из следующих элементов: спрос, предложение, цена, конкуренция. Изучение составляющих данных элементов и есть изучение рынка.
Спрос это представленная на рынке потребность в товаре, подкрепленная платежеспособностью , т.е. наличием денег у потенциального потребителя .
Товарное предложение это те объемы товаров, которые находятся в сфере обращения, т.е. в торговле.
Маркетинговая служба предприятия должна определить, равно ли предложение объему производства данного товара или нет, и равен ли спрос предложению товара. Сам спрос состоит из нескольких видов: реализованный, неудовлетворенный и формирующийся. В свою очередь, реализованный спрос состоит из:
- удовлетворенного спроса ;
- переключенного спроса ;
- импульсивного спроса .
Неудовлетворенный спрос состоит из:
- отложенного спроса ;
- переключенного спроса (частично) .
Другой аспект изучения рынка это изучение потребителя . В соответствии с назначением продукции потребители делятся на потребителей продукции производственно-технического назначения и потребителей предметов потребления.
Про потребителей производственной продукции следует знать: объемы производства, платежеспособность, положение на рынке, руководящий состав ит.п.
3 вопрос (3,12,22)
Важный аспект изучения рынка - изучение товара, как своего так и конкурентов. Главная цель: определение преимуществ и слабых сторон своего товара и товаров конкурентов.
Планирование ассортимента продукции - важнейшая функция маркетинга и функция изучения рынка.
Основные элементы планирования ассортимента продукции:
- выявление текущих и потенциальных (неудовлетворенных) потребностей покупателей; анализ способов использования соответствующей продукции, а также особенностей поведения потребителей на данном сегменте рынка;
- оценка конкурирующих изделий-аналогов под тем же углом зрения;
- анализ потребительских оценок качества вырабатываемых изделий, т.е. определение степени их соответствия запросам потребителей с точки зрения способности удовлетворить конкурентную потребность в функциональном и эстетическом отношении;
- определение того, какими изделиями должен быть пополнен вырабатываемый ассортимент продукции, и наоборот, какие изделия следует исключить из него по причинам недостаточной рентабельности , морального износа , снижения конкурентоспособности и т.п.;
- разработка спецификаций новых или улучшенных изделий в соответствии с требованиями покупателей.
В соответствии с современной концепцией маркетинга планирование ассортимента продукции это непрерывный процесс, продолжающийся на протяжении всего жизненного цикла товара, начиная с зарождения его идеи и кончая снятием с продаж.
В системе мер маркетинга под стимулированием сбыта обычно понимается деятельность, направленная на персональное или опосредованное содействие потенциальным покупателям в выборе и покупке товаров. В настоящее время стимулирование сбыта во все возрастающей мере отождествляют с распространением информации в пользу производителя или его продукции без его непосредственного участия, но за его счет. Чаще всего эта деятельность связывается с рекламой.
Современная концепция маркетинга рекомендует использовать все средства стимулирования сбыта в комплексе, каждый раз выбирая наиболее эффективное (оптимальное) их сочетание. Основными факторами, определяющими выбор той или иной комбинации являются: финансовые возможности, характер рынка, характер продукции и фаза жизненного цикла продукции.
ЗНАТЬ Процесс управления маркетингом ( уметь объяснить схему)
4 вопрос (4,13,23)
КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ
Качество продукции это совокупность свойств этой продукции, обуславливающих ее пригодность для удовлетворения определенных потребностей в соответствии с ее назначением.
Как экономическая категория качество продукции тесно связано с потребительской стоимостью. Если потребительская стоимость это полезность товара вообще, то качество продукции это степень проявления потребительной стоимости в конкретных условиях ее использования.
Качество характеризует одно или несколько свойств потребительной стоимости, связанных с удовлетворением общественных потребностей. Качество характеризует степень общественной полезности для удовлетворения конкретной потребности.
Свойство продукции это способность удовлетворения определенной, конкретной потребности потребителя (мощность мотора, грузоподъемность, долговечность, дизайнерское решение и т.п.). В конечном счете, качество продукции определяется потребителями , невзирая на все рекламные заверения производителей . Все свойства, заложенные в изделие, можно разделить на производственные и потребительские.
Производственные (потенциальные) свойства формируются на предприятии, начиная со стадии конструкторской разработки и заканчивая производством готового изделия. Это производственное качество продукции.
Потребительские свойства характеризуют ту совокупность свойств продукции, которые удовлетворяют конкретные потребности потребителя. В сфере потребления проявляется реальное потребительское качество продукции.
То, что создается в процессе производства это возможное, потенциальное качество Вступив в процесс потребления, возможное качество переходит в реальное качество Именно потребитель оценивает качество произведенной продукции.
ЗНАТЬ МАРКЕТИНГ, СПРОС, ТОВАРНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ)
5 вопрос (5,14,24)
Качество продукции как экономическая категория тесно связано и в значительной степени формирует такие экономические показатели работы предприятия как себестоимость , цену , прибыль , рентабельность и др. Поэтому необходимо количественное измерение качества продукции.
Уровень качества это относительная характеристика качества продукции , основанная на сравнении совокупности показателей ее качества с соответствующей совокупностью базовых показателей.
Технический уровень продукции относительная характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенствование оцениваемой продукции, с соответствующими базовыми значениями. Определение технического уровня продукции позволяет проводить относительную оценку технического совершенства оцениваемой продукции по сравнению с лучшими отечественными или зарубежными аналогами.
Для измерения технического уровня и качества продукции применяют следующие группы показателей:
Система показателей включает в себя: (из 10 знать 5 -6)
- Показатели назначения - характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область применения продукции.
- Показатели надежности (т. е. безотказность, сохраняемость, а также долговечность изделия). Определение надежности тесно связано с понятиями «работоспособность»
и «отказ». Работоспособное состояние то, при котором продукция способна выполнять заданные функции или сохранять значения параметров в заданных пределах. Отказ нарушение работоспособности продукции. - Показатели технологичности - характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции.
- Показатели стандартизации и унификации это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Чаще всего чем меньше оригинальных изделий, тем лучше, и это важно как для изготовителя продукции, так и потребителя.
- Эргономические показатели отражают взаимодействие человека с изделием, а также комплекс свойств продукции, проявляющихся при ее использовании. Это могут быть усилия, необходимые для управления механизмом; освещенность; шум; вибрация; излучение и т. п.
- Экологические показатели это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции (содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции).
- Показатели безопасности- характеризуют особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т. е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении и т.-д.
- Эстетические показатели - характеризуют рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида продукции.
- Показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции для транспортирования.
- Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции. Показатель патентной защиты выражает степень защиты изделия авторскими свидетельствами и патентами стран предполагаемого экспорта.
Интегральный показатель качества продукции можно представить в следующем виде:
Э___ (разбираться в формуле)
Кинтегр. = Ис + ИЭ,
где Э суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления продукта;
Ис суммарные затраты на создание продукта;
Иэ суммарные затраты на эксплуатацию продукта.
На предприятии осуществляется не только действие контроля и наблюдение за всеми технологическими операциями по изготовлению изделия, но и мероприятия, обеспечивающие гарантированный срок эксплуатации изделия у потребителя. В совокупности эти мероприятия называются управлением качества продукции.
Управление качеством действия осуществляемые предприятием при создании и эксплуатации в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.
6 вопрос (6,15,25)
конкурентоспособность предприятия и продукции
Анализ конкурентоспособности предприятия предусматривает оценку возможностей конкурирующих организаций в производстве и поставке на товарный рынок продукции, которая может повлиять на снижение интереса со стороны покупателя к предприятию и его продукции.
По отношению к предприятию факторы конкурентоспособности можно классифицировать на внешние и внутренние.
К внешним факторам следует отнести меры воздействия, которые позволяют сориентироваться товаропроизводителю на товарном рынке и определить дальнейшую стратегию развития предприятия. К ним относятся:
- экономические и административно хозяйственные факторы со стороны государства;
- основные характеристики действующих рынков , где реализуется продукция (емкость , сегментация , спрос и т.д.);
- деятельность политических партий, общественных и негосударственных организаций.
Внутренние факторы , определяющие конкурентоспособность предприятия, включают:
- научный, технический, финансово-экономический, кадровый потенциал;
- материально-техническое обеспечение;
- маркетинг ;
- эффективность рекламы;
- движение товара ;
- сервисное обслуживание.
Внутренние и внешние факторы это средство и способ использования резервов конкурентоспособности.
Резервы конкурентоспособности это специфические потенциальные возможности предприятия, которые можно условно классифицировать по следующим основным группам.
- Резервы использования налоговых льгот.
- Резервы использования организационного потенциала предприятия.
- Резервы использование производственного и технологического потенциала предприятия.
- Резервы использования кадрового потенциала.
- Резервы использования финансово-экономического потенциала предприятия.
Анализ уровня конкурентоспособности предприятия обеспечит его реальную оценку только в том случае, если он связан с показателями хозяйственной устойчивости предприятия.
В современных рыночных отношениях значение аспектов качества и конкурентоспособности продукции является важным условием для конкурентной борьбы на мировом рынке.
К важнейшим достоинствам конкурентной борьбы следует отнести:
- обеспечение потребностей населения дешевой и качественной продукцией;
- удовлетворение специфических потребностей различных показателей, их избирательной способности;
- соответствие количественных и качественных параметров товарной производственной продукции; развитие научно-технического прогресса.
7 вопрос (7,19,26)
Понятие «качество» включает в себя и понятие безопасности, понимаемой как независимость от неприемлемого риска.
Безопасность подразумевает отсутствие вреда (или снижение его до приемлемых, регламентируемых пределов) как для потребителя, ток и для общества в целом. Понятие безопасности охватывает все этапы жизненного цикла продукции, от разработки до потребления либо утилизации, и учитывает влияние на все элементы:
- людей в процессах производства, продвижения и потребления продукта;
- окружающую природную и техногенную среду;
- медицинские, психологические и культурные.
Продовольственная безопасность страны включает следующие аспекты:
- достижение продовольственной самообеспеченности базовыми продуктами питания независимо от колебания мировой конъюнктуры и внешнеэкономической ситуации;
- достаточность денежных доходов всех слоев населения для приобретения нормативного набора продуктов питания (платежеспособность спроса);
- необходимый уровень качества и экологической чистоты потребляемого продовольствия импортного и отечественного (экологический аспект);
- снижение продовольственной уязвимости отдельных регионов России
со стороны ресурсов и платежеспособности спроса на продовольствие
Продовольственная безопасность.- это сложная, многофакторная и динамическая система, которая является важнейшей составной частью национальной безопасности страны.
Факторы продовольственной безопасности
- Продовольственно-технологический фактор - количество, качество продукции и др.);
- Организационный фактор - формы организации и производства, конкурентоспособность, контроль маркетинга, управление ресурсами и запасами, мировая и отечественная стандартизация, научное и информационное обеспечение и др.);
- Социально-экономический фактор - ценообразование, финансовое состояние, страховое обеспечение и др.);
- Материально-техническим фактором - производственный потенциал, характеристика оборудования, используемые ресурсы, инвестиции и др.).
Механизм обеспечения продовольственной безопасности основан на регулировании комплексной проработки цепочки системы «производство - потребление», а также четкого определения обязательств и взаимной ответственности федеральных и региональных органов власти.
8 вопрос (8,17,27)
Понятие качества тесно связанно с понятием конкурентоспособности продукции.
Разнообразие взглядов на понятие конкурентоспособности продукции рассматривается в разных трактовках:
- с одной стороны - конкурентоспособность продукции как свойство продукции, характеризующее степень удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичной продукцией, представленной на рынке.
- с другой стороны -под конкурентоспособностью товара способность отвечать требованиям рынка данного вида товара, степень притягательности его для совершающего реальную покупку потребителя.
В рыночных отношениях для повышения конкурентоспособности продукции используют метод неценовой конкуренции, определяющий ценность, то есть новизну, заложенную в продукте (услуге).
Для неценовой конкуренции воплощения в продукте или в услуге потребностей рынка может обеспечить конкурентоспособность на рынке продавца (монопольное положение фирмы). На рынке покупателя ведущую роль оказывает ценность (новшество) товара, которая и определяет приоритетное положение перед покупателями.
Для оценки конкурентоспособности применяют систему единичных, групповых и интегральных показателей.
Единичный или частный показатель - выражает насколько свойства анализируемого продукта близки и сопоставимы с товаром-аналогом.
Групповой или сводный показатель - основан на объединении единичных показателей в группы по одинаковым параметрам (техническим, экономическим) и характеризует различие между изделием и потребностью по группе параметров.
Интегральный показатель- выражает численную характеристику соответствия анализируемого продукта определенной потребности по всем группам параметров.
Определение оценки уровня конкурентоспобности осуществляется путем отнесения показателей конкурентоспособности оцениваемого товара с показателями конкурентоспособности продукции товара-аналога.
Знать качество продукции + 5,6 показателей качества продукции
9 вопрос (9,18,28)
Государственные и международные стандарты и системы качества
Стандарт это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих видов:
- основополагающие;
- на продукцию, услуги;
- на работы (процессы);
- на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).
Основополагающие стандарты -устанавливают общие организационно-технические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические нормы и правила, обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции, охрану окружающей среды, безопасность продукции, процессов и услуг для жизни, здоровья, имущества и другие общетехнические требования.
Стандарты на продукцию (услуги) - устанавливают требования к группам однородной продукции (услуг) или к конкретной продукции (услуге).
Стандарты на работы (процессы) устанавливают основные требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции.
Стандарты на методы контроля устанавливают методы (способы, приемы, методики и др.) проведения испытаний, измерений, анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании.
На сегодняшний день действует система международных стандартов ISO серии 9001.
ЗНАТЬ СЕРИФИКАЦИЯ + 3 её вида)
обязательно знать
Сертификация продукции
Сертификация это совокупность действий и процедур, подтверждающих соответствие фактических характеристик продукции требованиям стандартов или технических условий.
Сертификация включает в себя:
- испытание и оценку условий производства сертифицируемой продукции, контроле за выполнением этих процедур и надзоре за качеством продукции со стороны независимого органа.
- сертификация не только надежная гарантия строгого их соответствия установленным требованиям и источник достоверной информации о таком соответствии, но и эффективное средство и стимул повышения качества продукции.
Обязательной сертификации подлежат те изделия или показатели качества, которые могут оказать нежелательное воздействие на человека или окружающую среду, а также другие показатели и качественные характеристики, которые ограничиваются правительственными актами-регламентациями. Продукцию, подлежащую обязательной сертификации и не прошедшую ее, производитель не имеет права не только реализовать, но и производить.
Добровольная система сертификации предусматривает сертификацию продукции только по инициативе ее изготовителя. В этом случае он вправе сертифицировать свою продукцию на соответствие любым требованиям научно-технической документации, в том числе зарубежной.
Самосертификация допускается для надежного партнера. Она широко распространена в Германии, Голландии, Канаде, США, Японии и др. При этом сертификаты на изделия выдает само предприятие строго под свою ответственность.
Сертификация третьей стороной, т. е. посредническая сертификация, предусматривает участие сторонней организации, независимой от участвующих в вопросе сторон. Сторонняя организация оценивает и подтверждает правильность проводимых мероприятий в соответствии с принятыми правилами, осуществляет испытание образцов, надзор за состоянием технического процесса.
Сертификация третьей стороной может осуществляться как в рамках своей страны, так и в зарубежных центрах, имеющих высокий международный авторитет. Сертификационный знак, выданный престижным испытательным центром, является лучшей рекламой продукции.
Продукция, прошедшая сертификацию, отмечается следующим образом:
- выдается документ сертификат соответствия;
- продукция маркируется знаком соответствия;
- продукция заносится в список изделий, разрешенных к продаже,
который имеется в сертификационных центрах.
PAGE 15
МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТИКА ФИРМЫ (ПРЕДПРИЯТИЯ)