МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ И ЖИВОПИСНАЯ МУЗЫКА


МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ И ЖИВОПИСНАЯ МУЗЫКА

Цель: Познакомить с направлением в искусстве - импрес­сионизмом, историей создания струнных инструментов.

Музыкальный материал: К. Дебюсси «Празднества», «Лунный свет»; Я. Френкель «Погоня».

Дополнительный материал: Репродукции картины К. Ко­ровина «Бульвар Капуцинов», картин К. Моне, К. Коро и других художников-импрессионистов.

Ход урока.

I. История создания струнных инструментов.

На прошлом уроке мы начали разговор о музыкальных красках - тембрах. Сегодня мы продолжим разговор, поговорим о струнных инструментах и о необыкновенном направлении в искусстве - импрессионизме.

Среди всех музыкальных инструментов самый красивый, самый выразительный и волнующий звук у струнных. Проматерью всех струнных является Арфа. Появилась она на самой заре человеческой культуры. Случилось это, возможно, так: однаж­ды, натягивая тетиву лука, охотник заметил, что она красиво звучит. Тогда он решил натянуть еще одну тетиву, так и получи­лись уже два музыкальных звука разной величины. Можно было сыграть простенькую мелодию. Это было великое открытие - возник первый струнный щипковый инструмент.

Шли годы, десятилетия, столетия. К первым струнам до­бавлялись новые и новые, но музыкальный инструмент сохранял форму лука. Его держали в руках и играли на нем, перебирая пальцами струны. Арфу любили в Древнем Египте, в Финикии. Ассирии, Древней Греции и Риме. В средние века арфа завоевы­вает Европу. Особенно славились ирландские арфисты, испол­няющие свои - Саги Под аккомпанемент арфы. Ее изо­бражение даже вошло в национальный герб Ирландии.

Потом люди заметили, если струны натянуть не на тетиву лука, а на пустую внутри емкость, звук получится красивее. Эту емкость делали разной формы и величины, да и струны к ней крепились неодинаково. Так возникли разные инструменты, ка­ждый со своим особенным тембром - Лютня, гитара, мандоли­на, гусли, цимбалы. Способ игры на них также вырабатывался разный. На некоторых играли пальцами (гитара) или специаль­ной пластинкой - плектром, которым цепляли за струны (мандо­лина). На других - с помощью молоточка или палочки, которой ударяли по струнам. Этот способ игры сохранился на цимбалах и... фортепиано.

Но вот кто-то из древних музыкантов задумался: щипок или удар вызывает короткий звук? А нельзя ли сделать, чтобы звук тянулся? И появился смычок-палочка с натянутым на нее пучком конского волоса, которым вели по струне. При этом струна звучала долго, все время, пока смычок дотрагивается до нее. Так появилась целая группа инструментов - Струнных смычковых. Их делали большими и маленькими. И звук у них был более высокий или более низкий.

Современные смычковые - Скрипка И возникшие за нею Альт, виолончель и контрабас - похожи и отличаются в основ­ном размерами. Их форма напоминает форму древней виолы. Струнные смычковые играют главную роль в симфоническом оркестре. Это самая важная и самая многочисленная группа ин­струментов. Они исполняют ответственные эпизоды. Вспомните, как часто в оркестровых произведениях слышится пение скри­пок, виолончелей, иногда широкое и спокойное, иногда взволно­ванное, а иногда и драматически напряженное.

В симфоническом оркестре есть и современная арфа. Звучит она очень поэтично. Композиторы используют ее, когда надо соз­дать фантастические образы, картины спокойной мирной природы, имитировать звучание народных струнных инструментов.

II. Знакомство с направлением в искусстве - импрессио­низмом.

Во второй половине XIX века в европейском искусстве по­является направление Импрессионизм. Впервые этот термин поя­вился в 1874 году, когда состоялась первая выставка импрессиони­стов. Пытаясь избежать монотонности в названиях своих картин, Клод Моне озаглавил одну из них необычно: «Впечатление (Im­Pression). Восходящее солнце». Критик Леруа в сатирическом отче­те зло высмеял этих мазил - «впечатленщиков». Они же признали правильной уничижительную кличку и увековечили ее в истории культуры. Движение импрессионистов создавали Э. Мане, К. Мо­не, К. Писсарро, Э. Дега, О. Ренуар. (На доске вывешиваются ре­продукции картин).

- Посмотрите внимательно, что характерно для всех авторов. Что необычно?

(Новое ощущение света и цвета, перспективы, внимание к фактуре мазка, отход от больших социальных тем, сосредото­ченность на «красоте мига» — «остановись, мгновенье - Ты пре­красно!»)

На доске репродукция картины К. Коровина «Бульвар Ка­пуцинов».

Что вы можете сказать о картине? Каково ваше впечатление?

III. Слушание. К. Дебюсси «Празднества».

Вопросы для обсуждения:

1. Позволяют ли музыкальные краски симфонической карти­ны «Празднества» услышать, в какое время суток происходят праздничные гуляния?

2. Тембровые краски каких групп инструментов симфониче­ского оркестра использовал в своей картине композитор (струнные, медные духовые, деревянные духовые, ударные)?

3. Какой тип музыки (песенный, танцевальный, маршевый) положен в основу симфонической картины «Празднества»? В ка­кой форме она написана?

4. В какой части произведения К. Дебюсси вы заметили такой ритм? На каких инструментах можно исполнить этот ритмический аккомпанемент?

Не спеша, очень ритмично