Тренировочный текст по пьесе Горького “На дне”


ГОтовясь к сочинению по драме Горького “На дне”, можно предложить ученикам тренировочный текст, задача которого — не только представить в обобщённом виде полученные на уроках сведения (что зачастую бывает довольно трудно для самих учащихся), но и дать возможность повторить основные правила орфографии и пунктуации, а также правила оформления цитат. Текст распечатывается для каждого ученика отдельно, все исправления вносятся непосредственно на листок. (Для более сильных классов можно усложнить “литературную” часть задания — например, переставить абзацы и попросить учащихся восстановить их порядок или вынести в отдельную часть все цитаты, с тем чтобы ученики смогли определить место каждой из них в тексте.)

Задание

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Цитаты, встретившиеся вам в тексте, заключите в кавычки, при необходимости правильно оформите их. Сверьте с оригиналом знаки препинания.

Вторым автором которому обязан МХТ своей славой стал М. Горький. Его пье…а “На дне” (1902) поставле…ая на сцене театра тоже была новой только в другом отношении нежели (Ч, ч)еховские дра…ы.

Новизна заключалась прежде всего в выборе места действия перед зрителем возникала мрачная обстановка ночле…ки самого дна жизни. На сцене босяки пьяницы опустившиеся люди городские бедняки никогда ещё не выступавшие в качестве главных героев драмы. Но самое поразительное было в том что суть происходящего заключалась не в п(е, и)р(е, и)п(е, и)тиях их жизни пье…а создавалась явно не только для знакомства публики с их бытом а интрига вновь возникшая в дра…е яркие даже детективные события вроде убийства Костылёва не составляли главного интереса пье…ы. Он соср…д…точился на столкновении взглядов острых спорах о смысле жизни и истине лжи и правде сострадании и вере в человека. Дра…а Горького напом…нает собой сложнейший напряжённейший филосо…ский диалог и тем п(а, о)р(а, о)доксальнее что этот диалог ведут герои на первый взгляд на него (не) способные.

“Дно жизни” понятие обманчиво …бстрактное. Это не только крайняя нищета гораздо важнее что поп…дая на дно человек постепе…о теряет как шелуху многое из того в своей жизни что казалось важным там “наверху”. Клещ рабочий человек работы больше не имеет ничего в жизни кроме красивой мечты не осталось у Насти забыл и (ни)как не может вспомнить своё имя Актёр всё слиняло один голый человек остался. Как(же) жить в такой ситуации когда потеря(н, нн)о всё когда человек во всех смыслах оказывается гол как сокол?

Часть героев пье…ы страстно мечтает вырват…ся со дна вновь пр…обрести то что они утратили поскольку без этого жизнь их (не)мыслима. Таков Клещ ты думаешь я не вырвусь отсюда вылезу кожу сдеру а вылезу вот погоди умрёт жена. Авторская интонация об…скураживает чуть(ли) не единстве…ый в пье…е рабочий человек (не)мирящийся с законами дна подаёт…ся дра…атургом с оттенком (не)приязни. Желание вновь стать человеком осуществит…ся как только умрёт Анна которая сковывает его по рукам и ногам само условие возвращения персонажа в мир людей ставит под сомнение его нравстве…ую чистоту.

Другие герои например Настя пытают…ся если не уйти то хотя(бы) отгородит…ся от той жизни которую ведут каждый (по)своему. Однако есть среди персонажей пье…ы и ц…ники махнувшие на всё рукой. Самый (не)приятный из них Бубнов. Он всегда говорит людям правду но правда его пригибает человека к земле не даёт ему полететь. Поскольку как выясняет…ся по ходу пьесы правда правде рознь. Бубнов видит лишь номинальный статус человека (не)считая его внутре…ий мир желания надежды реальностью. Но ведь человек не только то что он есть но и то чем он хочет быть. Например Настя для Бубнова обыкновенная проститутка которая раскрашивает перья врёт рассказывая о своей любви. Да её не было этой любви но в Насте живёт мечта о ней которая составляет всё содержание её жизни и может когда(то) эту жизнь изменить. Поэтому правда Бубнова лишает человека возможности уйти за пределы своего пол…жения.

Весть о другой правде приносит в пье…у Лука один из самых (не)однозначных её героев. Он не только способен пожалеть человека (этой способности напроч… лишены и Клещ и Бубнов и многие другие герои дра…ы) гораздо важнее что он находит к каждому нуждающемуся в помощи человеку свой ключик. Он (человек) каков (ни, не)есть а всегда своей цены стоит в этой фразе Луки ударение нужно ставить на слове “своей”. Каждому человеку в жизни нужна своя “праведная земля” своя надежда которая позволит ему жить даст силы не пасть духом. И Лука даёт такую надежду каждому Анне Актёру Пеплу. По словам одного из исследователей Лука “раскупоривает” человека открывая его самому себе а следовательно и миру.

Когда Лука покинул ночлежников выяснилось что с ним они ощущали себя (по)другому. Через него они как (бы) соед…нились друг с другом с исчезновением Луки эта связь рухнула. И стало ещё хуже попадает в тюрьму Пепел вешается Актёр исчезает (не)известно куда Наташа. Но виноват ли во всём этом Лука? Можно(ли) считать что он несёт полную ответственность за судьбы людей которых он пожалел приласкал? (Не)смотря на то что сам Горький после выхода дра…ы (не)однократно пытался развенчать Луку как ложного вредного утешителя материал пье…ы не позволяет дать ему такое однобокое толкование.

В конце концов только Лука произнёс слова о необходимости уважения ко всякому человеку. Да так произнёс что это подействовало даже на закор…нелого циника Сатина который возьмёт Луку под защиту. Именно он перед своим знаменитым монологом о человеке воспроизв…дёт почти дословно рассуждения Луки всякого человека и уважать надо (не)известно ведь нам кто он такой зачем родился и чего сделать может может он родился(то) на счастье нам для большой нам пользы. Эти слова о человеке о вере в него подвигнут самого Сатина к попытке сформулировать пусть (не)ясно сбивчиво свою философию о гордом предназначении человека об огромности и всеобщности этого понятия. Вот этот(то) глубокий гуманистический пафос пробивающийся в речах разных персонажей пьесы сост…вляет исти…ое её содержание.

Исходный текст

Вторым автором, которому обязан МХТ своей славой, стал М. Горький. Его пьеса “На дне” (1902), поставленная на сцене театра, тоже была новой, только в другом отношении, нежели чеховские драмы.

Новизна заключалась прежде всего в выборе места действия: перед зрителем возникала мрачная обстановка ночлежки, самого дна жизни. На сцене — босяки, пьяницы, опустившиеся люди, городские бедняки, никогда ещё не выступавшие в качестве главных героев драмы. Но самое поразительное было в том, что суть происходящего заключалась не в перипетиях их жизни, пьеса создавалась явно не только для знакомства публики с их бытом, а интрига, вновь возникшая в драме, яркие, даже детективные события, вроде убийства Костылёва, не составляли главного интереса пьесы. Он сосредоточился на столкновении взглядов, острых спорах о смысле жизни и истине, лжи и правде, сострадании и вере в человека. Драма Горького напоминает собой сложнейший, напряжённейший философский диалог — и тем парадоксальнее, что этот диалог ведут герои, на первый взгляд на него не способные.

“Дно жизни” — понятие обманчиво абстрактное. Это не только крайняя нищета; гораздо важнее, что попадая на дно, человек постепенно теряет, как шелуху, многое из того в своей жизни, что казалось важным там, “наверху”. Клещ, рабочий человек, работы больше не имеет; ничего в жизни, кроме красивой мечты, не осталось у Насти; забыл и никак не может вспомнить своё имя Актёр — “всё слиняло, один голый человек остался”. Как же жить в такой ситуации, когда потеряно всё, когда человек во всех смыслах оказывается гол как сокол?

Часть героев пьесы страстно мечтает вырваться со дна, вновь приобрести то, что они утратили, поскольку без этого жизнь их немыслима. Таков Клещ: “Ты думаешь — я не вырвусь отсюда? Вылезу... кожу сдеру, а вылезу... Вот, погоди... умрёт жена...” Авторская интонация обескураживает: чуть ли не единственный в пьесе рабочий человек, не мирящийся с законами дна, подаётся драматургом с оттенком неприязни. Желание вновь стать человеком осуществится, как только умрёт Анна, которая сковывает его по рукам и ногам, — само условие возвращения персонажа в мир людей ставит под сомнение его нравственную чистоту.

Другие герои (например, Настя) пытаются если не уйти, то хотя бы отгородиться от той жизни, которую ведут — каждый по-своему. Однако есть среди персонажей пьесы и циники, махнувшие на всё рукой. Самый неприятный из них — Бубнов. Он всегда говорит людям правду, но правда его пригибает человека к земле, не даёт ему полететь. Поскольку, как выясняется по ходу пьесы, правда правде рознь. Бубнов видит лишь номинальный статус человека, не считая его внутренний мир, желания, надежды реальностью. Но ведь человек не только то, что он есть, но и то, чем он хочет быть. Например, Настя для Бубнова — обыкновенная проститутка, которая “раскрашивает перья”, “врёт”, рассказывая о своей любви. Да, её не было, этой любви, но в Насте живёт мечта о ней, которая составляет всё содержание её жизни и может когда-то эту жизнь изменить. Поэтому правда Бубнова лишает человека возможности уйти за пределы своего положения.

Весть о другой правде приносит в пьесу Лука, один из самых неоднозначных её героев. Он не только способен пожалеть человека (этой способности напрочь лишены и Клещ, и Бубнов и многие другие герои драмы); гораздо важнее, что он находит к каждому нуждающемуся в помощи человеку свой ключик. “Он (человек. — С. В.) — каков ни есть — а всегда своей цены стоит” — в этой фразе Луки ударение нужно ставить на слове “своей”. Каждому человеку в жизни нужна своя “праведная земля”, своя надежда, которая позволит ему жить, даст силы не пасть духом. И Лука даёт такую надежду каждому — Анне, Актёру, Пеплу. По словам одного из исследователей, Лука “раскупоривает” человека, открывая его самому себе, а следовательно, и миру.

Когда Лука покинул ночлежников, выяснилось, что с ним они ощущали себя по-другому. Через него они как бы соединились друг с другом — с исчезновением Луки эта связь рухнула. И стало ещё хуже: попадает в тюрьму Пепел, вешается Актёр, исчезает неизвестно куда Наташа. Но виноват ли во всём этом Лука? Можно ли считать, что он несёт полную ответственность за судьбы людей, которых он пожалел, приласкал? Несмотря на то, что сам Горький после выхода пьесы неоднократно пытался развенчать Луку как ложного, вредного утешителя, материал пьесы не позволяет дать ему такое однобокое толкование.

В конце концов только Лука произнёс слова о необходимости уважения ко всякому человеку. Да так произнёс, что это подействовало даже на закоренелого циника Сатина, который возьмёт Луку под защиту. Именно он перед своим знаменитым монологом о человеке воспроизведёт почти дословно рассуждения Луки: “...всякого человека и уважать надо... неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может... может, он родился-то на счастье нам... для большой нам пользы...” Эти слова о человеке, о вере в него подвигнут самого Сатина к попытке сформулировать, пусть неясно, сбивчиво, свою философию о гордом предназначении человека, об огромности и всеобщности этого понятия. Вот этот-то глубокий гуманистический пафос, пробивающийся в речах разных персонажей пьесы, составляет истинное её содержание.