СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О БЕЖЕНЦАХ

СОДЕРЖАНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24


ВВЕДЕНИЕ

Права беженцев и вынужденных переселенцев регламентируется множеством законов и нормативных актов, однако принято ссылаться на документ, составленный в 1951 году во время прохождения женевской конвенции. Благодаря нему вынужденные переселенцы и беженцы получили максимально льготные права и достойное положение в стране.

На данный момент процедуры для получения статуса «беженец» достаточно упрощены, был сокращен до минимума перечень необходимых для рассмотрения дела документов, а также сроки вынесения решений о вынужденных переселенцах и беженцах.

Проблема правового статуса беженцев имеет сложную историю. В течение длительного времени международное сообщество предпринимает огромные усилия для разрешения этой комплексной проблемы путем разработки и принятия международных универсальных соглашений, создания системы международного сотрудничества, совершенствования национального законодательства и т.д.

Беженцы, вынужденные беженцы, чаще всего, покидают место жительства в связи с преследованиями по признакам расы, веры или причисления себя к определенной социальной группе, не редки случаи когда беженцы вынуждены покинуть страну по политическим причинам.

Актуальность темы определена также и тем, что после распада СССР на территории новых независимых государств в силу целого ряда причин, в том числе и возникновения большого числа вооруженных конфликтов, в настоящее время мигрирует в поисках убежища более 10 млн. человек.

На вынужденных беженцев распространяется действие специального законодательства со стороны той страны, в которую беженец перемещается. Законы, действующие на беженцев, оговариваются конвенцией ООН от 1992 года, где прописана процедура получения статуса беженца и получение социальных и других благ.


ГЛАВА 1

“ПОНЯТИЯ «БЕЖЕНЕЦ» И «ВЫНУЖДЕННЫЙ ПЕРЕСЕЛЕНЕЦ» В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ”

Понятия «беженец» и «вынужденный переселенец» отличаются друг от друга. Главное отличие – гражданство.

Беженец не является гражданином Республики Беларусь. Определение понятия «беженец» в международном праве содержится в двух основных документах: конвенции Организации Объединённых Нации 1951 года «о статусе беженцев» и протоколе 1967 года.

Беженец – не является гражданином Республики Беларусь и находится вне страны своей гражданской принадлежности.

Вынужденный переселенец – гражданин Республики Беларусь, либо иностранный гражданин, постоянно проживающий на законных основаниях на территории Беларуси, вынужденный покинуть прежнее место жительства.

Также вынужденным переселенцем может быть также признан бывший советский гражданин, постоянно проживавший на территории одной из республик бывшего союза, который получил статус беженца Республики Беларусь и утратил его в связи с приобретением белорусского гражданства.

Была создана образцовая нормативная модель для регулирования общественных отношений в этой области. И только после этого 28 июня 1951 года ООН была принята Конвенция «О статусе беженцев». Данная конвенция была принята на конференции уполномоченных представителей и вступила в силу 21 апреля 1954 года.  Из указанного международного нормативного акта следует что, беженцами являются лица, в результате преследований, находящиеся за пределами страны, гражданами которой они являются. 
В ст.12 Конвенции «О статусе беженцев» был установлен индивидуальный статус беженцев. Таким образом, индивидуальный статус беженца определяется законодательством государства предоставившего данному лицу убежище либо государством, на территории которого он проживает. Однако, права приобретенные лицам до того как они стали беженцами, а также права возникшие в результате заключения брака признаются и регулируются в том случае если они признаются законодательством данного государства. Этой конвенцией также признается право на движимое и недвижимое имущество лиц, получивших статус беженцев. Говоря точнее, органами власти государства, представившее убежище, должно быть создано благоприятное условие для приобретения беженцами своего движимого и недвижимого имущества либо участия в договорах аренды или иных договорах. В данном международном документе, помимо указанных выше прав, закреплены также права на изобретения, производства, торговые марки, научные и художественные произведения и т.д.

22 ноября 1984 года в целях обеспечения прав беженцев центральной Америки в Колумбии была принята Картахенская декларация, после принятия которой, права и гуманитарные проблемы беженцев центральной Америки, Мексики и Панамы стали объектом обсуждения.

В ходе обсуждений, странам данного региона было рекомендовано нижеследующее:
- применение конституционной процедуры для присоединения к Конвенции «О статусе беженцев» от 1951 года и его протокола от 1967 года;

- принятие терминологии указанной в вышеупомянутых международных актах для установления точной категории беженцев и мигрантов иной категории;

- после присоединение к соответствующим конвенциям создание внутригосударственного механизма;

- создание государственных органов правления для решения задач по защите прав беженцев этих государствах

- осуществление деятельности по обеспечению взаимодействия внутригосударственного механизма с работой ООН по делам беженцев;

- принятие комплексной программы по оказанию помощи беженцам в области образования, медицины, трудовой деятельности в области безопасности и т.д.

Частью одной их модели деятельности мирного сообщества по реализации прав беженцев и вынужденных переселенцев было принятие «Дублинской» Конвенции странами ЕС в 1990 году. Этой конвенцией был установлен порядок получения убежища и рассмотрения ходатайства для получения убежища в странах ЕС.

На основании вышеуказанного международного документа были установлены нижеследующие понятия:
1. Иностранец – любое лицо не являющееся гражданином страны члена ЕС.
2. Ходатайство для получения убежища – на основании Женевской Конвенции и приложенному Нью-Йоркскому протоколу, любое обращение лиц для получения защиты от стран ЕС.

3. Обращение на проживание – разрешение, выданное соотвествующим государственным органом правления на проживание иностранца в странах – членах ЕС.

4. Проходная виза – разрешение либо решение государства иностранца для въезда в страну ЕС с соблюдением установленными законом требований.
5. Транзитная виза – разрешение, предоставляемое органами правления иностранцам, для использования территорий, транзитных зон, либо государств.

В виду, проведённых анализов, можно отметить, что регулирование проблемы беженцев, являющейся бедствием ХХ века, ведётся на базе нормативных актов, перечисленных международным сообществом.
Особо должно подчеркиваться, проблема реализации прав беженцев и вынужденных переселенцев, в свете всех тех трудностей, с которыми столкнулась наша вновь получившая независимость республика. Также стоит отметить многочисленное количество мероприятий проведенных нашим государством по защите прав беженцев и вынужденных переселенцев, которые проводятся на уровне международных стандартов.

В качестве примера, можно привести также документы как: принятый 21-го мая 1999-го года Закон о «Статусе беженцев и вынужденных переселенцев», Указ Президента Азербайджанской Республики «Об утверждении правил рассмотрения иска для получения статуса беженцев», «Государственная Программа по решению проблем беженцев и вынужденных переселенцев», «Государственная Программа по улучшению условий проживания беженцев и вынужденных переселенцев и увеличению трудоустройства».

Соответственно содержанию закона о «Статусе беженцев и вынужденных переселенцев» беженцами являются лица, оказавшееся за пределами страны проживания не имеющее возможности возвращения, либо в виду отсутствие такого желания вернуться в страну первоначального проживания из-за возможного преследования по национальной, расовой принадлежности, религиозному убеждению и политическим взглядам.
Под вынужденным переселенцем подразумевается лицо, вынужденно покинувшее свое постоянное место жительства на территории Азербайджанской Республики вследствие военной агрессии, естественной и техногенной катастрофы.
У лица изъявившего получить статус беженца, в случае нелегального проникновения на территорию государства или при отсутствии у него документов удостоверяющих его личность, изымаются отпечатки пальцев, затем данное лицо помещается в центре временного содержание для уточнения предоставленных им о себе сведений. Затем Министерство Внутренних Дел оповещает об этих лицах Министерство Иностранных Дел.
Для получения статуса вынужденного переселенца, лицо должно зарегистрироваться в Государственном Комитете Азербайджана по Делам Беженцев и Вынужденных переселенцев. После представления определенного обращения, претендент получает от вышеназванного Комитета, согласие или отказ на «получение статуса беженца». Этот ответ предоставляется Комитетом в виде решения.

В связи с анализом содержания закона вытекает следующее, в Республике была реально создана нормативная база для проведения нужных социальных, экономических, политических, а также правовых мероприятий в области обеспечения прав и свобод беженцев и вынужденных переселенцев. 
Наряду с вышеуказанными мерами мы предлагаем также некоторые характерные черты, осуществления прав беженцев и вынужденных переселенцев;
- принятие независимой программы отражающая в себе комплекс мероприятий социального характера, по осуществлению прав и свобод беженцев; 
- информирование беженцев о политической, экономной, социальном положении в стране беженца, а также создание соответственного механизма по нейтрализации причин, препятствующих его возвращению (создание банка информаций в Комитете по делам беженцев и переселенцев).
- информировать беженцев не достигших совершеннолетия о их родителях, родственниках и попечителях.

- создание системы национальной зашиты. По моему мнению, решение затронутой проблемы сильно зависит от увеличения уровня юридической культуры общества, правильного правового подхода к данной проблеме, а также подготовки нужного количества кадров и специалистов в этой области.


1.2“Международно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев”

Международно-правовой статус беженцев определяется в соответствии с Конвенцией от 28 июля 1951 г. о статусе беженцев и Протоколом, касающимся статуса беженцев. Центральными элементами международно-правового статуса беженцев являются права, свободы и обязанности, хотя для международно-правового статуса беженцев имеют значение и такие элементы правового статуса, как гражданство и гарантии реализации статуса.

Предоставление статуса беженца — это процедура, состоящая из нескольких этапов. (Вместе с тем, лицо становится беженцем не в силу признания, а признается таковым, поскольку является беженцем.)

К ним относятся:

1) прибытие в страну убежища, подача заявления и прохождение процедуры получения статуса беженца;

2) рассмотрение ходатайства о предоставлении статуса беженца соответствующими органами;

3) определение подзащитной категории лиц;

4) установление оснований для предоставления статуса беженца;

5) защита отдельных категорий лиц.

Рассмотрение указанных этапов будет осуществляться на базе Руководства по процедурам и критериям определения статуса беженцев (согласно Конвенции 1951 г. и Протоколу 1967 г., касающихся статуса беженцев), подготовленного УВКБ ООН.

Лицо может прибыть в страну убежища законным путем (как турист, для посещения родственников, учебы, работы, делового визита, по иным основаниям) и находиться в стране в статусе иностранца или лица без гражданства, а затем вследствие чрезвычайной ситуации, возникшей в стране его гражданства или постоянного местожительства, обратиться с заявлением о предоставлении убежища в конкретные органы страны пребывания, установленные ее законодательством, и пройти соответствующую процедуру получения статуса беженца. Такие лица, согласно Руководству, называются беженцами «на месте». К ним также относятся лица, находящиеся за границей, которые стали беженцами «на месте» в результате своего собственного поведения (например, объединения с уже признанными беженцами либо выражения политических взглядов, резко расходящихся с официальным курсом правительства страны их гражданства или место проживания (пп. 94—96 Руководства).

Другой категорией лиц, ищущих убежища, являются те, которые нелегально покидают территорию страны своего гражданства или постоянного место проживания, спасаясь от преследований властей и в силу этого незаконно въезжают в страну убежища. После пересечения границы они должны в установленный законом страны прибытия срок обратиться в соответствующий орган с заявлением о предоставлении убежища и в дальнейшем пройти соответствующую процедуру для получения статуса беженца (будет рассмотрена в гл. 6).

Право на получение статуса беженца по принципу prima facie, иными словами, право, которое основывается на первых впечатлениях, применяется в случае массовых потоков беженцев, когда определение соответствия лиц предъявляемым к беженцам критериям на индивидуальной основе представляется нецелесообразным или невозможным. Это стало обычной практикой с 1960-х гг., когда УВКБ ООН и некоторые страны впервые столкнулись с регулярными массовыми движениями беженцев.

Необходимость немедленных действий для обеспечения защиты людей нередко возникает до того, как становится возможным определить их статус. Государствам следует стремиться к обеспечению такого обращения с ними, которое соответствовало бы общепризнанным гуманитарным принципам. Причем такое обращение должно гарантироваться всем лицам, прибывшим из одной страны по схожим причинам.

Экономическая политика государства может подрывать положение определенной части населения (например, лишение права на торговлю, дискриминационное или чрезмерное налогообложение применительно к отдельной этнической или религиозной группе), жертвы этих мер могут под давлением обстоятельств покидать страну, становясь беженцами.

Наличие у лица действительного паспорта не является препятствием для получения им статуса беженца. В ряде случаев беженцы получают паспорта по официальным каналам. В других случаях паспорта выдаются им с единственной целью способствовать выезду «нежелательных элементов» из страны. Паспорта могут быть получены незаконным путем. Возможны исключительные ситуации, когда лицо, отвечающее критериям для получения статуса беженца, может сохранить свой национальный паспорт или получить новый от властей страны гражданства по специальному распоряжению, особенно в тех случаях, когда такие распоряжения не подразумевают, что обладатель национального паспорта может вернуться в свою страну без предварительного разрешения. Указанная ситуация не препятствует получению статуса беженца (п. 93 Руководства).

Лицо не может апеллировать к международной защите, если оно находится в пределах территориальной юрисдикции своей страны. В то же время Конвенция не утверждает, что преследование может иметь место лишь в пределах границ страны происхождения. Опасения преследований могут проистекать из условий, возникших после того, как данное лицо покинуло страну, как в случае с беженцами «на месте».

Как было показано выше, беженцы «на месте» представляют собой особый случай. Это лица, ставшие беженцами вследствие определенных событий, имевших место в стране их происхождения во время их отсутствия либо по причине их собственной деятельности за пределами страны. В этом случае заявитель, утверждающий, что у него имеются достаточно обоснованные опасения подвергнуться преследованиям вследствие своих политических убеждений, не обязательно должен доказать, что властям его страны были известны его политические взгляды до того, как он ее покинул. Возможно, он должен был скрывать свои политические убеждения, и ему не пришлось испытать какую-либо дискриминацию или подвергнуться преследованиям (пп. 94—95 Руководства).

Вместе с тем, сам по себе факт отказа в защите в стороны правительства либо отказа в возвращении может означать вполне обоснованные опасения подвергнуться преследованиям. В данных обстоятельствах следует тщательно изучить те последствия, с которыми заявителю, придерживающемуся определенных политических убеждений, придется столкнуться в случае своего возвращения.

Для раскрытия содержания международно-правового статуса беженцев необходимо дать характеристику указанных элементов статуса.

Права и свободы беженцев, как центральный элемент международно-правового статуса беженцев, складывается из:

- прав и свобод беженцев, предоставляемых наравне с гражданами государства прибытия беженца; прав и свобод беженцев, предоставляемых в режиме более благоприятном или, по крайней мере, не менее благоприятном, чем предоставляются иностранцам;

- прав и свобод, предоставляемых исключительно беженцу;

- прав и свобод беженцев, вытекающих из их личного статуса и семейных отношений. Права и свободы беженцев, предоставляемые наравне с гражданами государства пребывания, по Конвенции 1951 года следующие:

1) свобода религиозного убеждения (ст. 4 Конвенции);

2) право на изобретение, чертежи и модели, торговые марки, названия фирм и права на литературные и художественные произведения (ст. 14);

3) право на обращение в суд (ст. 16);

4) право на получение пайков, если они предусмотрены законодательством принимающего государства (ст. 20);

5) право на начальное образование (ч.1 ст. 22);

6) право на правительственную помощь (ст. 23);

7) право на вознаграждение за труд, включая пособия на семью, продолжительность рабочего дня, оплачиваемых отпусков, минимального возраста при приеме на работу, труда женщин и подростков, коллективных договоров, социального обеспечения, право на компенсацию за смерть беженца, являющуюся результатом несчастного случая на работе (ст. 24).

Права и свободы беженцев, предоставляемые в режиме более благоприятном или, по крайней мере, не менее благоприятном, чем иностранцам:

1) право ассоциаций (ст. 15);

2) право работы по найму (ст. 17);

3) право на работу в собственном предприятии (<"?. 18);

4) право заниматься свободными профессиями (ст. 19);

5) жилищные права (ст. 21);

6) право на другие виды образования, кроме начального (ч.2 ст. 22);

7) право на свободу передвижения (ст. 26);

Права и свободы, исключительно предоставляемые беженцам:

1) право на административное содействие (ст. 25);

2) право на получение удостоверения личности (ст. 27);

3) право на получение проездных документов (ст. 28);

4) право на вывоз имущества беженца, привезенного с собой, при выезде на поселение в другое государство (ст. 30);

5) право на ускоренный порядок натурализации (ст. 34). Права беженцев, вытекающие из его личного статуса, закреплены в ст. 12 Конвенции.

В комплекс личных прав беженцев входят права, закрепленные в Пакте о гражданских и политических правах 1966 года, которые приобретены беженцем в стране своего гражданства (домицилия) и постоянного места жительства (для лиц без гражданства).

Часть 2 ст. 12 Конвенции закрепляет положение о том, что права, вытекающие из личного статуса беженца (в том числе из брака), признаются государством прибытия беженца при условии, если они признаны законами данного государства.

Среди конвенционных обязанностей беженца необходимо выделить:

1) обязанность соблюдать законы и распоряжения, в стране пребывания (ст. 2);

2) обязанность платить налоги наравне с гражданами государства пребывания (ст. 29).

Конвенция так же закрепляет правовые гарантии реализации статуса беженцев, среди которых необходимо выделить:

1) запрет на какую-либо дискриминацию в отношении беженцев (ст. 3);

2) предоставление, по меньшей мере, столь же благоприятного положения, как и своим собственным гражданам, в отношении свободы исповедовать свою религию и свободы предоставлять своим детям религиозное воспитание (ст. 4);

3) возможность государств-участников предоставлять беженцам права и преимущества, независимо от положений Конвенции 1951 г. (ст. 5);

4) государства-участники должны предоставлять беженцам правовое положение, которым вообще пользуются иностранцы (ч.1 ст. 7);

5) государства-участники признают за беженцами права и преимущества, на которые он имел право в день вступления в силу Конвенции 1951 г. и обладал ими до признания его беженцем, т.е., личный статус (ч. 3 ст. 7, ст. 12);

6) государства-участники не будут применять исключительные меры к беженцам, являющимся гражданами государства, в отношении которых при обычных ситуациях применяются исключительные меры (меры взаимности) (ст. 8);

7) государства-участники в интересах государственной безопасности могут принимать необходимые меры к лицу, признаваемому беженцем

(ст. 9);

8) признание личного статуса беженца (ст. 12);

9) не допускается высылка законно проживающих на территории государства беженцев, за исключением случаев угрозы с их стороны государственной безопасности и общественному порядку. Высылка допускается только в судебном порядке (ст. 32);

10) не допускается наложение взыскания на беженцев, незаконно находящихся на территории государства, если они незамедлительно явились к властям и дали соответствующие объяснения (ст. 31);

И запрещается высылка беженцев или их принудительное возвращение в страну, из которой они прибыли (ст. 33).

В силу высокого уровня развития стран Западной Европы, либеральной политики в отношении беженцев, исторических традиций, они являются привлекательными для большого количества мигрантов. При этом их поток в 1990-е гг. сильно увеличился. Такая ситуация связана с региональными конфликтами на Балканах: в Хорватии, Боснии, Албании, Косово. Возможно, это и послужило причиной активизации в западноевропейских странах деятельности по совершенствованию законодательства о беженцах, направленной на разработку новых законов об их статусе непосредственно внутри государства, а также принятие резолюций, координирующих политику в отношении беженцев в рамках ЕС.

Так, после ратификации Конвенции 1951 г. в Австрии ФРГ, Франции были приняты специальные законы, регулирующие процедуру предоставления статуса беженца.

Вместе с тем, ратификация Конвенции налагала на государства ряд обязательств, касающихся применения ее положений без какой-либо дискриминации, соблюдения принципа не высылки, выдачи проездных документов. Реализация указанных обязательств осуществляется путем разработки и принятия законов об иностранцах, в которых содержалось и понятие «беженец».

Понятие «беженец» регламентируется двояко. Одни государства ограничиваются ссылкой на Конвенцию 1951 г. и Протокол 1967 г.

Так, в Великобритании в Акте о гражданстве, убежище и миграции 2002 г. беженцем называется лицо, которое подпадает под определение Конвенции и Протокола. В финском Акте об иностранцах 2004 г. говорится, что «беженец — иностранный гражданин, который подпадает под определение статьи 1 А Конвенции 1951 г., Протокола 1967 г.». А, например, в законодательствах Швеции и Словении воспроизводится определение беженца, данное в Конвенции. Швейцария в своем новом Законе об убежище развила определение, содержащееся в Конвенции, включив в качестве критериев меры, оказывающие невыносимое психическое давление.

Однако в странах Западной Европы, особенно в связи с возросшей угрозой актов международного терроризма, наметилась тенденция к ограничению доступа на территорию государства и к процедурам предоставления статуса беженца путем создания различных препятствий при приеме заявлений, таких как понятие «безопасная страна происхождения» и «третья безопасная страна». Кроме того, на практике государства отказывают в убежище, определяя таких лиц как «перемещенные лица», «нелегальные иммигранты», «экономические иммигранты», «псевдобеженцы», «иностранцы» и т. д. По-разному трактуя критерии при определении их статуса, они тем самым пытаются ограничить поток беженцев на свою территорию.

Вопросы иммиграции и убежища остаются приоритетными в политической повестке дня. Страны — члены Европейского союза завершили первую стадию работы по гармонизации своих законодательств в указанной области.


1.3“Международное сотрудничество по проблемам беженцев и вынужденных переселенцев”

Международное сотрудничество государства в области урегулирования проблем беженцев и вынужденных переселенцев представляет собой такое урегулирование, которое включает в себя большой диапазон связей и на двусторонней основе, и на многосторонней основе. Международное сотрудничество в сфере регулирования проблем беженцев и вынужденных переселенцев подразумевает и сотрудничество с разными международными организациями, кроме этого и сотрудничество общественными организациями и религиозными фондами и организациями, с международными неправительственными организациями .

Главными функциями такого сотрудничества являются: помощь в регулировании проблем в политической сфере, в социально - экономической сфере, а также в правовой. Такие проблемы в разных сферах связаны с разрешением вопросов вынужденной миграции; распространение, учёт международного опыта для разрешения проблем вынужденной миграции. При этом привлекаются международные эксперты; предотвращение всех потоков вынужденных мигрантов; участие в разработке, реализации программ деятельности международных организаций; контроль за деятельностью общественных и религиозных организаций и фондов, российских, зарубежных, международных государственных и частных структур, которые заинтересованы в помощи в реализации миграционных программ.

Следует отметить, что определение вынужденных переселенцев не охватывает лиц, мигрирующих по экономическим причинам, как и в случае с беженцами. Очевидно, что лица, которые вынуждены покидать свои дома из-за экономической несправедливости, равносильных систематическому нарушению их экономических прав, могли бы подпадать под указанное выше определение. Но в большинстве случаев экономической миграции недостаточно очевиден элемент принуждения к перемещению.

За свою более чем полувековую историю Конвенция ООН 1951 г. о статусе беженцев доказала собственную "жизнеспособность" в условиях изменения характера преследования людей. В основе всей совокупности положений указанных документов лежат права беженцев на безопасность и личную неприкосновенность.

Для реализации политики государства по регулированию потоков беженцев и вынужденных переселенцев требуется активное участие Республики Беларусь в работе таких международных организаций, как УВКБ, МОМ (Международная организация по миграции), Международной организации труда и других международных организаций.

В обеспечении программ помощи беженцам участвуют и другие международные организации, членами которых является и Республика Беларусь. Среди них можно выделить такие международные организации, как ФАО - Продовольственная и сельскохозяйственная организация, ЮНИСЕФ - Детский фонд Организации Объединенных Наций, который был создан в 1946 году, ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения, Международный комитет Красного Креста и другие международные организации.

Предполагается, что в будущем будет развиваться сотрудничество с различными государствами бывшего СССР. Это сотрудничество будет, в том числе, и в договорно-правовой сфере. Например, данное сотрудничество будет заключаться в общей разработке с данными странами процедур и механизмов контроля за регулированием процессов миграции, а также в проведении консультаций между государствами по этим вопросам. Эти вопросы во многом регулируются межгосударственным Соглашением о помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Указанное Соглашение было подписано на встрече глав государств - участников СНГ 24.09.1993г. Соглашение является основой для единообразного определения правового статуса вынужденных переселенцев и беженцев, а также оно содержит обязанности сторон по оказанию всесторонней помощи этой категории мигрантов. Эта помощь предполагает компенсацию за оставленное жилье и иное имущество, взаиморасчеты и т.д.

Следует отметить, что также межправительственные соглашения заключены по вопросу регулирования процессов переселения и по вопросам защиты прав переселенцев с такими республиками, как Таджикистан, Латвия, Эстония, Туркменистан, Грузия и др. для регулирования между государствами таких миграционных процессов. Главное предназначение таких соглашений - обеспечение прав граждан бывшего СССР на добровольный выбор места своего проживания.

Также в указанном Соглашении устанавливается возможность свободного распоряжения собственным жильем и имуществом на территории государства выезда. Она включает в себя продажу, сдачу на условиях найма и т.д. а также освобождение от пошлин, налогов и сборов, связанных с этим, имущества, денег и вкладов при пересечении границы. Никакое движимое и недвижимое имущество власти государства выезда не могут отчуждать на основании того, что собственником этого имущества является лицо, которое постоянно проживает за пределами государства или которое не является гражданином государства выезда. Все указанные обстоятельства позволяют успешно и самостоятельно решить вопросы обустройства на новом месте жительства за счет собственных средств. При этом государство оказывает вынужденным мигрантам минимальную финансовую помощь.


ГЛАВА 2

“ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О БЕЖЕНЦАХ”

Законодательство Республики Беларусь о беженцах начало формироваться в 1995 г., когда была принята первая редакция Закона Республики Беларусь «О беженцах»[3]. С тех пор в него вносились изменения три раза, в том числе дважды принималась новая редакция. Наиболее существенные правки были внесены в начале 2003 г., после присоединения Республики Беларусь к Конвенции о статусе беженцев 1951 г. и Протоколу, касающемуся статуса беженцев 1967 г.[1] Последние изменения были внесены Законом от 10 января 2006 г. № 95-З. Они касались в основном передачи полномочий в области вынужденной миграции от Министерства по труду и социальной защиты Министерству внутренних дел. Передача полномочий была осуществлена по решению Президента Республики Беларусь.

Планом подготовки законопроектов на 2006 г. предусмотрено внесение изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О беженцах» (уточнение понятия члена семьи беженца, процедуры рассмотрения ходатайства о признании беженцем в части установления возраста несовершеннолетнего, страны происхождения иностранца, ходатайствующего о признании беженцем, и другие вопросы уточнения статуса беженца). В настоящее время подготовлен проект нового Закона Республики Беларусь «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты», который находится на рассмотрении в Парламенте.

Закон «О беженцах» в основном реализует положения статьи 1 Конвенции 1951 г., которая содержит определение беженца и касается вопроса о том, кто может и кто не может быть признан беженцем. Хотелось бы обратить внимание на необходимость имплементации и некоторых других статей указанной Конвенции наряду с введением дополнительных положений, отражающих современные международные стандарты.

Необходимо также отметить, что Соглашение СНГ о помощи беженцам и вынужденным переселенцам предусматривает защиту беженцам, спасающимся от вооруженных и межнациональных конфликтов. В соответствии с частью 1 статьи 1 Соглашения: «Для целей настоящего Соглашения беженцем признается лицо, которое, не являясь гражданином Стороны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другой Стороны вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами». Использование такой терминологии позволяет заключить, что определение беженца, согласно Соглашению СНГ, выходит за рамки определения Конвенции о статусе беженцев, а лицам, подпадающим под действие данного Соглашения, также необходимо предоставлять защиту.

Учитывая незнание многими лицами, ищущими убежища, языка и правовой системы Республики Беларусь, представляется целесообразным наделить их правом бесплатно пользоваться услугами переводчика и адвоката (представителя общественной организации). Общественные организации, занимающиеся проблемами беженцев, могут оказать существенную помощь лицам, ищущим убежища, поскольку обладают достаточным опытом работы в данной сфере. Предлагается отразить в законе право лиц, ищущих убежища, на бесплатное пользование услугами переводчика и адвоката либо на представление их интересов в государственных органах уполномоченными общественных организаций, занимающихся проблемами беженцев.

Необходимость введения такой нормы продиктована, в частности, тем, что в настоящее время сотрудники общественных организаций, занимающихся вопросами беженцев, не могут представлять и защищать в суде права и законные интересы лиц, ищущих убежища, если они не являются их членами. В соответствии с пунктами 3 и 4 части 2 статьи 72 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, общественные и иные организации имеют право на представление в суде интересов своих членов и других лиц в случаях, установленных законодательством. В настоящее время только статья 20 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» предоставляет право общественным объединениям защищать права и законные интересы, а также представлять законные интересы своих членов в государственных органах и иных организациях. Других «случаев, установленных законодательством», нет.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследуя правовое регулирование статуса беженцев в международном и внутригосударственном праве, автор курсовой работы пришел к следующим выводам:

Понятие "беженец" как в международном праве, так и в национальном праве дополняемое и постоянно подвергается корректировкам. Потому в виду отсутствия определённого определения понятия "беженца" приводит к несоответствиям определениям в основных международных соглашениях.

Наличие множества универсальных соглашений регулирующих статус беженцев, приводит к противоречиям между правовыми документами различного уровня.

Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев является центральным звеном в системе международного сотрудничества в области защиты беженцев и международной системы защиты беженцев. Однако для повышения эффективности деятельности УВКБ ООН необходимо его преобразование в специализированное учреждение ООН, что повысит его статус по сравнению с нынешним положением вспомогательного учреждения ООН. Для этого необходимо разработать и подписать комплексный универсальный договор - учредительный акт. который будет регламентировать все аспекты деятельности УВКБ ООН.

В настоящее время сформировалась и функционирует глобальная систем международного сотрудничества в области защиты беженцев. Однако она не является единой. Для придания ее функционированию единого характера необходимо осуществлять тесное взаимодействие и координацию деятельности все элементов, составляющих глобальную систему международного сотрудничества.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ:

  1. Конвенция о статусе беженцев // Там же. С. 437—449.
  2. «Картахенская декларация» 22 ноября 1984 года
  3. О беженцах: Закон Республики Беларусь от 22 февр. 1995 г. № 3605-XII
  4. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на республиканском референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 нояб. 2004 г.). Минск: Амалфея, 2007.
  5. Об утверждении Инструкции о процедуре признания беженцем в Республике Беларусь, утраты и лишения статуса беженца: постановление Мин-ва внутренних дел Респ. Беларусь от 19 нояб. 2004 г. № 258
  6. Об утверждении Положения о порядке осуществления высылки иностранных граждан и лиц без гражданства из Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 3 февр. 2006 г., № 146 // Там же. 2006. № 24. 5/17224.

ЛИТЕРАТУРА:

7. Васильева, Л. А. Вынужденная миграция в Республике Беларусь: теоретико-правовые и организационные аспекты. Минск: Акад. МВД Республики Беларусь, 2000.

8. О беженцах: Закон Республики Беларусь от 22 февр. 1995 г. № 3605-XII [Электронный ресурс] (в ред. Закона Республики Беларусь от 4 янв. 2003 г.; с изм. и доп. от 10 янв. 2006 г.)

9. Павлова, Л. В. Международно-правовой статус беженца: пособие для студентов вузов / Л. В. Павлова, А. В. Селиванов. Минск: Тесей, 2006.

10. Сборник международно-правовых документов и национальных законодательных актов по вопросам беженцев / сост. Ю. Л. Сарашевский, А. В. Селиванов.

PAGE \* MERGEFORMAT 23

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О БЕЖЕНЦАХ