О рассказе Л. Андреева «ГОСТИНЕЦ»
Рассказ «Гостинец» посвящён одной из ведущих проблем андреевского творчества - проблеме нравственного возрождения личности, проблеме ответственности человека за свои поступки. Поэтому, если учитель не ставит своей целью изучать полностью курс «Литературы родного края», в систему которого входит знакомство не только с произведениями Л. Н. Андреева, но и Н. С. Лескова, И. А. Бунина, то вполне возможно включить знакомство с предлагаемым рассказом в контекст существующей программы по литературе. Думается, что изучение рассказа «Гостинец» правомерно поставить после обсуждения произведений Л. Н. Толстого «После бала» и В. Г. Короленко «Слепой музыкант», в которых ведущей является тема выбора и нравственного осмысления героем своего пути.
Изучение рассказа «Гостинец» рассчитано на два урока. Главная цель анализа данного рассказа заключается в выяснении его нравственного смысла и попытке помочь учащимся увидеть особенности художественного мира писателя.
ПЕРВЫЙ УРОК
Л. Андреев - великий русский писатель, незаслуженно забытый и поэтому долгое время не изучавшийся в школе. Он прожил не столь длинную жизнь, но много трудностей, испытаний выпало на его долю. Л. Андреев - один из самых сложных, трудночитаемых писателей, что связано с его мировосприятием, в основе которого лежало неукротимое желание познания смысла жизни. Сам писатель говорил о себе так: “Я, гоняющийся за миражами, отрицающий жизнь и неспособный к покою”. Неспособность к покою, к размеренной, уравновешенной жизни приводила писателя к противоречиям, крайностям и в жизни, и в творчестве. Но при вечном поиске Л. Андреева нельзя забывать о том, что он хотел познать истину, правду, которая в русском искусстве неотделима от нравственности. Поэтому проблема поиска человеком своего пути, проблема выбора, которая стоит перед каждым из нас, является для писателя существенной, а значит, и современной.
1-й этап работы над рассказом - выявление его восприятия. Можно предложить ребятам вопросы:
- понравился ли вам рассказ?
- какие эпизоды рассказа наиболее запомнились?
Работа над рассказом может быть проведена в форме беседы. Это преобладающая форма работы. Можно использовать пересказ, монологические высказывания-элементы, составление характеристики героя.
2-й этап - анализ рассказа и выявление идейного содержания. Здесь предлагается беседа с опорой на вопросы:
- что за ситуация описывается в рассказе?
- кто является главным героем рассказа?
- как ведёт себя Сазонка в больнице по отношению к Сенисте?
Найдите в тексте данный момент (здесь необходимо остановиться на характеристике Сазонки: “Сазонка был солидным мастером и пьяницей”);
- как вы думаете, зачем писатель, констатируя положительные качества героя, тут же снижает их и даёт ему определение “пьяница”?
Этот вопрос должен привести учащихся к мысли о противоречивой природе героя. Сазонка - жалостливый, добрый, отзывчивый человек, хороший мастер, но при этом часто пьёт и не всегда знает меру. Чисто русская черта, свойственная многим героям русской литературы. Одним из ключевых моментов рассказа является сцена игры мальчиков, раскрывающая особенности характера детей и Сазонки. Вопросы:
- как вы думаете, зачем писатель вводит сцену игры?
- как через отношение к больному Сенисте раскрывается сущность детей?
В ходе размышлений над этими вопросами выясняем, что у детей суетное, жалкое представление о счастье. Например, Мишка, для которого понятие “счастье” заключается в пятаке, совсем не чувствует обездоленности и одиночества больного Сенисты. А Сазонка, напротив, всегда помнит о Сенисте, даже во время отдыха. Теперь, опираясь на проделанную работу, стоит остановиться на характеристике поведения героя, цель которой состоит в том, чтобы увидеть, с одной стороны, душевность, доброту Сазонки, а с другой - его стремление к кабаку. Поэтому закономерны вопросы:
- какие две картины, абсолютно противоположные, постоянно возникают в сознании Сазонки?
- какая из картин наиболее сильно влияет на героя?
Данные вопросы помогут учащимся наиболее полно и глубоко осмыслить противоречивую сущность героя.
ВТОРОЙ УРОК
На нём следует обсудить вопросы:
- что обозначает праздник Пасха и что он значит для русского человека?
- почему писатель изображает приход Сазонки к Сенисте на пасхальной неделе, а не в будничный день? Что хотел сказать этим писатель?
Дело в том, что образ православной Пасхи в творчестве Л. Андреева имеет особое значение. Для андреевских героев Пасха - это момент всеобщего ликования человека и природы, возможность соединения земного и небесного и очищение человека от всего тёмного, низкого и хаотичного. Пасха - это Воскресение Христа, пожертвовавшего своей жизнью ради миллионов грешников. Поэтому каждый из нас ждёт на Пасху чуда. Пасха - это момент просветления, воспарения человека, его освобождения от своей слабости. Именно по этой причине пробуждение героя – и нравственное, и физическое - приходится на пасхальную неделю. Далее беседу ведём, опираясь на следующие вопросы:
- какова была реакция Сазонки на смерть друга?
- какие чувства владеют Сазонкой в тот момент?(Необходимо дать понять школьникам, что именно раскаяние, осознание своей вины лежит в основе душевного состояния Сазонки после печальной вести о смерти друга.)
- какие силы - тёмные или светлые - одерживают верх в Сазонке?
На предложенный вопрос возможны два ответа, что, как правило, и наблюдается на уроке. Но прежде, чем отвечать на него, необходимо остановиться на заключительных строках рассказа и выяснить ответ на вопрос:
- зачем писатель вводит описание гудения колокола? Что это значит? Многие учащиеся отмечают, что в душе Сазонки происходит нравственное очищение после испытанного им чувства глубокой вины.
Следуют вопросы:
- как вы думаете, что символизирует, представляет собой гостинец?
- почему Андреев не пишет, что это был за гостинец конкретно, а даёт описание “каёмчатый платочек”?
Эти вопросы помогут учащимся подойти к осознанию идеи рассказа. Внутреннее содержание гостинца совсем неважно. Суть в том, что Сазонка помнит о больном друге и гостинец является символом измерения человечности героя, его совести.
В результате изучения рассказа мы приходим к таким выводам: рассказ Л. Андреева не случайно называется «Гостинец». Писатель показывает, что в сознании Сазонки, даже в пьяном бреду, постоянно жила мысль о гостинце. Гостинец - это символ неугасшей человечности, совести героя. Сазонка - человек, в котором живут и борются как светлые, так и тёмные силы. Но писатель верит в человека, в победу разумного, нравственного начала, потому что это единственная возможность сохранения и обновления жизни.