Формирование основных экологических представлений и понятий у учащихся начальных классов при изучении курса «Окружающий мир»

Содержание

Введение…………………..……………………………………………….……3

Глава I. Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема………………………………………………………………...………..7

1.1. Понятие и характерные особенности экологического воспитания.……..7

1.2. Путь к экологической культуре у детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………......10

Глава II. Формирование основных экологических представлений и понятий у учащихся начальных классов при изучении курса «Окружающий мир»....15

2.1. Методы и приемы формирования нравственно-экологического опыта у младших школьников …………………………………………………………..15

2.2. Экологическое обучение на уроках окружающего мира .………………20

Заключение………………………………………………….…………………..24

Список литературы…………………………………………………………….27

Введение

В современных условиях, когда происходит огромнейшее влияние общества на природную среду, все более возрастающее значение приобретает воспитание в человеке экологической культуры. Ведь человек – это единственный в мире зоологический вид, который нарушает экологическое состояние природы и Планеты в целом. Люди наделены разумом, и чем окружающий мир изощреннее становится, тем больше накапливается пробелов и упущений в его экологических знаниях. На данный момент времени можно сказать без преувеличений, что большинство людей на планете не имеют абсолютно никаких знаний и навыков о состоянии окружающей среды. Более того, многие даже нисколько не пытаются приобрести эти знания, умения и навыки для улучшения экологического состояния мира.

На мой взгляд, даже древние первобытные люди были более подготовлены своим поведением и деятельностью к жизни на Земле, они лучше «вписывались» в окружающую их природу. Уничтожая собственную среду обитания, люди тем самым заставляют себя задумываться над тем, как же в дальнейшем будут существовать их предки и что же останется от природы после деятельности современного человека. Чтобы ответить на эти вопросы, требуется экологическая грамотность всего населения. Избранные экологи-профессионалы не решат всех экологических проблем общества, ибо с природой постоянно контактируют все люди Земли, и среду от такого количества контактов не уберечь.[4]

К счастью, потерю экологической грамотности, заключающуюся в культуре народа, можно возродить скорейшим постоянным экологическим воспитанием и образованием. Разрушение природных комплексов нарастает с каждым днем и, возможно, на другой путь просто не останется времени. Но для успешного экологического воспитания и образования необходимо, на мой взгляд, по крайней мере, три основных условия:

а) полная и беспрекословная готовность общества усвоить основные экологические идеи и знания, а также готовность соблюдать их;

б) наличие множества учебников, периодических изданий и прочих пособий для изучения экологии и их достаточно популярный уровень;

в) высочайшая подготовленность педагогов любой специализации для преподавания экологии и природоведения, а также наличие многочисленных экологов в народном образовании страны.

Можно предположить, что уничтожение среды обитания зашло столь далеко и так хорошо заметно для обывателя, что беспокойство и даже страх делают его более восприимчивым к информации, касающейся темы, и к природоохранным вопросам. Наверное, первое из условий уже близко к выполнению, поскольку с каждым разом люди все больше и больше обеспокоенны экологическими проблемами и путями их решения. Ведь не начни беспокоиться они об этом сейчас – что ждет их потом?

Второе условие является хорошим поводом для размышлений. Его выполнение реализуется во многих учебниках, учебных пособиях и просто популярной литературе по экологии. Но при этом второе из сформулированных мной условий выполняется недостаточно, и здесь возникает множество проблем. Цель и задачи настоящей работы - осветить некоторые аспекты экологии и рассмотреть возможные конструкции пособий, рассчитанные не только на взрослых и состоявшихся умом людей, но и на детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В сознании ребенка должны с ранних школьных лет закрепляться экологические правила построения мира, ведь тогда, в дальнейшем, ему легче будет понимать различные природные явления. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить окружающему миру, даже если он и не изучал специально предмет экологии. Интуитивно он будет грамотно использовать природные ресурсы и правильно оценивать результаты своего влияния на окружающий мир. Важно, чтобы в раннем детстве у него в сознании закрепилось достаточно полная информация о природных закономерностях - экологических правилах, которым следует неустанно следовать всю свою жизнь.[8]

Проблема взаимодействия человека и окружающей среды с различных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории развития экологии как дисциплины. В связи с актуализацией идей воспитания экологической культуры младших школьников особое значение приобретают сегодня идеи природо - и культуросообразности воспитания. Истоки этих идей можно проследить в трудах таких великих педагогов, как Яна Амоса Коменского, Жан-Жака Руссо, Константина Дмитриевича Ушинского и Василия Александровича Сухомлинского.

Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное и духовное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Он неоднократно отмечал, что природа сама не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу и чувствовать ее красоту, нужно прививать эти качества с самого раннего детства, как только ребенок начнет осознавать все то, что его окружает.

Многолетнее изучение проблем экологического образования младших и старших школьников позволило исследователям выйти на определение экологической культуры, которая, по мнению И.Д. Зверева и И.Т. Суравегиной, должна быть связана с социально-нравственной деятельностью, вызывающей потребность в улучшении окружающей среды.

Дмитрий Владимирович Владышевский связывает сущность экологической культуры с природопользованием, осознанием опасности и недопустимости безудержного и неграмотного использования ресурсов планеты, и особенно тех ресурсов, которые природа не способна или не успевает возобновить.

Я согласна с высказыванием Лидии Петровны Молодовой, которая пишет: «Экологическая культура – составная часть общей культуры человека. Это образ, правила, стиль жизни, при котором человек имеет разумные потребности, сознательно и без чувства ущемленности отказывается от любых излишеств, бережлив к природным ресурсам, а его деятельность направлена на сохранение природы для блага людей и всего сущего в ней». И действительно, разъезжая по разным странам, можно с легкостью сказать, в какой стране высокий уровень культуры, а в какой низкий. Поскольку каждый культурный и уважающий себя человек не будет портить окружающий его мир, в котором ему предстоит прожить долгую жизнь. Как говорится в известной пословице: «Не плюй в колодец, из которого придется напиться».

Среди современных педагогов, занимающихся вопросами экологического воспитания, есть довольно интересная фигура – Андрей Анатольевич Плешаков. Он не только разрабатывает теорию экологического воспитания, но и предлагает конкретные методы работы с ней. Плешаков считает, что «усиление экологической направленности курса природоведения – это наиболее назревший и реальный на сегодняшний день шаг в направлении экологизации начальной школы...». И трудно с ним не согласится, ведь все основы воспитания и характера любого человека формируются с раннего детства, именно там закладываются основы всего, в том числе и основы экологической культуры.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что экологическое воспитание младших школьников очень актуально в наши дни и к данному вопросу стоит отнестись с особым вниманием.

Объект исследования: процесс экологического воспитания школьников в начальных классах.

Предмет исследования: дидактические условия и методические внедрения в процесс экологического воспитания младших школьников на уроках окружающего мира.

Цель исследования: определение дидактических условий эффективного внедрения методики экологического воспитания у младших школьников в процессе проведения уроков природоведения и окружающего мира.

Задачи исследования:

- изучение существующих в настоящее время проблем экологического воспитания младших школьников;

- создание предпосылок для правильного формирования экологического чувства и экологической культуры младшего школьника.

Глава I. Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема

  1. Понятие и характерные особенности экологического воспитания

В истории развития экологии как науки и дисциплины не раз менялся подход к рассмотрению и пониманию такого понятия, как «экологическое воспитание человека». «Сколько людей, столько и мнений» - так писал в своих работах римский драматург Публий Теренций. И с ним довольно трудно не согласиться, поскольку с течением времени и с развитием общества люди менялись, а значит менялись и мнения. К тому же каждый человек индивидуален, следовательно, склонен принимать свою особую точку зрения, что вполне разумно.

На мой взгляд, рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать с определения его сущности, а именно с двух основных понятий: экология и экологическое воспитание.

Экология – термин, предложенный Э. Геккелем в 1866 году - это наука о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Экологическое воспитание – это составная часть нравственного воспитания человека. А значит под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения, формирующиеся в человеке на протяжении жизни.

В сущности экологического воспитания, как правило, выделяются две стороны: первая - экологическое сознание, а вторая – экологическое поведение. Мне кажется, что в этой работе следует рассмотреть только формирование экологического сознания, поскольку для этого на уроках окружающего мира могут быть созданы все условия. В свою очередь экологическое поведение формируется с годами и не столько на уроке, сколько во внеклассной и внешкольной деятельности ребенка.

Создание нового отношения человека к природе – задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру ребенка, формировать у него новое отношение к природе, основанное на любви и неразрывной связи человека с природой. Экологическое воспитание дошкольника — это и есть познание всего живого, которое находится рядом с ребенком, взаимодействие со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ней.

Итак, основная цель экологического воспитания – формирование ответственного и правильного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама же природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда – она включает в себя и самого человека.

Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными и межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую и правовую.

Ответственное отношение к природе – это сложная характерная черта личности человека. Она означает понимание законов природы, определяющих саму жизнь общества, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране окружающей среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на планете.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения трех основных задач:

  1. Образовательных – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
  2. Воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
  3. Развивающих – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению и оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Необходимым условием успешного освоения всех экологических норм и получение хорошего экологического воспитания является организация практики поведения на природе младших школьников. То есть различные упражнения, тренинги, организация совместной внешкольной (досуговой) и школьной деятельности, где приобретенные правила могли бы применяться на практике и превращаться в норму поведения при определенных условиях. Только таким образом возможно привить любовь к природе и развить культуру по отношению к окружающей среде.

  1. Путь к экологической культуре у детей младшего школьного возраста

Особое внимание к проблемам экологического образования детей младшего школьного возраста можно объяснить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течении всего периода школьного обучения и актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.

Действительно, аксиомой уже является положение о том, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей его природной средой. Это взаимодействие жизненно необходимо человеку, и оно становится все более актуальным по мере роста самостоятельности ребенка и расширение сфер его деятельности. Более того, его чувства и разум развиваются соответственно тому, какой характер носит его отношение с природой.

Именно поэтому так важен начальный этап школьного обучения в экологическом воспитании, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.

За многие, а особенно за последние годы были исследованы принципы построения учебных предметов естественнонаучного цикла, направленные на экологическое образование детей младшего школьного возраста, на основе чего относительно недавно появились новые для начальной школы предметы, такие как «Мир и человек», «Экология и диалектика», «Естествознание», «Экология» и другие предметные дисциплины.

Решение указанных выше проблем никак не снизило актуальности разработки теории и методики экологического воспитания на начальном этапе школьного обучения. Даже обострились многие важные проблемы экологического образования. [3]

В нашей стране появилась тенденция рассмотрения экологического воспитания и образования как одного из важнейших аспектов социализации личности, то есть активного приспособления в среде обитания, принятие и выполнение законов существования человека в природе и обществе и их взаимодействие друг с другом.

Процесс социализации личности включает в себя:

  1. Формирование умения осуществлять различные роли, без которых невозможно безболезненное и неопасное взаимодействие человека и природы.
  2. Развитие определенных оценочных суждений, норм и социально-значимых мотивов поведения.
  3. Сформированность критического мышления, умение предвидеть последствия своего поведения, то есть так называемая «экологическая рефлексия».

Даже элементарная экологическая культура предполагает определенную степень философского осмысления окружающего человека мира. На этом этапе, который приходится на старший дошкольный и младший школьный возраст, к ребенку начинает происходит осознание различных качественных его состояний: рождения и изменения живого и неживого, условий существования живых организмов, их взаимосвязи, возобновление природных ресурсов и другое. Таким образом, осуществляется постепенный переход от чувственного взаимодействия человека со средой обитания и различными ее представителями до осознанного философского понимания этого взаимодействия. Конечно, дети младшего школьного возраста усваивают лишь первоначальные элементы такого знания, но потеря времени на этом возрастном этапе развития грозит тем, что восполнить образовавшиеся пробелы понимания взаимоотношений общества и конкретного его индивида с природой будет весьма сложно или даже почти невозможно. [8]

Стоит напомнить, что под экологической культурой человека понимается часть общей культуры, то есть совокупность гармонично развитых различных сфер личности человека, обеспечивающих экологически обоснованное взаимодействие человека с окружающим миром.

Общее представление об экологической культуре концентрируется на каждом этапе развития личности определенными показателями, что обусловлено типологическими особенностями возраста человека. Уровень развития экологической культуры выступает, таким образом, в качестве одно из критериев экологической образованности ребенка.

Понятие экологической культуры - комплексное, распространяющееся на весь спектр взаимоотношений человека с окружающей средой и пронизывающее всю личностную структуру общества и человека в целом. Это понятие включает в себя бережное и ответственное отношение к окружающему миру, любовь к природе и бесконечный ряд других понятий, которые неоднократно выдвигались как самостоятельные цели и задачи экологического воспитания.

Итак, экологическое воспитание – это целенаправленное воздействие на духовно - нравственное развитие детей, формирование мировоззрения и осознанного отношения к окружающему миру, формирование экологических знаний, умений и навыков.

В целом можно сказать, что экологическое образование определяется такими четырьмя основными понятиями, такими как «сознание - мышление - знание - деятельность». Именно в такой последовательности формируется экологическое воспитание ребенка. Само же воспитание оперирует такими терминами, как «ценности - отношения - поведение». Это три составляющие экологического образования, как «три кита, на которых держится мир».

Развитие экологической культуры личности – это результат широкого процесса экологизации личности, который включает в себя многие аспекты развития личности ребенка; как сложный часовой механизм, в котором один неработающий винтик приведет к поломке.

Исходя из всего вышесказанного понятие «воспитание экологической культуры» можно рассматривать как тождественное при условии целевой установки экологического воспитания на развитие экологической культуры. В более узком понимании термин «экологическое воспитание» может использоваться также в сочетании с другими категориями воспитательного процесса, как, например, «эколого-эстетическое воспитание», представляющее собой целенаправленное воздействие на развитие экологической культуры средствами изобразительного искусства, музыки, литературы и так далее.

Младший школьник в своем возрасте испытывает особый интерес к представителям животного и растительного мира, потребность их исследовать, «освоить» самостоятельно и непосредственно попробовать растение на вкус, рассмотреть внутреннее строение, потрогать листочки, шерстку животного и так далее. А значит ребенок младшего школьного возраста осваивает окружающий мир на предметно-деятельной и эмоционально-чувственной основе, через прямые тактильные, визуальные и прочие рецепторные ощущения.

Сформированная в этот период наглядно-образная картина мира является важнейшим фактором развития экологической культуры личности ребенка в подростковом возрасте. В связи с этим особую значимость имеет непосредственный контакт ребенка с представителями животного и растительного мира, опыт общения с природой, качественная сторона взаимодействия с окружающим миром. Интенсивность эмоционально-чувственного восприятия не снижается на протяжении всего возрастного периода, но к окончанию начальной школы начинает играть несколько иную роль: от «метода» взаимодействия с окружающим переходит в мотивационную сферу. То есть если для первоклассника восхищение красотой являлось самоцелью, то уже в третьем - четвертом классах - восхищение красотой растения – это мотив экологических действий (полить, расчесать, накормить, защитить и другое).

Между детьми, животными и растениями устанавливается интуитивное взаимоощущение, взаимовосприятие и тонкая связь. Между ребенком и объектом среды в процессе прямого контактирования образуются непосредственные объектные и межобъектные отношения. Ребенок всегда открыт для того, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки, в часть своей натуры и в часть своей личности. Этот возраст наиболее благоприятен и сенситивен для экологических воздействий природы на ребенка.

В числе других важнейших показателей сформированности экологической культуры можно выделить следующие:

- проявление ребенком интереса к объектам природы, к условиям жизни людей, растений, животных, попытки их анализировать;

- готовность ребенка участвовать в экологически ориентированной деятельности;

- потребность в общении с представителями животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;

- выполнение экологических правил поведения в окружающей среде становится нормой жизни, входит в привычку;

- способность к самоконтролю, осознание необходимости соотносить свои действия с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды, самого себя;

- наличие экологических знаний, умений и навыков и потребности в их расширении;

- проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческих видах деятельности;

- эмоциональные реакции на явления окружающего мира – способность к состраданию людям, животным, растениям.[2]

Многие из вышеперечисленных показателей сформированности экологической культуры ребенка эффективно формируются на занятиях по курсу «Окружающий мир» и в практической деятельности, а именно при непосредственном контакте с окружающей средой

.

Глава II. Формирование основных экологических представлений и понятий у учащихся начальных классов при изучении курса «Окружающий мир»

2.1. Методы и приемы формирования нравственно-экологического опыта у младших школьников

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют самостоятельно сложившиеся у школьников экологические и ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр и суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них правильное личное отношение к проблеме.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Различные задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствующие проявлению личного отношения учащихся к проблемам и к знакомству с реальными местными экологическими условиями, а также поиску возможностей их решения.

На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального и локального уровней. Познавательная деятельность учащихся стимулирует моделирование экологических ситуаций и нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Также активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок природы, рассказ и стихи о природе и тому подобное). Искусство в некоторой степени позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания, поскольку ребенку свойственны эмоциональный и чувственный подход к действительности. Эмоциональность особенно важна для развития мотивов изучения и охраны природы.[5]

Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета. Игры в младшем школьном возрасте лучше всего воспринимаются детьми и с их помощью проще и легче объяснить экологическую ситуацию в мире и создать правильное отношение к ней.

Также существует целый ряд методов, имеющих универсальное значение. Так, например, количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, констант, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники, технологии; опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым.

Реализация задач экологического состояния требует пересмотра многих форм и методов обучения детей. Большинство учителей, работающих в начальных классах, отдает предпочтение методам, формам и методическим приемам обучения, рассмотренным Н.А. Фроловой и Л.С. Квасцовой:

  1. стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, для чего используются на уроках сюжетно-ролевые игры, беседы, доклады учащихся, викторины, а также проекты, которые стали более популярны за последние десятлетия;
  2. развитие творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека, для чего привлекаются методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, опыт, лабораторная работа, беседа, наблюдение, то есть все традиционные методы;
  3. формирование исследовательских навыков и умений, способностей принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания – проблемный подход к процессу обучения, когда ребенок сам ищет ответы на волнующие и интересующие его вопросы;
  4. вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы - восстановление леса, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, плакаты; любая общественная деятельность, на правленая на улучшение экологии города).[6]

Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, учитель использует пример и поощрение. Наказание - это крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся. Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и нравственно - воспитанную личность.

Формирование экологических понятий у младших школьников осуществляется с помощью заданий, которым целесообразно придавать экологическую направленность. Задания, используемые на уроках, должны раскрывать не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические деятельностные аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого учащиеся чаще будут вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.

Систематизирование заданий позволяет ребенку увидеть конкретные среды обитания живых организмов - их дома и многосторонние связи со средой обитания и между собой, что позволяет ребенку открывать для себя многие экологические закономерности и правила.

В нравственно - экологическом воспитании младших школьников важны не просто отдельные мероприятия, а хорошо продуманный спланированный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды. Среди нетрадиционных форм организации работы на уроке, которым можно придать экологическую ориентацию, следует выделить уроки - праздники и тематические уроки. Содержание таких натуралистических праздников может быть различным, но принципы организации их в основном одни и те же. Неважно, какая тема избрана для того или иного праздника, главное, чтобы он был направлен на всестороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы и надолго запечатлелся в памяти всех его участников. «Охрана природы - долг всех и каждого» - вот основная идея, которая красной нитью должна проходить через все дела и всю жизнь человека.

Большую часть воспитательной нагрузки несет на себе период коллективной подготовительной работы праздника. В ходе подготовки надо стимулировать творческую инициативу, находчивость, выдумку школьников; поддерживать все их идеи и согласовывать с их пожеланиями. Желательно избрать совет дела, который уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения урока-праздника, разрабатывает задания и поручения ребятам. Каждому можно предложить домашнее задание: например, подготовить свой «добрый сюрприз». Учитель может помочь сориентироваться в выборе сюрприза, им может быть все, что угодно: от любого выращенного плода до чего-то более масштабного.

Ключ к успеху уроков-праздников - в преодолении формализма и штампа в их проведении. Необходимо смелее импровизировать, вводить в программы тематических уроков-праздников театрализованные кукольные представления, шествия шутливо-карнавального типа, устраивать выставки, аукционы, ярмарки, поддерживать импровизированное самодеятельное творчество учащихся. К этим урокам можно подготовить специальные выпуски стенгазет, конкурсы рисунков, плакатов, фотографий, сочинений-миниатюр о полюбившемся уголке природы.

Заслуженной популярностью у ребят пользуются конкурсы и турниры. Игровые конкурсы носят обычно комплексный характер, представляя собой сплав традиционных викторин, различных соревнований, выступлений. Так, турнир знатоков природы может включать несколько этапов:

  1. Конкурс на лучшего знатока тайн природы.
  2. Конкурс рисунков («Природоохранительные знаки»: командам предлагается нарисовать различные природоохранительные знаки, которые можно установить в лагере, в лесной зоне заботы, на экологической тропе).
  3. Эстафета эрудитов (она проводится цепочкой: первая команда задает вопрос второй, вторая - третьей и т. д.).
  4. Конкурс устных рассказов на тему «Красная книга природы» (участники турнира должны рассказать о самом удивительном, на их взгляд, представителе флоры или фауны, попавшем на страницы Красной книги). Для конкурса можно предложить и такие темы: «Самый красивый уголок нашего края», «Удивительное растение (животное)».
  5. Конкурс знатоков голосов природы (команды слушают магнитофонную запись с голосами птиц, других животных. Ее включают 2—3 раза. Необходимо написать названия животных в том порядке, в каком звучали их голоса),
  6. Реклама книг о природе (книга может быть предложена заранее или в ходе турнира).
  7. Конкурс на лучшую инсценировку басни, персонажами которой являются представители флоры или фауны.

Победителей в личном и командном первенстве определяют по итогам турнира в целом и всех участников награждают приятными подарками от самой матушки-природы (фрукты). [19]

2.2. Экологическое обучение на уроках окружающего мира

Экологическое образование и воспитание учащихся осуществляется в урочной и внеурочной деятельности. Внеурочная работа более интересна для учащихся своей свободной и своеобразной формой, а классная – несёт больше информации. Для того, чтобы заинтересовать учащихся, уроки тоже стоит сделать оригинальными, чтобы они были разнообразными, интересными и увлекательными. Как правило, в педагогической практике используются различные формы и методы проведения уроков. Необходимо, чтобы ребята были не только слушателями, но и сами принимали активное участие в проведении урока.

Так, работа по системе «Зелёный дом», разработанная Андреем Анатольевичем Плешаковым, предусматривает формирование у младших школьников представление об экологии как о науке о взаимосвязях всего живого в природе в доступной для учеников этого возраста форме. Основные экологические понятия усваиваются в ходе уроков природоведения. Ниже хочу привести примеры из этой системы по разработке уроков по темам: «Что такое экология?», «Лес и человек» (урок-путешествие).

Тема урока: «Что такое экология?» (3 класс).

Цель урока: Обобщить знания о взаимосвязях живых существ с окружающей средой. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: Рисунки учащихся, книги-малышки, плакаты, репродукции картин природы.

План урока.

1. Проверка домашнего задания.

2. Работа по схемам (знакомство с новым материалом на основе ранее изученного).

3. Формирование понятия «окружающая среда» с помощью схемы в учебнике.

4. Обобщение знаний – понятие экологии как науки.

5. Задание на дом.

Ход урока.

Урок начинается с проверки домашнего задания: «Как история с комарами и кошками повлияла на природу острова Калимантан?». Дети могут рассказать о ней по рисунку учебника, провести повторное построение модели на магнитной доске.

Этих бед, наверное, можно было бы избежать, если бы люди, применявшие на острове ядохимикаты, посоветовались с учёными-экологами. Что же это за наука – экология? Выяснить это – задача сегодняшнего урока. На острове не учли, что разные живые существа тесно связаны между собой. Эти и подобные им связи изучают экологи.

Затем проводится систематизация изученных учащимися экологических связей по схемам: связи между живой и неживой природой, связи внутри живой природы (между растениями и животными), связи между природой и человеком.

Учащиеся приводят конкретные примеры, «зашифрованные» в каждой схеме. Важно обратить внимание на взаимный характер связей, что показано на схемах двумя стрелками разного направления.

Вопросы учащимся: «В чём состоит значение неживой природы для живой?», «Как живая природа влияет на неживую?». В случае каких либо затруднений учащихся учитель помогает им: напоминает о ранее изученном или сообщает факты, пока неизвестные детям. Далее переходят к выяснению значения самого слова «экология». Слово экология произошло от греческих слов «экос» – дом и «логос» – наука, то есть это наука о доме, о «природном доме». Экология – наука, которая исследует как живые существа связаны со всем тем, что их окружает. Затем вводится понятие «окружающая среда». Для этого используется схема учебника Плешакова, 2002,стр. 149 . [15;122]

Три маленьких круга, в каждом из которых один объект – животное (заяц), растение (берёза), человек. Каждый маленький круг окружён большим, обозначающим окружающую данный объект среду. В большом круге помещён вопросительный знак: ученики перечисляют, что составляет окружающую среду для берёзы, для зайца, для человека.

После этого учащиеся самостоятельно попробуют сформулировать определение экологии, а затем прочитают определение из учебника: Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

В заключение учитель предлагает учащимся подумать над вопросами: «Согласен ли ты с тем, что экология – увлекательная наука? Объясни. Докажи, что экология очень важная наука». В качестве домашнего задания учащимся предлагается продолжить размышления над этими вопросами.

Тема урока: «Лес и человек» (4 класс).

Цель урока: Создать у детей яркое представление об удивительном многообразии и впечатляющей красоте лесов нашей Родины; дать представление о Красной книге, о рациональном использовании природы; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Карта природных зон России, Красная книга Смоленской области, выставка книг о лесе, условные знаки охраны природы, выставка детских рисунков «Планета заболела», запись «Голоса птиц», динамическая модель «Лес и человек».

Ход урока.

1. Подготовка к путешествию.

Сегодня предстоит совершить замечательное путешествие в природную зону нашей России - лесную. Во время прогулки по лесу поговорим о нашем зелёном друге, его обитателях, о нас с вами. Нет на земле человека, чья жизнь так или иначе не была бы связана с лесом (показываю на карте природных зон лесную зону).

2. Повторение и проверка знаний и умений учащихся по теме «В зоне лесов» выполнение заданий по группам под музыку и пение птиц).

1. что такое лес? (Лес – это сообщество растений из деревьев, кустарников, трав, мхов, грибов, лишайников).

2. Что лишнее? Объясните почему. (Карликовая берёза, тополь, полярная сова, мох, ягель, морошка: лишнее – полярная сова – не растение).

3. Составьте цепи питания (используется тетрадь для творческих работ к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир», 4 класс).

Казалось бы чем полезны волк, тигр, барс? Даже в сказках их изображают обычно злыми. Но вот и барс попал в Красную книгу! «Хищники, как и другие животные, необходимы в цепи питания» – считает Лесовичок. А как вы думаете? (ответы детей). А теперь представьте, что в недалёком будущем на земле совсем не останется лесов. Что же тогда ожидает нас, людей? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выяснить, какую роль играет лес в природе и жизни человека.

3. Роль лесов в природе и жизни человека.

Дети пробуют самостоятельно охарактеризовать эту роль. Сопоставление своих выводов со схемой, приведённой в учебнике «Окружающий мир 4 класс» на стр. 70.

4. Правильно ли мы используем леса?

Беседа об использовании и охране лесов. Обозначение факторов негативного воздействия на лес и соответствующие меры охраны, условные обозначения. Правила поведения в лесу.

5. Чтение экологического вестника (заметки из газет и журналов).

Вопросы: «Кто виновник экологических бед? Назвать редкие растения (используется красная книга). Что грозит этим растениям?».

Вывод: всё, что создано природой, должно оставаться в неприкосновенности (используются природоохранительные знаки)

6. Решаются экологические задачи: «В путешествие отправились 26 человек. Сколько погибнет цветочков, если каждый сорвёт по 3 цветка?».

7. Чтение сочинений на тему: «Что нам сказали бы цветы, если бы умели говорить?».

Вывод: Бесхозяйственность человека приводит к гибели лесов, растительного мира. К природе нужно относиться бережно, по-хозяйски.

8. Итог урока. Как люди борются за сохранение растительного мира? Чему вас этот урок научил? А над чем этот урок заставил задуматься?

9. Домашнее задание: «Охрана природы». [19]

Заключение

К концу начального обучения может быть сформирована готовность ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой. Эта готовность включает:

  1. эмоциональную готовность – восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам;
  2. деловую готовность - возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (чувство сопереживания, сочувствия);
  3. интеллектуальная готовность - определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры.

Во-первых, уровень экологической воспитанности человека определяется не тем, что он говорит о правилах поведения в природной среде, а тем, как он выполняет эти правила.

Во-вторых, учитывая психологические особенности младшего школьника, отметим, что более актуальными для него являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а не сведения о нем, полученные от взрослого или из книг. Исходя из этого, подчеркнем особую важность организации условий для установления эмоциональных связей ребенка с природой и его разнообразной деятельностью в ней (т.е. двух компонентов педагогического процесса - «отношения» и «поведения»).

В процессе изучения объекта природы необходимо начинать с информации, которая апеллирует не к разуму ребенка, а к его чувствам.

Анализ эколого-педагогической литературы позволяет сделать следующие выводы:

1. Экологическое воспитание – это постоянный и систематический процесс, который начинается со старшего дошкольного возраста человека и продолжается всю его жизнь, направленный на овладение ребенком правилами поведения на природе, формирование любви и бережного отношения к окружающему миру и к самому себе. Передача экологических знаний и опыта осуществляется различными социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации, семьей и особенно образовательными учреждениями разного уровня и направленности.

2. Экологическое воспитание ребенка занимает одно из ведущих место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние на отношение к современным экологическим проблемам, на стремление помочь окружающему миру и сделать его чище, а значит лучше.

3. Педагогический смысл работы по экологическому становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных знаний о природе к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и свой экологический выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании экологического воспитания и образования школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. Кроме педагогического воздействия на формирование экологически - нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения и интересы ребенка, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование экологического образования ребенка; общественное мнение об экологии, сложившееся в нашей стране, также накладывает отпечаток на формирование личности.

4. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста - это одна из главных задач, которую ставит перед собой современная школа, здесь очень важно сформировать глубокую человеческую нравственность. Это воспитание включает в себя формирование у школьников нравственных понятий, суждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам современного общества, направлено на формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать своё поведение с интересами общества. Нравственные понятия и суждения отражают сущность нравственных явлений и дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что не справедливо. Нравственные понятия и суждения переходят в убеждения и проявляются в действиях, поступках. А нравственные поступки и действия – определяющий критерий нравственного развития личности.

Список литературы

1. Аквилева А. К. «Методика преподавания естествознания в начальной школе». – М., 2001.

2. Антипина Т. В. «Экология и образование. Воспитание школьников». – М., 2000.

3. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ». – М., 2006.

4. Вилкова Л. В. «Развивающие игры на уроках природоведения». - М., 2006.

5. Грекова Л. И. «В союзе с природой». – М., 2000.

6. Зверев И. Д. «Экологическое воспитание школьников». – М., 1983.

7. Исаева Н.Н. «Научить понимать и любить природу». – М., 2000.

8. Колесникова Г. И. «Экологические экскурсии с младшими школьниками». – М., 1999.

9. Климцова Т. А. «Экология в начальной школе». – М., 2000.

10. Мороза Е. Е. Эколого-гражданский проект «Зеленая аллея памяти». – М., 2006.

11. Николаева С.Н. «Теория и методика экологического образования детей». — М., 2005.

12. Николаева С. И. «О некоторых подходах к экологическому воспитанию детей». – М., 1990.

13. Новолодская К. Г. «Методика развития экологической культуры у младших школьников». – М., 2002.

14. Прохорова С. Ю. «Тропинка в природу: организация экологических исследований с младшими школьниками». – М., 2008.

15. Руднянская Е.И. «Экологическое воспитание в начальной школе». – М., 2007.

16. Рыжкова Н. «Экологический паспорт школы». – М., 2000.

17. Рыжкова Н. «Экологическая тропинка». – М., 2000.

18. Шевчук Н.А. «Мир вокруг нас». – М., 2000.

19. Плешаков А. А. «Зелёные страницы». – М., 1994.

20. wikipedia.ru – Свободная энциклопедия

Формирование основных экологических представлений и понятий у учащихся начальных классов при изучении курса «Окружающий мир»