Методологические основы повышения эффективности внутреннего туризма и создание конкурентоспособного и качественного турпродукта

Содержание

Введение

I. Внутренние речные круизы

  1. Общее положения о договоре круиза
    1. Обязанности сторон при организации круизов
    2. Организация круиза
    3. Услуги на круизе
    4. Анализ состояния и развития речных круизов
    5. Тенденции развития въездного туризма в Российской Федерации
    6. Разработка круиза Самара-Санкт-Петербурга- Самара
    7. Взаимоотношения с поставщиками услуг
    8. Калькуляция тура

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Высокие темпы роста вклада туристской индустрии в экономику туристских регионов и его возрастающее влияние на социальную составляющую жизнедеятельности человека требуют системного и научного подхода к изучению туризма, как многосложной открытой и динамической системы, имеющей собственную структуру с многообразием внутренних связей и являющейся составной частью более сложной супер системы. Повышение эффективности деятельности всей системы с ее многочисленными взаимодействиями с множеством разнородных отраслей, специфические особенности конечного продукта, содержание которого определяется потенциалом туристских ресурсов региона, и наибольший вклад в создание которого вносит сфера услуг, обуславливают необходимость разработки обоснованных и действенных методик по ее управлению и определяют актуальность темы исследования.

Принимая во внимание процедуру формирования туристского продукта, основной вклад в который вносит сфера услуг во всем своем многообразии, следует рассматривать качество оказываемых услуг как основной критерий качества всего турпродукта, который имеет решающее влияние на эффективность деятельности туристского предприятия. В этой связи, разработка и обоснование методик по управлению качеством и его оценкой, приобретают первостепенное значение и определяют актуальность диссертационного исследования.

Сегодня каждая предпринимательская структура, включая туристские фирмы, свободна принимать любые производственные решения в рамках действующего законодательства. Поэтому со стороны российских предпринимателей и экономистов возрастает интерес к концепции управления и маркетинговым методам воздействия на формирование спроса и укрепление позиций фирмы на рынке. Маркетинг для российских предпринимателей становится средством выживания в конкурентной борьбе, расширения предпринимательской деятельности, увеличения доходов и прибыли. Ключевым фактором при исследовании рынка (в любой отрасли) является потребитель, а в туризме особенно, так как туристские предприятия продают туристские услуги, которые являются (по определению) крупным сегментом сферы услуг, обеспечивающим удовлетворение потребностей людей и реализацию их деятельности в свободное время. В связи с вышесказанным особое внимание уделяется турпродукту, то есть исследованию действительного и постоянного спроса на туристском рынке (исследование моды, привязанности, предпочтений и так далее), на основе которого генерируются идеи относительно нового турпродукта и претворяются в жизнь. Ведь интересный, уникальный продукт – ключевой фактор успеха конкуренции, своеобразной битве за покупателей. Создание привлекательного турпродукта является самым важным средством реализации маркетинговой стратегии. Оно непосредственно связано с производственными процессами в турфирме. Товарная политика требует принятия согласованных решений между производством и продажей в отношении ассортимента и массы турпродукта. При создании турпродукта необходимо четко понимать, что в действительности будет покупать иностранный турист, ведь он оплачивает не гостиничное размещение, а новые ощущения и знакомство с неизвестным, уют, внимание, располагающую обстановку. Поэтому создание турпродукта начинается с изучения его потребительских качеств и свойств, выявления наиболее привлекательных его сторон для иностранных туристов, затем последовательно формируется сам товар – пакет туристских услуг.

Все вышеизложенное определяет актуальность разработки и обоснования методических положений, позволяющих оценить влияние въездного туризма на экономическое развитие и решение социальных проблем региона.

Целью исследования является изучение методологических основ повышения эффективности внутреннего туризма и создание конкурентоспособного и качественного турпродукта, который будет востребован на рынке.

Эта цель определила соответствующий круг задач:

1. Сделать анализ состояния и перспектив развития въездного туризма в РФ.

2. Выявить тенденции развития въездного туризма в Российской Федерации

II. Разработка круиза «Самара-Санкт-Петербург-Самара».

3. Разработать программу круиза « Самара-Санкт-Петербург-Самара».

4. Описать взаимоотношения с поставщиками услуг.

5. Сделать калькуляцию тура.

Объектом исследования является система внутреннего туризма РФ.

Предмет исследования - организационно-экономические методы создания турпродукта.

I. Внутренние речные круизы

России внутренние речные круизы проходят по пяти бассейнам, в которых предусмотрен заход в 41 порт. Крупнейший морской порт России — Санкт-Петербург. Он принимает океанские лайнеры ведущих круизных компаний мира. Здесь функционируют десятки регулярных, сезонных и чартерных маршрутов в Швецию, Финляндию, Норвегию, Германию и другие европейские страны. Следует отметить также такие порты, как Калининград, Мурманск, Архангельск, Владивосток, Находка, Новороссийск, Сочи, Туапсе .

В России организуются следующие рейсы:

туристские, действующие по специальным маршрутам и расписаниям. Они рассчитаны на большую продолжительность поездки, во время которой туристам предоставляется определенный комплекс услуг;

прогулочные, продолжительностью не более шести часов, без остановок в портах и без предоставления экскурсий и досуго-развлекательного обслуживания;

специальные, выполняемые по отдельным заказам;

линейно-транспортные-регулярные рейсы между отдельными портами для перевозки пассажиров по установленным маршрутам и расписаниям.

Судоходными реками России в европейской части являются Волга, Кама, Ока, Дон, Белая, Вятка, Сухона, Вычегда, Северная Двина, Мезень, Печора.

В азиатской части судоходны Обь и ее притоки Иртыш, Тобол и Ишим, реки Енисей, Ангара, Лена с притоками Витим, Олекма, Вилюй и Алдан, а также Амур и судоходные участки на северных реках Яна, Индигирка и Колыма.

Бассейны рек Волга и Дон соединены друг с другом Волго-Донским (протяженностью 101 км), а с Ладожским и Онежским озерами Волго-Балтийским (1100 км) и Беломоро-Балтийским (227 км) судоходными каналами.

Протяженность Северо-Двинской системы составляет 130 км, канала Москва-Волга - 128 км, а длина Сайменского канала между Выборгским заливом (Россия) и озером Сайма (Финляндия) составляет 43 км.

На внутренних водных путях расположено около 700 судоходных гидротехнических сооружений, причем, протяженность искусственных судоходных путей составляет 13,8 тыс. км.

Общая протяженность эксплуатируемых внутренних водных путей составляет 101,8 тыс. км, из них:

а) 72,3 тыс. км имеют знаки судоходности;

б) 46,2 тыс. км с гарантированными глубинами;

в) 30,5 тыс. км с освещаемыми и светоотражательными знаками;

г) 26,611 тыс. км в европейской части страны при средней плотности сети судоходных линий 6,6 км на 1 тыс. км2;

д) 59,905 тыс. км - в азиатской части станы при средней плотности сети судоходных линий 4,5 км на 1 тыс. км2.

Эксплуатируется на внутренних водных путях 18291 судно технического флота и пассажирские суда, из них моложе 10 лет только 354.

При разработке программ и описании маршрутов круизов по внутренним водным путям как в своем регионе, так и удаленных районах России, туроператор должен иметь в виду доступность тех или иных транспортных средств и существующую инфраструктуру.

В навигацию 2004 г. действовали более 300 регулярных пассажирских и 125 туристских линий, 565 речных переправ и паромов.

В 2005 г. имелось 125 речных и озерных портов, а перевозочную деятельность осуществляли 1675 судоходных компаний.

Главные пассажиропотоки проходят по рекам Волге, Се верной Двине, Енисею, Амуру, Лене, а также по Волго-Балтийскому пути.

По сравнению с 1992 г. пассажиропоток на внутреннем водном транспорте в 1998 г. с 44 млн. человек за счет уменьшения числа пассажиров в дальнем и пригородном сообщении сократился до 18 млн.

К 2004 г. пассажиропоток возрос до 27,5 млн. человек и распределился так:

57% (15,7 млн. чел.) всех пассажиров перевозиться внутри городов;

37% (10,3 млн. чел.) перевозиться в пригородном сообщении;

5% (1,4 млн. чел.) — в дальнем сообщении.

Еще в 1988 г. для иностранных и отечественных туроператоров судовладельцами были выполнены рекламные рейсы по маршрутам Ленинград - острова Валаам, Кижи - Петрозаводск и по реке Лена по маршруту Якутск - устье реки Витим на теплоходах проектов 302 и КУ-065.

В 1990 г. был выполнен рекламный рейс по маршруту Москва - Санкт-Петербург, а с 1991 г. были открыты постоянные маршруты Москва — Казань и Москва — Санкт-Петербург.

В начале 90-х гг. ряд пароходов стали работать с иностранными туристскими организациями напрямую .

1.1 Общее положения о договоре круиза

Одной из разновидностей договоров водной перевозки пассажиров являются договоры круиза.

КРУИЗ - (англ. "CRUISE" -курсировать, совершать рейс, водное путешествие, плавание) на внутреннем водном транспорте выделился в самостоятельный вид перевозок отдыхающих пассажиров на туристских и экскурсионно-прогулочных линиях по специальному маршруту, как правило, с оборотом - «туда и обратно» в 60-е годы, когда в эксплуатацию были введены специализированные комфортабельные суда.

В системе действующих в РФ нормативных актов отсутствует определение этого понятия. Имеется лишь часть 4 ст.97 КВВТ РФ, что «пассажиру в подтверждение заключения договора перевозки по экскурсионно - прогулочным и туристским маршрутам перевозок пассажиров вместо билетов может выдаваться путевка или билет на перевозку группы пассажиров». Однако специфика правоотношений сторон при подобных перевозках нуждается в четком определении, которое предлагалось в таком виде: «По договору речного круиза одна сторона - организатор круиза - обязуется осуществить для другой стороны - участников круиза поездку-путешествие по внутренним водным путям с предоставлением комплекса услуг по определенной программе: перевозка, питание, бытовое и экскурсионное обслуживание, развлечения и т.д. за установленную плату, с выдачей путевок или заменяющих их документов. Документом на выполнение круизного рейса является оплаченный групповой билет, выданный перевозчиком организатору круиза на-основании заключенного сторонами договора об организации круиза».

Круизы бывают двух видов - если поездка осуществляется продолжительностью свыше 24 часов, т.е. с ночлегом, она относится к туристской, а при продолжительности менее 24 часов - к экскурсионно-прогулочной.

Организатором круиза может выступать непосредственно судовладелец - перевозчик, проводящая круиз на определенной туристской линии экскурсионная организация (фирма), или коллектив предприятия, организации.

Организатор круиза может заранее заключить с перевозчиком договор об организации круизов на несколько рейсов, в том числе на условиях фрахтования судна (ст.632 или 787 ГК РФ) или на проезд отдельной группы отдыхающих пассажиров.

Групповые билеты на каждый рейс выдаются представителю организатора круиза при предъявлении им документа, подтверждающего оплату круиза.

При фрахтовании судна на время для круиза фрахтователь выступает в качестве перевозчика со всеми правами, обязанностями и ответственностью по договору аренды. Судовладелец несет ответственность за действия экипажа арендуемого судна.

1.2 Обязанности сторон при организации круизов

Судовладелец обязан соблюдать установленное расписание движения судна. О всех возникающих изменениях и отклонениях в расписании движения судна в случае задержки прихода судна в порт и сокращения времени стоянки администрация судна обязана оповестить об этом работников туристского круиза и туристов, принять меры к выполнению программы обслуживания туристов.

В случае изменения установленного расписания движения судна, вызвавшего нарушение программы обслуживания туристов, виновная сторона оплачивает другой стороне ее фактические убытки.

Если судовладелец по каким-либо причинам не может предоставить судно, предусмотренное договором, то он предоставляет туристской организации другое однотипное судно. В случае непредставления судна в срок, предусмотренных договорам, либо невозможности выполнения круизной программы в полном объеме - время задержки судна, продления или сокращения круиза более, чем на 12 часов, исключается из периода оплаты аренды или, по согласованию сторон, круиз продлевается на время задержки или сокращения.

В случае вины одной из сторон виновная сторона оплачивает другой стороне ее фактические убытки, связанные с этой задержкой, продлением иди сокращением рейса.

В случае, если судно оказывает в период проведения круиза помощь судну или людям, терпящим бедствие на море, судовладелец ответственности за задержку рейса перед турфирмой не несет. Рейс с согласия сторон продлевается на то время, которое затрачено на оказание помощи. За время, использованное на оказание помощи, дополнительная арендная плата и плата за питание туристов не взимаются.

В дни посадки и высадки туристов арендная плата за период действия договора исчисляется обычно из расчета часовой стоимости аренды судна в сутки.

Туристская организация несет ответственность перед пароходствам за просрочку платежей за аренду судна, срок выплаты которых установлен договором (обычно этот штраф составляет 0,05% за каждый день просрочки от общей суммы платежей по договору). Стороны вправе аннулировать договор не позднее, чем за три месяца до начала рейса. В случае аннуляции договора позднее, чем за 3 месяца до начала рейса, сторона, аннулировавшая договор, возмещает другой стороне ущерб, сумма которого не должна превышать 50% стоимости арендной платы за рейс. Общий размер ущерба определяется сторонами.

1.3 Организация круиза

Типовые договоры об организации туристских и экскурсионно-прогулочных круизов приводятся в Правилах перевозок пассажиров и багажа.

Организатор круиза обязан обеспечить все виды специального обслуживания, в частности, развлечения туристов и экскурсантов на судне, прогулки и экскурсии на берегу в местах продолжительных стоянок судна с предоставлением необходимых видов транспорта (автобусов, катеров и др.), игрового и спортивного инвентаря и т.п.

По согласованию между капитаном и организатором круиза на судне устанавливается общий для всех распорядок дня, который должен соблюдаться всеми пассажирами.

Организатор круиза или судовладелец (перевозчик) имеет право отказаться от исполнения договора круиза при наступлении обстоятельств, делающих невозможным его исполнение (см. договор перевозки пассажиров) с проведением соответствующих перерасчетов с участниками круиза.

Отставший от судна турист может по предъявлении туристской книжки или корешка путевки, с разрешения начальника пристани, вокзала доехать до пункта ближайшей остановки туристского судна на попутном судне без дополнительного оформления проезда (без права оформления остановки пассажира в пути).

1.4 Услуги на круизе

Символом круизного флота стали комфорт и комплексность обслуживания туристов.

Сегодня на судах уровень обеспечения туристов различными услугами может сравниться лишь с самыми дорогими курортами. Номенклатура мероприятий для достижения этого на борту отличается большим разнообразием: несколько ресторанов, индивидуальная отделка помещений и мебели, своя кухня, спортивные и оздоровительные мероприятия для различных возрастных групп, пляж во время стоянок, различные развлекательные программы, наличие казино, тематические лекции, выставки, программы для детей и подростков.

Круизный лайнер - это целый плавучий город в миниатюре, который принимают на свой борт от двухсот до пятисот-шестисот туристов и примерно столько же человек обслуживающего персонала и команды. Гостям корабля предоставляется возможность разместиться в комфортабельных 2-комнатных люксах и полу люксах, а также в 1-местных и 2-местных номерах со всеми удобствами и в 3- и 4-местных семейных каютах. На теплоходах созданы все условия для того, чтобы морское путешествие прошло без забот. Для путешественников работают многочисленные уютные рестораны и бары, магазины, кинозалы, музыкальные салоны и разнообразные службы сервиса. На 5-7 просторных пассажирских палубах обычно расположено несколько закрытых и открытых бассейнов, соляриев, спортзалов, саун. На все дни круиза предусмотрена разнообразная культурно-развлекательная программа. Она включает экскурсии в местах швартовки корабля, разнообразные увеселительные мероприятия, праздники и тематические дни на борту судна. В продолжение всего тура у отдыхающих практически не бывает свободного времени - так плотно составляется график. Кроме того, некоторые турфирмы организовывают специальные круизы, посвященные какой-либо отдельной профессиональной, занимательной или любой другой тематике.

Флот предоставляет для перевозки и обслуживания туристов суда, укомплектованные экипажем, снабженные всем необходимым и находящиеся в состоянии, соответствующем требованиям и нормам Морского Регистра. Смена постельного белья в каютах путешественников производится не реже 1 раза в 7 суток. Это входит в стоимость обслуживания.

Платными, предоставляемыми туристам за наличный расчет, являются: игральные автоматы, спортивно-медицинские тренажеры, сауны, массаж, услуги парикмахерских, портных, фотографов, почты, прачечных и химчистки, продукты и товары, приобретенные в магазинах, киосках, буфетах барах, работу которых обеспечивает судовладелец, экскурсии на берегу, телефон. На заграничных участках плавания продажа продуктов и товаров в буфетах, барах, киосках производится с оплатой туристами согласно действующему Положению. Бесплатно на теплоходах обычно предоставляются: медицинское обслуживание, камеры хранения (кроме автоматических), библиотека-читальня, детские комнаты, пользование салонами, внутренним телефоном, телевизорами в каютах и салонах, гимнастическими залами, бассейнами, ванными и душами, шезлонгами и циновками, постельным и банным бельем, справками справочного бюро по вопросам проезда.

На собственных судах турфирм услуги распределяются примерно так же. Туристам разрешается провозить багаж и ручную кладь в размерах, предусмотренных действующими Правилами. В период действия договора проезд и обслуживание на судне могут, осуществляются только по туристским книжкам, выданным туристам руководителем маршрута (тура, круиза) на основании туристских путевок. Перечень бортовых услуг во многом зависит от сегмента туристов - потребителей данного тура. Например, круизы по Карибскому бассейну предпочитают молодежные семейные пары - отсюда большое количество дискотек, казино, конкурсов, типа "раскрасим корабельный холл" и др.

Организация всей культурно-досуговой, развлекательной работы в портах захода и другие мероприятия для туристов на борту судна и на берегу осуществляется туристской организацией, арендующей судно. Ответственным представителем туристской организации на борту судна является руководитель круиза (руководитель морского туристского маршрута, руководитель морского тура).

План мероприятий, проводимых туристской организацией на судне, согласовывается с судовой администрацией, которая оказывает содействие проведению этих мероприятий. Администрация судна предоставляет работникам туристской бригады право бесплатного пользования судовой радиотрансляционной сетью, по которой ежедневно производится трансляция передач, грамзаписей и путевой информации в течение 7 час. в соответствии с программой и расписанием передач.

Руководителю круиза предоставляется право бесплатного пользования служебной радиосвязью по судовой радиостанции по вопросам туристско-экскурсионного обслуживания. Питание туристам предоставляется в судовых ресторанах, по стоимости, указанной в договоре, и по меню, согласованному с руководителем группы. Последний имеет право вносить изменения в распорядок питания туристов, связанные с проведением экскурсионной программы. Основанием для расчета за питание являются акты (счета), подписанные руководителем круиза, и представителем администрации судна согласно установленному порядку.

Питание штатных сотрудников круиза, назначенных туристской организацией, производится по рациону питания экипажа судна за наличный расчет в столовой экипажа.

1.5 Анализ состояния и развития речных круизов

Говоря о спросе туристов на круизы, нужно отметить тот факт, что они пользуются большим спросом, хоть и произошло крушение теплохода «Булгария», но это дало небольшое число отказов. Генеральный директор компании «Инфофлот» Александр Сахаров обращает внимание на отсутствие отказов. «Мы объясняем, что наши суда в хорошем состоянии, прошли серьезную модернизацию. Теплоходов, подобных «Булгарии», в нашем парке нет», – подчеркнул он. Сахаров сообщил также, что клиенты не только не отказываются от поездок, напротив, идет активная покупка билетов на предлагаемые туры [1]. Бронирование билетов на круизы начинается зимой, т.к. весной или летом уже трудно приобрести путёвку из-за большого «наплыва» на туры.
Хотя круизный туризм имеет большой спрос в России, у него существует и ряд проблем, которые нужно решать. Сюда можно отнести такие недостатки как:
1. практически полное отсутствие оборудованных пассажирских портов и стоянок;
2. неудовлетворительное состояние речных причалов;
3. отсутствие специально оборудованного и укомплектованного комфортабельного круиз-ного судна;
4. изношенность и «старость» речного флота;
5. практически не ведётся строительство новых речных теплоходов;
6. низкий уровень сервисного обслуживания при достаточно высокой стоимости услуг.
На сегодняшний день разрабатываются программы развития регионов по круизному туризму. Например, Правительство России одобрило проект федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 г.». Согласно программе, до 2013 г. объем средств федерального бюджета, выделяемых на развитие Дальнего Востока и Забайкалья, составит около 430 млрд. рублей, а с учетом частных инвестиций должен превысить 566 млрд. рублей. Основная часть средств федерального бюджета в рамках программы будет направлена на развитие транспорта. На эти цели в 2008-2013 гг. будет направлено 58 % средств. В частности, на эти деньги будут реконструированы 22 аэропорта, 13 морских портов, построена современная паромная переправа, соединяющая Сахалин с материком, также будет проложено 6,5 тысяч километров дорог. Остальную часть средств федерального бюджета предполагается направить на развитие инженерной инфраструктуры, социальной сферы, водного хозяйства, связи .
Также проводятся всевозможные конференции на тему круизного туризма, например, 7-8 июля 2011 года в рамках Проекта Партии «Единая Россия» состоялась III Международная конференция «Санкт-Петербург — морская столица России. Морской туризм». На заседании был выдвинут ряд проблем и предложены пути их решения. Член Совета Федерации от Краснодарского края Александр Починок подчеркнул: «Мы отстали на десятки лет в области пассажирского судостроения, а судостроители никогда не научатся делать речные суда, если им их не заказывать. С морскими судами мы проиграли навсегда. Их придется покупать за границей. Россия обладает единой мелководной системой, исходя из этого, надо определить, какой флот нам нужен, и начать строить суда» .
Однако у этого вида туризма есть и свои перспективы развития. А именно, возобновление активного равномерного круизного судоходства на всем протяжении р. Волги в настоящее время является приоритетным направлением политики волжских регионов в сфере рекреации, способствующим укреплению межрегиональных связей, а также связей между органами управления туризмом и частными фирмами, работающими на круизном рынке. Но самый главный шаг в эффективном развитии круизного туризма заключается в создании теоретико-методологической основы, способствующей совершенствованию методов исследования, оптимизации организационной структуры и практической деятельности.
Сложность разработки круизных туров состоит в том, что на сегодняшний день речных судов осталось мало, поэтому возникают трудности с арендой теплоходов. В центральной России круизный туризм достаточно развит, особенно в таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород, Астрахань и т.д.
Предлагаемый турпродукт призван решать часть проблем, он может быть конкурентоспособен и удовлетворять потребности туристов в круизном и познавательном виде туризма. Название «Выходные зовут в круиз!» - круиз по волге. Подобные турпродукты разрабатывают такие туроператоры как « Инфофлот», «Мостурфлот», «Водоход» и другие.
Речные круизы- это уникальный способ сочетать насыщенные экскурсионные туры с комфортабельным отдыхом без утомительных переездов. Туристы смогут посетить древние города, монастыри, познакомитесь с древнерусским зодчеством, насладиться природой рек и озер. Недостатком подобных туров может служить тот факт, что круизные путешествия нужно бронировать заранее, примерно за полгода до предстоящего тура. Так как круизы пользуются большим спросом, существует нехватка подобных туров. В связи с этим актуальна разработка круизного тура по р. Волга.
Круизный туризм по р. Волге имеет большое будущее, поскольку решает целый ряд задач. С одной стороны, он, обладая высокой привлекательностью для туристов, удовлетворяет рекреационные потребности населения. С другой стороны, он дает импульсы развитию экономики прибрежных районов, обеспечивает дополнительными средствами для поддержания и сохранения в надлежащем состоянии памятников природы, истории и культуры, создает новые рабочие места в населенных пунктах, не имеющих промышленных предприятий .

Проблемы круизного туризма безусловно существуют и для этого правительство разрабатывает меры по улучшению и привлекательности круизного туризма в РФ. Он является перспективным видом отдыха и пользуется спросом, поэтому его необходимо развивать. Для этого и разрабатываются подобные туры с целью привлечения туристов к этому виду отдыха.
Круизный туризм - один из самых сложных видов туризма, поскольку включает в себя много комплексных под продуктов - это и организация питания, и экскурсии по городам, и развлекательная программа, и путевая информация и многое другое.
РФ обладает уникальными возможностями для организации речных путешествий. Реки, озера и каналы в Европейской части позволили соединить Балтийское, Белое, Азовское, Черное и Каспийское моря, а Москва стала портом пяти морей. Как известно, Россия обладает самой большой сетью рек. Протяженность эксплуатируемых внутренних водных путей составляет около 100 тыс. км, из них более 16 - это искусственно созданные каналы и водохранилища. Удобная, эффективная воднотранспортная магистраль соединяет Северо-Западные, Центральный и Южные районы страны. Поэтому государство должно выделять деньги для оборудования пассажирских портов, строительства теплоходов и повышать уровень сервиса на круизных лайнерах. Если правительство будет заниматься этими мерами, то круизный туризм начнёт приносить большую прибыль России.

1.6 Тенденции развития въездного туризма в Российской Федерации

Федеральное Агентство по туризму РФ (Ростуризм) 27 августа опубликовало и прокомментировало официальную статистику по въездному и выездному туризму за период январь - июнь 2007 года. Анализ данных показал, что и на въездном, и на выездном рынках наблюдается дальнейший рост потоков. Правда, динамика их различна. Если российских туристов в первом полугодии 2007 года выехало на иностранные курорты на 14% больше, чем за тот же период прошлого года, то иностранных туристов въехало в Россию всего на 3% больше, чем год назад.

Количество поездок иностранных граждан в Российскую Федерацию по итогам года составило 22908625, что на 2% больше, чем в 2006 году.

Данные о въезде иностранных граждан в Российскую Федерацию представлены в таблице 4. В представленный перечень не включены статистические данные по странам, из которых в Российскую Федерацию въехало менее ста граждан.

Рост въездного туристического потока (со служебными целями и целью отдыха) в прошедшем году продемонстрировали Германия, Великобритания, Австрия, Италия, Испания, Австралия, Израиль и некоторые другие страны.

Число туристических поездок со служебными целями увеличилось на 1%. Динамика делового туризма в анализируемом периоде по основным направляющим рынкам показывает существенное увеличение потока из Германии –23%, Австрии, Нидерландов – 21%, Италии, Швеции – 16%, Великобритании, Австралии – 13%, Канады – 10%, Японии - 7 %. По абсолютным значениям лидерами по въездному туризму явились такие страны дальнего зарубежья, как Германия, Великобритания, США, Франция.

Что касается традиционно туристских поездок с целью отдыха, то обращают на себя внимание значительные темпы роста поездок из Испании (47%), Австрии (22%), Нидерландов (16%), Израиля (15%), Италии (12%), Канады (13%), Норвегии (10%), Австралии (34%). В основном туристы из этих стран посещают нашу страну с культурно-познавательными целями. Однако общее число прибытий иностранных туристов с целью отдыха уменьшилось более чем на 8%. Сокращение въездного туристского потока в нашу страну начало происходить с 2006 года. Это объясняется, прежде всего, возросшими ценами на услуги в стране, а также резким ростом цен на гостиницы из-за уменьшения числа отелей туристского класса, в результате чего произошло существенное удорожание пакета услуг, предлагаемого туристам при их путешествии в Россию.

Таким образом, иностранных граждан приезжают в Россию с частными, личными целями, далее лидирует деловой туризм, что объясняется ростом роли России в мировом бизнесе, а также стремительным развитием российского рынка.

Набор экскурсионных маршрутов на протяжении многих лет остается достаточно стабильным, и в каждой области имеется по нескольку самых популярных тематических маршрутов, специально ради которых туристы и приезжают в Россию.

Из общего числа внутренних туристов 45% выбирали пляжный отдых, а 40% -познавательный туризм.

Наиболее привлекательным для 44% туристов являются побережья Черноморское, Азовское и Каспийское. 24% приезжают в центральную европейскую часть России. На Урал, Дальний Восток и в Сибирь приехало около 15%. На долю двух столиц приходится всего лишь 7%, около 6% туристов отдыхали на Северном Кавказе.

Как передает ИТАР-ТАСС, по количеству гостей из стран дальнего зарубежья, посетивших столицу РФ, в первую тройку входят Германия (296,5 тыс. человек), США (157,7 тыс.) и Китай (146,8 тыс.). Далее следуют Великобритания, Франция, Турция, Италия, Израиль, Япония и Испания.

Поэтому считаем целесообразным разработать туры для немцев.

В иностранном туризме, как и в туризме вообще, турпродуктом является пакет услуг, удовлетворяющий потребностям потенциальных клиентов, в данном случае – иностранных туристов, во время их зарубежных путешествий и подлежащий оплате ими. Это – комплекс гостиничных, транспортных, экскурсионных, переводческих, различных бытовых и коммунальных, медицинских, посреднических и других услуг.

В туризме формирование и потребление продукта происходит раздельно. Турист, покупая у турфирмы туристский продукт, оплачивает право на его получение во время его путешествия. Таково юридическое определение турпродукта. Мы же, говоря о турпродукте, имеем в виду его физические и стоимостные свойства, качества, характеристики.

Создание нового турпродукта последовательно проходит через следующие этапы:

1) генерирование идей относительно турпродукта, его количественных и качественных свойств на основе постоянного изучения действительного и постоянного спроса; эта работа должна проводиться постоянно, ибо в туризме мода, привязанности, предпочтения часто меняются;

2)разработка концепции нового турпродукта – заключается в придании ему конкретных потребительских свойств, соответствующих спросу целевого рынка и материально-техническим и финансовым возможностям турфирмы; имеется в виду выбор маршрута, программы, вида туризма, набора и классности услуг;

3)пробный маркетинг, означающий продажу на рынке первой партии нового турпродукта с целью определения отношения к нему потенциальных покупателей, а также выявления и устранения возможных недостатков; чаще всего это исследование проводится при проведении ознакомительного тура для турагентств – партнеров данного туроператора;

4)коммерциализация данного турпродукта, заключающаяся в организации его массовой продажи.

Основным турпродуктом в практической деятельности туристских фирм является тур, то есть поездка (путешествие) по кольцевому маршруту (турне) на основе комплексного обслуживания. В международной туристской терминологии туристские поездки, продаваемые на основе стандартных наборов или пакетов услуг, называются инклюзив-турами или пэкидж-турами. Их организация и продажа являются главным направлением деятельности многочисленных рецептивных турфирм.

Маршрут тура играет большую роль в придании последнему необходимой привлекательности, удовлетворении пожеланий и интересов туристов.

Выбор и разработка того или иного маршрута связаны прежде всего с целями поездок иностранных туристов в РФ. Так, для экскурсионно-познавательный туров выбираются города с наиболее интересными туристскими достопримечательностями, например, историческими и культурными памятниками, музеями, картинными галереями и др. при организации туров на отдых в маршрут включаются курортные, морские, горные или сельские центры с соответствующими природно-климатическими ресурсами. Это означает, что принимающие турфирмы обязаны хорошо знать туристские ресурсы РФ, которые могут привлечь внимание иностранных туристов, и умело использовать их при разработке конкретных туристских маршрутов.

Привлекательность туристского маршрута зависит также и от способа перевозки туристов между включенными в него городами (пунктами). Далеко не все города, посещаемые в нашей стране иностранными туристами, имеют равнозначные транспортные связи. Турфирмам следует очень тщательно подходить к выбору тех или иных средств перевозки туристов. В частности, турфирмы должны учитывать следующие требования:

  • при составлении маршрута не допускать повторного транзитного посещения туристами городов (пунктов), в котором они уже были; необходимо искать варианты транспортных перевозок туристов по маршруту, обеспечивающие однократное посещение ими запланированных городов;
  • при выборе средств перевозки следует отдавать предпочтение тем перевозчикам, которые могут обеспечить более быструю и максимально комфортабельную доставку туристов из города в город;
  • при планировании пассажирских перевозок по маршруту необходимо также стараться оставить как можно больше светового времени для организации экскурсий или свободной активности туристов, использовав в этих целях, например, ночные часы для перевозки поездом, а утренние или вечерние – для перевозки самолетом или автобусом.

Большое значение для привлекательности туров имеет их продолжительность. Рекламируются, например, краткосрочные туры конца недели – «уик-энд». Самыми массовыми являются туры продолжительностью 7 – 10 дней, поездки продолжительностью 14 дней и более занимают уже значительно меньшую долю в общем ассортименте предлагаемых зарубежных поездок.

Необходимо указать тесную связь между содержанием маршрута (перечень посещаемых городов и пунктов) и продолжительностью тура.

В последнее время возросла популярность речных круизов. Речные круизы особенно нравится рачительным немцам.

II. Разработка круиза Самара-Санкт-Петербурга- Самара

Отдых на воде престижен и увлекателен. Компания «Акварель круиз» предлагает уникальную возможность отдохнуть на реке Волга в 20-дневном путешествии до , а так же в 3-дневном путешествии по Обскому морю.

Круизы выполняет теплоход класса "А.Невский" (Приложение 1), имеющий 170 спальных мест. Кают-компания оборудована кондиционером, работает бар, можно отдохнуть в сильную жару.

Круиз до Санкт-Петербурга (19 дней)

Теплоход:«А.Невский»

Продолжительность: 20 дней

Отправление: Понедельник, 21-00

Возвращение: Суббота, 11-00

Проживание: на теплоходе

Питание: 3-х разовое

Вместимость: 175 мест

Стоимость: 53 000 руб. / человека

В круиз входит 20-дневное путешествие на комфортабельном теплоходе "А.Невкий" . Экскурсионная программа. "Зеленые" стоянки, развлекательные программы, дискотеки на открытой палубе теплохода.

Теплоход «Александр Невский»– модернизированный теплоход 588 проекта, построенный в Германии. Длина – 95 метров, ширина –14 метров, развивает скорость до 25 км/час и обладает отличными судоходными качествами.
Туристы размещаются в одно-, двух- и трехместных каютах, а также каютах класса «Люкс», «Полулюкс» и повышенной комфортности.
На борту теплохода есть каюты со всеми удобствами (душ, туалет, умывальник) и каюты с частичными удобствами (умывальник с горячей и холодной водой). Во всех каютах имеется судовая радио трансляция. На главной палубе расположены бытовые комнаты, в которых можно привести в порядок свою одежду.

К услугам туристов на борту:
• 2 ресторана;
• бар;
• конференц-зал;
• кинозал;
• панорамный салон;
• читальный салон;
• медицинский пункт;
• солярий на свежем воздухе.

2.1 Взаимоотношения с поставщиками услуг

После того, как установлены места назначения, количество человек в группах и даты их заездов, в процессе переговоров с гостиницами, авиакомпаниями и другими поставщиками услуг наступает стадия подписания договоров и контрактов.

Контракт (договор) необходим для урегулирования обязанностей и ответственности сторон, в частности в ситуациях, когда остаются непроданными места в гостиницах, посадочные места в самолете, или в случаях, когда отменяются чартерные рейсы, чтобы предусмотреть систему санкций, штрафов для каждого конкретного случая.

Правильно организованная договорная работа туроператора помогает ему не попадать в зависимость от деятельности различных поставщиков услуг. Крупные туроператоры подписывают обычно долгосрочные контракты с отелями на определенное количество номеров или на обеспечение полной загрузки отеля, что дает им низкие цены, но представляет определенный риск для владельца отеля (он может потерять деньги в период высокой инфляции). Есть риск и для туроператора (он потеряет деньги в случае, если не все туры будут проданы).

Контрактно - договорные взаимоотношения в туризме регулируются нормами международного и национального гражданского права.

На международном уровне такие отношения регулируются следующими основными документами:

Международной конвенцией по контракту на путешествие, принятая 22.10.1970 г. Генеральной ассамблеей Всемирной ассоциации туристских агентств (ФУААВ);

Положение по туристским контрактам и обменам, принятым на Венской встрече государств - участников Совета Безопасности Совета Европы (СБСЕ) в 1992 г.;

Соглашением по унификации правил международных воздушных перевозок (Варшавская конвенция), принятым 12.10.1929 г., с изменениями и дополнениями, внесенными в 1955 и 1975 гг.;

Женевской конвенцией по международной автомобильной перевозке пассажиров и багажа, принятой в Брюсселе в 1969 г.;

Постановлением межпарламентской ассамблеи государств участников СНГ "Об основных принципах сотрудничества государств, участников СНГ в области туризма" от 29.10.96 г. и др.

На национальном уровне договорные отношения в области туризма регулируются следующими нормативно-правовыми актами:

- Гражданским кодексом РФ (ч.1 и 2 от 21.10.94 и от 22.12.95 г. соответственно);

- Федеральным законом от 24.11.96 г. "Об основах туристской деятельности в РФ";

- Трудовым кодексом РФ.

В практике торговли туристскими услугами инициативный туроператор не всегда выходит напрямую на поставщиков услуг. Он заключает договор с принимающим туроператором, который обеспечивает ему весь комплекс услуг на приеме.

Рассмотрим особенности заключения договоров рецептивного туроператора с поставщиками услуг и договор между рецептивным и инициативным туроператорами.

Договоры с поставщиками услуг рецептивного туроператора.

Договоры с поставщиками услуг составляются на основе типового договора с включением вопросов, касающихся обслуживания туристов и взаимоотношений партнеров (поставщика услуг и туроператора).

Все взаимоотношения с партнерами-поставщиками услуг по обслуживанию туристов на маршруте тура оформляются заключением письменных договоров (контрактов). Они могут иметь типовую форму договора купли-продажи или договора комиссии, либо договора-обмена (при безвалютном обмене туристскими группами).

Основные положения договоров с поставщиками услуг аналогичны положениям типового договора:

- предмет договора;

- основные условия;

- права и обязанности поставщика услуг;

- права и обязанности туроператора;

- ответственность сторон;

- форс-мажорные обстоятельства;

- юридические адреса и реквизиты партнеров.

Договор считается заключенным, когда между сторонами в надлежащей форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Договор с гостиничным предприятием.

Договор о квоте мест с гарантией заполнения 30-80 % По такому договору туристская фирма получает от гостиницы определенное количество мест, которые она обязана в течение периода, оговоренного в контракте, заполнить туристами. При этом она гарантирует оплату 30-80 % выделенной квоты мест, даже если они не будут использованы. Остальную часть квоты фирма имеет право аннулировать в установленные сроки. По этому договору фирма получает цены на гостиничные места более низкие, чем обычные тарифы.

Договор о квоте мест без гарантии заполнения. По этому договору фирма не берет на себя никакой гарантии заполнения выделенной ей квоты мест. Поэтому в силу вступает обычное правило аннуляции мест, не использованных в установленные сроки. Фирма рассчитывается с гостиницей по обычным тарифам.

Договор о твердой закупке мест с полной оплатой. По такому договору фирма гарантирует гостинице полную оплату выделенной квоты мест, независимо от их заполнения. При таких условиях фирма выторговывает более низкие цены на размещение в гостинице, чем обычно.

Договор о текущем бронировании. Это наиболее типичный договор для туристских фирм, особенно тех, которые занимаются организацией индивидуального туризма. По такому договору фирма не получает от гостиницы никакой квоты мест. При обращении клиента она направляет гостинице заявку на бронирование и только по получении от нее подтверждения производит продажу гостиничных услуг. При таком договоре действуют обычные тарифы на гостиничные места.

В любом варианте договоров следует предусматривать (оговаривать) следующие условия:

- стоимость номеров и бронирования;

- тип номеров и их число;

- продолжительность (сезоны) обслуживания;

- свободные периоды;

- графики заезда туристов;

- сроки и продолжительность разового обслуживания;

- набор входящих услуг;

- количество и форму организации питания - варианты предоставления питания в ресторане гостиницы (завтрак, полу пансион, полный пансион, шведский стол и т.д.);

- языки, на которых необходимо говорить персоналу;

- сроки подтверждения заезда туристов (бронирования);

- сроки снятия заездов без предъявления штрафных санкций;

- штрафные санкции по величине и срокам отказа;

- скидки на большой заезд или на постоянную загрузку;

- материальная ответственность за недозаезд (количественный), срыв заезда, отказ от размещения гостей;

- другие специфические вопросы (входит ли в стоимость пользование сауной, бильярдом, время работы бассейна, набор дополнительных услуг и пр.).

Кроме того, важно обратить внимание на гарантии, которые нам дает партнер - поставщик услуги (гарантирует ли гостиница обещанное размещение).

Условие о невозможности обратного повышения цен (цены можно повышать только на не проданные услуги).

Договор с предприятием питания

Такой договор заключается с отдельным предприятием питания, если питание организуется вне средства размещения туристов и не входит в контракт с гостиничным предприятием. Это может иметь место на маршрутных тематических турах (питание в пути) и др.

В таком договоре должны быть отражены:

- количество единовременно обслуживаемых туристов;

- регулярность и величина заказов;

- вид питания (шведский стол, обслуживание и др);

- примерные варианты меню;

- примерные цены на различные рационы питания;

- скидки на большое количество клиентов или на постоянное обеспечение клиентуры;

- сроки подачи заявок на питание;

- определенные сроки снятия заказов без предъявления штрафных санкций;

- материальная ответственность за срыв питания с той или с другой стороны с указанием сроков наступления материальной ответственности и др.

В международном и отечественном туризме принимаются меры по обеспечению безопасности туристов на автобусных турах и по обеспечению стандартов обслуживания. Так, во многих странах введено лицензирование автобусных перевозок туристов и экскурсантов.

Так, решением европейской транспортной комиссии введено требование по обязательному оснащению всех туристских автобусов с количеством мест 9 и более, включая место водителя, специальным контрольным прибором - тахографом. Это аналог черного ящика на самолетах - прибор контролирующий работу автобуса и водителя на маршруте и записывающий всю информацию.(Это тоже включается в договор с АТП).

Если нет собственного экскурсионного отдела, договор с экскурсионной фирмой включает следующие основные условия:

- наименование и продолжительность экскурсий, способ передвижения на них (автобусные, пешеходные, теплоходные);

- сроки подачи заявок на проведение экскурсий;

- сроки отмены заявок;

- цены на экскурсии;

- количество экскурсантов в группе на каждой экскурсии;

- материальная ответственность за срыв экскурсии (по вине экскурсионной фирмы или туроператора).

Договор с музеем включает:

- варианты экскурсий и их тематику;

- количество экскурсантов в группе;

- цены на экскурсии (на групповые или индивидуальные, по возрастным группам);

- скидки на групповые посещения музея;

- сроки подачи заявок на проведение экскурсий;

- сроки отмены заявок;

- материальную ответственность за срыв музейной экскурсии по вине одного из партнеров.

Не следует забывать и о дополнительных услугах, т.е. о тех, которые не включены в пакет тура. Они предоставляются туристам на месте за дополнительную плату. Это обычно специфические экскурсии, шоу, морские, горные или речные прогулки, посещение аквапарков, национальных парков и заповедников, сафари, охота, рыбалка и многое другое.

Договор между инициативным и рецептивным туроператором

При организации маршрутного инклюзив-тура:

- маршрут и программа тура, пакет услуг, которые должны быть предоставлены туристам во время путешествия;

- дата прибытия и дата отъезда;

- перечень и последовательность посещения городов;

- вид транспорта;

- количество дней пребывания в каждом городе;

- перечень экскурсий.

При организации индивидуальных заказные туров:

- дата прибытия и дата отъезда туристов;

- перечень услуг и их классность.

2.3 Калькуляция тура

Стоимость тура на человека представлена в таблице 5.

Питание: 3-х разовое (континентальное) в ресторане теплохода.

В стоимость входит: Проживание на теплоходе в каюте выбранной категории, питание, экскурсионная программа, культурно-развлекательная программа, постельные принадлежности.

Необходимые документы: Путевка, паспорт(свидетельство о рождении).

Примечание: Дети до 5 лет включительно принимаются без места, питания и экскурсионного обслуживания - бесплатно. Дополнительные места в каютах (раскладушки) не предоставляются.

Возможно приобретение путевки на базе завтрака:

для 20-ти дневного тура (из стоимости вычитается 9 000 руб. с чел.) только в 2-х ярусных каютах,

Возможно приобретение путевки на базе 2-х разового питания (завтрак, ужин):

для 20-ти дневного тура (из стоимости вычитается 4 800 руб. с чел.) только в 2-х ярусных каютах,

+ к данной формуле процент расходов на рекламу.

Затраты на следующие виды рекламы своего продукта:

· на радио;

· в местных газетах «на рекламных щитах.

Заключение

Данное исследование посвящено изучению методологических основ повышения эффективности въездного туризма и созданию конкурентоспособного и качественного турпродукта, который будет востребован на рынке. В работе на основе анализа научной, учебной и периодической литературы нами был сделан анализ состояния и перспектив развития въездного туризма в Нижнем Новгороде, выявлены тенденции развития въездного туризма в Российской Федерации Глава II. Разработка тура «Круиз из Самары в Санкт-Петербург», разработана программа тура «Круиз из Самары в Санкт-Петербург», описаны взаимоотношения с поставщиками услуг, сделана калькуляция тура.

Динамичность развития туризма, с одной стороны, как сферы деятельности хозяйствующих субъектов, а с другой, как социального явления, продиктованного постоянно меняющимися потребностями людей в духовном, физическом и нравственном совершенствовании, объясняет отсутствие единомыслия в определении сущности понятия туризм, и обусловливает актуальность его уточнения и адаптации к современным тенденциям. По мере продвижения научно-технического прогресса во все сферы жизнедеятельности человека, происходит видоизменение его потребностей с ориентацией на использование и познание все новых явлений и достижений, в связи, с чем мониторинг туристских ресурсов территорий, их исследования и классификация имеют для предприятий, оказывающих услуги въездного туризма, первостепенное значение, что обусловливает актуальность разработки концепции классификатора туристских ресурсов, способствующего созданию новых туристских продуктов и самих ресурсов, а также их рациональному использованию.

Комплексный показатель качества и определяющие его весовые коэффициенты туристских услуг являются объективными количественными критериями для оценки рынка потенциальных поставщиков услуг на стадии формирования тура с целью обеспечения высокого качества как отдельной услуги, входящей в тур, так и всего туристского продукта в целом. Проведение комплекса мероприятий по оценке качества всех составляющих тур услуг, позволяет туристским предприятиям достичь оптимального соотношения цена/качество и добиться конкурентных преимуществ на рынке услуг въездного туризма.

Список литературы

1. Анализ статистики въездного и выездного туризма в России // Интерфакс. 2010 г.

2. Биржаков М.Б. Введение в туризм: Учебник. – Изд. 7-е, переработанное и дополненное. – СПб.: «Невский Фонд» - «Издательский дом Герда», 2004.

3. Журавлева О. В приоритетах — турбизнес 2013 г.

4. Тёмный Ю.В., Тёмная Л.Р. Экономика туризма: Учебник. – М 2012г.

5. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика 2008 г.

6. http://www.russiatourism.ru/ Официальный сайт федерального агентства по туризму Российской Федерации

Методологические основы повышения эффективности внутреннего туризма и создание конкурентоспособного и качественного турпродукта