СТОИМОСТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

Тема 4. СТОИМОСТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

УЧЕТА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

1. Стоимостное измерение объектов бухгалтерского учета.

2. Калькуляция как способ группировки затрат и определения стоимости объектов учета в процессах снабжения, производства, реализации.

3. Основные принципы группировки затрат.

4. Учет процесса снабжения.

5. Учет процесса производства продукции.

6. Учет процесса реализации продукции и товаров. Выявление финансовых результатов хозяйственной деятельности.

7. Учетная политика предприятия.

1. Стоимостное измерение объектов бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет хозяйственной деятельности организаций отражает состояние и движение имущества и обязательств.

Одним из основных элементов метода учета, который позволяет получить информацию об имуществе предприятия, его обязательствах, а также хозяйственных процессах, является измерение. Измерение осуществляется с помощью системы количественных и качественных показателей.

Количественные показатели - это: для промышленного предприятия - показатели количества выпущенной и реализованной продукции; для транспортных организаций - объем перевезенных грузов; для торговых - товарооборот.

Качественные показатели позволяют оценить экономическую целесообразность хозяйственных операций или проходящих на предприятии процессов (прибыль и рентабельность, производительность труда, себестоимость единицы продукции и т. д.).

Стоимостное измерение объекта учета в денежном измерителе называется оценкой.

Оценка выполняется с учетом заключенной в объекте величины затрат живого и овеществленного труда, а также спроса и предложения, складывающихся на рынке путем соизмерения стоимости объекта учета с единицей измерения - рублем.

Благодаря оценке возможно получение обобщенных, синтезированных показателей, отражающих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и необходимых для управления.

Общие способы оценки объектов бухгалтерского учета при их применении к конкретным видам имущества и источников его формирования имеют ряд особенностей, которые отражены в действующем национальном законодательстве по бухгалтерскому учету и отчетности.

Хозяйственные средства долгосрочного (многократного) использования (основные средства, нематериальные активы) отражаются в учете в оценке по фактической себестоимости их покупки, постройки и монтажа. Эта фактическая себестоимость новых объектов при их вводе в эксплуатацию называется первоначальной. По первоначальной стоимости объекты учитываются в течение всего срока службы до выбытия. По мере эксплуатации объекты, теряют свою стоимость, изнашиваются физически и морально. Поэтому реальная, или остаточная, стоимость объекта на любой момент после начала эксплуатации рассчитывается путем вычитания из его первоначальной стоимости суммы износа на этот момент. По этой остаточной стоимости объекты и отражаются в активе баланса. Первоначальная стоимость объекта и износ приводятся справочно в других формах бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности.

Производственные запасы (сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо) отражаются в учете по фактической себестоимости, которая слагается из стоимости самих товарно-материальных ценностей, расходов на их доставку, сортировку. В текущем учете фактическая себестоимость может быть представлена двумя слагаемыми: учетной ценой (оптовой, плановой) и отклонениями от нее (транспортно-заготовительными расходами).

Незавершенное производство отражается в оценке, определенной учетной политикой организации в соответствии с законодательством. Чаше всего оно оценивается по фактической себестоимости, а в отдельных отраслях - только по прямым статьям затрат, составляющим основу этой себестоимости (стоимости основных материалов и основной заработной платы производственных рабочих).

Готовая продукция и товары оцениваются по фактической или плановой себестоимости либо в другой оценке, предусмотренной отраслевыми нормативными правовыми актами по планированию, учету и калькулированию себестоимости. В текущем учете готовая продукция может оцениваться по плановой (нормативной) себестоимости с последующим определением ее отклонений от фактической. Товары в текущем учете могут быть оценены по учетной (продажной) стоимости с учетом торговой наценки.

Финансовые вложения оцениваются учредителями по договорной стоимости средств, вложенных в уставные фонды создаваемых предприятий. Финансовые вложения в акции, облигации и другие ценные бумаги оцениваются по цене их приобретения (фактической себестоимости). Если цена приобретения отличается от стоимости, указанной на ценной бумаге (номинальной), то разница подлежит постепенному списанию за счет получаемых от нее доходов. К моменту погашения (выкупа) стоимость ценной бумаги должна соответствовать номинальной.

Денежные средства оцениваются и учитываются в реальных суммах, а наличные деньги - по номинальной стоимости, Иностранная валюта оценивается и учитывается в национальной денежной единице по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату совершения операции. По мере изменения указанного курса эта оценка меняется,

Уставный фонд (капитал) предприятия после его формирования должен соответствовать величине, указанной в учредительных документах, важнейшим из которых является устав предприятия. При необходимости его увеличения или уменьшения в учредительные документы вносятся изменения.

Специальные и другие фонды и резервы учитываются в фактических суммах с учетом ограничений, предусмотренных для отдельных случаев действующим законодательством или учредительными документами.

Обязательства по расчетам к получению (дебиторская задолженность) или к оплате (кредиторская задолженность) оцениваются и учитываются по действующему законодательству или по взаимной договоренности в размере договорной или сметной стоимости, подлежащих уплате или получению. Оценка задолженности в иностранной валюте осуществляется исходя из курса Национального банка с последующей переоценкой по мере его изменения.

В условиях рыночной экономики необходима реальная оценка активов. В связи с этим периодически проводят переоценку активов, в результате чего достигается соответствие стоимости объектов реальным рыночным ценам на эти объекты. Так, если они морально устарели, потеряли свое первоначальное качество или на Них значительно снизились цены, активы могут подвергаться уценке до цены их возможной реализации. И наоборот, если цены возрастают, стоимость объектов доводится до их реальной, установившейся на рынке величины путем дооценки.

В случаях, когда на практике отсутствует реально сложившаяся цена на единицу натурального измерения, ее вычисляют (калькулируют).

2. Калькуляция как способ группировки затрат и определения стоимости объектов учета в процессах снабжения, производства, реализации

Стоимостное измерение в бухгалтерском учете Целиком построено на калькулировании.

Калькуляция (лат. calculatio, от calculo — считаю, подсчитываю) - это способ измерения себестоимости путем обобщения разнородных затрат в едином денежном измерителе и группировки их по видам продукции, работ, услуг, являющихся объектами калькулирования.

Калькуляция - это представленный в табличной форме бухгалтерский расчет затрат, расходов в денежном выражении на производство и сбыт единицы (или партии) изделия.

Посредством калькуляции исчисляется себестоимость продукции, работ, услуг, представляющая собой сумму всех затрат на производство продукции в денежном выражении. Калькуляция необходима для установления экономически обоснованных цен; определения направлений снижения себестоимости путем уменьшения затрат по каждому изделию, виду работ, услуг.

Калькулирование применяется для стоимостного измерения имущества организации на всех стадиях кругооборота хозяйственных средств:

• в процессе снабжения определяется фактическая заготовительная себестоимость предметов труда, по которой они включаются в производство;

в процессе производства рассчитывается фактическая производственная себестоимость продукции, работ, услуг;

в процессе реализации исчисляется полная фактическая себестоимость проданной продукции, работ и услуг.

Объектами калькуляции являются: продукция разной степени готовности, виды выполняемых работ или предоставляемых услуг, по которым можно калькулировать прямые и косвенные затраты.

Калькуляционная едщица является измерителем объекта калькулирования. Калькуляционная единица определяется в единицах измерения, которые установлены в нормативах, стандартах по данному продукту в натуральном выражении. Перечень калькуляционных единиц устанавливается самим предприятием.

Важное значение при калькулировании себестоимости продукции (работ, услуг) имеет выбор в учетной политике организации калькуляционного периода - временного промежутка, за который исчисляется себестоимость.

Правильность калькулирования обеспечивается:

рациональной группировкой затрат, составляющих себестоимость;

точным подсчетом затрат на калькулируемые объекты;

• обоснованностью выбора метода распределения косвенных расходов.

Для организации аналитического учета затрат, а также их планирования по объектам учета и калькуляции соответствующими ведомствами разрабатывается единая номенклатура статей затрат с учетом отраслевых особенностей. Разрабатываются также способы исчисления себестоимости продукции (работ, услуг), т. е. способы распределения отдельных косвенных расходов на виды продукции единого технологического процесса, расчета себестоимости продукции комплексных производств.

Группировка текущих затрат осуществляется по элементам и статьям калькуляции.

Затраты, формирующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются по их экономической сущности по следующим элементам:

материальные затраты за минусом возвратных отходов;

затраты на оплату труда;

отчисления на социальное страхование;

амортизация основных средств и нематериальных активов;

прочие затраты (налоги, сборы, платежи по страхованию). Данная группировка является единой и обязательной для всех

юридических лиц, позволяет установить расход предприятием за отчетный период отдельных видов трудовых, материальных и финансовых ресурсов в целом. Однако данная группировка не позволяет исчислить себестоимость отдельных объектов учета, установить объем затрат конкретных структурных подразделений. Эта задача решается путем группировки затрат по статьям калькуляции. Статьей калькуляции называется определенный вид затрат, образующий себестоимость как всей продукции в целом, так и отдельных ее видов.

Группировка по статьям калькуляции:

  1. сырье и материалы;
  2. покупные изделия, полуфабрикаты;
  3. топливо и энергия на технические цели;
  4. амортизация основных средств;
  5. основная заработная плата производственных рабочих;

6) дополнительная заработная плата производственных рабочих;

  1. отчисления на социальные нужды;
  2. расходы на подготовку и освоение производства;
  3. расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
  4. общепроизводственные расходы;
  5. общехозяйственные расходы;
  6. потери от брака;
  7. прочие производственные расходы;
  8. расходы на продажу.

Данная группировка является более детализированной и позволяет определять назначение затрат и их роль в процессе калькулирования себестоимости, выявлять качественные показатели деятельности как организации в целом, так и его структурных подразделений, устанавливать направление и пути снижения себестоимости. Итог первых 13 статей калькуляции образует производственную себестоимость продукции, а итог всех 14 статей — полную себестоимость продукции.

Применительно к отраслевым особенностям данная типовая номенклатура статей трансформируется, что позволяет предприятиям составлять индивидуальные издержки и упрощает методологию бухгалтерского учета.

Кроме определения расходов по статьям затрат, относящихся к каждому объекту калькуляции, калькулирование включает такие работы, как:

• разграничение затрат между готовой продукцией и продукцией, не прошедшей все стадии производства;

• определение затрат на забракованную продукцию;

• оценка отходов производства и побочной продукции. Ведомость, в которой указываются статьи затрат в расчете

на единицу изделия, называется калькуляцией. Определение цены путем составления калькуляции является традиционным и самым распространенным методом ценообразования.

По времени составления калькуляции подразделяются на: плановые, нормативные, провизорные, отчетные.

Плановая калькуляция составляется перед началом отчетного периода и представляет собой расчет плановой себестоимости производства конкретных видов продукции (работ, услуг). Плановая себестоимость исчисляется на основании плановых затрат и планового выпуска продукции (работ, услуг) и используется для оценки продукции и работ в течение отчетного периода, а также для сравнения фактической себестоимости при анализе ее показателей с целью выявления резервов снижения затрат на производство.

Нормативная калькуляция составляется на начало отчетного периода и представляет собой величину затрат, которую организация на момент расчета себестоимости может израсходовать на единицу выпускаемой продукции с учетом действующих норм и нормативов. Нормативная калькуляция используется при организации нормативного метода учета и управления издержками производства.

Для анализа и прогнозирования хозяйственной деятельности с целью принятия необходимых управленческих решений в отдельных сезонных производствах составляют калькуляцию до совершения всего производственного цикла. Такая калькуляция называется провизорной калькуляцией себестоимости продукции.

Калькуляция, составляемая после совершения хозяйственных процессов, называется фактической (отчетной) калькуляцией. Целью ее составления является проверка выполнения задания по себестоимости, а также оценка товарных запасов, незавершенного производства и установление реализационной цены на продукцию (работы, услуги).

Все эти виды калькуляции себестоимости имеют важное значение для внедрения внутрихозяйственного расчета, управления издержками по местам их возникновения, центрам ответственности с целью повышения эффективности производства продукции (работ, услуг).

3. Основные принципы группировки затрат

Для правильного исчисления себестоимости продукции, эффективности использования ресурсов организации, планирования, учета и анализа производственных затрат важное значение имеет их группировка.

Основным документом, определяющим порядок учета производственных затрат в Республике Беларусь, являются Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) утвержденные Министерством экономики Республики Беларусь от 26.01.1998 № 19-12/397, Министерством финансов Республики Беларусь 30.01.1998 № 3, Министерством статистики и анализа Республики Беларусь от 30.01.1998 № 01-21/8, Министерством труда Республики Беларусь от 30.01.1998 № 03-02-07/300 (с последующими изменениями и дополнениями).

Выделяют следующие основные принципы группировки затрат:

1) По назначению и функциональной роли в процессе производства затраты делятся на:

основные - непосредственно связаны с производством конкретной продукции (затраты на оплату труда производственных работников, сырье и материалы, затраты на содержание основных производственных фондов). Сокращение основных расходов возможно в определенных нормах и связано конкретно с технологическими условиями производства;

накладные - расходы по управлению и обслуживанию производства (заработная плата управленческого персонала, расходы по содержанию объектов административно-хозяйственного назначения, канцелярские расходы и др.). При улучшении организации производства расходы по управлению можно сократить без ущерба производству.

2) По отношению к формированию себестоимости продукции затраты делятся на:

включаемые в себестоимость - определяются «Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)»;

не включаемые в себестоимость - погашаются за счет прибыли (затраты по аннулированным заказам, затраты на содержание законсервированных производственных мощностей).

3) По способу включения затрат в себестоимость продукции:

прямые - связаны непосредственно с производством одного вида продукции (работ, услуг) и включаемые в себестоимость единицы продукции (работ, услуг) в прямом порядке (большая часть основных расходов). Например, расход сырья на производство конкретной продукции;

косвенные - связаны с производством нескольких видов продукции и подлежат распределению между отдельными ее видами пропорционально принятому базису: заработной плате, объему выполненных работ, весу и т.д. (накладные расходы и незначительная часть основных). К ним относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы, работы и услуги вспомогательных производств.

4) По отношению к объему производства затраты делятся на:

условно-переменные - изменяются пропорционально изменению объема производства (прямые затраты сырья и материалов, заработная плата производственных рабочих);

условно-постоянные - не зависят от изменения объема производства продукции (заработная плата управленческого персонала, материальные затраты, связанные с содержанием цехов).

5) По составу и степени однородности затраты делятся на:

элементные - затраты, состоящие из экономически однородных элементов (сырье и материалы, оплата труда, амортизация);

комплексные - затраты, состоящие из совокупности разнородных элементов, т. е. включают разные виды затрат, но в калькуляции показаны общей суммой (общепроизводственные и общехозяйственные расходы).

6) По длительности действия затраты делятся на:

текущие затраты - обеспечивают ход производственного процесса, а длительность их действия не превышает отчетный период;

периодические затраты - производятся периодически и обеспечивают ход производственного процесса в течение ряда лет (в сельском хозяйстве затраты на удобрения).

7) По месту возникновения, видам продукции (работ, услуг) затраты делятся на:

хозяйственные затраты - формируют полную себестоимость продукции;

затраты центра ответственности - формируют бригадную (цеховую) себестоимость;

затраты конкретного объекта калькуляции - издержки по производству отдельного вида продукции (работ, услуг).

4. Учет процесса снабжения

Процесс снабжения представляет собой совокупность хозяйственных операций по обеспечению предприятия предметами труда, необходимыми для изготовления готовой продукции, оказания услуг. Бухгалтерский учет охватывает весь процесс снабжения - от заготовления материалов и их доставки на склад до отпуска в производство.

Операции снабжения учитываются только в количественном выражении в материальном отделе предприятия, в отделе материально-технического снабжения и на материальных складах кладовщиками или заведующими складами.

Основными задачами учета процесса снабжения являются:

  1. своевременное и точное отражение фактического объема снабжения в натуральном и денежном измерении;
  2. определение фактической себестоимости приобретаемых предметов труда;

2) контроль соблюдения норм складских запасов, сохранности сырья, материалов и других материальных ценностей.

В плане счетов бухгалтерского учета предусмотрены счета для учета приобретенных материально-производственных запасов: счет 10 «Материалы» в разрезе субсчетов, счет 41 «Товары», а также специальные счета для учета процесса снабжения - счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» и счет 18 «НДС по приобретенным товарам, работам, услугам».

В учете процесса снабжения выделяют покупную (отпускные цены поставщика) стоимость приобретаемых материалов и транспортно-заготовительные расходы (оплата провоза ценностей, их перевозки, таможенные пошлины). Покупная стоимость и транспортно-заготовительные расходы составляют в сумме фактическую себестоимость приобретенных материалов.

В бухгалтерском балансе материалы учитываются только по фактической себестоимости.

При поступлении материалов от поставщиков на их покупную стоимость составляется корреспонденция:

- акцептован счет поставщика за приобретенные материалы в части суммы счета без НДС:

Д-т сч. 10 «Материалы» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

- акцептован счет поставщика за приобретенные материалы в части НДС по счету:

Д-т сч. 18 «НДС по приобретенным товарам, работам, услугам» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Расходы по доставке материалов (транспортно-заготовительные расходы) увеличивают их стоимость, поэтому составляется корреспонденция:

- акцептован счет транспортной организации за доставку материалов в части суммы счета без НДС:

Д-т сч. 10 «Материалы» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

- акцептован счет транспортной организации за доставку материалов в части НДС по счету:

Д-т сч. 18 «НДС по приобретенным товарам, работам, услугам» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Оплата счетов за поступившие материалы и их доставку, например, с расчетного счета отражается следующей корреспонденцией счетов:

Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» К-т сч. 51 «Расчетный счет».

При большой номенклатуре используемых материалов их фактическую себестоимость можно рассчитать только по окончании месяца, когда бухгалтерия имеет все составляющие себестоимости, то есть все оправдательные документы, подтверждающие расходы, связанные с заготовлением материалов. Поэтому в бухгалтерском учете чаще всего применяются в течение месяца твердые неизменные, так называемые учетные цены, которые организация условно устанавливает самостоятельно для упрощения учета затрат на производство. Аналитический учет ведется по каждому наименованию материалов в твердых учетных ценах наряду с учетом в натуральном измерении. При этом ежемесячно рассчитываются суммы и проценты отклонений фактической себестоимости от стоимости по плановым ценам.

Схема учета поступления материалов по учетным ценам следующая:

1. Акцептован счет поставщика за приобретенные материалы в части суммы счета без НДС:

Д-т сч. 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,

Акцептован счет поставщика за приобретенные материалы в части НДС по счету:

Д-т сч. 18 «НДС по приобретенным товарам, работам, услугам» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

2. Оприходование на склад по учетным ценам поступивших от поставщика материалов оформляется проводкой:

Д-т сч. 10 «Материалы» К-т сч. 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

Таким образом, на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» отражаются одни и те же поступившие материалы в разных оценках: по дебету - по фактической себестоимости, по кредиту - по учетным ценам.

3. Разница между фактической себестоимостью приобретения материалов и их стоимостью по учетным ценам списывается в конце месяца со счета 15 на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». При этом положительная разность (учетная цена ниже фактической себестоимости приобретения) отражается следующей корреспонденцией счетов:

Д-т сч. 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» К-т сч. 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

Отрицательная разность (учетная цена выше фактической себестоимости приобретения) списывается обратной проводкой.

После того как составлен расчет отклонений фактической себестоимости материалов от их учетной стоимости, стоимость всех ранее отпущенных со склада материалов в учетных ценах необходимо довести до их действительной себестоимости, добавив или отняв сумму отклонений исходя из доли (процента) отклонений, приходящейся на отпущенные в производство материалы. Это действие отражается следующими проводками:

1) на стоимость материалов по учетным ценам:

Д-т сч. 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» К-т сч. 10 «Материалы»

2) на сумму отклонений:

Д-т сч. 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» К-т сч, 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Расход материалов на основании первичных документов оформляется в зависимости от направления их отпуска следующими корреспонденциями счетов:

Д-т сч, 20 «Основное производство» (при отпуске в цеха основного производства)

Д-т сч. 23 «Вспомогательные производства» (при отпуске во вспомогательные производства)

Д-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы» (при отпуске на содержание и эксплуатацию машин и оборудования производственных цехов и хозяйств, хозяйственные нужды и другие цели)

Д-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы» (при расходе на общехозяйственные нужды) К-тсч. 10 «Материалы».

Обратными проводками отражается возврат материалов на склад.

Аналогично в бухгалтерском учете отражаются хозяйственные операции, связанные с заготовлением (приобретением) других активов - основных средств, нематериальных активов, товаров.

5. Учет процесса производства продукции

Процесс производства - это совокупность операций по изготовлению продукции, выполнению работ и оказанию услуг. От правильной организации процесса производства зависит объем выпуска продукции, ее качество и конкурентоспособность.

В производственном процессе по изготовлению продукции, выполнению работ и услуг используются материальные и трудовые ресурсы, а также средства труда, которые обеспечивают процесс производства. Общая сумма расходов предприятия составляет себестоимость продукции. Себестоимость, складывающаяся в процессе производства, называется фактической производственной себестоимостью.

Основными задачами бухгалтерского учета процесса производства являются:

  1. формирование своевременной, полной и достоверной информации о фактических затратах, связанных с производством продукции;
  2. определение полной фактической себестоимости всей изготовленной продукции и отдельных ее видов;
  3. выявление резервов снижения себестоимости продукции.

Прямые основные затраты, непосредственно связанные с производством продукции, учитываются на счете 20 «Основное производство» и счете 23 «Вспомогательные производства».

Косвенные расходы учитываются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» и счете 26 «Общехозяйственные расходы».

В течение месяца в дебет собирательно-распределительных счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» относят все косвенные расходы с кредита соответствующих счетов:

К-т сч. 10 (на стоимость израсходованных материалов на общепроизводственные нужды)

К-т сч. 70 (на сумму начисленной заработной платы управленческого персонала)

К-т сч. 02 ( на сумму износа основных средств цехов и производств).

В конце месяца дебетовый оборот по счету 25 подсчитывают в разрезе отдельных цехов и производств, а по счету 26 - в целом по предприятию. Собранные суммы общепроизводственных и общехозяйственных расходов распределяют по тем видам выпускаемой продукции, с производством которой они косвенно связаны, и списывают полностью с кредита счетов 25 и 26 в дебет счета 20 «Основное производство».

Если специфика производства предполагает наличие незавершенного производства (НЗП), возвратных отходов и потери производства, то производственная себестоимость всей выпущенной за месяц продукции рассчитывается по формуле:

С = НЗПн + 3-НЗПк-Ов-П, (1)

где С - производственная себестоимость выпущенной продукции; НЗПН - остаток незавершенного производства на начало месяца (дебетовое сальдо по счету 20 на начало месяца); 3 - общая сумма прямых и косвенных расходов за месяц (дебетовый оборот по счету 20); НЗПК - остаток незавершенного производства на конец месяца (дебетовое сальдо по счету 20 на конец месяца); Ов - возвратные отходы; П - потери незавершенного производства.

Таким образом, по дебету счета 20 «Основное производство» собираются вначале прямые (непосредственно связанные с производством продукции), а затем косвенные затраты.

Подсчитыванием дебетового оборота по счету рассчитывается себестоимость всей выпущенной продукции. Фактическая себестоимость готовой продукции после калькулирования в конце месяца подлежит списанию:

Д-т 43 «Готовая продукция» К-т сч. 20 «Основное производство».

Параллельно с синтетическим учетом ведется аналитический учет затрат по видам продукции. В конце месяца по данным аналитического учета можно рассчитать себестоимость единицы каждого вида выпущенной продукции, необходимой для оптимизации затрат и управления производственным процессом.

6. Учет процесса реализации продукции и товаров. Выявление финансовых результатов хозяйственной деятельности

Процесс реализации - совокупность операций, в результате которых произведенная предприятием продукция (работы, услуги) передается в собственность покупателю (заказчику) за плату.

В процессе реализации предприятие несет коммерческие расходы (затраты на рекламу, упаковку продукции, доставку ее покупателю).

Полная фактическая себестоимость продукции (работ, услуг) включает производственную себестоимость и коммерческие расходы.

Основными задачами учета процесса реализации являются:

1) полный учет готовой продукции на складе;

2) определение фактического объема реализации, четкая организация расчетов с покупателями;

3) выявление финансовых результатов от реализации.

Для рациональной организации учета процесса реализации важно определить момент, с которого готовая продукция считается реализованной. Существуют два подхода к его определению:

  1. моментом реализации считается момент отгрузки продукции предприятию-покупателю и передачи ему платежных документов (вариант реализации «по отгрузке»);
  2. моментом реализации считается момент поступления денег от покупателя на расчетный счет или в кассу предприятия-продавца (вариант реализации «по оплате»).

В зависимости от выбранного варианта реализации, осуществляется соответствующая методика бухгалтерского учета процесса реализации.

Для отражения движения готовой продукции используется счет 43 «Готовая продукция». Поступление готовой продукции из производства на склад отражается бухгалтерской записью:

Д-т сч. 43 «Готовая продукция» К-т сч. 20 «Основное производство».

Для учета отгрузки и реализации продукции используются счета 45 «Товары отгруженные», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 90 «Реализация».

При отражении реализации «по отгрузке» в учете делаются следующие записи:

1. Отражена задолженность покупателей за реализованную им продукцию в ценах реализации.

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» К-т сч. 90/} «Выручка от реализадии».

2. Списана производственная себестоимость реализованной продукции:

Д-т сч. 90/2 «Себестоимость реализации» К-т сч. 43 «Готовая продукция».

  1. Списаны расходы, связанные с реализацией продукции: Д-т сч. 90 «Реализация» К-т сч. 44 «Расходы на реализацию».
  2. Начислены налоги по реализации:

- на сумму НДС: Д-т сч. 90/3 «НДС» К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам».

- на сумму прочих налогов: Д-т сч. 90/5 «Прочие налоги и сборы из выручки» К-т сч.68 «Расчеты по налогам и сборам».

5. Отражен результат от реализации продукции (прибыль):
Д-т сч. 90/9 «Прибыль (убыток) от реализации» К-т сч. 99 «Прибыли и убытки».

6. На расчетный счет предприятия зачислены платежи от покупателей:

Д-т сч. 51 «Расчетный счет» К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Если продукция считается реализованной по факту поступления платежа (реализации «по оплате»), то в учете делаются записи:

1. Списана фактическая производственная себестоимость продукции, отпущенной покупателям:

Д-т сч. 45 «Товары отгруженные» К-т сч, 43 «Готовая продукция»,

2. На расчетный счет предприятия зачислены платежи от покупателей за реализованную продукцию:

Д-т сч. 51 «Расчетный счет» К-т сч. 90/1 «Выручка от реализации».

3. Списана себестоимость реализованной продукции:

Д-т сч. 90/2 «Себестоимость реализации» К-т сч. 45 «Товары отгруженные».

4. Списаны расходы, связанные с реализацией:

Д-т сч. 90/2 «Себестоимость реализации» К-т сч. 44 «Расходы на реализацию».

На сумму НДС и прочих налогов и сборов из выручки делаются записи, аналогичные методу учета выручки «по отгрузке».

Т.о. при учете реализации «по оплате» фактическая себестоимость отгруженной за месяц продукции до момента оплаты дополнительно учитывается на счете 45 «Товары отгруженные».

Финансовый результат от реализации продукции выявляется на счете 90 «Реализация» путем вычитания из выручки (кредитовый оборот счета) совокупных затрат (дебетовый оборот счета) - фактической производственной себестоимости продукции, коммерческих расходов и начисленных налогов. Если сумма выручки больше суммы затрат (К-т > Д-т), то разница, представляющая собой прибыль предприятия, списывается проводкой:

Д-т сч. 90/9 «Прибыль (убыток) от реализации» К-т сч. 99 «Прибыли и убытки».

Если выручка меньше затрат (Д-т > К-т), то в отчетном периоде получены убытки, которые списываются обратной корреспонденцией счетов.

В результате этих проводок на разность между суммами, отраженными по кредиту и дебету счета 90 «Реализация», обороты по счету выравниваются, сальдо счет не имеет и в балансе не отражается. В балансе отражается только конечный финансовый результат в виде кредитового (прибыли) или дебетового (убыток) сальдо счета 99 «Прибыли и убытки».

7. Учетная политика предприятия

Организацию и способы ведения бухгалтерского учета предприятия документально фиксируют в своей учетной политике.

Учетная политика предприятия определяется как совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

При выборе учетной политики учитываются следующие требования:

постоянство учетной политики в течение длительного периода;

регламентация принципов учетной политики действующей нормативной базой;

извещение внешних потребителей информации об изменениях в учетной политике.

Основой для разработки учетной политики предприятий является положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденное постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.04.2002 №62.

При формировании учетной политики должны соблюдаться требования полноты, осмотрительности, приоритета содержания над формой, непротиворечивости и рациональности.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером, утверждается руководителем и оформляется приказом, обязательным к исполнению всеми подразделениями организации в течение всего отчетного периода. Изменение учетной политики оговаривается в пояснительной записке к годовой отчетности с указанием результатов в денежном выражении, возникших по причине внесения изменений в учетную политику.

В приказе по учетной политике должны найти отражение методический, организационный и технический аспекты бухгалтерского учета в организации.

1. Методический аспект учета - раскрывает природу отдельных объектов учета исходя из действующей нормативной базы. Согласно данному аспекту, предприятие само определяет:

стоимость имущества, относимого к основным средствам, способы начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам;

метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг);

метод распределения коммерческих расходов;

метод оценки и учета незавершенного производства;

* методы оценки и методику учета операций по приобретению и реализации товарно-материальных ценностей;

вариант учета выручки от реализации продукции;

условия признания в учете доходов и расходов;

* особенности учета, обусловленные спецификой хозяйственной деятельности и управления организации.

2. Организационный аспект учета - описывает построение бухгалтерской службы, ее место в системе управления организацией и взаимодействие с другими подразделениями и определяет:

права, обязанности и ответственность должностных лиц за надлежащую организацию и ведение бухгалтерского учета;

организационную форму, подчиненность и структуру бухгалтерской службы;

уровень централизации учета;

состав и соподчиненность отдельных подразделений предприятия.

3. Технический аспект учета—определяет процедуры, реализация которых позволяет обеспечить методический и организационный аспекты на уровне современных требований. Данный аспект обеспечивает предприятию возможность разработки:

рабочего плана счетов бухгалтерского учета;

форм бухгалтерского учета;

форм первичных документов и правил документооборота;

технологии обработки информации;

состава, форм и сроков составления и представления внутренней отчетности.

СТОИМОСТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ