Источники римского права
PAGE 36
Тема 2. Источники римского права
Понятие и виды источников римского права.
Характеристика основных источников римского права.
Тема раскрывает систему источников римского права и их основное содержание в различные периоды истории Древнего Рима, особенности, правовые институты, которые в них рассматриваются, показана взаимосвязь и преемственность, способствует формированию правовой культуры, творческого юридического мышления, профессионально важных навыков и умений.
***
Понятие источников римского права. Если римское право с полным основанием занимает видное место в ряду юридических дисциплин, то первое, с чего должно начинаться его изучение, есть, конечно, его история.
Как отмечает известный советский исследователь истории римского права профессор И.А. Покровский, без нее (истории) «римское право его последней стадии, римское право Юстиниановского Свода (так называемое "чистое римское право"), а тем более римское право Новой Европы (так называемое "современное римское право"), было бы абсолютно непонятно»1.
Римские юристы не оставили нам истории своего права: практический интерес к праву оттеснил у них на задний план интерес исторический.
Среди огромной юридической литературы древности сочинений исторического характера почти не встречается; исключение составляет только произведение юриста II в. н.э. Помпония - "Enchyridium", отрывок из которого дошел до нас в одной из частей Юстиниановского Свода "Digesta" (fr. 2. D. 1.2).
Но отрывок этот касается только истории юриспруденции и во многих отношениях полон неясностей и противоречий.
Наибольшее значение имеют дошедшие до нас полностью произведения Гая, юриста II века н.э., под названием "Institutiones" («Институции»).
Исторические источники могут быть разделены на две группы.
А) Первую группу составляют литературные памятники произведения древних писателей. Наибольшее значение среди них имеют, конечно, сочинения, посвященные римской истории; таковы сочинения Тита Ливия, Дионисия Галикарнасского, Плутарха, Полибия, Тацита и др.
Среди литературных произведений неисторического характера особенно должны быть отмечены сочинения Цицерона, Плиния, сочинения грамматиков (Варрона, Феста, Валерия Проба и др.), землемеров (agrimensores или gromatici Фронтин, Гигин и др.), сочинения по сельскому хозяйству (Катон, Варрон, и т.д.). Даже произведения поэтов (Плавта, Горация и др.) небезразличны для истории права.
Б) Вторую группу составляют источники эпиграфические. Это разнообразные остатки старины медные доски с вырезанным на ней текстом закона, колонна с надписью, какие-нибудь случайно сохранившиеся документы (дощечки или папирусы).
Все эти непосредственные остатки античной древности во всей их совокупности представляют огромный исторический интерес и немало уже дали для истории римского права. Полное собрание всех подобных надписей издается Берлинской Академией наук, начиная с 1863 г., под названием "Corpus Inscriptionum Latinarum".
Истинно научное исследование истории римского права развилось только с начала XIX столетия, с появлением так называемой исторической школы в юриспруденции.
Инициатором исследования истории Рима явился германский ученый Б.Г. Нибур. Его "Римская история" (1811-12 гг.) составила в этом отношении целую эпоху.
Нибур в 1816 г. открыл в библиотеке Веронского собора рукопись полного сочинения Гая "Institutiones", которое на многие вопросы истории римского права проливало новое освещение. Это открытие еще более способствовало оживлению исторического интереса.
Параллельно с развитием исследований в области римской истории вообще и часто в непосредственной связи с ними идут исследования и в области истории римского права.
Моммзен критически пересмотрел "Дигесты" Юстиниана, системно обработал римское государственное и уголовное право.
Кроме Моммзена, следует назвать Р.V. Иеринга, осветивший в своем сочинении "Дух римского права" многие исторические процессы римского права; Ф. Келлер, впервые разработавший историю римского процесса; П. Крюгер, давший историю источников и литературы римского права; А. Пернис, А. Лейст, М. Фогт, О. Карлова, О. Ленель, П. Влассак, Л. Миттейс, П. Жирар, Е. Коста и др.
В качестве современных основных пособий при изучении истории римского права могут быть рекомендованы:
Дигесты Юстиниана. Тома 1-8. / Отв. ред. Кофанов Л.Л. М., 2008.
В них изложена полная кодификация Юстиниана в современном переводе с латинского языка и соответствующими комментариями..
Гай. Институции /Пер. с лат. Ф. Дыдынского //Под ред. В.А. Савельева, Л.Л. Кофанова. М., 1997.
Дождев Д. Римское частное право: Учебник. М., 2008.
В учебнике приведены тексты римских юристов, процессуальных формул и правил (принципов) римского права, которые средневековые интерпретаторы вывели на основе римских классических положений.
Новицкий И.Б. Римское право: учебник. М.: Издательство Юрайт, Высшее образование, 2009.
Учебник содержит материал по курсу "Римское частное право", базирующийся на оригинальных произведениях древнеримских юристов.
Наконец, в помощь для пользования источниками следующие издания:
Газиева И.А. Латынь и римское право: Учебник для вузов. М.: Экзамен, 2004.
Учебник содержит грамматический курс, отрывки из текстов римских юристов, рассказы на исторические и мифологические темы, юридическую терминологию и небольшой латинско-русский словарь. Юридические тексты сопровождаются кратким изложением основных институтов римского частного права: договорного, семейного, наследственного, обязательственного и учения об исках.
Кудинов О.А. Римское право. Краткий терминологический словарь-справочник. М.: Экзамен, 2007.
Пособие содержит толковые словари и справочно-информационный материал по курсу "Римское право".
В юридической смысле выражение источник права обычно употребляется в нескольких смыслах:
во-первых, откуда вытекает содержание правовых норм;
во-вторых, форма выражения правовых норм;
в-третьих, из чего происходит познание права.
Как известно римское право было строго формализовано. Пропуск одного слова делал любой совершенный акт юридически ничтожным.
Заинтересованные лица в данном случае полагались на советы профессиональных юристов, но без непосредственного их участия. Это наложило свой отпечаток на источники римского права.
В конкретно-историческом плане Институции Гая (1.2) дают такое перечисление отдельных видов источников права: законы (plebiscita), сенатусконсульты, конституции императоров, эдикты магистратов, ответы юристов (responsa prudentium) (Схема 4).
Дигесты Юстиниана разделяли все право по признаку письменной и устной формы источников.
Характеристика основных источников римского права. Древнейшим источником права является обычай, осуществлявшийся sine lege certa, sine iure certo, т.е. когда не было ни определенного закона, ни определенного права. Существовали только обычаи и религиозные предписания - поп ius, sed mos ас fas.
Терминология для обозначения обычая исторически изменялась. Древнейшие названия - mores maiorum и usus - сменились в начале нашей эры более отчетливым consuetudo.
Помпоний (D. 1.2.2.3) отделяет обычаи от законов и, в особенности, от законов XII таблиц (V в. до н.э.).
Опубликование XII таблиц государственной властью превратили этот сборник обычаев и новых распоряжений в свод законов цивильного права, который стал исходным пунктом дальнейшего развития римского права.
С установлением римского мирового господства в новых условиях правовой жизни обычай стал выполнять новые задачи - именно, функцию отмены и преодоления явно устаревших норм цивильного, квиритского права.
Такая отмена называлась desuetudo (дезавуация), и в ней обычай осуществлял задачи расчистки места для новых норм и в этом смысле имел большое значение для обновления права. Так, например, этим путем после Пунических войн стали выходить из применения формальные сделки и обряды квиритского права.
Наряду с прежним обычаем появляется новый - судебный, и судебная практика.
В эпоху принципата значение обычая, как живого источника права, с большой силой было разобрано и отмечено Юлианом. Он признавал за ним такую же силу и такое же основание, как и за законом.
«Установившийся издревле обычай заслуженно соблюдается, как закон, и это есть право, о котором говорится, что оно установлено нравами.» (D. 1.3. 32.1).
Юлиан намечает и образующие обычаи признаки - давнее применение и молчаливое согласие общества.
Однако, теория Юлиана находилась во внутреннем противоречии с условиями времени ее появления (II в. н.э.).
Римская традиция о народном суверенитете и власти народа давно была уже опровергнута диктатурой цезарей и продолжала жить лишь в теории.
В начале домината в практике законодательства оформилась тенденция, противоположная теории Юлиана, и было запрещено действие обычаев, которые отменяют законы.
В 319 г. н.э. последовало распоряжение императора: «...Авторитет обычая и долговременного применения представляется не малым, однако его не следует доводить до такого значения, чтобы он преодолевал разум или закон» (C. 8.52.2.).
При издании этой конституции имелось в виду ограничить местные обычаи (Египта, Сирии, Аравии и других провинций).
Законы. В древнем Риме законом являлось решение комиций - народного собрания (рорulus) того или иного вида (по куриям, центуриям, трибам).
Для полной силы закона требовалось содействие трех органов римского государства. Такими являлись:
1) Магистрат, имевший ius cum populo agendi - право созывать народное собрание (консул, диктатор, претор), должен был сначала выработать письменный проект закона (rogatio legis), испрошение закона.
2) Народ, собранный магистратом в комиций, мог принять или отвергнуть проект целиком, но не обсуждал его, так что весь процесс прохождения закона сводился к вопросу магистрата, предлагающего закон, и положительного или отрицательного ответа со стороны народа ("как просишь" - uti rogas, или "стою на старом законе" - antique legem).
3) Наконец, закон, предложенный магистратом и принятый народом, нуждался в ратификации или одобрении со стороны сената (auctoritas patrum).
Принятые таким образом законы носили название leges rogatae (законосодержащие). Испрошенным законам противополагались к концу республики законы, устанавливавшиеся по делегации законодателя полководцами в завоеванных провинциях (leges datae).
Формулировка принятых законов распадалась на три части:
а) надпись (praescriptio), указывавшая имена инициаторов закона, вид народного собрания и обстоятельства, вызвавшие издание закона;
б) rogatio содержание самого закона
в) санкция (sanctio) - гарантии соблюдения закона.
Со стороны этих гарантий различались: leges perfectae, minus quam perfectae и leges imperfectae.
Первыми (leges perfecta) считались законы, воспрещавшие какой-либо юридический акт и объявлявшие его ничтожным,
вторая категория (minus quam perfectae) боролась с нежелательными актами угрозой невыгодных последствий, не объявляя ничтожными сами эти акты.
Третья категория (leges imperfectae) законов содержала только воспрещение актов, без угрозы невыгодными последствиями. Республиканскому законодательству было свойственно избегать издания leges perfectae.
Последующее время с V в. при сомнении всякий воспрещающий закон стал считаться воспрещающим lex per fecta (С. 1.14.5).
К концу I в. н.э. народные собрания перестали проводить законы, хотя их законодательная власть не была упразднена. Последнее упоминание о народных собраниях находится в аграрном законе конца I в. н.э. (D. 47.21.3.1).
Помимо Законов XII таблиц, большое значение для цивильного права имели:
Закон Петелия, отменивший в IV в. до н.э. продажу в рабство и убийство должника, не заплатившего долг;
Закон Аквилия, установивший в III в. до н.э. ответственность за уничтожение и повреждение чужих вещей;
Закон Фальцидия, установивший в I в. до н.э. ограничение завещательных отказов и др.
Эдикты магистратов. Третий чисто римский источник права, перешедший от республиканского Рима, представляли эдикты магистратов (претора, курульного эдила, правителя провинции).
При вступлении в должность магистрат издавал эдикт, в котором объявлял программу своей деятельности, обязательную для него на время его службы.
Особенно большое значение получили эдикты преторов (содержавшие указания, при каких обстоятельствах будет даваться судебная защита).
Эдикты преторов послужили источником образования особой системы преторского (или гонорарного, от honores, почетные должности) права.
В эпоху принципата за преторами сохранялось право издавать эдикты. По-прежнему эдикт ставится наравне с цивильным правом.
Однако независимое положение преторов и самостоятельное осуществление ими своей власти не согласовались больше с новыми формами государственного устройства.
Издание преторами своих эдиктов (ius edicendi) формально не прекратилось, но они не могли вступать в конфликт с императорской властью. Подчиненные сенату преторы потеряли всякую инициативу.
Кодификация преторского права. Дальнейшее развитие преторской деятельности формально потеряло свое основание, когда при Адриане, в целях закрепления отдельных постановлений преторского права, юристу Сальвию Юлиану было поручено собрать, пересмотреть и привести в порядок накопившиеся к тому времени материалы постоянного эдикта - edictum perpetuum (125-138 гг. н.э.).
Содержание прежних эдиктов в совокупности было окончательно зафиксировано. Другими словами, была произведена кодификация преторского права.
Право вносить изменения и дополнения было оставлено лишь за императором. Последний, с момента редактирования эдикта, заменил viva vox iuris civilis - живой голос цивильного права.
Юлиановская редакция эдикта не сохранилась, однако благодаря дошедшим до нас обширным комментариям Гая, Ульпиана и Павла стало возможным восстановить и текст и расположение содержавшихся в эдикте постановлений и формул.
Эдикт состоял из определенного числа титулов небольшого объема с заглавиями (de iudiciis, de rebus creditis и т.д.) и охватывал две части.
В главной части были опубликованы отдельные моменты и пункты исков, clausulae edictales, в дополнительной - приведены типовые формуляры исков.
Между цивильным и преторским правом имело место живое взаимодействие. Некоторые правила ius civile воспроизводились в эдикте, и обратно, достижения преторского права переходили в область ius civile.
Императорские конституции и рескрипты, развивая цивильное право, шли иногда путем заимствований из эдикта. Процесс такого взаимодействия захватывал различные институты права.
В некоторых областях права на почве преторского эдикта сложились целые новые институты. Так, рядом с dominium ex iure Quiritium (квиритской собственностью) возникла так называемая бонитарная (in bonis esse - см. п. 193), наряду с цивильным наследником (heres) стал преторский владелец наследства (bonorum possessor - см. п. 236).
С эпохи классических юристов началось слияние цивильного и преторского права в один юридический порядок. С особой быстротой оно пошло в IV и V вв. н.э. и оказало огромное влияние на структуру всех институтов и их систематическую разработку.
Постепенно путем практики, очевидно судебной и деловой, а также под воздействием императорских конституций, исправлявших действующий закон, возникло новое единое право.
Сенатусконсульты. В начале принципата превратились в законодательные акты постановления сената (редкие при республике).
С I до середины III в.в. н.э. сенатусконсульты являлись основной формой законодательства, хотя и прикрываемой старой формулой, что сенат только полагает, советует и рекомендует (censet, videtur, placet).
В сенатусконсультах нередко давались лишь общие принципиальные положения, а затем предоставлялось преторам указать в эдикте средства их практического осуществления, так что некоторые сенатусконсульты можно назвать неоформленными законами.
Сенат не имел законодательной инициативы. Его постановления чаще всего являлись лишь оформлением предложений императора, которые тот в силу своей власти мог вносить в сенат письменно или устно, так называемая oratio principis in senatu habita - речь императора, произнесенная в сенате.
Деятельность юристов. Римская юриспруденция ведет свое начало от практической деятельности юристов республиканского периода.
Развивавшаяся экономика и усложнение форм оборота предъявляли новые разнообразные запросы, требовавшие точной формулировки прав рабовладельцев.
Юристы, являвшиеся представителями класса рабовладельцев, с успехом разрешали ставившиеся им жизнью задачи: закрепление прав собственника, выработку форм договоров и т.п.
В республиканский период их деятельность имела практический характер и выражалась в редактировании формальных актов (cavere), в руководстве ведением судебных дел (agere), в даче советов (respondere).
По дошедшим до нас отрывкам сочинений республиканских юристов и ссылкам на них позднейших юристов следует признать, что уже тогда юридическая техника достигла довольно высокого уровня.
Деятельность старых республиканских юристов выражалась, прежде всего, в толковании права.
«Так и в нашем государстве [правосудие] строится или на основании права, т.е. писаного закона, или действует собственное цивильное право, которое устанавливается без записи, одним толкованием знатоков права» (D. 1.2.2.12. Pomponlus).
Путем толкования развилась большая часть институтов цивильного права. Древнее толкование III-II вв. до н.э. строго держалось словесной формы, в которую облекались законы или сделки.
В соответствии с практическим характером деятельности старых республиканских юристов их литературная деятельность выражалась в комментариях к законам XII таблиц (таков комментарий Элия Пета Ката, II в. до н.э., в трех частях: объяснения текста, толкования юристов и исковые формулы.
Более поздние произведения дают обобщение практики, ряд юридических правил - regulae (Марк Порций Катон - отец и сын, II до н.э.).
Наконец, появились систематические комментарии по отдельным системам цивильного и преторского права. Кв. М. Сцевола (I в. до н.э.) был составителем первого подробного изложения цивильного права в 18 книгах. Сервий Сульпиций Руф (I в. до н.э.) дал первый комментарий преторского эдикта.
Из других республиканских юристов нужно назвать Марка Манилия, Марка Юния Брута и Публия Муция Сцеволу (II в. до н.э.). Выдающимся юристом был также Цицерон (I в. до н.э.).
Особого расцвета римская юриспруденция достигла в период принципата (I-III вв. н.э.), признаваемый за классический. В эту именно эпоху право частной собственности, частное право, достигло своего высшего развития. Это обусловливало широкое развитие деятельности юристов.
Классические юристы успешно справились со стоявшими перед ними задачами. В своих кратких и весьма четких решениях отдельных казусов они удовлетворяли новые запросы жизни в соответствии с интересами господствующего класса.
Но, наряду с этим, в их деятельности, и, прежде всего, в толковании закона определенно сказывалось и прогрессивное начало. На место прежнего словесно-грамматического толкования законов и сделок является толкование ex voluntate (по своему усмотрению), основанное на отыскании воли закона или сторон.
Как говорит Цельз, «знать законы - это не значит держаться за их слова, но [понимать] их силу и значение [мощь]» (D. 1.3.17).
Классические юристы не отходили, однако, без нужды от грамматически-словесного толкования. При отсутствии в словах закона или сделки какой-либо двусмысленности недопустимо особо ставить вопрос о воле - quaestio voluntatis.
«Когда слова не возбуждают никаких разногласий, не следует допускать [постановки] вопроса о воле» (D. 32.25.1).
Отходя от старого, строго цивильного права (strictum ius), новое толкование направилось в сторону искания aequum et bonum - справедливого и доброго.
Это новое толкование опиралось на зачатки тогдашней науки. Реторическая теория толкования права к концу республики вошла в систему обучения, достигла зрелости и оказала глубокое влияние на римскую юриспруденцию. Она ставила себе целью научить своих учеников возможно логичному толкованию.
В спорных случаях теория внушала искать настоящую волю законодателя, выявлять те цели, которые преследовал законодатель (ratio legis), в юридических же сделках цели, которые ставили себе договаривающиеся стороны (lex contrac tus).
Jus respondendi (юрисконсульты). В эпоху принципата Август и его преемники, в целях привлечения на свою сторону авторитетного сословия юристов, предоставили некоторым наиболее выдающимся юристам ius publice respondendi - право давать официальные консультации по поручению императора, (D. 1.2.2.48-50; Гай. 1.7) в ответ на запросы, обращавшиеся к императору.
Ответы (Responsa) таких привилегированных юристов имели такую же силу, как и собственные императорские толкования, и были обязательны для судей.
Классические юристы. В период от I до середины III в.в. работали многие выдающиеся юристы, совмещавшие глубину теоретических знаний, практические дарования, педагогически-воспитательное влияние и, наконец, оставивших литературное наследие.
Целую эпоху в этом отношении составил юрист начала принципата М.А. Лабеон, приверженец республиканских идей, новатор в области права (plurima innovare instituit).
Он оказал продолжительное влияние на дальнейшее развитие юриспруденции и считается основателем юридической школы прокулианцев (названной по имени его ближайшего ученика Прокула).
Его политический противник Капитон, имевший меньшее значение, был основателем другой юридической школы - сабиньянской, названной по имени его знаменитого ученика Мазурия Сабина (незнатного происхождения, достигшего только к 50 г. всаднического звания). Сабин был величайшим юристом I в. н.э., комментировавшим цивильное право.
Из школы прокулианцев вышли Ювенций Цельз - отец и сын. Из сабинианцев во II в. - Сальвий Юлиан, получившего при Адриане поручение кодифицировать преторское право и успешно выполнившего это поручение (см. п. 21).
Последним сабинианцем считается Гай, не отличавшийся глубиной, но оставивший учебное руководство - Институции, написанные с большой ясностью.
К III в. н.э. относится стоящий вне школ Энимилий Папиан, острейший среди римских казуистов, блестящий по сжатости стилист, ставший для позднейших поколений "первым из всех" (primus omnium).
Папиниан занимал выдающееся место по совершенству формы и точности приемов подведения отдельных случаев под соответствующие правила и нормы права.
Менее яркими, но также крупными юристами III в. н.э. были Павел и Ульпиан.
Упадок юриспруденции. С середины III в. н.э. начинается упадок юриспруденции. Если в эпоху принципата юристы были нужны императору в качестве одного из каналов для проведения и поддержки императорской политики, то при доминате эта их роль оказалась уже законченной.
Императорская власть стала абсолютной, и воля императора оказалась единственным источником права.
В 426 г. был издан закон "о цитировании юристов", признававший обязательное значение за сочинениями Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая, Модестина (и тех юристов, сочинения которых приводится этими авторами).
При различии мнений этих юристов, предписывалось придерживаться мнения, за которое высказалось большинство, а при равенстве голосов отдавалось предпочтение мнению Папиниана.
Юридическая литература. Юридическая литература классической эпохи была чрезвычайно разнообразна и различно освещала проблемы права.
Для начинающих издавались элементарные руководства - институции (institutiones, enchiridia), определения (definitiones), правила (regulae). Практическим целям служили сборники консультаций и казусов - ответы, письма, проблемы и диспутации (responsa, epistolae, quaestiones, disputationes).
Более обширные работы представляли комментарии к эдикту, книги по цивильному праву, комментарии к Кв. Муцию и М. Сабину, где излагалась прежняя система ius civile (libri iuris civilis).
Настоящие своды давали Дигесты, в которых рассматривалось одновременно и преторское и цивильное право. Сюда же относились комментарии к отдельным законам, сенатусконсультам, монографии по отдельным отраслям права, специальные монографии по законодательству - своду XII таблиц, императорскому законодательству.
Наибольшей популярностью пользовались краткие элементарные руководства institutiones (Институции).
Обучение юристов в республиканском Риме выражалось в допущении молодых юристов к слушанию даваемых консультаций и к обсуждению с ними отдельных казусов (instruere).
В конце республики стали вести систематическое чтение лекций (instituere). В качестве пособия к этим занятиям и появились institutiones.
Наибольшей популярностью пользовались Институции Гая. В конце классического периода появились Институции Марциана, Каллистрата, Павла и Ульпиана. Но они не могли затмить старых Институций Гая (II в. н.э.), послуживших в дальнейшем образцом институционной системы.
Институционная система излагала право и его применение не разрозненно, а стремится весь материал расчленить, с точки зрения общих правовых категорий, какими прежде всего являются лица, вещи и иски.
Институции Гая дополняются еще его сочинением "Res quotidianae" ("Повседневные дела"). В совокупности они дают краткий обзор всего действующего права, привлекая к изложению две системы - цивильного и преторского права, с преобладанием догматического изложения над историческим.
Институции Гая получили широкое распространение у юристов и грамматиков последующей эпохи, а в VI в. н.э. они, правда, в искаженном и переработанном виде, были внесены в кодификацию Юстиниана (см. п. 38).
Из обширной литературы юристов-классиков до нас в полном виде дошло очень немного и часто в искаженном виде. Помимо упомянутых выше Институций Гая следует отметить:
1) Так называемые fragmenta Ulpiani (Фрагменты Ульпиана). Дошедшая до нас рукопись была написана в Галлии в Х в. и найдена в библиотеке Ватикана. В ней содержатся извлечения из сочинения Ульпиана. Написано это сочинение по системе Институций Гая.
2) Sententiarum libri quinque ad filium - называемые sententiae receptae Павла (Сентенции Павла). Это руководство по гражданскому и уголовному праву и процессу благодаря полноте и относительной краткости было широко распространено и особо отмечено в законе о цитировании (см. п. 29).
В послеклассическую эпоху было издано в сокращенном и переработанном виде. Извлечения вошли в Вестготский свод законов.
Императорские конституции. В эпоху принципата издавались конституции в четырех основных формах:
а) эдикты - общие распоряжения, которые содержали указания, обязательные для всех должностных лиц и населения);
б) декреты - решения по судебным делам;
в) рескрипты - ответы на поступавшие к императорам вопросы;
г) мандаты - инструкции чиновникам по административным и судебным вопросам.
Из этих четырех форм в период домината мандаты выходят из употребления; декреты и рескрипты имеют силу только по конкретным делам, в связи с которыми они даны, и, таким образом, основной формой закона является императорский эдикт.
Многочисленность и разбросанность императорских конституций вызвали потребность их объединения.
Начиная с 131 г. проводится систематизация римского права (Схема 5). Певоначальна кодификация была произведена частными лицами.
Codex Gregorianus (Кодекс Грегориана). В конце III в. (295 г.) был выпущен Codex Gregorianus, названный так по имени автора, Грегориана.
Он собрал конституции, начиная с Адриана и кончая современными ему.
Codex Theodosianus (Кодекс Феодосия). Первым официальным собранием конституций был Codex Theodosianus, подготовленный восточно-римским императором Феодосием II (402-450 гг.).
В нем получили отражение изменения, которые произошли в государственной и частно-правовой сфере рабовладельческого государства.
Таким образом, римское право имеет мощную источниковую базу, научное обоснование своих основных положений, что и сделало его достоянием мировой правовой мысли.
Литература по теме:
Гай. Институции /Пер. с лат. Ф. Дыдынского //Под ред. В.А. Савельева, Л.Л. Кофанова. М., 1997.
Дигесты Юстиниана. Тома 1-8. / Отв. ред. Кофанов Л.Л. М., 2008.
Иванов А.А. Римское право: основные понятия, законы и иски, персоналии и сентенции: Учебно-справочное пособие. М.: Экономика, 2008.
Новицкий И.Б., Перетерский И.С., Краснокутский В.А. и др. Римское частное право. Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2010.
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы характерные особенности историографии римского права?
2. В чем заключается сущность понятия и содержание источников римского права?
3. Каково содержание и значение для римского права законов и плебисцитов?
4. Что общего и в чем заключаются различия римских законов и сенатусконсультов?
5. Каковы основные виды теоретической и практической деятельности римских юристов?
6. В чем заключалась кодификация Юстиниана?
1 Покровский И.А. История римского права. М., 1948. С. 11.
Источники римского права