Конспект урока технологии для 3 класса «Конструирование сувенирной куклы»


Класс 3

Конспект урока технологии для 3 класса «Конструирование сувенирной куклы»

Тема коллективной

Композиции.

Форма организации коллективной композиции

Цель:

Задачи:

Оборудование и материалы

Зрительный ряд

Литературный ряд

Тип урока

«Веселый хоровод»

Размещение фигур по кругу.

Ознакомить с традиционными игрушками, с символикой их образов.

Обучать навыкам конструирования из бумаги.

Развивать творческие способности, художественную и общую культуру, наблюдательность и зрительную память.

Воспитывать интерес к традициям, к русским игрушкам.

Цветная бумага, фломастеры, клей ножницы, дополнения украшения.

Фотография, цветная игрушка, Дымково, Сергиев-Посад, матрешки.

Загадки.

Ход урока

Организационный момент

Здравствуйте ребята, садитесь. Тема нашего сегодняшнего урока «Конструирование сувенирной куклы», а именно мы сегодня с вами будем знакомиться с русским народным костюмом.

2.Актуализация.

В каждой местности веками бытовали свои собственные традиции, поэтому по форме, расцветке, и узорам одежды можно было узнать откуда человек родом.

Композиция ансамбля русского народного костюма строится по-разному в традиционных женских нарядах севера и юга России.

Девушка, одетая в праздничный наряд представляла собой как бы модель Вселенной. Верхняя часть костюма связана с образом неба.

Учитель. Ребята, что могли изображать на верхней одежде, связанное с небом.?

Дети. Звезды, солнце, дождь.

Учитель. Да правильно, молодцы ребята. Вышитым узором украшали рубахи, сарафаны, головные уборы, рукавицы, полушубки и даже обувь.

Много делали игрушек, это и барыни с северным костюмом и барыни с южными костюмами. Этим занимались мастера умельцы Дымкова, Сергиев-Посада, Семенова. В Семенове делали матрешек.

А теперь ребята послушайте загадку.

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг к дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка).

Дети. Матрешка.

Учитель. Правильно матрешка, молодцы.

Теперь дети послушайте заговор-заклятие.

Пойду ль во чистое поле

Под красное солнце,

Под светел месяц,

Под полетные облака,

Встану я во чистое поле

На ровное место,

Облаками облачуся,

Небесами покроюся,

На главу свою кладу

Красное солнце

Подпояшусь светлыми зорями,

Обтычуся частыми звездами,

Что острыми стрелами,-

От всякого злого недуга.

Вы уже знаете, что стремление человека к красоте, его мечты о прекрасном и небывалом воплощаются в предметах народного быта, в деревянном зодчестве и особенно в одежде. Познакомитесь с праздничной одеждой, которую носили в далеком прошлом, в разных краях России. Весь ансамбль подчеркивал красоту женщины. Делал ее похожей на прекрасный цветок или птицу.

Женский костюм русского севера часто называют «сарафанным комплексом», т. к. основные ее части рубаха и сарафан.

На доске два изображения. Ребята, кто мне скажет какой из них северный костюм.

Дети. Первое изображение.

Учитель. Правильно.

В старину рубахи шили из цветного полотнища - льняного холста. Узоры на рубахе вышивали со значением. Они играли роль оберегов. Рубаха была порой единственной одеждой. Поэтому так ценились в народе люди, готовые отдать «последнюю рубаху».

Основной костюм дополняла парчовая душегрея, собранная на спине красивыми складками. Такая душегрея с рукавами называлась «епанечка», а без рукавов и на лямках - «каротенька»

А теперь посмотрим как отличается по сравнению с северорусским костюмом ансамбль женской одежды из южных районов России. Ребята, посмотрите, исчез сарафан – основа северорусского костюма. Вместо него на рубаху одевали надевали паневу – поясную одежду замужней женщины.

Нет и душегрейки. Поверх рубахи, паневы надевали запон-передник и только затем навершник (нагрудная женская одежда).

Отметим разнообразие узоров, множество оттенков цвета в костюмах разных областей (бывших губерний юга России). Не зря раньше в народе говорили – «В каждом посаде в своем наряде».

Женские головные уборы в северных краях назывались «кокошниками», а в южных «сороки», «кички».

Название «кокошник» происходит от славянского слова «кокошь» - курица. По своей форме этот головной убор мог напоминать гребешок или распушившуюся курочку, полумесяц, царский венец и т. Д. Северные кокошники шили из парчи, бархата, шелка и украшали золотыми и серебряными нитями, жемчугом, драгоценными каменьями. Южанки предпочитали рогатую кичку. Сложный головной убор замужней женщины состоял из многих деталей. Сначала надевали холщевую шапочку с твердым стволом и рогами, сверху – налобник, подзатыльник, наушники, все это расшито жемчугом, бисером, шерстью и шелком.

Давайте отгадаем загадки о русском народном костюме.

Из липы свито

Дырявое корыто,

По дороге идет,

Клетки кладет(лапти).

Дуйся, не дуйся,

Через голову суйся,

Попляши день - деньской

И пойдешь на покой (Рубаха).

С одного бока лес.

А с другого поле(Шуба, тулуп).

Надену - ободом сведет, сниму - змеей упадет,

Тепла не дает,

А без него холодно (Пояс).

Задание.

Надо сконструировать сувенирную куклу в русской национальной одежде, из цветной бумаги, создать коллективную композицию «Веселый хоровод»

Ребята. вот наша лужайка. На лужайку пришла только одна девушка и нам нужно сделать ей подружек, чтобы ей не было скучно. Они будут играть, петь, хороводы водить и хвастаться своими нарядами.

Практическая работа.

При помощи шаблонов.

Ребята, возьмем большой конус и свернем его. Это будет заготовка доля сарафана куклы.

Теперь уберем все лишнее.

Нарисуем детали на сарафане: узоры, украшения, орнамент.

Вырежем ручки и приклеим к конусу сарафана.

Теперь мы свернем малый конус. Это будет платочек нашей сувенирной куклы.

Вырезание контура платка

Наклеим изображение лица.

Теперь украсим орнаментами платочек.

Ребята, все больше и больше становиться подружек на нашей солнечной лужайке. Одна краше другой и все такие красивые, нарядные и не похожие друг на друга.

Итог урока. Вы очень активно сегодня поработали, отвечали на вопросы, внимательно слушали. Вы такие молодцы, а какие игрушки у вас получились замечательные.

Урок окончен. До свидания.