Информация. Информация в информатике
ИНФОРМАЦИЯ
Полное название курса звучит так: «Информатика и информационно-коммуникационные технологии», что в кратком обозначении: «Информатика и ИКТ». Что же означает это понятие?
А состоит оно из двух частей
- Это информатика в целом наука об информации, её хранении, создании и преобразовании.
- И информационно-коммуникационные технологии. Слово состоит из двух частей: информация и коммуникация, т.е. связь. Информационно-коммуникационные технологии это все существующие на сегодняшний день способы работы с информацией, т.е. техника, которая позволяет определённым образом обрабатывать нашу информацию, и применяемые нами приёмы и средства для этой обработки.
Информатика как отдельный предмет в российской школе появилась только к 1986 году и тогда очень сильно отличалась от курса настоящего времени. Тогда этот предмет преподавался даже без компьютера и каких-либо технических средств и его целью было только введение в мир компьютеров и вычислительной техники и объяснение школьникам теоретических принципов обработки информации. В настоящее время с развитием информационно-коммуникационных технологий и всеобщей доступностью средств вычислительной техники многое изменилось, и теперь информатика позволяет нам научиться должным образом обрабатывать информацию как в теоретическом аспекте, так и в практическом, т.е. работать на компьютерах и использовать другие средства информатизации.
В настоящее время с каждым годом количество получаемой нами информации увеличивается (считается, что за 8-10 лет во всем мире количество информации увеличивается в 2 раза), поэтому возникает необходимость в правильном её использовании. Для этого сначала всю поступающую информацию необходимо сначала структурировать, выделив в ней важные и менее значимые детали, изучить характер этой информации, а ненужную и неинтересную нам отбросить. А затем уже, используя полученные знания в области автоматизации обработки информации, используя компьютер или другие средства вычислительной техники, правильно и быстро обработать. Таким образом, конечная цель информатики и ИКТ - это научить правильно обрабатывать поступающую из разных источников информацию, то есть в конечном итоге научить правильно использовать эту информацию.
Но для того, чтобы обрабатывать информацию, необходимо знать, какое у этой информации назначение, какими свойствами она обладает и какие действия можно над ней совершать.
ИНФОРМАЦИЯ В ИФНОРМАТИКЕ
Понятие информации одно из самых фундаментальных в современной науке. Наряду с такими понятиями, как вещество, энергия, пространство и время, оно составляет основу современной научной картины мира.
Термин информация происходит от латинского слова informatio, что означает «сведения, разъяснения, изложение».
Информация - это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается различный смысл в технике, науке и в житейских ситуациях.
В обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют, например сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т. п. «Информировать» в этом смысле означает «сообщить нечто, неизвестное раньше». В общем смысле информация это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии.
В информатике принято следующее определение:
Информация это снятая неопределенность. Чтобы пояснить это, можно прибегнуть к следующей аналогии: человек не знает содержание какого-либо предмета, но чем больше изучает его, тем большей информацией о нем имеет и тем меньше неизвестности (неопределенности) у него по этому предмету. Можно ли предположить, что когда-нибудь вся неопределенность во Вселенной будет снята человеком (его разумом, сознанием, деятельностью и т.п.)? Ведь если посмотреть, то постепенно, в результате развития цивилизации, неопределенность уменьшается, а объем информации, которой человечество располагает, растет.
Общим в рассмотренных точках зрения является то, что понятие информации предполагает создание, передачу, обработку и хранение информации. Эти процессы называются информационными.
Информационный процесс это процесс, в результате которого осуществляется прием, передача, обработка и использование информации.
Любую информацию возможно разделить на входную, которую получает человек или устройство и выходную которая получается после обработки человеком или устройством.
Передача информации информация передается в форме сообщений от некоторого источника информации к приемнику посредством канала связи между ними.
Источник посылает передаваемое сообщение, которое кодируется в передаваемый сигнал. Этот сигнал посылается по каналу связи. В результате в приемнике появляется принимаемый сигнал, который декодируется и становится принимаемым сообщением.
В общем виде процесс приема и передачи информации можно представить следующей схемой:
В качестве источника информации может выступать живое существо или техническое устройство. От него информация попадает на кодирующее устройство, которое предназначено для преобразования исходного сообщения в удобную форму. По каналу связи информация попадает на декодирующее устройство получателя, которое преобразует кодированное сообщение в форму понятную получателю. Одни из самых сложных декодирующих устройств человеческие ухо и глаз.
В процессе передачи информация может утрачиваться, искажаться. Это происходит из-за различных помех, как на канале связи, так и при кодировании и декодировании информации. Вопросами, связанными методами кодирования и декодирования информации занимается специальная наука криптография.
Пример: сообщение, содержащее информацию о прогнозе погоды, передается приемнику (телезрителю) от источника специалиста-метеоролога посредством канала связи телевизионной передающей аппаратуры и телевизора.
СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ
Можно привести немало разнообразных свойств информации. Каждая научная дисциплина рассматривает те свойства, которые ей наиболее важны. С точки зрения информатики наиболее важными представляются следующие свойства:
- Объективность информации. Понятие объективности информации относительно. Более объективной является та информация, в которую методы обработки вносят меньше субъективности. Например, в результате наблюдения фотоснимка природного объекта образуется более объективная информация, чем при наблюдении рисунка того же объекта. То есть объективность информации это свойство информации, показывающее на сколько она зависит от методов ее фиксации, чьего-либо мнения, суждения. В ходе информационного процесса объективность информации всегда понижается.
- Полнота информации. Полнота информации характеризует достаточность данных для принятия решения. Чем полнее данные, тем шире диапазон используемых методов их обработки и тем проще подобрать метод, вносящий минимум погрешности в информационный процесс.
Представьте, что нам нужно помочь другу, который заболел и остался дома, изучить материал пройденного урока. Мы можем скопировать на ксероксе свою тетрадку и передать копию другу: если мы считаем, что наша цель дать ему записанный материал урока, то информация в таком случае будет полной. А если нужно было ещё и указать пройденный в учебнике параграф, а мы забыли это сделать, тогда информация уже будет неполной. Поэтому возникает свойство полноты информации.
Кроме всего прочего, неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.
- Достоверность информации. Это степень её соответствия реальному состоянию дел. Неадекватная информация может образовываться при создании новой информации на основе неполных или недостоверных данных. Однако полные и достоверные данные могут приводить к созданию неадекватной информации в случае применения к ним неадекватных методов.
Представьте, что вы играете в «испорченный телефон» и уже после двух телефончиков произошло такое искажение информации, что загадывавший слово и представить себе не мог, как сильно его переделают. В этом случае произошла полная подмена информации. Значит, информация может быть как достоверной, так и недостоверной.
- Доступность информации. Это мера возможности получить информацию. То есть отсутствие доступа к данным или отсутствие адекватных методов их обработки приводят к тому, что информация оказывается недоступной.
- Актуальность информации. Это степень соответствия (полезности) информации текущему моменту времени. Поскольку информационные процессы растянуты во времени, то достоверная и адекватная, но устаревшая информация может приводить к ошибочным решениям. Необходимость поиска или разработки адекватного метода обработки данных может приводить к такой задержке в получении информации, что она становится ненужной.
Вам сообщают прогноз погоды за вчерашний день, а вчера вы его не слышали, не взяли с собой зонтик и промокли с ног до головы. Вам сегодня такая информация уже не нужна. Значит, информация может быть актуальной и неактуальной.
ФОРМА И ЯЗЫК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
Воспринимая информацию с помощью органов чувств, человек стремится зафиксировать ее так, чтобы она стала понятной и другим, представляя ее в той или иной форме.
Музыкальную тему композитор может наиграть на пианино, а затем записать с помощью нот. Образы, навеянные все той же мелодией, поэт может воплотить в виде стихотворения, хореограф выразить танцем, а художник в картине.
Человек выражает свои мысли в виде предложений, составленных из слов. Слова, в свою очередь, состоят из букв, это алфавитное представление информации.
Форма представления одной и той же информации может быть различной. Это зависит от цели, которую вы перед собой поставили. С подобными операциями вы сталкиваетесь на уроках математики и физики, когда представляете решение в разной форме. Например, решение задачи: «Найти значение математического выражения
у = 5х + 3, при Х = -3; -2; -1; 0; 1; 2; 3» можно представить в табличной или графической форме. Для этого вы пользуетесь визуальными средствами представления информации: числами, таблицей, рисунком.
Таким образом, информацию можно представить в различной форме:
- знаковой письменной, состоящей из различных знаков, среди которых принято выделять:
- символьную в виде текста, чисел, специальных символов (например, текст учебника);
- графическую (например, географическая карта);
- табличную (например, таблица записи хода физического эксперимента);
- в виде жестов или сигналов (например, сигналы регулировщика дорожного движения);
- устной словесной (например, разговор).
Форма представления информации очень важна при ее передаче: если человек плохо слышит, то передавать ему информацию в звуковой форме нельзя; если у собаки слабо развито обоняние, то она не может работать в розыскной службе. В разные времена люди передавали информацию в различной форме с помощью: речи, дыма, барабанного боя, звона колоколов, письма, телеграфа, радио, телефона, факса. Независимо от формы представления и способа передачи информации, она всегда передается с помощью какого-либо языка.
На уроках математики вы используете специальный язык, в основе которого цифры, знаки арифметических действий и отношений. Они составляют алфавит языка математики.
На уроках физики при рассмотрении какого-либо физического явления вы используете характерные для данного языка специальные символы, из которых составляете формулы. Формула это слово на языке физики.
На уроках химии вы также используете определенные символы, знаки, объединяя их в «слова» данного языка.
Существует язык глухонемых, где символы языка определенные знаки, выражаемые мимикой лица и движениями рук.
Основу любого языка составляет алфавит конечный набор знаков (символов) любой природы, из которых формируется сообщение.
Языки делятся на естественные (разговорные) и формальные (не разговорные). Алфавит естественных языков зависит от национальных традиций. Формальные зыки встречаются в специальных областях человеческой деятельности (математике, физике, химии и т. д.). В мире насчитывается около 10 000 разных языков, диалектов, наречий. Многие разговорные языки произошли от одного и того же языка, например, от латинского языка образовались французский, испанский, итальянский и другие языки.
Компьютер всю обрабатываемую информацию представляет и хранит в виде последовательности 0 и 1. Каким образом это происходит вы познакомитесь на следующих занятиях.
Информация. Информация в информатике