Молодежная политика: пути ее реализации в Украине

PAGE 14

Приложение

Молодежная политика: пути ее реализации в Украине

За довольно короткий исторический период мир претерпел существенных изменений. Они коснулись не только политических и экономических аспектов в развитии государств – они во многом изменили законы развития общества. Сегодня трансформируются модели международных отношений, подходы к решению внутриполитических задач и достижения экономического успеха. Меняется мировоззрение и мотивация поведения как отдельных людей, так и целых обществ. Эти процессы уже отразились на взаимоотношениях поколений, на условиях вхождения в общество новых поколений; по мере значимости молодежи и новых поколений для развития государства и общества.

Опыт последних десятилетий убедительно доказывает, что политических и экономических успехов достигают именно те государства, которые уделяют особое внимание молодежи, что устойчивое развитие демонстрируют именно те общества, которые пересмотрели систему традиционных взглядов на новые поколения, на систему взаимоотношений между поколениями и на их значение для политического и социально-экономического развития.

Именно поэтому в новом тысячелетии стратегические преимущества будут у тех государств и обществ, которые научатся эффективно использовать человеческий потенциал, и в первую очередь, тот инновационный потенциал развития, носителем которого является молодежь.

Целью молодежной политики Украины является создание условий для самореализации и творческого развития каждого молодого человека – гражданина Украины, реализации инновационного потенциала молодежи во всех сферах общественной жизни, воспитании молодого поколения людей способных эффективно работать и учиться в течение жизни, сохранять и приумножать ценности народа Украины и гражданского общества, развивать и укреплять суверенное, демократическое, правовое государство как неотъемлемую составляющую европейского и мирового сообщества.

В последнее воскресенье июня Украина празднует День молодежи. Молодость – это прекрасное время надежд и уверенности в том, что все мечты обязательно сбудутся. Время, когда встречаешь верных в своей жизни друзей, когда закладываются основы будущего твоей жизни. Поэтому важно использовать все преимущества этой прекрасной поры.

Молодежь – общественный слой, который имеет свое место в социальной структуре и играет особую роль в обществе. Именно молодежь выступает проводником социально-экономического, политического и духовного возрождения, двигателем новых качественных изменений, вызванных назревшими потребностями общества. Поэтому государство, стремящееся к прогрессивному развитию, требует как можно более полного привлечения молодежи к трансформационных процессов.

Общество, государство и современное состояние молодежи

Современное положение молодежи в Украине определяется следующими факторами:

- минимальное участие молодежи в объединениях граждан, медленный рост гражданского и национального сознания, активности молодежи;

- отсутствие системы ценностных ориентаций;

- низкий уровень информированности молодежи по вопросам участия во всех сферах общественной жизни, процессе формирования и реализации государственной молодежной политики;

- нелегальная внешняя трудовая миграция части молодежи;

- низким уровнем правового образования молодежи и знанием путей защиты своих прав;

- отсутствием равенства возможностей и стартовых условий для всей молодежи.

Время, украинская молодежь не оторвана от мира, от развития своей страны и адекватная своему времени. Она адаптирована к современным социально-экономических и политических условий. Вместе с тем, существует немало социально неустроенных и неблагополучных молодых людей. Происходит рост традиционных и зарождение новых «групп риска».

Негативные тенденции сейчас доминируют в молодежной среде:

- уменьшается абсолютная численность и часть молодежи в структуре населения в связи с негативными демографическими процессами;

- ухудшается состояние физического и психического здоровья молодого поколения, что может привести к качественному снижению репродуктивного, интеллектуального, экономического потенциала общества. Уязвимым и незащищенным сегодня здоровье молодых людей в подростковой возрастной группе;

- продолжается маргинализация и криминализация молодежной среды, увеличивается число молодых людей, склонных к правонарушениям;

- снижается качество образования;

- происходит деградация структуры занятости, разрушению трудовой мотивации молодых работников. Молодые люди интегрируются преимущественно в сферу обмена и перераспределения товаров и услуг, предпочитают рабочим местам, не требующих высокой профессиональной квалификации;

- часть предпринимателей не превышает 2-3% от численности всей молодежи, молодые люди практически не представлены в малом и среднем бизнесе;

- происходит деформация духовно-нравственных ценностей, размываются моральные ограничители на пути к достижению личного успеха;

- слабо развивается культура ответственного гражданского поведения.

Характерными чертами массовой молодежной сознания становятся: правовой нигилизм, отсутствие социальной свободы, «стадный» инстинкт и др..

Одновременно наблюдается рост позитивных тенденций в развитии украинской молодежи:

- в молодежной среде созревает мощный инновационный потенциал. Увеличивается число молодых людей, выбирающих личную инициативу как главный способ решения своих проблем;

- растет самостоятельность и практичность, ответственность за свою судьбу, мобильность, восприимчивость к новому;

- увеличивается престижность качественного образования и профессиональной подготовки.

Меняется отношение к образованию - формально-статусное отношение уступает место практическому использованию полученных знаний как основы личного и профессионального успеха и будущего благосостояния;

- растет экономическая заинтересованность в сохранении своего здоровья;

- современная молодежь стала полноправной частью международного молодежного сообщества, активно интегрируется в глобальные экономические, политические и гуманитарные процессы.

Наряду с процессом развития этих тенденций за последнее десятилетие претерпел существенных изменений характер отношения государства и общества к молодежи:

- потребительское отношение к молодежи в сфере экономики и труда изменилось невостребованностью;

- настороженное, недоверчивое отношение в сфере политики изменилось откровенными манипуляциями. Молодежь рассматривается исключительно как электоральный ресурс;

- тотальный контроль в сфере культуры сменился равнодушием и передачей данной сферы под влияние средств массовой информации и индустрии развлечений, бизнес которых построен на культивировании потребителя, примитивных человеческих инстинктов;

- поучительно опекунское отношение в духовно-идеологической и воспитательной сферах трансформировалось в непонимание и равнодушие со стороны старших поколений. Доминирует взгляд на молодежь как на пассивную социальную группу, находится в переходном, маргинальном состоянии.

В совокупности это привело к тому, что ценностно-смысловое пространство молодежи формируется либо на основе криминальной субкультуры, или на основе ценностно-поведенческих моделей, разрушительных национально-культурную самоидентификацию молодых украинских.

Осложняет ситуацию отсутствие общественно признанных морально-этических ориентиров развития, образа будущего, слабо развиты условия для самореализации и воплощения социально значимых инициатив молодежи. Отсутствует механизм согласования интересов молодежи с интересами других групп общества.

Развитие позитивных тенденций и использование потенциала инновационной активности молодежи в интересах созидания и гражданского служения может быть достигнуто лишь при создании адекватной системы участия государства и общества в процессах социализации молодежи, развития цивилизованных механизмов взаимоотношений между обществом и новыми поколениями, входящих в него.

Задача молодежной политики Украины

Главными задачами национальной молодежной политики являются:

- изучение положения молодежи, создание необходимых условий для укрепления правовых и материальных гарантий осуществления прав и свобод молодых граждан, деятельности молодежных организаций для полноценного социального становления и развития молодежи;

- помощь молодым людям в реализации и самореализации их творческих возможностей и инициатив, широкое привлечение юношей и девушек к активному участию в национально-культурном возрождении украинского народа, формировании его сознания, развитии традиций и национально-этнических особенностей;

- привлечение молодежи к активному участию в экономическом развитии Украины;

- предоставление государством каждому молодому человеку социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке;

- координация усилий всех организаций и социальных институтов, работающих с молодежью.

Молодежная политика в Украине признана одним из приоритетных направлений государственной политики. Для общества это имеет принципиальное значение, ведь именно молодежь является той социальной группой, которая решающим образом определяет содержание и характер будущего, концентрирует в себе перспективные тенденции общественного развития. Общество, семья, школа, общественность непременно ставят перед собой задачу воспитать человека-гражданина, то есть личность с определенным набором черт, качеств и характеристик, умеет жить совместно с другими, следуя построенных на истории, традициях, достижениях своих предшественников норм общежития, сложившимся на национальной почве.

Приоритетными направлениями работы в развитии молодежной политики являются:

- содействие созданию условий для формирования у молодежи устойчивых традиций и мотиваций относительно здорового образа жизни;

- содействие обеспечению занятости молодежи;

- содействие деятельности молодежных, детских общественных организаций и их союзов;

- создание условий для привлечения широких слоев населения к занятиям физической культурой и массовым спортом;

- усовершенствование системы детско-юношеского и резервного спорта;

- содействие деятельности общественных организаций физкультурно-спортивной направленности ветеранов физической культуры и спорта Украины;

- обеспечение подготовки и участия сборных команд Украины в соревнованиях международного уровня, в частности, в I зимних Юношеских Олимпийских играх 2012 года (м.Инсбрук, Австрия), Играх ХХХ Олимпиады 2012 года, XIV летних Паралимпийских играх 2012 года (г. Лондон, Великобритания) , сороковой Всемирной шахматной олимпиаде (Стамбул, Турция), IX Всемирных играх по неолимпийским видам спорта 2013 года (м.Кале, Колумбия), II Всемирных играх по единоборствам 2013 года (г. Санкт-Петербург, Россия);

- содействие созданию современной спортивной инфраструктуры на уровне мировых стандартов и требований международных спортивных федераций;

- содействие получению аккредитации ВАДА лаборатории антидопингового контроля Национального антидопингового центра Украины.

Молодежная политика Украины является системной деятельностью государства в отношениях с личностью, молодежью, молодежным движением осуществляется в законодательной, исполнительной, судебной сферах и ставит целью создание социально-экономических, политических, организационных, правовых условий и гарантий для жизненного самоопределения, интеллектуального, морального, физического развития молодежи, реализации ее творческого потенциала как в собственных интересах, так и в интересах Украины. Она распространяется на граждан Украины в возрасте от 14 до 35 лет независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и осуществляется через органы государственной исполнительной власти, учреждения, социальные институты и объединения молодых граждан.

Украина традиционно находится в центре глобальных и региональных политических и экономических процессов. Задача обеспечения ее поступательного, устойчивого развития и безопасности требует эффективной и адекватной реакции на современные вызовы, достижения национальной конкурентоспособности во всех сферах.

Развитие демократического государства с современной социально направленной экономикой будет эффективной только при активном участии молодежи. Творческий потенциал и социальный ресурс молодежи является одним из важнейших основ модернизации общества. В условиях новых мировых воздействий (дружественной к молодежи государства) назрела острая необходимость усиленного внимания к молодежи со стороны государства, разработки системного, тщательно выверенного, научно обоснованного и долгосрочного плана действий, результаты которого станут ощутимы в близкой перспективе.

В свою очередь, в качестве одного из важнейших условий выступает обеспечение воспроизводства интеллектуального и трудового потенциала общества. Перспективы сохранения и накопления такого потенциала неразрывно связаны с осуществлением комплекса мероприятий по образованию и воспитанию молодежи. В Украине около 11 млн. юношей и девушек, из них более 1,5 млн. – студенты вузов I-IV уровней аккредитации и, прежде всего, молодежная политика в Украине относительно образования, социально-политической, экономической отраслей, развития духовного, культурного, физического потенциала молодежи и функционирования молодежных организаций определяется законодательством Украины.

При определении общенациональных приоритетов должны быть учтены интересы молодежи. Она должна стать активным участником решения задач, стоящих перед государством и обществом. Необходимо на государственном уровне создавать условия для самореализации молодежи и включения молодежи в процессы развития Украины. Это расширит социальную базу преобразований, обеспечит социальное, культурное и экономическое воспроизводство и развитие страны.

Для украинских органов государственной власти в осуществлении молодежной политики главными направлениями деятельности являются:

- обеспечение правовой и социальной защищенности молодежи;

- предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству;

- обеспечение сбалансированного сочетания государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации национальной молодежной политики;

- приоритет общественных инициатив по аналогичной деятельности государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи;

- привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации программ, касающихся молодежи, общества и государства.

Следует учитывать, что достижение молодыми людьми экономической самостоятельности, реализация ее творческого потенциала, развитие предпринимательской активности, формирования у них мировоззрения гражданина-патриота, творца будущего своей страны во многом обусловлено наличием поддержки и проведением активной политики со стороны государства и местных властей.

Государство и общество должны обеспечить опережающую и инновационную участие в процессах, обеспечить духовные и культурные потребности молодежи, равные возможности для раскрытия творческого, профессионального, интеллектуального потенциала молодежи, приобретение молодежью социального опыта, формирование умения жить в гражданском обществе, поддержку семей, конкурентоспособность на рынке труда, качественное образование, общечеловеческих ценностных ориентаций, патриотизма, национальной и общественного сознания среди молодежи, которая могла бы обеспечить непрерывность развития государства Украина, основываясь на государственных и национальных ценностях. Это позволит сформировать стратегическую цель украинской молодежи, направленную на формирование ответственного отношения молодежи к своему будущему и будущему государства. Это сделает процесс привлечения молодежи к разработке и реализации государственной молодежной политики эффектным и изменит современную роль молодежи - участвовать в решении собственных социально-бытовых проблем, на необходимую участие в решении стратегических проблем развития общества.

Модель государственной молодежной политики, которая формировалась в течение последнего десятилетия, сегодня не соответствует масштабу задач и вызовов, стоящих перед государством и обществом. Мозаичность, которая заключается в подходах к формированию законодательной базы, финансирования, создания структур органов по работе с молодежью, определению их полномочий и функционала, отсутствие четкой внутренней организации снижают эффективность государственной молодежной политики, лишают ее комплексности и системности.

Программу действий государства и общества в этой сфере, механизмы решения этих задач и призвана определить современная молодежная политика.

Сделать молодежную политику эффективной, адекватной современным требованиям, таким, учитывающий особенности современного государства, общества и молодежи, наполнить ее новыми содержанием и содержанием - первоочередная задача власти. При этом у государства есть реальная возможность занять в этой сфере лидирующее положение, обеспечив себе тем самым передовые позиции в глобальном развитии.

Молодежная политика Украины должна реализовываться на всех уровнях государственной власти. Она основывается на признании за молодежью всей полноты социально-экономических, политических, личных прав и свобод, закрепленных Конституцией Украины и другими нормативными правовыми актами, действующими на территории Украины и муниципальных образований.

Формирование молодежной политики Украины

Государственная молодежная политика в Украине должна стать приоритетным и специфическим направлением деятельности государства и осуществляться:

- в интересах молодого человека, общества, государства;

- с учетом возможностей Украины, ее экономического, социального, исторического, культурного развития и мирового опыта государственной поддержки молодежи;

Государственная молодежная политика и должна формироваться и реализовываться путем:

- принятие законодательных актов, решений государственных органов, направленных на реализацию государственной молодежной политики;

- проведение в Верховной Раде Украины ежегодных слушаний о положении молодежи и подготовки доклада по этому вопросу Верховной Раде Украины, Президенту Украины;

- деятельности в органах государственной власти и управления всех уровней структурных подразделений, занимающихся проблемами молодежи;

- создание социальных служб для молодежи и подготовки социальных работников;

- разработки и реализации государственных целевых программ по вопросам молодежной политики;

- выделение в государственном и местных бюджетах целевых средств на финансирование государственной молодежной политики, привлечение материальных и финансовых ресурсов предприятий, учреждений и организаций, объединений граждан, заинтересованных в работе с молодежью;

- образование специальных фондов.

Направления молодежной политики Украины

Всестороннее и гармоничное развитие молодежи возможен при условии соблюдения единства и взаимодействия таких его основных составляющих, как образование, патриотическое воспитание, физическое воспитание и спорт, культура и досуг, формирование здорового образа жизни, участие в общественной жизни.

Конкурентоспособность обеспечивается содействии государства в соответствующей образовании, профессиональном обучении, переподготовке, трудоустройстве и занятости молодежи, а также стимулирование общественной активности.

Конституция Украины и украинское законодательство гарантируют права граждан на получение социальных благ независимо от национальности, пола, социального происхождения и имущественного положения, вероисповедания, места жительства и состояния здоровья. Государство обеспечивает молодому поколению необходимый минимум социальных услуг для самостоятельного развития и жизненного старта в обучении, получения профессии, работе, реализации интересов и способностей, а также создает систему стимулов для тех молодых людей, которые проявляют общественную активность, достигают успехов в различных сферах общественной жизни.

Доступ молодежи к получению социальных благ обеспечивается обществом через сеть социальных учреждений для удовлетворения потребностей каждого молодого человека согласно его интересов и способностей. Такой доступ является комплексным понятием, что, с одной стороны, предусматривает обязанность государства и общества в предоставлении широкого спектра услуг для молодежи, а с другой - активную позицию молодых людей в их сознательном выборе и использовании предлагаемых прав, благ и гарантий.

Важнейшими для молодежи доступ к качественному образованию, медицинских услуг, рабочих мест, информации, спорта и досуга.

Образование является базой для развития каждой личности, залогом успешного будущего Украины, ее конкурентоспособности на мировой арене. Она является инструментом для получения молодым человеком профессии и квалификации для выхода на рынки труда, формирование общекультурного уровня, передачи национального наследия.

Актуальной задачей является обеспечение равного доступа молодежи к качественному образованию в течение жизни для саморазвития, самореализации и успешной интеграции в гражданское общество.

Государство обеспечивает равный доступ молодежи к качественному образованию путем:

- модернизации системы образования в соответствии с новейшими достижениями науки, культуры, лучших национальных социальных моделей, внедрение системы образования на протяжении жизни;

- развития сети учебных заведений различных типов;

- развития образовательного пространства, базирующегося на инновационных принципах, и его интеграции в европейское и мировое образовательное пространств;

- широкомасштабного внедрения информационных и коммуникационных технологий в систему образования, включая дистанционное образование, обеспечивающих доступность и эффективность образовательных услуг, подготовку молодого поколения к жизнедеятельности в информационном обществе;

- обязательного получения полного общего среднего образования в объемах, определенных Государственным стандартом начального и Государственным стандартом общего среднего образования;

- профессиональной ориентации каждого молодого человека и предоставлением бесплатной первичной профессиональной подготовки в системе формального и неформального образования;

- Создание условий для получения высшего образования бесплатного и платного характера в различных типах учебных заведений на конкурсной основе, путем индивидуального и других форм кредитования, в т.ч. очного и дистанционного типа;

- предоставление возможностей получения профессиональных квалификаций, актуальных на рынке труда, в системе непрерывного образования;

- внедрение выбора гибких образовательных программ с использованием инновационных образовательных технологий;

- формирование духовного мира молодежи, позитивной идеологии и образа жизни.

Качественная медицина для молодежи гарантирует развитие здоровой нации, передача здорового генотипа будущим поколениям. Важной задачей является создание эффективной модели молодежной медицины, которая не только занималась важнейшими проблемами здоровья молодежи, но и было акцентировано на профилактику и предупреждение возможных негативных явлений.

Государство обеспечивает равный доступ к медицинским услугам путем:

- разработки и реализации целостной Национальной программы медицинского обслуживания молодежи, базирующаяся на концепции молодежной медицины с акцентом на проблемы ВИЧ / СПИДа, алкогольной, табачной и наркотической зависимости и т.п.;

- разработки и реализации программы поддержки материнства и детства;

- внедрение страховой и семейной медицины;

- оптимизации развития сети учреждений по оказанию медицинских услуг, особенно в сельской местности и профильного характера;

- повышение уровня материально-технической базы институтов молодежного направления;

- прекращение и последующая запрет массовой рекламы табака и алкоголя;

- предоставление молодежи бесплатных медицинских услуг первичного характера.

Практика физической культуры и спорта является эффективным средством формирования здорового молодого личности.

Государство обеспечивает равный доступ молодежи к возможностям для занятий физической культурой и спортом путем:

- широкой пропаганды здорового образа жизни, создание и культивирование ценностей здоровья и здорового образа жизни, в том числе через социальную рекламу;

- улучшение системы физической подготовки для формирования активной физической культуры среди молодежи в системе формального образования и расширения дополнительных бесплатных возможностей для занятий физкультурой и спортом в системе учебных заведений;

- развития сети бесплатных учреждений физической культуры и спорта для молодежи вне системы формального образования с акцентом для молодежи старших возрастных групп;

- развития практики проведения всеукраинских, межрегиональных и региональных спортивных соревнований, турниров молодежи по массовым малозатратных видов спорта;

- поддержки и реализации программ и мероприятий широкого привлечения молодежи в занятиям физической культурой;

- поддержки возрождения системы детского спорта;

- поддержки развития физической культуры и спорта в сельской местности местными властями и привлечения общин;

- развитие широко разветвленной сети доступных спортивных площадок для молодежи во всех населенных пунктах и оздоровительных зонах, включая зоны отдыха, пляжи и т.п..

Досуга является одним из важных факторов для молодежи, ее отдыха, самореализации, оздоровления, расширения кругозора.

Государство обеспечивает организацию досуга молодежи посредством:

- широкую пропаганду образа жизни, что позволяет проводить молодые досуга в образовательных и игровых мероприятиях, в том числе через социальную рекламу;

- внедрение программ оздоровления для подростков и молодежи;

- сохранение и развитие индустрии отдыха молодежи;

- поддержка доступных, развивающих программ организации досуга по месту жительства молодежи, в том числе молодежного туризма;

- развитие социокультурных, спортивных и других объектов досуга и оздоровления молодежи, особенно в сельской местности и районах городских новостроек.

Политика трудоустройства и занятости молодежи осуществляется государством через развитие инфраструктуры, предусматривает создание и поддержку специализированных организаций, осуществляющих деятельность по занятости молодежи, ее профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и переподготовки. А именно: центры временной сезонной занятости, молодежные биржи труда, бизнес-инкубаторы для молодежи, студенческие трудовые отряды, молодежные объединения и центры труда и т.д.

Пути содействия занятости и трудоустройству молодежи:

- создание системы анализа и прогноза относительно спроса на профессии на рынках труда и адекватного реагирования системы образования и трудоустройства;

- сохранение гарантии первого рабочего места, адаптация и повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда, расширение возможностей получения профессионального образования;

- разработка и имплементация мероприятий по квотированию рабочих мест для молодежи;

- содействие адаптации молодежи в трудовых коллективах;

- содействие социальному партнерству между властью и бизнесом для обеспечения занятости молодежи;

- организация молодежных практик на рабочих местах для учащейся молодежи;

- осуществление долгосрочных программ по обеспечению занятости выпускников профессиональных образовательных учреждений, поддержка их стабильности, полноценной трудовой деятельности;

- реализация специальных программ трудоустройства уязвимых групп молодежи, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

- содействие самозанятости молодежи;

- формирование государственных механизмов поддержки молодежного предпринимательства;

- реализация мероприятий материально-технической и финансовой поддержки деятельности молодежных учебных предприятий, учебно-деловых центров, коммерческих организаций;

- поддержки молодежных неправительственных организаций в реализации бизнес-идей и молодежного предпринимательства через стимулирование их инициатив;

- создание системы поощрений и преференций для молодежи, имеет значительные профессиональные достижения.

Привлечения социально активной молодежи к процессам государственного и общественного строительства.

Ротация кадров через молодежный резерв:

- создание реестра молодежного резерва на общегосударственном и местном уровнях на должности руководителей высшего и среднего звена предприятий и учреждений государственного сектора, местного самоуправления.

Привлечение молодежи к деятельности государственных органов власти и местного самоуправления:

- проведение обучающих мероприятий для целенаправленной работы с молодежными лидерами и подготовки профессиональных кадров в сфере государственного управления, внедрения лидерских программ с акцентом на работе в органах государственной власти и местного самоуправления;

- реформирование системы поддержки проектов молодежных и детских общественных организаций;

- создание системы стимулирования, празднования и поощрение молодых людей, совершивших актуальные проекты и программы;

- создание пространства общения молодежного актива;

- активизация диалога и взаимодействия политических партий и молодежи, по созданию системы возможностей для молодого человека стать участником процессов управления партиями на уровне государства на органы местного самоуправления;

- привлечение молодежи к консультативной деятельности органов власти, обсуждение проектов нормативно-правовых актов относительно законных прав и интересов молодежи.

Привлечение молодых ученых к разработке и внедрению научных достижений и решения экономических и социальных проблем Украины.

Интеграция украинской молодежи в международное молодежное сообщество:

- проведение международных форумов и фестивалей студентов и молодежи;

- внедрение программ обменов молодежными делегациями со странами ЕС, НАТО, ГУУАМ и другими странами мира.

Общественно-социальная активизация основах государственной молодежной политики

Усиление влияния и прагматизма государственной составляющей молодежной политики требует адекватного усиления ее общественной составляющей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны систематически осуществлять профилактические, культурно-просветительские, информационные и другие мероприятия за счет бюджетных средств. Это позволит в определенной степени обеспечить контроль и отчетность перед государством и общественностью по эффективности проводимых мероприятий, направленных на решение проблем молодежи. Протея, только непосредственное участие органов власти является мало эффективной, поскольку она требует значительных человеческих затрат служащих и бюджетных средств. Именно поэтому следует предусматривать конструктивное сотрудничество органов исполнительной власти и органов местного самоуправления с общественными и благотворительными организациями в решении проблем молодежи. Молодежные общественные объединения являются основным социальным партнером государства в формировании и осуществлении государственной молодежной политики, а следовательно – основным субъектом общественной составляющей молодежной политики.

Чем выше самостоятельность молодежного объединения, тем больше его возможности для развития партнерских отношений с властью и его ценность как социального партнера. Самостоятельность молодежных объединений определяется наличием конструктивной деятельности, возможностью принимать решения на основе собственных интересов, разветвленной региональной сети, способностью самостоятельно обеспечивать жизнедеятельность организации.

Сегодня, как и ранее, молодежные объединения не являются массовыми, однако большинство молодых людей считает их существование необходимым, так как они являются важным звеном самореализации личности, социализации молодежи, вступления организационной культуры, умения вести дело. Практика ведущих европейских государств свидетельствует о целесообразности иметь сильные, высокоавторитетные организации, имеющие собственные программы и проекты по решению молодежных проблем и являются проводниками государственной молодежной политики. Главной задачей в этой сфере видится налаживание партнерских отношений для делегирования молодежным организациям части задач государства, которые они способны решить самостоятельно.

Включения молодежи в процессы принятия решений является основным условием развития потенциала государства. Государство призвано способствовать самоорганизации и самореализации молодежи, развития ее творческого потенциала, внедрения инициатив в различных сферах деятельности, привлечению к процессам реформирования украинского общества и экономики, формированию ее ответственности за настоящее и будущее.

Государство вместе с общественностью способствует включению молодежи к участию в процессах принятия решений на всех уровнях государственно-общественного управления, прозрачности исполнительных процедур и равных возможностей.

Новая модель системы управления молодежной сферой должна быть открытой и демократической, в которой предусматривается обеспечение государственного управления с учетом общественного мнения на центральном и региональном уровнях. Социальное партнерство является обязательным условием эффективного управления и решения неотложных проблем молодежи.

Государство способствует развитию общественного сектора, в том числе поддерживает молодежные неправительственные организации, деятельность которых направлена на общественно-экономическое развитие и демократизацию украинского общества.

Поддержка региональных и местных общественных инициатив молодежи является приоритетным направлением деятельности центральных и местных органов власти.

Государство гарантирует всестороннее информирование и привлечение к процессам демократизации представителей молодежных общественных организаций, создает условия для такой деятельности согласно международным подходам.

Подготовлено управлением по вопросам внутренней политики и связям с общественностью облгосадминистрации.

Молодежная политика: пути ее реализации в Украине