Экономическая сущность налогов

Экономическая сущность налогов.

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством, с налогоплательщиков (с ЮЛ и ФЛ) по ставке установленной законодательством.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги являются основной формой доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру и на состояние НТП.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и т.д.

В налоговых отношениях экономически воплощено существование государства.

Изъятие государством в пользу общества ВВП в виде обязательного взноса составляет сущность налога.

С экономической точки зрения, налоги – инструменты фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне.

С юридической точки зрения, налоговые отношения – система специфических обязательств, в которых одной стороной является государство, а с другой субъект налогообложения, на которого возложена обязанность оплачивать налоги в бюджет в соответствии с налоговым законодательством.

Можно выделить два направления, регулирующих доходность государства в сфере налогообложения:

а) первый, заключается в аккумулировании налоговых платежей и формировании налоговой части бюджета.

б) второй, заключается в стимулировании по средством рычагов определенных видов экономической деятельности или отраслей экономики. В этом проявляется ее регулирующая функция.

Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:

  1. Работники своим трудом создающие материальные и нематериальные блага, и получающие определенный доход.
  2. Хозяйствующие субъекты, владельцы капитала действующего в сфере предпринимательства.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других обязательный платежей, взимаемых в установленном порядке с налогоплательщиков ЮЛ и ФЛ.

Классификация налогов

I. Финансово-экономический признак.

1. По способу изъятия:

- прямые;

- косвенные (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

2. По переложению налогового бремени:

- перелагаемые (косвенные);

- неперелагаемые (прямые).

3. По способу обложения:

- налоги с ЮЛ;

- налоги с ФЛ.

- общие налоги.

4. По объекту обложения:

- имущественные;

- рентные;

- с выручки;

- налоги на потребление.

5. По единице налогообложения:

- экономические налоги;

- расчетные.

6. По налоговым ставкам:

- прогрессивные;

- регрессивные;

- пропорциональные;

- твердые;

- кратные МРОТ.

7. По сфере функционирования:

- общеобязательные;

- специальные.

8. По целевой направленности:

- абстрактные;

- конкретные.

9. По способу выражения:

- налично-денежные;

- безналичные.

10. По общему признаку налогового источника:

- налоги на доходы;

- налоги на расходы;

11. По источнику уплаты:

- индивидуальные;

- включаемые в себестоимость;

- за счет балансовой прибыли;

- за счет чистой прибыли;

- с выручки.

12. По способу обложения и взимания:

- кадастровые;

- декларационные;

- у источника.

II. Административно-правовой признак.

  1. По праву использования платежей:

- собственные;

- регулирующие.

2. По структурно-административному признаку:

- федеральные;

- региональные;

- местные.

3. По способу перечисления:

- автоматически;

- самостоятельно;

- по поручению.

III. Пространственно-временной признак.

  1. По периодичности:

- срочные;

- регулярные.

2. По времени и месту взимания:

- у источника дохода;

- у владельца собственника дохода;

- при расходовании средств.

Функции налогов

  1. Фискальная функция. Обеспечивает формирование финансовых ресурсов государства необходимых для реализации бюджетной, социальной и иных программ, а также для существования государственных институтов.
  2. Экономическая функция. Предназначена для социально-справедливого перераспределения доходов, в зависимости от социально-экономических приоритетов или значимости субъектов предпринимательства, т.е. это инструмент косвенного регулирования экономики.
  3. Регулирующая функция. Проявляется в том, что налоги являются инструментом оказания влияния на воспроизводство стимулируя или замедляя его темпы, платежеспособный спрос, накопление капитала, НТП и т.д.
  4. Контрольная функция. Заключается в том, что с помощью налогов государство осуществляет контроль за доходами и расходами налогоплательщиков.
  5. Социальная функция.

Принципы налогообложения.

Принципы по Адаму Смиту.

  1. Равномерность, т.е. равнонапряженность налоговых изъятий, единство требования государства к налогоплательщикам и всеобщность налоговых правил.
  2. Определенность, означает четкость, ясность, понятность, стабильность основополагающих характеристик налоговой системы, их неизменность в течении длительного времени.
  3. Простота и удобство.
  4. Неотягощенность, т.е умеренность налогов.

Адам Смит предложил в качестве основных характеристик выплат рассматривать: прибыль, ренту, и з/п.

Принципы российского налогообложения.

  1. Всеобщность, т.е. охват налогом всех экономических субъектов, получающих доходы.
  2. Стабильность, т.е. устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени.
  3. Равнонапряженность, т.е. равная нагрузка для субъектов с одинаковыми уровнями доходов.
  4. Обязательность, т.е. принудительность налога и неизбежность его выплаты.
  5. Социальная справедливость – установление налоговых ставок и налоговых льгот таким образом, чтобы они ставили всех в примерно равные условия в отношении налоговой нагрузки и оказывали щадящее воздействие на риск дохода и группы населения.
  6. Горизонтальная справедливость.
  7. Вертикальная справедливость.

Система сущностных характеристик налогов

Элементы налога

Отражают социально-экономическую сущность налога и используются в законодательных актах и нормативных документах государства, определяющих условиях налогообложения, порядок исчисления и взимания налогов.

Налогообложение – процесс установления взимания налогов в стране, определение видов, объектов, величин налоговых ставок, носителей налогов, порядка их уплаты в кругах ЮЛ и ФЛ, которые являются налогоплательщиками в соответствии с выработанной налоговой политикой и принципами налогообложения.

Субъект налога – налогоплательщик, т.е. ЮЛ или ФЛ, на которое законом возложена обязанность по внесению налога в бюджет.

Носитель налога – это ФЛ или ЮЛ, уплачивающее оклад налога субъекту налога, а не государству. Классическим примером переложения налогов являются косвенные налоги.

Объект налога – это имущество, доход, предмет, добавленная стоимость, отдельные виды деятельности, которые служат основанием для обложения налога.

Источник налога – доход субъекта или носителя налога, из которого вносится оклад налога в бюджет.

Единица налога (масштаб) – это единица измерения объекта налога, принятая за основу для исчисления оклада налога.

Ставка налога – размер налога, установленный на единицу налога.

Виды налоговых ставок:

- прогрессивные;

- регрессивные;

- твердые;

- пропорциональные;

- кратные МРОТ.

Оклад налога – сумма налога, исчисленная на весть объект налога за определенный период времени и подлежащая внесению в бюджет.

Налоговый период – время, определяющее период исчисления оклада налоги и сроки внесения последнего в бюджетный фонд.

Налоговая квота – доля оклада налога в источнике налога. Она может быть

исчислена по конкретному налогу, а также в целом по субъекту налога. Она отражает тяжесть налогов, времени и показывает какую часть доходов плательщика изымает каждый отдельный налог или все налоги в совокупности.

Налоговый кадастр – перечень объектов налогов с указанием их доходности.

Система налогов – совокупность и структура налогов данной страны, в соответствии с их классификацией установленной в законодательном порядке.

Переложение налогов – полной или частичное перенесение налога его плательщиком на другое лицо, с которым оно вступает в различные экономические отношения и которое становится носителем налога. Различают прямое и обратное переложение налогов. Прямое совершается по средством включения налога в цену товара. Обратное переложение выражается в понимании цены и имеет место при продаже земли, домов, акций, облигаций, когда налог переносится на продавца по средством вычета из продажной цены капитализированной суммы налога.

Налоговый иммунитет – освобождение лиц, занимающие особо привилегированное положение, от обязанностей платить налоги.

Налоговая декларация – официальное заявление налогоплательщика о полученных им и подлежащих налогообложению доходах, за определенный период времени и о распространение на них налоговых скидок и льгот.

Налоговое бремя – обобщенная характеристика действия налогов, указывающая на долю изъятий в совокупном доходе государства, а также доходов отдельных категорий плательщиков. Наиболее распространенным показателем налогового бремени является доля налогов ВВП.

Налоговое обязательство – экономическое соглашение по которому, налогоплательщик обязан выполнить все необходимые требования по исчислению и уплате налогов, а государство в лице уполномоченных органов вправе требовать у налогоплательщика исполнение этого обязательства. Налоговое обязательство существует обстоятельств, установленных налоговым законодательством страны.

Налоговая оговорка - это условие во внешнеторговых конкретных договорах об оказании услуг, кредитном соглашении, устанавливающее, что каждая из договорившихся сторон обязуется уплатить все налоги и сборы, полагающиеся на территории своей страны. Налоговая оговорка регулирует отношения между экспортерами и импортерами по поводу уплаты налогов.

Налоговые каникулы – установленный законодательством срок, в течении которого определяется группа предприятия, освобождающихся от уплаты налога.

Инвестиционный налоговый кредит – скидка с налога на прибыль предприятию, предоставляемая при приобретении новых средств производства.

Налогообложение двойное – неоднократное обложение одного и того же объекта налога.

Налогоплательщики – это ФЛ и ЮЛ, которые в соответствии с законом обязаны уплачивать налоги. ЮЛ – это предприятия или организация, выступающая в качестве единого самостоятельного носителя прав и обязанностей и имеющего следующие признаки:

- наличие имущества, обособленного от имущества собственника.

- независимость существования от входящих в его состав отдельных лиц.

- право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью.

- право осуществлять от своего имени экономические операции.

- право выступать в суде от своего имени, в качестве истца или ответчика.

- самостоятельная имущественная ответственность.

ФЛ – граждане данной страны, участвующие в экономической деятельности и выступающие в качестве полноправного ее субъекта. К ФЛ относят: граждан данной стран, ин. граждан, лиц, без гражданства, которые действуют в экономике, в качестве самостоятельных фигур, обладают правом лично проводить определенный хозяйственные операции, регулировать экономические отношения с другими лицами, организациями, ЮЛ. ФЛ действуют в экономике от своего имени.

Резиденты- ЮЛ и ФЛ постоянно зарегистрированные или постоянно проживающие в данной стране.

Нерезиденты – 1) ЮЛ, действующее в данной стране, но зарегистрированное как субъект хозяйствования в другой стране. 2) ФЛ, действующее в данной стране, но проживающее в другой стране.

Налоговый агент – лицо, на которое в силу принятого налогового законодательства возлагается обязанность по исчислению в соответствующий бюджет налога или сбора. Пр.: налоговой агент – работодатель, который выплачивает з/п работникам, начисляет, удерживает НДФЛ из з/п.

Налоговая политика и механизмы налогообложения

Налоговая политика – представляет собой комплекс мероприятий в области налогов, направленных на достижение определенных целей и задач. Налоговая политика государства отражает тип, степень и цель государственного вмешательства в экономику и изменяется в зависимости от ситуации в ней.

Задачи налоговой политики сводятся: к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом, к сглаживанию неравенства в уровнях доходов населения.

Условно задачи налоговой политики делятся на 3 составляющие:

- фискальную;

- экономическую;

- контролирующую.

Основные задачи налоговой политики являются: создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов, и стимулирование экономического роста по средством сочетания личных и общественных интересов.

Выделяют три типа налоговой политики:

  1. Высокий уровень налогообложения;
  2. Низкое налоговое бремя;
  3. Налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения.

На практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм. Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов налогообложения.

Формирование налогового механизма

Налоговая политика осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  1. Принцип справедливости;
  2. Принцип платежеспособности;
  3. Принцип стимулирования предпринимательской активности.

Для достижения целей, стоящих перед налоговой политикой и нормального функционирования налогового механизма государство использует налоговые инструменты:

- налоговые льготы – это снижение размера (тяжести) налогообложения. Существует несколько видов налоговых льгот:

а) введение налогового минимума – это освобождение от налога части объекта налога;

б) установление налогового иммунитета;

в) понижение ставок налога;

г) уменьшение оклада налога;

д) предоставление налогового кредита (отсрочка внесения оклада налога в бюджет).

е) изъятие из налогообложения части объекта налога;

ж) освобождение от отдельных видов налогов.

- сроки уплаты налогов;

- ставки налогов;

- виды налогов;

- субъекты налогов;

- налоговые санкции – штраф, за нарушение налогового законодательства. Пеня не является налоговой санкцией – это мера воздействия, применяемая к налогоплательщику за нарушение сроков, за несвоевременную уплату налогов в бюджет.

Роль налогов в формировании доходов государства

При рассмотрении роли налогов в формировании доходов бюджетов разных уровней необходимо классифицировать доходы по видам:

Доходы бюджета в соответствии с бюджетным кодексом РФ образуются:

  1. За счет налоговых поступлений;
  2. За счет неналоговых видов доходов;
  3. За счет безвозмездных перечислений.

К неналоговым доходам относятся:

- доходы, от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

- доходы, от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями в ведении собственно федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в т.ч. штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в результате возмещения вреда.

- доходы, в виде финансовой помощи, полученные из бюджетов других уровней, а исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов.

- иные неналоговые доходы.

К безвозмездным перечислениям относятся доходы, получаемые безвозмездно от ФЛ и ЮЛ, международных организаций, правительств иностранных государств и т.п.

К собственным доходам бюджета относят доходы полностью или частично закрепленные на постоянной основе законодательством РФ за соответствующие бюджеты.

Под регулярными доходами понимаются федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым на очередной финансовый год или на долговой основе устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или в местные бюджеты.

Самые собираемые налоги в бюджет: НДФЛ, НДС, имущественные налоги, налог на прибыль.

Возникает вопрос, а в каком размере определить величину налоговой ставки, чтобы в бюджет поступала максимальная сумма налогов.

Ученый Лаффер построил количественную зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета в виде параболической кривой.

Кривая Лаффера показывает связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений, выявляет такую налоговую ставку, при которой налоговые поступления достигают максимума. Кривая дает ответ на вопрос «при какой ставке налогов, налоговые поступления в бюджет максимальны?» При дальнейшем повышении ставки мотивация предпринимательской деятельности ослабевает, падают объемы производства и уменьшаются налоговые отчисления.

Лаффер предполагал в качестве оптимального значения рассматривать 30% налоговой ставки.

Налоговые органы РФ, организация налогового контроля

Налоговые органы составляют единую централизованную систему налоговых органов и представлены следующими звеньями:

  1. Федеральная налоговая служба РФ;
  2. Межрегиональная налоговая инспекция;
  3. Инспекции по районам и в городах.

Налоговые органы в своей деятельности руководствуются конституцией РФ, НК РФ, Федеральным законом «О налоговых органах в РФ» и другими законодательными актами.

Главные задачи налоговых органов:

  1. Контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет.
  2. Валютный контроль в соответствии с законодательством с РФ.

Вопросы отнесенные к компетенции налоговых органов:

  1. Регистрация ЮЛ и предприятий.
  2. Право налагать административные штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах.
  3. Право приостанавливать операции предприятий по расчетному счету в банке, в соответствии со ст.7 закона «О налоговых органах в РФ».
  4. Налагать штрафы за нарушение порядка зачисления валютной выручки.
  5. Правило применения контрольно-кассовых машин и регистрация ККС.
  6. Контроль за оборотом алкогольной продукции.

Организация налогового контроля в РФ осуществляется по 2 направлениям:

  1. Первичный контроль. Осуществляется на предприятии и включает в себя:

а) внутренний контроль (бухгалтерский);

б) внутренний аудит;

в) внешний аудит.

2. Государственный контроль в лице налоговых органов осуществляется в виде двух проверок: камеральной и выездной, а также в виде системы оперативного бухгалтерского учета налогоплательщиков в налоговых органах.

Камеральная проверка – это проверка на стадии приемки предприятий бухгалтерской и налоговой отчетности. Направления камеральной проверки:

- проверка полноты отчетности т.е. должны быть представлены все расчеты в срок по всем налогам;

- правильность заполнения документов, увязка данных всех форм баланса;

- обоснованность применения предприятием льгот по налогам.

По результатам камеральной налоговой проверки акт не составляется.

Выездная налоговая проверка – проверка первичных бухгалтерских документов непосредственно на предприятии.

Выездные проверки проводятся по плану или графику, в который включаются конкретные предприятия и вопросы, подлежащие проверки.

Предприятия для проверки подбираются по материалам камеральных проверок, сведений о нарушениях, и в соответствии с требованиями не меньше одного раза в три года.

Результаты оформляются актом, в нем указывают конкретные цифровые данные по каждому виду нарушений и суть нарушений со ссылкой на законодательство, дополнительные суммы начисленных налогов, выводы и предложения по устранению выявленных нарушений.

Налогоплательщик вправе рассмотреть и в двухнедельный срок представить письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражений по акту. После двухнедельного срока руководитель инспекции рассматривает акт с учетом объяснений или возражений и выносит решение:

- о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности;

- об отказе от привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности;

- о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Контроль за деятельностью предприятий и ФЛ достигается по средством ведения налоговыми органами оперативно-бухгалтерского учета начислений и поступлений каждого вида налогов и других обязательных платежей по каждому плательщику.

Порядок ведения оперативно-бухгалтерского учета определяется Федеральной налоговой службой России.

Учет поступлений и фактически поступивших сумм налогов и финансовых санкций ведется в соответствии с классификацией доходов и расходов бюджетов, утвержденной Министерством Финансов России.

Бюджетная классификация является основанием и методологическим документом на базе которого должны составляться и использоваться бюджеты всех уровней. Бюджетная классификация предусматривает, что каждый вид налога или другого обязательного платежа зачисляется на строго определенный для него код бюджетной классификации.

В соответствии с бюджетным кодексом РФ, функции по использованию бюджетов возложены на органы федерального казначейства.

Копии платежных поручений передаются по установленной форме в налоговые органы для осуществления учета и контроля за поступлением налогов. Учет начисленных и поступивших сумм налогов с ФЛ ведется лицевых счетах. По состоянию на 01.01 производится сверка расчетов с бюджетом по всем плательщикам. Налоговые органы сверяют данные лицевых счетов с данным бухгалтерских отчетов предприятий и их налоговыми расчетами. На основе данных лицевых счетов составляется реестр по форме №25. На основании этих реестров и данных лицевых счетов налогоплательщиков каждая инспекция по месту регистрации составляется статистическую отчетность о поступлении сумм налогов в бюджет – по форме НМ и по недоимке по платежам в бюджет по форме № 4 НМ.

Налоговый кодекс РФ

Налоговый кодекс является основным нормативным документом на федеральном уровне, который состоит из двух частей и заменяет закон «Об основах налоговой системы РФ».

Налоговый кодекс устанавливает принципы построения и функций налоговой системы, порядок ведения, изменения и отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, принципы установления местных и региональных налогов и других обязательных платежей.

Налоговый кодекс определяет правовое положение налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, кредитных учреждений и других участников налоговых отношений.

Часть I НК РФ

Раздел 1.

Состоит из общих положений характеризующих законодательство о налогах и сборах, и устанавливающих систему о налогах и сборах в РФ.

Раздел 2.

Речь идет о налогоплательщиках, налоговых агентов, об их правах и обязанностях и о представительстве налоговых отношений.

Раздел 3.

Посвящен налоговым органам и органам государственной власти.

Раздел 4.

Устанавливает общие правила использования по оплате налогов и сборов.

Раздел 5.

Определяет порядок сдачи налогоплательщиком декларации, а также формы, методы и способы проведения налогового контроля.

Раздел 6.

Классифицируются налоговые правонарушения и определяется ответственность за их нарушения.

Раздел 7.

Приводится порядок обжалования актов налоговых органов и действия их должностных лиц.

Часть II НК РФ

Посвящена конкретным видам налогов, которые делятся на федеральные, региональные и местные.

Раздел 8. Федеральные налоги.

Глава 21. НДС

Глава 22. Акцизы

Глава 23. НДФЛ

Глава 24. ЕСН

Глава 25. Налог на прибыль.

Глава 25.1. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Глава 25.2. Водный налог.

Глава 25.3. Государственная пошлина.

Глава 26. Налог на добычу полезных ископаемых.

Раздел 8.1. Специальные налоговые режимы.

Глава 26.1. Единый сельскохозяйственный налог.

Глава 26.2. Упрощенная система налогообложения.

Глава 26.3. Единый налог на вмененный доход.

Глава 26.4. Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции.

Раздел 9. Региональные налоги и сборы.

Глава 27. Не действует.

Глава 28. Транспортный налог.

Глава 29. Налог на игорный бизнес.

Глава 30. Налог на имущество организаций.

Раздел 10. Местные налоги.

Глава 31. Земельный налог.

Налоговые правонарушения

Налоговые правонарушения – это виновносовершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое налоговым кодексом РФ установлена ответственность.

Налоговое правонарушение состоит из 4 элементов:

а) Объект налогового правонарушения – это установленный или охраняемый государством правопорядок, уплаты налогов и использования участниками налоговых отношений своих обязанностей.

б) Объективная сторона – составляет конкретной деяние правонарушений в форме действий или бездействий.

в) Субъект налогового правонарушения – это лицо, на которой в соответствии с налоговым кодексом РФ может быть возложена ответственность за совершение налогового правонарушения.

г) Субъективная сторона - это вина правонарушителя.

Различают две формы вины:

1) Умысел

Налоговый кодекс РФ предусматривает только 1 состав налоговых правонарушений в виде неуплаты или не полной уплаты сумм налога, в результате занижения налогооблагаемой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействий), совершенных умышлено, ответственность за которое устанавливается по п.3 ст. 122 налогового кодекса РФ.

2) Неосторожность

Состав правонарушений, которые могут быть совершены только умышленно:

  • Незаконное воспрепятствование доступу должностных лиц, налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда, проводящего налоговую проверку, на территорию или в помещение налогоплательщика или налогового агента.
  • Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившейся в отказе организации предоставить имеющиеся у ней документы, предусмотренные налоговым кодексом РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа.
  • Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний и даче заведомо ложных показаний.
  • Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, а также дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществлении переводчиком ложного перевода.

Презумция невиновности означает, что лица привлекаемые к ответственности не обязаны доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказанию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении возлагается на налоговые органы.

Перечень обстоятельств исключающих виновность лица в свершении налогового правонарушения:

  • Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийных бедствий или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств.
  • Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, плательщиков, ФЛ, находившегося в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния.
  • Выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросу применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органам или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетентности.

Ответственность

В качестве меры ответственности за совершение налогового правонарушения выступают налоговые санкции (ст.114 НК РФ). Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главы 16 НК РФ.

Пеня в соответствии со ст. 75 НК РФ не относится к налоговым санкциям. Пеня представляют собой денежную сумму, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающейся сумм налогов и сборов в более поздние сроки по сравнению с установленными законодательно.

Закон РФ «О налоговых органах РФ» предусмотрено: наложение административного штрафа за непредставление, несвоевременное представление или за представление, но не по установленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, декларацией и др.

Перечень, смягчающих ответственность обстоятельств:

  • Совершение правонарушения вследствие тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • Совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения, либо в силу материальной, служебной и иной зависимости.

Обязательные платежи в государственные внебюджетные фонды как форма денежных накоплений

С созданием налоговой современной системы в 1991 г. в России появились четыре государственных внебюджетных фонда:

1) Пенсионный фонд РФ;

2) Фонд социального страхования РФ;

3) Фонд обязательного медицинского страхования РФ;

4) Государственный фонд занятости (до 2001 г.).

Внебюджетные фонды созданы федеральными и региональными органами власти и органами местного самоуправления. Эти фонды нужны для аккумуляции в них денежных ресурсов, направленных в основном на государственное социальное страхование. Кроме того, средства фондов используются на укрепление материально-технической базы и социальное обеспечение фискальных органов.

В отличии от платежей предприятия с прибыли косвенных налогов, обязательные платежи в государственные внебюджетные фонды составляют часть производственной себестоимости и исчисляются по установленным ставкам от фактических затрат на уплату труда.

Отношение в системе обязательного социального страхования регулируется главой 24 НК РФ, Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» № 165 ФЗ. Закон определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и правопорядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования.

Обязательное социальное страхование направлено на компенсацию последствий изменения материального и социального положения граждан вследствие наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения, потере кормильца, инвалидности и т.д. В основу обязательного социального страхования заложены принципы:

  1. Устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования;
  2. Всеобщный обязательный характер социального страхования;
  3. Государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков.

Государственные социальные внебюджетные фонды создавались для целевого финансирования важнейших программ по социальной защите граждан. Средства этих фондов используются для своевременной выплаты пенсий, потери трудоспособности, по беременности и родам, на санаторно-курортное лечение, на оказание бесплатной медицинской помощи населению и т.д.

На современном этапе взносы в государственные внебюджетные фонды включены в налоговую систему РФ и отнесены к федеральным налогам. После введения в действие II части НК РФ платежи во внебюджетные фонды объединили в ЕСН.

Экономическая сущность налогов