Человек и его потребности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

кафедра экономики и методики преподавания экономики

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Человек и его потребности»

для студентов специальности

100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм»

Тема 1. Основные понятия и проблемы теории потребностей.

Вопрос 1. Потребности: понятие и классификация.

Потребность – это состояния нужды, недостатка в чем-либо, это состояние, стимулирующее деятельность, направленную на устранение этого недостатка.

Классификация:

Изначально потребности следует разделить 1. по степени осознанности их человеком: осознанные и неосознанные. Неосознанные потребности это в основном все наши базовые потребности, которые мы стремимся удовлетворять на уровне инстинктов. Осознанные потребности это наши интересы, установки и цели, которые толкают нас на совершение определенных действий.

Следующий важный критерий для деления потребностей - это 2. происхождение потребности. Здесь потребности делятся на биогенные (первичные) и социальные (вторичные). К числу первичных потребностей относятся потребности в самосохранении, т.е. пище, воде, отдыхе, сне, тепле, сохранении здоровья, воспроизведении потомства и др. Вторичные потребности - это жизнедеятельность человека в обществе. Ко вторичным потребностям относятся потребности в самоутверждении, общении, различных достижениях, дружбе, любви и т.д.; потребности в знаниях, саморазвитии, в творчестве, самовыражении.

Так же можно выделить следующие группы потребностей:

  1. индивидуальные и групповые;
  2. жизненно важные и второстепенные;
  3. рациональные и нерациональные; Рациональные потребности – это стремление удовлетворять жизненно важные потребности при ограниченных возможностях.
  4. традиционные и новые;
  5. постоянные и временные

Вопрос 2. Потребности и теория ценностей.

Ценность - это свойство предмета (услуги) удовлетворять определенным потребностям субъекта (индивида, группы, общества).

Уровень ценности товара зависит от того, насколько характеристики и свойства товара соответствуют человеческому представлению о потребительской ценности. Таким образом, если достоинства товара ниже ожиданий, то потребитель останется неудовлетворенным. Если товар оправдывает ожидания, потребитель удовлетворен. Если достоинства превосходят ожидание, то потребитель в восторге.

Система ценностей - это совокупность убеждений, касающихся предпочтительных стилей поведения или конечных состояний существования в соответствии с их относительной важностью.

В системе ценностей различаются два основных вида ценностей: терминальные и инструментальные. Терминальные (конечные) ценности - это наши убеждения о целях и конечных состояниях, к которым мы стремимся (например, представления о добре и зле). Инструментальные (опосредованные) ценности относятся к представлениям о желаемых методах поведения с целью достичь терминальных ценностей (образование, готовность взять на себя ответственность).

Ценность продукции определяется: степенью ее необходимости для потребителя; уровнем качества (наличием требуемых характеристик качества и их значений, соответствующих ожиданиям потребителей); приверженностью потребителя торговой марке предпочитаемой продукции; доверием к информации о продукции, получаемой от личных и безличных контактов, и т.д. Следовательно, потребительские ценности это идеи о том, что человеку желанно.

Желание есть мера ценности, мера психологической оценки человеком полезности блага или услуги. Каждый потребитель выбирает необходимые для него блага, придерживаясь своего субъективного предпочтения, своих ценностей. При этом А. Адлер отмечает что потребительские предпочтения (ценности) формируются в зависимости от жизненного стиля человека: различают 5 жизненных стилей:

-гедонический (пристрастие к развлечениям)

-хозяйственный (пристрастие к домашнему хозяйству, работе на даче и др.)

-трудоголический (очень высокий оценочный рейтинг работы, стремление к самосовершенствованию: предпочитают чтение, телепередачи, пассивный отдых, компьютерные игры);

-общительный стиль (любят проводить время с семьей и друзьями, посещать театры, музеи, путешествовать).

-нейтральный стиль (рейтинг любимых занятий близок к средним значениям).

Вопрос 3. Теория возвышения потребности (устно).

Потребности человека со временем изменяются не только количественно, но и качественно. Это отражает закон возвышения потребности: закон развития общества, выражающий рост и совершенствование его потребностей с развитием производительных сил и культуры.

Данные закон говорит о том, что как только производственные мощности обновляются, создаются и новые предметы потребления способные более качественно удовлетворять уже существующие потребности и создавать новые. Например: машинка автомат более качественно удовлетворяет потребность в стирке вещей. А появление ноутбука и беспроводного интернета сформировало потребность молодежи как можно чаще находится в социальных сетях и общаться.

Тема 2. Классификация потребностей

В первой теме уже кратко затрагивался вопрос классификации потребностей. Было дано главное разделение потребностей на первичные и вторичные, или как их еще называют биологические и социальные. Данная классификация основана на том, что человек при рождении обладает определенным набором базовых потребностей: еда, тепло, одежда, защита. С развитием человек начинает познавать окружающий мир, становится его частью, и появляются потребности в общении, познании, принадлежности и любви.

Описанная классификация делит наши потребности в зависимости от этапа нашей жизни. Так же необходимо познакомиться еще с несколькими классификациями потребностей.

1. Первая классификация – это знаменитая и общепризнанная классификация потребностей - пирамида потребностей А. Маслоу.

Маслоу выделяет 5 уровней потребностей:

  1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
  2. Потребность в безопасности.
  3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
  4. Потребность в самоуважение и признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
  5. Потребность в самоактуализация и самовыражение.

Графически пирамида Маслоу представляется ниже.

Рассмотрим кратко, что подразумевал Маслоу называя и выделяя только ограниченный набор потребностей.

Физиологические потребности - это фундаментальные (жизненные) потребности. Эти потребности первичны по отношению к происхождению человека. Будучи удовлетворенными, они более на поведение индивида не влияют наибольшим образом.

Потребность в безопасности - это потребность в физической и психологической безопасности. Здесь имеется ввиду и безопасность от нападения, страдания, так же стабильное рабочее место и стабильная политическая ситуация в стране.

Социальные потребности - это потребности в общении, взаимопомощи, сопричастности.

Потребности в самоуважении и уважении - это самоуважение, личное достоинство, уверенность в себе, компетентность, в признании, в наличии значимого социального статуса.

Потребности в самоактуализации - это самореализация, развитие личности. В реальной жизни все категории (типы) потребностей сосуществуют, причем, та или иная категория (тип) потребностей приобретает большую важность, в зависимости от удовлетворенности остальных, образа жизни и типа личности индивида.

Пирамида Маслоу

2. Далее необходимо рассмотреть классификацию потребностей по Г. Мюррею. Данная классификация основой своего деления также берет деление потребностей на биологические и социальные. Но интерес в денной классификации представляет именно то, что Мюррей более потребно разделяет мотивы человеческой жтизнедеятельности. Рассмотри данные мотивы:

  1. Доминантность — стремление контролировать, влиять, убеждать, препятствовать, ограничивать;
  2. Агрессия — стремление силой преодолевать противостояние, мстить за обиды. Нападать, оскорблять, убивать, противостоять насилием или наказывать.
  3. Аффиляция — стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатии к другим; страдание при отсутствии дружеских отношений; желание сблизить людей, устранить препятствия;
  4. Автономия — стремление быть независимым и действовать соответственно своим побуждениям. Не быть чем- либо связанным , ни за что не отвечать, пренебрегать условностями.
  5. Самоунижение – стремление пассивно подчиняться внешним силам. Готовность принять обиду, обвинение, критику, наказание. Готовность сдаться, подчиниться судьбе.
  6. Потребность в уважении и поддержке;
  7. Потребность достижения — стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремленным;
  8. Эксгибиция - потребность быть в центре внимания, впечатлять, удивлять;
  9. Потребность в игре — предпочтение игры всякой серьезной деятельности, желание развлечений, любовь к остротам;
  10. Потребность поиска покровителя — ожидание совета, помощи; беспомощность, поиск утешения, мягкого обращения;
  11. Потребность в опеке - потребность оказания помощи;
  12. Потребность избегания наказания — сдерживание собственных импульсов с целью избежать наказания, осуждения; потребность считаться с общественным мнением;
  13. Потребность самозащиты — трудности с признанием собственных ошибок, стремление оправдаться ссылками на обстоятельства, отстаивать свои права; отказ от анализа своих ошибок;
  14. Потребность в порядке — стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте;
  15. Потребность в суждение — стремление ставить общие вопросы или отвечать на них; склонность к абстрактным формулам, обобщениям, увлеченность «вечными вопросами», и пр.

3. Еще одну концепцию человеческих потребностей, получившую название теории двух факторов (или мотивационно-гигиеническая теория), разработал Фредерик Герцберг ("Отношение к труду: обзор исследований и мнений", в соавторстве). Изучая проблемы мотивации, Ф. Герцберг установил, что потребности можно разделить на две части: мотивирующие, определяющие удовлетворенность работой, и потребности, направленные на устранение негативных условий работы, "гигиенические", "факторы здоровья". Теория двух факторов также устанавливает иерархию потребностей — высшие потребности (удовлетворенность работой, творчество, признание, продвижение по службе) и десять низших (политика компании, технический надзор, взаимоотношения с начальником, коллегами и подчиненными, заработок, безопасность, личная и семейная жизнь, условия труда и статус). Наблюдения подтверждают, что когда человек недоволен работой, то обычно его претензии относятся к социальному окружению, а ощущение удовлетворенности, комфортности дает сама работа. Логично сделать вывод, что имеется не одна система потребностей, а две, независимых друг от друга и определяющих поведение людей.

Исследования Ф. Герцберга имели своим результатом два специфических вывода.

1. Есть набор внешних условии, которые удовлетворяют работника, если они есть, но не обязательно мотивируют его. Это заработная плата, условия труда, качество руководства, гарантии рабочего места, отношения с коллегами. При отсутствии этих условий возникает неудовлетворенность среди работников. Такие внешние условия Ф. Герцберг назвал гигиеническими факторами или факторами неудовлетворенности.

2. Есть система внутренних условии, связанных с содержанием трудового процесса (признание, ответственность, продвижение, собственно работа и др.), отсутствие которых не является показателем большой степени неудовлетворенности. А их наличие в трудовом процессе придает сильные мотивационные стимулы. Ф. Герцберг их назвал факторами мотивации (удовлетворенности).

4. Теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда устанавливает зависимость между поведением человека и его потребностями к власти и соучастию.

Д. Макклеланд считает, что у человека имеет место три приобретаемых потребности:

  1. в достижении,
  2. в принадлежности,
  3. во власти.

Тема 2. Основные концепции человека и человеческих потребностей в истории общественной мысли

§ 1. Человек в первобытном обществе

Проведенные в XIX–XX вв. этнографические исследования племен, до сих пор живущих в условиях первобытного общества, позволяют довольно полно и достоверно реконструировать образ жизни человека той эпохи.

Первобытный человек глубоко ощущал свою связь с природой и слитность с соплеменниками. Осознания себя как отдельной, самостоятельной личности еще не произошло. Задолго до ощущения своего «Я» возникло ощущение «Мы», чувство единства, слитности с другими членами группы. Племя — «Мы» — противостояло другим племенам, чужакам («Они»), отношение к которым было враждебным.

Кроме единства со «своими» и противопоставления «чужим» человек остро чувствовал свою связь с миром природы. Природа, с одной стороны, была необходимым источником жизненных благ, но, с другой стороны, таила массу опасностей и часто оказывалась враждебной к людям.

Отношение к соплеменникам, к чужакам и к природе прямо влияло на понимание древним человеком своих потребностей и возможных путей их удовлетворения.

За всеми потребностями людей первобытной эпохи стояли биологические особенности человеческого организма. Эти особенности нашли выражение в так называемых 1. насущных, или витальных, первичных потребностях — в пище, одежде, жилище. Главная особенность насущных потребностей, состоит в том, что они обязательно должны удовлетворяться — иначе человеческий организм не может существовать. 2. К вторичным, ненасущным относят потребности, без удовлетворения которых жизнь возможна, хотя и полна лишений (в любви, сексе).

Насущные потребности имели доминирующее значение в первобытном обществе.

Но в то же время у первобытного человека начинает формироваться вся современная структура потребностей, которая сильно отличается от структуры потребностей животных.

Для поддержания своего существования человек научился воздействовать на природу с помощью орудий труда. Сама трудовая деятельность становится важнейшей потребностью общества.

Так как труд невозможен без знаний о мире, в первобытном обществе возникает потребность в познании. Если потребность в каких-либо предметах (пище, одежде, орудиях труда) является материальной потребностью, то потребность в познании — это уже духовная потребность.

Далее в первобытном обществе возникает сложное взаимодействие между индивидуальными (личными) и общественными потребностями.

Уже в первобытную эпоху общество выработало ряд механизмов, позволяющих разрешать конфликты. Самый древний из этих механизмов — мораль.

Мораль возникла у древнейших людей для согласования интересов личности и общества (своего племени). Главный смысл всех моральных норм, традиций, предписаний состоял в одном: они требовали от человека действовать в первую очередь в интересах группы, коллектива, удовлетворять сначала общественные, и лишь потом — личные потребности. Только это делало племя жизнеспособным. Мораль закреплялась через воспитание и традиции. Она стала первым мощным социальным регулятором человеческих потребностей.

Несколько позже морали в первобытном обществе возникают мифология, религия и искусство. Их появление — это крупнейший скачок в развитии потребности в познании.

Возникновение эстетических потребностей проявилось в зарождении художественного творчества, создании произведений искусства. Наскальные рисунки, статуэтки людей и животных, всевозможные украшения, ритуальные охотничьи танцы.

Итак, в развитии потребностей первобытного человека обнаруживается ряд закономерностей.

1. Человек всегда был вынужден удовлетворять насущные, первичные, преимущественно биологические потребности.

2. Удовлетворение простейших материальных потребностей вело к формированию все более сложных, вторичных потребностей, имевших преимущественно социальный характер. Эти потребности, в свою очередь, стимулировали совершенствование орудий труда и усложнение трудовой деятельности.

3. Древние люди на опыте убедились в необходимости удовлетворения общественных потребностей и начали создавать необходимые для этого механизмы регуляции социального поведения — мораль (нравственность).

4. Наряду с базовыми, насущными потребностями у всех племен древних людей появляется потребность в формировании мировоззрения (мифология, религия, искусство).

§ 2. Первые цивилизации и «осевое время»

Экономической основой первых цивилизаций стали раннеземледельческие культуры. В бассейнах крупных рек в теплом поясе Земли (Нил, Инд и Ганг, Хуанхэ, Тигр и Евфрат) около восьми тысяч лет назад стали возникать оседлые поселения. Благоприятные природные условия способствовали тому, что жители этих поселений стали получать высокий урожай зерновых культур. Тем самым они приобрели гарантированный источник белковой пищи.

Кроме того, произошел переход от кочевого образа жизни к оседлому, следовательно развивалось земледелие.

К очагам древнейших цивилизаций обычно относят Египет, Индия, Китай, Грецию и древние цивилизации Америки. Переход этих районов Земли к эпохе цивилизации связывают с тремя крупными нововведениями: возникновением письменности, монументальной архитектуры и городов.

Такие скачки в развитии материальной и духовной культуры привели к усложнению мира техники и предметов быта. Возникновение письменности резко расширило возможности общения между людьми с помощью знаковых систем (языка). Потребности в познании, общении, обучении, передаче и хранении информации обслуживаются теперь путем создания письменных текстов.

Данный крупный сдвиг в понимании человеком мира, самого себя и своих потребностей, произошедший в крупнейших цивилизациях Китая, Индии и Запада в период с 800 по 200 г. до н. э., известным немецким философом- Карлом Ясперсом был назван «осевым временем».

Следующий скачок такого масштаба в обслуживании потребностей познания и обработки информации произошел только в ХХ в., когда были разработаны компьютерные технологии.

§ 3. Проблема потребностей у мыслителей античности

Первые греческие философы стремились построить гармоничные отношения человека с миром. Они рассматривали человека как микрокосм.

1. Так, первый греческий философ — Фалес (625 г. —547 г. до н. э.) говорил, что счастлив тот, «кто телом здоров, натурой богат, душой благовоспитан».

Из высказываний Фалеса главное:

  • стремление индивида к разумному поведению в человеческом сообществе,
  • умение сочетать личные и общественные интересы,
  • индивид никогда не должен удовлетворять индивидуальные потребности в ущерб согражданам.

В этом греческий мыслитель солидарен с авторами Ветхого и Нового Заветов.

2. Демокрит (460 г. до н. э., дата смерти неизвестна) обратил внимание на возрастание потребностей, существование потребностей разумных и неразумных.

Демокрит одним из первых стал доказывать, что для достижения счастья необходима не безудержная погоня за удовольствиями, а контроль над своими потребностями.

3. ученый Древней Греции Аристотель (384–322 г. до н. э.) развивал теорию об орудиях труда.

Согласно его классификации, орудия труда делятся на три типа: неодушевленные (например, сельскохозяйственный инвентарь), одушевленные (сельскохозяйственные животные) и говорящие — рабы.

Раб не рассматривался как человеческая личность, и его род занятий — физический труд — считался для свободного человека унизительным.

4. Греческий философ Ксенофонт рассматривал удовлетворение простейших физиологических потребностей как основную форму вознаграждения за рабский труд. Таким образом, дозирование степени удовлетворения биологических и социальных потребностей служило в условиях рабства эффективным механизмом управления трудом.

5. Первая классификация человеческих потребностей была дана последователем Демокрита — Эпикуром (341–270 г. до н. э.).

Эпикур сначала делит все потребности (которые он называет «желаниями») на разумные («естественные») и неразумные («пустые»).

Затем разумные разделяются на необходимые и не являющиеся необходимыми.

Необходимые, в свою очередь, разделены на необходимые для счастья, необходимые для человека как живого организма (тела) и, наконец, насущные (т. е. абсолютно необходимые, без удовлетворения которых жизнь в принципе невозможна).

Данная классификация в основном соответствует современному учению о потребностях.

Эпикур создал этическое учение, получившее впоследствии его имя — эпикурейство. Согласно этому учению, главная цель всех живых существ — получение удовольствия. А удовольствие является следствием удовлетворения потребностей.

6. Крупный поворот в понимании человека совершили софисты. По выражению Протагора из Абдер (ок. 490 г. — ок. 420 до н. э.), «человек есть мера всех вещей». Софисты впервые в истории науки объявили главным, стержневым вопросом не учение о мире (космосе), а проблему человека. Человек с его проблемами, интересами и потребностями становится главным объектом их философии.

Таким образом, духовные потребности считались выше материальных, а общественные — выше личных.

В целом можно сделать вывод, что в Древней Греции не только в полной мере сформировались основные группы человеческих потребностей, но и началось их теоретическое осмысление в философских учениях этой эпохи.

4. Взгляды на потребности в Средние века и в эпоху Возрождения

1. В период Средневековья (V–XIV вв.) в Европе господствовало глубоко религиозное мировоззрение. Уже с IV в. (в России — с Х в.) христианство превращается в официальную государственную идеологию, и христианская церковь внедряет в сознание европейцев свою концепцию человека и его потребностей.

С точки зрения христианства, природа человека двойственна: в нем есть низменное земное (грешное) и возвышенное, праведное небесное начало. Соответственно, разумными признаются потребности — прежде всего духовные и религиозные — которые ведут к праведной жизни, а неразумными, греховными — те, которые осуждаются церковью и губят душу, превращая человека в грешника.

Таким образом, средневековая идеология стремилась превратить веру и исполнение религиозных предписаний в первую жизненную потребность человека. Все другие материальные и духовные нужды (труд, развитие личности, удовлетворение базовых потребностей) православная церковь пыталась подчинить этому главному стремлению к праведной богоугодной жизни.

2. В Западной Европе коренной переворот во взглядах на человека и человеческие потребности происходит в эпоху Возрождения (XIV–XVI вв.). Начиная с XIV в. в Италии формируется новое мировоззрение — гуманизм.

В эпоху Возрождения под гуманизмом понимали интерес к человеку, изучение человека и его земных проблем, рассмотрение человека как центра мироздания. Гуманизм (от слова homo — человек) противостоял старой средневековой мировоззренческой традиции — теоцентризму (от teos — бог). Гуманизм возникает потому, что буржуазное общество предъявляет новые требования к личности. При капитализме добивается успеха не смиренный и «тихий», а активный и энергичный. Появляется спрос на образованную, активную личность, стремящуюся к проявлению своих способностей и полному удовлетворению потребностей. Поэтому первые гуманисты создают новый идеал человека — это всесторонне развитая личность.

Наиболее выдающийся деятель этой эпохи — Леонардо да Винчи (1452–1519).

Одними из первых идеи гуманизма формулируют великие поэты и писатели: Данте Алигьери (1265–1321), Франческо Петрарка (1304–1374) и Джованни Боккаччо (1313–1375).

Однако поздние гуманисты столкнулись с необходимостью объяснить взаимодействия людей в обществе, что неизбежно усложнило проблему потребностей. Так, создатель утопического социализма Томас Мор (1478–1535) в знаменитой «Утопии» описывает подробную картину гуманного и справедливого общества, существующего на вымышленном острове. При этом английскому мыслителю пришлось разработать свою концепцию потребностей:

  • Государство заботится о каждом гражданине.
  • Всем обеспечено полное удовлетворение насущных потребностей.
  • нет частной собственности, поэтому невозможно имущественное расслоение, и все люди имеют равные (хотя и ограниченные) возможности для реализации вторичных, более сложных потребностей.
  • строгая дисциплина. За преступления утопийцы могут быть обращены в рабство, а некоторые проступки караются смертной казнью.

Другой крупный мыслитель эпохи Возрождения — ученый Николо Макиавелли (1469–1527) — считается идеологом тоталитарных диктаторских режимов. Высшей ценностью в обществе он считал государство. Поэтому ради укрепления государства правитель может идти на любые преступления — все они имеют моральное оправдание. Концепция Макиавелли предполагает абсолютный приоритет общественных потребностей над личными.

3. В конце эпохи Возрождения формируется современный тип научного знания — экспериментальная наука. Проводятся медицинские и биологические исследования человеческого организма, позволившие глубже понять объективные потребности, зависящие от физической организации людей. Религиозно-мифологическое и художественное осмысление человеческих потребностей начинает постепенно дополняться научным.

В целом эпоха Возрождения действительно вернула интерес к естественным, обусловленным природой и обществом потребностям человека. В этом она возрождает традицию античности.

Тема 3. Понятие человека и его социализации.

Вопрос 1. Понятие человека и его природы.

Человек – это высшая ступень развития живых организмов на Земле. Человек произошел на земле давно и с тех пор человек эволюционирует в процессе своей жизнедеятельности, т.е. в процессе развития общества и общественных отношений человек становится более развитым в плане общения и взаимодействия в обществе. Если изначально человек жил в одиночестве и небольшими группами и его жизнедеятельность была нацелена на удовлетворение базовых потребностей- это выживание и пропитание, то сегодня человек неотъемлемое звено общества, который научился жить рядом с другими людьми, делится, вместе добиваться поставленных целей.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что изначально человек произошел как биологическое существо, а в процессе жизнедеятельности стал социальным. Социальное в человеке не противостоит биологическому и не проистекает из биологического. От рождения человек получает такую телесную (природную) организацию, в которой изначально запрограммирована возможность её универсального социально-деятельного развития.

Двойственность, биологосоциальное существование порождает потребности, выходящие далеко от животных (инстинктивно-биологических) потребностей человека. Человеку помимо удовлетворения потребности в еде, жилье и безопасности, необходимо общаться, любить, принадлежать к группе, сопереживать и т.д.

Вопрос 2. Социализация индивида.

Как рассмотрено было в пером вопросе – индивид это биосоциальное существо. Давайте рассмотрим, как человек приобретает социальную часть своей жизнедеятельности. Начнем с понятия личности.

Личность - это целостность врождённое (биологических) и приобретённых (социальных) свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальной индивидуальностью. Во всех взаимодействиях индивида проявляются его "качества".

Качество личности - это степень освоения человеком (индивидом) тех норм культуры, которые достигнуты в обществе в момент его рождения и дальнейшей жизнедеятельности. Процесс, в ходе которого индивид приобретает те или иные личностные качества – это социализация. Данный процесс начинается в семье, где происходит социализация детства или первичная социализация. Приспосабливаясь к своей семье, ребёнок обретает социальные качества, которые позже позволяют ему приспособиться к задачам, предстоящим в социальной жизни.

Далее происходит вторичная, подготовительная и повторная социализация.

Вторичная социализация - это последующий процесс, который вводит социализированного индивида в другие секторы общества (школа, профессиональная группа, армия и т.д.)

Подготовительная социализация - это принятие индивидом ценностей группы, к которой он хотел бы принадлежать, что облегчает переход от одного этапа жизненного цикла к другому (абитуриент студент, незамужняя замужняя и т.д.).

Повторная социализация возможна у взрослых людей в случае значительных жизненных изменений. Она возможна в двух формах: 1) в форме усвоения новых ценностей, ролей, навыков в место прежних, недостаточно усвоенных или устаревших (сельский житель городской); 2) в форме отступления от принятых в обществе систем ценностей, норм, ролей (преступления).

Тема 3. Классификация потребностей

В первой теме уже кратко затрагивался вопрос классификации потребностей. Было дано главное разделение потребностей на первичные и вторичные, или как их еще называют биологические и социальные. Данная классификация основана на том, что человек при рождении обладает определенным набором базовых потребностей: еда, тепло, одежда, защита. С развитием человек начинает познавать окружающий мир, становится его частью, и появляются потребности в общении, познании, принадлежности и любви.

Описанная классификация делит наши потребности в зависимости от этапа нашей жизни. Так же необходимо познакомиться еще с несколькими классификациями потребностей.

Первая классификация – это знаменитая и общепризнанная классификация потребностей - пирамида потребностей А. Маслоу.

Маслоу выделяет 5 уровней потребностей:

  1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
  2. Потребность в безопасности.
  3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
  4. Потребность в самоуважение и признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
  5. Потребность в самоактуализация и самовыражение.

Графически пирамида Маслоу представляется ниже.

Рассмотрим кратко, что подразумевал Маслоу называя и выделяя только ограниченный набор потребностей.

Физиологические потребности - это фундаментальные (жизненные) потребности. Эти потребности первичны по отношению к происхождению человека. Будучи удовлетворенными, они более на поведение индивида не влияют наибольшим образом.

Потребность в безопасности - это потребность в физической и психологической безопасности. Здесь имеется ввиду и безопасность от нападения, страдания, так же стабильное рабочее место и стабильная политическая ситуация в стране.

Социальные потребности - это потребности в общении, взаимопомощи, сопричастности.

Потребности в самоуважении и уважении - это самоуважение, личное достоинство, уверенность в себе, компетентность, в признании, в наличии значимого социального статуса.

Потребности в самоактуализации - это самореализация, развитие личности. В реальной жизни все категории (типы) потребностей сосуществуют, причем, та или иная категория (тип) потребностей приобретает большую важность, в зависимости от удовлетворенности остальных, образа жизни и типа личности индивида.

Пирамида Маслоу

Далее необходимо рассмотреть классификацию потребностей по Г. Мюррею. Данная классификация основой своего деления также берет деление потребностей на биологические и социальные. Но интерес в денной классификации представляет именно то, что Мюррей более потребно разделяет мотивы человеческой жтизнедеятельности. Рассмотри данные мотивы:

  1. Доминантность — стремление контролировать, влиять, убеждать, препятствовать, ограничивать;
  2. Агрессия — стремление силой преодолевать противостояние, мстить за обиды. Нападать, оскорблять, убивать, противостоять насилием или наказывать.
  3. Аффиляция — стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатии к другим; страдание при отсутствии дружеских отношений; желание сблизить людей, устранить препятствия;
  4. Автономия — стремление быть независимым и действовать соответственно своим побуждениям. Не быть чем- либо связанным , ни за что не отвечать, пренебрегать условностями.
  5. Самоунижение – стремление пассивно подчиняться внешним силам. Готовность принять обиду, обвинение, критику, наказание. Готовность сдаться, подчиниться судьбе.
  6. Потребность в уважении и поддержке;
  7. Потребность достижения — стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремленным;
  8. Эксгибиция - потребность быть в центре внимания, впечатлять, удивлять;
  9. Потребность в игре — предпочтение игры всякой серьезной деятельности, желание развлечений, любовь к остротам;
  10. Потребность поиска покровителя — ожидание совета, помощи; беспомощность, поиск утешения, мягкого обращения;
  11. Потребность в опеке - потребность оказания помощи;
  12. Потребность избегания наказания — сдерживание собственных импульсов с целью избежать наказания, осуждения; потребность считаться с общественным мнением;
  13. Потребность самозащиты — трудности с признанием собственных ошибок, стремление оправдаться ссылками на обстоятельства, отстаивать свои права; отказ от анализа своих ошибок;
  14. Потребность в порядке — стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте;
  15. Потребность в суждение — стремление ставить общие вопросы или отвечать на них; склонность к абстрактным формулам, обобщениям, увлеченность «вечными вопросами», и пр.

Тема 3. Классификация потребностей

В первой теме уже кратко затрагивался вопрос классификации потребностей. Было дано главное разделение потребностей на первичные и вторичные, или как их еще называют биологические и социальные. Данная классификация основана на том, что человек при рождении обладает определенным набором базовых потребностей: еда, тепло, одежда, защита. С развитием человек начинает познавать окружающий мир, становится его частью, и появляются потребности в общении, познании, принадлежности и любви.

Описанная классификация делит наши потребности в зависимости от этапа нашей жизни. Так же необходимо познакомиться еще с несколькими классификациями потребностей.

Первая классификация – это знаменитая и общепризнанная классификация потребностей - пирамида потребностей А. Маслоу.

Маслоу выделяет 5 уровней потребностей:

  1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
  2. Потребность в безопасности.
  3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
  4. Потребность в самоуважение и признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
  5. Потребность в самоактуализация и самовыражение.

Графически пирамида Маслоу представляется ниже.

Рассмотрим кратко, что подразумевал Маслоу называя и выделяя только ограниченный набор потребностей.

Физиологические потребности - это фундаментальные (жизненные) потребности. Эти потребности первичны по отношению к происхождению человека. Будучи удовлетворенными, они более на поведение индивида не влияют наибольшим образом.

Потребность в безопасности - это потребность в физической и психологической безопасности. Здесь имеется ввиду и безопасность от нападения, страдания, так же стабильное рабочее место и стабильная политическая ситуация в стране.

Социальные потребности - это потребности в общении, взаимопомощи, сопричастности.

Потребности в самоуважении и уважении - это самоуважение, личное достоинство, уверенность в себе, компетентность, в признании, в наличии значимого социального статуса.

Потребности в самоактуализации - это самореализация, развитие личности. В реальной жизни все категории (типы) потребностей сосуществуют, причем, та или иная категория (тип) потребностей приобретает большую важность, в зависимости от удовлетворенности остальных, образа жизни и типа личности индивида.

Пирамида Маслоу

Далее необходимо рассмотреть классификацию потребностей по Г. Мюррею. Данная классификация основой своего деления также берет деление потребностей на биологические и социальные. Но интерес в денной классификации представляет именно то, что Мюррей более потребно разделяет мотивы человеческой жтизнедеятельности. Рассмотри данные мотивы:

  1. Доминантность — стремление контролировать, влиять, убеждать, препятствовать, ограничивать;
  2. Агрессия — стремление силой преодолевать противостояние, мстить за обиды. Нападать, оскорблять, убивать, противостоять насилием или наказывать.
  3. Аффиляция — стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатии к другим; страдание при отсутствии дружеских отношений; желание сблизить людей, устранить препятствия;
  4. Автономия — стремление быть независимым и действовать соответственно своим побуждениям. Не быть чем- либо связанным , ни за что не отвечать, пренебрегать условностями.
  5. Самоунижение – стремление пассивно подчиняться внешним силам. Готовность принять обиду, обвинение, критику, наказание. Готовность сдаться, подчиниться судьбе.
  6. Потребность в уважении и поддержке;
  7. Потребность достижения — стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремленным;
  8. Эксгибиция - потребность быть в центре внимания, впечатлять, удивлять;
  9. Потребность в игре — предпочтение игры всякой серьезной деятельности, желание развлечений, любовь к остротам;
  10. Потребность поиска покровителя — ожидание совета, помощи; беспомощность, поиск утешения, мягкого обращения;
  11. Потребность в опеке - потребность оказания помощи;
  12. Потребность избегания наказания — сдерживание собственных импульсов с целью избежать наказания, осуждения; потребность считаться с общественным мнением;
  13. Потребность самозащиты — трудности с признанием собственных ошибок, стремление оправдаться ссылками на обстоятельства, отстаивать свои права; отказ от анализа своих ошибок;
  14. Потребность в порядке — стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте;
  15. Потребность в суждение — стремление ставить общие вопросы или отвечать на них; склонность к абстрактным формулам, обобщениям, увлеченность «вечными вопросами», и пр.

Тема 6. Потребность и экономика.

В первых темах было дано определение потребностей и основная классификация. Если кратко, то это можно сказать так, потребность – это состояние нехватки в чем-либо, толкающее человека к действию. Потребности могут быть биологическими и социальными, разумными и неразумными, индивидуальными и групповыми и т.д.

Сейчас необходимо рассмотреть, что такое потребности с точки зрения экономики, ведь потребности удовлетворяются секторами экономики.

Экономические потребности - это часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг. Сегодня в мире присутствует товарное производство, при котором потребление товаров и услуг зависит от доходов - денежных средств, которыми человек располагает. Из этого следует сделать вывод, что в экономике проявляются только те потребности, которые обеспечены денежными средствами и могут быть удовлетворены при существующем уровне доходов. Совокупность таких потребностей, сложившихся в данном обществе, создает платежеспособный спрос. Следовательно, с точки зрения экономики, потребности - это мотивы процесса потребления. При этом потребление всегда находится в глубокой взаимосвязи с производством. Во-первых, потребление - это конечная цель производства. Во-вторых, производство одних благ оказывается в то же время потреблением других.

Экономические потребности оказывают обратное воздействие на производство.

Во-первых, потребности являются внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятельности.

Во-вторых, запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношениях. В силу этого экономические потребности часто обгоняют производство.

В-третьих, ведущая роль потребностей ярко проявляется в том, что они вызывают движение хозяйственной деятельности - от низшей ступени к высшей.

Как видно, потребление задает направление производству, наши возрастающие потребности стимулируют производство развитию. Это мы разобрали, теперь разберемся, что же такое спрос и платежеспособный спрос, о котором упоминалось выше.

Спрос - это потребности, которые реализуются на рынке через практические действия участников экономической деятельности - производителей и потребителей.

Спрос и потребности находятся в сложных отношениях. С одной стороны, спрос обычно является отражением потребности, с другой стороны, бывает, что потребность в товаре или услуге есть, а спроса на нее нет. Такие ситуации возникают или из-за недостаточной платежеспособности, или из-за моральных и правовых ограничений. Общество осуждает некоторые потребности и пути их удовлетворения (чаще всего это нелегитимные услуги, оскорбляющие нравственность или нарушающие закон). В реальной экономической деятельности по производству товаров и услуг мы непосредственно сталкиваемся не с потребностями, а со спросом (платежеспособным), в основе которого лежат потребности.

В итоге, можно сказать, что спрос (платежеспособный) необходим для развития производства, торговли, потребления. Следовательно, для нормального функционирования экономики и отдельного предприятия необходимо чтобы спрос был, а главное был стабильным и желательно возрастающим. С целью поддержания и создания желаемого спроса в практике сервисной деятельности разработаны приемы превращения потребности в спрос:

  1. Снижение цены услуги.
  2. Организация рекламы.
  3. Корректировка характера услуги: изменение ее содержания или сопровождение другими услугами, придание ей комплексного характера.
  4. Создание искусственного дефицита товара или реклама товара, как эксклюзивного.