Клубная деятельность: суть, формы, методология в России и за рубежом

РОТАРИАНСКАЯ АКАДЕМИЯ ЛИДЕРОВ

Клубная деятельность: суть, формы, методология в России и за рубежом.

Александр Сандульский

СОЧИ

2010

Основные вопросы:

1 Какой оптимальный размер клуба ?

2. Какие этапы развития проходит клуб ?

3. Психологические основы лидерства в клубе.

Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества. Желание человека реализоваться и иметь общение в коллективе равных – одно из базовых и основных психологически мотиваторов вступления в Ротари клуб. На сегодняшний день, кроме Ротари движения, аналогичную роль могут играть профессиональные союзы и ассоциации.

Выделение малых групп как специфических человеческих общностей (в отличие от больших групп и от выделяемых в последнее время средних по величине общностей) предполагает решение вопроса о количественных границах малой группы. Количественные признаки малой группы – ее нижние и верхние границы – определяются качественными признаками малой группы, основными из которых являются:

- контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями и

- целостность — социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое.

За нижнюю границу размеров малой группы чаще всего принимается три человека, поскольку в группе из двух человек — диаде— групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Если посмотреть на статистику динамики количества человек в клубах России мы видим подтверждение данного постулата. Превышение верхней границы малой группы чаще всего служит предпосылкой для процессов разделения клуба на несколько.

Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 10—12 человек. В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения – люди устают от общения друг с другом, группы большего размера легче распадаются на более мелкие микрогруппы, в рамках которых индивиды связаны более тесными контактами. В этой связи принято выделять группы первичные, то есть наименьшие по размеру и далее не делимые общности, и вторичные группы, формально представляющие собой единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп.

Среди естественных малых групп наиболее важным представляется выделение групп формальных и неформальных, предложенное Э.Мэйо.

Формальные группы — группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями. К данному типу формальных групп относится Ротари клуб, деятельность которого осуществляется в рамках устава, мероприятия планируются и направляются командой руководства клуба.

Организационные и институциональные малые группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных, малых групп является совместная деятельность.

Понимание данных основополагающих психологических механизмов должна лежать в процессе принятия решения о создании рабочих комитетов внутри Ротари клуба. Правильно созданные комитеты и верное управление деятельностью комитетов позволит клубу сплотить и объединить наибольшее возможное количество людей в рамках одного клуба. Фактически разделение клуба на группы (комитеты) по 3-5 человек и управление деятельностью каждой из этих групп является залогом здорового развития и роста клуба.

Неформальные группы — объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями. Формальные и неформальные группы различаются прежде всего по механизмам их образования и по характеру межличностных взаимоотношений. Однако, как и любая классификация, деление групп на формальные и неформальные является достаточно условным. Неформальные группы могут возникать и функционировать в рамках формальных организаций, а группы, возникшие как неформальные, на определенном этапе могут приобретать признаки формальных групп.

Основными критериями феномена психологической общности группы выступают явления сходства, общности людей, входящих в малую группу (общность мотивов, целей, ценностных ориентации и социальных установок). Осознание членами группы наличия сходства, общности входящих в нее членов и отличий (в том числе психологических) своей группы от других выступает основой идентификации со своей группой (осознания своей принадлежности к данной группе, своего единства с нею — чувство «мы ротарианцы»). Одним из проявлений позитивной групповой идентификации является внутригрупповая приверженность — тенденция к более позитивному эмоциональному отношению индивидов к своей группе и более позитивной оценке ее членов. В Ротари движении для этого создано масса инструментов: Сообщество Пола Хариса, Должности и звания, Различные награды.

Одним из главных отличий и признаков принадлежности является значок, носимый с такой гордостью всеми ротарианцами. Как приятно увидеть «своего» человека вдали от дома, подойти и начать разговор…

Психологическая общность группы проявляется также в наличии социально-психологических характеристик, присущих группе в целом (а не характеризующих отдельных индивидов), таких, как совместимость, сработанность, сплоченность, социально-психологический климат и др.

Референтность малой группы — значимость групповых ценностей, норм, оценок для каждого члена группы. Основными функциями референтной группы являются: сравнительная и нормативная (предоставление индивиду возможности соотносить свои мнения и поведение с принятыми в группе и оценивать их с точки зрения соответствия групповым нормам и ценностям). Именно для повышения референтности наших членов клуба мы проводим месяц ротарианских ценностей, повторяем четырехвопросник и обсуждаем ценности «ротарианца».

Этапы развития малой группы. Образование группы (формальной или неформальной) является чрезвычайно важным этапом ее жизнедеятельности, однако лишь началом этого процесса, который происходит как процесс непрерывного изменения состояний и свойств группы, получившего название развития группы. В современной социальной психологии процесс развития малой группы понимается как закономерная смена этапов (или стадий), различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отношениях: дифференциации и интеграции. Так, начиная с работ А.С.Макаренко (1951), в отечественных исследованиях психологии трудовых коллективов выделяются стадии первичного синтеза, дифференциации и вторичного синтеза или интегрирования.

В западной социальной психологии существует большое количество моделей развития группы. Для большинства из них характерно выделение трех основных этапов или стадий:

- ориентировки в ситуации,

- конфликта и

- достижения согласия или равновесия.

Модель развития малой группы, предложенная американским психологом Б. Такменом, основана на выделении двух основных сфер или измерений групповой жизнедеятельности:

- деловой, связанной с решением групповой задачи, и

- межличностной, связанной с развитием групповой структуры.

В сфере деловой активности Б. Такмен выделяет следующие стадии:

- ориентировка в задаче и поиск оптимального способа ее решения,

- эмоциональные реакции на требования задачи, противодействие членов группы требованиям, предъявляемым к ним в связи с решением задачи и противоречащим их собственным намерениям,

- открытый обмен информацией с целью достижения более глубокого понимания намерений друг друга и поиска альтернатив,

- принятие решения и активные совместные действия по его реализации.

В сфере межличностной активности Б.Такмен выделяет стадии:

- «проверка и зависимость», ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения,

- «внутренний конфликт», связанный с нарушением взаимодействия и отсутствием единства в группе,

- «развитие групповой сплоченности», преодоление разногласий и разрешение конфликтов,

- «функционально-ролевая согласованность», связанная с образованием ролевой структуры группы, соответствующей содержанию групповой задачи (Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., 1991, с.52-53).

Первые экспериментальные исследования развития малых групп и появления феномена лидерства были посвящены изучению влияния присутствия группы и группового взаимодействия на протекание психических процессов членов групп (Н.Триплетт, 1898, В.Меде, 1920, Ф.Олпорт, 1924, В.М.Бехтерев, 1925). Многие их этих исследований проводились на базе Ротари клубов, как одного из самых стабильных и организованных примеров групповой деятельности. Результатом этих и других исследований было открытие эффектов социальной фасилитации (от англ. facility— облегчение) — улучшения индивидуальных результатов деятельности в присутствии других людей и социальной ингибиции(от лат. Inhibere — сдерживать, останавливать) — ухудшения этих результатов. Последующие исследования (Р. Зайонс, 1965) позволили сделать вывод о том, что присутствие группы усиливает «доминирующую», т.е. наиболее вероятную для данного индивида реакцию. В группе ценности передаются намного быстрее, чем при межличностном общении, что делает деятельность клубов особо важной в «воспитании» высоких моральных ценностей в бизнес среде.

Обобщение результатов этих, а также последующих специально выполненных исследований позволило Н.Н.Обозову (1979) сделать следующие выводы. В условиях присутствия других лиц у индивидов снижаются:

- чувствительность (болевая, слуховая, обонятельная, кинестетическая),

- объем и концентрация внимания, точность выполнения простых арифметических действий, генерирование оригинальных идей — т.е. характеристики точности (качества) психической деятельности,

- повышаются: сила мышечного напряжения, продуктивность внимания, показатели долговременной памяти — т.е. скоростные (временные) характеристики психической деятельности .

Влияние меньшинства. В исследовании конформизма проблема группового давления ставится и решается как проблема влияния большинства членов группы на поведение отдельных индивидов или меньшинства. При этом основное внимание исследователей уделяется проблеме нормативного давления группы на индивида и приспособления индивида к групповым нормам. Однако в реальной жизни проявляются и противоположные феномены, связанные с влиянием меньшинства на изменение группового мнения, групповых норм и группового поведения. Они стали предметом исследования С.Московичи и его сотрудников.

Лидерство в малых группах

Феномен лидерства привлекает внимание исследователей прежде всего исключительной практической значимостью проблемы с точки зрения повышения эффективности управления в различных сферах общественной жизни. Лидерство в малой группе — это феномен воздействия или влияния члена клуба на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов.

Лидерство основано на личных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе. Поэтому лидерство как явление, основанное на социально-психологических механизмах, следует отличать от руководства, в основе которого лежит использование экономических, организационных и командно-административных методов воздействия.

Основными признаками лидерства являются:

- более высокая активность и инициативность отдельного члена клуба при решении группой совместных задач,

- большая информированность о решаемой задаче, членах группы и ситуации в целом,

- более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы,

- большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе,

- большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.

Основные функции лидера:

- организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах,

- выработка и поддержание групповых норм,

- внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами,

- принятие ответственности за результаты групповой деятельности,

- установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.

В соответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности малой группы: деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологических отношений между членами группы, выделяют два основных вида лидерства: лидерство в деловой сфере и лидерство в эмоциональной сфере. Эти два вида лидерства могут быть персонифицированы в одном лице, но чаше они распределяются между разными членами группы. В зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров, ориентированных на решение групповых задач, лидеров, ориентированных на общение и взаимоотношения в группе, и универсальных лидеров. Внутри каждой из сфер групповой жизнедеятельности могут быть выделены различные роли:

- лидер — организатор,

- лидер — специалист,

- лидер — мотиватор,

- лидер — генератор эмоционального настроя и т.д.

Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основными из которых являются:

- психологические характеристики личности самого лидера,

- социально-психологические характеристики членов малой группы,

- особенности ситуации, в которой находится группа, и

- характер решаемых задач.

В настоящее время имеются серьезные возражения представлениям о существовании универсального набора психологических качеств, «делающих» человека лидером. В частности, Р.Стогдилл (1974), проведя комплексный обзор исследований в области лидерства, отмечает, что изучение личностных качеств лидеров дает противоречивые результаты. К числу наиболее часто упоминаемых исследователями личных качеств эффективных лидеров относятся:

- интеллект,

- стремление к знаниям,

- доминантность,

- уверенность в себе,

- эмоциональная уравновешенность,

- стрессоустойчивость,

- креативность,

- стремление к достижению,

- предприимчивость,

- надежность,

- ответственность,

- независимость,

- общительность.

Однако, как показывают исследования, взаимосвязь между степенью выраженности отдельных качеств и эффективностью лидерства носит неоднозначны и характер, в разных ситуациях эффективные лидеры обнаруживают разные качества. В результате анализа Р.Стогдилл сделал вывод о том, что не существует такого набора личных качеств, который присутствует у всех эффективных лидеров, и что структура личных качеств лидера должна соотноситься с личными качествами членов группы, характером групповой деятельности и решаемыми задачами.

Представители поведенческого подхода к исследованию лидерства считают, что лидером становится человек, который обладает нужной формой поведения. В рамках этого подхода были выполнены многочисленные исследования стилей лидерства и разработаны их классификации. Наибольшую известность получили классификации стилей лидерства К. Левина, описавшего и исследовавшего автократический, демократический и либеральный стили лидерства, и Р. Лайкерта, выделявшего стиль лидерства, ориентированный на задачу, и стиль лидерства, ориентированный на человека. Результаты эмпирических исследований свидетельствуют об отсутствии однозначной связи между характеристиками стиля лидерства и его эффективностью.

Сторонники ситуационного подхода (Ф.Фидлер, Т.Митчел и Р.Хаус, П.Херси и К.Бланшар) пришли к выводу, что эффективность лидерства определяется соответствием качеств лидера и особенностей ею поведения ситуации, в которой находится группа (характеру решаемой задачи, сложившимся условиям степени благоприятности отношении лидера с членами группы, величине реальной власти, которой обладает лидер в группе). Ф.Фидлер обнаружил интересную закономерность, стиль лидерства, ориентированным на задачу, чаще эффективен в наиболее и наименее благоприятных ситуациях, а стиль, ориентированный на человека, — в умеренно благоприятных условиях. Наконец, в рамках функционального подхода лидерство понимается как функция группы, т.е. явление, порождаемое особенностями групповой активности и характеристиками группы в целом.

Ежегодная обязательная смена руководства клуба, смена лидера и «управляющей команды» как на уровне клуба, так и на уровне округа – одна из причин столь длительного успешного существования Ротари движения. Это так от части потому, что позволяет по мере развития клуба и изменениях в процессах, происходящих внутри клуба, изменениях в задачах клуба, найти и привести в управление соответствующих текущему этапу развития лидеров.

Клубная деятельность: суть, формы, методология в России и за рубежом