Эволюция государственной службы
Эволюция государственной службы
План:
1. Государственная (приказная) служба XVI-XVII в.в.
2. Государственная (статская) служба первой половины XVIII в.
3. Государственная (гражданская) служба конца XVIII и начала XX в.в.
4. Советская государственная служба 20 - 80 гг.
1. Государственная (приказная) служба XVI-XVII вв.
Многие исследователи предполагают, что явление «служба» возникло в тот период, когда начала формироваться в треугольнике Владимир Киев Новгород государственность Руси. Уже в Московском великом княжестве были служилые князья, связанные с великим князем, обязанностью служить ему, нести общую военную службу. Местничество, возникшее несколько позже, тоже первоначально носило служилый характер. Со времен Ивана IV Грозного каждое сословие, исходя из своего места в структуре общества, обязано было служить самодержавной и религиозной власти. Административная реформа Ивана IV, которая приходится на вторую половину XVI в., сделала окончательный переход к приказной системе государственного управления. Ее результатом стало создание почти 20 функциональных и территориальных приказов. Порядок несения, например, воинской службы всеми землевладельцами (как боярами, так и дворянам) определялся «Уложением о службе». На протяжении XVI - XVII вв. существовало около 100 таких приказов. Однако все они действовали разновременно. Постоянно функционировали обычно лишь 40 - 50 приказов, остальные возникали и прекращали свою деятельность по мере надобности. Основным стержнем системы государственного управления России на протяжении более чем 200 лет были три важнейших приказа: Посольский, Разрядный и Поместный.
Главной задачей Посольского приказа было осуществление решений верховной власти (царя и Боярской думы) по вопросам внешней политики. До начала XVI в. Россия не имела постоянных дипломатических представительств за рубежом, а потому не имела и у себя соответствующих миссий других государств. В связи с этим основным содержанием работы Посольского приказа была отправка за границу русских посольств, а также прием и размещение иноземных посольств. Кроме того, в ведении Посольского приказа находились дела, связанные с проживанием в России иностранных купцов и ремесленников, выкупом пленных и др.
Разрядный приказ имел военное назначение. «Разрядами» назывались воинские соединения ратных людей с обозначением занимаемых ими должностей. Разрядные книги велись дьяками, составлялись в связи с каждым заметным событием в жизни государства или царского двора. Каждый раз они охватывали несколько лет или десятилетий. Разрядный приказ учитывал распределение служилых людей по полкам, назначение воевод в качестве руководителей администраций городов России. Он обеспечивал росписи поручений для многочисленных придворных церемоний, наделял служилых людей землями и денежным жалованьем. За личные качества приказ мог повысить или понизить служащего в чине, увеличить или уменьшить оклад, полностью лишить полученной земли. Кроме того, приказ выполняли многие функции по обороне, безопасности и внутренним делам. На него ложились организация строительства крепостей, пограничной службы, назначение наместников и других должностных лиц, а также контроль за их деятельностью.
Поместный приказ был тесно связан с Разрядным приказом. Он наделял служилое дворянство и приказных служащих тем количеством земли, которое определял каждому конкретному лицу Разрядный приказ. В его распоряжении находился весь государственный земельный фонд страны. В приказе работали специалисты межевого дела, учетчики и другие служащие, которые составляли межевые, окладные и прочие книги. Приказ выдавал акты на право владения землей от имени Боярской думы, что создавало ему соответствующий престиж. Попасть на службу в Поместный приказ считалось большой удачей.
Для управления другими группами служилых людей были созданы специальные приказы: для стрельцов - Стрелецкий, для пушкарей - Пушкарский. Под началом Оружейного приказа находился арсенал русского государства, в том числе и Оружейная палата, ведавшая изготовлением и хранением оружия. Значительную группу приказов составляли так называемые дворцовые приказы, заведовавшие отдельными отраслями великокняжеского, а затем и царского хозяйства.
Вся работа в приказах велась силами приказной бюрократии. Она принадлежала к правящим слоям общества и признавалась неподатным сословием. Внутри приказной бюрократии существовала своя иерархия, определявшая социальный статус и материальное обеспечение каждого из служащих («думные дьяки» « подьячие» «приставы», «сторожа», Деление управленческого персонала на политических руководителей и приказных (государственных) служащих в это время еще не существовало. Многие приказные служащие занимали должности и политических руководителей.
Приказная система была для своей эпохи достаточно гибкой, эффективной и одновременно простой и удобной. Над всем царил обычай, проверенный веками опыт: приказные служащие легко разбирались в хитросплетениях разнородных дел. В неопределенности числа приказов состояла суть приказного строя - текучего, изменяющегося, приспосабливающегося к различным историческим условиям и в то же время неизменного.
Все приказы делились на три большие группы: приказы общегосударственной компетенции, дворцовые и патриаршие. Первая группа приказов сосредоточивала в себе основные функции по управлению российским государством. Она являлась самой многочисленной и включала в себя как постоянные, так и временные приказы. В XVI - XVII вв. отношения между приказами не регулировались каким-то определенным законом. На практике вырабатывались приемы сношений между приказами, которым традиционно следовали приказные служащие.
Все приказные люди, вне зависимости от их происхождения, были включены в структуру служилого сословия российского общества, пользовались соответствующими правами и привилегиями. Вместе с тем для них сохранялось двойственное понимание их службы. С одной стороны, по общей присяге они были обязаны нести службу царю, в основном военную. С другой стороны, специальными приписями их служба определялась как работа в государственных органах и учреждениях.
Таким образом, обязанности приказных служащих разделились к середине XVII в. на «государеву службу», которая виделась как почетная и проходила в полках и посольствах, и «приказную работу», т. е. текущую деятельность в приказах и приказных избах. Она рассматривалась как непочетная, с оттенком подневольности. Именно вокруг приказной работы и складывается гражданская служба как отрасль государственной службы. И в целом приказной строй был уникальным, самобытным явлением в истории российской государственности и культуры.
2. Государственная (статская) служба первой половины XVIII в.
Следующим этапом в развитии российской государственной (гражданской) службы было время царствования Петра I. Застав в молодости приказную систему, он попытался обновить ее. По его указанию было создано еще три приказа: Военно-морской, Адмиралтейский и Артиллерийский. Во главе этих и некоторых других приказов встали новые люди. Но эти нововведения не спасли устаревшую систему.
Реформирование государственного управления было неизбежным. Для начала было избрано местное управление. 18 декабря 1708 г. появился царский указ об образовании губерний, который много раз корректировался и принял законченный вид только к 1719 г. Территория страны в административном отношении была разделена на 10 губерний: Московскую, Санкт-Петербургскую, Киевскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую, Сибирскую, Рижскую, Нижегородскую и Астраханскую. Это были обширнейшие земли подданных русского царя, не равные по территории и населению. Они возглавлялись губернаторами, назначавшимися царскими указами. Все губернаторы были наделены очень обширными, подчас колоссальными полномочиями.
В 1717-1721 гг. приказы были заменены 12 коллегиями: Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская, Камер- и Штатс-конторы, Ревизион-коллегия, Берг-, Манифактур-, Коммерц-, Юстиц-коллегии, Вотчинная и Духовная. Подчинялись они царю и Сенату, их функции и полномочия были четко определены, организационное устройство и делопроизводство унифицировано. Основной формой деятельности коллегий было общее собрание («заседание общего присутствия»), в которых принимали участие президент коллегии, вице-президент, четыре-пять советников, четыре асессора (помощника) и секретарь (рис. 1).
Рис. 1. Примерная структура коллегий
На правах коллегий находились еще два учреждения: Главный магистрат и Синод. В подчинении Главного магистрата находились городские магистраты, члены которых избирались из числа «дельных и лучших в купечестве» горожан. Эта их деятельность рассматривалась как пожизненная, а за «тщательное радение» они могли быть пожалованы в дворянство. Городская реформа укрепила права купечества и тем самым способствовала развитию торговли и промышленности. Синод, по образцу светских коллегий, состоял из назначенных царем представителей духовенства, контроль за которыми осуществлял обер-прокурор Синода. Принятый «Духовный регламент» закреплял полное подчинение духовной власти светской1.
Особое место среди центральных учреждений занимал Преображенский приказ - карательное учреждение, возникшее еще в конце XVII в. Он ведал политическим сыском, его суду подлежали все противники существовавших порядков: участники восстаний, лица, произносившие «непристойные речи», под которыми подразумевались разговоры, осуждавшие реформы и поведение царя, его семейные дела и т. д.
Порядок рассмотрения дел в коллегиях определялся Генеральным регламентом, принятым в 1720 г. и на основе которого строился весь внутренний распорядок учреждений. Кроме того, каждая из коллегий имела свой особый регламент с перечислением конкретных обязанностей по той или иной отрасли управления. К выработке регламентов были привлечены иностранные правоведы, учтен опыт государственных учреждений Швеции и Дании.
Организационно коллегии имели приоритет над приказами, который сводился к коллегиальному рассмотрению и решению вопросов. В составе коллегии обязательно присутствовали прокурор и фискал. В отличие от фискалов, не вмешивающихся в ход решения того или иного вопроса, а лишь доносивших о замеченных злоупотреблениях обер-фискалу, прокуроры в коллегиях и генерал-прокурор Сената, заметив нарушение законности, тут же должны были его устранить. Петр I назвал обер-прокурора «оком государевым» и «стряпчим в делах государственных».
Петр I в процессе реформирования государственного управления предпринял попытку монополизировать источники существования чиновников с целью поставить их в большую зависимость от государства и царя. Для этого был установлен фиксированный размер оклада в соответствии с занимаемой должностью. Кормление от дел вне системы государственного обеспечения и контроля было объявлено преступлением, взимание с населения поборов приравнено к взятке, что сурово каралось по закону. Однако с петровского времени коррупция стала той смазкой, без которой не могли прийти в движение колеса государственной машины.
Практика показала, что совершенствование государственного управления напрямую связано с созданием новой системы государственной службы. В связи с притоком в органы государственного и местного управления, в армию и флот основной массы дворян, которые претендовали на различные должности, возникла острая необходимость установления иерархии служилых чинов. Это обстоятельство потребовало разработки и принятия 24 января 1722 г. определенного порядка прохождения службы, имевшего силу законодательного акта,
Рубежным событием, придавшим службе подлинно государственное предназначение, стал «Табель о рангах», утвержденный Петром I 24 января 1722 года. «Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, в котором классе чины и которые в одном классе, те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однако воинские выше прочих, хотя б и старее, кто в ином классе пожалован был». (Слово «статский» немецкого происхождения и означало «гражданский»). Этот документ располагал всех работников управления по 14 классам и соответствующим чинам, которые составляли их ранг (табл. 1).
Таблица 1
Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных (с изменениями конца XVIII ? начала XX вв.)
С утверждением «Табели о рангах» законодательно было оформлено чиновничество как особый управленческий кадровый корпус.
Введены виды государственной службы (военная, гражданская, придворная), классы должностей (четырнадцать классов), чины (гражданские от канцлера до комиссара, военные от генерал-фельдмаршала до фендрика). Взамен прежнего порядка замещения должностей по признаку знатности рода была установлена новая система приема на государственную службу и продвижения служащих по иерархической должностной лестнице. Сделать карьеру стало возможным только службой в государственном учреждении. Основой продвижения по службе стали знания и опыт, личные способности и заслуги перед отечеством. «Табель о рангах» способствовал повышению престижа государственной службы, укреплению нравственности служащих, усилению мотивации их труда.
Признавая необходимость предоставления руководящих должностей дворянам, не всегда удовлетворявшим законным требованиям к занимаемым должностям, Петр I установил правило: занятие должностей осуществлять в строгой последовательности, начиная с самой низшей должности, при этом назначать на должность непременно из служащих того же учреждения, где открылась вакансия.
Каждый служащий был обязан пройти все 14 рангов снизу доверху, что обеспечивало, с одной стороны, замещение всех вакантных должностей, а с другой - приобретение необходимых навыков военной или статской (гражданской) службы. Практика показала, что такое продвижение по службе было главной школой профессиональной подготовки. Кадровое обеспечение государственной службы стало одним из важных направлений деятельности Сената, а его оформление осуществляла Герольдмейстерская контора.
Своей «Табелью о рангах» Петр I предоставил возможность получать дворянство выходцам и из других сословий. Так, вместе с получением 8 ранга по военной или гражданской службе они становились потомственными дворянами, приобретая тем самым все привилегии этого сословия.
«Табель о рангах» использовалась в качестве руководства вплоть до октября 1917 г. Деятельность Петра I по формированию системы управления централизованным унитарным государством, заложила основу для сочетания отраслевого и территориального управления, коллегиальности и единовластия, перераставшего в режим абсолютной монархии. Создание взаимоувязанных должностных чинов стало одним из важнейших явлений российской общественной жизни в XVIII столетии.
3. Государственная (гражданская) служба конца XVIII и начала XX вв.
За время правления Екатерина II не было создано новых форм государственного устройства, но она очень решительно наводила порядок в тех структурах, которые оставил после себя Петр I. Первым шагом была крупная реформа Сената, предпринятая в 1763 г., по которой он был поделен на шесть департаментов со строго определенными функциями в определенной сфере государственного управления. Четыре департамента находились в Петербурге, а два - в Москве. При этом московские департаменты соответствовали петербургским: пятый - первому, а шестой - второму.
Наряду с реформой Сената Екатерины II в первые годы своего царствования провела и реформу Синода. В 1764 г. осуществила секуляризационную реформу, по которой все монастырские земли с жившими на них крестьянами передавались в ведение специально учрежденной Коллегии экономии. С этого времени государство само определяло необходимое стране число монастырей и количество монахов, так как содержало их на средства из государственной казны. В результате духовенство окончательно превратилось в одну из групп чиновничества.
Одним из наиболее значительных актов, изменившим организацию управления страной и системой государственного аппарата, стали принятые в 1775 г. «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи». Новое положение удовлетворило требования дворянства о привлечении его представителей к центральному и местному управлению.
В основу деления территорий на губернии был положен демографический принцип - численность податного населения. Экономические связи и национальные особенности почти не учитывались. Вместо прежних 23 были образованы 51 губерния с числом жителей от 300 до 400 тыс. ревизских душ. Губернии делились на уезды (или округа) по 20-30 тыс. податного населения, а 66 провинций как промежуточные территориальные единицы ликвидировались. Кроме того, было введено 19 наместничеств, в каждом из которых объединялись по две-три и более губерний, во главе с генерал-губернатором. Новое местное управление отличали от прежнего две характерные черты: разделение органов власти по функциям на административные, финансово-экономические и судебные, а также усиление роли представителей от дворянства.
Главным административным (и полицейским) органом в губернии стало губернское правление во главе с губернатором, который фактически управлял единолично. Губернское правление получило всю полноту исполнительной власти. В его компетенцию входило обнародование законов, принятых императрицей, контроль за их соблюдением и поддержание порядка. В губернии учреждались палаты уголовного и гражданского судов (в каждом председатель, по два советника и по два асессора).
Уездную администрацию, подчиненную губернскому правлению, представлял нижний земский суд, состоящий из капитан-исправника и двух-трех заседателей. В отличие от губернского правления члены нижнего земского суда не назначались, а избирались дворянским собранием уезда на три года. Учреждались также уездный суд (выборные судья и два заседателя) и при нем дворянская опека под председательством уездного дворянского предводителя. Дворянские уездные (а позже и губернские) собрания были узаконены «Жалованной грамотой дворянству» в 1785 г. Что касается административного управления в городе, принципиальных изменений здесь не произошло, власть по-прежнему оставалась в руках городничих и комендантов из дворян. Сохранились магистраты в составе двух бургомистров и четырех ратманов, старосты и судьи сословного суда, посадом управляли ратуши. Во главе столичных администраций назначались обер-полицмейстеры.
Самодержавное управление в это время строилось при опоре, во-первых, на дворян, насчитывавших примерно 100 тысяч, которым была пожалована «Грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства» (1785 г.), ставшей венцом (высшей точкой) формирования дворянского сословия и соответствующей системы управления; во-вторых, на чиновников, количество которых возросло к тому времени до 50 тысяч. Бюрократизация государственного управления все также проявлялась в том, что чувство личного достоинства уступало место достоинству положения в иерархии чинов и должностей. Чин становится главной жизненной силой и стимулом. Реформированная Екатериной II система государственного управления в своей основной части сохранилась и при последующих императорах вплоть до октябрьской революции 1917 г.
Александр I заменил коллегии на министерства (манифест «Об учреждении министерств»), а министры позже вошли в Государственный совет и Комитет министров.
Николай I (1826-865 гг.) значительное внимание уделил укреплению самодержавия на окраинах империи: в Сибири, на Кавказе, в Польше, Прибалтике, Финляндии. Здесь сочетались единовластие представителя (наместника) императора, автономия, военный диктат, сословная иерархия и система привилегий.
Что касается местного управления, то оно в основном осталось на прежних основаниях. Было увеличено количество губерний до 52 (1850 г.); вновь созданы наместничества во главе с генерал-губернаторами (10 в 1850 г.); градоначальств (5 в 1850 г.), главы которых приравнивались к губернаторам; разделении в 1837 г. уездов на станы, где назначаемый губернатором становой пристав возглавлял местную администрацию, опираясь на выборных сельских сотских, десятских и вотчинную полицию.
Самым грандиозным событием в его правление Александр II стало отмена крепостного права, в результате чего более половины крестьян освободилось из-под личной власти помещиков, получило свободу, различные гражданские права (совершать сделки, вести торговлю, владеть движимым и недвижимым имуществом и т. д.). Это произошло 1 января 1864 г. по закону «Положение о губернских и уездных земских учреждениях».
Помимо крепостного права этот закон возрождал земство на Руси. Земское самоуправление основывалось на частнособственнических принципах. Для избрания уездного земского собрания, с которого и начиналось формирование местного самоуправления, жители делились на три социальные группы (курии). Первая включала землевладельцев, вторая - собственников недвижимого имущества в городе и третья - крестьян. Преобладали в земствах дворяне.
Александр III., восстановил Инспекторский департамент под названием Комитета о службе чинов гражданского ведомства. Этот комитет утверждал представления о первом присвоении классного чина, о повышении чинов на основании удостоверений об окончании учебных заведений, об успешном прохождении испытаний при университетах и других учебных заведениях, свидетельств о присуждении ученых степеней и академических званий. В его ведении находились производство в чины за выслугу лет до 5-го класса включительно, перевод из военных чинов в гражданские, награждение чинами за отличия.
В целом, следует отметить, что во второй половине XIX века большое значение придавалось разработке и совершенствованию Устава о государственной службе. В редакциях 1852 и 1896 гг. Устав представлял разветвленную систему правовых норм, которые регулировали важнейшие стороны государственной службы. Устав о гражданской службе в редакции 1896 г. содержал семь разделов, в том числе разделы о принятии на государственную службу и определении требований к должностям, о производстве в чины, общие обязанности государственных служащих и др.
В этих и последующих правовых документах нашли отражение важнейшие принципы государственно-служебных отношений: централизм, точное определение полномочий должностных лиц, обязательность решений, контроль исполнения указов и распоряжений вышестоящих органов государственного управления и должностных лиц, ответственность за исполнение должностных обязанностей.
Одним из важных принципов деятельности государственных служащих стал принцип законности.
В процессе совершенствования государственной службы ей придавались такие основополагающие черты, как четкое определение должностных обязанностей, иерархия должностей, строгая исполнительская дисциплина, высокая требовательность к служащим, их служебная годность и др., которые сохраняют актуальность и в современных условиях.
В дореволюционной России первостепенное значение придавалось соблюдению определенных правил при приеме на государственную службу. В соответствии с установленным порядком, при приеме на государственную службу кандидат на должность заполнял типовую анкету. В этом документе он сообщал данные о своем происхождении, образовании, возрасте, отвечал на ряд вопросов (не привлекался ли к судебной ответственности, не находился ли под надзором полиции). При переходе из одного ведомства в другое чиновник предоставлял с прежнего места работы аттестат, в котором отмечались все занимаемые им прежде служебные должности, давалась оценка качества его работы, отмечались поощрения и взыскания.
Право поступления на государственную службу и служебное продвижение зависело, прежде всего, от образования кандидата на должность. Это требование становилось приоритетным в периоды проведения социально-экономических реформ в стране, когда резко возрастала потребность в их кадровом обеспечении. Так было в ходе петровских и екатерининских реформ, так было при реформировании государственного управления в первые десятилетия и во второй половине XIX века.
Нормативные документы требовали от чиновников не допускать финансовых злоупотреблений по службе, не решать дел «по дружбе», «корысти» или «мести», не устраивать волокиты в прохождении дел с целью вымогательства, не подбирать советников и помощников по особым поручениям по признакам родства или приятельства, вести трезвый образ жизни, остерегаться «дурного поведения».
Нарушение этих требований было чревато для чиновников серьезными наказаниями, а в наиболее тяжелых случаях увольнением со службы и судебным разбирательством.
Государственный служащий для освобождения от занимаемой должности имел право просить об отставке в любое время, и в увольнении не могло быть отказано, за исключением тех случаев, когда работники были обязаны прослужить установленный законом срок.
Законодательство о гражданской службе давало право начальствующим лицам увольнять служащих без их прошения об отставке на основании: несоответствия занимаемой должности; недобросовестного отношение к служебным обязанностям; нарушения нравственных норм и др., таких служащих называли «неблагонадежными». В соответствии с утвержденным Николаем I «Порядком увольнения со службы и определения вновь в оную неблагонадежных чиновников» (1850 г.) зачисление служащих в разряд «неблагонадежных» полностью отдавалось на усмотрение начальства.
В сфере управления служебной деятельностью также действовал ряд нормативных актов, направленных на «безволокитное и правовое решение дел»; «скорейшее их решение»; «укрепление исполнительской дисциплины»; «недопущение задержки с доставкой прошений в органы государственной власти»; «сокращение переписки и делопроизводства».
Прочную законодательную и нормативную базу имело решение вопросов, связанных с социальным статусом государственных служащих.
Опыт организации функционирования государственной службы России в дореволюционный период свидетельствует о том, что государственная служба являлась стержнем государства, его опорой, одним из основных звеньев государственного управления.
4. Советская государственная служба 20 - 80 гг. XX в.
Практика советского периода государственной службы является свидетельством того, что при невнимательном отношении к проблемам ее правового регулирования снижается эффективность государственного управления, ослабляется государство.
После революции 1917 г. в результате ломки старой государственной машины была упразднена и российская государственная служба, которая складывалась в течение нескольких столетий. Целям построения новой общественной системы, обеспечения диктатуры пролетариата служило создание государства нового типа, коренным образом отличавшегося от прежнего.
Для осуществления властных полномочий партии необходим был аппарат, для организации которого был использован принцип номенклатуры (лат. nomenclatura - роспись имен). Под номенклатурой в советское время понимали перечень наиболее важных должностей в государственном аппарате и в общественных организациях, кандидатуры на которые предварительно рассматривались, рекомендовались, утверждались и отзывались партийными комитетами - от райкома (горкома) до ЦК партии.
Порядок подбора и расстановки кадров на ответственные должности сопровождался списками номенклатурных должностей.
Были образованы новые структуры государственного аппарата, в них стали работать новые люди, в основном представители победившего пролетариата, не имевшие порой достаточных знаний и практических навыков в области государственного службы. Изменение кадрового состава государственных органов привлекло к снижению результативности их работы на начальном этапе. В связи с этим позитивное значение имело решение руководителей государства привлечь на государственную службу специалистов из числа опытных чиновников, работавших в старом государственном аппарате и лояльно относящихся к новой власти.
Наряду с новой государственной службой возникла и партийная служба, которая по отношению к государственной играла главную, ведущую роль, обеспечивая руководящее положение в обществе одной политической партии. Государственная служба была как бы «тенью» партийной службы, дублировала работу партийного аппарата. Она рассматривалась как объект, посредством которого партия реализовывала свои решения. Это и обусловило тенденцию к значительному отставанию государственной службы, как в области кадрового обеспечения, так и в сфере нормативно правового регулирования ее деятельности.
Особенностью государственной службы советского периода являлась обязательная принадлежность служащих к коммунистической партии Советского Союза.
Правовая база института государственной службы к началу 1991 года, на момент распада СССР, представляла собой некодифицированную совокупность актов, многие из которых устарели или противоречили друг другу.
Особое внимание в нормативных правовых актах различного уровня уделялось установлению ответственности государственных служащих. Отношения в государственном аппарате в этот период регулировались общими законодательными актами, касающимися деятельности Совета Министров, местных Советов. Введены были социальные нормативные акты:
- временные правила о работе в государственных учреждениях и предприятиях (Декрет СНК РСФСР от 21 декабря 1922 г.);
- положение о дисциплинарной ответственности в порядке подчиненности (утверждено ВЦИК и СНК РСФСР 20 марта 1932 г.);
- единая номенклатура должностей служащих, (утвержденная Госкомтрудом СССР 9 сентября 1967 г.);
- квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (1987 г.).
Во взглядах на государство и управление возобладал этатизм; усиливалось вмешательство государства в экономическую, социальную и духовную жизнь граждан, а значение институтов гражданского общества постепенно ограничивалось, пока они полностью не попадали под контроль государства.
В настоящее время эволюция государственной службы Российской Федерации тесно связана с использованием современного зарубежного опыта.
Таким образом, государственная служба развивалась одновременно с глубокими политическими и экономическими преобразованиями в российском обществе.
Выводы
1. При Иване Грозном произошло формирование относительно самостоятельной административной (аппаратной) власти в России. В это время механизм центральных органов государственного управления эволюционировал из дворцово-вотчинного, ведавшего делами княжеских владений, в общегосударственный, охвативший всю территорию страны. В центральных органах появились первые общероссийские административные управленческие учреждения - приказы, которые стали курировать отдельные отрасли управления или порученные им территории. Приказная система была для своей эпохи достаточно гибкой, эффективной и одновременно простой и удобной. Именно вокруг приказной работы и складывается гражданская служба как отрасль государственной службы.
2. Следующим этапом в развитии российской государственной (гражданской) службы было время царствования Петра I, который принял знаменитую «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных» (1722 г.). Слово «статский» немецкого происхождения и означает «гражданский». По этому документу все государственные работники делились на три чина: воинские, статские и придворные, а также на 14 классов или рангов. Если прежде основным критерием служебной годности и продвижения по службе была знатность происхождения, то теперь на первое место были поставлены личные способности, образование и заслуги. «Табель о рангах» использовалась в качестве руководства вплоть до октября 1917 г.
3. Характерной особенностью формирования российской бюрократии в царское время было то, что она имела ярко выраженный сословный характер: значительная часть чиновников были дворянами или становились таковыми в результате государственной службы, получая вместе с должностями определенного класса личное, а затем и потомственное дворянство.
4. Отличительной чертой советских органов власти было соединение законодательных и исполнительных функций. Для формирования государственного аппарата был использован принцип номенклатуры (лат. роспись имен), под которой понимали перечень наиболее важных должностей в государственном аппарате и в общественных организациях. Кандидатуры на эти должности предварительно рассматривались, рекомендовались, утверждались и отзывались комитетами КПСС (от райкома (горкома) до ЦК партии).
Контрольные вопросы:
1.Покажите отличительные характеристики дореволюционных этапов эволюции государственной службы.
2. Раскройте специфику советской государственной службы.
PAGE 14
Эволюция государственной службы