Эпидемиология как наука. Предмет, задачи и методы эпидемиологии

Ф КГМУ 4/3-04/01

ИП №6 УМС при КазГМА

от 14 июня 2007 г.

КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра эпидемиологии и коммунальной гигиены

ЛЕКЦИЯ

Тема: «Эпидемиология как наука. Предмет, задачи и методы эпидемиологии».

Дисциплина: БДО 26 Epid - 3226 «Эпидемиология»

Специальность: 051301 - «Общая медицина»

Курс 3

Время (продолжительность) 1 час

Караганда 2010г.

Утверждена на заседании кафедры

«____» ____________ 2010г. Протокол № ___

Зав. кафедрой эпидемиологии и

коммунальной гигиены д.м.н., профессор__________Шабдарбаева М.С.

Тема: Эпидемиология как наука. Предмет, задачи и методы эпидемиологии.

  • Цель: освоение теоретических, методических и организационных основ эпидемиологии.

  • План лекции:
  1. Формирование эпидемиологии как медицинской науки и науки об эпидемическом процессе.
  2. Структура эпидемиологии и ее место в системе медицинских наук.
  3. Современные проблемы эпидемиологии и их значение в охране здоровья населения.
  4. Характеристика основных групп эпидемиологических методов исследования.

  • Тезисы лекции:

Формирование эпидемиологии как медицинской науки и науки об эпидемиологическом процессе.

Эпидемиология зародилась на заре медицины - как наука об эпидемиях. Термином «эпидемия» (греч.ер) - на demos – народ) определялось нарастание или появление заболеваний, ранее не встречавшихся на определенной территории или встречавшихся не в столь значительном выражении.

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ - это наука, изучающая закономерности эпидемического процесса. В свою очередь ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС формулируется как процесс возникновения и распространения инфекционных болезней или состояний в человеческом коллективе. Выявляемые закономерности возникновения и распространения инфекционных заболеваний являются научной основой для разработки мер профилактики этих болезней, методов борьбы с ними, определения эффективности и рентабельности указанных мероприятий.

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ КАК ОБЩЕМЕДИЦИНСКАЯ НАУКА изучает причины, условия и механизмы формирования заболеваемости населения путем анализа ее распространения по территории, среди различных групп населения и во времени с целью разработки методов профилактики этих заболеваний (слайд 2).

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ - это наука, изучающая закономерности эпидемического процесса с целью разработки противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение инфекционной заболеваемости и ликвидацию отдельных инфекций (слайд 3).

Если эпидемиология как общемедицинская наука лишь формируется, то ЭПИДЕМИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ЭПИДЕМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ уже сложилась в стройную дисциплину о закономерностях эпидемического процесса инфекционных заболеваний и продолжает развиваться в направлении разработки мер по снижению заболеваемости и полной ликвидации отдельных инфекций. В ней выделены общая и частная эпидемиология.

Общая эпидемиология состоит из четырех взаимосвязанных разделов (слайд 4).

ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ - это учение об эпидемическом процессе, которое составляет теорию популяционного (социального) подхода к проблеме инфекционной патологии.

ВТОРЫМ РАЗДЕЛОМ является эпидемиологическая диагностика, которая лишь недавно выделена в самостоятельный раздел.

ТРЕТИЙ РАЗДЕЛ - это система противоэпидемических мероприятий, в которой рассматривается совокупность средств воздействия на эпидемический процесс и методов их использования.

ЧЕТВЕРТЫЙ РАЗДЕЛ включает организацию противоэпидемической работы (профилактики инфекционных заболеваний, организации противоэпидемического обеспечения или обслуживания).

Частная эпидемиология - это совокупность знаний об отдельных нозологических формах инфекционных болезней и мерах борьбы с ними на основе положений четырех разделов общей эпидемиологии.

Структура эпидемиологии и ее место в системе медицинских наук.

Структуру медицинской науки в целом и упрощенном виде можно схематически представить в виде горизонтальных плоскостей, пересекаемых вертикальными линиями (слайд 1). Горизонтальные плоскости - это науки, изучающие патологию на различных уровнях организации жизни (молекулярный, клеточный, тканевой и органный, организменный, популяционный). Вертикальные линии - медицинские науки, объединяющиеся по признаку изучаемых ими групп патологии (инфекционная патология, кардиология, онкология и т.д.). На стыке вертикальных линий и горизонтальных плоскостей формируются конкретные пограничные специализированные разделы медицинских наук. Так на стыке инфекционной патологии и уровней организации жизни формируются: 1 - биохимия взаимодействия паразита и хозяина; 2 - микробиология, гистология реакции организма, 3 - иммунология, патофизиология реакции органов и тканей, 4 - клиника инфекционных заболеваний, клиническая фармакология, 5 - эпидемиология инфекционных заболеваний. Соответственно, например, для кардиологии: 1 - биохимия сердечной мышцы, 2 - патанатомия тканей, 3 - патофизиология сердца, 4 - терапия сердечно-сосудистых заболеваний, 5 -эпидемиология сердечно-сосудистых заболеваний. Так можно проследить структуру медицинских разделов для любой патологии (номенклатура медицинских специальностей М3 – 54).

Современные проблемы эпидемиологии и их значение в охране здоровья населения.

1. Инфекционная патология продолжает оставаться на первом месте.

В настоящее время существует 6500 нозологических форм инфекционных заболеваний. Однако в мире официально регистрируется 20 - 28 нозоформ. Лишь в отдельных странах этот список расширяется до 40 нозоформ (США).

2. Несмотря на то, что в экономически развитых странах достигнуто существенное снижение уровня заболеваемости инфекционными болезнями, они продолжают причинять большой ущерб здоровью людей и экономике страны.

3. Происходит изменение структуры современной инфекционной патологии. Оценивая уровень инфекционной заболеваемости, обычно исходят из тех нозологических форм, которые регистрируются в отчётной Форме № 1- инфекция. Данные же о других видах инфекционной патологии либо не учитываются сан.эпидслужбой, либо регистрируются другими спепиализированными службами (кожно-венерологическая, туберкулезная и др.) и иными отраслями медицины (гнойно-хирургические болезни, болезни новорожденных инфекционной природы, воспалительные заболевания ЛОР-органов и др.). Между тем, только к так называемым гнойно-воспалительным заболеваниям относится около 60 форм. В международной статистической классификации болезней, травм и причин смерти болезни, инфекционная природа которых либо признана, либо не исключается, относятся к 975 рубрикам из 13 классов. По оценкам экспертов ВОЗ, заболеваемость этими нозологическими формами может достигать 60-70% общей заболеваемости населения.

4. Появляются новые, ранее неизвестные человечеству формы инфекционных болезней (легионеллез, микоплазмозы, кампилобактериоз, ротавирусная инфекция, африканские геморрагические лихорадки Ласса, Марбурга, Эбола, боррелиоз Лайма и другие).

5. Следует также иметь в виду, что в отношении многих болезней, считавшихся ранее неинфекционными, нередко выявляется инфекционный этиологический агент, чаще всего вирусной природы. Так, можно считать доказанной вирусную природу рака шейки матки, который связывают с вирусом герпеса серотипа 2, лимфомы Беркита и назофарингиального рака, вызываемых вирусом Энштейна-Барра, рака печени, который связывают с вирусом гепатита В и др.

6. В настоящее время наблюдается ускорение эволюции инфекционных болезней. Темпы этой эволюции измеряются уже не тысячелетиями или столетиями, а десятилетиями. В отличие от крупномасштабных процессов, протекающих во времени, в тысячи и десятки тысяч раз превышающем возможную длительность научных наблюдений и называемых «макроэволюцией», современную эволюцию эпидпроцесса можно назвать «микроэволюцией», поскольку она совершается в сроки, соизмеримые с возможностями непосредственного наблюдения.

7. В прямой зависимости от деятельности человека находится экология возбудителей внутрибольничных инфекций. По данным выборочных исследований, внутрибольничные инфекции определяются у 6,6% пациентов с колебаниями от 2,8 до 7,9% на разных территориях.

Широкое применение антибиотиков с профилактической целью привело к тому, что снизилась внимание к с/г и п/э мероприятиям в результате повысилась заболеваемость и возник ряд новых научных и практических проблем.

8. Коренное воздействие на структуру инфекционной патологий оказывает массовая профилактическая иммунизация, которая, с одной стороны, привела к ликвидации и резкому снижению заболеваемости такими инфекциями, как корь, дифтерия, коклюш, столбняк, но с другой - отсутствует достоверная информация об уровне иммунопатологии, возникающей не только непосредственно после иммунизации, но и в отдаленные сроки.

9. Под влиянием хозяйственной деятельности либо специальных профилактических мероприятий подавлена активность многих природных очагов зоонозных инфекций (чума, туляремия), однако одновременно наблюдается формирование антропургических очагов ряда зоонозов (лептоспироз, орнитоз, лихорадку Ку, клещевой энцефалит и др.).

10. В современный период многими исследователями отмечается также изменение клинической картины инфекционных болезней. В последние десятилетия констатирован полиморфизм клинических проявлений даже таких инфекций, для которых ранее общепризнанной была стабильность и мономорфность клиники.

Характеристика основных групп эпидемиологических методов исследования.

Эпидемиологический метод – это совокупность методических приемов, основанная на анализе особенностей распространения заболеваний в пространстве и времени, предназначенная для выявлении причин, условий и механизмов формирования заболеваемости с целью обоснования мероприятий по их профилактике.

В совокупность методических приемов, составляющих эпидемиологический метод исследования, включены как методы, разработанные эпидемиологами, так и приемы, заимствованные из статистики, социологии, географии, клинической медицины, микробиологии и других дисциплин. Объединяет всю эту совокупность методических приемов - цель исследования. В зависимости от цели и этапности проведения эпидемиологических исследований можно сгруппировать отдельные методические приемы в зависимости от сферы приложения, которые составят структуру эпидемиологического метода.

Структура эпидемиологического метода включает следующие разделы методических приемов:

  1. Дескриптивные (описательно-оценочные). Цель: определение проблем медицины и профилактики по нозологическим формам болезней, а в отношении отдельных болезней – по территориям, группам населения и времени. Формирование гипотез о факторах риска.
  2. Аналитические. Цель: оценка гипотез о факторах риска, определение направлений профилактики в соответствии с факторами риска.
  3. Экспериментальные. Цель: доказательство гипотез, количественная оценка эффективности средств и методов профилактики. Построение, оценка новых научных гипотез.
  4. Математическое моделирование. Цель: прогнозирование, эта структура представляет собой одновременно логическую последовательность этапов эпидемиологического исследования, обеспечивающих выяснения причинно-следственных связей развитий и проявлений заболеваний.

  • Иллюстративный материал: (таблицы, слайды).

1. Структура медицинских наук.

2. Структура эпидемиологического метода исследования

3. Учение об эпидемическом процессе.

4. Схема эпидемического процесса.

5.Схема эпизоотического процесса.

  • Литература:

1. Амиреев С.А. Эпидемиология Учебное пособие – Алматы. – 2002. - 2 том. – 693с.

2. Покровский В.И., Пак С.Г., Брико Н.И. и др. Инфекционные болезни и эпидемиология. Учебник для медицинских вузов. 2-е издание. – М.- ГЭОТАР – МЕД, 2003. – 816с.

3. Черкасский Б.Л. Руководство по общей эпидемиологии. – М.: Медицина. – 2001. - 435с.

4. Беляков В.Д., Яфаев Р.Х. Эпидемиология. М., 1989г., 416с.

5. Белозеров Е.С., Иоанниди Е.А. Курс эпидемиологии: Учеб. Пос. Для леч. и пед. фак. медвузов // Элиста: Джангар, 2005. – 136с.

6. Эпидемиология; Учебное пособие /Н.Д. Ющук, М.А. Жогова, В.В. Бушуева и др. – М.:Медицина, 1993. – 336с.

7. Беляков В.Д., Семененко Т.А., Шрага М.Х. Введение в эпидемиологию инфекционных и неинфекционных заболеваний человека. – М.: Медицина, 2001. – 263 с.

8. Черкасский Б.Л. Этические и правовые аспекты эпидемиологии. / Эпидемиология и инфекционные болезни, 1996, № 1. – С. 9-12.

9. Черкасский Б.Л. Современная интерпретация основных категорий эпидемиологии. ЖМЭИ, 1991, № 2. – С. 75-78.

10. Синяк К.М. О предмете эпидемиологии. ЖМЭИ, 1990, № 7. – С. 82-86.

  • Контрольные вопросы (обратная связь):
  1. Определение понятия «эпидемия».
  2. Структура эпидемиологии и ее место в системе медицинских наук.
  3. Цель, задачи, предмет эпидемиологии.
  4. Современные проблемы эпидемиологии и их значение в охране здоровья населения.
  5. Характеристика основных групп эпидемиологических методов исследования.

Эпидемиология как наука. Предмет, задачи и методы эпидемиологии