Применение элементов здоровьесбережения на уроках ОБЖ


Применение элементов здоровьесбережения на уроках ОБЖ

В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики. Укрепление психического и физического здоровья детей и забота о нем - одна из главных задач школьного образования. Известно, что эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны, работоспособны, но, к сожалению, статистика настоящего времени говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья детей и молодежи.

Это говорит о том, что проблема сохранения здоровья детей сегодня актуальна. И решить её в какой-то мере поможет использование на уроках здоровьесберегающих технологий, под которыми мы понимаем систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка.

Образовательная среда подразумевает не только условия обучения, но и организацию учебного процесса. Работа преподавателя ОБЖ по созданию здоровьесберегающей образовательной среды на уроках ОБЖ включает:

1) использовать в работе образовательные программы, соответствующие санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам;

2) контрольные работы проводить в соответствии с графиком школы (одна контрольная работа в день) на втором или третьем уроках, исключая понедельник, субботу и первые дни после каникул и продолжительных праздников;

3) использовать различные методы и формы работы на уроке; смену видов деятельности;

4) следить за осанкой учеников на уроке;

5) с первых минут урока создавать обстановку доброжелательности, так как у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя;

6) предлагать ученикам индивидуально - дифференцированные домашние задания, устанавливая в них обязательную часть и необязательную;

7) проводить динамические паузы - упражнения для расслабления мышц шеи, глаз; массаж пальцев рук, ушных раковин, биологически активных точек лица и головы; игровые моменты, позволяющие, не отвлекаясь от темы урока, проводить физкультминутки. [1]

Образовательная работа требует длительного поддержания определенной статической позы, создающей нагрузку на опорно - двигательный аппарат. Небольшая двигательная нагрузка снимает напряжение, признаки утомления. Особенно это эффективно на 25-й минуте урока. Это могут быть простейшие упражнения, выполненные в положении сидя, лучше - стоя у парты. Они должны включаться в урок в те моменты, когда завершен разбор одного логического блока урока и учитель планирует переходить к следующему.

Значит, если психомоторно раскрепостить обучающихся за счет внедрения в урок форм, методов и приемов работы, включающих в себя двигательную компоненту, то это приведет не только к удовлетворению естественных потребностей ребёнка в движении, что уже скажется на состоянии здоровья детей, но и снижению утомляемости, повышению мотивации к обучению. Такая работа позволит сохранить необходимый уровень формирования качества знаний.

Также важно научить ребят заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием. Всему этому помогают упражнения для формирования правильной осанки («Вверх рука и вниз рука») и дыхательная гимнастика.

1.Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки).



2.Приседание с хлопками:

Вниз - хлопок и вверх - хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем - будет прок.

(Приседания, хлопки в ладоши над головой).

3.Крутим - вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

(Вращение головой вправо и влево).

4.И на месте мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

(Ходьба на месте, высоко поднимая колени).



5.Потянулись, растянулись

Вверх и в стороны, вперёд.

(Потягивания - руки вверх, в стороны, вперёд).



6.И за парты все вернулись - Вновь урок у нас идёт.

(Дети садятся за парты).


Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее время на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Упражнение можно выполнять в такой последовательности:

1. потягивание за мочки сверху вниз;

2. потягивание ушной раковины вверх;

3. круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках предполагает, что учитель своими действиями не наносит вред здоровью обучающихся, то есть после занятий его ученики не оставляют частичку своего здоровья. Учитель может и должен помочь школьнику в использовании полученных знаний, умений, навыков в повседневной жизни.[3]

В заключении хочется сказать: «Заботьтесь о здоровье детей, включайте физкультминутки и динамические паузы, следите за чистотой воздуха в классе, температурным режимом, освещенностью, что прямо влияет на здоровье учеников. Приучайте своих обучающихся к здоровому образу жизни. Будьте для них ярким примером». Недаром говорил В. Ф. Базарный: «Спасём детей - спасем Россию!»

Список литературы

Ильющенков В. В. Берсенева Т. А. Здоровье и образование. - СПб., 1993 год.

Киколов А. И. Обучение и здоровье: Методическое пособие. - М., 1988 год.

Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. - М., 2004 год.