Возникновение социологии как науки
ТЕМА: Возникновение социологии как науки
Социология как общественная наука
Объект и предмет социологического познания
Социологическая теория и ее основные уровни
Функции социологии
Методы социологического анализа социальной реальности
Любая сумма знаний людей об окружающем их мире может называться наукой только в том случае, когда существует четко определенный предмет исследования, система знаний, касающихся этого предмета, а также категориальный аппарат, описывающий сущностные основы данного предмета. Большинство современных наук формировали свой предмет и систему знаний в результате длительного исторического периода. В самом начале этого пути мы сталкиваемся с мыслями и идеями, описывающими предмет науки исключительно на уровне обыденного знания. Однако в дальнейшем эти знаний выступают в качестве основ науки, ростков новых направлений развития человеческой мысли.
Социология одна из самых молодых и содержательных наук об обществе. Обычно слово «социология» ассоциируется с проведением опросов, изучением общественного мнения. Этому убеждению во многом способствуют теле- и радио - передачи, статьи в газетах, когда приводятся результаты опросов и сведения о процентах высказавших свое мнение относительно того или иного события, признания или непризнания политического деятеля или об удовлетворенности либо неудовлетворенности условиями существования. При сведении социологии к проведению опросов сознательно упрощается ее глубокое содержание. Судить о социологии только как об опросах общественного мнения нельзя. Говоря о социологии как науке, следует всегда помнить, что социология представляет собой систему внутренне организованного и проверенного знания о фактах, составляющих жизнь людей в современном обществе.
На развитие социальных наук, имеющих своим предметом изучения общественную жизнь, влияет, прежде всего, наличие общественных потребностей в разрешении тех или иных проблем, возникающих в социальной системе, а также теоретико-методологических предпосылок, обеспечивающих необходимый уровень их научного анализа.
Применительно к формированию социологии эти предпосылки своими корнями уходят в эпоху древнейших времен. Человека всегда интересовали не только загадки окружающей его природы, но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Поиск ответа на вопрос: почему человек живет среди других людей, а не в одиночку заставил мыслителей древности обратить внимание на человека и на общество, в котором он существует. Истоки социологии можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов. Примером таких рассуждений служат книги философов даосской школы Мо-цзы, в которых делались попытки на основе наблюдений и размышлений определить пути наилучшего правления, воспитания молодежи, а также условия для деятельности с наибольшей пользой и т. п. Индийские тексты «Махабхараты» определяют порядок общественной жизни, необходимый для достижения могущества правителей и счастья для всех живущих людей.
Античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы, заложила еще ряд элементов в фундамент основ социологии. Работы Платона «Государство» и «Законы», а также «Политика» Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов, в частности государства, семьи, права. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу. Это нашло выражение в образцах логико-понятийного анализа (Платон), эмпирико-научного (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследования социальных проблем современного им мира.
Эпоху Возрождения можно по праву считать новым этапом в развитии социальной мысли. В этот период появляются направленные на изучение различных сторон общества новые изыскания, которые можно отнести к области социологии Эразм Роттердамский, Томас Мор, Никколо Макиавелли, Мишель Монтень далеко не полный перечень великих средневековых ученых, рассматривающих проблемы человеческих отношений в обществе. В результате стала складываться модель общества, напоминавшего общину, где порядок и моральные устои регулировались волей Бога и традициями. Человек в такой системе мироздания играл весьма незначительную роль.
Позднее деятели эпохи Просвещения в корне изменили взгляд на общество и на место в нем человека. Просвещения и исторические события Великой французской революции, ставшей во многом поворотным пунктом развития человеческой цивилизации.
Эпоха Просвещения породила плеяду блестящих мыслителей: Монтескье (1689 - 1755), Вольтер (1694 - 1778), Руссо (1712 - 1778), Гельвеций (1715 - 1771), Тюрго (1727 - 1781), Кондорсе (1743 - 1794) и ряд других, произведения которых с социально-политической и духовной точек зрения стали идейным основанием не только разрушения здания феодализма и его социальных институтов, но и во многом теоретической базой будущей науки социологии. Особую роль сыграл здесь, в частности, Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755), труд которого «Дух законов (1748)г.» некоторые исследователи склонны рассматривать как социологический. В этом утверждении есть определенный смысл, так как Монтескье поставил задачу понять историю, он стремился за цепью различных событий увидеть причины, по которым происходят эти события.
Особое внимание в своих научных изысканиях Монтескье уделил политическим проблемам общественной жизни. Его по праву можно назвать основоположником политической социологии.
Однако Монтескье не считал, что должна быть самостоятельная наука об обществе, которая изучала бы не отдельные стороны общественной жизни, а ее общие основания.
Понимание необходимости изучения социальных общностей людей и процессов их развития и функционирования появилось сравнительно недавно. Первоначально социальные и политические науки должны были служить главным образом руководством для правителей и государственных деятелей.
Толчком к исследованию социальных вопросов послужило развитие производства. Используя естественные ресурсы, расширяя таким путем сферу производства, люди столкнулись с ограниченностью этих ресурсов, в результате чего единственным способом увеличения производительности стало рациональное использование рабочей силы, или, другими словами, людей, занимавшихся в производстве материальных благ. Кроме того, усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействия между людьми и результаты таких взаимодействий.
И в практическом, и теоретическом планах отмечается особая потребность познания социально-политических условий жизни в связи с крушением рационалистических теорий XVIII в., последовавшим после трагических событий и результатов французской революции. Именно тогда встал вопрос о необходимости общей реформы учения об обществе и поиске новых методов изучения общественной жизни. Многие обратили свое внимание на принципы и методы исследований, которые были отработаны в естественных науках.
Одним из первых, кто встал на точку зрения примата естественнонаучных принципов в познании общественной жизни, был Клод Анри Сен-Симон (1768 - 1825) философ, один из родоначальников концепции, вошедшей в социальную науку под названием «утопический социализм». Вместе с ним работал Огюст Конт (1798 - 1857) с 1817 по 1824 гг. в качестве личного секретаря, который и считается основателем социологии, ему же и принадлежит приоритет введения в научный оборот самого термина «социология».
Слово социология, обозначающее область научного знания, было введено в оборот французским мыслителем Огюстом Контом в его работе «Курс позитивной философии» (1842 г.).
Особенности социологического познания. Социология приобрела статус самостоятельной науки в лоне позитивизма и развивалась под его знаменем. Несмотря на многократные попытки преодоления позитивизма, он до сих пор более чем момент в социологии. Он ее основа, ее нерв. Социология была обречена на позитивизм, поскольку инициировалась потребностью воссоздания общественной структуры, актуально подтверждаемой и плоскостной по сути.
Социология, имея предметом общество, не знает его. Это парадокс социологии. Потому что знать общество это знать не столько его структуру, сколько те специфические человеческие усилия, которые держат общество в положении общества, и без которых даже сложная структура не более, чем муравейник, пчелиный улей и т. п. И не только знать, но и совершать их. Современные человек должен знать, а не просто обладать некой суммой информации. Общество с точки зрения социологии, самостоятельно развивающийся организм. Который создается индивидом. Общество это человек, в результате своей духовной деятельности овнешнивающий свою внутреннюю структуру. Однако индивидуальность должна рассматриваться как сверхиндивидуальность.
Поэтому социология должна синтезировать две возможности: «общество - индивид» - два полюса.
«Социальное отношение» - ключевое понятие социологии, которое отражает различия между социальными явлениями. Социальное отношение для социолога есть, во-первых, объективное, необходимое, закономерное социальное бытие, во-вторых, социально гарантировано.
Для того, чтобы определить объект и предмет социологии как науки, необходимо вспомнить общие понятия объекта и предмета.
Объект исследования определенная часть окружающего нас мира (материального или нематериального), реальность, существующая независимо от нашего знания о ней.
Предмет исследования одна или несколько сторон объекта и зависят от нашего знания. Целостное изучение объекта исследования не дает возможности охватить все его свойства и особенности. Рано или поздно появляется объективная необходимость сосредоточиться на изучении лишь отдельных его сторон.
Выделение предмета исследования у человеческого общества (как объекта изучения) основа для выделения и самостоятельного развития ряда наук. Общество и человек изучаются несколькими группами наук, имеющими сходный предмет исследования.
Объект социологии общество (= общность индивидов и взаимосвязей между ними). Общество это структура (= целое, состоящее из определенных образом расположенных упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в строго указанных границах).
Предмет социологии определение связей между отдельными частями структуры. Каждый индивид занимает определенное место или определенный социальный статус, и состоит в социальных отношениях с другими индивидами.
Социология наука, изучающая структуры общества, их элемента и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах.
Изучение социальных феноменов очень сложная процедура. Существует несколько методов получения знаний об окружающей действительности:
интуиция это вспышка проницательности (истинной или ложной), источник появления которой невозможно точно идентифицировать или объяснить; интуиция служит основой для многих важных гипотез, которые могут быть проверены другими методами;
опора на научный авторитет (другие специалисты, профессионалы) или авторитет веры;
традиция;
здравый смысл;
научное знание (особенность научного познания оно основано на доказательствах, которые могут быть проверены; доказательство конкретные результаты физических наблюдений).
Социальные законы действуют во всех сферах человеческой деятельности и могут различаться по сфере своего распространения. В сфере действия закона могут находиться все общество либо его части. Социальные законы, как и все другие законы, обладают основными признаками:
закон может вступать в действие только при наличии определенных, строго оговоренных условий;
при этих условиях закон действует всегда и везде без каких-то исключений (исключение, подтверждающее закон, - бессмыслица);
условия, при которых действует закон, реализуются не полностью, а частично и приблизительно.
С социальными законами люди встречаются постоянно и либо подчиняются их действию, либо стараются их избегать, приспосабливая свое поведение к социальным законам, или протестуют против них. В социальных законах люди всегда видят черты своей повседневной жизни, всегда сопоставляют их проявления с собственным опытом. Социальные законы это существующие независимо от сознания объективные правила, которые регулируют поведение людей по отношению друг к другу и основу которых образуют исторически сложившиеся мотивы, интересы и стремления людей к удовлетворению своих потребностей в улучшении условий существования, в безопасности и признании со стороны окружающих, в самовыражении и т. д.
Социальные законы не создаются сознательно членами общества или группами. Люди поступают в соответствии с социальными законами неосознанно и обучаются «узаконенному» поведению в процессе общения с другими людьми и социальными институтами, исходя при этом из своих потребностей.
Социальные законы имеют большое значение в исследовании общественных явлений, в управлении социальными процессами. Именно наличие и действие социальных законов обеспечивают возможность применения научного подхода в социологии.
Как и многие науки, социология развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном.
Первое направление включает в себя проблемы социально-философского осмысления наиболее общих вопросов развития и функционирования общества и места в нем человеческой личности, гносеологические проблемные вопросы социологии, проблемы построения структур социальных ассоциация, построения математических моделей социальных общностей и процессов, разработку методов изучения социальных процессов и явлений и т. д. На фундаментальном уровне осуществляются взаимосвязи социологии с другими науками и областями научного знания: философией, историей, культурологией, политологией, антропологией, психологией, экономикой и др. Этот уровень социологического знания принято называть общесоциологическим, а теории этого уровня общесоциологическими. Фундаментальные социологические теории возникли из социальной философии и психологии; они основывались на наблюдениях, умозаключениях и обобщениях различных сторон общественной жизни, которые давали сведения о единых для всех социальных структур законах поведения людей.
Вместе с тем, социология как наука должна основываться на точных, конкретных данных об отдельных социальных фактах, составляющих процесс изменения и структур общества. эти данные собираются исследователями с помощью набора эмпирических исследований (опросов, наблюдений, изучения документов, экспериментов). Это эмпирический уровень социологического знания.
По мере возрастания требований к практическому решению социальных проблем современного общества возникла потребность в изучении и объяснении социальных явлений, происходящих в отдельных областях жизнедеятельности людей, в отдельных социальных общностях и социальных институтах. Эмпирический уровень требует теоретического аппарата для объяснения результатов исследований, но фундаментальная социология не могла дать такой универсальный аппарат. Это привело к формированию теорий среднего уровня. В теориях среднего уровня в целом используются идеи и терминология, заимствованные из фундаментальных социологических теорий, сформирована система специфических понятий и определений, применяемых только в данной области социологических исследований (семьи, образования, науки, культуры, преступности и др.). Теории среднего уровня относительно самостоятельны и вместе с тем тесно связаны как с эмпирическими исследованиями, так и с общесоциологическими теоретическими построениями, которые дают возможность использовать наиболее общие теоретические разработки, модели и методы исследований.
Социология, как и любая наука, выполняет ряд функций в обществе:
гносеологическая (познавательная)
аксиологическая (оценочная)
прогностическая (прогнозирование развития и моделирование социальной реальности)
прикладная (социализация, образование, воспитание, изучение и формирование общественного мнения).
Социологическое исследование начинается с постановки проблемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели. Затем разрабатывается социологический инструментарий. Сравнивая объективные и субъективные данные, социолог получает полномасштабную картину. По результатам исследования выстраиваются тенденции и зависимости одного события от другого. В последствии появляется новая теория. Формирование надежной теории вещь довольно редкая и трудная. На ее создание и проверку уходят годы, и даже десятилетия.
При сборе первичных данных используют четыре основных метода:
опрос
анализ документов
наблюдение
эксперимент.
Возникновение социологии как науки