Конспект урока для 1 класса «У мартышки есть вопрос»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №87 «Моряночка» комбинированного вида»

г. Северодвинска Архангельской области

Конспект урока для 1 класса «У мартышки есть вопрос»

подготовили музыкальный руководитель Майзерова Ирина Анатольевна,

воспитатели: Комарова Галина Викторовна,

Малышева Наталья Николаевна,

педагог-психолог Зайцева Наталья Владимировна

Вид деятельности: совместная познавательно-исследовательская деятельность педагогов с детьми.

Образовательные области: Познание, Здоровье, Физическая культура, Безопасность, Коммуникация, Социализация, Музыка.

Цель: в процессе разнообразной деятельности дать детям элементарные представления о голове и об органах, находящихся на ней как помощниках человека в познании окружающего мира.

Задачи образовательных областей:

Познание:

- дать первоначальные представления о строении и функциях головы, о значении глаз, носа, рта, ушей;

- формировать умение воспринимать объекты и явления окружающего мира с помощью разных анализаторов (органов чувств);

- развивать умение устанавливать элементарные связи;

- развивать интеллектуальные функции: память, мышление, воображение, внимание, восприятие, ориентировку в пространстве;

- развивать любознательность, творческие способности, умение сравнивать и обобщать.

Здоровье:

- учить бережно относиться к своему здоровью;

- учить применять оздоровительные массажи ушей, носа, дыхательную и зрительную гимнастики для профилактики простудных заболеваний.

Безопасность:

- формировать представления о том, как нужно заботиться о своем здоровье.

Физическая культура:

- формировать потребность в двигательной активности.

Социализация:

- создать психологический комфорт, положительный эмоциональный настрой;

- побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию;

- развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.

Коммуникация:

- осваивать элементарные навыки речевого этикета;

- воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими;

- активизировать словарь детей: голова, уши, глаза, рот, нос, думать, дышать, смотреть, видеть, слышать, говорить, есть…

Музыка:

- воспитывать эмоциональное отношение к музыке в разных видах деятельности: пении, восприятии, движении, игре на детских музыкальных инструментах;

- развивать музыкально-ритмические навыки, умение играть на детских музыкальных инструментах;

- развивать музыкально-сенсорные способности: чувство ритма, тембровый слух, динамический слух.

Материалы:

- мультимедийный экран, слайды - изображения героев книги Г. Остера «Зарядка для хвоста», игрушки (слон, удав, попугай), воздушный шарик, детали (нос, уши, глаза, рот), музыкальные инструменты (колокольчик, ложки, бубен), ширма, цветы (ромашки, колокольчики), ароматизатор, 2 коробки с отверстиями, фрукты (апельсин, банан, мандарин, яблоко), чеснок, спортивный инвентарь для полосы препятствия.

Музыкальное оборудование: кассета «Театральные шумы», диски с песнями к играм и композициям.

Ход:

Вход детей в зал. Детей встречает мартышка.

Мартышка: Здравствуйте дети, наконец-то я вас дождалась. Я - Мартышка из книги «Зарядка для хвоста». Я слышала, что в этом садике такие умные дети, может, вы мне поможете?

Воспитатель: А что случилось, расскажи.

Мартышка: У нас с моими друзьями возник вопрос: для чего нам голова? Мы даже поспорили и не знаем, кто из нас прав. Пойдёмте со мной, я вам всё расскажу и даже покажу.

Музыкально-ритмическая композиция на музыку из мультфильма «З8 попугаев».

Показ слайдов:

Как-то раз, игру прервав, у друзей спросил Удав:

Для чего нам голова? Все задумались сперва.

Слон ответил на вопрос: к голове приделан нос,

Чтобы нюхать и дышать и ещё бананы рвать.

Чтобы слышать всё и слушать голова имеет уши.

К голове прикреплен рот – пироги есть и компот.

Ну, причём, друзья, тут пища? Голова нужна, чтоб мыслить.

С головою мы умней – это нам всего важней!

Мартышка: Вот такой у нас вопрос, что важнее - рот или нос?

Помогите разобраться, больше не хотим ругаться.

Воспитатель: Твой вопрос не так уж сложен, вместе мы тебе поможем, показывает воздушный шарик: «Смотри, Мартышка, это шарик, представим, что шарик – голова». Вот вспомни, как ты к нам дорогу нашла.

Мартышка: Я услышала, как вы читали книжку про меня и моих друзей.

Воспитатель: Услышала? Ребята, а чем Мартышка услышала? (ушами)

Воспитатель: Да, ушки нам нужны, чтобы …

Музыкальный руководитель: А что ушки могут услышать?

Игра «Что звучит?» (аудиозапись: пение птиц, море, ветер, дождь, раскаты грома)

Это шумовые звуки.

Мартышка: А у меня целый мешок звуков.

Игра «Мешок звуков» (играет за ширмой на разных музыкальных инструментах, дети их отгадывают)

Музыкальный руководитель: Вот так по - разному звучат музыкальные инструменты. Те, кто на них играет, называются…музыкантами. Давайте и мы превратимся в музыкантов.

Игра «Музыканты» Г. Вихаревой (бубны, ложки)

Воспитатель: Так ушки нам нужны? (нужны) (Приклеиваем к голове уши).

А чтобы ушки хорошо слышали, сделаем массаж (Массаж)

Воспитатель: Ребята, давайте проверим, какие внимательные стали наши ушки?

Игра «Внимательные ушки» (воспитатель шёпотом произносит слова, дети повторяют)

Воспитатель: Ушки очень нам нужны, и беречь мы их должны.

Мартышка: Я же говорила, что ушки - самое главное. Ну, спасибо, я пошла.

Воспитатель: Как же ты найдешь дорогу обратно, ушки же не помогут увидеть дорогу?

Ребята, а что поможет? (глазки)

Чтение стихотворения:

Разберемся вместе, дети,

Для чего глаза на свете?

Ты закрой глаза ладошкой,

Посиди совсем немножко.

Сразу сделалось темно.

Где ребятки? Где окно?

Страшно, скучно и обидно –

Ничего вокруг не видно.

(Н. Орлова «Ребятишкам про глаза»)

Массаж для глаз:

Раз - налево, два – направо,

Три - наверх, четыре - вниз,

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы видеть лучше мир.

И десяток раз моргнём и зажмуримся потом.

Если глазки устают, упражнения спасут.

Вот мы сделали упражнения, а теперь посмотрим: стали ли ваши глазки внимательнее.

Игра «Что изменилось?» (дети закрывают глаза, потом открывают и угадывают, что изменилось во внешнем виде мартышки или некоторых детей)

Игра «Что увидел – расскажи» (дети внимательно смотрят друг на друга, затем вызывается один ребёнок и ему задаётся вопрос о внешнем виде соседа).

Мартышка: А теперь я со своими друзьями хотим с вами поиграть.

Игра «Угадай настроение по глазам» (дети по глазам угадывают настроение соседа).

Игра «Найди свою игрушку» (дети делятся на 3 команды, каждой даётся игрушка. Под музыку маршируем, приседаем, закрываем глаза, в это время игрушки меняются местами. По команде открываем глаза – ищем свою игрушку).

Мартышка: Ой, какие у вас внимательные глазки, а пойдёмте на нашу полянку. (Пририсовывают глаза к голове).

Воспитатель: Пойдёмте, внимательные глазки нам в этом помогут.

Полоса препятствий (Словесное сопровождение воспитателя).

Мартышка: Вот наша полянка!

Воспитатель: Как здесь красиво, сколько здесь цветов, какие цветы вы здесь видите, ребята? (ромашка, колокольчик)

Воспитатель: А вы чувствуете их аромат, вам он нравится?

Дыхательная гимнастика: «Цветы» (спокойный вдох, задержать дыхание и сказать «Ах»).

Воспитатель: Ребята, а как мы почувствовали запах? (Нам носик помог)

Запахи бывают разные, давайте проверим, смогут ли ваши носики их определить.

Игра: «Что спряталось в коробочке» (Дети по запаху узнают апельсин, чеснок).

Воспитатель: Чесночный запах резкий и не очень приятный, но полезный, он помогает носику быть здоровым. А для чего ещё нам нос нужен? ( Чтобы дышать).

Упражнение «Ныряние» (Дети зажимают нос и присаживаются).

Чтобы наш нос хорошо дышал, давайте сделаем массаж.

Массаж носа: «Улитка»

От крылечка до калитки ( указательными пальцами

Три часа ползли улитки, массируют ноздри сверху вниз)

Три часа ползли подружки (указательными пальцами массируют точки у крыльев носа

На себе таща избушки по часовой и против часовой стрелки)

У всех людей, у всех зверей имеются носы.

Носы важны, носы нужны не только для красы.

И не вздохнуть, и не чихнуть без носа нам нельзя.

Скажу вам я: носы не зря придуманы, друзья!

(Пририсовываем нос к голове).

Мартышка: Ой, спасибо, ребята, пойду, расскажу, что нос тоже нужен (берёт шарик).

Воспитатель: Подожди, а как же ты своим друзьям расскажешь об этом?

Ребята, (показывают шарик) ушки есть, глазки есть, носик тоже, а чего не хватает? (Ротика)

Для чего он нам нужен? (Чтобы есть, петь песенки и т. д.)

Мартышка: На моей поляне много вкусностей растёт, я хочу вас угостить.

Игра: «Узнай на вкус» (Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и угадать фрукт).

А ещё наш рот умеет говорить и даже загадывать загадки:

Дети загадывают загадки

1. Видеть папу, видеть маму, 2. Запах хлеба, запах мёда,

Видеть небо и леса Запах лука, запах роз

Помогают нам (глаза). Различать поможет (нос).

3. Есть у зайца на макушке, 4. Чтобы сказку рассказать,

У тебя, твоей подружки И стишок нам прочитать,

Бывают слушки и неслушки. Чтоб попробовать компот,

Человеку нужен ( рот).

Рассматриваем шарик, перечислили все органы головы:

Воспитатель: Кто же из друзей был прав? (ответы детей)

Глаза, рот, нос, уши очень нужны и очень важны, с ними мы узнаем всё на свете.

А ещё головой мы думали, гадали, на мартышкин вопрос ответ искали.

Дарят мартышке шарик и песенку.

Песня «На головке что у нас?» (Слова и музыка И. А. Майзеровой)

1.Мы ребята-малыши, все собою хороши,

Мы расскажем вам сейчас, на головке что у нас:

Припев: Ушки - чтобы слышать, глазки - чтобы видеть,

. Носик - чтоб дышать, ротик - чтоб сказать.

2.С ними будем мы дружить, чтобы весело нам жить.

Слышать, петь, смотреть, дышать,

Что вокруг нас узнавать.

Припев: Ушки - чтобы слышать, глазки - чтобы видеть,

. Носик - чтоб дышать, ротик - чтоб сказать.

Мартышка благодарит детей и прощается с ними.