Каким быть школьному учебнику литературы?
Комментарий к анкетированию учителей-словесников
На одной из секций педагогического марафона 2006 года обсуждалась проблема качества действующих школьных учебников литературы. Для приглашения к разговору, который было задумано провести в формате дискуссионного клуба, учителям предложили анкету «Каким быть школьному учебнику по литературе?».
Редакция надеется, что читатели «Литературы» также пришлют нам свои ответы на анкету.
Что такое учебник литературы?
- пособие для работы с текстами на уроках путеводитель для ученика в литературном “море” “учебник жизни” другое (укажите что)
Какова ведущая функция учебника литературы?
- воспитание личности воспитание интереса к художественной литературе знакомство с конкретными писателями и произведениями изучение литературного процесса формирование читательских качеств расширение культурного кругозора выработка конкретных умений (выразительно читать, создавать тексты и др.) обучение литературоведческим навыкам (пониманию и толкованию прочитанного) подготовка к итоговой аттестации (ЕГЭ, сочинение) другое (укажите конкретно)
Какой принцип должен быть в основе организации учебного материала?
- хронологический (от эпохи к эпохе, от писателя к писателю) проблемно-тематический жанровый культуроведческий (литература в ряду других искусств) другой (укажите какой)
Что должна включать в себя структура учебника?
- страницы биографии писателей тексты полностью, в сокращении, в кратком пересказе (нужное подчеркнуть) вопросы и задания для учащихся: общие для всех, дифференцированные по уровню сложности (нужное подчеркнуть) тематику творческих и индивидуальных заданий (темы сочинений, рефератов и др.) научный аппарат (комментарии; примечания; библиография; указатель имён, названий, терминов; литературоведческий словарь и др.) списки произведений для самостоятельного чтения портреты писателей и другой иллюстративный материал (укажите какой) дополнительный материал (приложение) на электронных носителях (CD-ROM): тексты программных произведений полностью, тексты для внеклассного чтения, портреты писателей разных лет, иллюстрации к литературным произведениям, картины художников, музыкальные произведения, фрагменты фильмов и театральных постановок (нужное подчеркните) другое (что именно)
Что должно преобладать в методическом аппарате учебника?
- задания на поиск нужной информации в главе учебника вопросы проблемного характера задания творческого характера задания, помогающие подготовиться к ЕГЭ другое (что конкретно)
В чём недостатки учебно-методического комплекта, по ко торому работаете вы?
1.
2.
Чего не хватает вам и вашим ученикам в современных учебниках литературы? Укажите конкретно автора учебника и класс.
1.
2.
Пожалуйста, укажите
Ваш возраст ______, стаж педагогической работы ______, тип школы, в которой вы работаете (городская, сельская, гимназия и т. п.)___________________________________________
Если хотите, укажите свою фамилию, имя, отчество, контактные адреса и телефоны ____________________________
_____________________________________________________
Думается, что наши размышления в процессе анализа ответов на вопросы анкеты продолжат начатый на страницах газеты нужный и небезболезненный разговор о школьных учебниках.
Хотя на дискуссионный клуб собралось около 70 участников, ответить на вопросы анкеты пожелали не все. Кроме того, среди ответивших на анкеты учителей, приехавших на марафон, были только те, кто работает в городских школах. Поэтому мы посчитали возможным распространить нашу анкету в одном из районов Тверской области, чтобы выявить мнение сельских словесников. Анализ результатов обработки анкет дал любопытную информацию.
Абсолютное большинство как городских, так и сельских учителей считают, что учебник литературы — это Путеводитель для ученика в литературном “море” или Пособие для работы с текстами на уроках, то есть отмечают необходимость прикладной направленности учебника. К сожалению, значительно меньше педагогов видят в учебнике литературы “учебник жизни”, то есть помощника в формировании личностных качеств человека, который сможет сориентироваться в обществе, где ему предстоит жить и трудиться.
Ведущей функцией учебника литературы словесники считают, прежде всего, Воспитание интереса к художественной литературе, формирование читательских качеств и обучение литературоведческим навыкам. Жаль, что менее 20% опрошенных преподавателей ведущей функцией учебника называют Воспитание личности, отдавая предпочтение обучению пониманию и толкованию прочитанного. Так и хочется спросить: а зачем нужно понимать и толковать литературные тексты, если не для личностного развития подрастающего поколения?
По другим вопросам анкеты мнения разошлись. Если большинство городских учителей хотят, чтобы учебник Расширял культурный кругозор школьников, то их сельские коллеги несколько упрощают задачу, отводя учебнику роль “ознакомителя” С конкретными писателями и произведениями.
Определяя принцип, положенный в основу организации учебного материала в учебнике, сельские учителя называют Хронологический, а их городские коллеги — Проблемно-тематический.
Оценивая структуру действующих учебников, абсолютное большинство словесников сошлось на мнении, что задания для школьников целесообразно Дифференцировать по уровню сложности, в большей степени включить в учебник Научный аппарат: комментарии, примечания, библиографию, указатели имён, названий, выдержки из писем и мемуарной литературы, словарь литературоведческих терминов.
Преподаватели литературы безоговорочно отмечают, что учебники должны быть дополнены Иллюстративным материалом к урокам. Помните, как “в старые добрые времена”, когда в кабинетах литературы были объёмистые альбомы с портретами и иллюстрациями, многие из которых изготавливали сами педагоги, наклеивая на картон цветные “картинки” из «Огонька» или других журналов. Сегодня такая подвижническая деятельность практически невозможна по многим причинам:
1) нищий учитель почти не выписывает периодику и нечасто покупает книги;
2) нагрузка учителей очень велика и не остаётся времени на такую работу;
3) многочисленное лёгкое чтиво, недорогое и имеющее очень неплохую полиграфическую базу («7 дней», «Лиза», «Отдохни» и т. п.), и дорогие “глянцевые” журналы, конечно же, не печатают на своих страницах изображений писателей или литературных мест России, так как это не нужно читателям этих изданий.
И в городе, и в селе мечтают о Дополнительных учебных материалах на электронных носителях, хотя даже не в селе, где современных компьютеров явно недостаточно, а именно в анкетах городских учителей прозвучало горькое восклицание: “Использование компьютера на уроках литературы — это идеально, но реально ли!”
Удивительно, но именно городские учителя уверены, что в современные учебники литературы необходимо включать яркие, интересные Страницы биографии писателей, Тематику творческих и индивидуальных заданий, списки произведений для самостоятельного чтения учащихся. А сельские учителя едины во мнении, что для уроков литературы
у них нет Нужных текстов в нужном объёме, так как фонды школьных и сельских библиотек не обновлялись со времён советской власти. Они мечтают видеть в учебниках литературы (особенно для основной школы) произведения русской классики Полностью, особенно в 9-м классе, видимо, не представляя себе, какого объёма будет тогда весь учебник! Может быть, необходимо придумать какой-то аналог хрестоматии, где будут помещены нужные тексты В полном объёме, или активнее возрождать серию «Библиотека школьника», делая её максимально дешёвой? (Можно на тонкой бумаге и при самой недорогой полиграфии, но чтобы можно было “каждому на парту положить”!)
В методическом аппарате учебника, по мнению большинства, должны преобладать Вопросы проблемного характера и творческие задания, хотя отдельные из сельских учителей желали бы видеть в учебнике и Задания, позволяющие подготовиться к ЕГЭ, видимо, сильно страшась этого нововведения.
При ответах на вопросы, в чём недостатки учебно-методического комплекта, по которому работаете вы, и чего же не хватает вам и вашим ученикам в современных учебниках литературы, прозвучало много интересных мнений. Самое радикальное из них — “я вообще не пользуюсь учебником!” Естественно, что так заявил опытный и смелый учитель из большого города. А большинство словесников, особенно сельских, всё же учебниками пользуются, так как альтернативы нет. Поэтому в анкетах многих сельских учителей с болью звучали такие мысли: “Не хватает учебников вообще!” или “У меня один новый учебник на класс!”
Часть учителей сетует на то, что объём материала в учебниках слишком велик и не соответствует отведённому времени, что в них не всегда удачен подбор текстов, что в “методичках” для учителя даются подробные комментарии и разработки по уже известным школе текстам и отсутствуют по произведениям, которые раньше не изучались. Жалуются учителя и на недостаток разнообразных заданий проблемного и творческого характера, а также на отсутствие дополнительного материала для самостоятельной работы школьников при подготовке сообщений, докладов и рефератов. Однако если даже учебников не хватает (возможно, и из-за их дороговизны!), то о хрестоматиях, практикумах, рабочих тетрадях для всех учеников просто говорить не приходится! А может быть, для школьников (именно для школьников, а не для учителей!) необходимы по отдельным писателям и проблемам новые пособия, которые помогут детям в самостоятельной подготовке?
Думаю, что авторам и экспертам школьных учебников литературы есть о чём задуматься!
В заключение отмечу удивительную вещь. Возраст учителей городских школ, отвечавших на нашу анкету, колебался в границах от 23 до 50 лет, причём возраст большинства выше 38 лет. Возраст сельских учителей — от 35 до 68 лет, причём большинство из них старше 49 лет. Стаж работы городских учителей, приехавших на марафон, колебался от 1,5 до 30 лет, а сельских — от 7 до 42 лет. Это, на наш взгляд, отражает общую тенденцию в кадровом составе учителей в стране. Молодёжь, получившая педагогические специальности, не хочет идти в школу вообще, и в сельскую школу в особенности, если это не возврат к себе домой из-за отсутствия жилья в другом месте. Поэтому и вынуждены в школе работать учителя преклонного возраста, которые порой очень далеки от интересов своих учеников. А свою фамилию и контактные сведения не указал почти никто!