Конспект лекций по психологии для иностранного студента

Конспект лекций по психологии для иностранного студента. (13 лекций)

Лекция №1.

В основе развития психологии лежит интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям отношений человека с другими людьми.

1879 г. – «рождение» психологии как науки, в Лейпцигском университете была открыта психологическая лаборатория, которую возглавил Вильгельм Вундт (1832-1920).

Объект и предмет научной психологии.

Объекты – человек и животное, а предмет – конкретные факты психической жизни, которые характеризуются качественно и количественно, психологические законы, закономерности, механизм психической деятельности.

Рефлекторная природа психики.

Вклад и изучение работы мозга был внесён Сеченовым («Рефлексы головного мозга», 1863 г.).

Психические явления имеют рефлекторную природу. Воздействие раздражителя -> ответ на него. На физиологическом уровне это отражает НС (нервная система), состоящая из ЦНС (центральной НС) – головной и спинной мозг, и ПНС (периферической НС) – нервные волокна.

Функциональная симметрия – деление на левую/правую половины.

Левая – аналитические функции, отвечает за хронологический порядок, чтение, запоминание, речевую активность, настроение - весёлое.

Правая – целостность отражения мира, восприятие текущего времени, образ, восприятие мира мрачным.

Сознание как высший уровень психики.

Сознание – высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий и формирования человека в деятельности при постоянном общении с другими людьми.

Структура сознания:

1. Совокупность знаний об окружающем мире, все познавательные процессы, при помощи которых человек получает знания.

Познавательные процессы: ощущение, воображение, восприятие, мышление.

2. Различение субъекта и объекта.

3. Самопознание, самооценка.

4. Целеполагание (мотивы, принятие решений).

5. Эмоциональное отношение к миру.

6. Фиксация и передача опыта с помощью языка.

Условия формирования сознания:

  1. Разделение труда. Умение представить результат.
  2. Производство орудий труда.
  3. Членораздельная речь.

Бессознательное – совокупность психических явлений, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не отдаёт себе отчёта. К бессознательному относятся: сновидения, бред, галлюцинации, автоматизированные действия и т.п.

Методы психологии.

Основными методами психологического исследования являются наблюдение и эксперимент. Очень популярны анкеты, тесты и анализ творческой деятельности.

Самонаблюдение (интроспекция) – это выбор метода для исследования душевных явлений, достоинством которого является способность непосредственного, прямого наблюдения за мыслями, переживаниями, стремлениями человека.

Самый объективный метод психологии – эксперимент. Существуют лабораторный и естественный виды эксперимента. Плюс лабораторного исследования – высокая точность, возможность изучить факты специальными приборами.

Существует и формирующий эксперимент при анализе.

Анкеты в психологии используются для получения данных у большой группы испытуемых (открытые – ответ на вопрос самим испытуемым; и закрытые типы анкет – есть варианты ответов).

Интервью (беседа) проводится с каждым испытуемым отдельно.

Существуют также различные тесты (опросники, задания и т.п.).

Отрасли психологии.

Психология труда. Изучает особенности трудовой деятельности человека. Цель психологии труда – исследовать профессиональные особенности, закономерности развития трудовых навыков.

Педагогическая психология. Цель – изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека. Исследует формирование у учащихся мышления, изучает проблемы управления процессом усвоения приёмов и навыков интеллектуальной деятельности.

Медицинская психология. Изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного.

Юридическая психология. Цель – рассмотрение вопросов, связанных с системой прав.

Военная психология. Цель – исследование поведения человека в условиях боевых действий.

Психология спорта. Изучает психологические особенности личности спортсменов, условия и средства их подготовки.

Психология торговли. Выясняет психологические условия воздействия рекламы, особенности спроса

Возрастная психология. Изучает возрастные особенности психических процессов.

Лекция №2.

Основные направления зарубежной психологии XX в.

3 этапа развития:

1) философско-литературный (античность – нач. 19 в.)

2) клинический (нач. 19 в. – нач. 20 в.) – исследования в области проблемы личности

3) экспериментальный (нач. 20 в.)

70-е гг. 19 в. – появление направлений:

1. Структурализм. В.Вундт: предмет психологии – опыт, метод интроспекции (самонаблюдения).

2. Функционализм. У.Джемс. Предмет изучения – психические функции.

Направления XX века.

1. Бихевиоризм (поведенческая психология). Основоположник – Д.Б. Уотсон, Э. Торндайк. Возникло под влиянием идей Павлова, Сеченова. В основе теории – поведение человека (от behavior – поведение). Бихевиористы считали, что нужно изучать целостные реакции организма как функции, которые направлены на обеспечение какого-то процесса. Поведение они рассматривали как совокупность реакций организма на стимулы среды. Основные методы исследований: методы наблюдения и эксперимента. Они отвергли интроспекцию. Эксперименты ставились на животных (немного – на людях). Они отвергали врождённые достатки. Воспитание рассматривали как образование условных реакций.

Эксперимент «маленький Альберт»: мальчику показывали белого кролика - ударяли в гонг. Постепенно ребёнок стал бояться кролика. Когда перестали бить в гонг – всё равно остался страх. Этим экспериментом бехевиористы доказали, что можно выработать такую реакцию.

Торндайк стремился контролировать и предсказывать поведение. Полагал, что можно контролировать реакции только на входе и на выходе:

Необихевиористы: Э.Толмен, К.Халл. Толмен дополнил учение понятием о промежуточных переменных (факторы, которые служат опосредующим звеном между стимулом и реакцией), недоступные прямому наблюдению: установки, знания, влияющие на реакцию.

Эксперименты с крысами в лабиринте. Толмен также ввёл понятие когнитивной карты, когнитивный бихевиоризм.

К.Халл ввёл др. среднее звено – потребность организма – пищевая, сексуальная. Потребность создаёт потенциал реакции, который разрушается при определённом подкреплении.

Современный бихевиорист – Ф. Скиннер, который сохранил биологизаторский подход к человеку. Условные рефлексы назвал оперантными реакциями. Теория оперантного бихевиоризма. Изобрёл серию обучающих машин, отсюда - концепция программированного обучения.

2. Психоанализ (З. Фрейд) – основатель, австрийский психиатр (1856-1939). Предложил свою трактовку личности, наблюдал за неврологическими больными. Активность человека определяется инстинктами: либидо, инстинкт самосохранения, инстинкт смерти (мортидо).

Считал, что общество подвергается жёсткой цензуре, следов., наши инстинкты подавляются и вытесняются в сферу бессознательного.

Предложил структуру личности:

Id Ego SuperEgo

оно я сверх-я

бессознательное сознание моральные нормы

Часть наших желаний может быть вытеснена в сферу бессознательного, включаются защитные механизмы психики:

  1. механизм вытеснения (забывания) – нежелательная информация вытесняется в сферу бессознательного.
  2. механизм отрицания. Помогает отвлечь внимание человека от болезненных событий, идей, чувств. Человек игнорирует ту часть информации, которая вызывает тревогу.
  3. механизм проекции. Человек проецирует на других свои желания, чувства, может упрекать других в собственных ошибках. Ключевой момент – низкая самооценка, могут также формироваться предрассудки – расовые, сословные и т.п.
  4. механизм регрессии. Возвращение к более ранней модели Поведения. Курение, жевательная резинка, покусывание ногтей, быстрая езда на автомобиле, детское поведение, переедание.
  5. механизм сублимации – самый зрелый механизм защиты. Происходит перемещение своей энергии с одного объекта на другой с сохранением энергетического заряда (с одной цели на другую). Под действием сублимации создавались известные произведения искусства.
  6. механизм замещения – перенос реакции с недоступного объекта на доступный.
  7. механизм рационализации – используется только та информация, которая нам удобна. Самообман.

1/7 часть, как полагал Фрейд, - самосознание, всё остальное – бессознательное.

Неофрейдизм.

Э.Фромм, К.Хорни пытались преодолеть недостаток этого направления, предлагали свои подходы.

К.Юнг «Коллективное бессознательное» - это своего рода «память поколений», то психологическое наследство, с которым ребёнок появляется на свет. Коллективное бессознательное состоит из архетипов, которые организуют психологический опыт индивида.

Также Юнг разделил людей на 2 типа: экстраверты и интроверты.

Ф.Адлер ввёл понятие комплекса неполноценности. Чувство лежит в основе стремления к компенсации, стремления к превосходству над другими.

Э.Фромм является создателем гуманистического психоанализа.

Методы: гипноз, метод свободных ассоциаций.

3. Гуманистическая психология. Возникла как альтернатива 2-м другим.

Считали, что источники активности личности лежат в его устремлённости в будущее. Человек по своей природе добр. В дальнейшем – формируются типы личности.

Основатель этого направления – А.Маслоу (Роджерс), предложил свою пирамиду потребностей:

1 уровень – физиологические потребности (в еде, во сне).

2 уровень – потребности в безопасности (дом, обеспечение)

3 уровень – потребности в любви и принадлежности (надо иметь друзей и т.п.)

4 уровень – потребность в самоуважении

5 уровень – самоактуализация – стремление достичь максимума своего потенциала

Лекция №3.

Научные школы и направления российской психологии.

В Москве был создан Институт Экспериментальной психологии. Возглавил его Челпанов. Открытие – 1914 г. Там проводились исследования на экспериментальной основе.

1. Школа И.М.Сеченова.

В нач. 60-х гг. 19 века в «Медицинском вестнике» появилась статья Сеченова «Рефлексы головного мозга».

Считали, что существует 3 основных составляющих рефлекса:

1) – внешний толчок (раздражение центростремительного нерва, который передаётся в мозг)

2) – мозг (оттуда обратный сигнал поступает в мышцы)

3) – мышцы

Сеченов добавил 4-ый блок. Схема Сеченова:

  1. – раздражение, благодаря которому возникает ощущение.
  2. – связь организма с внешней средой
  3. – мышцы обладают чувствительностью и служат органом познания
  4. – информация снова попадает в мозг, перерабатывается и мы получаем картину мира.

Внешний сигнал складывается в психический образ.

2. Школа И.П.Павлова.

Павлов выделил безусловный и условный рефлексы. Отмечал в своих работах безусловные реакции (рефлексы), которые возникают в результате безусловных раздражителей. Существуют раздражители, к действию которых организм не остаётся равнодушным, если это действие значимо (нужен не только раздражитель, но и подкрепление). Выработка условных рефлексов – основа изучений Павлова.

Павлов также описал сигнальные системы, которые регулируют наше поведение.

1-я сигнальная система: воспринимаемые нашими органами чувств сигналы – ощущения восприятия; отвечает за картинку восприятия у животных.

2-я сигнальная система: (у людей) в качестве сигналов выступает речь, слова.

Павлов описал законы высшей нервной деятельности, которые позволяли объяснить причинность нашего поведения.

Позднее экспериментально начал изучать неврозы, познакомился с трудами Фрейда. Полагал, что невроз возникает, когда соединяются раздражительный и тормозной рефлексы.

Учение Павлова легло в основу создания нового учения – психофизиологию. Создатель – Теплов Б.М. в 50-е гг. 20 века.

3. Бехтерев В.М. разработал теорию «психология поведения», которая основана на изучении рефлекторной природы человеческой психики. Он не отвергал сознание как предмет изучения. Признавал самонаблюдение. Внёс большой вклад в проблему изучения мозга.

Книга «Основы общей рефлексологии» 1923 г. – о биологических механизмах рефлекторной деятельности, доказывал, что не существует врождённого рефлекса рабства и свободы. Не отрицал влияния наследственности, а наследственность считал источником развития человека, основой формирования личности.

Психоневрологический институт – проводились исследования детей. Основатель науки – рефлексологии.

Педология – наука об исследовании детей.

1907 г. – Педологический институт.

Бехтерев считал проблему личности центральной в психологии. Он первым ввёл понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Изучал взаимоотношения личности и коллектива и считал, что коллектив не всегда играет главную роль.

4. Школа А.А. Ухтомского. «Учение о доминанте» (1923г.)

Доминанта – системное образование с определёнными признаками, постоянное образование, которое включает в себя какие-то силы, которые могут привести к какой-то реакции. Также доминанта может быть инертной.

5. Теория деятельности. Леонтьев, Басов, Рубинштейн.

Басов предложил считать деятельность – особой структурой, которая состоит из отдельных механизмов.

Леонтьев предложил структуру деятельности:

- цели

- мотивы

- действия.

6. Л.С.Выготский изучал мышление, познавательные процессы, детскую психологию. В центре исследований – культурное развитие ребёнка. Описал теорию высших психических функций. Основатель науки дефектологии – науки, изучающей отклонения в развитии ребёнка. Описал значение речевого знака и речи. Описывал взаимосвязь различных познавательных функций. У школьников ведущая функцию – мышление. Описал зону ближайшего развития – это уровень знаний, уровень трудности, с которыми может справиться ребёнок с помощью взрослого. Развитие и обучение – в тесной связи.

Лекция №4.

Личность, понятие о личности.

Это один из самых сложных вопросов психологии, т.к. не существует единой типологии.

Ананьев Б.Г., Платонов К.К., Мерлин В.С. – говорили, что личность – не весь человек, а его социальные качества, а социальные качества во многом зависят от биологических.

Рубинштейн исходит из того, что личность – это совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.

Индивид – данный конкретный человек со всеми присущими ему особенностями, как представитель вида homo sapiens.

Человек рождается индивидом, а личность формируется в обществе.

Леонтьев: «Личность – это относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека».

Личность – это вершина психического развития, высшая ступень самореализации. Для формирования личности необходимо наличие сознания.

Личность – это человек как носитель сознания, субъект познания и общественно-исторической деятельности.

Личность – это качество индивида, приобретаемое в обществе. Если индивид с момента рождения не включён в человеческое общество – как личность он не формируется (дети Маугли).

В личности человека можно выделить те или иные присущие ему черты, они составляют индивидуальность.

Индивидуальность – сочетание психологических, личностных и индивидных особенностей человека, составляющих его своеобразие, отличие от других людей.

Ананьев: «Личность – вершинный уровень развития человека, а индивидуальность – его глубинное измерение».

Структура личности: (группы свойств)

  1. направленность – система наших побуждений, мотивация, установки, убеждения; основа для формирования личности.
  2. темперамент – психологические свойства, определяющие динамику нашей деятельности
  3. характер – свойство личности, определяющее стиль поведения

Свойство личности – это устойчивая особенность, проявляющаяся в разных видах деятельности. Основа структуры личности – направленность.

Направленность – иерархически построенная система побуждений или мотивов, организующая деятельность личности и относительно независимая от ситуации.

Функции направленности:

  • целеполагающая;
  • смыслообразующая;
  • активизирующая;
  • избирательная;
  • прогнозирующая – помогает просчитать ситуацию наперёд.

Типология направленности (Юнг):

  • экстраверт – направлен вовне, в общество
  • интроверт – направлен в себя

Деление по направленности:

  • на общение
  • на дело
  • на себя

1. Мотивация – система факторов, определяющих поведение. Включает в себя:

  • потребности,
  • цели,
  • намерения,
  • стремления,
  • интересы,
  • мотивы нашей деятельности

2. Потребность – это особое психическое состояние, ощущаемое (осознаваемое) как напряжение, дискомфорт, вызванный нуждой организма или личности в чём-то.

2 вида потребностей:

1) естественные, врождённые (в пище и т.п.)

2) социальные, духовные (усваиваются в ходе воспитания) – в общении, в понимании, в признании.

Формы потребностей:

  1. объективная нужда
  2. субъективное преломление, которое побуждает к действию.

3. Мотив – побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением потребностей.

Мотивы бывают 2-х видов:

- осознанные – желания (опредмечивание влечения), намерения, стремления – процесс, достижение желаемого

- неосознанные – инстинкты, влечения, установки (готовность действовать определённым образом).

Закон Йеркса-Додсона: влияние мотивации на успех деятельности:

Распространён на внешнюю мотивацию (количественная характеристика).

Внутренняя мотивация (самосознание, самоактуализация) – качественная характеристика.

Суть закона: по мере роста мотивации растёт успешность, но до определённого момента.

Внешняя мотивация:

- положительная (диплом, звание)

- отрицательная (получить зарплату).

4. Важный компонент направленности – цели.

Цели – предвосхищённые результаты деятельности, которые человек стремится достичь.

Мотивация избегания неудачи – стремление избежать неудачи любыми способами. При мотивации достижения успеха – люди, которые не боятся ошибиться, инициативные, люди, планирующие своё будущее и ставящие определённые цели.

Убеждение и мировоззрение личности.

Убеждение – система мотивов личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами и мировоззрениями.

Самосознание (связано с самооценкой) – то, как личность себя воспринимает в окружающем мире.

Самосознание имеет несколько граней:

  1. телесное (физическое) Я – вносит большой вклад в развитие личности
  2. социально-ролевое Я, выражается в ощущении себя как носителя определённых социальных ролей
  3. психологическое Я, включает в себя: восприятие собственных черт, мотивов, потребностей. Ответ на вопрос: какая я?
  4. экзистенциональное Я, отражает взаимоотношения личности с окружающим миром, средой.
  5. Самоотношение (положительное или отрицательное оценивание себя)

Образ Я – относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представления индивида о себе, на основе которой он строит отношения с окружающими.

Образ Я включает в себя 3 компонента:

  • Когнитивный (представление о своих способностях, внешности..)
  • Эмоциональный (самоуважение, самокритичность, себялюбие и т.п.)
  • Регуляторный (поведенческий) – самовоспитание, стремление проявить себя, либо остаться незамеченным.

Образ Я – нестатичен, динамичен, изменяем.

Я – образ:

1 – я – реальное (представление о себе в момент самого переживания)

2 – я – идеальное (идеал, к которому мы стремимся)

3 – я – фантастическое (то, кем человек мог бы стать, если бы жизнь сложилась иначе).

Степень адекватности Я – образа выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов – самооценки личности.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности.

Самооценка – проекция реального Я на идеальное.

Лекция №5.

Темперамент.

Темперамент – один из компонентов структуры личности. Это биологически обусловленное качество личности, определяющее динамику нашего поведения.

Свойства темперамента врождённые.

Темперамент – это совокупность устойчивых, индивидуальных особенностей человека, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону протекания психических процессов и деятельности.

Темперамент – основа для формирования характера, связующее звено между характером и познавательными процессами.

Существуют 3 направления (теории) темперамента:

1. Гуморальные теории (смешение жидкостей в организме)

Теория Гиппократа и Галена.

Гиппократ сделал древнейшее описание темпераментов: выделил 4 типа.

Гален во 2-м веке до н.э. немного переработал теорию Гиппократа:

- холерик («жёлтая желчь»)

- сангвиник («кровь»)

- флегматик («слизь»)

- меланхолик («чёрная желчь»)

Сангвиник – стремление к получению наслаждения. Лёгкая возбудимость чувств и короткая продолжительность.

Холерик – под влиянием страстей. Энергия и настойчивость. Честолюбие не знает предела. Сначала делает, потом думает. Активный, вспыльчивый.

Флегматик – спокойный и уравновешенный. Хладнокровный. Терпеливо переживает страдания.

Меланхолик – склонен к печали. Преувеличивает свои страдания.

  1. Морфологические или конституциональные теории. Тип темперамента определялся в зависимости от типа фигуры. Начало 20 в.

Теории Кречмера и Шелдона.

Кречмер обобщил наблюдения врачей и предположил, что между конституцией тела и темперамента есть связь (из-за химического состава крови и его влияния на гормональный уровень).

Типы:

  1. Астеник
  2. Пикник
  3. Атлетик
  4. Диспластик

Астеник – человек астенического телосложения. Высокий, худой, длинные руки и ноги, узкая грудная клетка, тонкий нос. Шизотамический темперамент. Замкнутый, необщительный, сдержанный, бережливый, колебания эмоций, малоподатлив к изменению установок и взглядов, склонен к абстракции, с трудом приспосабливается к окружению.

Пикник – невысокий человек с богатой жировой тканью, с мягкими чертами лица, короткая шея. Циклотимический темперамент. Колебание эмоций, общительный, реалистичен во взглядах, любит комфорт и поесть. Переключение внимания.

Атлетик – атлетическое телосложение, высокий/среднего роста, пропорциональное телосложение, хорошо развитая грудная клетка. Иксотимический темперамент – спокойный, сдержанная мимика и жесты, косность мышления, с трудом приспосабливается к перемене обстановки, склонны к риску.

Диспластик – человек с неправильно сформировавшейся фигурой. Не до конца сформировавшийся тип. Смешанный темперамент.

Шелдон предложил соматотипическую концепцию. Основа названия типов –название зародышевых листков плода. Предложил 3 типа:

  1. эндоморфный тип – шарообразная форма, вялые руки и ноги, большое количество жира, тонкие запястья и лодыжки. Вищеротонический тип. Дружелюбие, общительность, любят комфорт и похвалу, тянутся в горе к людям.
  2. мезоморфное телосложение – соматотонический темперамент. Мускулатура, кубическая массивная голова. Уверенность, любит приключения, скрытность в эмоциях и проявлениях чувств. При опьянении агрессивен и настойчив.
  3. эктоморфное телосложение. Слабое развитие внутренних органов, высокий рост, тонкие руки и ноги. Церебротонический темперамент. Нерешительность, скованность в движениях, социальная заторможенность, устойчивость к действию алкоголя, тяга к одиночеству в трудную минуту.

3. Психологические/ описательные концепции.

Концепция И.Канта. 2 большие группы:

  1. темпераменты – чувства
  2. темпераменты – деятельности

Темпераменты чувств:

  • сангвиник (быстрое возникновение и сильное выражение чувств; внутренне – поверхностны)
    • меланхолик (всё переживают глубоко, но внешне не выражают).

Темпераменты действия:

  • холерик: действует быстро, но непродолжительно, активный деятель, но без выдержки;
  • флегматик: склонен к бездельности, но деятельностью занимается долго.

4. Нейрофизиологические концепции.

Теория Павлова И.П. Описал свойства нервной системы. Выделил 3 основных:

  1. сила – способность организма выдерживать сильные раздражители (слабость)
  2. уравновешенность/неуравновешенность – соотношение процессов возбуждения и торможения
  3. подвижность/инертность – быстрота смены процессов возбуждения и торможения.

На основе сочетания этих свойств описаны 4 типа:

Холерик – сильный, неуравновешенный, подвижный.

Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный.

Флегматик – сильный, уравновешенный, инертный.

Меланхолик – слабый, неуравновешенный, инертный (инвалидный тип).

Сангвиник – быстрая реакция, высокая сопротивляемость, общительность.

Холерик – быстрая реакция, необдуманность, цикличность деятельности. Истощение нервной системы ведёт к раздражительности.

Флегматик – неэмоциональность, трудно менять привычки.

Меланхолик – инвалид.

Типы высшей нервной деятельности (на основе соотношения 1 и 2 сигнальных систем):

  1. художественный – 1-я сигнальная система. Образное мышление, яркое воображение, живость эмоций.
  2. мыслительный – вербалы, рассудительный, детальный анализ ситуации, абстрактное мышление

80% - смешанный тип.

Лекция №6.

Характер.

Характер – те свойства личности, которые накладывают отпечаток на поведение (одна из составляющих личности).

Характер – это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающее типичный для данной личности способ поведения при определённых жизненных обстоятельствах.

Хорошо развитая, сформированная личность может управлять своим характером.

Направленности в личности определяются характером и во многом зависят от того, какие мотивы лежат в основе деятельности личности.

Вопрос о национальном характере очень часто обсуждается. Этот вопрос неоднозначен. Сюда относят различные стереотипы. Общественное мнение влияет на стереотипы.

Стереотипы отражают и реальные черты, могут меняться в зависимости от того, как складываются отношения между группами. Культура и религия тоже откладывают отпечаток на стереотипы.

Социальный характер – характеристики, общие для определённой социальной группы. На основе одного и того же типа темперамента могут формироваться разные типы характера. Темперамент у взрослого человека сложно проявляется, заметен характер. Характер проявляется в деятельности, в общении, речи, поступках, внешнем облике.

Симптомокомплексы, 4 группы:

I 1. Черты характера, которые выражают отношение человека к другим людям: интроверсия и экстраверсия; общительность и замкнутость; тактичность и грубость; правдивость и лживость.

2. Черты характера, которые выражают отношение к делу: ответственность, добросовестность, трудолюбие, работоспособность.

3. Отношение к себе: самоуверенность, самокритичность, скромность и самовлюблённость, гордость или её отсутствие.

4. Отношение к вещам: жадность и щедрость, бережливость и расточительность, аккуратность и неряшливость.

II Считают, что эти 4 группы объединяются в одну группу, которая выражает систему комплексов человека к действительности. Первой считают 4 группу. 2 группа – волевые качества, которые помогают нам регулировать своё поведение: целеустремлённость, настойчивость, решительность.

III 3 группы черт характера:

  1. интеллектуальные черты (внимательность, наблюдательность, сообразительность, гибкость и инертность мышления, легкомыслие).
  2. эмоциональные черты (преобладание стенических и астенических эмоций). Стенические – энергичный человек, положительные эмоции. Астенические – вялость и т.п. + глубина и поверхностность чувств, их устойчивость или изменчивость, доброжелательность или озлобленность.
  3. Морально-волевые качества: целеустремлённость, дисциплинированность, уверенность, решительность, деловитость, смелость.

Формирование характера.

Характер формируется в обществе, деятельности. Основы характера закладываются в детстве (воспитание оказывает большое влияние на формирование характера).

Сензитивные периоды – периоды, когда человек наиболее восприимчив к тем или иным внешним воздействиям.

Один из периодов (2-3 года до 9-10 лет) – ребёнок наиболее восприимчив, закладываются черты характера. Раньше других закладываются: доброта, общительность, отзывчивость, эгоистичность, чёрствость (в первые месяцы жизни).

В младшем школьном возрасте – трудолюбие, добросовестность, аккуратность, настойчивость, ответственность.

В подростковом возрасте формируются волевые черты характера.

В ранней юности – базовые мировоззренческие основы. Характер можно считать в основном сложившимся.

Периоды ситуативной сензитивности – периоды наибольшего восприятия извне: начало учёбы (в школе, в ВУЗе), смена трудовой деятельности, появление семьи, появление детей.

Акцентуация черт характера – гипертрофированная выраженность черт характера. Наиболее часто проявляется в подростковом возрасте, одна из составляющих переходного периода.

Термин «акцентуация» ввёл К.Леонгард – немецкий психиатр. Выделил 10 типов личностей и разделил на 2 группы:

1 группа – акцентуация характера: демонстративный тип, педантичный тип, возбудимый тип, застревающий тип.

2 группа – акцентуация темперамента: гипертимический тип, дистимический тип, циклотимический тип, тревожный тип и т.д.

Кречнер считал, что в зависимости от телосложения человек может быть подвержен заболевания.

Гипертимический тип – быстрое протекание психических процессов, наличие большого количества физической и психической энергии. Быстро продуцирует цели, не может их организовать в определённую иерархию, может совершать ассоциальные поступки, общителен, может лгать и обманывать, чтобы произвести впечатление. Плохо переносит одиночество, монотонную работу, жёсткий контроль.

Дистимический тип – обратная сторона гипертимического типа. Люди - индивидуалисты, необщительны, домоседы, сконцентрированы на мрачных чертах жизни, заниженная самооценка, очень добросовестны. Прекрасно переносят одиночество.

Циклотимический тип – (циклоидный) – неуправляемый, часто происходит смена настроения, меняется манера общения.

Тревожный тип – депрессивный. Уровень тревожности гораздо выше среднего, завышен стандарт исполнения, не выделяют фигуру из общего фона, люди, которые постоянно в себе сомневаются. У них много ритуалов, похвала может снизить их тревогу.

Демонстративный тип – (стероидный) – люди, которые всегда любят находиться в центре внимания, активны, эмоциональны, очень любят, чтобы их хранили, всю негативную информацию удаляют из мозгов, артистичны, люди, не делающие выводов из своего опыта, эгоистичны, очень часто действуют с точки зрения личной выгоды, основа – удовлетворение их желаний, хорошо умеют манипулировать людьми, любят приврать, очень внушаемы и восприимчивы. Травмирующая ситуация – когда на них не обращают внимания.

Застревающий тип – не существует механизма затухания негативного эффекта; очень злопамятны; считают себя высокоморальными; часть используют механизм проекции; любят всех выводить на чистую воду. Травмируются, если покушаются на их авторитет. Могут быть мстительными и жестокими.

Лекция №7.

Способности.

Способности – это индивидуально – психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их успешному осуществлению.

Например, способность к прямохождению.

Способность – готовность к тому или иному виду деятельности.

Способность бывает врождённой (например, поколения музыкантов).

Врождёнными являются задатки, на основе которых формируются способности.

Существует метод близнецов: если один набор генов – то одни способности; сравнивали взрослых близнецов, которые были разлучены.

Сензитивные периоды в формировании способностей:

  1. 2-3 года – интенсивно развивается устная речь
    1. 5-7 лет – готовность к овладению чтением

Если какая-то способность не сформируется в благоприятный период, то это затруднит формирование социальных навыков.

2 этапа, важных для дальнейшего формирования способностей:

1. созревание необходимых органических структур, формирование нужных функциональных органов. От рождения и до 6-7 лет. Окончательно формируется мозг, связи между анализатором и мозгом.

2. становление специальных способностей. 4-5 лет и до 8-9 лет.

Задатки – это морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.

Задатки многозначны. Передаются по наследству. Формируются в результате воспитания.

Виды способностей.

  1. Природные (естественные) способности, которые являются биологически обусловленными, формируются при наличии простейшего жизненного опыта на основе научения. Способность к восприятию, непроизвольное запоминание, простейшие виды мышления, способность к элементарной коммуникации.
  2. Специфические человеческие способности. Имеют общественно-историческое происхождение. Эти способности обеспечивают жизнь человека в обществе и развитие в социальной среде.
  3. Способности по направленности: общие и специальные.

Общие – индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную лёгкость и продуктивность в овладении различными видами деятельности: умственные способности, развитая память, совершенная речь, хорошая координация. Часто это способности сводят к интеллекту.

Специальные – помогают достичь высоких результатов в каком-то определённом виде деятельности: литературные способности, математические способности и т.п.

Обычно общие и специальные способности сосуществуют, друг друга дополняют. Каждая способность имеет свою структуру.

4) Теоретические и практические способности. Способности человека к теоретическим размышлениям, либо к прямолинейным действиям. Сочетаются только у одарённых людей.

Успешность деятельности определяет сочетание различных способностей, следовательно, недостающая способность может быть компенсирована за счёт других способностей.

Сочетание различных высокоразвитых способностей – одарённость. Высшая ступень развития способностей – талант: сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять сложную деятельность.

Мастерство – реальное воплощение таланта в деятельности.

Лекция №8.

Воля.

Это понятие ввёл в обиход Аристотель: то, каким образом поведение реализуется в соответствии со знаниями, которое не имеет побудительной силы.

Воля создаёт необходимые условия для решения проблемы, если не хватает мотивации.

Воля – сознательная саморегуляция человеком своей деятельности/поведения, направленная на преодоление внутренних и внешних препятствий при достижении цели.

Благодаря воле человек проявляет инициативу, может организовать психическую деятельность, сдерживать нежелательные проявления.

Функции воли:

  1. побудительная – активность субъекта при малой мотивации
  2. тормозная – сдерживание нежелательных проявлений активности субъекта

Личность способна тормозить побуждения и действия, противоречащие мировоззрению.
Иерархия мотивов: сдерживание одних мотивов в пользу других (как правило низших в пользу высших).

Единица волевого поведения – волевой акт.

Основные признаки волевого акта:

  1. волевой акт всегда связан с приложением усилий, с принятием решений и их реализацией
  2. воля предполагает борьбу мотивов
  3. продуманный план осуществления действий
  4. усиленное внимание к поведенческому акту, отсутствие удовольствия как в процессе действия, так и в результате
  5. акт направляется не только на овладение обстоятельствами, а на преодоление самого себя.

Волевое усилие – форма эмоционального стресса, мобилизует внутренние ресурсы, создаёт дополнительные мотивы, переживаются дополнительные усилия.

Структура волевого акта:

Основа воли – потребности, которые порождают систему мотивации. На первом этапе – намерения. В случае систематического невыполнения, говорит о слабоволии. Заключительный этап – претворение в жизнь.

1 этап – осознание цели и стремление её достичь.

2 этап – осознание ряда возможностей для достижения целей

3 этап – появление мотивов, подкрепляющих/опровергающих эти возможности.

4 этап – борьба мотивов и выбор в пользу мотива.

5 этап – принятие одной из возможностей.

Заключительный этап – осуществление принятого решения.

Личность – функция выборов.

Препятствия:

- внешние: время, пространство, противодействие других людей

- внутренние: отношения и интересы личности, болезнь, усталость, лень.

Эти препятствия приводят к применению волевого усилия.

Locus контроля – локализация контроля за своими действиями. Понятие Дж.Роттера.

2 группы людей:

1) люди, которые воспринимают свою жизнь, как контролируемую извне

2) люди, которые воспринимают свою жизнь, как контролируемую изнутри, благодаря собственным усилиям.

Интерналы – внутренний локус контроля – 2-я группа.

Экстерналы – внешний локус контроля – 1-я группа.

Экстерналы не любят брать на себя ответственность, желание «отложить на потом». Интерналы принимают ответственность на себя, последовательны в достижении цели, люди, склонные к самоанализу.

Волевые качества личности и их формирование.

Волевая сфера складывается из волевых актов в разных поступках, формирование волевых свойств.

Базовые волевые качества (черты):

- настойчивость (умение мобилизовать силы для длительной борьбы с трудностями);

- целеустремлённость (умение подчинить действия поставленной цели);

- решительность (умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твёрдые решения);

- организованность (разумное планирование и упорядоченная организация деятельности).

Формируются также вторичные качества:

- смелость,

- самообладание,

- уверенность в себе.

Воля регулируется лобными долями мозга.

Лекция №9.

Эмоции.

Эмоции – эмоциональные процессы, переживания; особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний отношение человека к миру, к другим людям, процесс и результат его практической деятельности.

Эмоции обусловлены мотивацией, потребностями, с другой стороны – внешним воздействием.

Направления:

1. Эмоции – вторичные состояния, которые зависят от познавательной деятельности.

2. Эмоции – первичны, самостоятельны, связаны с биологическими функциями организма.

Теория Ч. Дарвина. Биологическая концепция происхождения эмоций.

1872 г. – книга «Выражение эмоций у человека и животных». Отметил одинаково проявление эмоций у человека и животных.

Одна основа происхождения эмоций, появление их в процессе эволюции, адаптации к окружающей среде.

Психоорганические теории:

  1. теория Дарвина.
  2. периферическая теория (Джемс и Ланге – изменения в двигательной сфере – причина появления эмиций).
  3. У. Кеннон

Внешние проявления организма не столь разнообразны, как эмоциональные переживания.

  1. активационная теория Менделей и Хебб. Эмоции – результат нарушения и восстановления равновесия в ЦНС (Центральной Нервной Системе)

Другие теории:

1. Теория когнитивного диссонанса (Фестнигер).

Положительные эмоции возникают тогда, когда его желания оправдываются.

Отрицательные: в случае диссонанса между положенной целью и результатом.

2. Информационная теория (Симонов).

Сила и качество эмоций определяются силой потребностей. Уровень эмоционального напряжения зависит от силы потребности.

Функции эмоций:

  1. Коммуникативная и выразительная.
  2. Регуляторная и оценочная.
  3. Мотивирующая.
  4. Защитная.

Эмоции – ситуативные, непосредственные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих субъективную окраску. Эмоции связаны с удовлетворением/ неудовлетворением биологически значимых потребностей. Первичные по отношению к чувствам.

Чувства – всегда предметны, эмоции – не всегда.

К. Изард предложил классификацию эмоций:

1. Фундаментальные эмоции (те, которые появляются раньше других).

а) интерес – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков, умений, приобретению знаний. Проявляется в замедлении сердечного ритма и активации левого полушария мозга.

б) радость – положительное эмоциональное состояние, связано с возможностью полно удовлетворить активные потребности. Повышение частоты сердечных сокращений.

в) удивление – противоречивое эмоциональное состояние, реакция на внезапно возникающие обстоятельства. Тормозит всё предыдущее.

г) грусть – отрицательное эмоционально состояние, вызвано внезапным возникновением серьёзных препятствий на пути удовлетворения потребностей.

д) отвращение – соприкосновение с объектом, выступает в резкое противоречие с субъектом.

е) презрение – межличностные отношения; рассогласование взглядов и позиций субъекта и объекта.

ж) страх – возникает при получении информации субъектом о возможном ущербе его благополучию.

з) стыд – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее при осознании несоответствия собственных помыслов, поступков, внешности, ожиданиями окружающих и собственным.

Чувства – одна из основных форм переживаний человеком своего отношения в внешнему миру; отличается устойчивостью, связанной с удовлетворением/ неудовлетворение потребностей. Чувства воспитываются с детства.

Группы чувств:

  1. моральные переживания, направлены на других людей (любовь, дружба, уважение, патриотизм).
  2. интеллектуальные (с познавательной деятельностью).
  3. эстетические (с внешними проявлениями).
  4. практические (отношение к процессу и результату деятельности).

Лекция №10.

Деятельность.

Этой проблемой занимались Рубинштейн, Леонтьев, Выготский, Лурий.

Активность – всеобщая характеристика живых существ, источник осуществления жизненно-значимых связей с окружающим миром.

Активность животных включает элементы поведения и познания (связаны с поведением).

Активность человека – деятельность.

Деятельность – специальный вид человеческой активности, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия существования.

Деятельность целенаправленна; нацелена на создание продукта; и также всегда организованна и носит продуктивный характер.

Поведение – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней и внутренней активностью.

Поведение не всегда целенаправленно и не предполагает создание конечного продукта. Поведение - активность, направленная на других.

Источник активности потребности.

Человек может видоизменять окружающую действительность в соответствии со своими потребностями. Активность человека отличается от животного.

Когда ребёнок начинает осваивать предметы – предметная деятельность, которая подчиняется правилам. Позже – деятельность теоретическая.

Деятельность человека носит созидательный характер, а активность животных имеет потребительский характер. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются человеком в качестве инструмента. Деятельность человека преобразует его самого. Деятельность человека является продуктом истории, активность животных - результат эволюции.

Предметная деятельность есть только у людей. Активность животных задана генетически, деятельность человека – нет.

Характеристики деятельности:

  1. Мотив (побуждение к деятельности, вызванное потребностями).
  2. Цель (конечный продукт).
  3. Предмет (то, с чем человек имеет дело в ходе деятельности).
  4. Структура деятельности.
  5. Средства достижения.

В структуре деятельности выделяют:

1. Виды деятельности.

2. Действия.

3. Операции.

Цель и мотив обычно не совпадают, и они не связаны друг с другом. Отдельное действие имеет свою задачу, иногда цель становится мотивом (сдвиг мотива на цель).

Действия складываются из определённого движения.

Анализ движений показывает, что есть 3 элемента движения:

  1. Взять
  2. Переместить
  3. Опустить

+ вспомогательные движения.


В начале операции выполняются как определённые действия, потом они автоматизируются.

Внутренняя (психическая) и внешняя деятельность связаны, но психическая может контролировать другую и наоборот.

Интериоризация – перевод внешнего действия во внутреннее (наша психика способна оперировать предметами, которые сейчас отсутствуют).

Экстериоризация – перевод внутренней деятельности на внешнюю.

Формирование деятельности. Когда человек осваивает новый вид деятельности, любое движение требует тщательной проработки. Автоматизация действий к движениям (но деятельность всё равно контролируется сознанием).

- изменения на сенсорном уровне

- изменения приёмов центрального регулирования действий.

Навык формируется, когда человек выполняет действие и контролирует его результат.

Взаимодействие навыков: имеющиеся навыки помогают формированию новых.

Цели человек воспринимает как похожие, хотя в действительности они различны. Интерференция – перенос (отрицательный).

Индукция – цели, объекты и условия воспринимаются как различные, но на самом деле они похожи по исполнению.

Умение – сознательная координация знаний и навыков с учётом поставленной задачи.

Привычка – непродуктивный элемент деятельности – неразрушаемая часть деятельности. Не имеет сознательной цели, выполняется механически.

Индивидуальности в деятельности – предпочитаемые человеком способы выполнения действий.

Темперамент, способности, характер, мотивы входят в индивидуальный стиль деятельности.

Задача: индивидуальный стиль деятельности, который является максимально эффективным.

Гальперин разработал теорию поэтапного формирования умственных действий. Практическое действие проходит этапы:

  1. прослеживание действия в поле восприятия,
  2. материальное действие,
  3. действие в громкой речи без предметов,
  4. действие во внутренней речи про себя.

Действие обобщается и сворачивается, следовательно – формирование умений и навыков.

Основные виды деятельности:

  1. Игра.
  2. Учёба.
  3. Труд.

Предпосылки к овладению разными видами деятельности:

1) Игра – вид деятельности, целью которого является сама деятельность. Игра для ребёнка – форма реализации его активности.

Игровая деятельность связана с развитием речи (в игровую деятельность включаются слова).

5 лет – ролевые игры. Цель перемещается на результат, значит, игра приближается к труду.

2) Учёба постепенно становится ведущим.

Учение связано с усвоением информации, с усвоением приёмов и операций, из которых складывается деятельность, с овладением способами использования информации. Т.о., учение – деятельность, которая управляется сознательно поставленной целью и цель заключается в усвоении знаниями умений и навыков.

У животных возможно лишь научение.

Учёный предполагает связь 3-х процессов:

- обучение,

- развитие,

- воспитание.

3) Трудовая деятельность, направленная на производство определённых, потреблённых обществом продуктов.

Специфическое видовое поведение человека. Труд – общественная деятельность, отличительная черта – изучение/ применение орудий труда.

Лекция №11.

Ощущение и восприятие. Психология когнитивных процессов.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.

Познавательный процесс – диалектический процесс отражения мира в сознании людей.

Ощущение – чувственная форма познания.

Ощущение – психический процесс, представляющий собой отражение отдельных свойств, предметов и явлений материального мира, внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие органы чувств.

Способность к ощущениям есть у всех живых существ, но осознают ощущения те, у которых есть головной мозг с высокоразвитой корой.

Ощущения мы получаем через органы чувств, они имеют рефлекторный характер, физическая конечная основа – нервные процессы.

Анализатор:

- рецепторы,

- афферентные/ эфферентные пути,

- мозг.

Зрение – затылочные доли.

Слух – средние части верхней височной извилины.

Не любое раздражение человек воспринимает как ощущение, не все виды энергии.

Ощущения порождают волны ЭМ – излучения разной длины. Фиолетовый цвет мы видим от 380 – 450 миллиардов долей в минуту, и т.д.

Ухо реагирует на изменение естественного давления.

Единица – 1 Гц (колебаний/сек), больше колебаний – больше звук.

Человек: 20 – 200 Гц.

Школа субъективной громкости, ед. – 1 Дб

Верх – 120 Дб

Классификация ощущений.

Первым Аристотель предложил классификацию ощущений по органам чувств: слух, зрение, обоняние, осязание, вкус. По характеру и месту расположения рецепторов, ощущения делят на:

  1. Интероцептивные ощущения.
  2. Экстероцептивные ощущения.
  3. Проприоцептивные ощущения.

Интероцептивные ощущения, которые отражают состояние наших внутренних органов. Рецепторы во внутренних органах и тканях; близко к эмоциональным переживаниям (боль).

Экстероцептивные ощущения – отражают свойства предметов и явлений внешней среды (осязание, обоняние, и т.п.), расположены на поверхности тела.

2 класса рецепторов:

- дистантные (реагируют на удалённые раздражители)

- контактные (непосредственный контакт).

Проприоцептивные ощущения – дают информацию о положении тела в пространстве (вестибулярный аппарат).

Формы взаимодействия ощущений:

  1. Либо стимулируют работу друг друга, либо угнетают (свист обостряет зрительные чувства).
  2. Разнообразие одной модальности вызывает ощущение другой модальности.

Чувствительность.

Существуют нижний, верхний, дифференциальный пороги чувствительности:

1) Нижний (min) – минимальное раздражение, вызывающее ощущение. Раздражители, меньшие этого порога – подпороги. Нижний порог определяет уровень чувствительности.

Зрение – пламя свечи в 40 м тёмной ночью.

2) Верхний абсолютный порог – максимальная сила раздражителя, при которой ещё возможно адекватное ощущение. За пределом верхнего порога – либо не ощущается, либо боль.

3) Относительный, разностный порог чувствительности – минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений.

Величина порога не меняется в зависимости от сферы деятельности, от силы/ длительности раздражителя.

2 формы изменения чувствительности:

1) Сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов (слабый звук – повышение зрения).

2) Адаптация. 3 разновидности:

- полное исчезновение ощущения в результате длительного воздействия раздражителей (негатив)

- притупление ощущений под влиянием сильного раздражителя (негативная)

- повышение чувствительности под влиянием слабого раздражителя (тишина, темнота).

Восприятие.

Складывается на основе ощущений. Восприятие формируется в течение жизни, воспитания.

Сумма ощущений + опыт, интерпретация = восприятие.

Восприятие – отражение в сознании человека предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие – качественно новая ступень чувственного познания.

Свойства восприятия:

- предметность,

- целостность,

- структурность,

- константность,

- осмысленность.

Предметность – к акту объективации. Отнесение сведений о предмете к определённому плану. Свойства тоже приобретаются в процессе жизни.

Целостность – восприятие даёт картину в целом.

Структурность восприятия. Восприятие не отвечает мгновенным ощущениям, а складывает.

Константность. Благодаря ему, мы воспринимаем предметы как относительно постоянные (изображения на сетчатке глаза).

Апперцепция – зависимость восприятия от опыта, от психической деятельности.

Осмысленность – когда мы воспринимаем предмет и мысленно называем его.

Восприятие определяется личностной мотивацией (фигура и фон). Влияние имеет физиологические основы – условные рефлексы. По сравнению с ощущением у восприятия выше форма аналитико-синтетической функции мозга.

5 форм восприятия: зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные, обонятельные.

Формы существования материи: восприятие пространства, движения, времени.

Лекция №12.

Внимание и память.

Внимание – когнитивный процесс.

Внимание – направленность, сосредоточенность сознания человека на определённых объектов при одновременном отвлечении от других, предполагающее повышение уровня всей психической активности человека.

Виды внимания:

По характеру происхождения и способам осуществления:

1) непроизвольное внимание – врождённый, возникает без участия воли, независимо от сознания человека. Этот вид учитывается при производстве рекламы. помогает ориентироваться в окружающей обстановке.

2) произвольное внимание – возникает и поддерживается благодаря сознательно поставленной цели, требует волевой регуляции. Связано с трудовой деятельностью. Формируется в результате воспитания. Основная функция – активная регуляция протекания психических процессов.

3) послепроизвольное внимание – возникает на основе произвольного, но его источник отличается от произвольного тем, что это внимание позволяет сосредоточиться на объекте из-за его ценности и значимости для нас. В основе вида лежит интерес. Характеризуется высоким уровнем сосредоточения на объекте. Сохраняется сознательная целенаправленность. Возникает, когда важна сама деятельность.

Формы проявления внимания.

  1. сенсорное внимание, проявляется в зрительной и слуховой деятельности; большинство данных накоплено.
  2. моторное внимание, проявляется в двигательной деятельности.

Свойства внимания:

  1. устойчивость – внимание во времени; способность длительное время сохранять внимание на объектах
  2. сосредоточенность, концентрация
  3. объём
  4. распределение
  5. переключение

Устойчивость характеризуется длительностью и степенью концентрации, зависит от: индивидуальных, физиологических особенностей, определённых психических состояний, мотиваций; зависит от сложности объекта; влияет на устойчивость и давление.

Концентрация – сосредоточенность внимания на каких-то объектах, временное игнорирование других объектов; обеспечивает контроль и регуляцию деятельности.

Объём – количественное измерение внимания, определённое количеством информации, которую человек может одновременно удерживать в сфере одного внимания.

5-7 единиц.

Зависит от знакомства с материалом.

Если есть взаимосвязь между объектами – легче.

Распределение – способность человека удерживать в сфере внимания несколько разнородных объектов.

Переключение – скорость произвольного переноса внимания с одного объекта на другой, или с одного вида деятельности на др. отличается осознанностью. Может быть обусловлено или программой сознательного поведения, требованием деятельности, или необходимостью включения в другой вид деятельности. Успешность переключения зависит от особенности предыдущей деятельности. Спасает от переутомления.

Развитие внимания, его формирование.

Основные этапы формирования детского внимания (Выготский).

  1. первые недели, месяцы жизни, появляется ориентировочный комплекс как признак врождённого непроизвольного внимания
  2. конец первого года жизни, возникает ориентировочно-исследовательская деятельность, лежащая в основе произвольного внимания.
  3. начало 2-го года жизни, формирование основ произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослых, направленность взгляда на названный взрослыми предмет.
  4. второй год жизни, развиваются основы произвольного внимания
  5. 4,5 – 5 лет, появляется способность направлять внимание под влиянием сложных инструкций взрослого
  6. 5 – 6 лет, возникает произвольное внимание под влиянием самоинструкции
  7. школьный возраст, развивается произвольное внимание с участием воли.

Память – форма психического отражения, заключающаяся в запоминании, сохранении и воспроизведении информации. Лежит в основе любого психического развития.

I классификация.

По времени хранения информации.

  1. Мгновенная (иконическая) – образ, хранится 0,1 – 0,5 сек. Помогает в восприятии.
  2. Кратковременная – несколько десятков секунд (20 сек), без дальнейшего восприятия. Объём не безграничен. Может защищаться, человек может переработать и отсеять то, что нужно, а что – нет. Играет большую роль в организации мышления; активна в процессе общения.
  3. Оперативная – рассчитана на хранение информации в течение определённого, заранее заданного срока, от нескольких секунд до нескольких дней.
  4. Долговременная – хранит информацию в течение долговременного срока; может извлекаться много раз, чем чаще извлекается, тем больше структурируется. Обеспечивает способность в любое время вспомнить то, что нужно.
  5. Генетическая – хранится в генотипе, передаётся по наследству, на неё нельзя оказать влияние воспитанием или другими воздействиями.

II классификация, в основе которой лежит анализатор.

1) Зрительная память – сохранение и воспроизведение длительных образов. Связана с воображением.

2) Слуховая память – хорошее запоминание и точное воспроизведение звуков.

3) Двигательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение в случае необходимости каких-либо движений.

4) Эмоциональная память – память на переживания. Участвует в работе всех видов памяти.

5) Осязательная, обонятельная, вкусовая – особой роли в жизни человека не играют. Удовлетворяют биологические потребности человека.

III Классификация по участию воли.

  1. непроизвольная память – запоминание происходит автоматически, без участия воли.
  2. произвольная память – связана с участием воли.

Процессы памяти – запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание – процесс памяти – закрепление нового материала путём связывания его с той информацией, которая хранится в нашей памяти.

Сохранение – удержание информации в памяти.

Воспроизведение – процесс памяти – актуализация памяти, которая хранится в памяти.

Забывание – стирание, потеря информации.

Лекция №13.

Мышление.

Мышление – высший познавательный процесс (связан со всеми познавательными процессами, стержень).


Мышление – высшая форма познавательной деятельности человека, которая позволяет отражать окружающую действительность обобщённо, опосредованно и устанавливает отношения, связи между предметами и явлениями действительности.

В ходе мышления – познание окружающей действительности. С его помощью происходит расчленение/ объединение явлений.

Обобщённость мышления – знаковый характер мышления, т.е выражается словом.

Опосредовательность мышления – возможность осознать то, что восприятием не дано (различие от животных). Разница и в формах мышления: нет.

Наглядно-действенное мышление (путь проб и ошибок) – присуще детям (конструктор, мозаика, пирамида и т.п.).

У взрослого человека мышление ещё и отвлечённое: зафиксировать информацию – определение объекта в слове. Помогает в этом память.

Речь – связь предмета с определёнными понятиями, которые не воспринимаются.


Схема процесса познания:

ОЩУЩЕНИЯ ВОСПРИЯТИЕ ПАМЯТЬ МЫШЛЕНИЕ

(свойства объекта) (картина, образ) (все данные) (переработка информации)

Мышление включает ряд операций, используемых нами:

  1. Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходств и различий между ними.
  2. Анализ – мысленное деление предметов/ явлений, нахождение их свойств (цвет, форма и т.п.)
  3. Синтез – мысленное объединение отдельных частей в единое целое.
  4. Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других (на основе анализа).
  5. Обобщение – мысленное объединение предметов/ явлений по их существенным признакам.

Формы мышления – предмет изучения формальной логики.

  1. Понятие – форма мышления, отражающая существующие свойства, связи и отношения предметов/ явлений, выраженная словом/ группой слов. Могут быть конкретными (даны восприятием) и абстрактными (за пределами восприятия). Могут быть общими, которые обозначают класс предмета/ явления, и единичными - уникальные предметы/ явления. Могут быть нулевыми – понятия, которые не существуют (Баба-Яга), научными – отражают существенные признаки, житейские.
  2. Суждения – форма мышления, отражающая связи между предметами/ явлениями, утверждение/ отрицание чего-то («люди смертны»). Могут быть истинными/ ложными (по соответствию действительности), общими (утверждения по отношению к группе) и частными (относятся к части группы), единичными (по отношению к конкретному предмету/ явлению). Могут образоваться путём умозаключения.
  3. Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определённый вывод. Это силлогизмы. Мышление строится на основе 2-х суждений. Исходные суждения называются посылками. Могут быть индуктивными (строятся от частного к общему – перекличка), дедуктивными (от общего к частному). Могут строится по аналогии.
  4. Виды мышления по этапам развития в фило/онтогенезе.
    1. наглядно-действенное (и животное, и человек): задачи решаются при помощи простого физического преобразования действительности (до 3-х лет).
    2. наглядно-образное: представление ситуации и мысленное её преобразование (сначала думать – а потом действовать). (4-7 лет). Связь с воображением
    3. словесно – логическое, или отвлечённое мышление, связанное с понятиями и логическими конструкциями с помощью словесных средств (в школе).

Речь тесно связана с мышлением.

Виды мышления по типу решаемых задач.

  1. теоретическое – связано с познанием законов/ правил. Проявляется, когда человек решает задачу в уме. Могут быть понятийными (в науке) и образными (операции с образами, извлекаемыми из долгосрочной памяти).
  2. практическое – подготовка физического преобразования действительности в условиях нехватки времени.

Виды мышления по степени новизны продукта:

  1. репродуктивное – воспроизведение имеющихся знаний
  2. продуктивное – получение нового.

Виды мышления по уровням протекания мышления:

  1. аналитическое – развёрнуто во времени, анализ
  2. интуитивное – без участия сознания, ограничено во времени.

Воображение – преобразование представлений и формирование образов на их основе, реализация которого приводит к созданию новых материальных и духовных ценностей.

Важная роль в жизни. В мышление приносит чувственные образы. Бывает активное (по собственному желанию) и пассивное (недопустимые образы).

Виды воображения:

  1. воссоздающее, репродуктивное
  2. творческое строит образы, не существующие на момент действия. Дает новые образы.

Мышление тесно связано с речью (отличие от мышления животных).

Речь – средство управления поведения человека.

Функции речи:

  1. средство мышления
  2. средство общения
  3. Выделяют обобщающую функцию и сигнализирующую (слово – информация; слово – предмет/явление).
  4. Коммуникативная и экспрессивная функции (передача информации и эмоционального состояния).

Выделяют внутреннюю речь – инструмент мышления, направленность на себя, - и внешнюю, направленную на других людей. Внешняя делится на письменную и устную (отличаются формой, грамотностью, требованиями, ситуацией).

Выделяют речь эгоцентрическую – внешняя речь, направленная не на людей. Есть речь аффектная (простая: междометия и др.)

Устная – на диалогическую и монологическую.

Речь без усвоения языка невозможна. Язык может быть и без речи. Есть мёртвые языки.

Функции языка:

  1. хранение и передача общественно-исторического опыта,
  2. общение между людьми.

Механизмы воображения:

  1. агглютинация – склеивание отдельных частей разных явлений, ранее воспринятых образцов (кентавр, русалка, ангел)
  2. гиперболизация – изменение размеров предмета (мальчик-с-пальчик).

PAGE - 4 -


5

4

3

2

1

Сила мотива

успешности

Конспект лекций по психологии для иностранного студента