Сотрудничества образовательных учреждений по преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГТ и ФГОС

Сотрудничества образовательных учреждений по преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации   ФГТ и ФГОС»

«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда 
опирается на определённую стадию 
развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

Введение Федеральных Государственных Требований(ФГТ) к структуре дошкольной программы, условиям её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Анализ ситуации показывает, что эта тенденция должна оставаться характерной чертой системы образования в будущем.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ «Стратегия РФ в области развития образования на период до 2008 г.» в структуру общего образовании вводится предшкольная ступень, в рамках которой обучение осуществляется с 5-5,5 лет. В связи с более ранним началом систематического образования особого внимания требует решение нескольких задач:

· организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учётом потребностей и возможностей детей этого возраста;

· отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;

· укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребёнка к школе, желание учиться;

· формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Таким образом, выбор содержания, методов и форм организации образования детей 5-6 лет должен прежде всего определяться тем, что они — дошкольники, т. е. только готовятся к систематическому обучению.

Механизм внедрения программы

                                                                     1 этап  

Поступление ребенка в дошкольное учреждение:

- Медицинское обследование.
- Адаптационный период при поступлении в детский сад (от 2 недель до 6 месяцев)
- Педагогическая и психологическая диагностика.

Медицинская сестра, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели

 

2 этап  
Воспитательно-образовательная деятельность с детьми в детском саду

Педагогическая деятельность:

- Занятия с детьми   по программе дошкольного образования с использованием современных технологий.
- Взаимосвязь с социумом (муз. школа, худ. школа, музеи и др.)
- Праздники, развлечения.

Психологическое сопровождение ребенка:

- Сопровождение адаптации ребенка к условиям ДОУ.
- Сопровождение детей группы риска.
- Коррекционно-развивающие занятия.
- Тренинги. Психогимнастика.
- Наблюдение. Диагностика дошкольной зрелости.

Методическая работа:

Медицинская сестра, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, педагоги дополнительного образования, учителя, зам. зав. по ВМР, зам. директора  по УВР

- Проведение общих  методических объединений, собраний, педагогических советов по вопросам воспитания и обучения детей.
- Проведение открытых уроков и занятий.
- Применение новых технологий по воспитанию и обучению детей (знакомство с технологиями применяемыми ДОУ, СОШ).
- Создание педагогических условий построения преемственной  предметно-развивающей образовательной среды.
- Ведение диагностических карт на каждого ребенка, с целью отслеживания развития детей.
- Выявление проблем (дезадаптации, школьной незрелости первоклассников в школе).

 3 этап  

Переход дошкольника в школу

- Передача пакета документов выпускников в школу.
- Отслеживание адаптации детей в первом классе.
- Оказание психологической и педагогической помощи детям и родителям.
- Проведение общих, классных родительских собраний, консультирование, беседы, рекомендации, психологические тренинги.

Медицинская сестра, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, педагоги дополнительного образования, учителя,  родители, зам. директора  по УВР

       К созданию программы нас побудил поиск точек соприкосновения ДОУ и Школы в плане преемственности в новых условиях реализации ФГТ и ФГОС.

       Программа регламентирует деятельность образовательных учреждений в вопросах организации преемственности согласно государственным образовательным стандартам.

       Так называемые точки соприкосновения мы видим в решении проблем, которые представлены как направления, т. е.структура программы опирается на три направления:

1.  Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне.

2. Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образованияи психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС и ФГТ.

3. Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.

              Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

       Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:

•  установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

• выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

• создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

• всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

• оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

• формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

 Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.

Примерные общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

•  воспитание нравственного человека;

•  охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

•  сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

На дошкольной ступени:

•  приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

•  обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

•  развитие, инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

•   формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;

•  развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

 В соответствии со Стандартом на ступени начальной школы осуществляется:

·   становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности

·  умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

· духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

· осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;

· индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

В программе раскрыты принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

      Принцип развития.

      Принцип гуманитаризации.

      Принцип целостности. 

      Принцип культуросообразности.

      Принцип содержания образования.

Формы осуществления преемственности

              Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений.

Формы осуществления преемственности:

   1. Работа с детьми:

• экскурсии в школу;

• посещение школьного музея, библиотеки;

• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

• участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

• выставки рисунков и поделок;

• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

• участие в театрализованной деятельности;

•  посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

   2. Взаимодействие педагогов:

• совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

• семинары, мастер- классы;

• круглые столы педагогов ДОУ и  учителей школы;

• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

•  педагогические и психологические наблюдения.

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

   3. Сотрудничество с родителями:

• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

• консультации с педагогами ДОУ и школы;

• встречи родителей с будущими учителями;

• дни открытых дверей;

• творческие мастерские;

• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

• образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

•  семейные вечера,  тематические досуги;

• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

•  заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

     Ожидаемые результаты.

       Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной  предметно-развивающей образовательной среды:

обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;

гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;

комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

       Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе (см. Приложение 1 «Портрет выпускника ДОУ»; Приложение 2 «Портрет выпускника начальной школы»).  

Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ:

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества…;

- любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире…

- эмоционально отзывчивый…

- овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками..

- способный управлять своим поведением и планировать свои действия…

- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту…

- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе…

- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

- овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Приложение № 2

ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника«Портрет выпускника начальной школы»:

-любящий свой народ, свой край и свою Родину;

-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

-любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

-владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

-доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

-выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Сотрудничества образовательных учреждений по преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГТ и ФГОС